Особенности развития литературы с конца 18 до середины 19 века доклад

Обновлено: 19.05.2024

Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны.

Однако народ-победитель остался народом-рабом. В понимании социальной несправедливости, в отсутствии политических свобод

заключаются истоки декабристских настроений и последующего декабристского движения.
Первые тайные общества возникли после победы над Наполеоном. Так от 1812 г. протягивается прямая нить к 1825 г.- восстанию декабристов. Именно эти две даты – 1812 и 1825 – многое определили в политической, общественной, культурной жизни России первой четверти XIX в. Что касается русских писателей, то о характере мировоззрения и творчества почти каждого из них можно судить – до тому, как они отнеслись к этим наиболее крупным событиям русской жизни.

Декабристские взгляды оказывались в ряде случаев привлекательными

и для таких людей, которые не принимали прямого участия в политической борьбе. Многие представители дворянской интеллигенции испытывали на себе влияние декабристской идеологии, хотя и не входили в те или иные тайные общества.
В начале XIX в. классицизм – наиболее влиятельное в XVIII в. литературное направление – уже утрачивает характерные для него в недавнем прошлом прогрессивные черты: гражданско-просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение всемогущего человеческого разума, критическое отношение к деспотизму. Стало очевидно, что классицизм уже сыграл свою историко-литературную роль, превращаясь постепенно в убежище для реакционеров и эпигонов. Все больше влияния приобретал сентиментализм, утверждавший свои идейно-эстетические позиции в полемике с классицизмом.
Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем – к романтизму и т. д. В действительности эволюция направлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии, I! чем-то притягиваясь, но чаще всего отталкиваясь. Разумеется, какие-то литературные явления в данный момент могут восприниматься уже как устаревшие, какие-то – набирающими силу.

Однако возникновение и укрепление одного направления не отменяют автоматически предыдущего. Так, некоторые традиции классицизма, особенности его поэтики проявлялись в творчестве поэтов-декабристов и Пушкина в соответствии с теми творческими задачами, которые они ставили перед собой.
Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление в сентиментализме нового героя – обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни. Это было связано с осознанием собственного достоинства личности, со стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе.

Даже такое понимание свободы (при всей его ограниченности) имело прогрессивное значение в условиях подавления личности сословно-крепостническими отношениями.
Идея свободы проявлялась и в самих принципах художественного творчества. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом, рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности. Отсюда появление в сентиментализме новых жанров, способствующих выражению авторского “я” (дневник, Письма, путешествия), развитие прозы, дающей большую возможность для передачи сложного мира душевных переживаний человека, и т. д.
Таким образом, поэтическая свобода, которую так настойчиво отстаивали сентименталисты, ассоциировалась в конечном счете с идеей свободы личности – если не в политическом смысле, то, во всяком случае, в смысле психологическом, нравственном, моральном. В этом отношении показательно решение сентименталистами темы парода. Начиная с Н. М. Карамзина, на творчество которого ориентировались его многочисленные последователи, утверждается идея равенства народа и господствующих классов – но преимущественно лишь в моральном аспекте.

Гуманизм писателей карамзинистского лагеря был социально ограничен, однако и ему нельзя отказать в злободневности и исторической прогрессивности.
Идеальный образ героя мыслился сентименталистами, как правило, вне цивилизованного общества. Они основывались на традициях Ж. Ж. Руссо, утверждавшего решительное превосходство простой, естественной, “природной” жизни над цивилизацией. С этим связан, с одной стороны, интерес к фольклору, в котором, по их мнению, наиболее полно выражались природные человеческие чувства и переживания, а с другой – влечение к таинственному, неизведанному не только в психике человека, но и в окружающей его среде. Отсюда возникновение в творчестве сентименталистов подчеркнутого интереса к фантастике, миру ужасов, идеализация средневековья и т. д.
По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромаитизмом.
Новые тенденции, проявившиеся в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв., не могли не вызвать оживленной полемики. Наглядным ее выражением стал спор о литературном языке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(конец 18 – начало 19 века) Русская литература на рубеже веков

Описание презентации по отдельным слайдам:

(конец 18 – начало 19 века) Русская литература на рубеже веков

(конец 18 – начало 19 века) Русская литература на рубеже веков

1. Россия получила выход в черное море. 2. Усиление правительственной реакции.

1. Россия получила выход в черное море. 2. Усиление правительственной реакции. 3. Отечественная война 1812 года. 4. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года. Политическая и общественная обстановка в конце 18 – начала 19 века.

1.Московский университет становится крупным научным центром. 2. Выдающиеся пи.

1.Московский университет становится крупным научным центром. 2. Выдающиеся писатели (Ломоносов, Фонвизин, Радищев) правдиво освещают явления жизни. 3. Во многих городах России открываются университеты. 4. 1811 – открытие знаменитого Царскосельского лицея. Просвещение и культура.

Основные периоды развития русской литературы: Последняя треть 18 века – эпоха.

Основные периоды развития русской литературы: Последняя треть 18 века – эпоха классицизма и сентиментализма. С 1815 – по 1825 – период романтизма в русской литературе. 1820 – 1840 – путь от романтизма к реализму. Развитие литературы

1. Воспитание людей в верности государству. 2. Строгое разграничение «высоких.

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве, распрос.

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве, распространившееся в России в 70-е годы 18 века.

1.Интерес к личности, к характеру, к внутреннему миру человека. 2. Появление.

1.Интерес к личности, к характеру, к внутреннему миру человека. 2. Появление новых жанров: путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка. 3. Яркое описание природы, взаимодействие героя с природой. 4. Стремление к гармонии и красоте. Особенности сентиментализма:

Романтизм - художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на.

1.Внимание авторов к внутреннему миру человека. 2. Присутствие субъективной а.

1.Внимание авторов к внутреннему миру человека. 2. Присутствие субъективной авторской оценки. 3. Романтический герой – это яркая, исключительная личность. 4. Интерес писателя к национальной истории. Особенности романтизма:

Реализм – художественное направление в литературе и искусстве 19 века, для ко.

Реализм – художественное направление в литературе и искусстве 19 века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности

1. Писатель осмысленно изображает правду. 2. Характеры представлены в развити.

1. Писатель осмысленно изображает правду. 2. Характеры представлены в развитии. 3. Изображение исторически конкретного общества. 4. В произведениях конфликт не разрешен, финал открыт. Особенности реализма:

Подготовиться учащимся по следующим вопросам: - Основные периоды развития рус.

Подготовиться учащимся по следующим вопросам: - Основные периоды развития русской литературы? - Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? - Русский реализм. В чем его своеобразие? Домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 263 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.03.2016 6455
  • PPTX 291.2 кбайт
  • 156 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Богданова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

  • Классицизм.
  • Реализм.
  • Сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

  • Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
  • Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
  • Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

  • Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
  • Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
  • Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Жанры середины XVIII века

Драма

Проза

Жанры в России

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Литература в последней четверти века в России

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

  • Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
  • Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
  • Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
  • Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).


Русская литература этого периода обогащается развитой системой художественных средств и приемов, постепенно создается литературный язык, формируется разветвленная система литературных жанров (вспомните, что такое жанр и какие жанры вы знаете): ода, элегия, трагедия, слезная драма, высокая комедия, поэма. Многое из того, чем прославилась на весь мир русская классическая литература XIX столетия, зародилось именно в XVIII веке – идеи гуманизма, просвещения, патриотизма, художественный психологизм, высокая стихотворная культура.

Через школу классицизма прошли практически все выдающиеся писатели и поэты XVIII века. К тем, кого я уже назвал, можно добавить имена В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова, И. И. Дмитриева.

Другой отличительной чертой русского национального Просвещения стало обращение к жизни крестьян, к проблеме крепостного права, которое, с точки зрения большинства русских просветителей, было несовместимо ни с просвещенностью, ни с гуманностью, ни с разумом (эта черта ярко отразилась в произведениях Н. И. Новикова, А. Н. Радищева). К национальному своеобразию русского Просвещения надо отнести еще и его патриотическое звучание, стремление не отстать от Европы в деле цивилизации, культуры, демократии. И это понятно, так как именно в XVIII веке Россия из державы преимущественно азиатской превращается в великое европейское государство.

Другим важнейшим достижением Тредиаковского стала реформа русского стихосложения, хотя и не доведенная им до конца. До Тредиаковского в русском стихосложении господствовала так называемая силлабическая система. В этой системе важно было одинаковое количество слогов во всех строчках, а ударения в них располагались как попало. Эта система была заимствована русскими стихотворцами А. Кантемиром, С. Медведевым из польского языка, но для языка русского она оказалась непригодной, поскольку не давала стиху четкого ритма: ударения в строке, располагавшиеся хаотично, не создавали определенного ритмического рисунка.

Проще говоря, стих выглядел немузыкальным, мало чем отличался от прозы. В силлабо-тонической системе принцип организации стиха несколько другой: в ней ударение падает либо на каждый второй (хорей, ямб), либо на каждый третий (дактиль, амфибрахий, анапест) слог.

Вспомните, пожалуйста, что вам известно о перечисленных стихотворных размерах и об основах стихосложения.

Пытался Тредиаковский реформировать и русскую прозу, однако не добился здесь значительных успехов. Вообще надо сказать, что многое из того, что было начато Тредиаковским, получило законченное воплощение в теории и практике более поздних литераторов – М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, H. М. Карамзина и особенно А. С. Пушкина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г С давних пор у нас так повелось, что публичное обсуждение некоторых вопросов, близко

Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира, С.-Петербург, 1870 г

Русская литература начала XIX века

Русская литература начала XIX века Вы конечно же понимаете, что разделение литературного процесса на несколько этапов условно. Многие писатели, начав свою творческую деятельность в XVIII столетии, продолжали создавать произведения и после 1800 года, но одних из них мы

Русская литература XX века

Русская литература XX века После победы Октябрьской революции литературная борьба в нашей стране оказалась прочно связанной с борьбой политической. Политические лозунги тесно переплетались с эстетическими. Крайне опасным было и стремление противопоставить

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин С XVIII века русская литература постепенно становится такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня.Теперь автор смело ставит имя под и над своими произведениями. Литература перестает быть анонимной.Вымысел не только допускается,

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Литература Германии конца XIX – начала XX века

Литература Германии конца XIX – начала XX века Рубеж XIX–XX вв. принято называть эпохой декаданса в Европе, т. е. трагического мироощущения. Пессимизм декаданса тесно связан с переживанием глобального кризиса в системе европейских ценностей, с позитивизмом ХГХ в.,

Читайте также: