Парламенты субъектов рф доклад

Обновлено: 04.07.2024

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра Теория и история права

Финансово экономический факультет

На тему: Федеральное собрание Российской Федерации

1. Федеральное Собрание - парламент РФ. Характеристика конституционных гарантий и основных принципов деятельности Федерального Собрания

. Характерные особенности и черты, присущие Федеральному Собранию, как парламенту

. Федеральное Собрание как законодательный орган власти

Приступая к рассмотрению данной темы исследования, необходимо отметить тот факт, что в качестве одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, что нашло свое отражение и закрепление в нормах Конституции РФ, выступает фактор проведения в жизнь принципа, посредством которого осуществляется государственная власть на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные органы государственной власти являются самостоятельными, равноправными и обладающими независимостью.

Отличительной характерной особенностью Федерального Собрания является то, что оно выступает в качестве сложного, многофункционального механизма, имеющего ряд разнообразных связей и отношений непосредственно с другими государственными и общественными институтами. Исходя из содержания Конституции, Федеральное Собрание является парламентом РФ и выступает на основе постоянного действия в качестве представительного и законодательного органа. Данным фактором подчеркивается факт двуединой природы парламента и наличие тесной связи и взаимодействия, имеющего место между двумя основополагающими его функциями.

Немаловажным в аспекте рассматриваемого вопроса является и то, что основу порядка образования Федерального Собрания, кроме упомянутого выше принципа разделения властей, составляют т.ж. принципы федерализма и многопартийности. Призванием принципа федерализма является обеспечение интересов, представляющих многонациональный народ РФ, который выступает в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти. На практике реализация указанного принципа осуществляется посредством двухпалатной структуры, которая присуща Федеральному Собранию. Одной из палат (Государственной Думой) представляется непосредственно весь народ страны в целом, а что касается другой палаты (Совета Федерации), то тут нужно отметить, что в ее состав входят представители каждого субъекта РФ. Данным фактом объясняется то, что в процессе формирования Совета Федерации принято проводить принцип равенства субъектов Федерации. Немаловажным, кроме того, является и то обстоятельство, что при наличии ряда существенных различий как непосредственно в территориальном отношении, так и исходя из численности населения, субъектами РФ равно имеются по два представителя в Совете Федерации.

1. Федеральное Собрание - парламент РФ. Характеристика конституционных гарантий и основных принципов деятельности Федерального Собрания

Исходя из норм Конституции РФ, Федеральное Собрание выступает в качестве парламента РФ.

В соответствии с содержанием Конституции РФ, парламент РФ является отвечающим ряду основных требований, котоые предъявляются к парламенту демократического государства. Исходя из порядка его формирования и осуществляемой деятельности, можно отметить, что он - парламент федеративного государства. Данным фактором и было предопределено его название - Федеральное Собрание.

Парламент РФ, в процессе осуществляемой им деятельности, не находится в непосредственной зависимости от Президента и судебной власти. И это невзирая на то, что имеет с ними тесное взаимодействие. Посредством взаимной сбалансированности полномочий предоставляется возможность обеспечить поддержку конституционного правопорядка и реального обеспечения Федерального Собрания его высоким конституционно-правовым статусом.

Независимость является важнейшим условием, посредством которого происходит успешное выполнение парламентом возложенных на него функций. Немаловажным в данном аспекте будет обратить внимание на то, что Федеральное Собрание не находится в подчинении ни у какого бы то ни было контроля, осущесмтвляемого со стороны исполнительной власти. Им осуществляется самостоятельное определение потребности в своих расходах, фиксирование которых осуществляется в содержании государственного бюджета, посредством чего обеспечивается ему финансовая независимость. Немаловажным является отметить и то, что обеими палатами осуществляется создание себе вспомогательного аппарата, в деятельность которого исполнительной властью не осуществляется свое вмешательство. Парламентом самостоятельно определяется своя внутренняя организация и осуществляетися поиск решений относительно вопросов, имеющих непосредственное отношение к внутреннему распорядку осуществляемой деятельности, руководствуясь только нормами, закрепленными в Конституции РФ. Самым основным является то, что никто не наделен правом и возможностью осуществлять вмешательство в область прерогативы Федерального Собрания относительно принятия законов.

Стоит отметить и ту характерную особенность, что Федеральное Собрание не наделено никакими юридическими полномочиями, которые бы способствовали вмешательству в компетенции и деятельность, осущемтвляемую другими федеральными органами государственной власти. В этой связи нужно отметить ту характерную особенность, что принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органов проведен достаточно последовательно.

Основу, которая составляет порядок образования Федерального Собрания, составляет ряд принципов федерализма и многопартийности.

Немаловажным в аспекте рассматриваемого вопроса будет обратить вниимание и на то, что участие, принимаемое политическими партиями непосредственно в деятельности, осуществляемой парламентом, является разнообразным:

осуществление мер по созданию партийных фракций,

принятие участия в прениях,

осущесмтвление мер, направленных на отстаивание своих позиций и взглядов,

осуществление принятия решений исходя из установок своих партийных органов и т.д..

Кроме того, рассматривая данный вопрос, не стоит упускать из внимания и то, что двухпалатной структурой Федерального Собрания предполагается наличие значительной самостоятельности палат, проявление чего можно наблюдать как непосредственно в их компетенции, так и в том, что их заседания проводятся раздельно.

конституционный парламент федеральный

2. Характерные особенности и черты, присущие Федеральному Собранию, как парламенту

Рассматривая данный вопрос, необходимо обратить внимание на ту характерную особенность, что впервые содержанием Конституции РФ происходит закрепление статуса одного из органов государственной власти (коим в данном случае является Федеральное Собрание) в качестве парламента. Рассмотрим признаки и характерные черты, посредством которых характеризуется Федеральное Собрание в качестве парламента:

- Федеральное Собрание РФ выступает в качестве представительного органа государственной власти РФ. Являясь представительным органом, Федеральное Собрание являет собой выразителя интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан России. Обеспечение наличия народного представительства осуществляется посредством демократической избирательной системы.

Федеральное Собрание выступает в качестве парламента РФ по причине наделения именно данного органа (и непосредственно только его) правом осуществления законодательной власти, совершение которой имеет место непосредственно на федеральном уровне (говоря другими словами, - наделяется правом принятия федеральных законов).

российский парламент наделен такой функций (которая типична для парламентов государств демократического лагеря) как осущемствление контроля.

Федеральное Собрание выступает в качестве постоянно действующего органа.

в качестве признака, посредством которого жпается харпактеристика Федерального Собрания РФ в качестве парламент, выступает фактор его внутренней структуры (говоря другими словами, - факт наличия двух палат, имеющих различный правовой статус, разветвлённую систему постоянных и временных комитетов, комиссий и прочих действующих органов палат Федерального Собрания).

. Федеральное Собрание как законодательный орган власти

В качестве другой конституционной характеристики, которая дается Федеральному Собранию, выступает то, что его принято считать законодательным органом РФ.Стоит обратить в этой связи внимание и на то, что в качестве правовых форм, посредством которых осуществляется реализация компетенции, вмененной Федеральному Собранию РФ, выступают принимаемые им акты. В состав прерогатив, которыми обладает законодательная власть, входит осуществление процесса разработки и принятия законов, согласно которым происходит построение организации и осуществляется непосредственно деятельность всего государства в целом. Правила, котоые закрепелены нормами законов, обязаны соблюдать органы исполнительной власти. Кроме того, нужно обратить внимание и на то, что в соответствии с ними происходит функционирование судебной системы в целом.

Федеральным Собранием осуществляется принятие всех видов федеральных законов, которые не являются противоречащими содержанию норм Конституции РФ.Внесение законопроекта в парламент, что порождает наличие обязанности, которой наделяется парламент, приступить в рассмотрению данного законопроекта исходя из норм принятой процедуры, принято называть законодательной инициативой.

Внесение законопроектов, исходя из норм, закрепленных в Конституции РФ, принято осуществлять только в Государственную Думу. Посредством этого осуществляется закроепление привилегий, которыми наделена Дума относительно начала рассмотрения любого законопроекта. Данным исключается наличие аналогичной возможности для Совета Федерации.

Осуществление права законодательной инициативы имеет место в форме того, что в Государственную Думу вносятся законопроекты и поправки к законопроектам, законопроекты о необходимости внесения изменений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу.В аспекте рассматриваемого вопроса нужно отметить, что в дальнейшем происходит направление законопроекта Председателем Государственной Думы в профильный комитет, посредством которого определяется факт соответствия предложенного законопроекта требованиям, выдвигаемым Регламентом. В том случае, если засвидетельствован факт соблюддения всех требований, Советом Думы назначается один из комитетов в качестве ответствиенного по законопроекту, направляя законопроект в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, Правительству РФ, в Совет Федерации и в ряд прочих высших судов (в соответствии с вопросами их ведения) для того, чтобы обеспечить подготовку отзывов, предложений и замечаний. Для того, чтобы обеспечить работу над законопроектами, комитетами проводится создание рабочих групп.Процесс рассмотения законопроектов в Государственной Думе принято осуществлять непосредственно по итогам трех чтений, если наличие иного порядка не предусматривается нормами законодательства или Регламента.

В первом чтении проводится обсуждение концепции законопроекта, оценивается то, являются ли соответствующими основные его положения нормам Конституции РФ, актуальности и практической значимости. Исходя из результатов обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума наделена правом принятия законопроекта в первом чтении и обеспечить продолжение работы над ним, приняв во внимание высказанные предложения и замечания, инициировать отклонение законопроекта или принять закон.

По результатам проведения повторного рассмотрения, что предусмотено регламентом второго чтения, законопроекта, в который внесены доработки, председательствующим ставится на голосование предложение о необходимости принятия законопроекта во втором чтении. В том случае, если исходя из итогов голосования таким предложением не набрано необходимое число голосов, законопроект принято считать как таковой, который отклонен. После этого проводится снятие его непосредственно с дальнейшего рассмотрения. В том случае, если имел место факт принятия во втором чтении законопроекта, то происходит направление данного проекта непосредственно в ответственный комитет для того, чтобы устранить возможные внутренние противоречия, установить правильные взаимосвязи статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

Характерной особенностью третьго чтения является не допущение внесения в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.Приняттие Федерального закона осуществляется Государственной Думой на основании большинства голосов от общего числа депутатов палаты. Передача одобренного проекта закона осущесмтвляется на рассмотрение Совета Федерации. Решение об этом оформляется постановлением.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 105 Конституции РФ, осуществление передачи принятых решением Государственной Думы федеральных законов предоставляется на рассмотрение Совета Федерации. Комитет, на который возложена ответственность за рассмотрение федерального закона, определяется решением Председателя Совета Федерации или на основании его поручения заместителем Председателя Совета Федерации.

Для того, чтобы иметь возможность преодолеть возникшие разногласия относительно вопроса федерального закона, который был принят решением Государственной Думы и отклоненн Советом Федерации, принято создавать согласительную комиссию.

В том случае, если в процессе повторного рассмотрения Государственной Думой закона, котрый был отклонен решением Президента РФ, он принят в новой редакции, то рассмотрением такого закона будет заниматься непосредственно Совет Федерации как вновь принятого.

Федеральный конституционный закон, который принят, Президент РФ не имеет возможности отклонить.

Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятие которых было осуществлено решением Федерального Собрания, подвергается регулированию нормами ФЗ. Исходя из норм этого закона, на территории РФ могут быть приняты только ряд тех федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, которые являются официально опубликованными.

В результате проделанной работы было выявлено следующее:

1. Исходя из норм Конституции РФ, Федеральное Собрание выступает в качестве парламента РФ.

. Отличительной характерной особенностью Федерального Собрания является то, что оно выступает в качестве сложного, многофункционального механизма, имеющего ряд разнообразных связей и отношений непосредственно с другими государственными и общественными институтами. Из этой особенности вытекает ряд его характерных отличительных черт, имеющих непосредственное отношение к формированию, функционированию и внутреннему устройству.

3. Конституцией РФ учреждается Федеральное Собрание в качестве одного из органов, посредством которых осуществляется государственная власть на территории РФ.

. Независимость является важнейшим условием, посредством которого происходит успешное выполнение парламентом возложенных на него функций.

. Выступая в качестве представительного органа, Федеральное Собрание является выразителем интересов и воли всего многонационального народа.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г

Источники

. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2011, с.81

. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М.; СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2009, с.69

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009, с.49

. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное право) России: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011, с.95

12. Перевалов В. Д. . Уральская государственная юридическая академия . Теория государства и права - Учебник для бакалавров. 2-е издание, переработанное и дополненное © ООО "Издательство Юрайт", 2012

Органы законодательной власти субъектов РФ и их структура

Высшими и единственными органами законодательной власти, избираемыми населением соответствующих регионов, являются государственные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Важность непрерывной деятельности в законодательной сфере на региональном уровне регионов обусловлена современными политическими и правовыми реалиями, а также необходимостью эффективного гос. управления. Исходя из этой потребности федеральным законодательством установлено обязательство по формированию действующих на постоянной основе законодательных органов во всех без исключения регионах.

Организация и функционирование местных представительных органов регламентируется положениями их конституции, устава и законодательства. Субъекты РФ обладают правом на самостоятельное определение необходимой численности депутатов, структуры и наименования представительного органа на основе исторических, национальных или других традиций.

Высшие законодательные органы республик Северная Осетия – Алания, Татарстан, Марий Эл и других именуются парламентом.

Также названия законодательных органов некоторых регионов отражают их законодательную функцию.

В некоторых регионах, которые были созданы на основе национального признака, использованы традиционные или же этнические обозначения авторитетных представительных органов, к примеру: Народный, Великий хурал или Курултай.

В 2010 году положениями федерального закона введен запрет на использование в названии законодательного органа субъекта РФ словосочетаний, являющихся основой в наименовании государственных органов власти на федеральном уровне.

Большинство представительных органов субъектов РФ, за редким исключением, характеризуются однопалатной структурой. Двухпалатная структура присутствует, к примеру, в Законодательном собрании Свердловской области и в Великом хурале Республики Тыва. Количество избираемых депутатов в представительных органах различных регионов отличается. (Среднее количество депутатов находится в диапазоне 40 – 60 чел.). Количество мест в региональных парламентах начиная с 2010 года рассчитывается исходя из общей численности избирателей в регионе. В регионах с населением меньше 0,5 мил. Человек количество депутатов должно быть в пределах 15 – 50 человек, а в регионах с населением более 2 млн. человек – 45 – 110 человек. Депутаты законодательного органа субъекта РФ избираются с помощью тайного голосования, основываясь на принципах всеобщности, равенства и прямого избирательного права на срок не более чем 5 лет. Самым распространенным сроком, на который избирается региональный парламент, является срок в 4 года.

По состоянию на сегодня, федеральным законодательством установлены стандартизированные требования, касающиеся выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование 1/2 депутатского состава в региональном парламенте происходит через выборы по пропорциональной системе. Право на установление минимального проходного барьера, необходимого для участия в распределении мандатов с 2006 года отведено субъектам РФ.

Минимальный проходной барьер не должен превышать 5% от числа избирателей, участвовавших в голосовании.

Функции и полномочия законодательного органа власти субъекта РФ

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют следующие полномочия:

  • принятие текста конституции субъектов РФ и соответствующих поправок;
  • законодательное регулирование предметов, находящихся в ведении субъекта или совместном ведении субъекта и РФ;
  • заслушивание отчета высшего должностного лица соответственного субъекта РФ по проделанной работе и по вопросам, которые поставлены региональными парламентами;
  • иные полномочия, обозначенные положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации является правомочными только в случае избрания в 2/3 состава. Организационный порядок регионального парламента прописывается в его регламенте. Из числа депутатов представительного органа избираются председатели и их заместители, в компетенцию которых входит руководство деятельностью и осуществление внешнего представительства.

Региональные законодательные органы функционируют постоянно несмотря на работу в сессионном графике. Работы, касающиеся предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению в парламенте вопросов, относится к компетенции постоянных, временных комиссий и/или комитетов. Заседания, проводимые региональными законодательными органами, считаются правомочными только в случаях присутствия не менее ½ от общего числа избранных представителей. Заседания региональных законодательных органов субъектов РФ проводятся как правило раз в месяц, но не реже одного раза в квартал. В основном заседания региональных парламентов являются открытыми, но законодательно предусмотрена возможность и порядок закрытого режима проведения парламентского заседания. Документы нормативно-правового характера региональными парламентами принимаются в виде законов и постановлений.

К вопросам, по которым законодательная деятельность является обязательной, относятся:

  • составление и утверждение статей бюджетов субъектов РФ;
  • формирование и утверждение проведения местных выборов;
  • вопросы регионального развития в социальной и экономической сфере;
  • вопросы регионального налогообложения;
  • составление и утверждение бюджетов внебюджетных гос. фондов, находящихся на территории соответственного субъекта РФ;
  • вопросы договорной деятельности субъектов РФ;
  • вопросы референдума, выборов в региональный парламент, выборов и отзыва высшего должностного лица соответственного региона;
  • вопросы об административном и территориальном устройстве субъекта РФ;
  • иные вопросы из перечня полномочий, обозначенных положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Путем принятия постановлений происходит реализация внутренних организационных полномочий, а также полномочий представительных органов субъектов РФ учредительного и кадрового характера.

С помощью постановлений происходит утверждение парламентского регламента; назначение и освобождение от должности должностных лиц соответственного субъекта РФ; утверждаются территориальные изменения; назначаются выборы должностных лиц.

Проверка соблюдения и выполнения принятого региональным парламентом законодательства, исполнение бюджетных статей и контроль за соответствие установленному порядку по вопросам распоряжения собственностью субъектов РФ имеют важнейшую роль в процессе функционирования законодательного регионального органа власти.

Досрочное прекращение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ

Региональные представительные органы субъектов РФ выполняют свои полномочия на протяжении всего срока избрания. При этом законодательством четко прописаны ситуации, при которых предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий регионального парламента. К основаниям, влекущим за собой досрочное прекращение полномочий региональных парламентов, входят:

  • решения регионального парламента о самороспуске;
  • роспуск решением высшего должностного лица соответственного органа по причине принятия региональным законодательным органом законодательных актов, которые противоречат положениям Конституции и федерального законодательства России;

Противоречия устанавливаются исключительно в судебном порядке, а роспуск соответственного органа возможен, если последний не устранит выявленные противоречия на протяжении 6-ти месячного срока с момента вступления в силу соответственного судебного решения.

  • вступление в силу судебных решений, фиксирующих неправомочность действующих составов региональных законодательных органов или сложения своих полномочий депутатским составом.

Представительные органы также могут быть распущены решением Президента России в результате не отмены принятых незаконных актов и отсутствия реагирования на вынесенное предупреждение со стороны Президента. Если на протяжении 3-х месяцев с момента вступления в силу судебного решения законодательным органом не приняты меры по отмене незаконного акта Президент РФ вносит в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект о роспуске соответственного представительного органа. Рассмотрение законопроекта Госдумой происходит в 2-х месячный срок. После того как закон вступает в силу, полномочия соответственного законодательного органа прекращаются. В результате досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в период не более 120 календарных дней с момента прекращения полномочий.

Законодательные (представительные) органы государственной власти — это образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть, являющиеся постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Основной особенностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является то, что он высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ. То есть ни один другой орган государственной власти субъекта РФ не наделен правом принимать законодательные акты субъекта РФ, ни один другой орган не праве подменять законодательную функцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты иных государственных органов должны соответствовать законодательным актам, принятым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции.

Законодательные органы государственной власти имеют исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Его наличие является строго обязательным.

Законодательные органы субъектов РФ олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена принципом народовластия, устанавливаемой ч. 2 ст. 3 Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций [1].

На сегодняшний день вопросы наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ отнесены исключительно к компетенции субъекта РФ. А именно установлено, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ[2].

Следует отметить, что субъекты РФ весьма разнообразно подошли к вопросу наименования своих законодательных (представительных) органов. Можно встретить следующие наименования:

- Дума, областная Дума (Московская область, Тюменская область, Калининградская область, Тульская область, Рязанская область, Ставропольский край, Ярославская область, Мурманская область, Новгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Брянская область, Сахалинская область, Ивановская область, Костромская область, Курганская область, Астраханская область, Саратовская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Тамбовская область, Ханты-мансийский автономный округ);

- Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, Пензенская область, Калужская область, Новосибирская область, Свердловская область, Владимирская область, Ульяновская область, Амурская область, Вологодская область, Красноярский край, Омская область, Челябинская область, Краснодарский край, Ростовская область, Нижегородская область, Кировская область, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Оренбургская область, Иркутская область, Еврейская автономная область, Тверская область, Республика Карелия, Республика Адыгея, Ямало-Ненецкий автономный округ);

- Законодательная Дума (Хабаровский край, Томская область);

- Собрание депутатов (Архангельская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ);

- Совет народных депутатов (Орловская область, Кемеровская область);

- Областной Совет (Липецкая область);

- Губернская Дума (Самарская область);

- Верховный Совет (Удмуртская Республика, Республика Коми, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия);

- Государственный Совет (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Республика Адыгея, Республика Коми);

- Государственное Собрание (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Алтай, Республика Мордовия);

- Народное Собрание (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан);

- Парламент (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика);

- Верховный Хурал (парламент) (Республика Тыва);

- Народный Хурал (Республика Бурятия, Республика Калмыкия).

Наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти[3]. До внесения таких изменений законодательная (представительная) власть в Ямало-Ненецком автономном округе называлась Государственной Думой, а в Республике Мордовия и в Республике Калмыкия - Конституционным Собранием.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ формируется на периодических выборах путем проведения всеобщего, прямого, тайного голосования. Именно периодическое проведение выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ позволяет обеспечить подлинное представительство народа, т.к. отражает реальные политические предпочтения избирателей.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Федеральным законодательством допускается установление двухпалатной структуры законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации[4]. Но на практике двухпалатная система в субъектах РФ показала свою не эффективную работу. Большинство субъектов РФ учредили однопалатные высшие законодательные органы.

В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.[5]

При этом следует отметить, что конституции (уставы) субъектов РФ, нормы которых о числе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти не соответствовали установленной численности избирателей, должны были привести в соответствие с этими положениями не позднее 1 сентября 2011 г.[6]

Так, в частности, в семи субъектах РФ (республиках Адыгея, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Удмуртской республиках) до внесения изменений, установленное число депутатов превышало их максимальное значение, предусмотренное указанными изменениями для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежало сокращению (от двух мандатов в Кабардино-Балкарской Республике до 25 мандатов в Республике Хакасия). В 11 субъектах РФ (Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областях, городе федерального значения Москве, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах) установленное число депутатов было меньше их минимального числа, предусмотренного законопроектом для соответствующей численности избирателей, и в связи с этим подлежало увеличению (от одного мандата в Тюменской области до 10 мандатов в Пензенской области и городе Москве).[7]

Законодатель предусматривает обязанность при формировании законодательного (представительного) органа использовать смешанную избирательную систему. Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ - не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах[8] [9].

Списки кандидатов на выборах состоят из депутатов, избранных членами или сторонниками выдвинувшей их политической партии. Подразумевается, что и дальнейшая деятельность данных депутатов в законодательном (представительном) органе будет обоснована целями и задачами политических партий, в составе списков кандидатов которых были избраны депутаты.

Законодатель установил обязанность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избранных в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входить в депутатские объединения (во фракции) в целях недопущения использования избирательного объединения лишь как способа быть избранным в законодательный (представительный) орган. На депутатов, чье членство во фракции было прекращено в связи с ликвидацией или реорганизацией политической партии, в составе списка кандидатов в депутаты которой они были избраны данная обязанность не распространяется.

Срок полномочий депутатов подавляющего большинства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ составляет 5 лет. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва 4 года[11]. Областная Дума Свердловской области избирается сроком на 4 года. Каждые 2 года переизбирается половина депутатов Областной Думы[12].

Конституция РФ закрепила право субъектов Российской Федерации на формирование собственного законодательства[13]. Эту роль выполняют законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Проблемы их функционирования оказываются связанными с перспективами развития российского общества. Формирование и функционирование законодательных органов субъектов Российской Федерации напрямую соотносится с задачей выработки оптимальной модели организации их деятельности. Работу законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации организуют их руководящие органы, которыми являются: председатель законодательного (представительного) органа государственной власти, его заместитель (заместители), избираемые палатой (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации) или самим законодательным (представительным) органом государственной власти, в однопалатном парламенте.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Правовую основу функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации образуют:

Конституция Российской Федерации,провозглашающаяконституционные принципы народовластия, федерализма и разделения властей, суверенитета, разграничивающая предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, равноправие субъектов;

Среди документов, регулирующих порядок деятельности законодательной (представительной) власти субъекта РФ, его постоянных и временных органов, порядок внесения и рассмотрения проектов законов и иных актов законодательных (представительных) органов власти субъекта РФ, порядок принятия этих актов, а также определяющим иные вопросы организации их работы можно выделить регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ[15].

Базовые положения, затрагивающие организацию и деятельность органов государственной власти субъектов РФ, конкретизируются в законодательстве отдельных регионов России. При этом конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, отражая специфику региональных отношений, не должны противоречить федеральному законодательству. Кроме этого, вопросам организации и функционирования региональных органов законодательной власти посвящено значительное количество решений Конституционного Суда РФ.

В настоящее время на эффективности деятельности парламентских органов субъектов РФ и всей парламентской системы страны отрицательно сказываются значительные расхождения в нормативном закреплении названий, порядка формирования, организации работы и аппаратном обеспечении деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ[20].

Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса

Основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Конституции РФ, Федеральном законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, а также учредительном акте субъекта РФ и региональном законодательстве.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, избираемым населением соответствующего субъекта Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, вопросы организации его деятельности устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Например, областная Дума (Саратовская, Московская, Воронежская области и др.), Народное Собрание (Дагестан, Ингушетия), Совет народных депутатов (Новосибирская, Кемеровская, Орловская области), Законодательное Собрание (Алтайский, Красноярский края и др.).

Федеральный законодатель установил, что не менее 25 процентов депутатов законодательного органа субъекта РФ, а в двухпалатном парламенте – не менее 25% депутатов одной из палат указанного органа должны избираться по единому избирательному округу по пропорциональной избирательной системе. Причем для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга – сделано исключение, позволяющее им самостоятельно определять вид избирательной системы на выборах депутатов регионального парламента. В Москве, например, все 45 депутатов Мосгордумы в сентябре 2014 года избирались по мажоритарной избирательной системе на пятилетний срок.

Парламент субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Вновь избранный представительный орган субъекта России собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания регионального парламента в правомочном составе.

Число депутатов регионального законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В основном парламенты субъектов РФ состоят не более чем из 50 депутатов. Хотя встречаются парламенты и с большим составом (например, Государственный Совет Татарстана включает 100 депутатов, Великий Хурал Тывы включал 162 депутата). Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается парламентом региона самостоятельно. Между тем наблюдается тенденция как роста численности депутатского корпуса, так и увеличения численности аппаратов парламентов субъектов РФ и депутатов, работающих на постоянной основе.

Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. В среднем в разных регионах такие сроки установлены в пределах от 2 до 5 лет.

По структуре региональные парламенты субъектов РФ в большинстве своем являются однопалатными. Некоторые субъекты РФ имеют двухпалатные парламенты (Государственный совет Адыгеи, Великий Хурал Тывы). Вместе с тем наметилась тенденция возврата от двухпалатной к однопалатной структуре законодательного органа региона (Карелия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Чечня, Свердловская область), что является оптимальным на региональном уровне.

Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации являются сессии и заседания. Так, Устав Тюменской области (ст. 29) гласит, что “основной организационной формой деятельности областной Думы являются сессии, состоящие из заседаний областной Думы и проводимых между ними заседаний ее комитетов и постоянных комиссий, публичных депутатских слушаний”.

Правомочность заседания регионального парламента определяется законом субъекта РФ. При этом его заседание не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Правомочное заседание законодательного органа субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца. В законодательстве субъектов РФ устанавливается периодичность их созыва, но не может быть реже указанного интервала.

Заседания парламента субъекта РФ являются открытыми. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) и иными законами субъекта, а также регламентом либо другим правовым актом парламента, проводятся закрытые заседания. Например, согласно ст. 33 ч. 2 Регламента областной Думы Свердловской области “областная Дума может собраться на закрытое заседание, когда этого потребует председатель Думы или не менее 1/3 депутатов или когда речь идет о рассмотрении персонального дела”.

Конституции и уставы субъектов закрепляют срок, до истечения которого вновь избранный законодательный орган должен собраться на первую сессию (до 30 дней). Как уже отмечалось выше, федеральным законом установлен максимальный 30-дневный срок проведения первого заседания парламента субъекта РФ, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Ст. 7 ФЗ “Об общих принципах…” определяет порядок принятия парламентом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов. Так, конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от установленного числа депутатов.

Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются простым большинством голосов от числа избранных депутатов. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается региональным парламентом не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением регионального парламента.

Законы субъекта РФ, принятые парламентом субъекта РФ, направляются главе региона, который обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.

В случае отклонения губернатором регионального закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. И такой закон не может быть повторно отклонен главой региона.

Полномочия парламента субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в установленных Законом случаях:

  • принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
  • роспуска указанного органа руководителем субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ст. 9 ФЗ “Об общих принципах…” (в случае принятия парламентом и неустранения не соответствующих актам большей юридической силы решений и в случае непроведения заседаний избранным или вновь избранным в правомочном составе региональным парламентом в течение трех месяцев подряд);
  • вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • роспуска указанного органа Президентом РФ в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 9 Федерального закона “Об общих принципах…” (в случае принятия парламентом региона неконституционных или не соответствующих нормативным правовым актам большей юридической силы правовых актов и неустранения таких противоречий в установленном порядке и сроки).

Регионы по-разному подошли к решению вопроса о самороспуске. Многие субъекты РФ закрепили возможность самороспуска только квалифицированным большинством голосов (2/3 от установленного числа депутатов в Татарстане, Вологодской, Самарской, Челябинской областях, Красноярском крае; 3/4 голосов в Алтайском крае), хотя есть и упрощенные подходы, требующие простого большинства голосов парламентариев (Ульяновская область).

Возникает вопрос: а вправе ли парламентское большинство лишать депутатского мандата парламентское меньшинство? Причем депутатского мандата, полученного от народа. Потому требуется законодательно закрепить правовые основания и процедуру самороспуска или вообще определиться с необходимостью такого основания.

Другой момент – является ли такой способ досрочным прекращением полномочий регионального парламента, который является постоянно действующим органом власти? Правильнее говорить о досрочном прекращении полномочий депутатов определенного созыва.

Что касается роспуска регионального парламента главой субъекта РФ, то, как уже отмечалось, глава субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий парламента субъекта РФ в двух случаях:

1. При принятии парламентом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и другим правовым актам большей юридической силы, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а региональный парламент не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

2. Если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный или вновь избранный в правомочном составе законодательный орган субъекта РФ в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.
Решение губернатора о досрочном прекращении полномочий парламента субъекта Российской

Федерации принимается в форме указа (постановления). При этом не требуется вынесение предупреждения и судебного подтверждения невыполнения решения суда, как предусмотрено в процедуре роспуска регионального парламента главой государства.

Важно обратить внимание на то, что в действующей редакции Закона наблюдается перевес полномочий в пользу главы субъекта и Президента РФ. Если в прежней редакции Закона была установлена возможность и региональному законодательному органу выразить недоверие главе субъекта с последующей его отставкой, то по действующему Закону региональный парламент может лишь инициировать отрешение главы субъекта РФ в форме выражения ему недоверия, окончательное решение принимает Президент РФ (ст. 19 ФЗ-184).

Законом расширены возможности Президента РФ по роспуску регионального парламента, что может произойти в случае принятия парламентом региона неконституционных (незаконных) правовых актов и неприведения их в соответствие с актами большей юридической силы.

В случае если соответствующим судом установлено, что парламентом субъекта принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а парламент региона в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, а после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа субъекта Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией России, федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение парламенту региона в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения региональному парламенту указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить региональный парламент. Хотя в прежней редакции Закона данное полномочие относилось к прерогативе федерального парламента.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение парламенту субъекта или принимает решение о его роспуске, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 4 апреля 2002 года признал конституционной возможность вмешательства Федерации в дела субъектов при наступлении неблагоприятных последствий, указанных в Законе, а предупреждение парламенту региона назвал “профилактической мерой, которая призвана побудить органы государственной власти субъектов Российской Федерации к добровольному исполнению решения суда, способствовать выполнению ими конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для субъекта РФ в процедуре применения федерального воздействия”.

Однако Суд оценивал конституционность предупреждения с возможным последующим роспуском регионального парламента в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой, как было предусмотрено в прежней редакции Закона, а не указом Президента РФ, как регламентировано в действующем Законе. Насколько такой подход будет соответствовать федеральной Конституции?

В Постановлении от 16 октября 1997 года по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Конституционный Суд РФ указал, что прекращение именно законом полномочий выборного органа местного самоуправления является существенной гарантией.

Возможность принятия федеральных законов особого, по сути, распорядительного характера подтверждена им также в Постановлении от 20 июля 1999 года по делу о проверке конституционности Федерального закона “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”.

В упомянутом Постановлении от 4 апреля 2002 года Суд подчеркнул, что данные правовые позиции распространяются и на регулирование досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ. Следовательно, Суд определил недопустимость принятия таких решений иным, кроме как законодательным, органом. Таким образом, Суду придется или изменить свою позицию, обосновав такие прерогативы Президента РФ, либо же признать такой порядок роспуска регионального парламента неконституционным.

Таким образом, принятие Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” заметно изменило статус региональных парламентов, с некоторой излишней детализацией урегулировало порядок их деятельности и компетенцию, что скорее должно являться предметом учредительных актов регионов.

Читайте также: