Отложение исполнительных действий доклад

Обновлено: 13.05.2024

Субъекты: пристав-исполнитель, взыскатель, должник (ст.87.1 если сам хочет реализовать имущество до 30 000).

Основания: заявление от взыскателя, ходатайство должника, судебный акт.

Отложение исполнит действий и применение мер принуд исполнения - перенос уже назначенных судебным приставом-исполнителем исполнит действий и мер принуд. исполнения на другое, более позднее время. Фактически закон не устанавливает основания для отложения. На практике существует много причин, когда нужно отложить. Обстоятельства отложения должны носить устранимый характер, время устранения которых может быть достоверно определено органом, принимающем решение об отложении. Орган, компетентный решать этот вопрос ( в зависимости от срока): на срок до 10 дней - решение принимает судебный пристав исполнитель, если срок больше 10 дней - соответствующий суд. Отложение может произведено несколько раз. Вопрос об отложении исполнит действий и применении мер принудит характера может быть инициирован взыскателем и судебным приставом исполнителем. На практике обратиться с заявлением может и должник, хотя в законе это прямо не предусмотрено. В определении суда или постановлении судебного пристава исполнителя об отложении указывается конкретная дата до которой откладываются исполнительные действия или событие, наступление которого является основанием для возобновления приставом исполнительных действий. Возможность обжалования прямо не предусмотрена законом, если буквально толковать нормы закона, то это определение об отложении не обжалуется. На практике такие определения судов подлежат обжалованию. При отложении одних исполнит действий или мер принуд исполнения по возбужденному исполнит производству , другие исполнит действия или меры принудит исполнения могут совершаться.

2. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта, а также в иных случаях - При поступлении от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей.

В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

3.1. Заявление взыскателя об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления.

4. Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

Субъекты: пристав-исполнитель, взыскатель, должник (ст.87.1 если сам хочет реализовать имущество до 30 000).

Основания: заявление от взыскателя, ходатайство должника, судебный акт.

Отложение исполнит действий и применение мер принуд исполнения - перенос уже назначенных судебным приставом-исполнителем исполнит действий и мер принуд. исполнения на другое, более позднее время. Фактически закон не устанавливает основания для отложения. На практике существует много причин, когда нужно отложить. Обстоятельства отложения должны носить устранимый характер, время устранения которых может быть достоверно определено органом, принимающем решение об отложении. Орган, компетентный решать этот вопрос ( в зависимости от срока): на срок до 10 дней - решение принимает судебный пристав исполнитель, если срок больше 10 дней - соответствующий суд. Отложение может произведено несколько раз. Вопрос об отложении исполнит действий и применении мер принудит характера может быть инициирован взыскателем и судебным приставом исполнителем. На практике обратиться с заявлением может и должник, хотя в законе это прямо не предусмотрено. В определении суда или постановлении судебного пристава исполнителя об отложении указывается конкретная дата до которой откладываются исполнительные действия или событие, наступление которого является основанием для возобновления приставом исполнительных действий. Возможность обжалования прямо не предусмотрена законом, если буквально толковать нормы закона, то это определение об отложении не обжалуется. На практике такие определения судов подлежат обжалованию. При отложении одних исполнит действий или мер принуд исполнения по возбужденному исполнит производству , другие исполнит действия или меры принудит исполнения могут совершаться.




2. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта, а также в иных случаях - При поступлении от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей.

В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

3.1. Заявление взыскателя об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления.

4. Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий. На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или же, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через определенное время. В определенном смысле это, как отмечалось выше, схоже с отсрочкой исполнения.

Между тем предоставлять такое право судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неправомерно, и на практике это приведет к волоките по исполнительным производствам.

Пункт 1 ст. 38 Закона говорит о том, что судебный пристав - исполнитель может отложить исполнительные действия. Однако в данном случае речь идет не о правомочии пристава-исполнителя принять позитивное или негативное решение, а о его полномочиях на отложение исполнения. Представляется, в частности, что волю взыскателя он обязан исполнить в любом случае.

Кстати, ранее законом было предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе. Сегодня должник исключен из состава лиц, имеющих право ставить вопрос об отложении.

Вообще, здесь мы имеем ситуацию, схожую с решением об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения, однако такого рода решение принимает уже не суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, а непосредственно судебный пристав-исполнитель.

Судебный пристав-исполнитель вправе принять такое решение по собственной инициативе. Раньше он мог принять его при наличии "обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий", теперь же - без ограничений, но на практике он будет принимать такое решение опять-таки при наличии указанных обстоятельств.

Отметим лишь два момента. Прежде всего, не направляя просьбу об отсрочке исполнения в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель, как правило, полагает, что обстоятельства, препятствующие исполнению, могут исчезнуть достаточно быстро, то есть это кратковременные обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий. При этом на практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий, он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя. Далее, "отложение исполнительных действий" и "отсрочка исполнения" - схожие, но не тождественные понятия, причем первое - более широкое. Представляется, что в случае отложения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия, а при отсрочке исполнения судебный пристав-исполнитель может, например, исследовать и уточнять имущественное положение должника (направлять запросы в органы регистрации недвижимости и т.п.), хотя новая "версия" Закона и говорит о запрете любых исполнительных действий, а не только принудительных.

Во-вторых, п. 2 ст. 38 Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Пунктом 4 ст. 38 Закона судебному приставу-исполнителю прямо предписано в случае отложения исполнительных действий выносить соответствующее постановление. О принятом решении уведомляются стороны исполнительного производства, а также суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Законом предусмотрена возможность обжалования решения об отложении исполнительных действий.

4. Приостановление исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства влечет приостановление течения сроков в исполнительном производстве. Приостановление исполнительного производства может быть осуществлено в предусмотренных законодательством случаях судом или судебным приставом-исполнителем.

Основания приостановления исполнительного производства судом бывают двух видов: 1) основания, которые влекут обязательное приостановление исполнительного производства; 2) основания приостановления исполнительного производства по усмотрению суда.

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в следующих случаях:

1) предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), если на него обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания участниками исполнительного производства результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) приостановления исполнения исполнительного документа, выданного государственным органом, должностным лицом.

В федеральных законах исчерпывающим образом определены основания, по которым суд обязан приостановить исполнительное производство. Суд вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, который вынесен по делу об административном правонарушении;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия);

5) обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган, к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (статья 39 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Суд вправе применить для приостановления исполнительного производства основания, применение которых относится к компетенции судебного пристава-исполнителя.

Основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем также бывают двух видов:

1) основания, которые влекут возникновение обязанности по приостановлению исполнительного производства;

2) основания, позволяющие приостановить исполнительное производство по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если допускается правопреемство в исполнительном производстве;

2) утраты должником дееспособности, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда о признании гражданина-должника недееспособным;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, а также при наличии письменного заявления взыскателя, находящегося в аналогичных условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

5) применения арбитражным судом процедуры банкротства должника;

6) принятия судом к рассмотрению заявления должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера либо об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Судебный пристав-исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях: 1) нахождения должника на стационарном лечении; 2) розыска должника гражданина или розыска ребенка; 3) заявления должника, проходящего военную службу по призыву; 4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить принудительные меры исполнения вне территории юрисдикции судебного пристава-исполнителя (статья 40 названного Федерального закона). Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации вправе приостановить исполнительное производство на период рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ, вправе приостановить исполнительное производство по перечисленным в федеральном законодательстве основаниям.

Время приостановления исполнительного производства исключается из сроков, которые применяются на стадии исполнительного производства.

Суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ или принявшие акт, являющийся исполнительным документом, вправе по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вынести решение о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения требований исполнительного документа. Время их предоставления также не должно учитываться при исчислении сроков на стадии исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства по перечисленным основаниям должно быть вынесено в течение 10 дней со дня поступления к нему соответствующих документов.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя (часть 7 статьи 45 рассматриваемого Федерального закона). Возобновление исполнительного производства не требует вынесения судом, другим органом или должностным лицом, приостановившими исполнительное производство, постановления о его возобновлении. Отказ судебного пристава-исполнителя от возобновления исполнительного производства после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении исполнительного производства, может быть обжалован вышестоящему лицу службы судебных приставов или оспорен в суде.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 23422
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Законы порой содержат непривычные термины. Рассказываем, что есть что и как понимать законодателей.

Исполнительный документ

Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.

Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.

Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.

Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30). Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Здесь определение законодателем дано.

Однако на практике юристы часто путают указанные термины.

Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).

Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.

То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.

Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.

Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.

Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.

Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.

Отложение в исполнительном производстве (ст. 38 закона № 229-ФЗ) — отложение судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа на срок не более десяти дней.

Интересно отметить, что согласно позиции Верховного Суда России, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-8033 по делу № А41-59416/2013, судебный пристав может откладывать исполнение неограниченное количество раз.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства ( ст. 446 ГПК РФ , ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021 ; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П ), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Прекращение и окончание исполнительного производства

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.

Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе отложить:

  • исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения;
  • исполнительные действия;
  • применение мер принудительного исполнения.

Соответственно если судебным приставом-исполнителем отложено только применение мер принудительного исполнения, то исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве, могут совершаться. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц и т.д.

Статья 38 Закона об исполнительном производстве предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель могут отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.

На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через какое-то время. В определенном смысле это действие схоже с отсрочкой исполнения. Между тем предоставление такого права судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неоправданно и на практике может привести к волоките по исполнительным производствам 1 См.: Максуров А.А. Меры принудительного исполнения. Отсрочка, рассрочка и изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Отложение исполнительных действии // Практика исполнительного производства. 2008. № 3. С. 89. .

Как выше отмечалось, судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.

Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.

Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ. Следует отметить, что в связи с принятием Закона об исполнительном производстве ст. 435 ГПК РФ признана утратившей силу, а соответственно ГПК РФ не регулирует процедуру отложения исполнения. В данной ситуации, как справедливо отмечено И.В. Решетниковой, возможно применение по аналогии ст. 203. 208 ГПК РФ, которые регулируют процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Такой вывод следует из того, что ГПК РФ допускает аналогию процессуального закона (ст. 1 ГПК РФ). Кроме того, ст. 328 АПК РФ применительно к процедуре рассмотрения заявлений об отложении отсылает правоприменителя к ст. 324 АПК РФ, которая регулирует процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. В связи с этим возможно по аналогии использовать процедуру, предусмотренную ст. 203 и 208 ГПК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с просьбой об отложении конкретных исполнительных действий. Такими субъектами являются взыскатель, должник, а также судебный пристав-исполнитель.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя и судебном акте об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Последствия несоблюдения этих требований в Законе не определены. Представляется, что в случае нарушения этих обязательных требований взыскателем судебный пристав-исполнитель вправе отказать в удовлетворении его заявления, а в случае нарушения этих требований судом судебному приставу-исполнителю следует вынести постановление об отложении и обратиться за разъяснением определения суда.

Согласно п. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

По истечении срока отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения исполнительное производство продолжается.

Законодательство об исполнительном производстве не называет основания для отложения. Однако возможность усмотрения судебного пристава-исполнителя в вопросе отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения или в отказе в этом существует только при рассмотрении заявления взыскателя. В случае вынесения определения об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судом судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.

Говоря об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, необходимо сказать о последствиях такого процессуального действия, что в свою очередь вызывает множество вопросов на практике.

Последствиями отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения являются следующие:

Читайте также: