Педагогическое общение доклад и презентация

Обновлено: 07.05.2024

Презентация на тему: " 1.Педагогическое общение 2.Цель педагогического общения 3.Функции педагогического общения 4.Ценность педагогического общения 5.Ведущий принцип педагогического." — Транскрипт:

2 1.Педагогическое общение 2.Цель педагогического общения 3.Функции педагогического общения 4.Ценность педагогического общения 5.Ведущий принцип педагогического общения 6.Специфика педагогического процесса 7.Компоненты педагогического общения 8.Барьеры педагогического общения 9.Стили педагогического общения 10.Вывод 11.Педагогические способности 12. Исследователи способностей 13.Признаки педагогических способностей 14.Структура педагогических способностей 15.Уровни педагогических способностей 16.Виды способностей 17.Заключение

3 Для человека,нет ничего более интересного,чем люди. (В.Гумбольдт).

4 Педагогическое общение- это специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося),опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно- воспитательном процессе.

5 Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта от педагога учащимися,так и в обмене личностными смыслами,связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

6 -информационная -информационная -контактная -амотивная -побудительная -обучающая

7 Информационная функция, заключается в передаче общественного и профессионального опыта от педагога учащимся,так и в обмене личностными смыслами,связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

8 Контактная функция, заключается в установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

9 Амотивная функция,заключается в побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний(обмен эмоциями),а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

10 Побудительная функция, заключается в стимуляции активности учащегося,направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий.

11 Качество педагогического общения определяется,прежде всего,тем,что она реализует обучающую функцию. Обучающая функция,является ведущей функцией,она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя- учеников,учеников между собой.

12 Высшая ценность педагогического общения- индивидуальность педагога и учащегося.Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся- важнейшая ценность педагогического общения.

13 Императив И.Канта:всегда относиться к себе и учащимся как цели общения,в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.Именно это восхождение к индивидуальности и является выражением чести и достоинства субъектов общения.Императив

14 Императив- это безусловное требование.Восхождение к индивидуальности в процессе общения,которое является выражением чести и достоинства субъектов общения

15 Прежде всего,проявляется в его направленности.Оно направлено на взаимодействие,на обучающих в целях их личностного развития,на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.

16 Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей,описываемого схемойчеловек- человек. (Е.А.Климов).

17 -перцептивный компонент (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга) -коммуникативный компонент (обмен информацией) -интерактивный компонент (осуществление совместной деятельности).

18 -Личностные; -Социально-психологические; -Физические; -Коммуникативные;

19 Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки: -стереотипы мышления; -предвзятость; -неправильное отношение друг к другу; -отсутствие внимания и интереса к другому; -пренебрежение фактами.-пренебрежение фактами.

20 Коммуникативный барьер- это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса.

21 отсутствие внимания пренебрежение фактами неправильное отношение предвзятость стереотипы мышления барьер страдания барьер плохого настро-я барьер презрения барьер страха барьер общения барьер речи личнос тные барьер сознания

22 -регламентированный; -импровизационный стиль; -авторитарный; -попустительский; -демократический стиль;

23 Предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса,а также следование определенным шаблонам и правилам.Четкая организация учебно- воспитательной работы.

24 Позволяет спонтанно находить решение каждой,вновь возникающей ситуации.Оптимальным представляется гармоническое сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации,что позволяет соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения.

25 В рамках авторитарного стиля общения,учащемуся принадлежит изначально подчиненная роль.Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребенка.

26 Данный стиль позволяет достичь раскованных отношений,однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников,также этот стиль выступает крайней противоположностью авторитарному стилю.

27 При данном стиле общения,место имеет определенная регламентация ролей участников диалога,не ущемляющая,однако,свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера.

28 Таким образом,эффективность педагогического общения определяется,в первую очередь, личностными качествами учителя, среди которых выделяют: -показатели коммуникативного плана; -показатели индивидуально-личностного плана; -показатели общего социально- психологического плана, -показатели морально-этического плана.

29 Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого,которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. (Б.М.Теплов).

30 На исследование проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии,как Б.М.Теплов,С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,К.К.Платонов,Б.Ф.Ломов, Н.Д.Левитов,Ф.Н.Гоноболин,А.И.Щербаков,Н.Г.Кушков.

31 -индивидуально-психологические особенности; -способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; -понятие способностьне сводится к тем знаниям,навыкам или умениям,которые уже выработаны у данного человека.

32 1)способность делать учебный материал доступным учащимся; 2)понимание учителем ученика; 3)творчество в работе; 4)педагогически волевое влияние на детей; 5)способность организовать детский коллектив, 6)интерес к детям;

33 7)cсодержательность и яркость речи; 8)ее образность и убедительность; 9)педагогический такт; 10)Способность связывать учебный материал с жизнью; 11)наблюдательность; 12)педагогическая требовательность.

34 1)Рефлексивный(перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); 2)Проективный(проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект-учащегося,на его потребность в развитии,самоутверждении,гражданственном и профессиональном становлении).

35 1 )Гностические; 2)Проектировочные; 3)Конструктивные 4)Коммуникативные; 5)Организаторские; 6)Рефлексивные; 7)Проективные педагогические способности.

36 Таким образом,педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся,позволяющей использовать созидающее внушение,стимулирующее формирование самоконтроля саморегуляции,обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическое общение.

№ слайда 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на ур

№ слайда 2

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.

Функции общения:

№ слайда 3

Модели общения Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет напр

№ слайда 4

Модели общения Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

Стиль –индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученик

№ слайда 5

Стиль –индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Общение на основе дружеского расположения.Общение-диалог.Общение-дистанция. Общение-устрашение. Общение-заигрывание.

Стили общения –выбор учащимися.

№ слайда 6

Стили общения –выбор учащимися.

Модели поведения преподавателя:

№ слайда 7

Модели поведения преподавателя:


№ слайда 8

Модели поведения преподавателя (тестирование).

№ слайда 9

Модели поведения преподавателя (тестирование).

Модели поведения преподавателя (анкетирование учащихся)

№ слайда 10

Модели поведения преподавателя (анкетирование учащихся)

Коммуникативные приёмы: 1. Приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникатив

№ слайда 11

2. Приёмы оказания коммуникативной поддержки Своевременная помощь в подборе адек

№ слайда 12

2. Приёмы оказания коммуникативной поддержки Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном построении высказываний;Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

3. Приёмы инициирования встречной учебно – познавательной активности Побуждение

№ слайда 13

Выбор учащимися личностных качеств преподавателя. Справедливость Умение поставит

№ слайда 14

Выбор учащимися личностных качеств преподавателя. Справедливость Умение поставить себя на место другогоДоброта СдержанностьТерпимостьКрасота, стиль Хорошие вербальные способностиДоступность изложения материалаСтрогость

Качества педагога, необходимые для успешного общения: Интерес к людям и работе с

№ слайда 15

Качества педагога, необходимые для успешного общения: Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой;Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)

Формы работы на уроке: Урок-презентация: активная роль на таком уроке принадлежи

№ слайда 16

Формы работы на уроке: Урок-презентация: активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаются учащиеся. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.Урок-исследование: эта форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, подведения итогов.Тематический проект: коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Электронная викторина: организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий. Электронный урок: это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Электронное тестирование: это самоанализ и самооценка ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

авторская разработка, данная презентация поможет вам подготовить выступление на методическом объеденении, педсовете, совещании. Так же презентация поможет студентам, обучающихся в педагогических вузах, колледжах

МБОУ «Пачинская средняя общеобразовательная школа

ТЕХНОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБЩЕНИЯ

Составитель: Савосина Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

ОБЩЕНИЕ – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

ОБЩЕНИЕ – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Структура общения Интерактивное: организация взаимодействия между общающимися или обмен знаниями, идеями, мнениями, действиями. Коммуникативное: обмен информацией между общающимися. Перцептивное: Процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания

Структура общения

Интерактивное:

между общающимися или

обмен знаниями, идеями,

Коммуникативное:

Перцептивное:

Процесс восприятия и познания

друг друга партнёрами по общению

и установления на этой основе взаимопонимания

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего развитию личности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего развитию личности.

Функции педагогического общения обмен ролями познание обмен информацией организация деятельности самоутверждение сопереживание

Функции педагогического общения

обмен ролями

обмен информацией

организация деятельности

самоутверждение

сопереживание

Основа педагогической

технологии общения

Направлено на создание педагогом комфортных условий

для проявления ребёнком познавательной, творческой

активности во время совместной деятельности.

Реализуется через операции демонстрации расположенности, проявление интереса, оказание помощи.

Происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа.

Стили педагогического общения Авторитарный Демократический Попустительский Либеральный Автократический Игнорирующий

Стили педагогического общения

Авторитарный

Демократический

Попустительский

Либеральный

Автократический

Игнорирующий

Авторитарный - При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Авторитарный - При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

Попустительский - Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

Попустительский - Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

Автократический - преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог предварительно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

Автократический - преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог предварительно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

 Игнорирующий - преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.

Игнорирующий - преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.

 Педагогическое общение должно быть эмоционально-комфортным и личностно- развивающим.

Педагогическое общение должно быть эмоционально-комфортным и личностно- развивающим.

Педагогическое общение и его функции, слайд 1

Слайд 4

Педагогическое общение и его функции, слайд 4

Авторитарный (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация. Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
Стили педагогического общения

Слайд 5

Педагогическое общение и его функции, слайд 5

название моделей характеристика следствие
1. Модель дикторская ("Монблан"). Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия. отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена"). Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия. слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров . нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев"). Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет"). Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.
Модели поведения преподавателя:

Слайд 6

Педагогическое общение и его функции, слайд 6

название моделей характеристика следствие
6. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. низкий эффект социального взаимодействия.
7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Слайд 7

Педагогическое общение и его функции, слайд 7

Справедливость Умение поставить себя на место другого Доброта Сдержанность Терпимость Красота, стиль Хорошие вербальные способности Доступность изложения материала Строгость
Выбор учащимися личностных качеств преподавателя

Слайд 8

Педагогическое общение и его функции, слайд 8

Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
Качества педагога, необходимые для успешного общения:

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: