Откуда пошла грамота на руси доклад

Обновлено: 30.06.2024

Современную жизнь нельзя представить без книг, журналов, указателей, информационных ресурсов и вместе с тем, в последнее время мы часто наблюдаем проявление неуважительного отношения к родному языку.

Цель моей работы: выяснить происхождение письменности на Руси, чтобы обогатить свои знания и заинтересовать одноклассников историей происхождения и развития родного языка и его роли в развитии культуры общества, повысить значимость грамотности в жизни школьника.

Задачи проекта:

  • Образовательные: предоставить информацию об истории создания письма, алфавита, славянской письменности. Познакомить одноклассников с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия;
  • Развивающие: развивать у школьников интерес к истории и родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру.

Объект исследования: История славянской письменности.

Предмет исследования: Русский язык, отношения современных школьников к уровню грамотности.

Гипотеза. В наше время молодые люди мало знакомы с историей происхождения письменности на Руси, возможно, что ознакомившись с этой работой, школьники заинтересуются историей возникновения и развития русской письменности; проявят интерес к самостоятельному изучению темы и повышению собственной грамотности.

Методы исследования: Анализ художественной и научной литературы, работа с интернетом, систематизация, обработка, сопоставление, классификация и обобщение материала, анкетирование одноклассников.

Практическая значимость: Значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения своей грамотности в области грамматики.

Полученные данные. В процессе написания проекта были определены причины возникновения и преобразования письменности: путь от пиктограммы к фонетическому письму; распространение алфавитов в древности среди различных народов. В работе обосновывается связь между принятием христианства на Руси и возникновением славянской письменности, раскрываются исторические роли Кирилла и Мефодия в процессе создания новой азбуки, упрощающей письмо и звучание языка. В процессе анкетирования были выяснены отношения школьников к речевой и письменной грамотности, процессу чтения и познания нового материала.

Возникновение и распространение славянской письменности и книгопечатания на Руси. Исследование дороги от рисунков к буквам. Создание глаголицы и кириллицы. Обучение берестяной грамоте. Значение древнерусских рукописных книг как произведения искусства.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.05.2019
Размер файла 1,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Гипотеза: В современном мире люди мало знакомы с историей происхождения письменности на Руси.

Цель: выяснить происхождение грамоты на Руси затем, чтобы обогатить свои знания по этой теме и заинтересовать одноклассников в изучении истории родного языка.

v изучить информацию о возникновении и распространении славянской письменности.

v посетить музеи и экспозиции, посвященные письменности и книгопечатанию на Руси.

v провести анкетирование среди учащихся 5, 6 классов и учителей.

2. Жизнь людей до появления письменности

3. Путь от рисунков к буквам

4. Кто и как создал славянскую письменность

5. Глаголица и кириллица

6. Появление письменности на Руси

а) Как учили грамоте

б) Берестяные грамоты

7. Древнерусские книги

8. Реформа Петра I

Сперва аз да буки, а потом другие науки…

Каждый день, приходя в школу, мы берем ручку, тетрадь, открываем учебник, изучаем много интересного, получаем новые знания. Мы пишем, читаем, не задумываясь, что когда-то этого всего не было! Люди не умели писать, не было книг, не было алфавита! Мне кажется, в современном мире многие люди не знают, откуда пошла грамота на Руси. Меня очень заинтересовал этот вопрос, как люди жили до появления письменности, какова история возникновения грамоты на Руси. Я попыталась в этом разобраться.

1. Жизнь людей до появления письменности

Путь от рисунков к буквам

Кто и как создал славянскую письменность

Основную роль в создании славянской письменности сыграли просветители братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий. Это были очень мудрые и образованные люди. Братья родились в византийском городе Солуни (Салоники). Мефодий был старшим из семи братьев, а Константин - самым младшим. Семья была богатая, знатного рода. Мефодий сначала пошел по стопам отца и поступил на военную службу. В течение 10 лет он был правителем одной славянской области. Вскоре он решил оставить мирскую жизнь и постригся в монахи в обители на горе Олимп. Константин с детства отличался удивительными способностями к разным наукам, языкам, много времени посвящал чтению книг. Он был взят на обучение ко двору Византийского императора Михаила III и получил прекрасное образование. Константин изучал астрономию, философию, литературу, грамматику, геометрию, арифметику, музыку. Он овладел несколькими языками: славянским, греческим, латинским и арабским. Не будет преувеличением сказать, что Константин был одним из самых образованных людей своего времени. Не случайно его прозвали Философом. Он мог построить блестящую карьеру, но мирские блага не интересовали его. Константин отказался от выгодного брака и высоких должностей и стал хранителем библиотеки в соборе Святой Софии в Константинополе. Там он мог продолжать заниматься любимым делом, изучать книги. Некоторое время Константин преподавал философию в университете. Затем он покинул Константинополь и поселился в монастыре с братом Мефодием.

Невозможно переоценить вклад братьев Кирилла и Мефодия в развитие культуры славянских народов, укрепление их национального самосознания и стремления к независимости. Их имена причислены к лику святых и навсегда вписаны в историю.

Глаголица и кириллица

Рисунок 1. Появление письменности на Руси

Появление славянской письменности на Руси принято связывать с принятием христианства князем Владимиром в X веке. Но и в дохристианский период Киевская Русь не была темной и варварской страной. Люди осваивали различные ремесла, изготавливали изделия из металла, глины, дерева и драгоценных камней, занимались торговлей. Все это предполагало общение, какую-то форму переписки, составление договоров между людьми. Ученые считают, что и до X века на Руси существовали местные разновидности письма. Но единой упорядоченной письменности не было. Именно с принятием христианства и распространением славянской письменности был сделан огромный шаг в развитии культуры Киевской Руси. Вместе с крещением на Русь пришли богослужебные книги, написанные на старославянском языке.

2. Обучение грамоте

Таким образом, грамотными становились не только знатные и богатые, но и простые люди.

Изготовление рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Первыми создателями книг были монахи. Писали обычно гусиным пером и чернилами. В те времена они были бурого цвета, так как делались на основе ржавчины. В воду кидали куски ржавого железа, которые окрашивали ее в бурый цвет. Самые первые книги были написаны уставом. Это такая форма письма, в которой буквы пишутся без наклона, на одинаковом расстоянии друг от друга. Не использовались пробелы между словами. Затем на смену уставу пришел полуустав. Появился наклон в буквах, пробелы между словами, не было строгой геометрической формы букв. Эта форма письма позволяла писать быстрее. Спустя еще столетие полуустав сменила скоропись, в которой соседние буквы плавно соединялись. Каждая буква имела несколько вариантов написания, появились признаки индивидуального почерка.

Древнерусские рукописные книги - это произведения искусства. Первая буква в тексте писалась крупнее остальных, украшалась орнаментом, имела определенный смысл. Это могло быть изображение какого-то животного, цветка, птицы, явления природы. Краски готовили из изумрудов и рубинов, которые перетирали в мелкий порошок. Эти краски до сих пор не тускнеют и не стираются. Каждая буква была неповторима. С тех пор красная строка так и называется, т.е. красивая. Переплет книги украшали драгоценными камнями и серебром. Обычно они были больших размеров, их не ставили на полку, а клали плашмя. Это был очень тяжелый и ценный труд.

Реформа Петра I

Что касается славянской письменности, то на протяжении нескольких столетий кириллица практически не изменялась. Важнейшие реформы были осуществлены Петром I. По его указу кириллический алфавит был упрощен. Некоторые буквы были исключены, у других изменено написание. Была отменена очень неудобная система обозначения чисел буквами и введены арабские цифры. Появился так называемый гражданский алфавит для написания книг, документов, бытовой переписки. Церковнославянский остался языком религиозных книг и богослужений.

Россия стала одной из наиболее культурно развитых стран мира.

славянский письменность русь кириллица

По итогам проделанной работы мне удалось выяснить, откуда пошла грамота на Руси. Я узнала много интересной информации, познакомилась с предметами древней культуры, приобрела новые и полезные знания, которые в дальнейшем помогут мне на уроках русского языка и истории. Я считаю, такие работы очень важны для развития и образования нашего общества.

2. Воскобойников В.М., Завет Кирилла и Мефодия. М.: Просвещение, 2010.

3. Журнал Детская Энциклопедия. О русском языке. №11-2008.

4. Детская энциклопедия Я познаю мир. Культура. М.: АСТ, 1999.

5. Медынцева А.А., Грамотность в Древней Руси. М.: Наука, 2000.

Государственный исторический музей г. Москва

Подобные документы

День славянской письменности, просвещения и культуры. Значение обретения письменности народами Юго-Восточной Европы. Биографические сведения о Кирилле и Мефодии (до принятия сана). Просветительская деятельность братьев. Распространение славянской письменн

реферат [29,7 K], добавлен 15.10.2005

Знакомство с проблемами формирования и процесса становления русской государственности. Характеристика научных предположений о происхождении восточных славян. Анализ этапов образования Древнерусского государства. Рассмотрение схемы расселения славян.

контрольная работа [52,8 K], добавлен 28.11.2013

Правовое положение зависимого населения согласно Псковской Судной Грамоте. Субъекты гражданского, процессуального и уголовного права. Создание Конституции РСФРС 1918 г. Основные черты советской демократии по Конституции, органы власти и управления.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 12.09.2014

Особенности использования источников при изучении раннего периода нашей истории. Монах Нестор и его рукопись "Повесть временных лет". Варяги и их роль в нашей истории. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Начало формирования Руси.

презентация [389,5 K], добавлен 18.01.2012

Деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия, почитаемых в качестве создателей единой славянской письменности. Распространение грамотности на Руси. Существование средневековой словесности в рамках рукописной традиции. Жанры древнерусской литературы.

презентация [8,8 M], добавлен 12.02.2017

История книгопечатания Беларуси, становление и дальнейшее развитие литературы на белорусском языке в Великом княжестве Литовском; развитие печатного и типографского дела. Технология производства бумаги и книг в г. Слониме в XYIII в. и в настоящее время.

контрольная работа [27,7 K], добавлен 13.01.2011

Предпосылки, причины принятия христианства. Восстание 1024 г. в Суздале во время войны между киевским и тмутараканским князем. Изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием. Развитие восточнославянской цивилизации. Введение единой письменности.

В летописях сказано, что грамотность на Руси появилась с крещением государства . Это было связано с необходимостью перевода, записи и осмысления византийских христианских текстов.

Откуда пошла грамота

Термин грамота был заимствован из Византии, где означал указы, различные послания и любые письменные документы. На Руси же слово “ грамота изначально подразумевало собой берестяные таблички, на которых и писали славяне. Они были разного предназначения: чаще всего это были обычные, бытовые, использовались в качестве записок и посланий разного характера. Известно также о грамотах-указах, завещаниях, церковных текстах. Спустя время это слово получило знакомое нам значение.

Создание грамоты у славян

На данный момент уже многие исследователи полагают, что ещё до христианизации славяне умели писать, об этом свидетельствуют некоторые исторические памятники литературы. Однако наибольшее распространение грамота получила именно в 10 веке. Создателями русского алфавита считаются Кирилл и Мефодий. Изначально братья создали глаголицу , которая была основана на тайнописи греков. Незнающие люди иногда принимали этот алфавит за восточный, потому как буквы в нём были заимствованы в греческом, но писались они совсем иначе. Так же славянское наречие несколько отличалось от греческого: например, в русском языке много шипящих и свистящих звуков.

Братья достаточно долгое время были на Руси и обзавелись множеством последователей и учеников, которые уже после их смерти доработали глаголицу и создали знакомую нам кириллицу . Между этими двумя алфавитами существенной разницы нет: и в том, и в другом случае была 41 буква, а их названия были одинаковыми, но немного отличалось и написание букв.

Как прививалась грамота на Руси

На Древней Руси обучались грамоте с 7-10 лет. В этом возрасте ребёнка отдавали учителю. Учителем часто выступал местный священнослужитель. В классах детей было немного, всего около 10 человек. Вместе они сперва изучали алфавит, затем начиналось изучение слогов, из которых, в свою очередь составлялись слова. После устного изучения алфавита, дети проходили написание букв и слов. Писали ученики на церах – дощечках из дерева, которые были заполнены воском. Из них делались своеобразные тетради: две церы соединяли вместе, одна сверху другой, а потом скрепляли тесёмками так, чтобы можно было открывать и закрывать получившуюся книжку. Позже, когда дети становились старше, они начинали писать, а точнее, царапать, на жёсткой бересте. Это было гораздо сложнее, чем выводить буквы на мягком воске. Именно поэтому обучение грамоте считалось делом нелегким.

Оценить 1562 0

Вид: исследовательская работа

Основная часть работы

2.1.История письменности.

2.2.Кирилл и Мефодий.

2.3.Глаголица и кириллица.

Посмотри, как быстро в жизни

все забвенье поглощает!

Блекнут старые преданья,

Блекнут подвиги героев,

Гибнут знанья и искусства.

Память о великих людях

Умирает вместе с ними,

Мудрость наших дней исчезнет,

Не достигнув до потомства.

Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал или изобретал человек, он хранил только в голове. Знания от одного человека к другому передавались устно. Это было важное и очень трудное дело – не прервать нить знания, передать его ученику, чтобы тот когда-то, через годы, передал его своему ученику. И так далее от поколения к поколению. И ведь не всегда это удавалось – сколько секретов было утеряно безвозвратно! Сколько раз приходилось людям начинать все сначала…

Объектом исследования является славянская письменность

Предмет исследования: откуда пошла грамота на Руси.

Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. В исследовании мы задали себе такие вопросы: как развивалась письменность, кто является основателем славянской письменности.

Перед собой поставил цель изучить историю возникновения письменности и привлечь внимание учащихся к изучению истоков становления славянской письменности.

Цели и задачи:

Выявить истоки становления славянской письменности;

Развивать речь, мышление, творческие навыки учащихся;

Привить любовь к Отечеству, ее истории.

I I . Основная часть работы

2.1.История письменности.

Современных ребят пришедших в школу, перво-наперво учат читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы. Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка.

Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ.

Оказывается, что при помощи пиктограмм не так просто выразить все, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь. Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

Иероглифы древних египтян

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.

Алфавит древних греков.

Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность

2.2. Кирилл и Мефодий

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древне-болгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. "

В 1992 г в такой праздник - День славянской письменности и культуры в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, единый, понятный всем славянам книжный язык, который называется старославянским. Переведенные на старославянский язык духовные книги стали орудием распространения на Руси новой христианской религии, а с нею и письменности. Появление и распространение единой системы письменности у славян подняло их на качественно новый уровень духовного развития, способствовало их самоопределению.

2.3. Глаголица и Кириллица

Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Кирилл и Мефодий часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку – Кириллицу.

Обучение азбуке было очень не простым занятием. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д.

Кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, пси, фита, ижица, зело, ять. Но ввели в алфавит буквы э, й, я. Постепенно создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит (названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь).

Для того чтобы повысить уровень знаний о письменности я решил предложить некоторые пути распространения:

Мое выступление на классном часе в 1-4 классах

III .Заключение

Создание собственной письменности, произошедшее в 9 веке, было для славян великим достижением того времени. Большое значение факт создания письменности имеет и для современности. Ведь мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий

Но нельзя считать работу по изучению истоков возникновения и развития славянской письменности полностью завершенной. В ней еще много неясностей и загадок, представляющих интерес для ученых, которые пока еще только подрастают.

Я для себя сделал вывод, что грамота это основа человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Былины. Сказания. Древнерусские повести.Под ред. Т. Михельсона.

2. Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.

3. История человечества. Рождение Руси.Под ред. И. Пименова, И. Рассоха.

4. Сидорова, М. Заветное слово [Текст] / М. Сидорова // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.

Цель и задачи проекта
Цель:
выяснить происхождение грамоты на Руси и предпосылки образования
современного алфавита.
Задачи:
понять, как развивалась письменность;
ответить, кто является основателем славянской письменности;
понять предпосылки образования современного алфавита;
изучить информацию о возникновении и распространении славянской
письменности;
познакомить одноклассников с историей развития письменности: от древних
времен до наших дней.
3

История возникновения письменности
В наше время трудно поверить, что когда-то давным-давно никто не умел писать. Всё,
что узнавал или изобретал человек, он хранил только в голове. Каждый народ
придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь.
Знания передавались устно, пока кому-то из первобытных людей не пришло в голову
изображать свою речь условными знаками – ПИКТОГРАММАМИ.
5

Человек развивался, рисунки упрощались и
превращались в символы. Возникло более
совершенное – идеографическое письмо, где
рисунок обозначал не только предмет, а также
действие и понятие – ИДЕОГРАММА.
В древнем Китае на основе рисуночного письма
возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов
идеографического письма.
Если взять, к примеру, китайские иероглифы, то их
примерно 40 тыс. Выучить их все практически
невозможно, поэтому используют всего около 7
тыс. иероглифов. Каждый иероглиф означает слово
или его часть – слог. Слова пишутся сверху вниз.
6

Следующим этапом было разделение слова на слоги. Самым известным слоговым
письмом является КЛИНОПИСЬ.
7

Одним из первых алфавитов является финикийский (в нем 22 буквы).
Финикийцы жили на восточном побережье Средиземного моря,
занимались торговлей и путешествиями. От них буквенное письмо
перешло к грекам, от греков в Европу. Греческий алфавит (он уже
состоял из 24 букв, и наряду с согласными, были гласные звуки) лег в
основу и славянской письменности.
8

Основную роль в создании славянской письменности
сыграли просветители братья Константин (после
принятия монашества – Кирилл) и Мефодий. Это
были очень мудрые, образованные люди и к тому же
хорошо знали славянский язык.
Поэтому в 863 г. моравский князь Ростислав
обратился с просьбой к византийскому императору
Михаилу III прислать в Моравию учителей, которые
могли бы проповедовать христианство на родном для
славян языке.
На тот момент не существовало
азбуки, с помощью которой было
возможно передавать славянскую
речь. За ее создание и принялся
Константин.
9

На протяжении трех лет они ездили по стране, создавали новые школы, обучали
жителей письму, чтению и богослужению на славянском языке.
10

В истории сохранились два древнейших варианта славянской азбуки, глаголица и
кириллица. Ученые пришли к выводу, что глаголица (от ст.-славянского глаголь – слово,
речь) более древняя, чем кириллица.
Позднее последователи Кирилла и Мефодия усовершенствовали глаголицу и создали
новую азбуку - кириллицу. Именно кириллица положена в основу русского алфавита.
По звучанию и названию символов кириллица почти полностью совпадала с
глаголицей, но отличалась от нее формой букв.
11

Кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их
начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, пси, фита,
ижица, зело, ять. Но ввели в алфавит буквы э, й, я. Постепенно создавалась русская
азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит
(названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите
насчитывается 33 буквы.
Наш алфавит сейчас
12

Пословицы о языке
и речи
Ветры горы разрушают – слово народы
поднимает.
Длинный язык – короткие мысли.
Доброе слово железные ворота отопрёт.
Не давши слова – крепись, а давши –
держись.
Острый язык – дарование, длинный язык –
наказанье.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Лишнее говорить – себе вредить.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Угадай пословицу по
двум словам
Свет - тьма
Не спеши - торопись
Труд - лень
15

Отгадай загадки о
буквах алфавита
Чего нет в России,
найдётся в
Москве,
нет в Петербурге,
а видно в Неве?
Что стоит между
дверью и стеной?
У человека
одно, у ворона
два, у медведя
нет ни одного.
В старости я один
раз встречаюсь, в
молодости – три раза,
в огне не сгорю и в
воде не потону.
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самым великим достижением для славян стало создание собственной письменности.
Также этот факт имеет большое значение и для современности. Мы до сих пор
пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий.
В результате выполненной работы я постарался выяснить происхождение грамоты на
Руси, понять как развивалась письменность, кто был основателем и откуда появился
алфавит. В процессе выполнения данной работы я узнал много интересной информации,
приобрел новые и полезные знания. Я считаю, такие работы очень важны для развития и
образования нашего общества.
Уверен, что нельзя считать работу по изучению истоков возникновения и развития
славянской письменности полностью завершенной. В ней еще много неясностей и
загадок, представляющих интерес для ученых.
И наконец, я для себя сделал вывод, что грамота - это основа человечества. И что
грамотный человек в обществе это всегда достояние.
17

Читайте также: