Памятник туполеву в кимрах доклад

Обновлено: 14.05.2024

На родине легендарного авиаконструктора отметили 130-летие со дня его рождения и разработали новый туристический маршрут о его жизни, достижениях и родовых корнях.

Андрей Николаевич родился в сельце Пустомазово Кимрского района, где находилось небольшое имение его родителей. Его родной дом, к сожалению, не сохранился, впрочем, как и само сельцо. Дом был национализирован в 20-х годах прошлого века, а сельцо опустело постепенно в советские годы. Сейчас на месте имения создан мемориал в виде части стены дворянского дома Туполевых с памятной табличкой. Семья перебралась в Кимры, но где они жили доподлинно неизвестно.

В начале сентября в городе разразился большой скандал по поводу желания властей снести небольшой деревянный дом на улице Орджоникидзе, 10. Однако местные жители выступили с протестом и уверениями, что именно в этом здании Туполевы и проживали, а Андрей Николаевич часто впоследствии навещал сестру. Документальных подтверждений этому нет, но привлечь внимание к судьбе дома в стиле модерн 1902 года постройки привлечь удалось. Сегодня этот дом расселён, и жители города предлагают устроить в нём мемориальный музей.

Справка от Чемодана

В туристических путеводителях город Кимры часто называют заповедником русского деревянного модерна. Поэтому памятник-самолёт Ту-124 можно назвать удивительной достопримечательностью на фоне витых деревянных узоров. Это был первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторными двухконтурными двигателями. Различные модификации этого самолета выпускались в Советском Союзе с 1960 по 1965 годы. В Кимрах самолёт был установлен в 1984 году как памятник знаменитому авиаконструктору, который его разработал. Самолёт-памятник стоял на берегу Волги, но в довольно неприметном месте и постепенно разрушался, в том числе благодаря вандалам. К юбилею Туполева его было решено отремонтировать и перенести на более видное место при въезде в город с савёловской стороны. Для этого памятник был частично разобран и аккуратно перенесён, а основные работы по ремонту оборудования были произведены в Самаре.

В 1988 году отмечалось 100-летие со дня рождения Андрея Николаевича Туполева – трижды Героя Социалистического Труда. Конечно, по этому поводу случились великие торжества. Но, во всех праздничных материалах, посвящённых этому юбилею, практически ничего не говорилось о родине великого авиаконструктора.
Потому что сказать уже было нечего.
Когда я узнал историю родины Туполева, кроме нецензурной брани в адрес кимряков, уже ничего не скажешь.
Хороши землячки, нечего сказать.


Потом происходит революция. Туполев защищает диплом, участвует в основании ЦАГИ и развивает отечественную авиацию.

Как только Туполевых выселили из Пустомазова, местная власть тут же забыла о созданном новый колхозе. Имущество Туполевых (дом, постройки, орудия труда) вошло в колхоз – и началась разруха. Новые колхозники переломали туполевские изобретения, угробили усадебный сад, вырубили посаженный отцом Туполева сосновый лес… Проведённая в 1930-х годах ревизия колхоза показала разруху и развал хозяйства, анархию и деградацию крестьян. Колхоз был ликвидирован, его оставшееся более-менее работоспособное имущество передано в соседние колхозы.

В заброшенный усадебный дом поселили бездомных. Перед войной дом, где родился Туполев, сгорел – от отскочившего от печки уголька, провалившегося под пол.

Где-то в конце 1950-х годов Туполев в последний раз посетил родину, где снова увидел заросший крапивой фундамент дома, разрушенные печи, оплывшие берега канала и заваленный мусором пруд. Только выросли тополя – к ним приходила на гулянье местная молодежь.

Говорят, что кимрская власть, не зная что делать со свалившейся на них неразрешимой задачей, родила 2 совершенно бредовых решения:
1. Построить в Пустомазово авиационный завод – и там установить бюст
2. Переименовать Кимры в Туполев (как когда-то хотели переименоваться в Калинин) – и установить бюст в городе.
Туполев, узнав про эти решения, только рассмеялся. Только согласился на установку бюста в Кимрах на Майской площади месте бывшего памятника Сталину (тема памятника Сталину пока почему-то не раскрыта в местной краеведческой литературе, есть только дата его снесения – февраль 1962 года).

Но власть мелко отомстила Туполеву. Бюст (скульптор Х.Б. Геворкян) сооружался около 20 (?!) лет и был открыт только 7 сентября 1979 года. За это время Туполев стал трижды Героем. Но на рождённом в муках бюсте красуются только 2 звезды.

Туполев снова уязвил кимряков – когда подарил городу ТУ-124 в натуральную величину.

Местные начальники долго не знали куда установить самолёт, наконец пристроили его на Савёловской стороне, в кустах, подальше от народа. Там самолёт потихоньку разрушается местной молодежью – бессмысленные граффити, зияющие дыры и пробоины в обшивке…
Если всмотреться в фотографии, видна вся степень любви к Туполеву – по приказу властей протянули провода к специально поставленному для освещения фонарю и сварганили (именно так – другого слова не подберёшь) чудовищные подставки под боковые стойки шасси. Напротив, через Волгу, как раз находится район Заречье.

Даже после смерти Туполева в 1972 году, взаимные уколы продолжились.

Празднование 100-летия со дня рождения Туполева доставило местным властям более чем достаточно хлопот. И, хотя от ОКБ Туполева никто в Кимры не пожаловал, отмечать юбилей всё-таки пришлось.
К юбилею власти попытались навести хоть какой-то порядок в Пустомазово. Вычистили пруд, а к нему приволокли огромный камень, к которому прикрепили никелированную табличку с именем и званиями юбиляра. Ещё заасфальтировали дорогу, идущую через Пустомазово, но почему-то перенесли её так, что прошла она как раз по месту, где стоял усадебный дом. Короче, лишь бы отделаться…
Даже табличку как следует прикрепить не сумели – уже к 1992 году её кто-то похитил.

Вот такая история.
После первых приездов в Кимры я только восторгался и восхищался. Теперь – тихо негодую. Если был бы толк –негодовал бы громко.
Это что - у местных правителей – воинственное раздолбайство в крови? Или оно передаётся по наследству, подобно гемофилии? Всё рушится и валится, память предков – пустой звук. Что произошло с Гостиным двором – вы видели в этом посте. Да прошло много безумных лет.
Но когда уже не существует старинной решётки около входа в Гостиный двор (в июне ещё была, а уже в августе – её обломки валяются в подвале)? Упоминание о решётке вызвало у музейной работницы искреннее удивление – она её никогда не видела (. ). Почему? Это что – не тихий городок на Волге, а столица луддитов? Блин…

Фотографии семьи Туполевых и самого Туполева-гимназиста, а также большая статья о его работе есть ЗДЕСЬ
Спасибо всем, дочитавшим до конца.
"Увидеть бы Бразилию до старости моей. "(с).


На тверской земле родилось множество замечательных людей, внесших значительный вклад в развитие нашей страны: генерал Михаил Алексеев, физик Олег Лосев, певец Сергей Лемешев, авиатор Михаил Громов, поэт Андрей Дементьев, писатель Борис Полевой, музыкант Александр Александров, математик Владимир Брадис, спортсмен Виктор Капитонов и многие другие. В 2018 году отмечается 130-летие авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Чем знаменит

У авиаконструкторов существует традиция присваивать самолетам названия из первых двух букв фамилий: Як – это Яковлев, Ла – Лавочкин, Пе – Петляков, Су – Сухой, МиГ – Микоян и Гуревич, Ан – Антонов. У Туполева, естественно, Ту. Правда, в начале своей деятельности как конструктора его самолеты назывались АНТ, что означало его имя, отчество и фамилию. Но марка Ту знаменита в мире больше.

Если подытожить, то можно сказать, что под руководством Андрея Туполева спроектировано более 100 типов самолетов, из которых 70 пошли в серию. На самолетах установлено 78 мировых рекордов, совершено 30 выдающихся перелетов, связанных со знаменитыми именами: экипаж Шестакова, совершивший на АНТ?4 перелет Москва – Нью-Йорк в 1929 году, А. Ляпидевский, на том же АНТ-4 в 1934 году снявший со льдины первую группу челюскинцев, А. Юмашев, в 1936 году на АНТ-6 (ТБ-3) установивший пять международных рекордов, полярный летчик М. Водопьянов, впервые вместе с тремя летчиками в 1936 году посадивший самолет на Северный полюс, наш земляк М. Громов, с экипажем на АНТ-25 (РД) в 1934 году установивший мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, В. Чкалов и М. Громов, перелетевшие через Северный полюс в Америку, и другие пилоты.

Перелетим в реактивную эпоху. В 1954 году КБ Туполева подготовило предложение о создании первого пассажирского реактивного самолета Ту-104. Идею поддержали сразу и авиационное сообщество, и руководство СССР – в 1955 году началось его серийное производство, первое в мире, а в 1956 году совершен первый рейс с пассажирами на трассе Москва – Иркутск. Это было выдающимся событием.

Однако кратко коснемся и военной составляющей творчества Андрея Николаевича, его инженеров и ученых. Военной специализацией Туполева были бомбардировщики, из них фронтовой пикирующий Ту-2 по летно-тактическим характеристикам превосходил тогдашний немецкий юнкерс Ju-88, в отличие от старого ТБ-3, уступавшего немцу. Его серийное производство началось осенью 1943 года в разгар войны. Затем был создан дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, на основе которого был спроектирован и создан пассажирский Ту-104.

Откуда такая глыба

Родился Андрей Туполев 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в хуторке Пустомазово бывшего Корчевского уезда (неподалеку от села Ильинского и города Кимры) Тверской губернии в многодетной семье. Отец Николай Иванович (1842–1911) – потомок выборного атамана казачьей части сибирского войска, учился на юрфаке Петербургского университета, сочувствовал народовольцам и после убийства ими императора Александра II в 1881 году был, как и многие, исключен из университета и не по своей воле выбрал местом жительства Тверскую губернию. На свои скромные средства и приданое жены куплено Пустомазово на речке Лунинке. Мать Андрея Анна Васильевна Лисицына (1850–1928) родом из Торжка, дочь протопресвитера, в семье которого ценили знания, окончила Тверскую женскую гимназию, владела французским и немецким языками.

Андрей вел обычную жизнь деревенского паренька: запрягал лошадей, колол дрова, ходил в лес по грибы и ягоды, помогал по дому. Жизнь семьи Туполевых была не мед: отец считался политически неблагонадежным, выезд куда-нибудь, где сносно платят, ему был запрещен, поэтому он, занимаясь сельским хозяйством, экстерном окончил университет, но в судебное ведомство ему дорога была закрыта. И тогда он стал нотариусом.

В 1908 году Андрей гимназию окончил 20-летним парнем и, к огорчению родителей, выбрал стезю технаря: уехал в Москву и сдал конкурсные экзамены в Императорское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана). Итак, учитель физики оказался сильнее семейной традиции.

Итак, авиаконструкторская глыба имела в своем основании три фактора: достойное воспитание в гуманитарной семье на тверской земле, учеба в гимназии под влиянием превосходного тверского учителя, влияние ученого и инженера в Москве.

Его тоже арестовывали

Жизнь Туполева была насыщена не только наукой и практикой авиастроения. Два раза его зацепляла и политика. В первый раз Туполева арестовали в 1911 году и поместили в Лефортовский полицейский участок. Причина ареста – участие в митингах студентов против карательных мер правительства. Освободили его по ходатайству сестры Веры Николаевны и директора училища Гавриленко, так как умер отец, и ему надо было быть на похоронах. Андрей уехал в Пустомазово. Хлопотами Жуковского и Гавриленко вскоре Туполева восстановили в правах студента.

В газетной статье невозможно рассказать о процессе становления Андрея Туполева эффективным авиаконструктором, о содействии ему ученых уровня Жуковского, советских инженеров, летчиков, общественных деятелей. Туполев к концу 1930-х годов стал знаменитым и авторитетным руководителем Конструкторского бюро Туполева.

С целью изучения иностранного опыта в авиастроении советские инженеры во главе с Туполевым однажды посетили Францию и США. Раздался слух: чертежи новой машины Туполева проданы Мессершмитту. В те годы такое опровергнуть было невозможно. Последовал арест 21 октября 1937 года с официальным обвинением в том, что Туполев возглавил антисоветскую вредительскую организацию в авиапромышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. С современной точки зрения от этой дурости хоть стой, хоть падай.

Вместе с ним были арестованы знаменитые вскоре инженеры и конструкторы – члены ЦАГИ Петляков, Мясищев, Некрасов и другие. Среди этих других в шараге Туполева некоторое время работал знаменитый в будущем конструктор баллистических ракет и космических кораблей Сергей Павлович Королев. Они были знакомы с 1930 года, когда студент МВТУ Сергей Королев привлек внимание Туполева своими способностями и увлечением планерами. Под руководством Туполева Королев защитил дипломный проект дальнего легкомоторного самолета. Сергей Павлович всю свою жизнь был благодарен своему учителю.

27 июня 1941 года, в тяжкие дни отступления Красной армии, в условиях нехватки боеспособной техники, особенно авиационной, Туполева освободили от судимости. Но полностью его реабилитировали лишь в хрущевскую оттепель в 1955 году. Как мудрый и порядочный человек, Андрей Николаевич никому претензий не предъявлял. Все понимал.

Еще о наследии Туполева

О крылатых детищах нашего земляка мы вкратце упомянули. Но Андрей Николаевич оставил после себя и другое не менее ценное наследие. Находясь с 1930 года на руководящих постах, он либо выявил, либо воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых: В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов, В.А.Чижевский, А.А.Архангельский, М.Л.Миль, А.П.Голубков, И.Ф.Незваль, А.А.Туполев (сын А.Н.Туполева, 1925–2001), С.А.Лавочкин, А.С.Шенгардт и другие. Все они полагали, что Туполев в авиации – это целая эпоха.

Андрей Николаевич умер 23 декабря 1972 года на 85-м году насыщенной событиями жизни. Его КБ возглавил сын Алексей Андреевич в звании генерального конструктора. В тот год в первый регулярный рейс из аэропорта Внуково в Минеральные Воды вылетел 9 февраля новый и последний при жизни Андрея Николаевича турбореактивный Ту-154 (2 часа полета, 160 пассажиров). Символично, не так ли?

…А началось все это на тверской земле, в местечке Пустомазово, неподалеку от города Кимры.


130 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева. На знаменитых ТУ завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.

130 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева. На знаменитых ТУ завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.

Главная достопримечательность Кимр — Ту- 124, расправив крылья, теперь гордо возвышается на постаментах с опорами. К 130-летию советского авиаконструктора Андрея Туполева в торжественной обстановке открыли памятник первому двухконтурному турбовинтовому пассажирскому самолету и перенесли его на новое, более видное место в створ моста через Волгу. Ремонтом самолета занимался Рязанский авиаремонтный завод, который имеет большой опыт в восстановлении тяжелых самолетов марки ТУ.

"В течение трех месяцев самолет был восстановлен. Самое тяжелое это было его переместить на это расстояние, потому что никто не знал состояние его шасси и как выдержит дорога. Но после того, как все расчеты были сделаны, самолет был сюда перемещен, отремонтирован и покрашен", — рассказал Андрей Попов, управляющий директор 360 Рязанский авиационный ремонтный завод.

Для многих горожан открытие обновленного памятника самолету Ту-124 — важное событие. 30 лет назад крылатая машина впервые появилась в городе. Именно этот самолет стал предшественником целого поколения тех, которые сейчас на вооружении дальней авиации России. На самолетах марки ТУ сегодня летают первые лица государства. Дело академика сегодня продолжает авиастроительная корпорация "Туполев".

"Но на этом не кончается история фирмы, на фирме работают инженеры, летчики-энтузиасты, которые готовы делать новые самолеты , которые готовы летать на этих самолета, и которые готовы превзойти любые страны", — отметил Александр Затучный, советник генерального директора ПАО "Туполев".

Чаще на малой Родине деда старается бывать его внук и тезка легендарного авиаконструктора — Андрей Туполев. Он тоже связал свою жизнь с авиацией, но признается, дед самолеты чувствовал, как живые. Развитие мировой авиации в начале 20 века не оставили равнодушным знаменитого предка, а встреча с конструктором Николаем Жуковским перевернула все представления об авиации.

"Эти колоссальные показы в Петербурге и в Москве, первые пилоты Франция, Англия, наши все там учились. Пилоты тогда были национальными героями и, думаю, что дед, несколько раз посетив подобные мероприятия, не мог, конечно, не влюбиться и не заболеть небом. И с этого все началось", — вспоминает Андрей Туполев, внук А. Н. Туполева.

130-летие советского авиаконструктора большое событие для всех авиационных работников. Аббревиатура ТУ — это гордость страны. Благодаря разработкам Туполева спроектировано более 100 типов самолетов, многие из которых успешно применялись в годы Великой Отечественной войны. "Каждая территория, муниципалитет, сельская территория, городское поселение должны всех своих земляков чтить. Не буду говорить, что здесь особый пример, а это общая традиция всех россиян, всех таких наших территорий", — подчеркнул Андрей Епишин, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В год 130-летия советского авиаконструктора в деревне Устиново презентовали и новый туристический проект "Тропа Туполева на Кимрской земле".

Читайте также: