Пенсионный фонд рф основной орган пенсионного обеспечения доклад

Обновлено: 02.07.2024

3АКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

С 08.04.2013г. вступили в силу изменения в законодательство о государственном пенсионном обеспечении, касающиеся размеров пенсий и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Размер пенсии инвалидов, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1208 руб. 90 коп. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере:
— инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим
обоих родителей (детям умершей одинокой матери), — 7 253 рубля 43 копейки в месяц;
— инвалидам III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, в том числе увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии.
Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере: 1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, — 3 626 рублей 71 копейка в месяц;
2) инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 8 704 рубля в месяц;
2.1) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), — 7 253 рубля 43 копейки в месяц;
3) инвалидам III группы — 3 082 рубля 71 копейка в месяц.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. . работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии . . Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые . обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных . имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами. Иными словами, суммы пенсионных .

. сведения о которых учтены Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых . пенсионное страхование. Решением отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу . персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых . в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующие сведения . (плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) в различное .

. по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионном фонде Российской Федерации. Ей был . страховых взносов общество обратилось в пенсионный фонд 23.10.2019, то . quot;О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального . ) и представления его в Пенсионный фонд Российской Федерации (19.01. . 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального . , пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда .

. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования . работников, в частности, в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального .

. новшества в Законе о негосударственных пенсионных фондах и в НК РФ могут . новшества в Законе о негосударственных пенсионных фондах и в НК РФ могут . может перечислять взносы в негосударственный пенсионный фонд, чтобы при достижении пенсионного возраста . не направит их вовремя в Пенсионный фонд; неоднократно представит в ПФР неполные .

. поручения (указаны реквизиты ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве . пенсионному страхованию, подлежащим уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации). Для уточнения вида . , т.е. в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве .

. документа. В связи с этим Пенсионный фонд выпустил подробные разъяснения относительно ее . в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда; на портале Госуслуг; через соответствующие . (по последнему месту работы); управление Пенсионного фонда; многофункциональный центр предоставления государственных услуг . введена обязанность ежемесячно подавать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности, на . , что многолетний опыт работы систем Пенсионного фонда показал высокий уровень защищенности информационных .

. /12 Обстоятельства: по результатам проверки Пенсионным фондом РФ принято решение о привлечении . услуг. Не согласившись с решением Пенсионного фонда РФ общество обратилось в суд . на пенсию. Обстоятельства: уполномоченный орган Пенсионного фонда РФ взыскал недоимку и пени . условиями труда в период простоя. Пенсионный фонд РФ с этой позицией не . вредным производством. Позиция судебных органов: Пенсионный фонд не смог доказать, что работники .

. сумме около 100 000 руб. Пенсионный фонд отказал предпринимателю в возврате указанных . -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования . страховых взносов предприниматель обратился в Пенсионный фонд 04.06.2018, а в . трехлетний срок для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне .

. той части, которая уплачивается в Пенсионный фонд. Разъясним сказанное подробно (и с . той части, которая уплачивается в Пенсионный фонд. Разъясним сказанное подробно (и с . -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования .

. о взаимоотношениях между работодателями и Пенсионным фондом. В середине декабря Президент РФ . о взаимоотношениях между работодателями и Пенсионным фондом. Нюансы ведения трудовой книжки в . общественное обсуждение. Взаимодействие работодателей с Пенсионным фондом С учетом поправок, внесенных в .

. , определяются на основе взносов в пенсионный фонд и последующих инвестиционных доходов. Программы .

Пенсионный фонд (ПФ) – крупнейшая структура государства, занимающаяся социальными выплатами населению.

Пенсионный фонд создан в 1990 г. Его главными задачами являлись сбор страховых взносов, и выплаты пенсий по возрастным ограничениям, потери кормильца и утрате трудовых возможностей. В настоящее время сфера пенсионного фонда значительно расширилась, а также появились негосударственные структуры фонда.

Негосударственный пенсионный фонд – принадлежит частным лицам и независим от госбюджета. Его задачей является увеличение объема накопительной пенсии.

Государственный пенсионный фонд – относится к государственной структуре. Перед ним стоят четкие функции и задачи.

ПФ, как организация, выполняет три основных функции:

  1. Фискальную – сбор и накопление финансовых средств населения для пенсионного субсидирования.
  2. Перераспределительную – обеспечение нуждающегося населения материальной поддержкой в виде пенсионных выплат.
  3. Контрольную – отслеживание условий государственной пенсионной системы и уровень обеспечения граждан.

Также, за ПФ закреплены социально-значимые функции:

  • Ведение учета страховых взносов.
  • Работа над назначением и выплатой пенсий и пособий.
  • Учет граждан, получающих социальные выплаты.
  • Получение взносов от работодателей.
  • Работа с сертификатом материнского капитала.
  • Контроль средств пенсионной системы.
  • Исполнения контрольных действий над Программой государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд – государственный финансовый отдел, направленный, в первую очередь, на выплату пенсий. Трудовая пенсия – регулярные выплаты, компенсирующие заработную плату или иной доход граждан. Трудовая пенсия выплачивается в следующих случаях:

  • По возрастным ограничениям.
  • По потери кормильца.
  • По трудовой недееспособности.

Пенсия за трудовую деятельность начисляется при достижении необходимого возраста и пятилетнем страховом стаже.

Цели Пенсионного фонда.

Перед Пенсионным фондом стоят следующие цели:

  • Сбор взносов, их аккумуляция;
  • Взимание с работодателей и населения, причинивших вред здоровью гражданам, государственных выплат по нетрудоспособности;
  • обеспечение государственных выплат;
  • регулярное увеличение взносов в ПФ;
  • регулирование поступлений всех страховых взносов;
  • Учет застрахованных лиц;
  • Интернациональное сотрудничество по вопросам пенсионных перечислений;
  • Улучшение и совершенствование работы по страховым пенсиям;
  • Работа с населением.

В 2001г. введен единый социальный налог, часть которого передается в пенсионные структуры. Этот налог взымается с:

  1. Предприятий и организаций;
  2. Сельскохозяйственных предприятий;
  3. Индивидуальных предпринимателей.

Также, в Пенсионный фонд переводятся государственные средства, которые идут на выплаты военным, детские пособия, поддержку населения, пострадавшего от Чернобыльской АЭС. Все средства используются для выплат пенсий, пособий, помощи нуждающемуся населению, снабжение деятельности ПФ и другие нужды.

Пенсионный фонд – одна из крупных структур государства, которая регулярно расширяет и модернизирует свою деятельность во благо граждан.

Доклад №2

Каждый человек за свою жизнь проходит несколько важнейших этапов – от младенчества до пожилого возраста. Чтобы достойно встретить старость, нужно иметь гарантии для своей защиты со стороны государства. Тот гражданин, который заранее обеспокоен финансовой стабильностью для себя, имеет возможность увеличить будущую пенсию.

Интересно и важно в этой системе то, что каждое последующее поколение взаимосвязано с предыдущим. Подобная солидарность имеет первостепенное значение. Это объясняется тем, что современный работодатель, делая отчисления в пенсионный фонд, зарабатывает себе будущую пенсию и помогает тем, кто уже нетрудоспособен. Такая закономерность, существующая в системе пенсионного обеспечения, способствует повышению уровня жизни людей.

Выплаты, которые производятся гражданам, застрахованным в системе пенсионного обеспечения, включают следующий список: это разные виды пенсий, которые имеют свои условия для назначения, денежные выплаты социального характера (например, это работа с материнским капиталом, пособия на погребения).

Таким образом, Пенсионный фонд - это организация, которая создает прочную материальную основу, имеющую место в определенном возрасте для человека. При этом в настоящее время данной системе выплат уделяется особое внимание. Это связано с тем, что преждевременное знакомство с ее принципами и условиями работы поможет в пенсионном возрасте быстро решить любые вопросы и получать достойную выплату. Система пенсионного фонда отвечает требованиям тем механизмам, которые отвечают требованиям государства.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд

Подземные воды – это воды, залегающие на различной глубине в земной коре. Подземные воды могут быть расположены как в верхнем слое почвы, так и в водоупорных слоях. Уровень грунтовых вод не является постоянным,

Столетняя война оставила огромный след в мировой истории. Столетняя это так прозвали кровопролитную, 116-ти летнюю войну. Конечно были небольшие перерывы и если разобраться то, конфликт состоял из большой серии коротких войн. Все просто,

Природа подарила миру многих удивительных животных, не исключением стал и еж обыкновенный. Мало таких людей, которые не знают, как выглядит это животное. Несмотря на то, что зверек достаточно милый и интересный, его очень трудно взять в руки,


В данной статье уделяется внимание одному из важнейших государственных институтов — Пенсионному фонду Российской Федерации, где рассматривается правовой статус данного органа в системе законодательства. Проведен анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение Пенсионного фонда РФ в системе законодательства.

В связи с проведением реформы пенсионной системы России, принятием новых законов и изменением пенсионного законодательства, стали возникать проблемы (дискуссии) в определении правового статуса самого Пенсионного фонда России как органа управления финансами пенсионного обеспечения. Можно сделать вывод о наличии в системе законодательных и других нормативных противоречий, вызванных спецификой и уникальностью пенсионной системы РФ, правоотношениями в сфере пенсионного законодательства и Пенсионного фонда России.

Ключевые слова: Пенсионный Фонд РФ, пенсии, пенсионное обеспечение, пенсионная система, пенсионная реформа, правоотношения, правовой статус, законодательство.

This article focuses on one of the most important state institutions — the Pension Fund of the Russian Federation, which examines the legal status of this body in the system of legislation. The analysis of the main regulatory legal acts regulating the legal status of the Pension Fund of the Russian Federation in the system of legislation.

In connection with the reform of the pension system of Russia, the adoption of new laws and changes in pension legislation, there were problems (discussions) in determining the legal status of the Pension Fund of Russia as a financial management body of pension provision. It can be concluded that there are legislative and other regulatory contradictions in the system caused by the specificity and uniqueness of the pension system of the Russian Federation, legal relations in the field of pension legislation and the Pension Fund of Russia.

Key words: Pension Fund of the Russian Federation, pensions, pension provision, pension system, pension reform, legal relations, legal status, legislation.

Современное экономическое сообщество переживает период, при котором происходят изменения в социальном, экономическом и политическом пространстве. Так вот, в рамках данных изменений, реформирование пенсионного обеспечения в России является важным фактором, от которого зависит благосостояние населения страны.

Приоритетной функцией государства является социальное обеспечение граждан. Важнейшей частью структуры системы социального обеспечения являются пенсионные фонды. Законодательство о пенсионном обеспечении допускает создание двухзвенной системы пенсионного обеспечения: государственное и негосударственное.

В Российской Федерации для выполнения государственной политики в области пенсионного обеспечения населения был создан Пенсионный фонд России, который является одним из основных государственных фондов нашей страны, осуществляющих финансовое обеспечение пенсионного страхования. Он относится к числу крупнейших федеральных систем, оказываемых социальные услуги [7, с.73].

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется через функционирование Пенсионного фонда РФ, негосударственное — через негосударственные пенсионные фонды. По данным на 2018 год, организаций оказывающих подобные услуги, насчитывается около 350.

Полностью Пенсионный фонд РФ начал свою деятельность только с 1 января 1992 г. В настоящее время, Пенсионный фонд России включает в себя более 2589 подразделений, которые ежедневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях [10, с.82].

В настоящее время особо следует уделить внимание правовому статусу Пенсионного фонда Российской Федерации.

В данный момент основной проблемой Пенсионного фонда России является дефицит его бюджета, но в то же время существуют и другие проблемы ПФР, например, связанные с его правовым статусом.

Пенсионный фонд, имея двойственную правовую природу, представляет собой особый правовой институт. В настоящее время статус этого органа чётко не определён.

В функции ПФР входят назначение и выплата пенсий, управление средствами пенсионной системы, учёт страховых средств, выплата материнского капитала, установление социальной доплаты к пенсиям до прожиточного минимума и другие. В последнее время количество выполняемых фондом функций, не подведомственных его полномочиям, заметно увеличилось (дополнительное ежемесячное обеспечение отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, получающих государственную социальную помощь, и другие).

Согласно Положению о ПФР, он имеет право на издание нормативных актов, которые входят в его компетенцию. О форме издания таких актов ничего не сказано, но чаще всего ими выступают постановления Правления ПФР. ПФР характеризуется особым правовым статусом и специфической структурой, автономностью и наличием собственного источника доходов.

ПФР обладает рядом признаков, характерных для органов государственного управления, однако таким не является.

Во-первых, ПФР имеет свой собственный источник доходов, иные же государственные органы его не имеют.

Во-вторых, составляющие систему ПФР органы и учреждения нельзя отнести к казённым, автономным, бюджетным. Именно поэтому статус этого органа в настоящее время чётко не определён и порождает множественные споры.

Глава 4 Гражданского кодекса РФ также не даёт указаний для определения статуса подобных учреждений [12, с.73].

Стоит отметить, что между законопроектом, внесённым в Государственную Думу, который определял публично — правовую компанию как унитарную некоммерческую организацию и Положением о ПФР существуют некоторые противоречия и 75 несоответствий. Одним из таких противоречий является содержание статьи 6 законопроекта, в которой говорится, что имущество, которое принадлежит унитарной некоммерческой организацией является её собственностью. Однако Положение о ПФР устанавливает, что его имущество является собственностью государства. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о существующих проблемах правового статуса ПФР.

Во-первых, законодательно его статус чётко не определён, а нормативные акты, которые регулируют ПФР, противоречивы в своём содержании.

Во-вторых, названный фонд обладает двойственной правовой природой. Это выражается в его признаках, характерных для органов государственного управления, однако ПФР к таким не относится.

Для разрешения существующих проблем, касающихся правого статуса названного фонда, необходимо: внести в Положение о Пенсионном фонде РФ существенные поправки относительно его правого статуса, определяя ПФР как публично-правовой субъект, не относящийся к органам государственной власти, но обладающим государственно-властными полномочиями; осуществить чёткое определения функций и задач данного фонда [17, с.59].

Рассматриваемый государственный институт был создан для централизованного управления средствами пенсионной системы. При этом разрешились две важных задачи — выведение средств из государственного бюджета в самостоятельный бюджетный процесс, наделяясь статусом государственного бюджетного фонда, а также освобождение непосредственно государства от выполнения обязательств в плане выплат пенсий и обеспечения не из бюджета страны, а из страховых платежей самих граждан. Хотя средства и имеют статус федеральных, по своей природе являются средствами обязательного пенсионного страхования.

Данная система выполняет важную цель — обеспечение благ, заработанных гражданином путем перераспределения их во времени, а также обеспечение выплаты гражданам пенсий, либо положенных по закону пособий, которые устанавливаются в связи с определенными обстоятельствами.

Исходя из вышеперечисленного, приходим к выводу, что Пенсионный фонд России выполняет важную социально-экономическую функцию [7, с.73].

Элементы правового статуса пенсионного фонда и его органов имеют специфическую особенность, которая заключается в том, что закреплены они в большом количестве нормативных актов, которые, в свою очередь, имеют разную юридическую силу [13, с.113].


Рис. 1. Элементы, формирующие правовой статус Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд России является внебюджетным фондом, созданным для государственного управления средствами пенсионной системы, а также обеспечения гражданам пенсионного обеспечения. На 2017 год производит выплаты в общей сложности 60 миллионам человек.

На практике возникает вопрос: является ли пенсионный фонд России органом государственной власти? Ответ на него содержится в нормативной базе, регулирующей как деятельность ПФР, так и органов исполнительной власти. Она столь широка не только из-за важности выполняемых функций, но и потому, что представляет собой огромную разветвленную систему, управление которой осуществляется Правлением во главе с Председателем.

С проведением реформ пенсионной системы России, принятием новых законов и изменением пенсионного законодательства, стали возникать проблемы с определением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как органа управления финансами пенсионного обеспечения. Стоит обратить внимание на основные аспекты данной проблемы.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 118 впервые выделяет фонды юридическим лицам, определяет фонд, фиксирует их юридический и имущественный статус.

Задачами правления является управление средствами обязательного пенсионного страхования, распоряжение данными средствами в соответствии с законодательством, а также выплата пособий определенному кругу лиц, нуждающемуся в этом [18, с.33].

Правление — коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят: председатель ПФР, заместители директора, исполнительный директор, руководители ведущих управлений и отделов центрального аппарата, отдельные руководители региональных отделений. Интересно, что в состав могут входить и люди, которые никакого отношения к пенсионной системе не имеют — это могут быть представители как общественных, так и религиозных организаций. Утверждается состав Правительством по представлению председателя Пенсионного фонда России.

На этом сложность определения административно-правового статуса ПФР не заканчивается. На наш взгляд, самым главным является взаимодействие с другими органами, а также его полномочия. Но не стоит забывать, что при всём этом, помогают ему функционировать определенные государственные органы [8, с.256].

К вышесказанному важно было бы добавить, что вся эта система крепко стоит на ногах и работает стабильно, несмотря на затянувшийся процесс реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.

Исходя из этого, приходим к выводу, что ПФР является государственным учреждением, которое, кроме того, наделено публично-властными полномочиями, имеет специальную правоспособность, аспекты которой указаны в вышеперечисленных нормативно-правовых актах.

Так как фонды являются некоммерческими организациями, они подчиняются Закону о некоммерческих организациях. Деятельность некоторых фондов регулируются специальным законодательством. Хоть и некоторые организации называются фондами, они в основном являются государственными финансовыми и кредитными учреждениями. К таким фондам и относится Пенсионный фонд Российской Федерации.

Так же, пункт 2 статьи 118 ГК РФ предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий:

1) она должна быть необходима для достижения социально полезных целей, для которых был создан фонд;

2) он должен соответствовать данным целям.

Хотя Пенсионный фонд Российской Федерации не осуществляет предпринимательскую деятельность и не существует единого нормативного правового акта, регулирующего этот вопрос. Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав, однако, учредительным документом Пенсионного фонда России является Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации [11, с.189].

Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, учредителем фонда является Российская Федерация, Пенсионный фонд Российской Федерации и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда формируются из:

– страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

– выплат по страховым взносам для организаций, использующих работу членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

– задолженностей, штрафов и штрафов за взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– дохода от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации:

– штрафов, санкций, убытков;

– межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– пожертвований негосударственных пенсионных фондов; от других доходов [18, с.37].

Таким образом, решением проблемы может стать преобразование Пенсионного фонда Российской Федерации в публично-правовую компанию. Правительство уже обсуждает возможность такой трансформации. На первом этапе предлагается создать руководящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации на трехсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.

По мнению экспертов, новый правовой статус позволит Пенсионному фонду Российской Федерации стать более независимым от бюджета, даст возможность увеличить резервы и разместить их в активах компаний для получения большей прибыли.

В своем исследовании А. А. Олейников и Ю. И. Чернов, определяют, что ПФР является государственным учреждением, которое, кроме того, что наделено публично-властными полномочиями, имеет специальную правоспособность, аспекты которой указаны в вышеперечисленных нормативно-правовых актах [16, с.402].

В связи с ухудшением платежной дисциплины, с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов внутри ПФР осуществляет Федеральная налоговая служба России.

В связи с вышеперечисленным, интерес представляет соблюдение порядка уплаты страховых взносов в ПФР и его взаимодействие с Федеральной налоговой службой, исходя из новых правил.

Преимущества Пенсионного фонда России:

– риск банкротства и ликвидации — 0 %, поскольку он обеспечивается государством;

– накопительная система дает возможность постепенно увеличивать объем своей будущей пенсии.

– базой для формирования пенсии служит исключительно официальная зарплата, иной доход недопустим;

– процент от личных отчислений гражданина погашает пенсионные обязательства в пользу действующих пенсионеров;

– распоряжение собственными средствами может производиться гражданином лишь при достижении пенсионного возраста [9, с.210].

Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что существует чрезмерная зависимость бюджета Пенсионного фонда от финансирования из федерального бюджета, что требует дальнейшего поиска направлений повышения самостоятельности и финансовой устойчивости Пенсионного фонда в частности и пенсионной системы в целом.

Приходим к выводу, что административно-правовой статус такого сложного и важного на данном этапе государственного развития экономического института, определяется большим количеством нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти разного уровня, его структурой, а также взаимодействием с органами власти (например, с Федеральной налоговой службой), которые помогают поддерживать подвергающуюся коррекции, однако стабильную систему, обеспечивающую граждан необходимыми выплатами.

Пенсионный фонд России наделен многими полномочиями, но административно-правовой статус Пенсионного фонда России, к сожалению, выражен не полностью. На протяжении всего периода реформ Пенсионный фонд находится в центре всех социально-экономических противоречий.

Управление системой пенсионного обеспечения — сложная область правового регулирования, и в настоящее время имеется много проблем и противоречий по этому поводу. Доказательство тому — неопределенность административно-правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, постоянное обсуждение необходимости перераспределения прав и обязанностей по сбору и выплате пенсионных средств между различными ведомствами.

Учитывая сказанное, изучение проблем правового регулирования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время актуально как в теоретическом, так и в практическом плане.

Основные термины (генерируются автоматически): Пенсионный фонд, Российская Федерация, Пенсионный фонд России, правовой статус, пенсионное обеспечение, пенсионная система, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ, орган, фонд.

Читайте также: