Основы обучения технике тактике игровой и соревновательной деятельности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Содержание:

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка

1.2 Тактическая подготовка

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности

2.2 Тактика соревновательной деятельности

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах

4. Особенности технико-тактической подготовки в КУДО.

4.1 Экипировка в кудо

4.2 Разрешённые действия в кудо

4.3 Участники соревнований и время поединков

4.4 Оценки и решения судей

ВВЕДЕНИЕ.

Подготовка спортсмена - понятие широкое и представляет собой направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям.

Наряду с физической подготовкой большое место в спортивной тренировке занимают практические разделы технической и тактической подготовки спортсмена. Спортивная техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а спортивная тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели. Этим объясняется теснейшая взаимосвязь технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделить условно[1].

Результаты подготовки - спортивный результат, достигнутый на соревнованиях. В единоборствах такая цель - победа над соперником в соревнованиях.

Будущий спортивный результат похож на здание. Если под него подведён массивный фундамент, то оно стоит прочно и его можно надстраивать[2].

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка.

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приёмов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются приёмами. Приём или несколько приёмов, применяемых для решения определённой тактической задачи, являются действием[3].

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней входят - обычно в преобразованном виде - в состав образующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, привлекаемых в качестве средств физической полготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять).

Центральная задача в специальной технической подготовке - обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях, а также неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач: познание основ спортивной техники; моделирование её индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена; формирование двигательных умений и навыков, позволяющих участвовать в текущих соревнованиях; последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена; создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; доведение их до возможно высокой степени совершенства[1].

По степени освоения приёмов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1. Наличием двигательных представлений о приёмах и действиях и попыток их выполнения.

2. Формированием двигательного умения.

3. Образованием двигательного навыка.

Требования к спортивной технике:

• Минимальная тактическая информативность.

К основным задачам, которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие:

• увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;

• достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники вида спорта;

• последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия;

• усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов;

• повышение надежности и результативности технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

• совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

1.2 Тактическая подготовка.

Под спортивной тактикой следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании. Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

В структуре тактической подготовленности следует выделять такие понятия, как тактические знания, умения, навыки.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения — форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки — это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление — это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактика соревновательной деятельности предусматривает мыслительные операции, выражающиеся в тактическом замысле, и практические действия, обеспечивающие реализацию этого замысла. Оптимальным является вариант точного соответствия тактического замысла возможностям спортсмена в отношении его технического, физического и психологического потенциала. Самые эффективные тактические модели не будут в полной мере реализованы, если уровень подготовленности спортсмена не достаточен для их реализации. И, наоборот, потенциальные технические, физические и психологические возможности спортсмена не найдут своей полной реализации в соревновательной деятельности в случае несовершенства тактического замысла.

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

• владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;

• соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;

• соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (соперники, состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и др.);

• обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности — технической, психологической, физической.

В зависимости от квалификации соперников, их индивидуальных особенностей тактика может быть алгоритмичной, вероятностной и эвристичной.

Алгоритмичная тактика строится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. В ходе поединка спортсменам приходится действовать, предполагая, со стороны противника активное противодействие. В таких случаях спортсмен предварительно планирует свои действия, заранее определяя их технико-тактическое содержание, действует преднамеренно.

Вероятностная тактика представляется действиями, в которых планируется определенное начало с последующими вариантами продолжения в зависимости от конкретных реакций соперника и партнеров по команде. Это связано с тем, что в соревнованиях постоянно возникают ситуации, в которых спортсмену приходится прекращать или корректировать действие по ходу его выполнения в соответствии с характером противодействий соперника. В таких случаях спортсмен переключается с действий, предварительно запланированных, на действия, наиболее соответствующие возникшей ситуации, т. е. действует преднамеренно- экспромтно.

Эвристичная тактика строится на реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации поединка. Зачастую в соревнованиях сложная ситуация возникает внезапно, в момент недостаточной готовности спортсмена. В таких случаях спортсмен должен, мгновенно оценив ситуацию, действовать экспромтно. Это наиболее сложный вариант действий.

Исходя из тактических задач, все действия в спортивном поединке могут быть направленными на подготовку, нападение и оборону. Подготавливающие действия характеризуются разведкой, выбором момента для начала активных действий, разгадыванием намерений противника, маскировкой замыслов, обманами, маневрированием и др. Нападение осуществляется атакующими и контратакующими действиями. Оборона может быть позиционной, маневренной и комбинированной.

Следует учитывать, что все действия по тактической направленности могут быть действительными и ложными.

Для тактики действий в спорте характерным является применение традиционных или новых приемов, разрабатываемых тренерами и спортсменами исходя из индивидуальных особенностей спортсменов, современных тенденций спорта и т. д. [5].

В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:

• изучение сущности и основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

• овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

• совершенствование тактического мышления;

• изучение информации, необходимой для практической реализация тактической подготовленности;

• практическую реализацию тактической подготовленности.

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности.

Развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, например, в греко-римской борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. существенно сказалось на характере и соотнесении двигательных действий квалифицированных спортсменов.

Соревновательная деятельность спортсменов проходит в постоянно и быстро изменяющихся ситуациях спортивного поединка. В этих условиях спортсмены применяют разнообразнейшие действия, направленные на достижение победы. Количество возможных действий, применяемых спортсменами в соревнованиях, особенно в единоборствах и играх, весьма велико. Так, например, в футболе применяется более 640 действий. При описании техники ближнего боя в боксе приводят более 70 способов нанесения, только одиночных ударов и 30 способов вхождения в ближний бой в момент атаки противника.

В связи с бесчисленным множеством вариантов соревновательных ситуаций, необходимостью быстро реагировать на каждую из них адекватными действиями двигательный стереотип соревновательной деятельности в единоборствах выработать сложно и нецелесообразно. Если бы тренеры и спортсмены все же пошли по пути выработки такого стереотипа, то это вряд ли привело бы к успеху. Ведь каждый раз спортсмен, встречаясь даже с хорошо известным противником, применяя одни и те же действия, никогда не встречается с точным повторением пространственных, временных и других условий. Очень изменчиво и функциональное состояние организма спортсменов даже в пределах одного соревнования.

Специализированные положения и движения спортсменов, отличающихся характерной двигательной структурой, но взятые вне тактической ситуации, вне поединка, называются приемами. Все специализированные положения и движения в каждом виде спорта можно классифицировать по группам приемов, близких по характеру, условиям выполнения и решаемым двигательным задачам. Так, например, учитывая особенности деятельности спортсменов, целесообразно классифицировать приемы на три группы: исходные положения, передвижения, основные движения. К исходным следует отнести все специализированные положения спортсменов — стойки, захваты в борьбе и т. д. Группа передвижений охватывает все способы перемещения по рингу, ковру. К основным движениямследует отнести удары, подставки, отбивы, уклоны, перевороты, броски, подсечки и др.

Различные приемы могут применяться отдельно или в сочетании с другими для решения какой-либо тактической задачи. Одним и тем же приемом, в зависимости от создавшейся соревновательной ситуации, можно решать разнообразнейшие тактические задачи. Например, прием удар может быть использован и для подготовки (обман в нападении), и в различных разновидностях атак, и т. д.

Одна и та же позиция в зависимости от решаемой тактической задачи может применяться как в подготовках (вызовы, обманы), в обороне (защиты), так и в нападении. При этом основные характеристики техники приема почти не изменяются.

Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием. Если исходить из тактических задач, то все действия спортсменов в спортивном поединке можно классифицировать как действия подготовки, нападения и обороны.

Одной из отличительных особенностей техники соревновательной деятельности единоборцев является опосредованный контакт со своими спортивными противниками и партнерами.

Следует особо подчеркнуть преимущественную разнохарактерность деятельности зрительного и двигательного анализаторов в процессе действий единоборцев. Двигательный анализатор выполняет главную роль технической реализации тактических замыслов. Зрительный анализатор в большей степени связан с анализом ситуации на основании восприятия пространственных взаимоотношений, основанных на дистанционных и позиционных положениях и действиях, участников поединка. Техника вида спорта совершенствуется в зависимости от изменений правил соревнований и судейства, усовершенствования спортивного инвентаря и оборудования.

2.2 Тактика соревновательной деятельности.

Под тактикой в спорте следует понимать целенаправленные способы использования технических приемов в тактических действиях для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности (своей, партнеров и противника), а также условий среды. В каждом виде спорта способы решения тактических задач специфичны и зависят от правил соревнований, особенностей спортивной техники, традиций вида спорта, опыта спортсменов и др.

Тактика может соотноситься с соревновательными, стартовыми (бой, поединок, забег, заплыв, схватка и др.) и ситуационными целями. Особенностями тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта и особенностями соревнований.

В единоборствах соревновательное общение с противником, постоянный дефицит пространства и времени, быстро и вариативно изменяющиеся условия спортивного конфликта ставят перед спортсменами сложные мыслительные и двигательные задачи.

Характерным для соревновательной деятельности в единоборствах является то, что спортсмен должен учитывать не только известные ему обстоятельства, но и по возможности те решения, которые принимает его противник и которые ему самому достоверно не известны.

В соревновательных условиях спортсмены, специализирующиеся в единоборствах, зачастую оказываются в ситуациях, известных по предыдущей тренировочной и соревновательной деятельности. Однако в вариативных конфликтных ситуациях единоборств постоянно неизвестным является прием, которым противник будет решать конкретную задачу, и момент начала его применения.

В спортивных единоборствах сложность тактических действий определяется возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Перечисленные характеристики поединка умышленно создаются противодействующим соперником. Все это затрудняет оценку создавшейся ситуации, осуществление оптимальных двигательных решений, предъявляет повышенные требования к нервно-мышечным процессам и возможностям вегетативных систем, усиливает психическую напряженность.

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах.

Можно условно разделить на 3 вида единоборств:

1) Борьба (дзюдо, вольная и греко-римская борьба, самбо и т.д.)

3) Комплексные (кудо, рукопашный бой, ушу-саньда, версии М-1 и К-1).

Тактика— способ объединения технических действий для достижения соревновательной цели, форма организация соревновательной деятельности в целом [7]. Различают тактику соревнований, схваток, выполнения технических действий [8,9]. Тактическая подготовка есть процесс повышения уровня специфических знаний спортсмена и практического освоения способов рациональной организации технических действий в различных условиях соревнований для достижения намеченной цели.

Техника и тактика образуют единый комплекс [10]: во-первых, каждое техническое действие может быть использовано для решения тактических задач, во-вторых, в настоящее время практически ни один прием (атакующее техническое действие, оцениваемое судьями в баллах) не может быть проведен без тактической подготовки, в-третьих, все технические действия вообще преднамеренно организуются с тактическими целями. Поэтому все большее распространение получают такие понятия, как технико-тактическое действие (техническое действие, которое можно использовать в тактических целях), технико-тактическая подготовка (обучение не просто технике и тактике борьбы, но с обоснованием и практическим освоением способов их комплексного использования), технико-тактическая подготовленность (результат предыдущего), технико-тактическое мастерство (высокий уровень технико-тактической подготовленности).

ТТП можно рассматривать как некий интегральный показатель подготовленности в целом. Наиболее совершенной формой его проявления признана комбинационная борьба [12], которая, благодаря динамичности, характеризуется высокой зрелищностью. ТТП должна быть ориентирована на выполнение наиболее общих стратегических установок (табл. 3.1).

Обучение в единстве с воспитанием составляют основу образо­вательного процесса в любой области, в том числе в физическом воспитании и спорте.

3.1.1. Характеристика обучения

Обучение - организованный, планомерно и систематически осу­ществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обу­чаемого с целью формирования познавательной деятельности, эле­ментов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыка­ми. В этом процессе обучающий (педагог, тренер) и обучаемый (уча­щийся, студент, спортсмен) - субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение (рис. 11).

Преподавание - деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой информации и управлению процес-



сом их усвоения обучаемым. Учение- деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.

Отличительная черта обучения в физическом воспитании со­стоит в том, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и качествакак средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Двигатель­ное действие - это целенаправленное проявление человеком дви­гательной активности, с помощью которой решаются двигатель­ные задачи.

В спорте предметом обучения являются приемы ведения со­ревновательного противоборства - спортивная техника и такти­ка; в спортивных играх это технические приемы игры и такти­ческие действия. Техника приема игры - это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под струк­турой приема игры понимают упорядоченный состав взаимосвя­занных частей целостного двигательного акта, систему, ориен­тированную на успешное решение двигательной задачи. При ана­лизе техники движений выделяют кинематическую (простран­ственную, временную и пространственно-временную), динами­ческую (силовую) и ритмическую или координационную струк-

туру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного про­тивоборства спортсмена и максимальной реализации в нем тех­нических приемов.

В процессе обучения решаются образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачипроявляются в следующих особенностях.

Первая. Главным в процессе овладения технико-тактическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономер­ностей работоспособности человека, которая зависит от различ­ных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы зна­ний возможностей человеческого организма, возрастных особен­ностей занимающегося.

Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в спор­тивных играх - комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уро­вень физической подготовленности человека. Она выбирается в за­висимости от задач и направленности физического воспитания, на­пример, в учреждениях общего и профессионального образования. В спортивных играх это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.

Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств - в про­цессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вто­рых, освоение приема игры происходит успешнее при направлен­ном развитии специфичных для него качеств; в-третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновремен­ном развитии других качеств.

Воспитательные задачи.В процессе обучения решается комплекс воспитательных задач. Воспитывающее воздействие физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества обучения, от социально значимых целевых установок, без этого занятия поло­жительной педагогической ценности не имеют. Обучающий по­стоянно должен держать в поле зрения весь комплекс воспитатель­ных задач. Специфика обучения в физическом воспитании накла­дывает отпечаток на методику решения воспитательных задач че­рез свою специфику: воспитание привычки к систематическим за­нятиям физическими упражнениями (физическая активность, здо­ровый стиль жизни); воспитание мужества и умения преодолевать физические трудности (риск, максимальные физические и психи­ческие напряжения); воспитание гигиенических навыков и умений; воспитание правильных взаимоотношений среди обучаемых в про-

цессе совместного выполнения технико-тактических действий; воспитание самостоятельности в игровой и соревновательной де­ятельности, ответственности за свои действия. Решение задач про­текает в условиях активного специфического контакта обучающего

Оздоровительные задачи.Обучение в физическом воспитании и спорте связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых. Это выдвигает обязательное условие: не нанести ущерба здоровью обучаемых. Это относится ко всему комплексу средств физического воспитания и спорта, к содержа­нию и методике обучения, организации процесса обучения в спор­тивных играх.

Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируют­ся по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских по­казателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий.

Для обучения в физическом воспитании и спорте характерно обязательное наличие медицинского контроля (врачебно-педагоги-ческого), соблюдение установленных гигиенических норм (врачеб-но-физкультурные диспансеры, медперсонал на спортивных сорев­нованиях и т.п.).

Эффективность обучения в спортивных играх во многом зави­сит от соблюдения принципов обучения - основных теоретико-црак-тических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельнос­ти человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систе­матичности, постепенности. Суть каждого принципа выражается кратко в следующих положениях.

• Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчи­вый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздей­ствие спортивных игр на организм, их прикладное значение, струк­тура техники, тактики и т.д.).

• Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконт­роль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь - сроч­ная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, дей­ствие).

• Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.

• Стимулировать активность на основе заинтересованности по­
средством подбора увлекательного материала (средств, методов,
организации занятия), достижения реального результата.

Принцип наглядности.Наглядность - создание в процессе обу­чения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых бо­лее полного и точного чувственного образа техники, тактики, фи­зических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. Наглядность - не цель, а средство для успешного обучения технике, тактике игры и развития физических качеств.

Основные положения этого принципа.

• Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная - зрительный, двигательный анализаторы; опос­редованная - слово; с помощью аудиовизуальных средств - сочета­ние зрения и слуха.

Принцип доступности и индивидуализации.Главным здесь явля­ются учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им заданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).

Основные положения этого принципа.

• Определение меры доступного - одна из самых важных и слож­ных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выде­лить два главных аспекта: первый - возрастно-половой (многолет­ний), второй - учет индивидуальных особенностей (на любом уров­не многолетнего периода).

• Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к ним. Как бы ни подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одина­ковыми возможностями не найти. При этом создаются благопри­ятные условия для развития индивидуальных способностей. Инди­видуализация широко используется в спортивных играх: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе игрового амплуа в командных играх.

Принцип систематичности.Согласно принципу обучение - это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повто­ряющийся, образующий систему (упорядоченную целостность). Здесь выделяют следующие положения:

• Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптималь­ное чередование физической нагрузки и отдыха (несоблюдение это­го может привести к утрате положительного эффекта занятий).

• Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических действий на уровне двига­тельных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспе­чивает эффективность приемов игры в различных условиях, в экст­ремальных соревновательных ситуациях.

• Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно свя­зана с требованием доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность изучения очень важна в игровых видах спорта, где имеет место обширный арсенал техни­ко-тактических действий (атакующих и оборонительных). После­довательность здесь выражается в трех аспектах: первый - локаль­ная последовательность, применительно к способам отдельного приема игры или виду тактических действий; второй - региональ­ная последовательность, отдельно для всей технической подготов­ки, отдельно для тактической; третий - общая последовательность для технико-тактической подготовки - в динамике многолетней подготовки (Ю.Д.Железняк, 1978). Последовательность играет важ­ную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим прояв­ления выносливости, а не наоборот; хорошо сочетаются скорост­ные и силовые нагрузки).

Принцип постепенности.Он выражается в следующем:

• Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденци­ей к увеличению нагрузок.

• Усложнять задания и формы повышения нагрузок. Это необ­ходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адапта­ции к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может при­вести к застою результатов. По мере освоения технико-тактичес­ких действий необходимо постоянно варьировать условия их вы­полнения, совершенствование техники сочетать со специальной физической подготовкой, способствующей повышению двигатель-

ного потенциала, от которого во многом зависит уровень спортив­ного результата.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общие основы теории и методики спортивных игр. Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играх

Теория и методика отдельной спортивной игры (волейбол). Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность

2.1 Обучение волейболистов игровой деятельности

2.2 Обучение волейболистов соревновательной деятельности

1. Общие основы теории и методики спортивных игр Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играх

Структура обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств – целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы, отражающие педагогические и психофизиологические закономерности формирования навыков. Обучение можно рассматривать как систему, в качестве составляющих этой системы выступают:

1 – знания, технико-тактическое действие и качества;

2 – обучающий и преподавание;

3 – обучаемый и учение;

4 – двигательный навык и суперумение как результат совместной деятельности обучающего и обучаемого – субъектов обучения.

В процессе обучения происходит развитие приема игры от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени:

3 – совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению знаний, умений, навыков;

4 – фиксация результата: уровень освоенности технико-тактических действий, комплекса специальных знаний.

В этой системе обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, от активного участия, проявления профессионализма в преподавании и учении зависит эффективность обучения.

При построении процесса обучения учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделяются следующие компоненты:

целостное соревновательное противоборство в игре;

командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;

приемы техники игры в нападении, в защите;

специальные физические и психические качества, координационные способности;

двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.

Становление навыков игры происходит в обратном порядке по отношению к уровням структуры:

– создание качественной, координационной, функциональной

развитие специальных качеств и способностей;

овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);

– овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);

– комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях -
спортивный результат.

Со структурой соревновательной деятельности и ступенями становления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значению (рис. 1).

Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на:

В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике – в нападении и защите.

Тренировочные упражнения включают в себя:

специальные – подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема);

общеразвивающие – для развития двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естественных видов движений (расширение двигательного опыта).

В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.

В таблице 2 представлены этапы обучения и задачи, средства, методы на этих этапах.

Этап создания предпосылок и ознакомления с техническим приемом (тактическим действием). В качестве предпосылок успешного обучения выступают двигательный опыт обучаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).

Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.

Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словесные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.

Второй этап. Этап разучивания технического приема (тактического действия). Это процесс практического освоения, воспроизведения разучиваемого приема по созданному образу, модели.

Задачи. 1. Уточнить представление об изучаемом приеме игры. 2. Сформировать двигательное умение. Углубляется ориентировочная основа действия и изучаются более детально основные опорные точки. Главная задача – воспроизведение изучаемого приема в целом, со всеми входящими в него движениями.

Средства. 1. Подводящие упражнения. 2. Упражнения по технике (тактике). 3. Средства наглядности. 4. Средства первого этапа.

Подводящие упражнения способствуют более быстрому освоению техники приема игры (его структуры), упражнения по технике направлены на целостное выполнение приема (объединение составных частей, освоенных с помощью подводящих упражнений).

Третий этап. Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).

Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.

Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготовительные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.

Четвертый этап. Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность. Характерная черта этого этапа – совершенствование технико-тактических действий в структуре сложной игровой и соревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса освоенных приемов игры.

Задачи. 1. Сформировать комплексный образ технико-тактических навыков. 2. Сформировать суперумение – комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенствование навыков приемов игры и, самое главное, сочетание нескольких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.

Средства. 1. Технико-тактические упражнения. 2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств. 3. Упражнения на переключение в действиях. 4. Средства предыдущих этапов. Характерная особенность на четвертом этапе – выполнение технико-тактических действий в сложных условиях, при высоком физическом и психическом напряжении, а также умение оперировать несколькими приемами на уровне прочных двигательных навыков в целостной соревновательной деятельности.

Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических действий (одновременно, последовательно, в переключениях).

Таким образом, в процессе обучения и совершенствования происходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе соревнований по спортивным играм. Общая картина выглядит следующим образом.

По мере того как обучаемые овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются таким образом, что в процессе изучения техники у обучаемых формируются тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для спортивной игры, – упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные к спортивной игре. Наконец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях.

2. Теория и методика отдельной спортивной игры (волейбол). Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность

Подготовка волейболистов может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований.

3. Обучение волейболистов игровой деятельности

Подготовительные игры к волейболу – в них должна быть отражена специфика этого вида спорта.

Учебные двусторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы занимающиеся научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий.

Контрольные игры с заданиями – установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными играми и официальными соревнованиями.

Учебные игры. 1 . Игра по правилам мини-волейбола. 2. Игра по правилам волейбола. Расстановка игроков при приеме мяча от соперника (игрок в зоне 3 или 2 у сетки). 2. Игра в три касания. 3. Игра некоторыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной). 4. Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. 5. Игра уменьшенными составами. 6. Игры полным составом: с командами, равными по силам, более слабыми или сильными.

Задания по технике. 1 . Подача только нижняя (верхняя); прием подачи снизу; через сетку мяч посылать в прыжке и т.п. 2. Вести игру только в три касания. 3. Через сетку мяч направлять в любую точку, кроме зоны 6. Обязательное требование при проведении учебных игр – применение изученных технических приемов.

Задания по тактике.

Индивидуальные действия в нападении.

Групповые действия в нападении. 1. Первой передачей мяч направлять в зону 3, вторая передача – на края сетки высокая, находясь лицом и спиной к нападающему. 2. Первая передача на выходящего игрока задней линии – связующего, скоростные перемещения игроков в зонах и завершение нападающим ударом.

Командные действия в нападении. По заданию определят систему, по которой волейболисты должны организовывать действия в нападении и в рамках этой системы групповые действия; чередование систем. 1. Первую передачу направлять только в зону 3 (2, 4); в зону 3 или 2 в соответствии с расположением игрека зоны 3 (у сетки или в глубине зоны). 2. Вторую передачу направлять сильнейшему нападающему (особенно в конце партии, игры). 3. Нападать только со второй передачи, с откидки. 4. Нападающие действия организовывать только через связующих игроков, выходящих с задней линии к сетке. 5. Равномерно загружать в нападении все три зоны – 4, 2, 3; преимущественно зону 3; главным образом края сетки (зоны 4 и 2).

Команда должна уметь сочетать эти две системы в игре и на соревнованиях.

4. Обучение волейболистов соревновательной деятельности

Соревнования по физической подготовке. Эти соревнования регулярно проводятся в клубах, командах, в масштабах города, ретина. Программы соревнований основаны на материале программ о волейболу для спортивных школ, по физической культуре для

2. Соревнования по типу многоборий: прыжки (3 вида), бег (3 вида), метания (3 вида).

Соревнования по технико-тактической и интегральной подготовке. В этих соревнованиях на первый план выступают показатели качества выполнения приемов игры, где главными критериями являются точность полета мяча при выполнении передачи, подачи, нападающего удара, правильность выполнения тактической комбинации. Содержание соревнований определяется на основе программы для спортивных школ по волейболу (для школьных секций), для клубных команд квалифицированных волейболистов. Ниже приводятся виды соревнований.

Соревнования по отдельным приемам игры: передачи сверху двумя руками на точность – стоя лицом и спиной в направлении передачи; подачи на точность, нападающие удары из зон 4, 2, 3 различными способами на точность.

Соревнования по арсеналу технических приемов – кто больше выполнит приемов из предусмотренных программой для данного контингента и уровня подготовленности.

Соревнования по тактическим действиям. Все занимающиеся выполняют прием, передачу, нападающий удар, блокирование. С 16 лет задания выполняются по игровым функциям: связующего, нападающего первого, второго темпа (первой, второй очереди).

5. Соревнования на переключение приемов игры и тактических действий: передачи в стену стоя и сидя, передачи в стену стоя лицом и спиной к ней, нападающие удары и блокирование и т.п.

Соревнования по подвижным играм. В программу таких соревнований включаются подвижные игры, игры подготовительные к спортивным играм, эстафеты, в которых проявляются быстрота

реакции и ответных действий, быстрота перемещения и переключения в действиях, ловкость.

Соревнования по волейболу. Соревнования в общеобразовательной и спортивной школе, в масштабах города, области целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т.д.), чтобы все учащиеся в равной мере были охвачены соревнованиями. Полезны игры старших с младшими с гандикапом.

Для юных волейболистов 10–12 лет проводятся соревнования по мини-волейболу по специальным правилам.

Для более эффективной подготовки юных волейболистов целесообразно в положении о соревнованиях оговаривать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую; при приеме подачи первой передачей мяч направлять: а) в зону 3, б) в зону 2, в) в зону 4; передачу на удар выполнять только: а) находясь лицом к нападающему, б) спиной к нему; нападающий удар выполнять средней силы в глубину площадки и т.п. Эти указания увязываются с программным материалом для соответствующего возраста и направлены на более прочное его освоение в игровой и соревновательной обстановке.

Необходимо практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, интегральной подготовке и подвижным играм (10–12 лет); по физической, технической подготовке и волейболу (13–18 лет) и т.п.

2. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. – М., 1996.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровой метод – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.

на РМО учителей физкультуры и ОБЖ

«Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных

Игровой метод – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.

Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.

Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества и их взаимосвязи, а так же сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков.

В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование. Работа на этапах отличается по существу решаемых задач.

На этапе ознакомления с техникой двигательного действия лучше всего использовать игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая действиям животных, птиц и т.д., учатся определять основные характеристики движений и сравнивать собственное выполнение с заданным примером, что способствует повышению сознательности и активности детей в процессе обучения. Например, игра в снежки помогает освоить технику метания мяча на дальность и в цель, изображая лошадку – ребёнок учится танцевальному упражнению – шаг галопом.

На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения упражнения в игровой форме применяются для повышения интереса к изучаемому действию. Самое важное – сформировать у детей представление о значении данного двигательного действия в жизни человека. Так при обучении техники прыжка в длину с места, ученику в игре предлагают стать зайцем, который хочет, спасаясь от волка, перепрыгнуть ручей. Появляется мотив обучения. В этой ситуации дети боле внимательны и активны.

Соревновательный метод формирует у детей способность применять двигательное умение в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения, что довольно часто встречается в различных жизненных ситуациях.

Игровые и соревновательные методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, встречающихся в жизни.

Проведение открытых уроков для родителей

Эффективное обучение двигательным действиям, соревновательным и игровым методам младших школьников проходит в условиях открытых уроков для родителей детей (хотя бы раз в три месяца). Цель этих уроков многогранна: развитие массовости физической культуры и спорта среди школьников и их родителей. Демонстрация, сдвигов в показателях физического развития, умениях и навыках детей.

Основные задачи открытого урока для родителей:

научить родителей связывать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе;

достигнуть единства педагогического и родительского влияния на детей путём практической помощи для родителей;

показать родителям чему их дети научились;

ознакомить родителей с показателями физического развития учащихся;

обеспечить комплексный подход в реализации программы по физическому воспитанию школьников.

Ожидаемые результаты от открытых уроков:

Приобретение родителями знаний по организации двигательного режима школьников, формированию осанки, развитию двигательных возможностей детей.

Получение конкретных рекомендаций для развития двигательных навыков детей.

Ознакомление родителей с нормативными требованиями школьной программы по физической культуре.

Умение контролировать домашнее задание.

Анализ физической подготовленности учеников.

Закрепление организации активного отдыха детей в домашнем воспитании.

Формирование у детей и родителей правильного отношения к физическому воспитанию.

Активное участие родителей в школьных спортивных мероприятиях.

Систематическое проведение открытых уроков для родителей помогает в дальнейшем быстрее решать вопросы, связанные с обеспечением учащихся единой спортивной формой, участием всех учеников во внутришкольных соревнованиях, выполнением всеми детьми домашних заданий.

В начальных классах самый благодатный детский возраст для привития стойкого интереса к физической культуре. А родители учащихся – лучшие помощники в данном деле. Кроме того, и у детей, и у их родителей формируется правильное отношение к физическому воспитанию. Многие родители оборудуют для своих детей домашние спортивные уголки, приобретают спортивный инвентарь.

Иллюстрация сценариев открытых уроков разных типов с применением соревновательных и игровых методов обучения двигательным действиям:

открытого урока для 2 класса

1. Гимнастика: комплекс общеразвивающих упражнений, акробатическая комбинация, прыжки со скакалкой, подтягивание, отжимание из упора лёжа;

2. Лёгкая атлетика: метание малого мяча в цель.

Тип урока: итоговый контроль (тестирование)

Форма урока: групповая

Методы обучения: соревнование, игра

Обучающая: развитие двигательных способностей

Развивающая: самостоятельность выполнения упражнений.

Воспитательная: воспитание дисциплины, организованности в работе.

Оборудование:

2. Гимнастические маты.

1. Закрепить овладение комплекса физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития.

Читайте также: