Морской закон родоссцев византии доклад

Обновлено: 04.07.2024

сборник правил мореплавания и морской торговли, составленный в Византии (См. Византия) в 7—8 вв. и сохранившийся в виде приложения к Эклоге (См. Эклога). По традиции связан с названием островом Родос, являвшегося крупным торговым центром. В Р. м. з. собраны правовые обычаи, которые сложились в практике античной и средневековой торговли, а также были разработаны ещё римскими юристами. Содержал правила, относящиеся к кораблестроению и судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае аварии и т.д. Отдельные нормы Р. м. з. применялись в международной торговле вплоть до 15 в.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН, сборник правил мореплавания и морской торговли, составленный в Византии в 7-8 вв. и сохранившийся в виде приложения к Эклоге. По традиции связан с названием о. Родос, являвшегося крупным торговым центром. В Р. м. з. собраны правовые обычаи, к-рые сложились в практике античной и ср.-век. торговли, а также были разработаны ещё римскими юристами. Содержал правила, относящиеся к кораблестроению и судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае аварии и т. д. Отд. нормы Р. м. з. применялись в междунар. торговле вплоть до 15 в.

сборник морского права, составленный в Византии в VII-VIII вв. на основе античных (древнегреческих, древнеримских и др.) обычаев мореплавания и морской торговли. Название памятника происходит от имени греческого острова Родос, известного в ту эпоху как крупный средиземноморский торговый центр. Р.м.з. регулировал вопросы судостроения, перевозки грузов, фрахтования, права на выброшенные за борт и спасенные грузы и т.п. Р.м.з. оказал сильное влияние на право других народов, особенно через морские обычаи, сложившиеся в западной части Средиземного моря и многое заимствовавшие из "закона родосцев". Применение Р.м.з. в Средиземноморье продолжалось до XV в.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН — сборник морского права, составленный в Византии в VII-VIII вв. на основе античных (древнегреческих, древнеримских и др.) обычаев мореплавания и морской торговли. Название памятника происходит от имени греческого острова Родос, известного в ту эпоху как крупный средиземноморский торговый центр. Р.м.з. регулировал вопросы судостроения, перевозки грузов, фрахтования, права на выброшенные за борт и спасенные грузы и т.п. Р.м.з. оказал сильное влияние на право других народов, особенно через морские обычаи, сложившиеся в западной части Средиземного моря и многое заимствовавшие из закона родосцев. Применение Р.м.з. в Средиземноморье продолжалось до XV в.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН - сборник морского права, составленный в Византии в VII-VIII вв. на основе античных (древнегреческих, древнеримских и др.) обычаев мореплавания и морской торговли. Название памятника происходит от имени греческого острова Родос, известного в ту эпоху как крупный средиземноморский торговый центр. Р.м.з. регулировал вопросы судостроения, перевозки грузов, фрахтования, права на выброшенные за борт и спасенные грузы и т.п. Р.м.з. оказал сильное влияние на право других народов, особенно через морские обычаи, сложившиеся в западной части Средиземного моря и многое заимствовавшие из "закона родосцев". Применение Р.м.з. в Средиземноморье продолжалось до XV в.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН, сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН - сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН , сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.

РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОН, сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.

сборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в VII—VIII вв. По традиции связан с названием о. Родос — крупного торгового центра.

- сборник правил торгового мореплавания,составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос- крупного торгового центра.

Морской закон
Морской закон (nomoS nautikoV, leges navales) - компиляция правовых материалов разных эпох и разного характера, большей частью происходивших от местных обычаев Византии IV - VIII вв. Вместе с Земледельческим и Военным законами, Эклогой он часто встречается в византийских рукописях юридического характера с VII в. По стилю Морской закон носит официальный характер, а по содержанию он значительно отличается от Юстиниановых дигест, т. е. от использованного Родосского закона об авариях, отражая на себе, очевидно, следы влияний позднейшего времени. В законе, например, устанавливается ответственность хозяина корабля, его наемщика и пассажиров за целость судна и груза (подобная норма известна, в частности, и в законах Хаммурапи) ; в случае бури или морского разбоя все они должны быть привлечены к возмещению убытков. Это было своего рода страхованием. Подобные особенности Морского закона объясняются тем, что со времени Ираклия, т. е. с VII в. , морская торговля и вообще морское судоходство были сопряжены с большими опасностями ввиду морских нападений арабов и славян. Морские разбои стали обычным явлением, поэтому хозяева судов и купцы могли продолжать торговлю лишь на условии общности риска.
Несмотря на возвращение государей Македонской династии (при которой активизировалась средневековая Русь Гостомысла, Рюрика, Олега) к нормам Юстинианова права, Морской закон продолжал действовать на практике и влиял на некоторых византийских юристов Х- XII вв. Сохранившаяся практика Морского закона указывает на то, что византийское торговое мореплавание после VII и VIII вв. не могло подняться. Завладевшие позднее торговлей Средиземного моря итальянцы имели свое собственное морское право. С падением же византийской морской торговли вышел из употребления и Морской закон, так что в юридических памятниках XIII-XIV вв. о нем уже упоминаний нет.
Военный закон (nomoV stratiwtikoV, leges militares) представляет собой извлечение из греческих изложений дигест и кодекса Юстиниана, Эклоги и некоторых других источников, прибавленных к закону позднее. Главное содержание Военного закона состоит в перечне наказаний, налагаемых на военных за их проступки (за восстание, неповиновение, бегство, прелюбодеяние и т. п.) .
Наказания, приводимые в законе, отличаются большой суровостью. Если правильна точка зрения ученых, что Военный закон относится ко времени Исаврийской династии, то он может служить показателем той строгой военной дисциплины, которую ввел в войске иконоборец Лев III.
В соответствующем месте русской версии (с. 232) есть уточнение о роли дисциплины в армии Льва III, не включенное А. А. Васильевым в последующие издания: "и отчасти благодаря которой он смог с честью выйти из тяжелых условий, создавшихся в империи в момент вступления его на престол".

Литература
1. В. В. Кучма. NomoV stratiwtikoV. К вопросу о связи трех памятников византийского военного права. - ВВ, т. 32, 1971, с. 276-285).
2. К. Е. Zacharia von Lingenthal. Jus graeco-romanum, t. III, p. 55; J. et P. Zepos. Jus graeco-romanum, t. I, p. 45.
3. А. А. Васильев. Славяне в Греции. - Византийский временник, т. 5, 1898; 4. К. Е. Zachana van Ungenthal. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. Berlin, 1892, W. Ashburner. The Rhodian Sea Law. Oxford, 1909, pp. LXVIII, LXXVIII, CXIII.; есть русский перевод: М. Я. Сюзюмов. Морской Закон. - Античная древность и средние века. Свердловск, 1969, вып. 6.
5. Н. Kreller. Lex Rhodia. Untersuchungen zur Quellengeschichte des romischen Seerechtes. - Zeitschrift fur das Gesarnte Handelrecht und Konkursrecht, Bd. XXV, 1921, SS. 257-367.
Золин П. М.

1. Дела по морским вопросам решаются по закону Радосса, если ему не противоречит другой закон. – Диг. 14, 2, 9 – Вас. 53, 1, 1. Морское право Дигест более связано было с государственными повинностями по перевозке натуральных поступлений, с поставками городского управления по снабжению города в порядке литургии. Поэтому в основном морское право Дигест занимала проблема ответственности доверенного лица, которое принимало на себя перевозку груза безразлично в порядке ли государственных повинностей или частого соглашения. С развитием частной торговли право Дигест не могло удовлетворять купцов и капитанов, потому в практике торговли родоссцев и выработалось такое право, которое в основе имело отношения капитана корабля и купца. Право родоссцев в значительно измененном виде представляло собой такую практику морской торговли и мореплавания, которая вытекала из обстановки в Восточном Средиземноморье в VІ-VІІ вв.

В Синопсисе Малом о законах родоссцев говорится: все судебные дела, которые касаются дел, связанных с мореплаванием, разрешаются на основании Родосских законов, если только нет законов, которые отменяют их. Родосские законы самые древние и в основном они хороши, но некоторые из них достойны порицания, так как в прошлом некоторые люди использовали эти законы для обмана и многие законы требуют изменения. Но пока нет других законов, дела морские разрешаются по Родосским.

Кроме Морского Закона Родоссцев имеются и более поздние западные морские статуты – тоже основанные на обычном праве. Целый ряд таких статутов издан Пардессю в 7 томах, в особенности Consulat de la mer, ed. Pardessus, 2, а также статуты далматинских и итальянских городов. В этих поздних статутах чувствуется влияние родосских законов. Целый ряд греческих терминов вошел в торговые соглашения Запада (Лопец, 82, прим. 30).

2. R. Lopez, p. 78. G. Ostrogorsky. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1963, Aufl. 3. S. 75.

Е.Э. Липшиц. Очерки истории византийского общества и культуры. М.-Л., 1961, стр. 96.

Естественно, что делались попытки сблизить Морской Закон с Эклогой, что считалось несомненным (Цахариэ-Лингенталь). Так, в статье М.3. §14 о клятвонарушении чувствуется Эклога ХVІІ. 2. Требование трех свидетелей тоже по Эклоге ХV.І (хотя и имеется в Код. Юст., VІІІ, 17, 1, 1 IV, 2, 17 = Вас. 23, 1, 61).

Но в отношении наказаний Эклога не использована – телесных наказаний за кражу нет, приводятся нормы Дигест. Трудно точно определить состав источников Морского Закона: По Константину Багрянородному существовали особые книги – руководства для мореплавателей ("О церемониях", 467, 8). По Эшбернеру (СХII) редактор 53 книги Василик составил из разных источников в качестве дополнения к книге, совершенно не вдаваясь в критику ниточников, чем и определяется некоторая несвязность, несоответствие I и III частей, повторения в тексте.

3. Мы использовали как текст, помещенный в издании Василик Геймбахом и Феррини, так и детальное исследование и критическое издание Эшбернера. – Nomos Rhodion Nautikos. The Rhodian Sea-Law. ed. by W. Ashburner. Oxford, 1909.

Helène Antoniadis-Bibikou. Recherches sur les Douanes à Byzance. Libraire Armand Colin. Paris, 1963, p. 107 sq.

5. A.R. Lewis. Naval Power and Trade in the Mediterranee A.D. 500-1100. Princeton. 1951. p 124 sq.

М. Сюзюмов. Роль городов-эмпориев в истории Византии. – ВВ., т. VII, I956, стр. 26-4I.

Р.А. Наследова. Ремесло и торговля Фессалоники конца IX — начала Х в. по данным Иоанна Камениаты. – ВВ, т. VIII, 1956, стр. 61-84.

По технике мореплавания см. L. Classon. The Sails of the Ancient Mariner. Archaeology. VII. 1954; G.Lopez. o.c., DOP., XIII, p.71 где приводятся описания парусов, барельефы треугольного паруса (самый ранний 3-4 в. н.э.). В генуэзских статутах Кафы в § 11 говорится о кораблях, которые плавали под квадратным парусом. Но, кроме того, применялся и треугольный парус, причем, по контексту § 11 видно, что квадратный парус имели небольшие суда прибрежного плавания. Более дальнее плавание совершалось под треугольным парусом L. White. Technology and Invention in the Middle Ages. Speculum, IV,1940 приведены данные об изменениях в порядке управления кораблем в конце позднеримского периода в связи о переходом на треугольный парус (стр. 145, пр. 5-6).

Моряки плавали по звездам. В Житии Феофана Сигрианского говорится о моряках, которые, блуждая по морю в непогоду, с радостью видят звезды на небе, которые им указывают путь; также см. (Житие Стефана Нового, гл. 20).

6. G. Lopez, o.o., DOP, XIII, p.71.

7. Leontius.Vtta S. Johannis Eleemosynarii, ed.Gelzer. Leipzig, 1893.

Развитие типов быстроходных кораблей в первую очередь наблюдается в военном флоте (Тактика Льва VI гл. 19). Подробное исследование о типах военных кораблей см. Hélène Ahrweiler. Byzance et la mer. Presses Universitaires de France. Bibliothèque Byzantine, 1966.

9. F. Dölger. Regesten. B.IV. № 2102, 2383. Торговая предприимчивость византийцев оспаривалась главным образом на том основании, что, начинай с XI-ХII вв., итальянцы стали вытеснять византийских купцов (W. Heyd. Geschichte des Levantehandels. Stuttgart, 1879. B. I, S. 64 ff.). Однако причины отставания византийцев нужно искать не в характере византийцев, а в политической обстановке (перманентная военная экономика, переход в XI в. государственного аппарата в руки представителей интересов провинциальной землевладельческой знати, преобладание с того времени сеньориального типа эксплуатации, привилегии итальянскому торговому капиталу, подавление городского самоуправления и переход византийских провинциальных городов под власть землевладельческой верхушки с конца ХII в.).

10. J. Theal. The Grain Supply of the Byzantine Empire, DOP. XIII, р. 122.

11. Житие Николая Студита Патр. Гр. 105, 893-897.

Капитаны не отвечают за долги своих матросов, но за их преступления отвечают! Кто назначил капитана (предполагается на своем корабле), отвечает за его проступки. Если назначает капитана женщина, то отвечает за деликт сам капитан, а не женщина (Мал. Синопсис, § 56).

14 Mitteis-Wilcken. Grundzüge und Chrestomatie der Papyruskunde. Leipzig, 1912, I, S. 268.

15. Ekkehard Eickhoff. Seekrieg und Seepolitik zwischen Islam urd Abendland. Geshichte des Mittelmeeres unter byzantinischer und arabischer Hegemonie (650-1040). Walter De Gruyter. Berlin 1968.

G. Mickwitz. Der Verkehr auf dem Westlichen Mittelmeer um 600 J. Festschrift A. Dopsch. Leipzig, 1958.

Medieval Trade in the Mediterranean World. Illustrative Documents translated with Introductions and Notes by R. Lopez and I.W. Raymond. New-York. Columbia Univers. Press. 1955.

16 Чудеса Ферапонта, Acta Sanctorum, Majus, VI, 678. Патр. Гр. 105, 945; Menologium Basilii. 225 (Житие Афанасия Метонского, см. Х. Лопарев. Греческие жития святых VII-IХ вв., СПб.,1912, стр. 437.

17. F. Dvornik. La vie de S. Grégoire le Dekapolite et les SIaves macedoniens en IX siècle. Paris, 1926, рр. 55-65.

Торговля с Северным Причерноморьем была налажена уже с античного времени. 0 торговле с Херсонесом Таврическим писал Константин Багрянородный (De administrando imperii, p.53). Также о торговле с Русью (вина, стекло, пряности и ювелирные изделия) отмечено у Константина Багрянородного и ибн-Хардадбека (М. Левченко. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956, стр. 203). Б. Рыбаков. Ремесло в древней Руси. М., 1948. А.П. Каждан. Деревня и город в IX-X вв. М.,1960.

Leaf W. Trade routes and Constantinopel. Annual of British School at Athens. 18, 1911-1912.

Несмотря на постоянные враждебные отношения между византийским и арабским миром, морские торговые связи были непрерывны: византийские купцы имели свои фактории в Египте, а мусульманские – в городах Эллады и Константинополе. (A.H. Lewis, o.c., p. 175).

18. Император Феофил приказал сжечь корабль жена, говоря, что он не желает, чтобы царь стал навклиром! (Зонара, ХV, 357; Генезий, 75; Продолж. Феоф. Феофил, гл. IV).

Морской Закон состоит из трех частей: первая часть – пролог. Пардессю считает первую часть фальшивкой, поскольку морские обычаи не могли приноравливаться к Дигестам – записывалось обычное право. А введение к нему, придумано, вероятно, в Х в. По Пардессю, автором третьей части был некий Родион Νόμος Ροδίωνος. Однако в лучших рукописях говорится, что этот закон является именно обычаем родоссцев. Эшбернер отрицает это. Часть III не имеет ничего общего с родоссцами, имя родоссцев придано для увеличения авторитета закону. (Эшбернер, введение, стр. 58). Однако вряд ли можно так прямолинейно отзываться – ведь такие главы, где говорится о наказаниях за кражу, драки, членовредительство, заметно связаны с Дигестами.

III часть Морского Закона составлена по плану: первые 8 глав – уголовные проступки; 12-15 – заклад; 16-18 – ссуда; 19-25 – соглашение капитана с купцом; 26-44 – соглашение о выплате; 45-47 – о спасенных вещах.

20. Прорей – вахтенный – находился на носу корабля и должен был сигнализировать обо всех опасностях или случайностях-(Иногда это – βιγλεοφόρος – наблюдающий за морем с вершины мачты, где прикреплялся валик. Особенно важно было сообщать о приближении какого-нибудь корабля, возможно, пиратского. Он же сообщал об изменении направления ветра (Тактика Льва, 1000; МЗ, 9, 36). Он же и бросал якорь.

Каравит – неясно что означает этот термин – дословно корабельщик. По повышенной доле оплаты он принадлежал к руководящему составу корабля. Возможно, что это лицо, проводящее записи и расчёты. Характерно для средневековых морских порядков наличие особого писца, scribanus, ответственного перед государством: он имел тетрадь, где вел официальные записи. Эти записи являлись материалом для процесса (статуты Рагузы, VII: Зары, IV, 15-18). Он же был чем-то вроде бухгалтера, хозяина или патрона. Особенно важны были его записи о состоянии груза и т.д., что использовалось как для последующего расчёта в случаях сброса груза и при выплате пошлин.

22. Парасхарит – лицо, заботящееся о поддержании сигнального огня или же сторож вообще. Но некоторые считают, что это корабельный повар. Это возможно: он получал только половину доли матроса, так как зарабатывал он в основном от варки пищи для пассажиров, с которых он брал, разумеется, плату. Пищу готовил и для команды, за что назначалась ему половина доли. Варка пищи запрещалась пассажирам (МЗ, §§ 10, 11). Пассажир мог иметь при себе запас пищи готовой, но не приготовлять пищу самому – это мог только корабельный повар. В подводных раскопках в найденном потонувшем корабле обнаружен котел для варки пищи (Басс, стр. 559).

Под словом παῖδας не обязательно понимать раба, может быть это – слуга вообще.

23. В издании Феррини § II отсутствует. Поскольку в предыдущем параграфе речь шла о запрете варить рыбу, запрет связан с опасностью на корабле разводить огонь.

25. Слово ναύται во многих рукописях отсутствует. Присяга матросов вероятно касалась их честного отношения во время поездки, принимая во внимание, что иногда команда корабля превращается в пиратов. То обстоятельство, что матрос по некоторым рукописям не должен давать присягу, показывает, что матрос обычно был наемным
лицом, но мог быть и членом артели, участвующей в прибылях.

26. Стоимость корабля – 50 номисм – относительно низкая. Это, безусловно, небольшие корабли. Купцы из приморских городов (Амастриды, Константинополя) торговали на своих кораблях небольшого размера (Житие Артемия, изд. Пападопуло-Керамевса. Зап. ист.фил. фак. СПб. унив. в.95; СПб., 1909). В Морском Законе в основном имеются в виду небольшие корабли, хотя (по Генезию) корабль, принадлежавший Феодоре, жене Феофила, вмещал около 1000 чел. (Кедрин. II, 102; Прод. Феоф., Патр. Гр. 109, 101). Большого размера были и корабли, разграбившие Фессалоники в 904 году! В основном корабли плыли на парусах. У вышеупомянутого корабля Феодоры паруса затеняли падающей тенью всю пристань! Что касается цены корабля – 50 номисм, то фактически это зависело от характера денег. В VI-XI вв. номисма – 4,25 гр. чистого золота. В ХIV в. номисма иперпир – стоила уже менее, чем 1 /5– 1 /12 прежнего курса, так что в Рагузе в 1369 г. за 50 иперперов плотник обязался смастерить для предпринимателя ловли кораллов в море небольшую лодку (Крекич, регесты, 277).

Вместимость корабля рассчитывалась амфорами, модиями (зерна), бочками (cupa), в Византийское время – модиями (Вас. 53, I, 84). Вместимость высчитывалась или по размерам корабля или по размерам места для груза, сколько может вместить груза корабль. В Дигестах упоминается корабль в пятьдесят тысяч модиев: (50, 5, 3, пр.) и свыше. Величина модия недостаточно выяснена. В Византии было несколько видов модия. В данном случае модий – μόδιος θαλάσσιος – морской модий равнялся около 20 кг. Если же речь идет о грузе, то модий равен приблизительно 8 кг (cp. F. Dölger. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, Anm. § 13, 15 – μόδιος).

О модии и в практике византийокой торговли: Я.А. Манандян. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен. ВВ. II, 1949, 60-74. Манандян различает 4 вида модия: посевной – μόδιος σπόριμος = 13,056 кг; большой = 9,792 кг; модий
перегруженный – μόδιος ‛υπέργομος = 8,16 кг; модий малый = 6,528 кг. О модии морском Манандян не упоминает. Ср. вычисления М. Гуды вместимости кораблей (Е. Липшиц Очерки стр. 98, пр. 38). Вместимость корабля по М. Гуде исчислялась так: длина корабля множилась на ширину и высоту (в локтях). Затем полученное произведение множилось на величину модия (выраженную в локтях). Торговые позднеримские корабли – сравнительно небольшой вместимости Парусник в 200 тонн – 160-140 кв.м площади. Средняя скорость 5 миль (морских) в день. От Сицилии в Александрию при благоприятных условиях требовалось 12 дней плавания (Хаусси, 69).

27. Так по Эшбернеру, 67 перевожу олова ἔγγαια καὶ ἀκίνδυνα – заем обеспеченный всем состоянием движимым и недвижимым.

28. Несмотря на то, что в отношении морского предпринимательства процент оставался в том положении, как было установлено Юстиниановым правом – fоenus nauticum = 12 %. Император Никифор I в начале IX в. предпринял меры к ограничению ростовщичества, он запретил всякое взимание процента по ссудам. Однако понимая, что без ссуды невозможно вести морскую торговлю, для стимулирования морского предпринимательства он ввел правительственное кредитование навклиров, ведущих морскую торговлю. Навклиры обязаны были брать от казны определенную сумму денег для оборота и платить
высокие (16,6 %) проценты, а также пошлину. Это мероприятие было встречено враждебно византийской знатью, которая занималась ростовщичеством. С другой стороны принудительное предпринимательство, которое должно было, по мысли Никифора I, укрепить морскую торговлю Византии, оказалось очень тяжелым для навклиров, так как в морской торговле не всегда выгодно было рисковать жизнью и состоянием. (Феофан, 437, 17, 488, 11).

30. Греческий текст, по-видимому, несколько испорчен и дословный перевод недостаточно ясен. Дословно говорится о многих навикуляриях при одном корабле нагруженном на одну треть τοῦ τριμερίτου (по Эшбернеру на три четверти). Неясно выражение κατὰ θερίων καὶ κατὰ πλοῦν: имеются различные попытки исправления текста. Перевод дан так, чтобы можно было представить сущность установления – навикулярии должны строго придерживаться плана рейса, а если плавание назначается больше, чем на сезон, то кредиторы могут послать за процентами доверенное лицо.

На этом заканчивается первая часть Морского Закона. Вопрос о соотношении первой часта ко второй и третьей не выяснен. Ясно, что первая часть во многом отличается от последующих. В первой части говорится о долях членов артели, во второй и третьей части – о степени участия в прибылях. Некоторые части незначительно разнятся, но о некоторых, наоборот, можно сказать, что составитель второй и третьей части заимствовал из этих глав первой (§ 14-15) части. По Эшбернеру, первая часть составлена до 600 г. Вторая и третья части – примерно от 600 до 800 гг. Во всяком случае, во второй и третьей части море было уже не полностью под контролем византийцев – тогда как в первой чести этого нельзя проследить. Время составления второй и третьей части относится к периоду, когда остров Крит находился уже во власти арабских пиратов, т.е. с первой четверти IX в., хоти и отражал порядки более раннего времени – т.е. VII и VIII вв.

Ольшанский Дмитрий | Авторский блог

Ольшанский Дмитрий | Авторский блог

Ольшанский Дмитрий | Авторский блог запись закреплена

О ВИЗАНТИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. Часть I

Византия на протяжении почти всей своей долгой истории подвергалась набегам и нападениям, однако, несмотря на многие трудности она оставалась открытой миру - торговля и ремесла процветали, а численность армии находилась в разумных пределах.

Так происходило во многом благодаря тому, что византийцы практически в совершенстве овладели особыми приемами дипломатии. Это тонкое искусство позволяло решать задачи, стоящие перед страной, не проливая ни капли крови. Впоследствии, именно византийцы оказала влияние на становление школы дипломатии во многих европейских странах.

Итак, сегодня мы поговорим о том, в чем же был главный секрет византийского искусства ведения дипломатических переговоров.

В эпоху великого переселения народов империя была окружена постоянно кочевавшими с места на место дикими племенами, которых сами византийцы часто называли "варварами".

Римляне тщательно изучали нравы и поведение кочевников, собирали сведения об их военной силе, властной иерархии, обычаях. Затем, на основе этих знаний, составлялось руководство о том, как именно следует вести иметь дела с тем или иным племенем.

До наших дней дошло подробное описание переговоров византийцев с вождём гуннов Аттилой. Его оставил член посольства к гуннам - Приск. Приск свидетельствует о том, что варвары постепенно усваивали приёмы римской дипломатии, а римляне приспосабливались к обычаям варваров. Так, в 433 году, гунны заявили, что желают провести переговоры, не сходя с коней. В ответ на это римляне тоже прибыли верхом. Этот ход позволил продолжить переговоры на равных.

Также в Византии существовал обычай делать послам подарки. Тот же Аттила, по свидетельству Приска, отправлял в Константинополь тех, кого хотел обогатить, зная, что в римской столице того непременно одарят дорогими подарками. Показная роскошь также была элементом хитрой дипломатической игры - враги должны были убедиться, что у страны достаточно ресурсов, чтобы вести продолжительную. войну на истощение.

Нередко византийцы прибегали к тому, что нанимали целые варварские племена на службу империи. Вождей попросту подкупали, заставляя их действовать ради интересов страны. Предводителям варваров ежегодно выплачивались огромные суммы денег, нередко присваивали какой-нибудь высокий титул, а их племенам отводили земли, где те могли располагаться с условием соблюдения мира и союза. Таким образом, варварам было невыгодно воевать с Византией, так как это бы привело к потере титулов, земель и привилегий.

Ярким примером таких отношений служит подкуп в 488 году остготского вождя Теодориха императором Зеноном. Император назначил Теодориха магистром римской армии, также выдал титул патриция Римской империи и осыпал огромной суммой денег. Взамен Теодорих пошёл войной в Италию, где впоследствии основал свое королевство под протекторатом Византии.

Но были в этой системе и "проблемные" места. Иногда варвары брали огромные суммы денег и не выполняли свою часть сделки. В таком случае византийцы пользовались выражением "Разделяй и властвуй", стравливая своих врагов друг с другом, подкрепляя их вражду золотом. Император Юстиниан даже ввёл эту науку в постоянный оборот, его дипломаты то и дело стравливали гуннов с болгарами, болгар с аварами, тем самым защищая свои границы от их возможных набегов.

При Юстиниане дипломатическая система Византии достигла своего совершенства. У империи был сильный враг на Востоке - Персия. Одолеть персов на поле боя никак не удавалось, и поэтому Юстиниан предпринял метод экономического окружения, то, что мы сейчас называем экономическими санкциями.

Император заплатил всем соседям Персии, чтобы они блокировали персидскую торговлю и перекрывали морские пути. Эта политика позволила ослабить персидское экономическое влияние в регионе и несколько сгладить последствия неудачных военных действий византийской армии.

Ещё один интересный момент. Как правило, иностранное посольство византийцы встречали еще на границе. К заморским дипломатам приставляли внушительный отряд "почетной стражи", которые, по сути, выполняли роль шпионов. Часто послов варварских племен вводили в заблуждение, ведя в Константинополь самой длинной дорогой и объясняя, что это единственный путь,. Такой трюк убеждал послов в обширности имперских земель, после чего они убеждали своих владык, что завоевать эту страну просто-напросто невозможно.

В столице послам отводился целый дворец, покидать который, правда, было запрещено без конвоя. Также послам не дозволялось общаться с местным населением (мало ли чего наговорят). Послов старались обласкать: вино, еда и женщины - все это предоставлялось по первому требованию. По мнению византийцев, захмелевших от постоянных увеселений и праздности дипломатов было гораздо легче обмануть или склонить к нужным в интересах государства решениям.

Еще одним аргументом византийской дипломатии была несокрушимая мощь стен Константинополя и многочисленность армии.
Так, однажды, император Феодосий пригласил в столицу вождя готов Атанариха и позволил тому осмотреть укрепления города, вдоль которых на всем протяжении были расставлены облаченные в сверкающие доспехи воины. Очарованный Атанарих так и не решился на военный поход против империи.

Однако далеко не все дипломатические вопросы византийцы золотом и вином. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Читайте также: