Основные источники угроз национальной безопасности испании доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ирина Лагунина: В Испании разработан и принят документ под названием Стратегия государственной безопасности. Что он из себя представляет? И, вообще, какие опасности грозят современному европейскому государству? Рассказывает наш корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Стратегия, по заданию правительства, была разработана Хавьером Соланой, который за годы своей карьеры был генеральным секретарем НАТО, а затем ответственным за международные связи и безопасность Евросоюза. Солана разработал в свое время аналогичную стратегию для ЕС. По его мнению, Испании грозит на сегодняшний день не менее девяти потенциальных опасностей. И речь не идет только об угрозе военной. Новая стратегия имеет всеобщий характер и учитывает, помимо всего прочего, проблемы, которые могут возникнуть в обществе – в результате природных катаклизмов, действия организованных преступных группировок, экономических неурядиц и так далее. Министр обороны Испании Карме Чакон:

Карме Чакон: Новые риски и новые угрозы появляются в современном мире постоянно. Их невозможно предотвратить лишь с помощью какого-либо одного государственного института, скажем, армии или полиции. Решения часто должны носить комплексный характер – с привлечением военных, гражданских, дипломатических служб. Новая стратегия как раз и предлагает набор решений для всех возникающих проблем и рисков.

Виктор Черецкий: Одна из опасностей, которая грозит миру в целом и интересам отдельных стран, исходит от локальных военных конфликтов. Решать эти конфликты предлагается вместе с союзными государствами, НАТО и Евросоюзом – дипломатическим и, в случае необходимости, военным путем. Для оперативного силового решения возникающего конфликта предусматривается создание специального воинского подразделения быстрого реагирования. Министр Карме Чакон утверждает, что участвуя в миротворческих миссиях, к примеру, в Афганистане или в Южном Ливане, испанские военные обеспечивают мир не только для жителей данного региона, но и для всего мирового сообщества, в том числе для испанцев:

Карме Чакон: Эти миссии, жизненно необходимы, в первую очередь, для местного населения, но также для всех жителей планеты и для испанцев. Присутствие солдат-миротворцев вселяет надежду на то, что рано или поздно, люди в районе конфликта будут жить в условиях мира, стабильности, свободы и прогресса. Эти миссии служат также делу борьбы с международным терроризмом, чтобы предотвратить его распространение в мире.

Виктор Черецкий: Кстати, терроризм выделен особой статьей в испанской стратегии безопасности. Испании угрожают две террористические опасности. Первая исходит от вооруженных баскских сепаратистов из группировки ЭТА, вторая – от терроризма международного. Хотя понесшие в результате действий полиции большой урон баскские сепаратисты и объявили бессрочное перемирие и заявляют о своем желании заняться исключительно политической деятельностью, оружие они пока не сложили и, по мнению испанских силовых структур, в любую минуту могут вновь вернуться к террору. Между тем, в Стратегии безопасности особо подчеркивается, что любая борьба с терроризмом должна вестись при соблюдении прав человека и законов правового государства. Министр внутренних дел Альфредо Перес Рубалькаба:

А.Перес Рубалькаба: Испания борется с ЭТА уже 50 лет. Борьба осуществлялась при двух различных политических режимах. Она велась в условиях диктатуры, законы которой не учитывали необходимость соблюдать права человека, и в условиях демократии, которая гарантирует индивидуальные свободы и права всем гражданам. И если сравнить, то становится очевидным: диктатура, опираясь на свои репрессивные законы, некоторые из которых откровенно нарушали права человека, не смогла добиться того, чего почти добились мы – она так и не покончила с ЭТА. Я думаю, что, уважая права человека, мы действуем более эффективно, поскольку располагаем моральным преимуществом над теми, кто данные права не уважает.

Виктор Черецкий: Особую опасность, как отмечается в испанской Стратегии безопасности, представляет терроризм международный. Здесь упор делается на сотрудничество спецслужб разных стран, действие разведывательных органов с целью не допустить теракты, подобные тому, что имел место в мадридских электричках 11 марта 2004 года, когда погибли почти двести человек и около двух тысяч получили ранения. Министр Перес Рубалькаба:

А.Перес Рубалькаба: Упреждающие мероприятия, координация действий и обмен информацией между спецслужбами союзных государств – это три столпа, на которых основывается наша стратегия в борьбе с этой огромной угрозой. Обмен информации дает прекрасные результаты. Он позволил раскрыть ряд заговоров, предупредить трагедии, задержать террористов до совершения ими преступлений.

Виктор Черецкий: Мнение об особой опасности, которую представляет организованная преступность для любого государства, разделяет и испанский юрист, следователь Бальтасар Гарсон.

Виктор Черецкий: Большое место в испанской Стратегии безопасности отводится вопросам экономики и финансов. Последний мировой финансовый кризис и разорительный экономический кризис в самой Испании показали, что негативные явления в финансах способны нанести вред, сопоставимый разве что с действиями террористов, - отмечается в документе. Его автор Хавьер Солана отмечает, что во избежание неприятных сюрпризов в Испании следует создать службу экономической разведки. Эта служба, в свою очередь, должна тесно сотрудничать с международными финансовыми учреждениями.

Хавьер Солана: На случай экономического кризиса мы должны располагать механизмом раннего предупреждения. Этот механизм должен опираться на данные, полученные как внутри страны, так и от международных организаций. Международных валютный фонд, Всемирный банк, Банк международный расчетов в Базеле, да и национальные службы экономической разведки призваны внимательно следить за финансовым рынком и своевременно информировать о негативных явлениях, чтобы экономика была готова встретить опасность.

Виктор Черецкий: Близок к вопросу экономической безопасности и вопрос об энергетике. Он вынесен отдельно. В Испании собственных энергоресурсов, таких как нефть и газ, нет, а посему она крайне уязвима по части энергетической безопасности. Страна зависит от поставок газа из Алжира, нефти – из арабских стран и России, электроэнергии – из Франции. Решения вопроса энергетической безопасности для Испании – это развитие альтернативной энергетики. Министр промышленности Мигель Себастьян:

Мигель Себастьян: Наша цель добиться, чтобы альтернативная энергетика, использующая силу ветра и энергию солнца, составила бы уже в ближайшие десятилетия 40% всей потребляемой в стране электроэнергии. Мы рассчитываем также на увеличение доли биотоплива. Таковы долговременные стратегические планы нашей энергетической политики.

Элена Санчес Бланко: Киберопасность – это уже не область научной фантастики. Мы работаем над вполне реальными угрозами, учитывая, что кибератака может причинить немало вреда и стране, и ее гражданам, и системе управления государства.

Виктор Черецкий: Еще одна опасность для Испании – бесконтрольная нелегальная иммиграция из слаборазвитых стран. Она дестабилизирует общество, способствует росту теневой экономики и преступности. В городах образуются нечто вроде гетто – кварталы нищеты, где зреют социальные протесты.
Нелегалы зачастую перебираются в Испанию на лодках. Оградиться от них трудно, поскольку страну отделяют, к примеру, от Африки в районе Гибралтара всего 14 километров. Госсекретарь по вопросам безопасности Антонио Камачо:

Антонио Камачо: Предпринимаемые нами меры по борьбе с нелегальной иммиграцией приносят плоды. Количество лиц, которые пытаются проникнуть на территорию Испании, сократилось в последние два года, хотя, как мы полагаем, от нелегалов так просто не избавиться. Правда, уже сейчас нам удается задерживать и выдворять на родину большую часть лиц, пересекающих наши границы без соответствующих документов, то есть в качестве нелегальных иммигрантов.

Виктор Черецкий: И последнее, на что обращено внимание в стратегии безопасности Испании – это стихийные бедствия. Речь в данном случае идет о лесных пожарах, землетрясениях и наводнениях, от которых Испания страдает время от времени.

Об обороноспособности и национальной безопасности Испании

В Испании до 2011 г. не существовало полноценного документа в виде закона или стратегии, регулирующих сферу национальной безопасности. В 1992, 2000 и 2003 г. были подготовлены Директивы национальной обороны, Белая книга в области обороны, а также Стратегический пересмотр политики в области обороны .

Отечественные эксперты Совета по внешней и оборонной политике отмечают оригинальность подхода, заложенного Конституцией Испании 1978 г., в соответствии с которым предусматривается возможность введения трёхразличных видов чрезвычайного положения: состояния угрозы, осадного положения и собственно чрезвычайного. Различаются обстоятельства, требующиеся для введения каждого из режимов: состояние угрозы объявляется правительством в случае стихийных бедствий, возникновения эпидемий, нарушения нормального функционирования основных общественных служб илиобеспечения предметами первой необходимости, вводится на 15 дней, однако по решению парламента может быть продлено;при угрозе общественному порядку, гражданским свободам или нормальному функционированию демократических институтов Совет министров после предварительной санкции Конгресса депутатов объявляет в странечрезвычайное положение сроком на 30 дней с правом повторного продления; при более серьезных обстоятельствах, таких как восстание, возникновение угрозыгосударственному суверенитету, территориальной целостности или Конституции Испании, по предложению правительства и при наличии абсолютного большинства голосов Конгресса депутатов можетбыть введено осадное положение без предварительно ограниченного периода действия .

Вместе с тем, появившееся на рубеже XX-XXI вв. понятие концепции национальной безопасности, под которой стали понимать стратегию государства в области безопасности личности, общества и государства предопределило дальнейшую эволюцию законодательной базы в данной сфере. Однако, как отмечают исследователи Королевского института Элькано, Испания не имеет традиции составления белых, зелёных книг и стратегий в области безопасности, которые появились в 1990-х гг. в США, России, Германии, Франции, Японии и имели место в других государствах .
Поэтому возникла необходимость создания единого унифицированного документа в области национальной обороны и безопасности.

В 2010г. Королевским институтом Элькано была учреждена консультативная рабочая группа, задачей которой явилось изучение зарубежного опыта по составлению подобных документов. Ранее в 2007-2008гг. при содействии Посольства Великобритании и британских экспертов сотрудниками Элькано был проведён анализ британской стратегии национальной безопасности, принятой правительством Гордона Брауна, и представлен компетентным службам Испании.

Не смотря на то, что в разработке Стратегии национальной безопасности принимали участие не только представители Министерства внутренних дел и обороны, её развитие находится, в первую очередь, в сфере компетентных органов государства, поскольку только они обладают полноценными ресурсами и информацией в данной области. Поэтому разрабатываемые экспертным сообществом доклады имели лишь дополнительный, рекомендательный характер и предлагали решение стоящих в области обороны и безопасности задач с учётом национальных особенностей и анализа зарубежного опыта.

Стратегия представляет собой современный документ, отражающий актуальные риски и угрозы и отвечающий глобальным изменениям, которые затрагивают государство и общество. Документ закрепляет концепцию национальной безопасности Испании.

Стратегия состоит из 5 глав, в которых рассматриваются 12 рисков для национальной безопасности Испании, среди которых вооружённые конфликты, терроризм, киберугрозы, организованная преступность, экономическая и финансовая нестабильность, энергетическая уязвимость, нелегальная иммиграция, распространение оружия массового уничтожения, шпионаж, чрезвычайные ситуации природного характера и катастрофы, уязвимость морских границ и объектов жизнеобеспечения и основных служб.

Вместе с тем, документ не только обозначает потенциальные и реальные риски и угрозы, но и предлагает меры для их решения, например, меры по обеспечению безопасности на море, предотвращению и ликвидации последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также защиты жизненно важных объектов инфраструктуры .

Особенностью испанского законодательства в области безопасности является то, что данным документом, находящимся в иерархии нормативно-правовых актов на низшем уровне, чем закон и Органический закон) была предусмотрена разработка специального закона о национальной безопасности (имеющего статус Органического закона - нормативно-правового акта, следующего в иерархии после конституции), основной целью которого является регулирование вопросов общего характера, закрепление принципов и целей государственной политики в области безопасности, компетенции государственных органов и учреждение Совета национальной безопасности.

Таким образом,в последние годы, учитывая различные факторы международной обстановки, Испания предпринимает шаги по упорядочиванию и организации внешней политики и национальной безопасности. С принятием основополагающих документов в области обороны и национальной безопасности испанская внешняя политика приобретает упорядоченный, качественно новый характер.

В Испании до 2011 г. не существовало полноценного документа в виде закона или стратегии, регулирующих сферу национальной безопасности. В 1992, 2000 и 2003 г. были подготовлены Директивы национальной обороны, Белая книга в области обороны, а также Стратегический пересмотр политики в области обороны [1].

Отечественные эксперты Совета по внешней и оборонной политике отмечают оригинальность подхода [3], заложенного Конституцией Испании 1978 г., в соответствии с которым предусматривается возможность введения трёхразличных видов чрезвычайного положения: состояния угрозы, осадного положения и собственно чрезвычайного. Различаются обстоятельства, требующиеся для введения каждого из режимов: состояние угрозы объявляется правительством в случае стихийных бедствий, возникновения эпидемий, нарушения нормального функционирования основных общественных служб илиобеспечения предметами первой необходимости, вводится на 15 дней, однако по решению парламента может быть продлено;при угрозе общественному порядку, гражданским свободам или нормальному функционированию демократических институтов Совет министров после предварительной санкции Конгресса депутатов объявляет в странечрезвычайное положение сроком на 30 дней с правом повторного продления; при более серьезных обстоятельствах, таких как восстание, возникновение угрозыгосударственному суверенитету, территориальной целостности или Конституции Испании, по предложению правительства и при наличии абсолютного большинства голосов Конгресса депутатов можетбыть введено осадное положение без предварительно ограниченного периода действия [4].

Вместе с тем, появившееся на рубеже XX-XXI вв. понятие концепции национальной безопасности, под которой стали понимать стратегию государства в области безопасности личности, общества и государства предопределило дальнейшую эволюцию законодательной базы в данной сфере. Однако, как отмечают исследователи Королевского института Элькано, Испания не имеет традиции составления белых, зелёных книг и стратегий в области безопасности, которые появились в 1990-х гг. в США, России, Германии, Франции, Японии и имели место в других государствах [8].Поэтому возникла необходимость создания единого унифицированного документа в области национальной обороны и безопасности.

В 2010г. Королевским институтом Элькано была учреждена консультативная рабочая группа, задачей которой явилось изучение зарубежного опыта по составлению подобных документов. Ранее в 2007-2008гг. при содействии Посольства Великобритании и британских экспертов сотрудниками Элькано был проведён анализ британской стратегии национальной безопасности, принятой правительством Гордона Брауна, и представлен компетентным службам Испании [9].

Не смотря на то, что в разработке Стратегии национальной безопасности принимали участие не только представители Министерства внутренних дел и обороны, её развитие находится, в первую очередь, в сфере компетентных органов государства, поскольку только они обладают полноценными ресурсами и информацией в данной области. Поэтому разрабатываемые экспертным сообществом доклады имели лишь дополнительный, рекомендательный характер и предлагали решение стоящих в области обороны и безопасности задач с учётом национальных особенностей и анализа зарубежного опыта [10].

Стратегия представляет собой современный документ, отражающий актуальные риски и угрозы и отвечающий глобальным изменениям, которые затрагивают государство и общество. Документ закрепляет концепцию национальной безопасности Испании [12].

Стратегия состоит из 5 глав, в которых рассматриваются 12 рисков для национальной безопасности Испании, среди которых вооружённые конфликты, терроризм, киберугрозы, организованная преступность, экономическая и финансовая нестабильность, энергетическая уязвимость, нелегальная иммиграция, распространение оружия массового уничтожения, шпионаж, чрезвычайные ситуации природного характера и катастрофы, уязвимость морских границ и объектов жизнеобеспечения и основных служб.

Вместе с тем, документ не только обозначает потенциальные и реальные риски и угрозы, но и предлагает меры для их решения, например, меры по обеспечению безопасности на море, предотвращению и ликвидации последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также защиты жизненно важных объектов инфраструктуры [13].

Особенностью испанского законодательства в области безопасности является то, что данным документом, находящимся в иерархии нормативно-правовых актов на низшем уровне, чем закон и Органический закон) была предусмотрена разработка специального закона о национальной безопасности (имеющего статус Органического закона – нормативно-правового акта, следующего в иерархии после конституции), основной целью которого является регулирование вопросов общего характера, закрепление принципов и целей государственной политики в области безопасности, компетенции государственных органов и учреждение Совета национальной безопасности.

Таким образом,в последние годы, учитывая различные факторы международной обстановки, Испания предпринимает шаги по упорядочиванию и организации внешней политики и национальной безопасности. С принятием основополагающих документов в области обороны и национальной безопасности испанская внешняя политика приобретает упорядоченный, качественно новый характер.

Список источников и литературы:

5. Ley Orgánica 6/1980, de 1 de julio, por la que se regulan los criterios básicos de la Defensa Nacional y la organización militar (Vigente hasta el 08 de Diciembre de 2005) // BOE. – 2005.

8. Arteaga F. Propuesta para la implantación de una Estrategia de Seguridad Nacional en España (DT) / Red.Félix Arteaga, con la colaboración del Grupo de Trabajo sobre Estrategias de Seguridad Nacional del Real Instituto Elcano // Documento de Trabajo 19/2011. – Madrid, España. – 35 p.

11. EstrategiadeSeguridadNacional 2013 // GobiernodeEspaña // BOE. – 2013.

13. См.:Тамже. С. 50.

19. Rajoy podrá movilizar bienes privados en caso de crisis [Electronic Recourse].El País. – 15.01.2015.

20. La Ley Orgánica de Seguridad Nacional permitirá al presidente movilizar recursos privados si declara la “situación de interés para la Seguridad” [Electronic Recourse]. Legal Today. – 19.01.2015.

21. Rajoy podrá movilizar bienes privados en caso de crisis. ElPaís. – 15.01.2015.

Косяк Елена Владимировна - специалист в области международных отношений

Пример готового реферата по предмету: Международные отношения

Введение 3

1. Изучение проблем безопасности в Испании 4

2. Национальная безопасность Испании 10

Список использованной литературы 18

Выдержка из текста

Цель работы: Отобразить основные концепции национальной безопасности Испании.Рассмотреть национальную безопасность Испании.Предмет данной работы: особенности концепции национальной безопасности Испании.

Методология исследования. Для решения поставленных задач в процессе отбора, классификации и анализа фактического материала в качестве методологической основы использовался системный анализ, а также методы исследования, принятые в правовой науке и отдельных ее отраслях – исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

контексте угроз национальной безопасности. Организационные и правовые факторы внутренней и внешней трудовой миграции: соотношение национально-государственных и Нелегальная трудовая миграция как источник угроз национальной

1. предусмотреть в ст. 94 и ст. 101, 102 и

10. Конституции РФ характеристику Федерального Собрания – парламента Российской Федерации не только как законодательного и представительного, но и как контрольного органа;

Список источников информации

1. Борзова А. Ю. Изучение проблем европейской безопасности в испанских внешнеполитических исследовательских центрах // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2011. – № 4. – С. 5-15.

2. Косяк Е. В. Новые шаги в стратегии внешней политики и национальной безопасности Испании // Геополитика и безопасность. – 2016. – № 1 (29).

3. Чернецкий В. Новая стратегия национальной безопасности Испании [Электронный ресурс]

4. Протокол 721-го пленарного заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе от

1. июня 2013. Заявление делегации Испании о принятии Стратегии национальной безопасности-2013 [Электронный ресурс]

5. Arteaga F. The EU’s Internal Security Strategy (ARI 75/2010).

[Электронный ресурс]

6. Aznar J.M. La Política Española de Defensa en Nuestro Mundo. [Электронный ресурс]

7. Comparecencia de la Ministra sobre Prioridades en Seguridad y Defense de la Presidencia Espanola de la UE. 26.11.2009. [Электронный ресурс]

8. Directiva de Defensa Nacional 1 /2004. 30 de diciembre de 2004. [Электронный ресурс]

Режим доступа: www/mde.es.Galerias/docs/politica/seguridaddefensa/DGL_DirectivaDefensaNacionalEsp.pdf . (дата обращения: 28.05.2017).

9. Directiva de Defensa Nacional 1 /2008. [Электронный ресурс]

Режимдоступа:www/mde.es.Galerias/docs/politica/seguridaddefensa/DGL_DirectivaDefensaNacionalEsp.pdf . (дата обращения: 28.05.2017).

10. Estrategia de Seguridad Nacional, 2013 / Gobierno de España. – Mayo, 2013. – Р.40-48.

11. Estrategia de Acción Exerior 2014/ Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperación // NIPO edición en papel: 501-14-001-2.– Diciembre, 2014. [Электронный ресурс]

12. La Seguridad Integral: España 2020 – Fundación Alternativas. Fecha de publicación: Diciembre 2009 [Электронный ресурс]

Читайте также: