Педагог как потенциальный союзник в организации деятельности волонтерской службы доклад

Обновлено: 02.07.2024

Переход на 2-уровневую систему высшего профессионального образования, первой ступенью которой является бакалавриат, рассчитанный на четыре года обучения, актуализировал проблемы профессионально-трудовой социализации, связанные с необходимостью формирования социальных и профессиональных компетенций студентов в более сжатые сроки, чем это предусматривалось при пятилетнем обучении. Поиск возможных практико-ориентированных форм для овладения необходимыми умениями и навыками является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями высшего образовательного учреждения. Опыт организации волонтерской деятельности студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета включает в себя различные формы, такие как участие в международных научно-образовательных проектах и в добровольческом движении. Цель исследования: осмысление феномена педагогического волонтерства в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи (на примере волонтерского студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета). В статье использованы методы теоретического анализа и обобщения опыта волонтерских практик с участием студентов.


1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений : автореф. дис. . канд. пед. наук. − Рязань, 2006. − 21 с.

2. Петошина С.И. Развитие лидерских качеств молодежи в процессе волонтерской деятельности // Социальные риски и управление ими в современном обществе : сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 5 декабря 2014 года. – Мурманск : МГГУ, 2015. – С. 263-270.

3. Петошина С.И. Современное состояние и тенденции развития ценностных ориентацией молодых лидеров Севера (на примере Мурманской области) : монография. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 134 с.

4. Рыжкова И.В. Академическая мобильность студентов Баренцева Евро-Арктического региона : монография. – Мурманск : МГГУ, 2015. – 140 с.

5. Сикорская Л.В. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи : автореф. дис. . докт. пед. наук. – М., 2011. – 39 с.

В современном обществе волонтерство приобрело статус социально-культурного феномена, который не только актуален, но и необходим для решения целого ряда социально значимых задач.

Так, в последнее время волонтерство все чаще становится объектом изучения различных отраслей социально-гуманитарного знания. Существует ряд исследований в области педагогики, психологии, философии и социологии, посвященных как структурно-содержательным характеристикам волонтерства, так и личностным психологическим особенностям самих волонтеров.

Примером тому могут служить концепции волонтерской деятельности, основанные на идеях гуманистической и социокультурной педагогики, которые просматривают в своих трудах В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.И. Гинецианский, Е.Н. Герасимова, Н.Ф. Голованова, Э.В. Ильинков, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.

В то же время известны исследования в сфере отдельных компонентов волонтерской деятельности, в частности - мотивации (С.В. Михайлова, Б.П. Ильин, Л.А. Кудринская, С.В. Алещенок, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П. Косова и др.). Проведен ряд исследований, направленных и на изучение отношения молодежи к общественной (в том числе волонтерской) деятельности (Г.Г. Николаев, Л.А. Сивицкая, О.Б. Скрябина, Е.Л. Федотова, С.Б. Шаргородская и др.). Осуществлен поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности (В.М. Бейлин, Н.В. Бушманова, И.Д. Гаврильев, Е.М. Карпова, А.Р. Лопатин, О.В. Соловьев, В.В. Умановский, А.Я. Школьник и др.).

Некоторые решения проблемы подготовки волонтеров из числа молодежи для работы в некоммерческих общественных организациях представлены в трудах Г.П. Бодренковой.

В рамках данной статьи мы бы хотели остановиться на таком виде волонтерской деятельности, как педагогическое волонтерство.

Педагогическое волонтерство направлено на овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций, развитие ресурсов молодежи: формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается [1, с. 19]. Среди критериев и показателей данного процесса: 1) когнитивный (наличие необходимых знаний о педагогическом волонтерстве, возможностях его использования, содержании программ, реализуемых волонтерскими объединениями); 2) организационно-деятельностный (наличие необходимых умений и навыков волонтеров для организации деятельности); 3) мотивационный (наличие устойчивой установки субъектов процесса педагогического волонтерства, всех социальных институтов общества на организацию социально значимой деятельности) [1, с. 19].

Проблему педагогического волонтерства необходимо рассматривать как совокупность междисциплинарных проблем, обоснованных внешними и внутренними факторами развития личности (социально-психологические установки социальных групп, личностные установки молодежи, существующие стереотипы и ценности образа жизни и общественно значимой деятельности) [1, с. 19].

Следует заметить, что работа с молодежью в современных условиях требует детального анализа и диагностики системы их ценностных ориентаций.

Среди доминирующих ценностей волонтерства большая группа молодых лидеров (32,8%) отмечает такую возможность, как способствование положительным социальным изменениям в обществе. Далее следуют возможности профессионального ориентирования, получения опыта деятельности, приобретения полезных социальных и практических навыков (22,9%); самореализации личностного потенциала и инициатив (15,8%); чуть меньше - возможность выразить гражданскую позицию, общественный религиозный долг (13,2%). Сравнительно малую долю выборов составляют возможности получить общественное признание, найти смысл жизни (8,3%); найти единомышленников, друзей (5,4%). Наименьшее число выборов респондентов было отдано возможности посредством волонтерства решить личные проблемы (1,6%) [3, с. 66].

Таким образом, можно заключить, что ценности волонтерской деятельности, направленные на удовлетворение личных интересов, менее значимы для молодых лидеров, чем мотивы, в центре которых наиболее ярко просматривается устремленность на общественное благо и позитивные социальные изменения [3, с. 66].

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерская (добровольческая) деятельность имеет ряд важных педагогических функций, назначение которых - помочь в социализации студенческой молодежи: личностно развивающая, ценностно-смысловая, инновационно-инициативная, созидательно-преобразовательная и др. [5, с. 13].

Основным результатом педагогического волонтерства являются сформированность качеств социальной компетентности и уровень воспитанности молодежи, под которыми понимается способность личности активно реагировать на изменение внешних условий, сохраняя при решении сложных жизненных задач устойчивость ценностных ориентаций [1, с. 20].

В то же время приведенные ранее в статье исследователи разделяют мнение, что волонтерская деятельность молодежи не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально значимых качеств молодых людей, формированию у них активной жизненной позиции, становлению их социальной компетентности.

Необходимость изучения волонтерской деятельности в качестве средства формирования социальной компетентности молодежи обусловлена рядом причин. К главным из них относится отсутствие научно обоснованных систематизированных исследований, посвященных рассмотрению социального потенциала волонтерской деятельности, способной в процессе своего функционирования через самостоятельные инициативные действия участвовать в становлении личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью вносить личный вклад в развитие социума.

Потенциал волонтерской деятельности может быть существенен в формировании социальной компетентности за счет того, что:

- волонтерство позволяет включать молодежь в социально полезную деятельность;

- целенаправленное сопровождение волонтерской деятельности ориентировано на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения волонтеров из числа молодых людей;

- реализация социально значимых проектов ориентирована на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Как показал опыт подготовки волонтеров, любое молодежное объединение (позитивной направленности), независимо от направления своей деятельности, занимается профилактикой девиантного поведения. Находясь в общественном объединении, молодой человек приобретает следующие социальные навыки и умения: принятия решений с учетом мнения других людей; решения проблемных ситуаций, возникающих в семье, образовательном учреждении, в среде своих сверстников; общения и установления межличностных взаимоотношений; противостояния манипуляциям и групповому давлению. В то же время он способен приобрести навыки сродни его профессиональному опыту [1, с. 20].

Педагогическое волонтерство в молодежных объединениях представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов (волонтеров и педагогов) к осуществлению взаимодействия в решении воспитательных задач.

В последнее время широко реализуется опыт распространения волонтерских объединений на базе образовательных учреждений. Данная практика является ценной, поскольку позволяет гармонично сочетать волонтерскую деятельность и образовательную работу.

Студенческий период в жизни молодого человека является чрезвычайно важным для формирования его личности, мировоззрения, выступает как возраст профессионального становления, или, точнее, начальной профессиональной социализации.

До настоящего времени в учреждениях высшего профессионального образования главной целью обучения было и остается усвоение знаний, строго определенных учебными программами и планами. Доминирует, главным образом, академический стиль представления материала, больше рассчитанный на информирование студентов, на приобретение ими научных основ, а не практических умений.

Организация ознакомительных, учебных и производственных практик часто не снимает проблемы профессиональной социализации, так как при их прохождении студент практически не выходит из позиции обучающегося, старается следовать строго в соответствии с задаваемой руководителем практики логикой исполнителя.

Настоящие условия системы подготовки будущих профессионалов требуют серьезной постоянной методической и практической помощи будущим специалистам, позволяющей им успешно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.

Поэтому по-прежнему дискуссионными являются вопросы формирования на основе теоретических полученных знаний профессиональных практических умений и навыков.

Для этого, на наш взгляд, необходимо использовать другие способы и формы организации содержания обучения будущих специалистов, которые бы реально отражали современные проблемы и запросы общества, с одной стороны, и способствовали бы приобретению студентами опыта самостоятельных действий в конкретной ситуации, давая возможность формирования уже в процессе непосредственного обучения своего собственного маршрута профессиональной деятельности.

С 2005 года в Мурманском арктическом государственном университете активно развивается добровольческое движение студентов [6]. С каждым годом желающих оказать помощь тем, кто в ней нуждается, становится все больше. В настоящее время это движение традиционно представлено студенческими отрядами волонтеров, объединяющими инициативных молодых лидеров, которые по доброй воле участвуют в социально значимых городских, региональных, государственных и международных проектах.

Волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа, социально-педагогическая или учебная деятельность с молодежью. Другими словами, волонтерство - это практический гуманизм. Таким образом, вклад волонтерской деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций будущих специалистов очень высок.

Целью волонтерской деятельности, к которой привлекаются студенты, является проведение комплексной учебно-воспитательной работы, поиск и внедрение новых и использование существующих социально-педагогических методов работы, привлечение опыта общественных организаций, расширение географии взаимодействия и распространение позитивных тенденций добровольчества среди всех студентов университета.

В процессе обучения студенты получают практический опыт участия в волонтерской деятельности через реализацию волонтерских социально значимых проектов, учатся самостоятельно разрабатывать и реализовывать собственные волонтерские идеи. Студенты данных направлений подготовки во многом являются основой волонтерского движения, так как существует тесная взаимосвязь между участием студента - будущего социального работника или организатора работы с молодежью в волонтерской практике с его профессиональной деятельностью, а именно: с развитием профессионально значимых компетенций [2, с. 267-268].

Так, социологическое исследование молодежи Баренцева Евро-Арктического региона, проведенное в 2010 году среди молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, показало, что 74% имеют определенные планы, связанные с миграцией. Желание поменять регион проживания, как правило, связано с тем, что в Баренцевом регионе отсутствуют широкие возможности для получения качественного образования, достойной работы и карьерных перспектив [9]. Именно поэтому проблема стимулирования молодежного предпринимательства в регионе выступает как некая гарантия стабилизации демографической ситуации, снижения оттока талантливой молодежи и, как следствие, повышения уровня социально-экономического развития региона в целом, включая территорию Мурманской области.

Реализация проекта длилась 33 месяца, с 2012 по 2014 год. В проекте принимали участие представители России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Каждая страна выдвигала 20-25 участников, среди которых - молодые предприниматели или студенты - потенциальные предприниматели, обладающие готовой бизнес-идеей и заинтересованные в развитии собственного бизнеса в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

Таким образом, волонтерская деятельность, осуществляемая в рамках проекта, способствовала созданию сетей специалистов в сфере различных отраслей бизнеса, а также созданию инновационной предпринимательской среды как особой зоны инноваций, где рождаются новые, яркие бизнес-идеи, способные повлиять на социально-экономическое развитие региона в целом.

Подводя итоги выше изложенному, необходимо отметить, что важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена ее огромным воспитательным потенциалом и возможностью получения ими дополнительных профессиональных знаний. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать данную деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы трактуем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов - членов профессионального сообщества, субъектов различных профессий.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск;

Шиян Н.В., д.п.н., профессор Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал статьи анализирует и обобщает опыт организации добровольческой деятельности студентов.

Реализация направлений волонтёрской деятельности

педагог-организатор

Один из важных аспектов образовательного процесса в медицинском учебном заведении является добровольческая или волонтёрская деятельность.

И уже на протяжении 2-х десятилетий студенты и педагоги систематически занимаются добровольческой деятельностью. За это время сложились традиционные направления и как модно, сейчас говорить, точки доброты.

Волонтеры посещают детей Карачевского специализированного дома ребенка с рядом акций.

В Дарковичском доме-интернате для престарелых и инвалидов Брянского района проходят подобные акции, а также пополнение библиотечного фонда.

На протяжении долгого времени волонтеры, студенты колледжа, всегда позитивно отзываются и на проведение акций по благоустройству города и других значимых мест. В ряде мероприятий они приняли участие начиная в традиционных субботниках и даже в акции – плоггинг, традиционно ребята занимаются благоустройством места захоронения Фроловой Анны Сергеевны, бывшего преподавателя колледжа, малолетнего узника.

Накануне великого праздника – 9 мая студенты-волонтеры посещают ветеранов Бежицкого района г.Брянска. Будущие медики реализовали почетную миссию: передали героям Победы поздравления и подарки от Президента Российской Федерации В.В.Путина и губернатора Брянской области А.В.Богомаза. Живое общение с участниками боевых действий той страшной войны производит на ребят неизгладимое впечатление и становится лучшим уроком истории.

Волонтёры-медики, студенты Брянского базового медицинского колледжа, дали старт акции в фельдшерско-акушерском пункте Меркульево ВЧ.

Таким образом, акцент волонтерской деятельности смещается в поле медицинского волонтерства.

Анализируя мероприятия можно выделить следующие направления нашей деятельности в рамках концепции медицинского волонтёрства.

Помощь в медицинском обеспечении спортивных и массовых мероприятий;

В течении уже 3-х лет волонтеры обеспечивают медицинское сопровождение крупнейших областных мероприятий, как, Бессмертный полк и Парады поколений 9 мая –в день победы и 17 сентября – в день освобождения Брянщины от немецко-фашитских захватчиков.

Санитарно-профилактическое просвещение;

Цель акции - привлечь внимание молодёжи к женскому репродуктивному здоровью, новой жизни и будущим детям, проявить солидарность в международной борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа. Волонтёры - медики подготовили не только городскую уличную акцию в виде флэшмоба, но и информационную часть по обозначенной проблематике, просветительские материалы в виде буклетов и памяток.

В приёмно-диагностическом отделении волонтёры провели занятие по обучению пациентов правилам пользования глюкометром, а также раздали заранее подготовленные информационные брошюры и памятки. В отделении студенты-медики разместили выпущенный ими санитарный бюллетень. Эти и другие акции проводятся волонтёрами с использованием имеющихся у них профессиональных знаний.

Такие акции, напоминающие населению о том, что их здоровье в их руках, стали необходимостью современной жизни.

Профориентация школьников в медицину.

Здесь помимо традиционных мероприятий как день абитуриента, ярмарок учебных мест, встреч со школьникам большую роль сейчас играет проведение чемпионата WorldSkills Russia молодые профессионалы на базе нашей образовательной организации, где школьники Брянска и области около 1 тыс. человек, могут увидеть не только сами состязания, но и мастер классы, подготовленные нашими преподавателями и студентами.

Популяризация донорства

Студенты медики являются всегда одной из активных групп участвующих в сдаче крови и ее компонентов. 2 раза в год дни донора проходят в колледже.

Но в этом направлении возможна и организация работы со студенческой молодежью других учебных заведений.

Здоровый образ жизни

Помощь младшему и среднему медицинскому персоналу.

И, как мы видим, через разовое участие в волонтёрской деятельности проходят практически все студенты колледжа. Часть студентов, поучаствовав единожды, более активно приобщаются к добровольчеству. В целом в многоразовых акциях принимает участие порядка – 50-60 человек.

Такая форма реализации социальной активности, как волонтерство, не только помогает формированию будущего профессионала – среднего медицинского работника, но и воспитывает самые гуманные человеческие качества в каждом молодом человеке.

2. Посредством учителей музей имеет возможность воздейство­
вать на значительно большую часть школьной аудитории.


3. Учителя, получившие подготовку в художественном музее,
будут эффективнее осуществлять знакомство детей с коллекциями,
чем музейные сотрудники, так как они обладают профессиональной
педагогической подготовкой и лучше знают уровень знаний своих
учеников, а также круг их интересов.

4. Подготовка учителей выгоднее в финансовом отношении, ибо
не требует от музеев специальных материальных затрат.

1. Деятельность справочно-методической службы, распростра­
няющей информационные и методические материалы для проведе­
ния занятий по искусству в школе и в виде курсов по изучению му­
зейной коллекции. В рамках этой службы музейные сотрудники
разрабатывают специальные информационные материалы для учи­
телей.

2. Курсы по изучению музейной коллекции. Они проводятся
преимущественно в каникулярное время и, как правило, посвяще­
ны изучению отдельных аспектов искусства. Занятия проходят в
форме лекций и семинаров с преобладанием диалогического спосо­
ба их ведения.

3. Организация и проведение совместных конференций учите­
лей и музейных сотрудников в музеях и в центрах повышения ква­
лификации. Опыт проведения таких конференций в музеях США,
Англии, Германии и России показал, что они весьма результативны
для обсуждения текущих и перспективных моментов сотрудничества
музея и школы, решения актуальных проблем художественного
воспитания.

В мировой образовательной практике особое внимание обраща­ется на сотрудничество художественного музея и школьного педаго­га в решении сложных и многоаспектных задач пропедевтической работы по приобщению школьников к произведениям изобрази­тельного искусства. Эти задачи связаны, главным образом, с разви­тием у них исходного интереса к художественной культуре, и в част­ности к изобразительному искусству. В то же время реализация та­кого сотрудничества определена целым рядом условий, важнейшим

из которых является профессиональная подготовленность учителя в сфере изобразительного искусства для успешной деятельности в указанной области. Кроме этого, сотрудничество музея и школы должно опираться на широкую гуманитарную культуру учителя, его личную заинтересованность и включенность в процесс художест­венного самообразования. Только при соблюдении этих условий процесс взаимодействия музея и школы, направленный на форми­рование художественного восприятия памятника в музейной среде, будет плодотворным. Достигаемый при этом образовательный эф­фект может проявляться на нескольких уровнях способностей лич­ности. Так, американский ученый Э. Эйснер называет здесь три уровня 1 :

— первый уровень определяется как результат погружения в
отдельные виды искусства (прослушивание музыки, рассматривание
живописных произведений и архитектурных форм с последующим
обсуждением);

Исторический опыт образовательной деятельности музея свиде­тельствует о том, что уже в конце XIX в. работа с учителем была приоритетной для музеев Германии, США и России. Рассмотрим сегодняшнее положение дел в этой сфере в названных странах.

SZ-Б19В-01

Alina Kerhanidi

Alina Kerhanidi
запись закреплена

Подготовка и выступление с докладом и презентацией (можно индивидуально, можно в парах) по одной из представленных тем:

· Цели и задачи волонтерства.

· Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

· Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.

· Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.

· Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения.

· Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.

· Подготовка волонтеров для ведения групповых занятий.

· Подготовка волонтеров по проведению бесед по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.

· Модель волонтерской службы по профилактике наркозависимости, табакокурения, употребления ПАВ.

· Организация работы агитбригад.

· Методика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.

· Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

· Методика работы со школьниками средней возрастной группы.

· Методика работы со школьниками старшего возраста.

· Технология уличной работы.

· Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

· Психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтерской службы.

· Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов.

· Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.

· Создание и рекрутинг молодых людей в волонтерскую службу.

· Молодой человек, как потенциальный союзник в организации деятельности волонтерской службы крупных государственных мероприятий.

Читайте также: