Особенности административно правового статуса политических партий доклад

Обновлено: 30.06.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Политическая партия как субъект административного права

План курсовой работы

1. Становление и развитие политических партий в России.

2. Понятие политической партии и особенности ее положения в современной России.

3. Участие политической партии в избирательном процессе.

Введение

В процессе развития государственности в России развивали и такой институт как политические партии. Все вопросы, возникающие в процессе развития и становления данного института активно используются в образовательном, научно и практическом направлении. Не стоит забывать, что процесс становления данного института был очень тернист и поэтому передовой опыт в изучении данного института будет очень полезен для изучения его и использовании в образовательном процессе, а в частности в цикле таких дисциплин как теория государства и права, административное права и других отраслевых юридических дисциплинах. Основные проблемы политических партий это, прежде всего проблемы в осуществлении государственной власти и именно поэтому им необходимо уделять пристальное внимание.

Объектом исследования выступают социально-правовые отношения, связанные с организацией и функционированием политических партий как субъекта права.

Предметом исследования являются – политические партии в политической системе государства.

Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.

  • - рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;
  • - раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;
  • - проследить процесс становления и развития политических партий в России.

Для написания работы использовались нормативные документы Российской Федерации, законы и подзаконные акты, научные комментарии к ним, специальная литература.

Данная тема является достаточно научно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий посвященных вопросам связанных с правовым статусом, деятельности политических партий. Авторами этих работ являются Юдин Ю.А., Авакьян С.А., Лапаева В.В., Баранов С.Д., Тур А.И. и ряд других ученых.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

договор международная торговля

ВВЕДЕНИЕ

В этих условиях необходима разработка системы комплексного правового регулирования прав и обязанностей политических партий как юридических лиц, системы регулирования хозяйственной деятельности и финансирования партий, гарантирующая справедливые условия политической конкуренции и реальное осуществление демократических принципов. Совершенствование правовой базы невозможно без всестороннего научного анализа действующего законодательства в сфере статуса партии как юридического лица и практики его применения, теоретических основ правовой регламентации финансирования партий с учетом отечественного и зарубежного опыта правового регулирования, и российских условий.

В российской юридической литературе анализу правовых проблем в сфере статуса политической партии как юридического лица уделяется определенное внимание. Различные его аспекты, значение регулирования партийных финансов и материального обеспечения избирательных кампаний нашли свое отражение в работах С.А.Авакьяна, В.Б.Евдокимова, А.И.Ковлера, В.И.Лысенко, М.Н.Марченко, А.А,Мшпина, А.Е.Постникова, В.А.Туманова, В.Е.Чиркина и других отечественных ученых.

В зарубежных странах вопросам партийного финансирования посвящено значительное число специальных юридических и политологических исследований. Используя в работе опыт конституционного развития других стран, автор обращался к исследованиям Г.Александера, Г-Армина, К. фон Бейме, М.Дюверже, Х-Палтиела, М.Пинто-Душински, ЛХайдла, К.Хессе, Р.Эббихгаузена и других зарубежных исследователей.

Цель исследования состоит в рассмотрение и анализе особенностей правового положения политических партий .

1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В современной российской истории политические партии вновь стали активно действовать на политическом и правовом поле. Конституцией Российской Федерации в статье 13 закреплен принцип политического многообразия и многопартийности. И хотя Конституция РФ специально не оговаривает правовой статус политических партий, правовые конституционные основы деятельности политических партий как вида общественных объединений содержатся в ее статьях, закрепляющих свободу деятельности общественных объединений, равенство общественных объединений перед законом, а также устанавливающих запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых носят антиконституционный характер.

Политическая партия является общественным объединением с правами юридического лица, создаваемым ради участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, а также ради представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Вот что является основой специальной правосубъектности политических партий.

Политическая партия как общественное объединение строится по принципу фиксированного членства. Условия членства в политических партиях строго оговариваются в законе и определяются в Уставе каждой политической партии. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Иностранцы, лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, не могут быть членами политических партий Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и подлежит учету в региональном отделении данной политической партии по месту своего постоянного или преимущественного проживания. [1]

Политические партии обладают специальной правоспособностью, которая закреплена в законе и значительно отличается от правоспособности других общественных объединений или некоммерческих организаций. Прежде всего, закон прямо и однозначно устанавливает основные цели политической партии, которые определены в Уставе политической партии, являющемся основным учредительным документом партии. При этом цели и задачи деятельности политической партии определяются как в Уставе партии, так и в ее Программе. Именно эти два документа утверждаются при учреждении партии, а Устав подлежит государственной регистрации. Следует особо отметить, что политическая партия, ее региональные отделения, имеющие права юридического лица, иные структурные подразделения действуют на основании единого устава политической партии и в соответствии с ним. Закон прямо устанавливает содержание устава партии.

Политическая партия, являясь общественным объединением, преследующим политические цели, обладает вместе с тем правом осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества. Однако, предоставляя политической партии право осуществлять предпринимательскую деятельность, закон ограничивает виды этой предпринимательской деятельности исчерпывающим перечнем. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, а именно: информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажу издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. Иные виды предпринимательской деятельности политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять.

Полученные от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений доходы не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом. Но вместе с тем политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Следует также учесть, что пп. 3 п. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) предусматривает рассмотрение дел о ликвидации региональных отделений политических партий в качестве суда первой инстанции Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения независимо от оснований ликвидации регионального отделения, а рассмотрение любых споров о ликвидации региональных отделений политических партий по первой инстанции должны проводиться указанными в этой статье ГПК РФ судами.

Более того, закон прямо запрещает использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные Политические партии России: особенности правового статуса или религиозные чувства, и не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.

Политическая партия самостоятельно выступает в гражданском обороте как собственник своего имущества, в том числе имущества региональных отделений партии. Политическая партия может иметь права собственности на движимое и недвижимое имущество, соответственно распоряжаться им как собственник и выступать в гражданском обороте как самостоятельный субъект гражданских правоотношений.

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной законом и уставом политической партии. Имущество политической партии может использоваться только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Иными словами, политическая партия как субъект гражданских правоотношений и юридическое лицо наделяется специальной правоспособностью. К деятельности политической партии не применим, по нашему мнению, подход, в соответствии с которым в собственности политической партии не может находиться имущество, целевое использование которого не соответствует уставной деятельности политической партии. Закон не содержит таких ограничений и практическая деятельность партий достаточно обширна, чтобы можно было установить такое имущество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в Российской Федерации действует множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе негосударственных организаций. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения.

Следует отметить, что нередко институционализация политических партий непосредственно связывается только с их правовым регулированием. Нельзя, однако, забывать, что партия – это прежде всего политический институт, то есть формализованная организация со всеми присущими ей признаками (определенная структура отношений, иеархия власти различных уровней, дисциплина членов и так далее).

Политические партии России постоянно развиваются, ведут между собою политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей во властные структуры. Правовой статус политических партий должен был четко регламентирован, чтобы не возникало непреодолимых барьеров для их деятельности и не существовало неразрешимых вопросов. Без решения этих задач действия политиков на различных направлениях будут малоплодотворными, следовательно, не будут в полном объеме реализованы политические права граждан.

3. Гражданское право. Т.1 /Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004

Политические партии действуют в Российской Федерации на основании Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) "О политических партиях"[34].

Политическая партия – это общественное объединение, создаваемое в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом "О политических партиях".

Основными целями политической партии в соответствии с законом являются:

· формирование общественного мнения;

· политическое образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

При этом политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять:

до 1 января 2010 года – не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года – не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2012 года – не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Регистрируется политическая партия в соответствии с требованиями главы III (статьи 15-20) указанного Закона уполномоченным органом государственной власти, которым является Министерство Юстиции РФ.




- объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежности к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций.

- объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов.

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений.

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества) между своими членами и (или) учредителями.

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в ФЗ.

Политические партии действуют в Российской Федерации на основании Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) "О политических партиях"[34].

Политическая партия – это общественное объединение, создаваемое в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом "О политических партиях".

Основными целями политической партии в соответствии с законом являются:

· формирование общественного мнения;

· политическое образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

При этом политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять:

до 1 января 2010 года – не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года – не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2012 года – не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Регистрируется политическая партия в соответствии с требованиями главы III (статьи 15-20) указанного Закона уполномоченным органом государственной власти, которым является Министерство Юстиции РФ.

- объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежности к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций.

- объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов.

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений.

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества) между своими членами и (или) учредителями.

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в ФЗ.

Реферат - Административно-правовой статус политических партий

СахГУ ЮИ 2 курс 2012 год Преподватель: Бутрим А.В.
Содержание
Понятие и типы политических партий
Понятие политических партий
Типы политических партий
Ограничения на создание и деятельность политических партий
Внутреннее устройство политической партий
Права и обязанности политических партий
Обязанности политических партий
Список используемой литературы

Гребенчук И В. Административное право

  • формат doc
  • размер 161.19 КБ
  • добавлен 27 января 2012 г.

Дипломная работа - Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ

  • формат doc
  • размер 46.91 КБ
  • добавлен 03 июня 2009 г.

Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право

  • формат doc
  • размер 2.92 МБ
  • добавлен 11 февраля 2009 г.

Учебник Общие положения Предмет административного права Метод административного права Система административного права Принципы административного права Нормы административного права Реализация норм административного права Источники административного права Акты Президента Российской Федерации Акты Правительства Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Международные договоры Субъекты административн.

Корепина А.В. Административно-правовой статус гражданина РФ

  • формат doc
  • размер 2.14 МБ
  • добавлен 17 декабря 2010 г.

Диссертация. кандидата юридических наук : 12.00.14 Москва, 2001 174 c. Содержание: Сущность административно-правового статуса гражданина Российской Федерации Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации - составная часть правового статуса личности Правовой статус личности и административно-правовой статус личности как общее и особенное Гражданин Российской Федерации как субъект административного права Виды административно-пра.

Курсовая работа - Административно-правовой статус общественных объединений

  • формат doc
  • размер 35.04 КБ
  • добавлен 06 июня 2010 г.

Введение Общественные объединения как субъекты административного права Понятие общественных объединений Общественное объединение и исполнительная власть Права и обязанности общественных объединений Административно-правовой статус некоммерческих организаций Понятие некоммерческой организации Административно-правовые отношения в сфере деятельности профессиональных союзов Административно-правовой статус благотворительных организаций Административно-.

Курсовая работа - административно-правовой статус предприятий и учреждений

  • формат doc
  • размер 32.39 КБ
  • добавлен 12 июля 2011 г.

Введение Административно-правовой статус предприятий Предприятия как организации в административном праве Особенности административно-правового статуса предприятий Административно -правовой статус учреждений Учреждения как организации Особенности административно-правового статуса учреждений Заключение Список литературыrn

Нехайчик В.К., Нехайчик В.В., Власюк Е.И. Практикум по административному праву

  • формат doc
  • размер 807.5 КБ
  • добавлен 25 марта 2010 г.

Учебно – методическое пособие /Сургут. Гос. Ун-т. – Сургут: Изд – во СурГУ, 2008. ОГЛАВЛЕНИЕ. Место административного права в правовой системе России. Предмет и метод отрасли административное право. Система, принципы и источники административного права. Наука административного права России. Административное право зарубежных стран. Понятие, классификация, формы и виды субъектов административного права. Административно-правовой статус индивидуальн.

Реферат - Административно-правовой статус граждан как субъектов административного права

  • формат doc
  • размер 134 КБ
  • добавлен 06 апреля 2009 г.

Административно-правовой статус граждан как субъектов административного права. Типы административно-правовых отношений.rn

Реферат - Административно-правовой статус гражданина

  • формат doc
  • размер 26.43 КБ
  • добавлен 26 сентября 2010 г.

Административно-правовой статус граждан, Права и обязанности граждан, Административно-правовые отношения. Заключение Список использованной литературы. 2010 год, ВлГУ, 5 курс, код 030501, 20стр.

Тесты по административному праву с ответами

  • формат doc
  • размер 414 КБ
  • добавлен 19 марта 2011 г.

Тесты для сдачи экзамена по Административному праву (Карагандинский университет казпотребсоюза) Предмет и метод административного права Административно – правовой статус гражданина Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Административно-правовой статус государственных служащих Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций Административно- правовые формы реализации исполнительной власти Админ.

Читайте также: