Естествознание в 16 19 веке доклад

Обновлено: 25.06.2024

Наука никогда не стоит на месте, научное познание постоянно развивается. Тем не менее, XIX век нельзя не выделить в истории развития естествознания. XIX век был веком перелома. В нем уходящая культура, уходящее мировоззрение, носившее метафизический характер, тесно переплетены с тем, что идет на смену.

Работа содержит 1 файл

доклад по КСЕ.docx

2 слайд. В 19 веке естествознание движется семимильными шагами. В начале века Майкл Фарадей устанавливает законы электромагнитной индукции, выводит науку об электричестве и магнетизме на широкую дорогу развития, ведущую в ХХ век.

3 слайд. Электромагнитная индукция — явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него.

4 слайд. Бурное развитие промышленности, машиностроения, химической промышленности, металлургии, горного дела, электро- и теплотехники, строительство железных дорог и т.д. – это все стимулировало развитие науки, новых форм ее организации.

5 слайд. Резко возрастают потребности общества в энергии и как следствие особенно развиваются физика и химия, науки, изучающие взаимное превращение форм энергии и веществ.

6 слайд. Наука вышла на новый этап: теперь внимание уделялось и теоретической стороне, и эксперименту, ученые поняли, что одно невозможно без другого. Вторая половина XIX века отмечается важными изменениями в организации подготовки ученых. В это время сначала в Европе, а затем в Америке создаются лаборатории. В некоторых из лабораторий зарождаются научные школы.

Без открытий и достижений XIX века сложившаяся картина мира была бы совсем другой.

7 слайд. Физика XIX века считается классической. Законы классической механики и методы математического анализа демонстрировали свою эффективность. Физический эксперимент, опираясь на измерительную технику, обеспечивал небывалую ранее точность. Физическое знание все в большей мере становилось основой промышленной технологии и техники.

8 слайд. XIX век характеризуется развитием химической атомистики. Химическая атомистика родилась из слияния старой натурфилософской идеи об атомах с опытными аналитическими данными о химическом количественном составе веществ. Большой вклад в развитие атомистики внесли Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Жозеф Луи Гей–Люссак, Амедео Авогадро и др.

9 слайд. Пруст установил, что постоянство соотношений компонентов наблюдается во многих соединениях. Он сформулировал общее правило, согласно которому все соединения содержат элементы в строго определенных пропорциях вне зависимости от условия получения этих соединений. Это правило называется законом постоянства состава или иногда законом Пруста.

Джон Дальтон – первооткрыватель закона кратных отношений и создатель основ атомной теории. Он обнаружил, что два элемента могут соединяться друг с другом в различных соотношениях, но при этом каждая новая комбинация элементов представляет собой новое соединение.

В 1803 году Дальтон обобщил результаты своих наблюдений и сформулировал важнейший закон химии – закон кратных отношений.

10 слайд. Главной заслугой Гей-Люссака в установлении химических закономерностей и особенно в создании атомно – молекулярных представлений было открытие законов простых объемных отношений при взаимодействии газов.

А.Авогадро принадлежит заслуга объяснения объемных законов Гей-Люссака посредством гипотезы, согласно которой одинаковые объемы всех газов содержат одно и то же число мельчайших частиц – молекул. При этом Авогадро удалось строго разграничить понятие о молекулах от представления об атомах.

Работы этих ученых внесли существенный вклад в развитие химической атомистики. Они показали, что установление основных химических закономерностей требует не только качественных, но и количественных исследований.

11 слайд. В 1828 году Фридрих Вёлер, нагревая цианат аммония, обнаружил образование кристаллов, похожих на мочевину. Тем самым он получил из неорганического вещества органическое.

Открытие Вёлера способствовало низвержению витализма и вдохновило химиков на попытки синтеза органического вещества.

12 слайд. В 1852 году английский химик Эдуард Франкланд выдвинул теорию, которая позднее стала известна как теория валентности, согласно которой каждый атом обладает определенной способностью к насыщению (или валентностью).

13 слайд. Русский химик Александр Михайлович Бутлеров первый установил, что каждая молекула имеет определенное химическое строение, что строение определяет свойства вещества и, что изучая химические превращения вещества, можно установить его строение.

14 слайд. Главная заслуга в упорядочении элементов принадлежит нашему соотечественнику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Открытый им в 1869 году Периодический закон стал самым значительным событием XIX века. В основу Периодического закона Д.И. Менделеев положил атомные массы и химические свойства элементов. Расположив 63 известных в то время элемента в порядке возрастания их атомных масс, Д.И. Менделеев получил естественный ряд химических элементов, в котором он обнаружил периодическую повторяемость химических свойств.

15 слайд. Клеточная теория была сформулирована в 1839г. немецким зоологом и физиологом Т. Шванном. Согласно этой теории, всем организмам присуще клеточное строение.

Клеточная теория утверждала единство животного и растительного мира, наличие единого элемента тела живого организма — клетки. Как и всякое крупное научное обобщение, клеточная теория не возникла внезапно: ей предшествовали отдельные открытия различных исследователей.

- Наследственная изменчивость — изменения, которые возникают у каждого организма независимо от внешней -среды и передаются потомкам;

- Борьба за существование — совокупность взаимоотношений между особями и факторами окружающей среды;

- Естественный отбор — выживание более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

Клеточная теория и учение Дарвина об эволюции – это самые значительные достижения биологии XIX века.

17 слайд. Именно в XIX веке, Луи Пастер подарил миру новую науку – микробиологию.

18 слайд. Луи Пастер (1822-1895). французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881).

Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии.

19 слайд. Микробиология — наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами.

Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.

Опыты Пастера имели большое значение для создания методов стерилизации и пастеризации различных продуктов. Он разработал методы предохранительных прививок против заразных болезней. Его исследования послужили основой для учений об иммунитете.

20 слайд. В 1865 году были опубликованы результаты работ по гибридизации сортов гороха, где были открыты важнейшие законы наследственности.

Автор этих работ - чешский исследователь Грегор Мендель показал, что признаки организмов определяются дискретными наследственными факторами. Однако эти работы оставались практически неизвестными почти 35 лет - с 1865 по 1900.

21 слайд. XIX век стал переломным для всего человечества. Ни одна нация, ни одно государство не могли игнорировать всё ускоряющийся процесс, который назовут впоследствии "научно-техническим прогрессом". Открытия в области физики, химии, биологии, медицины перевернули представления человека о мире. Понятно, что столь значительные открытия и нововведения повлияли не только на изменение мировоззрения нескольких поколений, но и на весь уклад их жизни. Железные дороги, электрическое освещение, телефон, телеграф и многое другое коренным образом меняют жизнь человека. Человек встает на принципиально новый уровень жизни.

Подводя итог можно сказать, что XIX век - это век выдающихся научных открытий.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Естествознание к.15-19 веков. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

16-17 века с конца XV начала XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV – XVI вв., ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания.

Николай Коперник (1473-1543) Гелиоцентрическая система мира (не Земля, а Солнце – неподвижный центр Вселенной.)

Галилео Галилей (1564-1642) Обнаружил 4 спутника Юпитера. Открыл закон инерции. Открыл принцип суперпозиции движений, установил правило параллелограмма скоростей, нашел траекторию тела, брошенного под углом к горизонту. Открыл закон равноускоренного движения. Установил принцип относительности для механических процессов. Дал основы теории движения кругового маятника и разобрал теорию движений по наклонной плоскости. Заложил основы механистического естествознания

Иоганн Кеплер (1571-1630) Три закона движения планет: 1) каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце; 2) каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца; 3) Квадраты времени обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы расстояний между ними.

Фернан Магеллан (1480-1521) Открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, названный его именем, первым пересек Тихий океан (именно он дал ему это название), доказал наличие единого Мирового океана и впрямую убедился в том, что шарообразность Земли не выдумка ученых и картографов.

Леонардо да Винчи Изобретения: парашют, колесцовый замок, велосипед, танк, робот, прожектор, катапульта.

Христофор Колумб (1451-1506) Первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.

Естествознание в Новое время (кон.17-18 века) Характеризуется интенсивной урбанизацией, быстрой индустриализацией, зарождением классической науки и укреплением ее позиций. В промышленность внедряются машины и механизмы, заменяющие труд человека. Строятся первые механические и паровые двигатели. Наука принимает современные черты, окончательную огранку получает научный метод исследования. Наука постепенно вытесняет религию и претендует на ведущее место в мировоззрении.

Исаак Ньютон (1642-1727) 1) Закон тяготения; 2) в инерциальных системах ускорение прямопропорционально вызывающей его силе; 3) Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. 4) ИСО - системы, в которых материальная точка при отсутствии внешних воздействий сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Работы Ньютона стали фундаментом модели мира – механической картины.

М.В. Ломоносов (1711-1765) первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному. Предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Заложил основы науки о стекле. Утвердил основания современного русского литературного языка. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (1744-1829) Первый биолог, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира (Теория Ламарка).

Естествознание 19 века Начало 19 века ознаменовалось мощным развитием теплотехники и теплоэнергетики, интенсивным внедрением парового двигателя в транспорт и промышленность. Постепенно эту эпоху теплотехники сменяет эпоха электричества. Человечество получает электрический двигатель, электрическую лампу, телефон, телеграф, радио, автомобиль. В целостной системе культуры все громче дает о себе знать диссонанс между ее материальным и духовными аспектами.

Гост

ГОСТ

Становление классического естествознания

Классическое естествознание по сути это и есть исходная точка отсчёта становления естествознания как научной дисциплины. Хронологически этот период начинается в 16 веке и завершается к середине 19 века. Становлению классического естествознания предшествует эпоха Возрождения, которая как раз заканчивается к 16 веку, с идеями натурфилософии. В это время происходит радикальная трансформация взглядов учёного сообщества на окружающий мир. Что же послужило предпосылками для столь кардинальных изменений?

Во-первых, это бурный рост городов, во-вторых, переход от феодализма к капитализму, а также активное развитие промышленности, естественно не обошлось и без локальных военных конфликтов, таких как 30 летняя война, война за испанское наследство. Битвы проходили как на земле, так и на воде. Как следствие более активная деятельность человека потребовала новых открытий, технологических решений, расширения горизонтов познания, выявление причин, закономерностей, усилило внимание к методам познания. Случилось, правда, всё не в одночасье.

Этапы становления классического естествознания

В своём становлении классическое естествознание прошло несколько этапов, а именно:

  • доньютоновский этап приходится на эпоху Возрождения. Коперник выдвигает свою гипотезу о гелиоцентрическом учении. Итак, в центре Вселенной находится не Земля, как считалось ранее, а Солнце. Мало того, что это была революционная идея, повлиявшая на представление о мире в целом и месте человека в нем, так она ещё и пошатнула религиозную картину мира. Однако Коперник в своих взглядах придерживалась концепции конечности Вселенной, немногим позже несостоятельность этой идеи была доказана Дж. Бруно, утверждавшего, что Вселенная бесконечна
  • ньютоновский этап, это собственно механика Ньютона с тремя законами, а также принцип относительности Галилея. В законах Ньютона речь шла о движении, а точнее о силе, которая способна изменить скорость предмета, движущегося равномерно в определённом направлении. Галилей в своей работе, по сути, продолжил развивать мысль Ньютона, он также размышлял о движении. Однако основывался он на опыте, который, по его мнению, должен быть пропущен через теорию. Механические явления, по Галилею, протекают одинаково не зависимо от системы отсчёта. Именно работы Ньютона и Галилея послужили основой дальнейшего развития не только физики, но и всего научного естествознания в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

По сути, в классический период естествознания именно физика как научная дисциплина выступала эталоном научного знания, картина мира, построенная на основе механической модели, считалась единственно верной.

Отличительные черты классического естествознания

Естествознание того периода занималось исследованиями объектов на макроуровне и соответственно все законы и открытия, которые были совершены, так же распространялись на объекты макроуровня. Эти объекты зачастую были теоретизированны, но им всегда можно сопоставить объекты реального материального мира или области природных явлений.

Классическое естествознание во многом опиралось на опыт, в основе которого в свою очередь лежало наблюдение. Затем на основе полученных данных строились практические модели, в случае, если это было невозможно, выдвигались предположения о механической природе явления, и модель строилась аналогично.

Наука того времени при изучении объекта старалась полностью устранить субъект из процесса, поскольку это был необходимо для получения истинных знаний о предмете исследования. Человек как познающий элемент системы полностью исключался. Мир должен быть познан так, как, если бы в нём не существовало сознания, только в этом случае, возможно, получить достоверный результат.

Научные обоснования носили причинно-следственный характер и были строго определены (детерминированы), например, это означает, что если нам известно положение объекта в определённый момент, мы можем предсказать его положение через определённый промежуток времени.

Считалось, что наука единственная может точно и истинно объяснить природные явления, дать им обоснование и в итоге постичь тайны природы. Научное знание рассматривалось как дополнение истин к уже имеющимся, а не смена или уточнение теоретических положений. Научные теории строились как отражение природы, и так, чтобы каждому природному явлению соответствовала одна теория и какой-либо объект материального мира, с тем, чтобы его можно было исследовать опытным путём. Классическое естествознание было ориентировано на экспериментальное обоснование научных теорий.

Итак, подведём итог, за три столетия классическое естествознание претерпело значительные изменения, сформировавшись в отдельную научную дисциплину, целью которого было объяснить окружающий мир. В то время считалось, что природные законы нельзя изменить, а учёным могут лишь постигать всё новые и новые истины мира и Вселенной. В конце 19 века сложилось мнение, что в науке уже всё открыто и учёные смогли найти реальное обоснование почти всем явлениям природы.

У естествознания есть предмет и цели, закономерности и особенности развития.

Естествознание в Древнем мире

Примерно между 7- 4 веками до нашей эры древние греки накопили достаточно знаний о природе как науке. Были образованы правовые и политические институты, которые декларировали принципы достоинства человека, защиту его прав и свобод, имущества.

Примерно с 7 века Древняя Греция перестает быть только аграрным государством. Начинают развиваться ремесла, торговля, возникают денежные отношения. Принимаются государственные законы, развиваются отношения с соседями. У людей меняется мышление, взгляды на жизнь.

Развивается философия и мифология, как форма практического духовного освоения мира. В Древней Греции мирно уживаются рядом магия и наука. Они развиваются параллельно друг другу. Греция дала миру таких философов и ученых, как Сократ, Эпикур, Демокрит, Архимед, Пифагор, Платон, Аристотель, Диоген и другие.

Первую математическую доктрину (парадигму) представил Пифагор, а Платон развил ее. По их утверждению первооснова всех объектов и предметов числа, формулы, знаки и операции. Мир это иерархически упорядоченная структура. Эта доктрина легла в основу развития естествознания.

Естествознание в эпоху Средневековья

Началом средних веков считают 478 год нашей эры, когда под ударами немецких варваров пала Римская империя. Конец эпохи через 1000 лет примерно в середине 15 века.

Можно выделить три метода познания:

а) схоластика, опирающаяся на логику, предание и умозрение;

б) герметическая традиция – ритуал, магия, сверхъестественные силы. Примеры герметизма – средневековая алхимия, астрология, медицина.

в) опытно-эмпирическая традиция – критерий истины это личный опыт. Она развивалась под влиянием научных идей Аристотеля.

Естествознание в эпоху Возрождения

Биология, морфология, анатомия, химия освободились от идей герметизма. Проводилась работа по изучению животного и растительного мира. Наука повернулась лицом к человеку, врачи и ученые активно искали способы его исцеления. Первый врач-анатом А. Везалий открыл капилляры. Р. Гук доказал, что ткани состоят из клеток.

Антони ван Левенгук изобрел первый микроскоп. Леонардо да Винчи проводил исследования в геологии, ботанике, анатомии, механике, оптике.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей занимались изучением космоса, доказали, что Земля вращается вокруг солнца. Р. Декарт создал основы аналитической геометрии, объяснил природу радуги, в физиологии ввел понятие рефлекса.

И. Ньютон описал законы динамики и законы движения небесных тел. Открыл закон всемирного тяготения.

Иммануил Кант и Пьер Симон Лаплас занимались изучением возникновения Солнечной системы. Шведский натуралист Карл Линней создал классификацию в биологии. Чарльз Дарвин сформулировал теорию естественного отбора. Антуан-Лоран Лавуазье открыл закон сохранения массы.

В химии – Сванте Аррениус открыл закон электролитической диссоциации. Дмитрий Иванович Менделеев вывел периодический закон и создал периодическую систему химических элементов.

Физика – Томас Юнг и О.Жак Френель доказали волновую природу света. Ввели термины интерференции и дифракции. А. Вольта создал первый источник постоянного тока – вольтов столб. А.М. Ампер вывел математические формулы силы тока. М. Фарадей предположил, что электромагнитные и световые волны тождественны. Максвелл, опираясь на результаты опытов Ампера и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля.

Наука преодолела четыре стадии развития. Первая – общие представления об окружающем мире. Вторая стадия – аналитическая. Третья – синтетическая, воссоздание целостной картины мира на основе частностей, полученных на второй стадии. Четвертая стадия, настоящее время, интегрально дифференциальная – естествознание развивается как единая наука о природе.

Читайте также: