Паломнический туризм в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов несомненно были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места.
Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает желание совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ - ОТРАСЛЬ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………. 5
1.1Туризм как общественное движение………………………………………..5
1.2Классификация видов туризма………………………………………………6
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА…………………….10
2.1 История развития паломнического туризма в мире……………………. 10
2.2 Духовное содержание паломнического туризма………………………….13
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА…………………………………………….18
3.1 Паломничество в России……………………………………………………18
3.2 Сегментация туристского рынка……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………33

Содержимое работы - 1 файл

Туристические ресурсы РоссииВВЕДЕНИЕ.doc

Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях одним из важнейших.

Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов несомненно были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места.

Актуальность обусловлена многоконфессиональностью России, как многонациональной страны. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает желание совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и систему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

Объект исследования- паломнический туризм в нашей стране.

Предмет исследования факторы развития паломнического туризма в России.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть историю развития паломничества в мире, особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать основные формы религиозного туризма;

-выявить специфику организации паломнических туров;

-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

В процессе исследовательской работы использованы труды зарубежных и российских учёных и аналитиков по проблемам развития сельского туризма. Среди них следует отметить, прежде всего, работы Александровой А.Ю., Квартальнова В.А.и других.

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ - ОТРАСЛЬ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Туризм как общественное движение

Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма.

Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895 г. было создано Народное туристское общество, правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Даже в самые тоталитарные времена огосударствления всех функций и национализации всех предприятий туризм развивался в профсоюзах как общественное движение. И сейчас социальный туризм должен развившийся как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения.

Таким образом, социальный туризм, который понимается как туризм, направленный на рекреации человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения, способен реализовать общественную антиномию туризма. Именно параметры доступности и реальные возможности по ее максимизации в конкретных условиях и определяют тот минимально необходимый набор услуг социального туризма, который в совокупности и составляет социальный туристский продукт.

Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести услуги размещения уровня экономического класса (1-2 звезды по национальной классификации гостиничных предприятий, а также внекатегорийные средства размещения - базы отдыха, детские лагеря и пр.); услуги питания ограничить завтраком или полупансионом, рацион которого рассчитывается исходя из величины минимальной оплаты труда на момент расчета стоимости тура (например, 0,3 размера минимальной оплаты труда); ввести сопутствующие услуги - экскурсии, походы, (в размере 0,2 минимальной оплаты труда). Дополнительные услуги не включаются в минимальный набор и не влияют на нормы ценообразования социального туристского продукта.

1.2 Классификация видов туризма

Туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются. Туризм можно классифицировать по разным критериям (4):

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.

Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт. 3

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

2.1 История развития паломнического туризма в мире

Прежде всего, паломничество - это посещение мест, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Его последователей, прославленных в лике святых. Также паломничество предполагает поклонение христианским святыням и, помимо интереса любознательного, получение от Бога помощи и благодатной силы, как для самих путешественников, так и для тех, за кого они будут молиться.

Когда в средние века паломники-пилигримы отправлялись из Европы во Святую Землю, мужчины отпускали бороду, облачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с широкими полями и обыкновенно украшенную раковинами; посох, сума и бутылка из выдолбленной тыквы дополняли наряд. К плащу и шляпе прикреплялся красный крест. Паломничество было мероприятием опасным, и не все, предпринявшие его, возвращались домой.

Паломничество встречается почти во всех мировых религиях и является большой загадкой. Причем, если современное паломничество – вещь относительно безопасная, то в средние века, когда паломничества появлялись, четвертое, пятое столетия, это на грани риска. И в святцах, как католической, так и православной Церквей, есть святые, которые канонизированы именно потому, что они погибли, умерли во время паломничества, на пути в Иерусалим или в другую святыню или на пути оттуда.

Во многих религиях паломничество обязательное, в том числе в эпоху Христа (это описано и в Евангелии) для правоверного иудея, еврея, было обязательным приходить в Иерусалим, в храм Соломона, по возможности на Пасху или на другой крупный праздник, и Спаситель как раз трижды за время своей проповеди, как Он трижды на Пасху стремится в Иерусалим и туда приходит. Население Иерусалима во время Пасхи увеличивается в несколько раз. Причем приходили не только люди из Галилеи, из Иудеи, но приезжали евреи из Египта, из Испании, из Малой Азии и так далее, что тоже стоило значительно больших денег, чем сегодня. 4

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человеку свойственно желание больше узнать о тысячелетней религиозной культуре. Поэтому в последние годы подлинно массовыми стали визиты туристов и экскурсантов в храмы и монастыри. Многие из них стремятся прикоснуться к нетленным мощам, чудотворным иконам, совершить омовение в святых источниках.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня в России значительно увеличился спрос на туристические маршруты религиозной направленности. Наша семья давно паломничает, поэтому делает актуальным данное исследование.

В нашем отечестве есть многое, что могло бы привлечь верующих туристов, а именно соборы, церкви, мечети и другие культовые заведения и святыни.

Объект исследования – центр религиозного туризма
Псково-Печерский монастырь .

Предмет - туристические маршруты религиозной (паломнической) и экскурсионно-познавательной направленности.

Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить опыт, особенности практической организации паломничества.

2. Изучить религиозный туризм с точки зрения его экскурсионно-познавательного значения;

3. Исследовать и охарактеризовать особенности религиозного туризма в России .

4. Разработать примерную карту посещения православных святынь в России.

Методы исследования:

1. Наблюдение, походы, экскурсии;
2. Изучение архивных материалов, краеведческой литературы библиотеки;
3. Поиск информации в Интернете, подшивках газет;
4. Беседы с людьми;
5. Составление карты с помощью компьютерных технологий.
6.социологическое исследование (анкетирование).

Итак Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно паломнический туризм.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам

Центры христианского паломничества.

Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию – наследницу великой Византии, колыбель православия, с её горными монастырями, монашеской республикой Афон, и Ватикан – центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов и во Францию.

В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Ватикан, Париж и Лурд (Франция), г. Афон (Греция), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания ), Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород (Россия), Киев, Почаев, Святогорск (Украина ) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности.

Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Чем отличается паломничество от экскурсионного туризма

Длительность пребывания в центре паломничества

Приуроченность к религиозным праздникам

В них могут участвовать как взрослые, так и дети.

Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут - определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии – вегетарианская

Места паломничества в России

Посещение святых мест на протяжении многих веков было важной частью жизни многих христиан. В России многие монастыри во время Гражданской войны и гонений на церковь в начале 20 века были разрушены, а сейчас восстановлены в виде музеев, однако, сохранились и настоящие Православные Святыни, связанные с жизнью Русских Святых, либо с Чудотворными Иконами, к которым ежегодно едут тысячи людей.

Два важных места паломничества в России связаны с двумя самыми почитаемыми Русскими Святыми: Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Мощи первого находятся в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде (Московская обл.), а мощи Святого Серафима – в Дивеевском Свято-Троицком монастыре в Дивеево (Нижегородская обл.).

Не меньшее количество верующих привлекают места поклонения двум русским монахиням, также причисленных к Лику Святых. Многие русские люди едут, чтобы попросить о чем-то Матрону Московскую, Не меньше народа едет к Ксении Петербуржской. Небольшая Часовня Ксении Петербуржской находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Также в этом городе обязательно нужно посетить Иоанновский монастырь, где хранятся мощи Святого Иоанна Кронштадтского, а также Александро-Невскую Лавру, где хранятся мощи Святого Александра Невского.

Очень много людей посещает монастырь Оптина Пустынь около города Козельск в Калужской области. Этот монастырь стал известен благодаря оптинским старцам, которые помогли многим людям. Также много людей едет в Псково-Печерскую лавру под Псковом. В городе Муром есть Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи Святых Петра и Февронии, русских покровителей семьи и брака.

Также местами паломничества в России являются и монастыри и соборы, где можно поклониться Чудотворным Иконам Богородицы. Самые известные из них – это Богоявленско-Анастасьин монастырь в Костроме, где находится Федоровская Икона Богоматери, а также Казанский собор в Санкт-Петербурге, где находится Казанская Икона Богоматери. Самая почитаемая в России Владимирская Икона Богоматери находится в Церкви Святителя Николая в Толмачах, являющейся составной частью Третьяковской галереи.

Псково-Печерская лавра- место моего первого паломничества

Хочу рассказать о своем первом паломничестве в Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга

Сегодня Пещеры — большой некрополь. Веками оставаясь нетленными здесь обрели покой свыше десяти тысяч человек.

Считается, что открытие Богом зданных пещер произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал в песчаном холме возле ручья Каменца преподобный Иона. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником Георгиевского храма в Юрьево-Ливонске.

Спасаясь от гонений со стороны немцев-латинян Иоанн с женой Марией и детьми покинул Юрьево-Ливонск и пришел во Псков. Здесь, услышав о недавно открытой пещере, он устроил свое жилище рядом с ней, чтобы служить Богу.

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и рвами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

С целью выявления готовности к путешествиям, и стремления изучать историю нашей страны , нами было проведен опрос среди группы учащихся 5-7 классов. На вопросы отвечало 50 учеников, возраст учащихся от 11 до 13 лет.

Это еще раз подчеркивает то, что учащиеся устают от однообразности, неподвижности, им хочется изменять обстановку, активизировать свои исследовательские способности, в них есть желание проявлять себя, смотреть и оценивать других. И радует то, что ребята понимают, что весь образовательный процесс нельзя вынести за рамки школы, а проведение нестандартных уроков всегда приветствуется ими. В качестве отчетности, о прошедшем путешествии и знаниях, полученных в нем, 72% участников выбирают фотосьемку и видеосъемку.

На вопрос о том, кто должен быть инициатором проведения таких мероприятий, 68 % ребят считают, что совместная работа учеников, учителей, родителей позволят организовать такие уроки за более короткое время, с наименьшими затратами, на более высоком уровне, 20 % учащихся считают, что все-таки, инициатором должен быть учитель, так как он – одно из главных звеньев образовательного процесса, и желание учителя участвовать, быть организатором, в большей степени, таких уроков не мало важно, тем не менее почти всем учащимся (90%) интересно посещение храмов и святынь нашего государства.

Религиозный туризм становится все более популярным за последние годы. Священные места, куда стекаются каждый год миллионы верующих, очаровательны сами по себе, даже независимо от верований и религий, которые там пропагандируются. Тут находятся уникальные и величественные здания и монументы с духовным значением, в эти места приезжают, чтобы приблизиться к Богу, обрести веру или вылечиться от недугов. Паломничество для меня- это возможность посмотреть мир, удивительную природу нашего отечества, полюбоваться величественной архитектурой храмов, познакомиться с новыми интересными людьми.

Работая над проектом я пришел к следующим выводам:

Паломничество- является одним из самых старых видов туризма. Сегодня многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями - религиозному туризму.

Паломничество - стремление верующих людей разных конфессий поклониться святым местам, обогатить свой внутренний мир.

Центрами паломнического туризма в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород (Россия), Киев, Почаев,Валаам, Соловки.

Составил карту мест паломничества в России.

Провел опрос в результате которого узнал, что ребята заинтересовались темой религиозного туризма.


РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной индустрии туризма одной из немаловажных составляющих частей выступает религиозный туризм. Религия выступает элементом общественной системы и частью культуры любого народа, оказывая влияние на самосознание и поведение человека. Религиозные ценности выступают частью культурного наследия и объектами туризма. Необходимо так же отметить, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.

В научных исследованиях имеются разнообразные подходы к определению и содержанию понятий религиозный и паломнический туризм. Некоторые зарубежные и отечественные ученые считают, религиозный туризм можно разделить на два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Данное разделение основывается на экономических показателях, так как в религиозном туризме, и в паломничестве туристы расходуют средства на транспорт, размещение и питание, но данный критерий не предусматривает возможности для их объединения.

Однако имеется и другое мнение о том, что религиозный туризм является составляющей частью паломничества. Ученые, настаивающие на данном утверждении, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его современном облике. Такого мнения придерживаются некоторые европейские исследователи. Однако в таких странах, где располагаются важные религиозные святыни, и имеется большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между паломниками и туристами.

Понятие паломнического туризма - поездок верующих к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них "паломничество" и "туризм" - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие.

Из этих соображений используется термин аналогичного содержания - религиозный туризм. Этот вид туризма можно разделить в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России религиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке, к сожалению, представлены очень слабо.

Религиозный туризм можно рассматривать как самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом-нический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные турырассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами.

Паломничество pilgrimage - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен. Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Паломническим туризмом занимаются как фирмы специализирующиеся на разных видах туризма, так и монооператоры, то есть фирмы, выбравшие стержнем своей деятельности одно направление. Функции туристических компаний выполняют также отдел внешнецерковных сношений Патриархии и храмовые паломнические службы. По данным Русской православной церкви церковные туроператоры предлагали 50 маршрутов, по которым совершили путешествия за рубеж 50 тыс., а внутри страны 2 млн. человек.

В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Наиболее активно люди едут в паломнические туры летом, в сезон отпусков. Осенью и зимой паломнические поездки приобретают характер туризма выходного дня - люди едут к святыням, расположенным неподалеку. Благодаря паломникам активизировалась деятельность турфирм на местах, которые постоянно разрабатывают новые маршруты.

Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров.

Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 14 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

4. Поздняев, М.В. России начался бум паломнического туризма // Новые известия, 08.07.2005. - с. 16.

5. В России быстро растет спрос на паломнический туризм // Российская газета от 05.04.2005.


В истории человеческой цивилизации передвижение по планете Земля не является чем-то диковинным. Люди всегда перемещались в поисках лучшей жизни, да и ныне путешествуют ради открытия мира и познания бытия. Но среди этого сонма передвижников выделялись те, что имели особенную цель, которую они стремились достичь. Цель эта не очень понятна обычному светскому человеку. Но зато она понятна лицу посвященному, удивительна по глубине своей сути и духовному содержанию.

Светлый край Палестины.

с детства родственной мне!

Для верующего человека — христианина — образом такого города-прибежища был в первую очередь Небесный Град Иерусалим — прообраз будущей жизни человека, которая ожидает его после завершения мирского пути. Для человека, не расставшегося с некоторыми языческими представлениями о природе, таким местом стал символ возрождающегося из пепла града Китежа — скрытого или скрывающегося от посторонних глаз, спасенного и спасаемого от врагов, не сдающегося завоевателям, исчезающего из видимого земного пространства, опускающегося на дно священного озера, но при этом — чудом сохраняющегося и заодно сохраняющего всех своих обитателей. Поиски такого города на земле были чаянием многих поколений мечтателей. И если его нельзя было найти, то вполне можно было попробовать создать и построить в реальности.


Так в России утвердилась традиция паломничества внутри страны. Уже не обязательно было ехать за тридевять земель. Можно было посетить обители и святые места у себя дома. И теперь даже этих людей — ни разу не побывавших на Святой Земле — стали также величать паломниками.

Паломничество по местам святости — где бы она не проявлялась — стало обычной частью обычной жизни православного человека. А далекая Святая Земля стала духовно родной, причем, до такой степени, что сама Русь стала Святой.


Значит ли это, что традиция посещения Иерусалима прекратилась? Конечно же, нет, она развивалась и позднее, особенно в XIX столетии, когда появились новые возможности, варианты и способы доставки паломников к их долгожданной цели.

Немалый труд приложила к этому высочайшая чета — великий князь Сергей Александрович и его супруга — великая княгиня Елизавета Федоровна.

В чем состояла суть перемен?

И это только один пример. А их — сотни! В XIX веке и для простых людей появилась возможность посещения Иерусалима, Святой Земли. Количество паломников из России стало исчисляться тысячами! На протяжении всего столетия члены императорской фамилии также неоднократно бывали в тех краях, становились в ряды паломников. Однако им, по сравнению с большинством, попасть на Святую Землю было как раз сложнее. Виной тому стали политические проблемы. По этой причине, неоднократно собираясь совершить паломничество ко Гробу Господню, не смогли этого сделать ни, например, императрица Мария Александровна, ни император Николай II. Однако некоторые великие князья совершали такие поездки, вплоть до начала XX века.

В XIX столетии начался период постоянного русского присутствия в Палестине. В основе лежало событие — приезд на Святую Землю в мае 1881 года великих князей Сергея и Павла Александровичей с Константином Константиновичем. Августейшие паломники посетили Елеонскую гору (там строилась русская церковь Вознесения Господня), провели ночь у Гроба Господня. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) подал тогда идею постройки храма св. равноапостольной Марии Магдалины. Место выбрали в верхней части Гефсиманского сада на склоне Елеонской горы. Средства были выделены императорской семьей. Освятили храм позднее, в 1888 году, в присутствии вновь посетивших Святую Землю великих князей Сергея и Павла Александровичей, а также великой княгини, будущей преподобномученицы Елизаветы Федоровны (в этом храме она ныне и погребена).

Великий князь Сергей Александрович сразу же заметил трудности, возникающие у православных в Палестине, а также беспомощное положение там русских паломников. Так появилась идея создания Общества для помощи русским на Святой Земле. В 1882 году было учреждено в Санкт-Петербурге Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — для помощи в организации поездок русских паломников по святым местам (Палестина, Афон, Бари), а также для развития науки о прошлом и настоящем Святой Земли и ее популяризации. Председателем ИППО избрали великого князя Сергея Александровича. Почетными его членами становились затем выдающиеся представители русского общества, члены императорской семьи, члены правительства, обер-прокуроры Святейшего Синода, губернаторы и вице-губернаторы, епархиальные архиереи и представители творческой элиты. Деньги собирали по всей России. Ежегодно в Вербное воскресенье (день паломников) в храмах и монастырях Российской Империи проходил сбор для поддержки Русской Палестины.

Путь на Святую Землю был значительно удешевлен, разрабатывались удобные маршруты с возможностью ночевок и остановок. Приобретали новые земельные участки, строили храмы, подворья, больницы и школы. В домах ИППО в Иерусалиме и других городах содержали столовые, читальни, магазины, прачечные и бани. Общество к началу XX века помогло сотням тысяч русских паломников посетить Святую Землю. Появился круг помощников-проводников, знавших турецкий и русский языки, что было важно при пересечении турецких территорий. Обществом были открыты более ста русских школ для населения Палестины, Сирии и Ливана, в которых изучали русский язык и Закон Божий тысячи детей, многие из которых позднее стали известными деятелями культуры своих стран.



Паломник — это человек, который приобщается к Вечности. Он стремится к намеченной цели для поклонения с молитвой, постом и покаянием. Он хотя бы раз совершает свое главное путешествие, в том числе — в глубины своей души, а потому вряд ли останется равнодушным после прохождения маршрута к неожиданно преобразившемуся для него миру, в котором давно и точно указаны и Путь, и Истина, и Жизнь.

Читайте также: