Отношение современного общества к религии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Думаю, она существует так же долго, как и само человечество. Ведь люди всегда верили в сверхъестественное, в религии это вера в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Содержание работы

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Религия______________________________________________5
1.1. Что такое религия?________________________________________5
1.2. Функции религии_________________________________________6
1.3. Виды религий____________________________________________7
Глава 2. Роль религии в обществе_______________________________9
Заключение_________________________________________________14
Список литературы___________________________________________15

Файлы: 1 файл

религия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра общественных наук

Реферат по дисциплине

Выполнила: Крутова Анна Андреевна

Студентка группы: № 2СЗ-46С

Шифр зачетной книжки: № 1235381

Введение______________________ ______________________________ 3

Глава 1. Религия_______________________ _______________________5

1.1. Что такое религия?______________________ __________________5

1.2. Функции религии_______________________ __________________6

1.3. Виды религий_______________________ _____________________7

Глава 2. Роль религии в обществе____________ ___________________9

Заключение____________________ _____________________________ 14

Список литературы_____________ ______________________________ 15

Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Думаю, она существует так же долго, как и само человечество. Ведь люди всегда верили в сверхъестественное, в религии это вера в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

За время, которое существует общество, оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них существуют национальные религии: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Широкое распространение национальных религий было затруднено тесной связью между религией и этнической средой: во многих случаях (например, иудаизм, синтоизм), чужеземец не допускался к культовой практике. Для того чтобы разобраться в вопросе, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.

Цель моего реферата – выявить роли религии в обществе.

- что такое религия;

- в чем ее функции;

- роли религии в обществе.

1.1. Что такое религия?

Точного и единственного определения понятию религия еще не существует – их множество. И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Рассмотрим некоторые из определений, встречающихся в литературе.

По наиболее древнему и принятому объяснению, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, религия есть взаимоотношение между Богом и человеком.

По мнению Василенко Л.И., религия — связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с ним.

Религия – это организованное поклонение высшим силам, включающее в себя три общих элемента — веру, представления и культ.

Всякая религия, подчеркивает Ф.Энгельс, является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

Религия — мировоззрение и мировосприятие, связанное с соответствующим поведением и своеобразными действиями, основанными на вере в существование бога или богов. Священного мирового разума, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Будучи извращенным сознанием, религия не беспочвенна: в ее основе бессилие человека перед могуществом не подвластных ему естественных и общественных сил. Ведь связанное с религией мировоззрение, миросозерцание есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех вполне земных, реальных внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, но отражение перевернутое, ибо в нем земные силы принимают форму сил неземных.

Религия – одна из форм общественного сознания - совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения.

Религия состоит из веры, учения, религиозных культов:

- религиозная вера – убежденность в существование высших сил, божества, вера в Бога.

- учение – совокупность теоретических принципов, понятий, идей.

- религиозный культ – действия, совершаемые верующими в моменты служения божеству

Это лишь немногие из определений религии, которые существуют в современном обществе.

1.2. Функции религии.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей.

1) Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

2) Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

4) Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

5) Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

6) Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

7) Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

8) Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

1.3. Виды религий.

Как уже упоминалось во введении, религии подразделяются на мировые и национальные. Также существует еще один критерий деления религий. Они подразделяются на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные и мировые.

Какие религии относятся к мировым, а какие к национальным, уже упоминалось, поэтому укажем подробнее разделение на политеистические и монотеистические.

К политеистическим национальным религиям относится:

- Индуизм, распространенный на территории Индии и насчитывающий в своем пантеоне несколько десятков богов.

- Буддизм, который, зародившись в Индии в VI-V вв. до н.э., получил распространение во многих странах мира — в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и др. Основателем буддизма считается Будда (Просветленный). Буддийский пантеон включает множество богов, полубогов и других сверхъестественных существ из мифологии тех народов, которые приняли буддизм. Особое место в нем занимают ритуалы, посвященные событиям из жизни Будды.

- Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле.

К монотеистическим национальным религиям принадлежит:

- Иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве. Эту религию исповедуют евреи, расселенные по всему миру.

- Ислам (араб, предание себя Богу, покорность) — самая молодая мировая монотеистическая религия, возникшая в Аравии в VII в. Основу вероучения ислама составляют Коран и Сунна. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом. Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. К числу догматов ислама относятся единобожие, идея предопределения, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.

Глава 2. Роль религии в обществе.

Изучением религии занимается такая наука как религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Потому как мы живем многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие к различным конфессиям, и атеисты, для благополучного и мирного проживания в таких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважение людей любых взглядов и убеждений. Религия – это система устоявшихся взглядов. Чтобы уважительно относится к любым формам религии, необходимо знать религиозные традиции, иначе из-за неведения можно задеть религиозные чувства живущих рядом людей. Для самоуважения и сохранения культурных традиций следует знать историко-религиозные основы культуры и своего народа.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).


Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

- более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

- появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.


Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

- более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

- появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня заинтересовала эта тема, потому что в своем окружении практически не встречаю действительно верующих людей. Если раньше соблюдение религиозных правил, обрядов, походы в церковь были обязательными, то сейчас, глядя на современную молодежь, напрашивается вывод об отсутствии необходимости исповедовать какую-либо религию. А зачем? Ведь в наш век мы можем найти любую интересующую нас информацию в Интернете. Вовсе необязательно обращаться к религии, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. С другой стороны, быть может отсутствие религиозности является причиной главных проблем российской молодежи- падение морали, вредные привычки и т.д.Так как религия учит нас совершать хорошие поступки, следовать правильным путем. Таким образом, нам предстоит разобраться в том, нужна ли религия сегодня.
Актуальность: Вопрос о необходимости существования религии в быстро меняющимся мире, является актуальным, особенно среди молодежи. Нам кажется, что роль религии среди наших сверстников становится все менее значимой. Но ведь в прошлом так не было- религия во многом определила историю нашего государства. Поэтому сейчас важно понять, как изменяется роль религии в жизни старшеклассников, и вообще нужна ли она им.

Объект исследования: религия как социальное явление.

Предметом исследования:роль религии в современном российском обществе.

Цель работы:ответить на главный вопрос исследования: нужна ли религия в современном мире.

Задачи проекта:

1.Исследовать определение, элементы и структуру религии;

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте, функции и роли религии в обществе;

3.Рассмотреть сущность и специфику положения религии в современном российском обществе;

4.Проанализировать положительную и отрицательную роль религии.

5. Провести анкетирование и проанализировать на примере обучающихся и преподавателей ГБПОУ ПСХТ.

Методы исследования: опрос, тестирование, сравнительный анализ результатов, вывод результатов в виде диаграмм.

Гипотеза исследования:Мы предполагаем, что опрос покажет очень низкий уровень религиозности среди наших сверстников. Скорее всего, большинство из них считает религию пережитком прошлого и не видит необходимости её существования в современном мире.

Глава 1. Религия как важнейший фактор общества

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. Кроме того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.

Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей. Говоря о сущностных характеристиках религии, необходимо подчеркнуть, что она есть феномен культуры. В этой связи целесообразно остановиться на соотношении этих понятий. При всех различиях в уровнях развития религии и культуры и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение к религии.

Глава 2. Мировые религии

2.1.Христианство

Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине. Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии - в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства. На сегодня существует три основных направления христианства - католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также огромное количество сект, также причисляющих себя к христианам.

В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь. Разница между тремя основными направлениями христианства состоит в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии.

Ислам - это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама - Сунниты, Шииты и Хариджиты. Основная разница между первым и другим ответвлением ислама заключается в том, что Сунниты считают правоприемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, повествующие о пророке Магомеде, а Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки. Хариджиты - это наиболее радикальное ответвление ислама, верования сторонников этого течения схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают приемниками Пророка только первых двух халифов.
Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. В исламе очень большое внимание отводится соблюдению традиций и религиозных обрядов - каждый мусульманин должен совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Буддизм является самой старой из основных мировых религий, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Эта религия возникла на юго-востоке Индии, ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который путем созерцания, размышления и медитации достиг просветления и стал делиться открывшейся ему истиной с другими людьми. На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма. Основными течениями буддизма на сегодня являются Хинаяма (Тхеравада буддизм - "Узкий путь к освобождению"), Махаяна ("Широкий путь к освобождению") и Ваджраяна ("Алмазный путь").

Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, карму и поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и достичь просветления (нирваны). Отличием буддизма от других основных религий мира является вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы.

Глава 3. Отношение современного общества к религии

Во времена не столь отдаленные религия являлась оплотом общественного мироустройства. Сегодня можно сказать, что внешне религии вроде-как процветают: в городах любой страны можно найти множество храмов, причем религии и конфессии – на выбор. Во славу Творца и Господа поются прекрасные гимны, строятся великолепные и просторные храмы, люди приходят на проповеди, издания Библии расходятся все так же уверенно. Однако если посмотреть поближе, окажется, что глубинная религиозность людей существенно изменилась.

Сильное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

3.1. Религия в современной России

Начиная с момента как православная религия стала неотъемлемой частью нашего государства, наши прадеды впитывали в себя традиции культурного развития через православие, эти традиции накапливались, создавая генетическую память народа. Именно опираясь на православные ценности, развивалась самобытная абсолютно непохожая на иные культуры, история и культура нашего государства и если хотите российского народа, являющегося цементирующей частью нашего государства.

Сегодня наша страна является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то сегодня уже религиозными себя читают более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Православная традиция христианства является наиболее распространенной религией в современной России. На втором месте после православия идет ислам, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции, далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Однако при проведении исследований на тему религии порой выясняются довольно парадоксальные факты. Так по данным некоторых опросов процент причисляющих себя к православию выше процента собственно верующих в Бога! К тому же доля соблюдающих хоть какие-то религиозные предписания и того меньше. Так или иначе, религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: распространение различных деструктивных сект, попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Религия, претендуя на роль государственной идеологии, помогает части общества заполнить мировоззренческий вакуум. Однако в обществе существует большая часть людей, для которых религиозные догматы и предписания не являются определяющими. Навязывание религиозных ценностей вызывает у них процесс скрытого или выраженного противостояния.

Практическая часть

Для исследования я провел анкетирование среди обучающихся и преподавателей техникума. Для этого была составлена анкета, состоящая из 9 вопросов. В опросе участвовало 13 преподавателей и 24 обучающихся техникума. На вопрос к какому вероисповеданию Вы себя относите. Почти все опрашиваемые относят себя к православию. И только 2е из общего числа опрашиваемых считают себя атеистами. И важно заметить эти опрашиваемые из числа молодежи.По мнению опрошенных обучающихся, религия играет малозначительную роль в их жизни. Но другая ситуация, у опрашиваемых преподавателей для них религия очень важна в жизни.

Радует, что только один человек из числа опрашиваемых нетерпим к другим вероисповеданиям, остальные не видят принципиальной разницы и считают, что главное какой человек, а не его религия. Большинство опрошенных общаются с представителями других конфессий.

По мнению опрошенных, семья играет главную роль в формировании религиозных убеждений и традиций.
По мнению 56,76 % опрошенных, религия играет малозначительную роль в их жизни.Но если разделить опрашиваемых на обучающихся и преподавателей, то мы увидим, что у более старшего поколения религия играет более важную роль в их жизни. Об этом говорят 40% опрошенных преподавателей.

Что интересно более 50% опрашиваемых считают себя религиозными, но церковь никогда из них не посещают 33% опрошенных. И только 51,5% соблюдают религиозные традиции. Совсем плохо дело обстоит с религиозной литературой ее читают только 8% опрошенных. Но, если поделить опрашиваемых на обучающихся и преподавателей, то картина поменяется кардинально. Более 86% преподавателей охотно читают литературу различных вероисповеданий с целью расширения кругозора.

Из опроса можно сделать вывод, что современное общество не сильно зависимо от религии. Мы ходим в церковь очень редко, и мы не встретили не одного по-настоящему религиозного человека, который соблюдал посты, ходил на каждую службу и т.д. Но мы считаем себя православными. Чем старше человек,тем более религиозным он себя считает. И все опрашиваемые считают, что религия нужна нашему обществу, а верить или не верить, соблюдать или не соблюдать это дело каждого.

Гост

ГОСТ

Религия – это особая форма мировоззрения, система взглядов, предполагающая веру в сверхъестественное, определяющая соответствующее поведение, нормы и правила морали.

Религия как выстраивание связи человека со сверхсущим

В русском языке слово религия появилось довольно поздно – примерно в XVIII веке. В основе этого слова лежит латинское religio, Цицерон считал, что оно происходит от термина, обозначавшего разворот назад, боязнь, обдумывание, поэтому религия с его позиции выступала прежде всего как богобоязненность, почитание и послушание богов. Христианский мыслитель Лактаций в начале IV века н.э. писал, что слово религия произошло от глагола связывать, вязать, поэтому она выступает как союз.

В современном мире значение религии как связующего элемента играет значительную роль. В религии важна связь духовная. Принято различать три аспекта связи:

  • материальный;
  • информационный;
  • энергетический.

Религия – это союз внутреннего и нематериального. Энергия религии понимается как жизненная активность, высвобождение духовных сил. Однако при ее нематериальном характере она сопровождается материальными воплощениями – знаками, предметами культа, организациями, символами, религиозной атрибутикой и т.д. Духовность религии предполагает постоянное стремление человека к полному бытию, достижение вершин космоса, свое раскрытие перед сверхчувствительными истоками. Через религию человек пытается преодолеть ограниченность своего телесного мира, своего индивидуального бытия перед людьми и сверхсущим.

В зависимости от того, как выстраивается связь человека со сверхсущим, как происходит поиск истинного себя, религии разделяют на три типа:

  • эгоцентрические религии: сконцентрирована на поиске настоящего себя, своего внутреннего Я, самосовершенствование человека, Я как микрокосм, при этом несовершенное Я стремится соединиться с абсолютом в самом себе. Часто эта форма религии принимает внецерковные и внеконфессиональные формы;
  • социоцентрические религии: отражает стремление человека или какой-либо части общества соединить все сущностные силы общества вместе, их цель – сплотить всех вместе, чтобы достичь всеединства;
  • космоцентрические религии: они преследуют цель восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной. К этой группе относится в том числе и христианство.

Готовые работы на аналогичную тему

Религия как связь рассматривалась многими философами. Обычно предполагается, что такая связь была в начале времен, но потом разорвалась. Теперь необходимо ее установить опосредованно, постепенно переводя на все более высокие уровни добиться непосредственной связи. Кроме того, такая связь должна восстанавливаться в череде поколений, так и в жизни одного и того же индивида.

Функции религии в современном мире

Многие функции религии не изменились за прошедшие века. Несомненно то, что она до сих пор оказывает значительное влияние на население даже светских государств. Она формирует взгляды и убеждения, систему принципов и морали. Обобщая, функции религии можно свести к следующему.

Удовлетворение мистических и душевных потребностей людей. Людям свойственно испытывать тягу к неизвестному, тому, что зачастую пока невозможно объяснить рациональными способами. Религия предоставляет свой ответ, который нельзя доказать, как нельзя и опровергнуть, он прежде всего базируется на вере. Тем самым религия дает опору, помогает достигать душевной гармонии и равновесия.

Религия выполняет регулятивную функцию, поскольку содержит в себе свод правил поведения и моральных норм, которых должен придерживаться тот, кто ее разделяет.

Эта функция тесно связана с воспитательной функцией. Ребенок, воспитывающийся в религиозной среде, как правило, очень рано приобщается к религиозным взглядам родителей. Он включается в религиозную деятельность, участвует в проведении соответствующих ритуалов, он более восприимчив к среде и внешнему влиянию, поэтому спокойно и без лишней критики воспринимает религиозные нормы и придерживается предписанного поведения. Под воспитательное влияние попадают и взрослые люди, которые под влиянием религиозных взглядов стараются избавиться от некоторых привычек, в том числе вредных, скорректировать в нужном ключе свое поведение.

Коммуникативная функция религии воплощается в том, что верующие, как правило, составляют религиозную организацию, в рамках которой они вступают в общение. Среди единоверцев легче найти близких по духу людей, имеющих общие моральные и ценностные ориентиры.

Отношение к религии в современном обществе

В XX веке произошли серьезные изменения в социальном и духовном облике населения России и европейских стран. Прежде всего это проявилось в росте атеизма. Произошло отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Однако Вторая мировая война и развитие капитализма, переворот в культурных догмах привел к концу века к противоположному- люди вновь стали возвращаться к религии. Практически во всех европейских странах сейчас отчетливо проявляется тенденция, выражающаяся в том, что люди более лояльно относятся к религиям, которые считаются традиционными для своего региона, однако при этом очень агрессивно настроены к новым религиозным верованиям, вступающим в конфликт со старыми традиционными.

Еще одна современная черта общества – это увеличение интереса к религиям дохристианского периода, т.е. к язычеству. Также наблюдаются попытки не только восстановить религиозные культы прошлого, но и реконструировать их, в том числе их обрядовую сторону.

Для современной Европы также характерно стремительное увеличение количества мусульман, хотя исторически ислам на данной территории всегда был слабо представлен. Тоже самое справедливо в отношении европейской части России.

Читайте также: