Особенности песенной музыки доклад

Обновлено: 09.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Учитель музыки,

Высшей квалификационной категории

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы , применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

пояснение непонятных слов;

чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

разгадывание загадок, ребусов;

вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

3 этап – исполнение песни.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

дети любят петь,

научились владеть своим голосом,

понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей за 4 года (2009-2010; 2010-2011; 2011-2012, 2012-2013 у.г.) показала следующие результаты:

Песня – один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Что такое песня?

Самым популярным жанром вокальной музыки является песня. Основные жанры песен: народная и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель – народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

лирический жанр песни

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые – исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

жанры песен примеры

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Лирический жанр песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

жанры песен

Бардовская песня

жанры русских песен

Русская песня

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к "Собранию русских народных песен" (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, "чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей".

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.


Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые , сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,


обрядовые , сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.),

а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.


Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.

Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни .

Они поются соло, ансамблем, хором. Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.


Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс.

Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

распевные, с широкой мелодикой (их так и называют - протяжные лирические песни). К тому же распевы украшают мелодию.

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню "Вниз по матушке, по Волге".

В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Эх, нема… немалая,

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.


Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 4 классе

Учитель:Ширинская Ю.Н.

Тема: Жанровые разновидности и особенности музыки моего

народа. Песенные жанры

Цель:- научить различать особенности песенного жанра;

- ориентировать учащихся на духовное развитие средствами

- активизировать музыкальное мышление;

- формировать способности к разным видам музыкальной творческой

деятельности и к овладению элементарных практических умений и

12.Звучание некоторых инструментов

Тип урока: урок углубления темы

1.Организационный момент

2.« Музыкальное приветствие.

3.Распевание

4.Актуализация опорных знаний. Беседа.

-Что вы можете сказать про музыку, которая звучала в начале урока?

6.Мотивация учебной деятельности.

7.Восприятие и осознание ученого материала.

Презентация


–Давайте прочитаем и вспомним, какие виды песен существуют и о чем эти песни:


-Определите, к какому жанру относятся эти песни.

(Открывают на карте окошечки городов к каждому жанру)

-Определите жанр народной песни по фотографиям:









(Открывают на карте окошечки-иллюстрации к каждому жанру , звучит соответствующая музыка)

-В буквенной таблице по горизонтали и по вертикали найти название 10 музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.


-Проверим вашу работу: если вы нашли такой инструмент- поднимайте фишку(включаю презентацию)

5слайд. Презентация «Музыкальные инструменты и их звучание)










8. Слушание музыки

-По фрагменту прозвучавшего произведения определите композитора и покажите его портрет.

9. Закрепление изученногоматериала


-К нам в гости пришли веселые подружки :Глашенька, Дашенька ,Наташенька.Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Глашенька…(Деревянной матрешкой выстукиваю ритмический рисунок под музыку.

-Повторите ритмический рисунок шумовыми инструментами…

10.Оценивание учащихся

-Сегодня на уроке отлично работали:…..

Они получают нотки.Прикрепите их на нотный стан.А теперь послушайте как звучат эти нотки.(играю мелодию)

-Ребята, вспомним и споем эту песню.

-К какому виду отнесем эту песню?

-На карте это город Лирических песен

(Исполнение, инсценирование, танцевальные движения)

12. Итог урока

-В каких городах мы сегодня побывали?

-Произведения каких композиторов слушали?Как называются произведения?

Анонс: на следующий урок мы продолжим путешествие в г.Обрядовых,г.Шуточных,г.Колыбельных песен.

-Ребята, посмотрите на экран, нам дельфин что-то пытается сказать- послушайте…(Звук дельфина)



-Он говорит, что за борт нашего корабля зацепился кит.Давайте посмотрим

(Зацепился за борт корабля. )

(Достают ус синего кита.)

Надпись: «Ус синего кита…Из кругосветного плавания. Исполняет желания.


-Как вы думаете, что это за кит? (Три кита музыки-Кит-песня)К сожалению, от 3-тонного кита остался только 1 ус .Но я знаю, что кит будет жить.Просто он нам подарил подарок. А теперь подойдите и загадайте желание… Все ваши желания сбудутся, если вы в это будете верить .

В настоящее время довольно тяжело составить упорядоченный список существующих музыкальных жанров. Их слишком много, а два случайных (и на первый взгляд несвязанных) жанра могут создать третий, абсолютно новый, который потом может объединиться еще с одним – и так до бесконечности.

Бонус: в конце статьи вас ждёт небольшой чек-лист, позволяющий определить музыкальный жанр.

Что такое музыкальный жанр? Экскурс в историю

Музыкальный жанр – это система из стиля, аранжировки, текста и площадки для выступления.

Стадионный рок, как ни странно, отличается масштабностью, громкостью и местом проведения мероприятия – стадион. Месса исполняется преимущественно в церквях и т.д.

Жанры музыки: стадионный рок

Камерная музыка

Камерная музыка исполняется в небольшом помещении и для относительно небольшого числа слушателей. Самое простой пример камерного концерта – квартирник.

Народная музыка – самый распространённый жанр камерной музыки, так как чаще всего подобная музыка исполняется в кругу семьи и преимущественно старшим поколением. Слова песни могут меняться бесчисленное количество раз, а вот мелодия практически всегда остаётся неизменной.

Романс – лирическая песня, исполняемая под аккомпанемент из одного инструмента.

Баллада – песня, которая повествует об определенной истории или легенде. Как правило, восхваляет или описывает какого-либо героя.

Реквием – католическое песнопение, исполняется за упокой.

Вокализ – песня без слов, используемая как в качестве элемента произведения, так и в качестве вокальной тренировки.

Серенада – песня, посвященная и/или исполняемая одному человеку. Как правило, женщине.

Музыкальные жанры: серенада

Вокальная музыка

Главную роль в вокальной музыке играет голос. Если в композиции присутствуют какие-либо инструменты – они отступают на второй план. Сюда же относят камерную музыку.

Оратория – масштабное светское или религиозное произведение, исполняемое оркестром или хором.

А-капелла – вокальное исполнение без музыкального сопровождения. Некоторые современные а-капелла коллективы имитируют звучание других инструментов своим голосом (Van Canto, Pentatonix).

Вокализ – вокальное исполнение, в котором пение представляет собой набор определённых или случайных звуков, но не слов. Чаще всего используется в качестве разминки для голоса.

Инструментальная музыка

В инструментальной музыке не используется вокал. Абсолютно все партии исполняются музыкальными инструментами.

Симфония – оркестровое музыкальное произведение.

Соната – сольное или дуэтное инструментальное исполнение в камерном жанре.

Русские народные песни

Частушки – самый популярный жанр русской народной песни, который не требовал от исполнителя особых музыкальных способностей. Повторяющаяся прогрессия аккордов и четверостишье – вот и всё описание частушки.

Трудовые песни – появились в советское время для повышения боевого духа рабочих. Как правило, исполнялись людьми во время работы.

Песни для хороводов – исполнялись при хороводах и зависели от скорости хоровода и его повода.

Лирическая песня (былина) – песня, посвященная тяжелой ноше человека или целого народа.

Современная музыка

Жанров современной музыки невообразимо много, однако чаще всего они являются производными от одного жанра или вытекающим из двух.

Рок музыка

Рок-музыка привнесла в мир гораздо больше, чем вы можете подумать. Благодаря року, появились такие жанры, как:

Поп-рок – лёгкая музыка, рассчитанная на широкий круг слушателей, слегка утяжеленная поп-музыка.

Фолк-рок – современное звучание и инструменты в сочетании с народными инструментами и мотивами.

Хард-рок – тяжёлая музыка, из которой вытекает множество других жанров – метал, готик-рок, трэш-рок, викинг рок и даже блэк-н-ролл (смесь рок-н-ролла и блэк-метала). Например, Kvelertak.

Панк-рок – простая музыка, которая в большей степени отражает настроение в обществе. Со временем панк-рок разделился на десятки поджанров.

Жанры музыки: рок и метал

Поп-музыка

Развивалась параллельно с рок-музыкой, но впоследствии переняла несколько особенностей: использование электрогитар с перегрузом и др. эффектами, а также форму исполнения. Тем не менее, современная поп-музыка чаще всего электронная.

Транс – противоположность хауса, если так можно выразиться. Если в хаусе преобладают быстрые мотивы и повторяющиеся мелодии, то транс в большинстве случаев более мелодичен и минорен, но скорость исполнения доходит до 160 BPM.

Диско – танцевальная поп-музыка, рассчитанная на широкий круг людей. Пользовалась бешеной популярностью в 70-80-х годах. В будущем появляется такой жанр, как Нью-Диско, обладающий современным звучанием, но на основе мотивов 70-80-х годов.

Хип-Хоп

Хип-Хоп развивался абсолютно параллельно от рок- и поп-музыки. С уверенностью можно сказать, что в конце прошлого века он держался особняком, а музыку того времени называют олд-скулом.

Для хип-хопа особенны такие элементы, как рэп и электронная музыка. Использование живых инструментов минимально.

Тем не менее, современные рэп-музыканты на своих live-концертах предпочитают использовать электрогитары, бас и живые барабаны, что в совокупности с битами даёт очень насыщенный звук.

Жанр популярен, а потому в настоящее время он смешался с другими жанрами:

Рэпкор – тандем рока и хип-хопа.

Альтернативный рэп – хип-хоп плюс любой другой жанр (джаз-рэп, фанк-рэп и т.д.).

Кроме того, существуют такие жанры как хардкор-рэп, гангста-рэп, дёти-рэп (от слова Dirty – грязный).

Светская и духовная музыка

Духовную музыку в 99% случаев можно услышать в церквях. С начала средних веков значительного изменения и развития в церковной музыке не происходило.

Литургия – описывают Священные события и писания в форме песен. Сопровождается театральной постановкой.

Антифон – стиль хорового исполнения, при котором два (и более) хора попеременно поют.

Месса – церковная музыка, основанная на молитвах.

Католическая месса

Светская музыка

Берёт своё начало в средние века, когда от музыкантов требовалось презентовать культуру государства перед его гостями. Бродячие музыканты также считались исполнителями светской музыки из-за того, что, путешествуя, они исполняли музыку в различных городах и странах.

Специфические жанры

Существуют такие жанры, которые никак не поддаются описанию.

Во-первых, если раньше музыка, стиль исполнения и звучание как-то могли быть привязаны к географическому месту, то ввиду развития интернета некоторая современная музыка обладает совершенно уникальным звучанием.

Во-вторых, новые жанры появляются благодаря развитию музыкальной индустрии в коммерческом плане. Например, композитору дали заказ написать музыку для видеоигры или фильма, а в итоге музыка к медиапродукту становится не менее популярной. Сюда относятся различные саунд-треки и трейлерная музыка, которые впоследствии могут исполняться симфоническими оркестрами.

Конечно, описывать можно бесконечно, потому предлагаем вам ознакомиться с следующими музыкантами и композиторами: Мик Гордон, Ханц Циммер, Джон Уильямс, Акира Ямаока, Two Steps From hell.

Как определить музыкальный жанр?

Шаг первый: подумайте, какие в композиции используются инструменты. Если инструментов в композиции нет, то обратите внимание на звучание электронной музыки, барабанов.

Послушайте, какие инструменты являются ведущими, на что в звучании делается упор. Кроме того, стоит обратить внимание на общую стилистику. Например, она может вам напоминать ретро-мотивы или звучать довольно современно.

Шаг второй: обратите внимание на текст или его отсутствие. Политизированный текст, радостный или грустный, грубый или нежный и т.д. Зачастую текст может определять жанр музыки. Самый яркий пример – гангста-рэп или готик-метал.

Шаг третий: упирается в ваше знание музыкальной теории и индустрии. Как минимум, нужно уметь отличать минор и мажор. Как максимум, вы должны уметь чётко отличать блюз от джаза и спид-метал от металкора. Если умеете, то сможете объединять два разных жанра в один. Например… джаз-метал или альтернативный блюз-рейв.

Объединяя три шага, вы сможете проанализировать любое творчество и сделать вывод о жанре песни.

Читайте также: