Педчтения учителя доклад якутск до 26 ноября

Обновлено: 05.05.2024

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

Ключевой психологический фактор для развития самостоятельности ребенка семи-одиннадцати лет – развитие познавательной активности .

Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения

Исходя из вышеизложенного, я определила цель своей работы: СЛАЙД 2

Что я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором уверенной самостоятельности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием. В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я постоянно использую перечень средств, представленных в схеме:

Поподробнее остановлюсь на каждом из них.

1. Информационно - коммуникационные технологии . Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием ИКТ – на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-компьютерные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Мой кабинет оснащен полным комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:

  • презентации;
  • тренажёры;
  • физминутки;
  • тесты;
  • развивающие игры;
  • использование ЦОРов;
  • проецирование работ учащихся для анализа или поиска по заданой теме или вопросу;
  • музыкальное сопровождение уроков;
  • урок информатики: от теории – к практике;
  • использование возможностей Интернет сообществ;
  • проектная деятельность.

Наиболее удачной и распространенной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны разнообразные моменты урока. Так как ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала и вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Я на своих уроках стараюсь применять эту методику, детям она понятна и приемлема. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы умножения, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.

Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. 7 В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

ИГРА Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра . В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Стараюсь не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особенно широко использую игры на уроках при обучении первоклассников, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Стараюсь практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.) и способствуют активной социализации личности участника игры.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

. Для развития познавательной активности у учащихся я также использую дифференцированные задания для самостоятельного изучения, которые составляю по трем уровням:

Важнейшая составляющая таких заданий – выбор учеником оценки, на которую он претендует по той или иной теме.

Главный же результат – учебная деятельность перестает быть источником негативных форм психической напряженности и действительно превращается в ведущий тип деятельности учащихся.

Приведу пример дифференциации домашнего задания по окружающему миру из своего опыта работы.

Уровни дифференцированных заданий

По заданию учителя

По выбору ученика

Установка: Оцените полученные знания и выберите себе задание на дом, которое вы бы хотели выполнить (возможные варианты выполнения задания выдаются каждому ученику)

Поработай на страницах учебника, расскажи родителям, о старинных предметах. Нарисуй рисунок.

Стр. 86, № 4. для Захаровой Т, Игнатовой,

Стр. 86, № 3 для ИвановаД, Петровй И..

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.

Таким образом, развивая познавательную активность учащихся на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях, я постепенно создаю условия для того, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии – гражданином единого российского общества.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Кто-то из великих сказал, что знания, даваемые детям насильно, душат разум.

Цель своей будущей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы находить новые методы и формы работы с детьми, развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывать творчески мыслящую личность, способную адаптироваться в условиях быстро меняющейся жизни. И как сказал Дуглас Мэллох:

Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать
самым лучшим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ в обучении младших школьников ".


В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения.


Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"

Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.


Росинские педчтения. "Воспитание в семье"

Воспитание ребенка в большей части происходит в семье.

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях.

выступление на педчтениях

Вытуление на педчтениях на тему: "Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

Участие аттест.учителя на НПК,педчтениях,семинарах,педярмарках.

Проведение и участие учителя в НПК,семинарах,педчтениях,педярмарках.Проведение открытых мастер-классов,уроков,круглых столов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Результатами внутришкольного контроля, учебной деятельности (слайд 5)

В связи с этим учителями нашей школы созданы Программы деятельности педагога по работе с учащимися, имеющими проблемы в изучении русского языка.

Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачей программы является создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Принципы построения Программы - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

В Программе даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Причина слабой успеваемости

Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей

Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов

Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи.

Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей

Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Особенности неуспевающих учащихся:

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

отсутствие познавательного интереса;

не сформированы элементарные организационные навыки;

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Признаки отставания ученика

В чем проявляется:

1. Низкий уровень

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и т. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Функциональные особенности нервной системы

4. Отсутствие познавательного интереса.

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

5.Несформированность произвольной сферы.

Функциональные особенности нервной системы;

Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Перед нами возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность учеников?

Разнообразить виды деятельности.

Всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В связи с этим учитель должен: (слайд 10)
Знать
психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная)


Стремиться понять и принять каждого ребёнка:
- уметь встать на позиции ученика;
- уметь вести непринуждённый диалог;
- стремиться к внешней занимательности;
- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
- учить работать со словарями и другим справочным материалом.

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

В обучении применять:
- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам;
- работу с алгоритмами.


Особое внимание обращаем на правило: НЕТ насмешливому тону!

При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированного подхода в обучении (слайд 11)
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- при закреплении;
- при проверке домашнего задания;
- при самостоятельной работе.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи (слайд 12,13)

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.

Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

При опросе создаются специальные ситуации успеха.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: (слайд 14)

специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов: (слайд 15)

- Отсутствие в классе отстающих учащихся;
- Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
- Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
- Развитие способностей учащихся

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов: (слайд 16)

- Большая подготовительная работа перед уроком
- Переработка содержания материала
- Дидактическое обеспечение
- Подготовка учащихся к такой форме работы;
- Педагогический мониторинг

Рекомендации по рациональному применению

дифференцированного подхода

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

Индивидуальные дифференцированные задания.

Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Как следствие, на уроке появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание в учебном процессе.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации

Виды домашних заданий

Три уровня домашнего задания:

Обязательный минимум (по силам любому ученику).

Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.

Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Мероприятия по предупреждению неуспеваемости

учащихся на 2013-2014 учебный год (7В класс)

Мероприятие

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей

Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические)

Дополнительные занятия с учеником (разовые)

“Правила составления плана устного ответа”

“Как правильно работать с орфограммами”

в начале учебного года

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность

ежедневно на разных этапах урока

на каждом уроке

Работа с учеником на уроке:

в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников

на каждом уроке

Организация самостоятельной работы на уроке:

разбивка заданий на дозы,

ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

ссылка на правила и свойства,

более тщательный контроль с указанием на ошибки;

выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях,

использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)

на каждом уроке

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки

25 ноября в ЯСХТ состоятся традиционные педагогические чтения

Методический совет ГБПОУ РС (Я) “ЯСХТ” сообщает о том,что 25 ноября т.г. в Якутском сельхозтехникуме состоятся традиционные педагогические чтения. Педчтения проведут по теме “Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода к обучению в учреждениях среднего профессионального образования”. Данное мероприятие проводится ежегодно,целью чтений является повышение профессионального мастерства педагогических и руководящих работников системы среднего профессионального образования, содействия распространению и внедрению в массовую практику передового опыта учебно-воспитательной и методической работы, а также для создания среды профессионального общения и творческой самореализации педагогических работников.

В этом году ввиду нераспространения инфекционной болезни КОВИД-19 чтения будут проведены в дистанционной форме.

Педчтения имеют пять направлений.

  1. Инновационные педагогические технологии как основа достижения качественного образовательного результата.
  2. Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования.
  3. Цифровые образовательные ресурсы: новые методы и технологии.
  4. Реализация инклюзивного образования.
  5. Современные подходы к организации практической подготовки обучающихся в контексте реализации ФГОС СПО.

Для участия в педчтении приглашаются преподаватели, воспитатели, методисты,работники библиотеки и музея ПОО системы СПО республики.

В заявке необходимо обязательно указать фамилию, имя, отчество участника, должность, место работы и название доклада.

Разработаны условия критериев и процедуры оценки работ участников, с которыми можете ознакомиться в Методическом совете.

Также разработаны и требования к оформлению тезиса доклада, как чисто технического, так и содержательного характера.

Все требования по оформлению работы также можно узнать в Методическом совете ЯСХТ.

Как подготовить доклад к педчтениям

Обычно структура доклада бывает следующая:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Глава (параграф, часть) 1. Теоретические основы
  • Глава (параграф, часть) 2. Отражение собственного опыта
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Рассмотрим кратко по отдельности содержание частей доклада.

Введение. Обычно материал располагается в следующем порядке:

  • Актуальность.
  • Противоречие (т.е. что не удовлетворяет в существующей практике. Например, неудовлетворенность тем, что дети на уроках мало говорят или осознание того, как много времени уходит на повторение пройденного на каждом уроке, на повторение забытого материала и т.п.).
  • Из противоречия вытекает проблема, которую Вы исследуете в данной работе.
  • Цель данной работы.
  • Задачи, показывающие поэтапное достижение цели.
  • Методы исследования.
  • Новизна.
  • Практическая значимость.
  • Этапы исследования.
  • Где проводилась апробация и внедрение результатов исследования.

Глава (параграф, часть) 1. Теоретические основы. В этой части работы нужно проанализировать теоретические основы Вашей тематики. Обычно приводят, анализируют, сопоставляют, сравнивают подходы нескольких авторов. Но после этого должна получиться Ваша теоретическая модель: Ваше теоретическое видение того, как должна быть решена та проблема, которую Вы исследуете (т.е. та проблема, которую Вы обозначили во Введении). Эта модель может быть описана словесно или представлена в виде схемы, таблицы и т.п. (предпочтительнее представление модели в виде схемы или таблицы, т.к. тогда модель становится цельной, системной и Вам самому становятся понятнее пути решения проблемы). Должны быть ссылки на литературу.

Глава (параграф, часть) 2. Отражение собственного опыта (название главы будет другим). Здесь Вы поэтапно описываете Ваш опыт решения исследуемой проблемы согласно Вашей теоретической модели. Так как это опыт, то в конце главы должен быть приведен анализ и обобщение конкретных фактов и показателей работы, подтверждающих эффективность данного опыта.

Заключение. Здесь показываете, какие результаты получены, приводите выводы об эффективности Вашей модели и рекомендации.

Читайте также: