Педагогическая поддержка одаренного ребенка доклад

Обновлено: 05.07.2024

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, а некоторым из них как бы мешают ученики с познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения, а иногда и обещания родителям, забываются – нет для этого у учителя ни времени, ни сил. К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит, прежде всего, лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку – радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи. Но это через какое-то время надоедает и учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постоянно становится всем в классе в тягость.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, например, за невыполненное домашнее задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, небрежную домашнюю работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка со стороны учителя.

Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды.

Эта категория детей требует к себе особого индивидуального социально-педагогического подхода. Поэтому, для более успешного восстановления социального статуса одаренных детей как личности, члена коллектива (сверстников, одноклассников, ближайшего социального окружения) специалисту (социальному педагогу, педагогу-психологу, учителю) необходимо в работе соблюдать рад социально-педагогических условий.

Одаренных детей, как правило, отличают:

Психофизиологические особенности одаренных детей:

  • высокая любознательность;
  • исследовательская активность;
  • повышенная биохимическая активность мозга;
  • эмоциональность;
  • вспыльчивость;
  • особая речь, моторика и восприятие.

Василькова Ю.В. выделяет следующие виды одаренности:

  • социальную, иначе лидерскую;
  • художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую;
  • психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;
  • академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному – двум предметам и не успевают по другим;
  • творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками.

С детства они всех раздражают – и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему. В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы. О.д. нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

Следует, что одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).

Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.

Основные направления поддержки одаренных детей:

  1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;
  2. Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
  3. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, другие – для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка.

Для того чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий. Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Для того чтобы одаренные ученики повышали свой интеллектуальный уровень, чтобы развивали свои умения, были приняты окружающими, необходима поддержка со стороны учителей.

Чтоб одаренные дети не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, им необходима помощь учителей, социального педагога, педагогическая поддержка. Эта поддержка оказывается ученикам на протяжении всего учебного года. Одной из задач нашей работы – реализация программы по педагогической поддержке одаренных детей в учебном процессе. Данная программа включает 3 этапа:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще до школьной скамьи. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка со стороны учителя.

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).( слайд №2)

Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.

Основные направления поддержки одаренных детей:

Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;

Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Одаренность может проявляться:

как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Психофизиологические особенности одаренных детей:

Одаренных детей, как правило, отличают:

повышенная биохимическая активность мозга;

Одаренность бывает:

академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе.

Формы выявления одаренных детей:

общение с родителями;

работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

Формы работы с одаренными учащимися:

Индивидуальный подход на уроках;

Групповые занятия с одаренными учащимися;

Участие в школьных, городских олимпиадах;

Конкурсы, интеллектуальные марафоны;

Предметные кружки, факультативы;

Работа по индивидуальным планам

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Ежегодно ученики школы выступают с защитой своих научно- исследовательских проектов. С каждым годом растет не только их число, но и качество. Ученические исследования стали интереснее, содержательнее, более актуальны.

Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия по математике, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, занимают важное место в развитии одаренных детей, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Ежегодно в школе проходит декада математики. В рамках декады проводятся конкурсы газет, презентаций, ребусов, кроссвордов, викторины, математические поединки, уроки-соревнования, конкурсы лучшего знатока формул.

Огромное внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ, при этом умело осуществляется дифференцированный подход.

Невозможно привить интерес к предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен.

Учитель должен быть:

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

интеллигентным, нравственным и эрудированным;

владеть передовыми педагогическими технологиями;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще до школьной скамьи. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка со стороны учителя.

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем .

Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.

Основные направления поддержки одаренных детей:

Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;

Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Одаренность может проявляться:

как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Психофизиологические особенности одаренных детей:

Одаренных детей, как правило, отличают:

повышенная биохимическая активность мозга;

Одаренность бывает:

академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе.

Формы выявления одаренных детей:

общение с родителями;

работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

Формы работы с одаренными учащимися:

Индивидуальный подход на уроках;

Групповые занятия с одаренными учащимися;

Участие в школьных, городских олимпиадах;

Конкурсы, интеллектуальные марафоны;

Предметные кружки, факультативы;

Работа по индивидуальным планам

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Ежегодно ученики школы выступают с защитой своих научно- исследовательских проектов. С каждым годом растет не только их число, но и качество. Ученические исследования стали интереснее, содержательнее, более актуальны.

Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия по математике, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, занимают важное место в развитии одаренных детей, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Ежегодно в школе проходит декада математики. В рамках декады проводятся конкурсы газет, презентаций, ребусов, кроссвордов, викторины, математические поединки, уроки-соревнования, конкурсы лучшего знатока формул.

В течение года ученики нашей школы могут реализовать свой потенциал через участие в дистанционных проектах разного уровня, в различных конкурсах.

Невозможно привить интерес к предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен.

Учитель должен быть:

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

интеллигентным, нравственным и эрудированным;

владеть передовыми педагогическими технологиями;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёркивается роль творческих возможностей и способностей ребёнка. Наиболее благоприятный период для развития таланта – это дошкольное детство. Наша задача - раскрыть и способствовать развитию талантов ребёнка.

Основной принцип – каждый ребенок от природы одарен по- своему.

Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей наших воспитанников мы организуем занятия, включаем целенаправленные игры в режимные моменты, ведём работу по дополнительному образованию.

1. Развивать детей с учетом ярко – выраженных индивидуальных творческих особенностей,

2. Формировать творческое самовыражение детей;

3. Развивать умение видеть и чувствовать красоту во всех её проявлениях, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность к познанию прекрасного, к созданию художественных ценностей.

Этапы работы с одаренными детьми.

Первый этап – диагностический: Цель нашей работы: ранняя диагностика одаренности детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения данного направления.

• Предусматривать степень и методы самораскрытия одаренных и высокомотивированных детей;

• Оказывать помощь одаренным детям в реализации своих способностей;

• Обратить внимание родителей на развитие способностей ребенка в той или иной области.

Для этого были созданы следующие условия:

а) организация рабочего пространства – дети могли свободно перемещаться по комнате, имели право отказаться от выполнения заданий предложенных в игровой форме.

б) возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т. е. дети самостоятельно выбирали, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

Второй этап – моделирование системы работы с конкретной группой детей по направлению. На этом этапе мы стремимся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности : 1. Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры, музыкально – игровая гимнастика, музыкотерапия, импровизированная игра на музыкальных инструментах, арттерапия, сказкотерапия.

2. Развитие детской одарё нности в разных видах творческой деятельности с интеграцией образовательных областей:

- театрализованной: мини- спектакли, кукольный театр, театрализованное представление.

3. Развитие детской одарённости в разных видах творческой деятельности

Третий этап – совершенствование творческого самовыражения:

На этом этапе решались следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах. Детям предоставлялась возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить. Наши воспитанники постоянно принимали участие в муниципальных конкурсах, смотрах и других мероприятиях, где неоднократно занимали призовые места.

Районный конкурс детского творчества «Калейдоскоп

Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.

Творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: " Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в.

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности.

Существует 3 закона развития способностей.

Закон 1. Необходимость выраженных положительных эмоций для развития любых способностей.

Специальная деятельность – основа для развития. Бывает, что-то не нравилось – получилось, вдруг понравилось. Стали развиваться способности.

Закон 2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности.

Развивает не только любимая деятельность, она развивает, если достаточно сложная. Лёгкая деятельность не развивает. Слишком трудная деятельность тоже вредна, У ребенка теряется вера в себя. Талантливые педагоги видят границы, чувствуют интуитивно.

Для детей младшего возраста достаточно соблюдения двух законов.

Для подросткового возраста, действует и третий закон.

Закон 3 . Высокая ценность той деятельности, которую ребенок выполняет в общей системе ценностей личности.

Ребенок должен знать, как это важно для него.

Если соблюдать 3 закона, можно у каждого здорового ребенка развить высокие способности.

Большую роль в развитии способностей играют потребности.

Потребности ребенка:

- познавательная потребность (ребёнок с ней рождается, потребность осваивать мир, любопытство, любознательность , потребность к новым знаниям);

- увлеченность каким-либо делом;

- потребность в креативности (творческой деятельности - хочется как-то необычно себя проявить);

- включенность в задачу;

- стремление к самоопределению и самореализации.

ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,

проявление чувства удовольствия при занятии любимым делом;

огромная любознательность, готовность по собственной инициативе выйти за пределы требований;

упорство и трудолюбие;

высокая требовательность к результатам собственного труда;

склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении;

стремление к совершенству.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Задача образовательного учреждения: создание условий, необходимых для саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальных способностей.

Задачи педагога:

Вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одаренность становится явной и очевидной для педагога.

Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, поощрение его интересов, даже если они не всегда понятны взрослым, - вот основная задача педагогов и родителей.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

- Знание возрастной психологии,

- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию,

- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт,

- Умение найти подход к нестандартным детям,

- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.

Формы работы с одаренными обучающимися:

занятия в сводных группах с более опытными обучающимися;

индивидуальные выставки и концерты;

занятия исследовательской деятельностью;

участие в конкурсах, соревнованиях и фестивалях;

интеллектуальный марафон и другие интеллектуальные игры;

участие в научно-практических конференциях и олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими образовательными учреждениями, ВУЗами и т.д.

Количество мероприятий по сравнению с прошлым годом уменьшилось, но повысилось качество результатов. Возросло количество победителей и призеров конкурсов международного уровня (64), всероссийского (39), республиканского (68), муниципального (136), всего – 304.

Основной состав – 75 человек,

Дополнительный состав – 61 человек,

Всего – 136 человек.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании).

В практической деятельности, в частности, можно выделить:

одаренность в ремеслах - 20 %,

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность – 16 %

В художественно-эстетической деятельности:

Изобразительная и фото – 12 %,

В коммуникативной деятельности — лидерскую – 6 %.

В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям - 0 %.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Увеличение количества мероприятий муниципального, регионального и всероссийского, международного уровней, в которых приняли участие;

Увеличение числа обучающихся, принявших участие в конкурсах различной направленности.

Увеличение количества победителей и призеров в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского, международного уровней.

Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку прав:

1) приобретать собственный познавательный опыт,

2) быть субъектом собственной деятельности (то есть управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий).

Т.е. приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться Самим Собой.

Читайте также: