Основы банковского менеджмента доклад
Обновлено: 05.07.2024
Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.
Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.
К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.
Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.
Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:
- компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;
- качеством планирования;
- управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);
- управлением ликвидностью банка;
- управлением человеческими ресурсами;
- созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;
- единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования.
Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.
Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:
- управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
- управление персоналом.
Направления банковского менеджмента
Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет моделировать будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также объективную оценку имеющихся ресурсов. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, даст возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другая политика).
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Основу свободной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном разрезе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Функции и принципы банковского менеджмента
Банковский менеджмент является очень широкой дисциплиной, охватывающей методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, в связи с чем излагают два элемента банковского менеджмента:
Функции банковского менеджмента:
- выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
- координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
- организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
- учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
- учет нормативных требований Центрального Банка;
- ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
- оптимизация доходности и рисков банковских операций;
- сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.
- постановка целей;
- анализ управленческой деятельности;
- прогнозирование;
- планирование;
- организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
- мотивация деятельности персонала;
- мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента
Виды банковского менеджмента:
- стратегический (общий);
- финансовый;
- менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент — управление финансово — экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
- управление капиталом;
- управление активами и пассивами;
- управление ликвидностью;
- управление доходностью;
- управление банковскими рисками.
Менеджмент персонала — управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.
Для эффективной организации работы кредитного учреждения, применяют систему воздействий, которая охватывает все методы анализа и управления сферами деятельности банка. Менеджмент не выполняется по шаблону, каждое кредитное учреждение разрабатывает свою стратегию. Основанием является изменение рынка банковских услуг и законодательства. Банковский менеджмент можно разделить на три типа:
- Банковский менеджмент функции
- Банковский менеджмент цели
- Основы банковского менеджмента
- Понятие банковского менеджмента
- Стратегический — определяет план развития банка. Устанавливает цели и задачи, а также разрабатывает план мероприятий по их реализации.
- Финансовый – управляет экономической работой банка.
- Менеджмент персонала – организовывает работу персонала, на основании кадровой политики.
Банковский менеджмент функции
Для организации непрерывного процесса управления требуется взаимодействие нескольких функций менеджмента. Это очень важно, поскольку изменение одного объекта непременно вызовет изменения у другого. Базовыми функциями являются:
- Планирование, заключается в разработке стратегии ведения деятельности.
- Организация, отвечает за правильное распределение задач и полномочий.
- Мотивация, оказывает психологическое воздействие на сотрудников, для получения нужного результата.
- Контроль, необходим для оценки труда и правильности стратегии.
- Координация, взаимодействует со всеми звеньями компании и согласовывает их действия.
Банковский менеджмент цели
Целью любого предприятия является получение дохода от деятельности, на основе рационального построения управления. Достичь этого можно с помощью правильного управления, производством, обновлением технической базы, повышением квалификации сотрудников, их активностью и лояльностью. Ориентир на прибыль неразрывно связан с финансовыми рисками, которые могут привести к убыткам, если не будет принято мер для их ограничения. Поэтому любое кредитное учреждение должно выработать правильную стратегию ведения работы. Эта стратегия должна быть направлена на получение прибыли и одновременно максимально предотвращать убытки.
Основы банковского менеджмента
Менеджмент можно охарактеризовать четырьмя качествами:
- Экономическое представляет собой грамотное управление производством посредством координации трудовых и материальных ресурсов.
- Социально-психологическое оценивает усилия персонала для достижения поставленных целей.
- Правовое.
- Организационно-техническое, необходимо для систематической оценки ситуации во время выбора целей и задач.
Понятие банковского менеджмента
Менеджмент, в переводе с английского означает управление, администрирование. То есть, это профессиональная деятельность, направленная на организацию предприятия с целью результативной и эффективной работы, с перспективой дальнейшего развития.
Принципы банковского менеджмента
Принципы банковского управления можно разделить на основные и специфические, они представляют собой правила и нормы поведения, которыми руководствуется сотрудник банка для выполнения своей работы. К принципам банковского менеджмента относятся:
- Наличие общей цели и действий, направленных для её достижения.
- Комплексную систему управления, которая включает планирование, анализ, регулирование и контроль.
- Мотивация персонала для достижения успехов в труде и творчестве.
- Здоровую атмосферу в коллективе.
- Хорошо организованную структуру управления для решения функциональных и управленческих задач.
Для успешной работы, обеспечения конкурентоспособности и развития, организацию должна выполнять команда профессиональных работников – менеджеров. Они должны быть компетентны в этой области управления, обладать.
Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.
Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.
К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.
Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.
Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:
- компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;
- качеством планирования;
- управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);
- управлением ликвидностью банка;
- управлением человеческими ресурсами;
- созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;
- единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования.
Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.
Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:
- управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
- управление персоналом.
Направления банковского менеджмента
Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет моделировать будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также объективную оценку имеющихся ресурсов. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, даст возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другая политика).
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Основу свободной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном разрезе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Функции и принципы банковского менеджмента
Банковский менеджмент является очень широкой дисциплиной, охватывающей методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, в связи с чем излагают два элемента банковского менеджмента:
Функции банковского менеджмента:
- выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
- координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
- организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
- учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
- учет нормативных требований Центрального Банка;
- ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
- оптимизация доходности и рисков банковских операций;
- сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.
- постановка целей;
- анализ управленческой деятельности;
- прогнозирование;
- планирование;
- организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
- мотивация деятельности персонала;
- мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента
Виды банковского менеджмента:
- стратегический (общий);
- финансовый;
- менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент — управление финансово — экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
- управление капиталом;
- управление активами и пассивами;
- управление ликвидностью;
- управление доходностью;
- управление банковскими рисками.
Менеджмент персонала — управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.
Читайте также: