Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии фгос доклад с презентацией

Обновлено: 02.07.2024

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, ежедневно получая большой объем информации. Интернет, телевидение, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной системы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и не пробуждает потребности в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Как же нужно построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  • анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
  • определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
  • выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
  • проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: познакомить со структурой уроков в соответствии с ФГОС Задачи: разобра.

Цель: познакомить со структурой уроков в соответствии с ФГОС Задачи: разобрать особенности современного урока; рассмотреть этапы и приемы современного урока; выявит характеристики современного урока.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Современный урок – урок актуальный для настоящ.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Три постулата заложены в основание новой технологии урока. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов: I этап. О.

Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов: I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) IV этап. Открытие нового знания. V этап. Физкультминутка. VI этап. Первичное закрепление. .VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VIII этап. Физкультминутка. IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Х. Рефлексия деятельности ( итог урока).

I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты) Цель: включение учащихс.

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5 минут.

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5.

V этап. Физкультминутка. VIII этап. Физкультминутка.

V этап. Физкультминутка. VIII этап. Физкультминутка.

 VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знан.

VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. -Способы: фронтальная работа, работа в парах. -Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. -Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкойпоэталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. -Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). -Выполняется письменно. -Методы: самоконтроль, самооценка.

IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут) -С.

IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут) -Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. -Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Х этап Рефлексия деятельности. (2-3 минуты) ( итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. -Вопросы: -Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что нужно сделать ещё? -Где можно применить новые знания?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

три основные группы результатов

  • ценностно-смысловая;
  • в социальных ролях и меж-

связь между целью (ре-

речевые навыки и

общеучебные, в т.ч – знако-

кие, постановка и решение

Основы системы научных

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

    Дети информированы, но бессистемно

  • Требуется изменение содержания
  • Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают)

В чем причина информированности современных детей?

Непосредственный опыт общения с окружающим миром

Опосредованный, но к сожалению бессистемный опыт, полученный из телевизора.

Как проходит обычный урок

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Системно - деятельностный подход

Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию

внешней предметной деятельности во внутреннюю

Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

становление ученического сообщества,

формирование универсальных способов действий

    Современный урок –урок действенный,

имеющий непосредственное отношение

к интересам, личности ребенка,

его родителей, общества, государства.

    Современный урок – урок актуальный для настоящего времени

  • урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  • урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  • человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

РЕСУРСЫ современного урока

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Модели современного урока

Триединая цель урока

Преобладающая фронтальная форма обучения

Методы и приемы обучения

Ключевые и базовые компетентности

Разнообразные формы обучения

Технологическая карта урока

Практический опыт деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Создание условий для формирования компетенций ребенка

Использование образовательных технологий

Практический, деятельностный подход

Самостоятельная работа ученика, а не учителя

Личностно-ориентированный, индивидуальный характер

Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

учащихся в познании

и умений учиться

урока в процессе

Тенденции развития современного урока

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ, НО В НИХ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ:

1. Урок изучения нового.

2. Урок закрепления знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Презентация на тему: " Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС." — Транскрипт:

1 Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС

4 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.

5 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

6 традиционнаясовременная 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Объяснение нового материала. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа. 7. Итог урока. 1. Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. 3. Создание проблемной ситуации. 4.Открытие новых знаний. 5.Первичное закрепление. 6.Сам. работа с самопроверкой по образцу. 7.Включение нового знания в систему знаний( повтор.). 8.Рефлексия деятельности.

7 I Самоопределение деятельности. (Орг. момент ) 1 ) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

8 II Актуализация знаний 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

9 III Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

10 IV Первичное закрепление во внешней речи 1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.

11 V Самостоятельная работа с самопроверкой 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

12 VI Включение нового знания в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

13 VII Рефлексия деятельности Итог урока 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Читайте также: