Основные гарантии избирательных прав граждан рф доклад

Обновлено: 07.07.2024

Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной. [1]

Общеизвестно, что защита нарушенных прав судом наиболее цивилизованна, служит определяющей гарантией их обеспечения. Известно и другое: до недавнего времени в России право граждан на судебную защиту было существенно ограничено, а сами суды не обладали и, к сожалению, не обладают и сейчас той силой власти, которая позволяет ей быть практически независимой от законодательной и исполнительной властей. Среди множества причин можно выделить отсутствие теоретических разработок, способствующих повышению авторитета судебной власти в процессе реализации принципа разделения властей, а также ответственности за принятие решений в области прав личности.

В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.

При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.

В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.

В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.

Решения и действия (бездействие) могут заключаться: в неназначении даты выборов, ненадлежащем формировании избирательных округов и участков, в неправомерном включении (невключении) в списки избирателей участников референдума, в отказе общественному объединению в праве на участие в выборах в качестве избирательного объединения, в ненадлежащем формировании избирательных комиссий. Жалобы могут возникать в связи с выдвижением кандидатов в депутаты и на выборные должности, с нарушением порядка сбора подписей избирателей и др.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и её должностных лиц (членов комиссии с правом решающего голоса) обжалуются в Верховный Суд РФ.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий, должностных лиц этих комиссий, касающиеся выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, обжалуются в суд соответствующего субъекта.

Решения и действия (бездействие) территориальных, окружных (по выборам регионального уровня) и участковых избирательных комиссий обжалуются в соответствующие районные суды.

Принимаемые судами решения обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями и их должностными лицами, равно как и органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и их должностными лицами, иными субъектами избирательных правоотношений.

Решение суда первой инстанции по жалобам на нарушение избирательных прав граждан нельзя считать окончательным. Оно может быть обжаловано в кассационном или опротестовано в надзорном порядке.

Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом — одно из важнейших направлений его деятельности. Практика суда в этой сфере является самой обширной и охватывает значительную часть объема его публичной деятельности.

Существуют исходные общие параметры, определяющие положение судов, их задачи в системе разделения властей и специфику судебной деятельности. Они закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. Самостоятельная и независимая судебная власть, исполняя роль баланса во взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти, должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и, прежде всего, гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.

Таким образом, Суды Российской Федерации, используя отечественный и зарубежный опыт юридической науки и практики достижения правосудия, последовательно наращивают свой творческий потенциал. Роль суда в защите избирательных прав граждан Российской Федерации с каждым годом становится всё более значимой. И это закономерно, поскольку в современных условиях обеспечение конституционных прав граждан является важнейшей задачей всех правовых институтов России.

Бровченко Виктор Николаевич, адъюнкт Московского университета МВД России, ст. лейтенант милиции

Список литературы

[1] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов (отв. ред. А.В. Иванченко) М.,1999г. С.45.

Согласно Конституции Российской Федерации, выборы характеризуются как:

- высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

- форма осуществления местного самоуправления (ст. 134);

- форма реализации конституционного права.

Таким образом, выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.

Среди руководящих, основополагающих положений, регламентирующих избирательные права граждан, обозначены следующие:

Исходные принципы, среди которых - народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство избирательной системы, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

Принципы организации выборов, среди которых – территориальные (выборы проходят в рамках избирательных округов, участков), принцип состязательности (обеспечения конкуренции, ведение агитационной компании), обязательности, периодичности, принцип свободных и честных выборов и др.

Принципы правового положения граждан и их гарантии.

1. Всеобщее избирательное право - участие совершеннолетних граждан, независимо от пола, расы, вероисповедания и др. признаков.

- внесение избирателей в список по избирательным участкам;

- возможность досрочного голосования;

- образование избирательных участков в больницах, санаториях и тп.

2. Принцип равного избирательного права - каждый избиратель имеет только один голос, т.е. включен только в один список.

- наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов;

- право получения нового избирательного бюллетеня;

- признание недействительными бюллетеней;

- предоставление кандидатам бесплатного времени в СМИ и бесплатной газетной площади;

- невозможность изменения избирательной компании после её старта и др.

3. Прямое избирательное право-непосредственное голосование на выборах.

- личное голосование избирателей;

-получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность;

- отметка в списке избирателей при получении бюллетеня;

- тайное голосование (недопущение контроля за волеизъявлением избирателей).

Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации.

Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ.

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Рассмотрим виды гарантий.
Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные,к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.

В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.
При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.
В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.
В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
правоотношений.
Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом - одно из важнейших направлений его деятельности. Самостоятельная и независимая судебная власть должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.




Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.Дать понятие избирательного процесса.

2.Каковы стадии избирательного процесса?

3 Каковы избирательные системы в РФ?

4.Дать понятие референдума в РФ.

5. Каковы виды, стадии референдума в РФ?

6.Каковы гарантии об информировании граждан по итогам референдума и свободных выборов?

7.Каковы гарантии прав граждан на на­значение выборов и референдума?

Выполните тест ( в задании один правильный ответ):

1. Система гарантий избирательного права состоит:

а) из политических, организационных, материальных и правовых средств;

б) из организационных средств;

в) из материальных средств.

2. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является :

а) право избирать;

б)наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ;

в) право быть избранными.

3.Политические гарантии избирательного права:

а)запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты;

б) право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в)это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

4. Правовые гарантии избирательного права:

а) расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета;

б)право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в) равноправие избирателей на выборах.

5.Обеспечивает непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности:

а) судебная власть;

в) исполнительная власть.

6. Основанием для регистрации избирателей является:

а) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ;

в) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории.

7. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта;

в) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта.

8. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

в) только в случае, если это иностранный гражданин.

9. Избирательные участки образуются:

а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

10. Избирательные участки образуются:

а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

Задания для практического занятия :

Задание 1. Проработать Конституцию РФ, выбрать положения статей, гарантирующих избирательное право гражданам РФ и их защиту.

Задание 2. Проработать Кодекс об административных правонарушениях РФ, определить административные правонарушения, посягающие на активное и пассивное избирательное право граждан РФ. Определить меры административной ответственности.

Задание 3. Проработать Уголовный кодекс РФ, определить уголовную ответственность за преступления против активного и пассивного избирательного права граждан РФ.
Сделайте вывод по работе.

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Рассмотрим виды гарантий.
Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные,к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.

В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.
При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.
В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.
В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
правоотношений.
Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом - одно из важнейших направлений его деятельности. Самостоятельная и независимая судебная власть должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.Дать понятие избирательного процесса.

2.Каковы стадии избирательного процесса?

3 Каковы избирательные системы в РФ?

4.Дать понятие референдума в РФ.

5. Каковы виды, стадии референдума в РФ?

6.Каковы гарантии об информировании граждан по итогам референдума и свободных выборов?

7.Каковы гарантии прав граждан на на­значение выборов и референдума?

Выполните тест ( в задании один правильный ответ):

1. Система гарантий избирательного права состоит:

а) из политических, организационных, материальных и правовых средств;

б) из организационных средств;

в) из материальных средств.

2. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является :

а) право избирать;

б)наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ;

в) право быть избранными.

3.Политические гарантии избирательного права:

а)запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты;

б) право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в)это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

4. Правовые гарантии избирательного права:

а) расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета;

б)право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

в) равноправие избирателей на выборах.

5.Обеспечивает непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности:

а) судебная власть;

в) исполнительная власть.

6. Основанием для регистрации избирателей является:

а) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ;

в) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории.

7. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта;

в) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта.

8. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

в) только в случае, если это иностранный гражданин.

9. Избирательные участки образуются:

а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

10. Избирательные участки образуются:

а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

Задания для практического занятия :

Задание 1. Проработать Конституцию РФ, выбрать положения статей, гарантирующих избирательное право гражданам РФ и их защиту.

Задание 2. Проработать Кодекс об административных правонарушениях РФ, определить административные правонарушения, посягающие на активное и пассивное избирательное право граждан РФ. Определить меры административной ответственности.

Задание 3. Проработать Уголовный кодекс РФ, определить уголовную ответственность за преступления против активного и пассивного избирательного права граждан РФ.
Сделайте вывод по работе.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации

(с изменениями на 30 марта 1999 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 139-ФЗ (Российская газета, N 232, 04.12.96; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5498);

Принят Государственной Думой
26 октября 1994 года

Одобрен Советом Федерации
16 ноября 1994 года

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как путем принятия Федерального закона.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления;

кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в
выборах

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления, сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Статья 6. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Глава II.
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 8. Составление списков избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 9. Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Статья 10. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Статья 11. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Читайте также: