Основные проблемы гносеологии доклад

Обновлено: 19.05.2024

1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.

2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:

Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.

Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.

Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и
изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.

Философская гносеология

Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.

Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.

Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.

Направления гносеологии

Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:

Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.

Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.

Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:

• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.

• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.

Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.

Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:

• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.

• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.

• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.

Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.

Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.

Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.

Связь онтологии и гносеологии

Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.

Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.

Проблемы гносеологии

Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.

Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:

• Мистический, например, в Библейских текстах.

• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.

20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.

Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.

Современная гносеология

В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.

Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.
На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Проблемы гносеологии. 5
1.1. Место гносеологических проблем в системе философских знаний. 5
1.2. Проблема гносеологии в различных типах мировоззрения. 7
Глава 2.1. Познавательные способности человека. 10
Глава 3.1. Понятие истины. Критерии истины. 17
Заключение. 22
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Реферат философия.doc

Глава 1. Проблемы гносеологии. . . 5

1.1. Место гносеологических проблем в системе философских знаний. 5

1.2. Проблема гносеологии в различных типах мировоззрения. . 7

Глава 2.1. Познавательные способности человека. . 10

Глава 3.1. Понятие истины. Критерии истины. . 17

Список литературы. . . . 23

Проблемы познания, условий его возможности и адекватности, путей достижения истины, соотношения научного и вненаучного знания, познания и переживания, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология или теория познания - раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум.

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

Глава 1. Проблемы гносеологии

1.1. Место гносеологических проблем в системе философских знаний

Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки. Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей. В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога.

Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.

Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Эта ситуация в прошлом получила название “коперникианского переворота”, которое подчеркивало радикальность происходящих перемен в гносеологии.

В гносеологии исследуются вопросы, предϲҭавляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познаʜие? Как знаʜия об окружающем мире связаʜы с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знаʜия?

Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными кирпичиками или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.

1.2. Проблема гносеологии в различных типах мировоззрения

Решение проблем гносеологии осуществляется ещё на самом низком уровне развития мировоззрения - на уровне наивного реализма.

Наивный реализм, как мы знаем, принимает мир таким, каким он представлен нам нашими органами чувств. Мир есть таким, утверждает наивный реалист, каким мы его чувствуем, обоняем, вкушаем, видим, слышим, ощущаем. Наивный реализм, таким образом, не видит никакой разницы между миром и нашим восприятием мира, между реальным миром и его отражением в наших ощущениях.

Мифологическое и религиозное мировоззрения могут придерживаться самых разнообразных аспектов оценки соотношения наших, скажем так, субъективных восприятий, представлений, понятий и знаний с объективной действительностью. Специфика мифологической гносеологии заключается в том, что она своим воображением заселяет мир олицетворенными существами, "видит" их вмешательство в процессы реальной жизни, и наряду с явлениями мира "познает" и эти олицетворённые существа - богов, духов, чертей, ведьм, русалок и так далее. Религия смотрит на мир также глазами мифологического мировоззрения. При этом она может включать своих богов в объекты своего познания и "знать" их, а может провозглашать их недоступными познанию, сверхъестественными и сверхразумными.

В учебниках советского времени господствовало устоявшееся мнение, что религия вместе с философским идеализмом однозначно и всегда отрицают возможность познания человеком действительности. Следует сказать, что такое мнения не разделал Карл Маркс. В марксистскую философию это мнение вошло от Людвига Фейербаха через Ф. Энгельса и, особенно, от В. И. Ленина и И.В. Сталина. А потом уже стараниями советских философов это ошибочное мнение было провозглашено азбучной истиной марксизма-ленинизма. Но эта "азбучная истина" не отвечает объективному положению вещей. Так, христианская религия в лице, например, представителей католицизма (Альберт Великий, Фома Аквинский, Тейяр де Шарден, нынешний папа Иоанн Павел Второй) и православия (Кудрявцев-Платонов, Гогоцкий, Светлов, Филарет Дроздов) не отрицают ни познаваемости мира, ни истинности наших знаний о нём. Познаваемость мира отрицает только официальный буддизм, который считает, что мир - это только наши иллюзии о нём; что самого мира или вообще нет или мы его, просто, не знаем и узнать не можем. Правда, во всех современных религиозных мировоззрениях, в том числе и в буддизме, можно найти отзвуки самых разнообразных гносеологических взглядов на содержание наших знаний о мире и о Боге.

Гносеология здравого смысла на протяжении веков находится под двойственным влиянием: 1) Практики обыденной жизни и 2) Состояния и качества общественного сознания.

Обыденная жизнь практически доказывает человеку достоверность его знаний даже в том случае, если он и не понимает сущности тех или иных явлений. Таким образом, не зная Закона Всемирного тяготения, человек узнавал истину того, что все окружающие его предметы притягиваются к земле, падают на неё; не зная сущности электромагнитных волн, простым нажатием на переключатели телевизора или радиоприёмника убеждался в их существовании и в их способностях передавать на длительное расстояние звуки, изображения; подобно этому узнавал о передачи некоторых заболеваний контактным образом, не имея малейшего понятия о микробах, бактериях и вирусах.

А состояние общественного мнения отражалось в здравом смысле как усредненный и с популяризованный уровень теоретического образования населения страны, народа, племени или рода. Таким образом мы можем наблюдать, например, отзвуки субъективного идеализма в здравом смысле населения стран буддизма, отзвуки научного мышления в здравом смысле европейских народов, засилье магических представлений в здравом смысле кочующих цыган. Здравый смысл подвержен временным колебаниям как реакция на кризис, явления массового психоза, революционного энтузиазма, защитного действия и т.п. Так, один из немецких журналистов, года два тому назад посетивший Украину и познакомившись с культивируемым здесь "лечебным бизнесом", по возвращению в Германию писал: "Я пришёл к заключению, что граждане Украины сошли с ума". А какое другое заключение может сделать здравомыслящий западноевропейский человек, увидев у нас публичное поношение медицинского здравоохранения и неуёмное, беспардонное рекламирование свехлечебных способностей "народных целителей", "белых ведьм", да заезжих проповедников слова божьего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Итак, повторим сказанное схематически.

ГНОСЕОЛОГИЯ - это:

1. Раздел философских знания.

2. Филсофское изучение меры познания человеком мира и самого себя.

3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение
от незнания - знанию.

4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе в своей

онтологической сущности, и соотношение этих знаний с предметами и

явлениями, которые познаются.


Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.

Гост

ГОСТ

Понятие гносеологии

Гносеология – это наука о познании, она занимается изучением способов получения информации человеком, изучает путь от незнания к просвещенности, а также истоки чистого знания

Основная задача гносеологии – выявить общие и необходимые свойства и закономерности познавательной деятельности, составить целостное представление о нем. Для этого гносеологии необходимо исследовать разнообразные типы познания, начиная обыденным, повседневным и доходя до сложнейших форм мистического и научного познания.

Изначально изученной информации являлось составной частью философских изысканий, позднее выделившись в отдельную сферу. В философии гносеология является разделом, который занимается изучением границ личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого начала ее возникновения. Как только люди смогли открыть для себя новый вид духовной работы и творчества, сразу возник ряд сомнений о подтверждении подлинности получаемых знаний, начали противопоставлять поверхностные данные и глубинный смысл.

Теория гносеологии не сразу сформировалась в своем окончательном варианте, ее четкие очертания можно отследить уже в философии античности. Тогда же начали появляться формы и виды познания, а также провели анализ доказательности знания и рассмотрели вопросы, касающиеся обретения истинного знания, которые и привели к развитию скептицизма – отдельного течения внутри дисциплины. В Средних веках из-за изобретения мировоззрения религиозного оттенка гносеология начала противопоставлять способности разума божественному откровению. Благодаря сложности задачи в этом периоде дисциплина значительно продвинулась.

На заложенном фундаменте в период Нового времени произошли существенные изменения в философской науке, которые поставили проблему познания на первый план. Был создан классический тип науки, которая в 1832 году была названа гносеология. Такой рывок был возможен только благодаря переосмыслению человеком своего места в мире, он перестает быть просто игрушкой в руках каких-то высших сил и приобретает собственные волю и ответственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Круг проблем гносеологии

Богатая история гносеологии и разнообразие философских школ ставят перед ней много вопросов, на которые требуется дать ответ. К основным проблемам гносеологии относят следующие:

  1. Причины познания – предполагает уточнение предпосылок к поиску объяснений происходящих событий. Принято считать, что предпосылками является потребность предугадать грядущие события при высокой сложность системы, без чего будет постоянно запаздывать ответ на новые вопросы.
  2. Условия получения знаний – включают три компонента: природу, человека и форму отображения реальности при узнавании.
  3. Поиск источника знания – гносеологией данный вопрос изучается через несколько задач, которыми должно обеспечиваться представление о начальном носителе информации, то есть об объекте познания.

В процессе совершенствования философской мысли было выделено несколько направлений гносеологии:

  • Наивный реализм: мерило истины – это органы чувств, разница человеческого восприятия и реального положения вещей отсутствует.
  • Сенсуализм – познание, основанное только на чувствах, если они отсутствуют, то информация в разуме не появится, так как человек базируется только на чувствах, считая, что за их пределами мира нет.
  • Рационализм – истинное знание может быть получено только через разум, не учитывая данные, которые передаются от органов чувств, которые искажают действительность.
  • Скептицизм – предполагает сомнения в каждом из пунктов знания, требует не соглашаться с авторитетным мнением, пока не произведет собственную оценку.
  • Агностицизм – предполагает невозможность полного изучения мира и чувств, а разум предоставляет лишь обрывочные знания, которых мало, чтобы получить полную картину.
  • Когнитивный оптимизм – делает возможным получение исчерпывающего знания об окружающем мире.

Современная гносеология

Наука не может долго оставаться в стагнации, так как в процессе своего развития на нее оказывают воздействие другие дисциплины. На сегодняшний день новыми направлениями в гносеологии можно считать когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм, которые принято рассматривать на стыке нескольких дисциплин. Помимо философии сюда принято относить психологию, методологию, информатику, историю науки и логику. Можно предположить, что такого рода синтез подходов помогает более глубоко разбираться в проблеме, уходя при этом от поверхностного изучения.

Сущность познавательного интереса человечества к окружающему его миру составляет отражение действительности. Происхождение сознания само по себе органически связано с одним из всеобщих свойств материи – отражением. Отражение, как свойство сознания проявляется в его специфических и развитых формах тем, что человеческий мозг, при взаимодействии с внешним миром посредством органов чувств и нервной системы, способен отражать его.

Однако самим таким взаимодействием предполагается наличие контакта человека и окружающего его мира, формы и характер которого определяются его опытом и социальной практикой. То есть, у познавательного отношения человека к миру имеет социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания является, по сути, сложным диалектическим взаимодействием между объектом и субъектом. В качестве объекта познания может выступать не только природа, но общество. Как субъект познания рассматривается человек, в каждую из эпох его существования, а отдельный человек часто принимает на себя роль субъекта познания в качестве его представителя.

Читайте также: