Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда доклад

Обновлено: 14.05.2024

Согласно ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Данная норма соответствует Конвенции МОТ об инспекции труда, ст. 1 которой устанавливает, что государства, присоединившиеся к этой Конвенции, должны в своем национальном законодательстве предусмотреть и эффективно применять определенные наказания (санкции) за противодействия инспекторам труда при исполнении своих обязанностей.

В качестве лиц, препятствующих осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, могут выступать и руководители, и должностные лица, и лица, осуществляющие управленческие функции в организациях, и рядовые работники организаций работодателей, и любые иные лица, которые фактически своими действиями (а иногда и бездействием) препятствуют деятельности государственных инспекторов труда (правовых и по охране труда).

Данные лица могут быть привлечены к административной, уголовной ответственности, а также к иным видам ответственности, предусмотренным федеральными законами.

Так, КоАП РФ предусматривает следующие составы правонарушений в рассматриваемой сфере:

1) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в наличии двух составов, предусматривающих совершение данного правонарушения путем следующих действий:

а) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

При этом ответственность за неповиновение распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), наступает лишь в том случае, если данные распоряжения и требования вытекают из полномочий по государственному надзору (контролю) и являются законными, т.е. соответствуют законодательно установленной компетенции и служебным обязанностям должностных лиц;

б) воспрепятствование выполнению должностным лицом органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), своих служебных обязанностей.

С субъективной стороны данное правонарушение предполагает наличие прямого умысла. Субъектами ответственности являются граждане и должностные лица, в обязанности которых входит исполнение распоряжений и требований должностных лиц органов надзора (контроля).

Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

2) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Особенность данной нормы заключается в том, что ответственность наступает не за невыполнение любого законного требования должностного лица органа государственного надзора (контроля), а за невыполнение предписания, т.е. ненормативного правового акта соответствующего органа. При этом предписания должны быть законными, т.е. вынесенными уполномоченными органами (должностными лицами) и в пределах их компетенции, и содержать конкретные требования об устранении нарушений законодательства.

Субъектами ответственности в данном случае могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, в адрес которых были вынесены предписания и (или) в должностные обязанности которых входит выполнение требований, содержащихся в таких предписаниях.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда наступает за следующие действия:

1) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении указанных лиц (ст. 318 УК РФ).

Объективная сторона данного преступления характеризуется применением физического или психического насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении государственного инспектора труда, под которым понимается нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных, более тяжких последствий, а также ограничение физической свободы инспектора труда против его воли.

Угроза применения насилия означает словесно или деятельно выраженное виновным конкретное намерение причинить смерть, вред здоровью, нанести побои, совершить иные насильственные действия, могущие причинить физическую боль потерпевшему либо ограничить физическую свободу последнего вопреки его воле.

Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого преступления является связь между насилием (угрозой насилия) в отношении государственного инспектора труда (его близкого) и исполнением первым своих должностных обязанностей.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом и наличием любого мотива для применения насилия (угрозы насилия), обусловленного исполнением государственным инспектором труда своих должностных обязанностей (месть, корысть, стремление уйти от ответственности и др.).

При этом виновный должен сознавать, что насилие (угроза насилия) применяется к государственному инспектору труда как представителю власти, наделенному распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящимся от него в служебной зависимости.

Ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей предусмотрена в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Ответственность за применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении указанных лиц наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет;

2) публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ).

Под публичным оскорблением понимается умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного постороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица.

Объективная сторона данного преступления характеризуется публичным оскорблением, выраженным в устной (унижающее честь и достоинство высказывание), письменной (текст оскорбительного содержания), фотографической (фотомонтаж, унижающий честь в неприличной форме), деятельной (физическое оскорбление) и в любой иной непосредственно воспринимаемой человеком форме.

Публичное оскорбление государственного инспектора труда как представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей отличается от аналогичного оскорбления, осуществленного в связи с исполнением представителем своих должностных обязанностей. В первом случае ответственность наступает хотя бы и в отсутствие связи оскорбления с должностной деятельностью потерпевшего, но в период непосредственного исполнения им своих обязанностей.

Субъективная сторона оскорбления государственного инспектора труда как представителя власти - вина в форме прямого умысла. Это означает, что виновный сознает публичный и неприличный характер своих оценок личности потерпевшего, факт принадлежности последнего к представителям власти или нахождения последнего при исполнении своих должностных обязанностей и желает совершения этих действий.

Совершение данного преступления наказывается штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Комментарий к Статье 363 ТК РФ

К нарушениям законодательства об охране труда также относится воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу.

При этом следует также отметить, что согласно статье 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение же в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Следует также отметить, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 363 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Установление ответственности за воспрепятствование законной деятельности государственных инспекторов труда является одной из гарантий реализации предоставленных им прав.

Лица, препятствующие деятельности государственных инспекторов труда, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О дисциплинарной ответственности должностных лиц работодателя см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности государственных инспекторов труда предусмотрена ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5; ст. ст. 19.6; 19.7; 17.7 КоАП.

К административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 17.7, 19.4, могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица, ст. ст. 19.5, 19.7 - не только граждане и должностные лица, но и юридические лица. К ответственности, предусмотренной ст. 19.6, возможно привлечение исключительно должностных лиц.

Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

3. Лица, применяющие в отношении государственных инспекторов труда или их близких насилие или угрожающие им насилием, либо оскорбляющие государственных инспекторов труда при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. ст. 318, 319 УК).

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Комментарии к статье

  • Навигация по кодексу
    • Описание
    • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ -->
        • Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
        • Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СТОРОНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
        • Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА -->
          • Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
          • Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
          • Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
          • Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
          • Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
          • Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
          • Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
          • Раздел III. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР -->
            • Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
            • Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
            • Глава 13. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
            • Глава 14. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА
            • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 16. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
            • Глава 17. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 18. ПЕРЕРЫВЫ В РАБОТЕ. ВЫХОДНЫЕ И НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
            • Глава 19. ОТПУСКА
            • Глава 20. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 21. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
            • Глава 22. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
            • Глава 23. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 24. ГАРАНТИИ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ, ДРУГИЕ СЛУЖЕБНЫЕ ПОЕЗДКИ И ПЕРЕЕЗДЕ НА РАБОТУ В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            • Глава 25. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
            • Глава 26. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ПОЛУЧЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ РАБОТНИКАМ, ДОПУЩЕННЫМ К СОИСКАНИЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК ИЛИ ДОКТОРА НАУК (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
            • Глава 27. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
            • Глава 28. ДРУГИЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
            • Глава 29. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 30. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА
            • Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 32. УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР
            • Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА И ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
            • Глава 35. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА (введено Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
            • Глава 36. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА (введено Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
            • Глава 36.1. РАССЛЕДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ (РАССМОТРЕНИЕ), УЧЕТ МИКРОПОВРЕЖДЕНИЙ (МИКРОТРАВМ), НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ (введено Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
            • Глава 37. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
            • Глава 38. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ПЕРЕД РАБОТНИКОМ
            • Глава 39. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
            • Раздел XII. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ -->
              • Глава 40. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
              • Глава 41. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН, ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
              • Глава 42. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ
              • Глава 43. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИИ
              • Глава 44. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
              • Глава 45. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАКЛЮЧИВШИХ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР НА СРОК ДО ДВУХ МЕСЯЦЕВ
              • Глава 46. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА СЕЗОННЫХ РАБОТАХ
              • Глава 47. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ
              • Глава 48. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
              • Глава 48.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ - СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОТНЕСЕНЫ К МИКРОПРЕДПРИЯТИЯМ, И У РАБОТОДАТЕЛЕЙ - НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 477-ФЗ)
              • Глава 49. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАДОМНИКОВ
              • Глава 49.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ (введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 60-ФЗ)
              • Глава 50. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
              • Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
              • Глава 51. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА
              • Глава 51.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ (введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
              • Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
              • ГЛАВА 52.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ (введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
              • Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
              • Глава 53.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ ВРЕМЕННО РАБОТОДАТЕЛЕМ К ДРУГИМ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ДОГОВОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)
              • Глава 54. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
              • Глава 54.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ (введена Федеральным законом от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
              • Глава 55. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
              • Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) -->
                • Глава 56. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                • Глава 57. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
                • Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
                • Глава 59. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ
                • Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
                • Глава 61. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
                • Глава 62. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
                • Раздел XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ -->
                  • Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса
                  • Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса
                  • Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
                  • Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов
                  • Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

                  Здравствуйте! Я работаю биологом в клинико-диагностической лаборатории поликлиники. Переболела ковидом, собрала все необходимые…

                  Январь отработала 15дней получила 21300,а в феврале 14 дней получила почему то 16400, правильный ли расчет.

                  Добрый вечер.У меня в организации каждый месяц бухгалтер списывает 18 000 рублей, у многих кто работает по гпх договору. И пока…

                  Большинство работодателей предпочитает заполнить Т-1, бланк формируют автоматически в кадровых программах. Хотя работодателей и…

                  Сколько должно пройти времени после контакта с больным до того ,как заболеть самой? Инкуб.период 14 дней Если я заболела в…

                  Здравствуйте 10.02.22 и 15.02.22 были контакты с больными. В обоих случаях мазки на ковид полож.Заболела 21.02.22 Нахожусь на…

                  Елена, попытка не пытка, в карте если написано орви то почему и нет, другое дело если бронхит будет и там и там

                  Apolinari, обращайтесь к работодателю, порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.02.2021 N 239 действует до…

                  Мария, повторные выплаты в случае если заболевание связано с работой производят если установлен факт заболевания связанного с…

                  Здравствуйте!мой сын в один день -15.02.22 написал заявление на увольнение и переход на электронную трудовую.дата…

                  Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами .

                  Комментарий к статье 363 ТК РФ

                  В соответствии со ст. 19.5 КоАП предусматривается административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

                  Согласно ст. 19.4 КоАП предусматривается административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 2000 до 4000 руб.

                  Непредставление государственным инспекторам труда сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления ими их законной деятельности, или несвоевременное представление таких сведений, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет в соответствии со ст. 19.7 КоАП предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

                  Другой комментарий к статье 363 ТК РФ

                  Предписания комментируемой статьи призваны установить специальный вид правонарушения, влекущий ответственность за нарушение норм трудового законодательства, - воспрепятствование законной деятельности государственных инспекторов труда. Для установления возможности привлечения к ответственности за совершение конкретного правонарушения необходимо определить его состав, включающий в себя четыре основных элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

                  Объект правонарушения представляет собой совокупность общественных отношений, на которые посягает нарушитель. Применительно к рассматриваемым правовым предписаниям объектом выступают отношения по осуществлению государственным инспектором труда своих должностных обязанностей, в том числе по осуществлению контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства. Перечень действий, воспрепятствование которым влечет применение мер ответственности, определяется Положением о Федеральной службе по труду и занятости РФ в качестве ее полномочий, а также нормами ТК РФ в части детализации полномочий государственных инспекторов труда.

                  Объективная сторона правонарушения охватывает собой три основных элемента: деяние, последствия и причинную связь между ними. Деяние может быть реализовано как в форме действия, так и бездействия. В форме действия рассматриваемое правонарушение может быть совершено управомоченным субъектом, например, в случае сокрытия фактов совершенных правонарушений, сокрытия и уничтожения документов, необходимых для проведения проверки и т.п. Наиболее распространенной формой воспрепятствования является бездействие, которое может выражаться в непредставлении истребуемой документации и образцов материалов, неявке по вызову государственного инспектора и т.п.

                  Основным последствием воспрепятствования является невозможность осуществления деятельности государственным инспектором труда, в том числе реализации контрольно-надзорных мероприятий. В качестве дополнительных последствий могут выступать нарушения трудовых прав работников.

                  Причинная связь должна указывать на то, что указанные последствия возникли и продолжают реализовываться вследствие совершения деяния, а не по каким-либо иным причинам и обстоятельствам.

                  Субъектом данного правонарушения всегда будет выступать физическое лицо, достигшее возраста применения мер соответствующего вида ответственности: 16 лет - для административной и уголовной, 18 лет - для гражданско-правовой. Причем такое лицо должно быть дееспособным, т.е. должно руководить своими действиями и осознавать их значение. Анализ объективной стороны правонарушения свидетельствует о том, что юридическое лицо ее выполнить не может. Предусмотренные объективной стороной действия (бездействие) могут быть совершены исключительно физическим лицом, которое, к тому же, может быть и должностным лицом, например, руководителем предприятия-работодателя.

                  Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение лица, совершившего деяние к самому деянию. По общему правилу, субъективная сторона может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Анализ объективной стороны данного правонарушения свидетельствует о возможности его совершения исключительно с умышленной формой вины. Так, представляется достаточно затруднительным по неосторожности уничтожить необходимые документы или не представить их государственному инспектору, а также совершить иные действия либо отказаться от совершения обязательных действий. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

                  Прямой умысел - это такое психическое отношение к действию и его последствиям, при котором лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (или бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и желало их наступления. Косвенный умысел - это такой умысел, при котором лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (или бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и, хотя не желало, но сознательно допускало их наступление. Рассматриваемое правонарушение может быть совершено и с прямым умыслом, и с косвенным.

                  Составы правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, содержатся в КоАП РФ, в том числе:
                  - ст.17.7 "Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении";
                  - ст.19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль";
                  - ст.19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль";
                  - ст.19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения";
                  - ст.19.7 "Непредставление сведений (информации)".

                  Кроме того, за совершение ряда указанных в комментируемой статье действий может наступить и уголовная ответственность. Например, ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение насилия в отношении представителя власти. Согласно ст.319 УК РФ публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

                  Читайте также: