Особенности исполнения прозаических произведений доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Поэтика лирического произведения

Введение. 3
Глава1. Лирика, как литературный род. 5
1. Предмет и содержание лирики.
2.Особенности лирики.
Глава2. Жанры лирических произведений. 8
1.Характеристика лирических жанров.
Заключение. 11
Список используемой литературы. 12

Введение
Лирика - один из древнейших литературных жанров, возникший в Древней Греции много веков назад. Термин происходит от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.
Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э.
и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.
Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику
(песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.
В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.
Элегия – это, как правило, стихотворение наставительного содержания,
не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему, в нем преобладает чувственность.
Второй лирический жанр, ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы – это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография – один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.
Главной особенностью третьего лирического жанра, мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную (монодическую) и хоровую. Хоровая мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии – песни, прославляющие победителей спортивных состязаний. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизнь человека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровой морали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.).
Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

Глава II. Жанры лирических произведений.

1.Характеристика лирических жанров

Заключение
Лирика ближе к природе, чем какой-либо иной род поэзии. В. Гюго полагал, что литература начиналась с лирики и выражала восторг перед мирозданием в гимнах, одах, а ранее всего в псалмах. В защиту приоритета лирики говорят и новейшие открытия древних памятников.
Лирическое начало проявилось не только в поэзии, но и в прозе. Следует обратить внимание на постоянное использование в процитированных текстах слов "поэт", "поэзия" там, где на современный лад следовало бы сказать "автор", "литература". Пушкин восклицал: "А местами, какая поэзия!" - по поводу "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А то, что Гоголь назовет поэмою "Мертвые души" - с формальной точки зрения - прозаический роман. Все это, при внимательном рассмотрении, не противоречит теории трех литературных родов. Надо только уметь творчески ее применять. Соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя и в художественных исканиях, присущих той или иной эпохе, тому или иному поколению, - интереснейший предмет, исследуя который, можно познать не только историю и перспективы, но, пожалуй, и саму суть словесного искусства.


Многие знаменитые произведения известных авторов написаны в прозе. В данной статье рассмотрим, что такое прозаическое произведение, каковы его особенности, какова жанровая специфика прозы.

Определение

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы.

Прозаическое произведение не всегда является художественным произведением.

Особенности

Главное отличие прозаического произведения от поэтического заключается в отсутствии рифмы.

В большинстве случаев прозаическое произведение от поэтического можно отличить по форме: прозаическое произведение, как правило, имеет нестихотворную форму. Однако данная характеристика не единственная для определения того, прозаическое перед нами произведение или нет.

В прозаическом произведении, в отличие от поэтического, описываются конкретные явления, которые были в прошлом реально или вымышленно. Для поэзии важны чувства, для прозы – четкое описание изображаемого.

Прозаическое произведение эпично по своей природе.

В прозаическом произведении у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла.

Прозаические произведения усваиваются и понимаются читателями намного проще, чем поэтические произведения.

Особенности прозаических произведений

Рис. 1. Особенности прозаических произведений.

Жанры

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Все эти жанры имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания.

Что мы узнали?

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы. Главное отличие от поэтического произведения заключается в отсутствии рифмы. Прозаическое произведение имеет нестихотворную форму, но это не всегда так. Для прозаического произведения характерно описание конкретных явлений, четкое описание изображаемого, так как прозаическое произведение эпично по своей природе. Существует такие прозаические жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Н.Н. Шевелев считают целесообразным идти к чтению художественной прозы от рассказывания: на основе личного опыта; подробного пересказа текста; художественного пересказа текста; рассказа народной сказки; пересказа спектакля, фильма и т.п.

Прежде чем начать читать прозаическое произведение, необходимо обдумать сведения об авторе, жанр, тематику, основную идею произведения, подтекст, образы героев и их взаимоотношения, пронаблюдать язык и особенности композиции.

Чтецу приходится иметь дело с прозой разного характера: с отрывками из романа и повести, с рассказом, новеллой. И каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Жанровые виды прозы еще не окончательно подсказывают чтецу интонацию , надо еще учесть определенные стилевые оттенки прозы. Например, читая рассказ, следует обратить внимание на то, какой он по характеру: описательный, юмористический, сатирический. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого вида рассказа. Так при исполнении юморески звучит легкая ирония или злая сатира и т.п.

Во время исполнения прозаических произведений чтец постоянно держит контакт с аудиторией, поскольку он переполнен мыслями, чувствами, впечатлениями, чем и старается поделиться со слушателями. Он заставляет слушателей неотрывно следить за развитием действия, поведением героев, их поступками; он заставляет слушать себя.

1. Определить жанр прозаического произведения.

2. Определить роль исполнителя.

3. Определить отношение к читаемому (рассказываемому).

4. Определить цель чтения (рассказа).

5. При передаче прямой речи через интонацию подчеркнуть характер героя, поскольку в конкретном случае передаются его слова.

6. Исполнителю не перевоплощаться в героев, чей диалог передается, а воспроизводить их разговор.

7. Во время чтения сохранять стиль, синтаксические конструкции предложений текста, поскольку рассказ чтеца – это звуковое донесение художественного произведения, которое автор доверил читателю.

8. Использовать рассказывающую интонацию, которая является своеобразным образцом устной литературной речи.

Вот, например, как можно подготовить текст к его прочтению вслух:

Содержание текста

Интонационные средства

Все эти линии сплетены между собой , точно отдельные нити жгута, и тянутся сквозь всю пьесу по направлению к конечной сверхзадаче.

То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем подтекстом.

Нужно ли объяснять, что слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе является простой внешней кличкой.

Текст роли, состоящий из таких кличек, - ряд пустых звуков.

На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно, как и бездейственные слова.

Смыл творчества – в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене. В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтобы смотреть актера, а сидел бы дома и читал пьесу.

Статья подготовлена к итоговому заседанию методическо йкомиссии гуманитарного цикла. Рассматривается Проблема активизации деятельности учащихмя на уроке литературы. Система заданий должна отвечать требованиям современного урока литературы. Задания для самостоятельной работы должны быть направлены на развитие таких качеств культурного читателя, как воображение, наблюдательность, чувство языка и стиля.Задача современного урока литературы в том, чтобы сблизить учащихся с писателем, вырастить из них читателя, вывести из субъективных проблем в широкий мир жизни и искусства.

ВложениеРазмер
statya_sistema_raboty_nad_prozaicheskim_proizvedeniem_kak_sposob_aktivizatsii_myslitelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Колледж профессионального мастерства СПб

Выдомская Лилия Владимировна, преподаватель литературы и русского языка

Система работы над прозаическим произведением как способ активизации мыслительной деятельности учащихся

Задача современного урока литературы в том, чтобы сблизить учащихся с писателем, вырастить из них читателя, вывести из субъективных проблем в широкий мир жизни и искусства.

Особое место в системе работы над прозаическим произведением занимают уроки повторения и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок предстает как система разнообразных приемов и форм обучения, ставящих своей целью закрепление, углубление и систематизацию уже изученного учебного материала. В процессе учебной работы повторение не только закрепляет знание изученного, но и предупреждает забывание. Но цели повторения не ограничиваются только тем, чтобы удерживать в памяти как можно больше то, что было изучено.

Известно, что при повторном чтении статьи или книги человек часто находит новое и важное в читаемом тексте, подмечает то, что прошло малозаметно при первоначальном изучении, глубже понимает знакомые предметы и явления, находит в них новые стороны, вскрывает новые связи. Таким образом, повторение способствует совершенствованию умений, знаний, навыков. Повторение выдвигает на первый план наиболее существенное и главное в изучаемом, способствует устранению неясностей, систематизации знаний. Правильно поставленное, активное повторение помогает учителю видеть результаты своего труда, позволяет ввести в работу необходимые изменения, а учащимся дает возможность видеть результаты своего роста, помогает воспитанию уверенности в своих силах.

  • Находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение) и основную проблему произведения;
  • Проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликты в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;
  • оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования;
  • сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
  • видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;
  • выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в пределах жанра.

Несомненно, что всеми перечисленными умениями ученик должен владеть и использовать на каждом уроке, но повторительно-обобщающие уроки несут особую смысловую нагрузку. Система заданий призвана усилить эстетические переживания учащихся по поводу прочитанного.

Во многих дидактических и методических пособиях говорится о необходимости широкого отбора материала для повторения, о том, что повторять надо существенные вопросы, не увлекаясь второстепенными сведениями, обобщая и систематизируя пройденное. Таким образом, цель повторительно-обобщающих уроков – воспроизведение учащимися ранее усвоенных знаний, умений и навыков, применение их к новым познавательным задачам.

Проблемное повторение играет особую роль в системе работы над прозаическим произведением. Индивидуальные карточки, анализ фрагментов текста, высказываний героев, другие творческие задания должны быть рассчитаны на то, чтобы учащиеся привыкали мыслить активно, чтобы обращались не только к учебнику или конспекту урока, но и к своей памяти, историко-литературным и историческим книгам. Учащиеся должны увидеть то новое, что внесли в развитие литературы писатели XIX века, уметь сопоставлять сходные и контрастные явления, имевшие место в творчестве писателей, принадлежавших к разным литературным направлениям.

Система заданий требует от учащихся как продуктивной, так и частично-поисковой познавательной деятельности. Предлагаемые задания связаны с умением учащихся систематизировать и обобщать повторяемый материал.

Исследование проблемы повторения в педагогике и методике в публикациях последних десятилетий дает основание для предположения, что повторение, как система разнообразных приемов и форм обучения, как специальная деятельность ученика, организуемая им самим или учителем, потеряла бывшую остроту и актуальность. Размышляя над проблемами современного обучения, отмечая падающий интерес к чтению у современного ученика, стоит вернуться к забытому прошлому, осмыслить проблему повторения заново, учитывая особенности и потребности современного урока литературы.

На современном уроке литературы большое внимание должно уделяться развитию индивидуальных способностей учеников, активизации их мыслительной деятельности.

Например, учащимся предлагается прочитать первый сон Раскольникова (часть 1, гл. V) и ответить на вопросы. Фрагмент текста выдается каждому учащемуся с вопросами. Мы все сталкиваемся с проблемой чтения. Предложенный путь – контрольные работы и карточки с уже набранным текстом – несколько облегчает задачу.

- В каком эмоциональном состоянии находится герой во сне; выпишите слова, указывающие на его эмоциональное состояние.

- В каком эмоциональном состоянии находится герой после пробуждения; выпишите слова, указывающие на его эмоциональное состояние.

После определения эмоционального состояния героя и работы со словом учащиеся выделяеют кульминацию данного фрагмента: назовите кульминационный момент сцены. Следующий вопрос направлен на понимание учащимися связи между взрослым Раскольниковым и ребенком: найдите слово (лексический повтор), при помощи которого писатель подчеркивает неразрывную связь между мальчиком, наблюдающим страшную сцену убийства лошади, и Раскольниковым. Остальные вопросы подводят к пониманию значения сна Раскольникова в концепции всего романа:

- С какими будущими событиями романа связан этот сон?

- Можно ли сказать, что Раскольникову снится сон-предупреждение? Обоснуйте свою точку зрения.

- От какой мысли Раскольников приходит в ужас после пробуждения?

- Что этот сон означает для героя? Прислушивается ли Раскольников к своему внутреннему голосу?

Учащиеся в процессе самостоятельной работы приходят к выводу, что в этом сне Раскольникова нашли отражение черты придуманного им страшного плана. Ведь речь идет о возможности распоряжаться чужой жизнью — пусть пока жизнью лошади. Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы , также довольно точно передает мелкие детали будущего убийства. Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии — притвориться, что он-то здесь и ни при чем, занять место стороннего наблюдателя. Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то же время — предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать.

Примерные ответы учащихся

Первый эпизод. Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней.

1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души.

2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. А завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении.

3. Соня в эпизоде испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде.

4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая.

5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они на разных уровнях близости к истине.

6. Соня и Раскольников раскрываются в душевных переживаниях. Раскольников переживает душевную боль. Соня испытывает к Раскольникову бесконечную жалость, его путь страдания становится и ее дорогой. Пока герои не понимают друг друга. Сцена чтения Евангелия открывает путь воскрешения Раскольникова как человека.

Второй эпизод. Раскольников признается Соне в преступлении.

Работа над карточкой № 2 предполагает не только сравнительный анализ предложенных жизненных позиций героев, но и позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод, что именно жизненная философия Сони Мармеладовой помогает Раскольникову возродить в себе человека.

Вопросы в карточке № 3 составлены по вариантам. Вопросы направлены на выявление эмоционального состояния героев. (Учащимся предлагается прочитать фрагмент текста из ч. 5, гл. IV и фрагмент текста из ч. 6, гл. VII.) В этих фрагментах Раскольников указывает истинную причину, толкнувшую его на преступление. Учащиеся делают вывод, что Раскольникову необходима поддержка окружающих людей, он старается оправдать себя и совершенное преступление. Поиск человека, способного выслушать его, это залог будущего раскаяния героя.

Следует обратить особое внимание на контрольную работу № 6. Учащиеся работают по трем вариантам. Цель работы – выяснить, в какой момент в эпилоге романа происходит воскрешение человека в Раскольникове.

Организуя самостоятельную работу, учитель прежде всего ставит задачу научить школьников видеть жизнь, слышать голос автора, ценить его писательское мастерство. Эта сложная внутренняя связь с художественным произведением начинается с первого урока.

Читайте также: