От парсуны к портрету доклад

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Введение
Становление и развитие парсуны
Заключение
Список литературы
Иллюстрации

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПАРСУНА.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА, СКУЛЬПТУРЫ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРСУНЫ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА

Выполнил: студент I курса

Проверил: кандидат искусствоведения,

профессор Чертыковцева Е.А.

Становление и развитие парсуны…………………………………………….4

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются характерные атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности 2 .

Становление и развитие парсуны

Первоначально парсуна практически не отличалась от икон. Лицо имело неподвижное выражение, взгляд изображенного был устремлен не на зрителя, а на самого себя. Одежда изображалась как расцвеченная красками плоскость. В подобной технике выполнены портреты русских царей (Федора Ивановича, Ивана IV), полководцев (М.Скопина-Шуйского).

Возможно, авторами первых парсун становились художники, приглашаемые в Россию из Литвы и Украины. Они видели русские иконы и старались подражать им, чтобы угодить вкусам заказчика. Но уже в начале XVII века парсуны стали писать и кремлевские живописцы.

Особенности изображения на парсуне определялись и тем, что часто художник был ограничен в количестве сеансов и часто был вынужден рисовать по памяти. Поэтому лицо и одежда портретируемого иногда изображались в разных ракурсах.

Во второй половине XVII века в искусстве парсунной живописи появились два направления. Одни художники писали только лицо портретируемого, лишь намечая верхнюю часть фигуры.

Вторые изображали портретируемого во весь рост. Вероятно, образцами служили парадные портреты, которые были популярны среди польской и литовской аристократии. В них не только передавалось сходство с оригиналом, но и рассказывалось о нем посредством живописного языка.

Поэтому обязательными составляющими парсуны становятся изображения предметов, характеризующих социальный статус портретируемого: прописываются его награды, ткани, из которых изготовлена одежда. Царя изображают со скипетром и державой в руках, патриарха — с пастырским посохом, военачальника — с булавой или саблей.

Часто в парсуну включают портреты сподвижников портретируемого, например, в состав фона парсуны патриарха Никона входят изображения его соратников. Причем для художника не имеет никакого значения сходство с реальной расстановкой фигур. Он пишет головы как своеобразную составляющую фона, вставляя их на свободное место.

По-видимому, подробные пояснения включались потому, что парсуну часто использовали как официальный подарок, вручаемый иностранным послам. В 1677 году царь Федор Алексеевич вручил датскому послу Фридриху фон Геббелю парсуну с изображением Ивана IV. Посол доставил ее в Копенгаген и передал датскому королю. И сегодня драгоценный портрет Ивана Грозного находится в датской картинной галерее.

Иногда парсуны изготовляли и для внутреннего использования. В семидесятые годы XVII века группа кремлевских художников работала над миниатюрой для титулярника — собрания портретов дружественных России правителей. Оно было предназначено для Посольского приказа.

Художники изготовили несколько десятков парсун, среди которых были портреты китайских, татарских правителей, руководителей Российского государства. Эскизы написали мастера Оружейной палаты — И.Бездмин, Г.Одольский, С.Ушаков, М.Чоглоков.

Портретные образы в иконе второй половины XVII века оказывались на перекрестье восхождения челове ка к божественному, и нисхождения божественного до человеческого. Иконописцы Оружейной палаты, опираясь на собственные эстетические каноны, создали новый тип лика Спаса Нерукотворного, отличающийся определенностью человеческого облика. Образ "Спаса Нерукотворного" 1670-х годов Симона Ушакова можно считать программой этого направления.

Примечательны хрестоматийные памятники, такие как изображение Алексея Михайловича "в большом наряде" (конец 1670 - начало 1680-х, ГИМ), Л. К. Нарышкина (конец XVII века, ГИМ), В. Ф. Люткина (1697, ГИМ) и другие. Совершенно особый интерес представляет недавно открытый, всесторонне исследованный и отреставрированный портрет патриарха Иоакима Карпа Золотарёва (1678, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник). Он является на данный момент наиболее ранним подписным и датированным произведением среди парсун, в основной своей массе анонимных.

Хотя парсуны представляют собой принципиально уникальный материал, но и в их кругу есть особые раритеты. Один из них - тафтяной портрет патриарха Никона (1682, ГИМ). Портрет является аппликацией из шелковых тканей и бумаги, и лишь лицо и руки исполнены живописью.

Портреты иностранных художников, работавших при царском дворе в период приобщения Руси к ценностям художественной культуры Нового времени, имели для русских мастеров исключительное значение как образцы, которым они стремились подражать. В данной группе живописных портретов есть свой раритет - знаменитый портрет патриарха Никона с клиром, написанный в начале 1660-х годов (Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"). Это наиболее ранний из известных нам живописных портретов XVII века, созданный на русской почве, единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Никона и единственный дошедший до нас групповой портрет той эпохи. Групповой портрет патриарха Никона с клиром - целая изобразительная энциклопедия патриаршего и церковно-монастырского обихода того времени.

В XVII столетии, когда в России усиливались светские тенденции и обозначился острый интерес к европейским вкусам и привычкам, художники стали обращаться к западноевропейскому опыту. В такой ситуации, когда наблюдаются поиски портретности, появление парсуны вполне закономерно

Парсуны – светские парадные портреты в интерьере – воспринимались как знак престижности. Русской знати было необходимо приспособиться к новым культурным веяниям, проникавшим в традиционные формы бытового уклада. Парсуна хорошо подходила для культивируемой в княжеско-боярской среде церемониальной обрядности торжественного придворного этикета, для демонстрации высокого положения модели.

В парсуне, прежде всего, подчеркивалась принадлежность изображенного к высокому чину. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Век портрета.ppt

ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА

ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА

ВЕК ПОРТРЕТА В. Боровиковский Екатерина II в Царскосельском парке Жанр в изоб.

ВЕК ПОРТРЕТА В. Боровиковский Екатерина II в Царскосельском парке Жанр в изобразительном искусстве, воссоздающий облик человека, называется портретом. Портрет должен быть похож на человека, позирующего художнику, и отражать время, в которое он был написан: оно в деталях одежды и в предметах интерьера. Главная задача художника- раскрыть внутренний мир человека.

ВЕК ПОРТРЕТА XVIII век в живописи- это век портрета. Портрет играл ведущую ро.

ВЕК ПОРТРЕТА XVIII век в живописи- это век портрета. Портрет играл ведущую роль в русском изобразительном искусстве. В этой области русские художники не только достигли уровня европейской живописи, но и по праву заняли место среди крупнейших портретистов той эпохи. И. Аргунов Портрет П. Шереметьева В. Боровиковский Портрет Е. А. Нарышкиной

ВЕК ПОРТРЕТА Никитин Иван Никитич (1685(8)-1742) Портрет Петра 1 Талант Никит.

ВЕК ПОРТРЕТА Никитин Иван Никитич (1685(8)-1742) Портрет Петра 1 Талант Никитина заметил Петр I и отправил его учиться в Италию, так как считал , что есть великие мастера и из русского народа.

ВЕК ПОРТРЕТА Никитин Иван Никитич (1685(8)-1742) Портрет напольного гетмана П.

ВЕК ПОРТРЕТА Никитин Иван Никитич (1685(8)-1742) Портрет напольного гетмана Портрет графа Гавриила Головкина

ВЕК ПОРТРЕТА Антропов Алексей Петрович (1719-1795) Портрет Ф. Я. Дубянского Р.

ВЕК ПОРТРЕТА Антропов Алексей Петрович (1719-1795) Портрет Ф. Я. Дубянского Расцвет русского портрета падает на вторую половину XVIII в. А. П. Антропов- одна из самых примечательных фигур ломоносовской поры в русской художественной культуре Портрет императора Петра I

Портрет атамана Ф. Краснощекова.1761 Портрет А. М. Измайловой. 1759 ВЕК ПОРТ.

Портрет атамана Ф. Краснощекова.1761 Портрет А. М. Измайловой. 1759 ВЕК ПОРТРЕТА Антропов Алексей Петрович (1719-1795)

ВЕК ПОРТРЕТА Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Через всю свою жизнь И. Аргуно.

ВЕК ПОРТРЕТА Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Через всю свою жизнь И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности, в своих моделях он искал и находил светлое положительное начало. В изображениях И. Аргунова выступает живой интерес художника к личности , вне ее сословной принадлежности и общественного положения. Портрет актрисы П.И. Ковалевой- Жемчуговой

ВЕК ПОРТРЕТА Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет неизвестной крестьянки.

ВЕК ПОРТРЕТА Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет неизвестной крестьянки относится к числу самых совершенных созданий художника. В изображении И. Аргунова крестьянка олицетворяет физическую и нравственную красоту народа. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784

ВЕК ПОРТРЕТА Сын Ивана Петровича Аргунова Николай стал крупным портретистом.

ВЕК ПОРТРЕТА Сын Ивана Петровича Аргунова Николай стал крупным портретистом. Н. И. Аргунов Портрет Н. П. Шереметьева Н. И. Аргунов. Портрет Т. В. Шлыковой-Гранатовой

ВЕК ПОРТРЕТА Рокотов Федор Степанович (1735-1808) Ф. Рокотов - один из самых.

ВЕК ПОРТРЕТА Рокотов Федор Степанович (1735-1808) Ф. Рокотов - один из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. Это художник самобытного дарования , необычайно поэтический и лирический. Портрет Е. Орловой Портрет князя И. Барятинского Портрет графа Орлова

ВЕК ПОРТРЕТА Федор Степанович Рокотов Любите живопись, поэты! Лишь ей, единст.

ВЕК ПОРТРЕТА Федор Степанович Рокотов Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной ,дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза- как два тумана Полуулыбка, полуплач, Ее глаза- как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н. Заболоцкий Портрет А. П. Струйской

ВЕК ПОРТРЕТА Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Д. Левицкий выразил сти.

ВЕК ПОРТРЕТА Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Д. Левицкий выразил стиль эпохи, образ мышления и чувствования своих современников. Художник мастерски изображает материальную красоту вещей. Портрет Агафьи Левицкой, дочери художника

ВЕК ПОРТРЕТА Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Портрет Анны Воронцовой.

ВЕК ПОРТРЕТА Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Портрет Анны Воронцовой в детстве Портрет Н. И. Новикова Дмитрий Левицкий создал целую портретную галерею людей своего времени.

ВЕК ПОРТРЕТА Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) В. Л. Боровиковский вне.

ВЕК ПОРТРЕТА Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) В. Л. Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Он обладал поистине виртуозной живописной техникой и по праву считался одним из лучших русских портретистов. Портрет княгини Барятинской Портрет Г. А. Державина

ВЕК ПОРТРЕТА Боровиковский Владимир Лукич(1757-1825) К портрету Лопухиной Она.

ВЕК ПОРТРЕТА Боровиковский Владимир Лукич(1757-1825) К портрету Лопухиной Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье- тень любви, и мысли- тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть Души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. А. Полонский Портрет М. И. Лопухиной. 1797

Выбранный для просмотра документ От парсуны к портрету.ppt



Парсуна — это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII — начале XVIII века. Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом.

Представляя нам замечательный переход от типической иконописи к портретной живописи, сии древние произведения кисти неизвестных нам, но, по всему вероятно, отечественных зографов, современных самым лицам, достопамятны своим предметом, драгоценны по отношению к времени и месту, к самому художеству и художникам.

В парсунах все еще прослеживались иконописные традиции: идеализация героев, каноничность образов, статичность поз, плоскостное письмо. Как и иконы, такие протопортреты часто писали на дереве темперными красками. Но в то же время парсуна приобретала черты будущего светского портрета: авторы писали с натуры, стремились к реалистичному и объемному изображению и уже начинали использовать холст и масляные краски.

Потому и в парсунном наследии выделяются два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных черт, представляют темперные портреты князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Другое — приближающееся к европейскому портрету — составляют парсуны с изображением царя Ивана Алексеевича, патриарха Никона, князя Ивана Репнина, стольника Григория Годунова, воеводы Афанасия Ордина-Нащокина.

Авторы большей части парсун оставались неизвестными, однако среди них ярко выделялись последователи крупной школы живописцев Оружейной палаты Московского Кремля — Симон Ушаков, Федор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

От парсуны к портрету


О. сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А. С. Пушкин

Важной чертой нового искусства стала светотень, пришедшая на смену господства контурных линий в классической иконописи. Меняется и сама техника живописи, что связано с переходом на масляные краски. Приемы работы маслом открывали широкие возможности для творчества: многообразие масляной цветовой палитры казалось неисчерпаемым… С Петровского времени светская живопись развивается по самым разным направлениям. Строящиеся дворцы открывали широкие возможности для монументальных росписей; дорогостоящие предметы быта, входившие в моду, стимулировали миниатюрное письмо. И все же самой излюбленной сферой приложения творческих сил русских мастеров стал портрет. Именно здесь путь от парсун к шедеврам светской живописи был пройден удивительно быстро. Тяготение к портрету, конечно же, связано с вековыми иконописными традициями. Прощание с ними в первой половине столетия вызвало к жизни своеобразные переходные формы искусства, в которых сочетались элементы и иконы, и портрета. Так, например, в Москве мастера знаменитой школы Оружейной палаты в Кремле продолжали творить портреты в архаической манере парсунной техники. Впрочем, влияние условной и символичной иконописи можно встретить и в работах мастеров северной столицы.

Он сумел в наиболее законченной форме выразить эстетику барокко. Подобно большинству художников своего времени, Антропов много сил отдавал работам по заказам Канцелярии от строений, расписывая дворцы и дома знатных вельмож. Занимался он и иконописью. В частности, с приемами иконописания перекликается манера Антропова изображать лица героев подчеркнуто выпукло.

Стиль Аргунова соответствует барочным традициям, согласно которым полотно трактовалось как своего рода украшение образа. Отсюда обилие аксессуаров, орнаментальность и пристрастие к выписыванию богатых элементов одежды (портрет И.И.Лобанова-Ростовского, 1750). Важную роль в изобразительном искусстве XVIII в. играли гравюры. В Петровское время именно в них отражались самые важные исторические и государственные события. В гравюрах преобладали батальные сюжеты и городские пейзажи. Основоположниками этого нового для России вида искусства были голландские мастера, приглашенные Петром I. Среди русских граверов выделился воспитанник Оружейной палаты А.Ф.Зубов (1682? — после 1750). Его наследие достаточно велико. Среди работ важное место занимают сцены петровских баталий, однако с наибольшей любовью Зубов творил виды молодой российской столицы. Санкт-Петербург на гравюрах художника предстает в торжественном, но вместе с тем деловом виде.

Очевидно одно: творчество М.Шибанова подтверждает тяготение российских художников к воплощению в искусстве простонародных образов, служащих одним из мощнейших источников самобытности молодой светской художественной культуры. Особое место в русском изобразительном искусстве занимают крестьянские сюжеты, запечатленные в акварелях И. А. Ерменёва (1746 — после 1797). Этот художник обладал своеобразным трагическим талантом, во многом расходившимся с эстетическими установками большинства современников. Факты его биографии также изучены слабо.

Читайте также: