Доклад дополнительное образование в казахстане

Обновлено: 05.07.2024

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей.

Дополнительное образование детей как особая образовательная система и специфический тип образования имеет относительно краткую историю в нашей стране. Но современный статус и имеющийся потенциал дополнительного образования был сформирован на протяжении длительной истории разнообразной деятельности учреждений внешкольной работы. Можно сказать, что отрицательным наследием прошлого стало понимание основного предназначения учреждений и программ дополнительного образования детей в качестве обслуживающих школу. Известные социально - экономические, идеологические и политические изменения 90-х годов в нашем обществе привели к смене ценностных ориентиров и серьезному сокращению финансирования образования. Эти изменения не только повлекли за собой сокращение числа учреждений внешкольной работы, но и стимулировали принятие кардинальных государственных решений по изменению их функционального предназначения, места в системе общего образования.

Уровни дополнительного образования представлены нами в схеме.

Уровни дополнительного образования


Директор Республиканского учебно-методического центра Н.Д.Жамадилов, в своей работе указывает на то, что в 90-х годах произошло превращение внешкольных организаций в организации дополнительного образования детей и юношества, а само дополнительное образование в наше время стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования [3, с.26].

К функциям дополнительного образования детей мы, вслед за А.Г.Асмоловым, известным исследователем этой проблемы, относим: учебно-информационную; ценностную; личностно-образующую; психолого-терапевтическую; обеспечения занятости детей в свободное время; социальной адаптации [5,с.7].

Система дополнительного образования, как утверждает В.А.Березина, в целом является частью общей системы образования и представляет собой совокупность следующих компонентов: ребенок как субъект образования; педагог дополнительного образования; дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности; образовательные организации дополнительного образования детей; детские и молодежные общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования детей; семья (родители, их законные представители); ресурсное обеспечение системы (кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое); органы управления образованием [6, с28].

Система дополнительного образования детей является открытой системой, так как активно взаимодействует с окружающей средой в различных аспектах: информационном, организационном, кадровом, предметном, содержательном и т.д.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. Главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, реализовывать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок социально реализует себя, готовится к освоению профессии, и в результате – у него больше шансов достичь успехов в будущем.

В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей. Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (областная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.

Система дополнительного образования детей стала особенно активно развиваться в последние десятилетия. Повышается качество образовательного и воспитательного процессов, осваиваются инновационные программы и технологии системы дополнительного образования детей и юношества.

Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.

Итак, дополнительное образование детей является особой сферой современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.

Список использованной литературы:

Всесторонние потребности обучающихся обеспечиваются по социально-педагогическому, художественно-эстетическому, музыкальному, научно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, военно-патриотическому, спортивно-оздоровительному, проектно-исследовательскому и другим направлениям дополнительного образования детей.

Для обеспечения эффективности дополнительного образования детей в республике реализуются следующие законодательные и нормативные правовые акты:

Особенности дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики в 2017-2018 учебном году обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования.

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования, характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированностьобучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности.

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального, основного и общего среднегообразования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства.

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования. Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Важным связующим звеном в организации внеурочной работы в школе выступают предметные кружки и секции. В одном случае это внеурочная работа по предмету, в другом – часть дополнительного образования.

Для каждого уровня образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей личности в условиях определенного возрастного периода:

– на уровне дошкольного образования – предшкольная подготовка;

– на уровне начального образования – помощь в освоении позиции




обучающегося: включение в разные учебные сообщества;

– на уровне основного образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта ихрешения;

– на уровне общего среднего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение профессиональной ориентации.

Основные особенности развития дополнительного образования детей в школе предполагают:

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения егосодержания;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях.

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ рекомендуется продолжить работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа,сохранению и развитию региональной фольклорной традиции: песенной, танцевальной, народных промыслов и т.д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров: почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра.

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества необходимо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Большой духовно-нравственный потенциал заложен и в туризме. Приобщению детей к истории, культурному наследию своего народа, своей страны способствует организация экскурсионной деятельности. В рамках туристско-краеведческих экспедиций школьников желательно ежегодно проводить пешие, лыжные, водные, велосипедные походы, экспедиции и экскурсии по самым различным маршрутам.

Такие мероприятия позволят не только обеспечить образование детей с раннего возраста по актуальным вопросам будущего, но и открыть карьерные перспективы для детей, приобщив их к новому видению.

Всесторонние потребности обучающихся обеспечиваются по социально-педагогическому, художественно-эстетическому, музыкальному, научно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, военно-патриотическому, спортивно-оздоровительному, проектно-исследовательскому и другим направлениям дополнительного образования детей.

Для обеспечения эффективности дополнительного образования детей в республике реализуются следующие законодательные и нормативные правовые акты:

Особенности дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики в 2017-2018 учебном году обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования.

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования, характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированностьобучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности.

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального, основного и общего среднегообразования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства.

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования. Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Важным связующим звеном в организации внеурочной работы в школе выступают предметные кружки и секции. В одном случае это внеурочная работа по предмету, в другом – часть дополнительного образования.

Для каждого уровня образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей личности в условиях определенного возрастного периода:

– на уровне дошкольного образования – предшкольная подготовка;

– на уровне начального образования – помощь в освоении позиции

обучающегося: включение в разные учебные сообщества;

– на уровне основного образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта ихрешения;

– на уровне общего среднего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение профессиональной ориентации.

Основные особенности развития дополнительного образования детей в школе предполагают:

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения егосодержания;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях.

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ рекомендуется продолжить работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа,сохранению и развитию региональной фольклорной традиции: песенной, танцевальной, народных промыслов и т.д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров: почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра.

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества необходимо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Большой духовно-нравственный потенциал заложен и в туризме. Приобщению детей к истории, культурному наследию своего народа, своей страны способствует организация экскурсионной деятельности. В рамках туристско-краеведческих экспедиций школьников желательно ежегодно проводить пешие, лыжные, водные, велосипедные походы, экспедиции и экскурсии по самым различным маршрутам.

Такие мероприятия позволят не только обеспечить образование детей с раннего возраста по актуальным вопросам будущего, но и открыть карьерные перспективы для детей, приобщив их к новому видению.

Фото Informburo.kz

Фото Informburo.kz

Системой образования охвачена почти треть населения Казахстана: 5 млн учащихся и более 500 тысяч педагогических работников.

Информационно-аналитический центр по заказу МОН подготовил Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования по итогам 2018 года. Исследование опубликовано на сайте ias. Это самый свежий, 12-й по счёту, анализ системы образования. Мы изучили 350-страничный документ и представляем главное из доклада.

Разработка онлайн-курсов носит фрагментарный характер

С наступлением пандемии казахстанцы столкнулись с проблемами в онлайн-обучении. Практика показала, что вузы и школы не были готовы к резкому переходу на дистанционное образование. Это было ясно и в 2018 году, когда заочное обучение начало заменять дистанционное. Вузы проявили большую активность, нежели школы в попытках перейти "на цифру". К примеру, КазНУ имени аль-Фараби предлагал более 40 курсов по 15 направлениям с охватом в 16 тысяч человек. Университет Нархоз попытался охватить более восьми тысяч человек онлайн-курсами.

"Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран", – сказано в исследовании.

Наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США, в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанными платформами открытого образования также считаются:

  • FutureLear в Великобритании;
  • XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs в Китае;
  • Gacco, Fisdom, OpenLearning, JMOOC в Японии;
  • Federica.eu в Италии;
  • OpenHPI в Германии;
  • Open Education в России.

Вузы Казахстана объединили усилия и создали собственную Национальную платформу открытого образования moocs.kz. Она предлагает 25 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата. На сайте запустили интернет-проект Open Master Class с бесплатными онлайн-курсами от медийных личностей Казахстана, в числе которых:

  • доктор медицинских наук, президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов;
  • основатель Astana Group, бизнесмен Нурлан Смагулов;
  • победитель международных соревнований NASA и Microsoft Тимур Рыспеков;
  • директор благотворительного фонда ДОМ Аружан Саин;
  • международный шахматный гроссмейстер Жансая Абдумалик и другие.

Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов

Немало казахстанцев выбирают зарубежные университеты для получения высшего образования. Исследование показало, что в нашей стране общее количество выезжающих студентов в четыре раза больше въезжающих. Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов, предпочитающих учиться за рубежом, после Китая, Индии, Германии, Южной Кореи и Франции. В 2018 году эмигрировали за границу для обучения в основном студенты из северного, восточного Казахстана и из Алматы, меньше всего – с юга и запада страны.

"Страны, лидирующие в экспорте студентов, не в силах привлечь равнозначное количество иностранных студентов. Только двум странам удаётся привлечь больше иностранных студентов – Франции (+154,6 тысячи) и Германии (+125,5 тысячи). Этот результат – следствие наличия в этих странах единого государственного подхода к развитию высшего образования. Казахстану по опыту стран с привлекательными системами высшего образования также необходимо разработать собственное видение/стратегию в области интернационализации высшего образования", – рекомендуют авторы исследования.

Схожая тенденция наблюдается и в Нигерии, Вьетнаме, Украине, Саудовской Аравии. Желание молодёжи учиться в зарубежных вузах характерно для многих стран. Для решения проблемы оттока талантливых студентов государства открывают филиалы иностранных университетов на своей территории и создают собственные исследовательские вузы с обучением на других языках.

Казахстан тоже стремится привлечь студентов из других стран. Более половины иностранных студентов у нас – выходцы стран СНГ:

  • из Узбекистана – более 9000 человек;
  • из Индии – более 3000 человек;
  • из Туркменистана – более 2000 человек;
  • из России – более 1000 человек;
  • из Китая – более 1000 человек.

По прогнозам АО "Центр международных программ", к 2025 году количество иностранных студентов в Казахстане увеличится до 50 тысяч человек.

"В 2018 году их число составило 21 727 человек, или 4%, что свидетельствует о достижении показателя госпрограммы развития образования и науки (ГПРОН) на 2016-2019 годы. Доля иностранных студентов в Казахстане сопоставима с такими странами ОЭСР как Литва, Израиль и Норвегия и опережает Польшу, Словению, Испанию, Южную Корею, Турцию, Чили и Мексику", – сказано в докладе.

По результатам исследования, наименее развитыми у отечественных вузов оказались финансовая, академическая и управленческая автономии. Относительно развитой была признана самостоятельность в принятии кадровых решений. Поэтому в 2018 году в Казахстане приняли поправки, расширяющие полномочия вузов. Сейчас вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать:

  • правила приёма;
  • образовательные программы;
  • присуждать студентам степени "бакалавр" и "магистр";
  • создавать эндаумент-фонд, юридические лица по научно-образовательной деятельности, стартап-компании, филиалы в иностранных государствах;
  • привлекать дополнительные источники финансирования и т.д.

Сохраняется проблема аварийных и трёхсменных школ

В Казахстане до сих пор остро стоит проблема с аварийными школами и трёхсменным образованием. За пять лет количество аварийных школ сократилось в четыре раза. Но ликвидировать их полностью не удаётся. В 2018 году аварийной признали 31 школу, в этом числе 12 саманных и девять школ, расположенных в приспособленных помещениях. Аварийные школы есть в восьми областях страны:

  • Актюбинской;
  • Атырауской;
  • Жамбылской;
  • ЗКО;
  • Карагандинской;
  • Костанайской;
  • Кызылординской;
  • Туркестанской.

"В небезопасных условиях таких школ получали знания 10 389 учащихся. В этой связи проведение мониторинга технического состояния школ и необходимой профилактической работы по предотвращению их аварийности является актуальной задачей местных исполнительных органов", – следует из доклада.

Ежегодно увеличивается число школ, требующих капитального ремонта. Впоследствии они могут пополнить число аварийных. Большинство школ (66%) Казахстана построено в эпоху СССР. Часть из них имеет чрезвычайно высокую степень износа. Таких школ по стране больше тысячи. Наибольшее число – в Алматинской области, наименьшее – в Атырауской и Павлодарской областях.

Инфографика исследования

Продолжает увеличиваться дефицит ученических мест. В 2018 году потребность в дополнительных ученических местах составила больше 195 тысяч. Наибольший дефицит наблюдается в густонаселённых южных регионах и быстрорастущих крупных городах и их агломерациях. Доля школ, ведущих занятия в три смены, на момент исследования оставалась без изменений: в трёхсменных школах обучались 6,3% учеников от общей численности. Такие школы есть во всех регионах, кроме Алматы, Кызылординской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

Наибольшая доля трёхсменных школ функционировала:

  • в Нур-Султане;
  • Шымкенте;
  • Атырауской области.

Большинство школ (почти 70%) вели занятия в две смены. В одну смену работали только 29,4% школ. В основном они расположены на селе.

"Для охвата прибывающих в Шымкент ежегодно требуется столько ученических мест, сколько эквивалентно семи школам; в Нур-Султане и Алматы – четырём школам", – уточняется в докладе.

Нехватка мест в детсадах

10 из 12 аварийных детских садов в 2018 году приходилось на Кызылординскую область. Во всех остальных регионах эту проблему устранили. Но в сёлах ситуация плачевная.

"Число сельских дошкольных организаций с индивидуальным отоплением практически в три раза превышает городские, а с привозной водой – в четыре раза. Наибольшие трудности в благоустройстве дошкольных организаций на селе составляет обеспечение канализацией и горячей водой. Без горячей воды сельских детских садов и мини-центров почти в семь раз больше, чем городских, а без канализации – в 9 раз больше", – отметили авторы исследования.

Самая сложная ситуация в Туркестанской области: в 2018 году там было больше всего детских садов без канализации и горячей воды.

Проблемы благоустройства дошкольных организаций по регионам

В городах республиканского значения из-за внутренней миграции встал остро вопрос обеспечения детей местами в дошкольных организациях. Поэтому в городах-миллионниках (Алматы, Нур-Султан и Шымкент) самые низкие показатели охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием.

В 2018 году в очереди в детские сады в Казахстане стояло более полумиллиона детей до шести лет. Темпы строительства не успевают за ростом рождаемости. Особенно в городах, где потребность в детсадах в четыре раза больше, чем на селе (доля городских детей в очереди составляет 80%).

Для решения проблемы в Казахстане внедрили автоматизированную систему выдачи направлений в детсады. Сначала в пилотном режиме её ввели в Нур-Султане и Шымкенте, с 2018 года начали распространять в остальных регионах.

Также государство смягчило требования к строительству и эксплуатации детсадов. Теперь допускается совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчёта – не менее 3 м 2 на одного ребёнка. Это позволило увеличить число и доступность частных садов.

Молодые учителя увольняются из-за низкой зарплаты

Одновременно с этим растёт дефицит педагогов. В 2018 году не хватало более пяти тысяч человек, среди которых учителя:

  • русского языка и литературы;
  • английского языка;
  • математики.

Почти 40% уволившихся учителей были молодыми специалистами. В 2018 году из школ уволилось более 25 тысяч преподавателей. Из-за нехватки кадров продолжают работать педагоги на пенсии.

"Низкий уровень заработной платы, особенно в начале карьеры учителя, является одной из основных причин оттока учителей из профессии. Несмотря на проводимую работу по повышению статуса педагога, учительство остаётся неконкурентным по сравнению с более высокооплачиваемой сферой деятельности", – резюмируют авторы доклада.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен "малокомплектных колледжей" с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте. Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

"В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе", – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут "синие воротнички" – представители рабочих специальностей.

"Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие", – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всём мире.

Зарплата выпускников вузов чуть выше 100 тысяч тенге

У выпускников университетов уровень трудоустройства ниже – он составил 67%. Менее 50% трудоустроенных выпускников у 68 вузов страны. Минимальный показатель – по специальности "Таможенное дело". Не по специальности чаще всего работают те, кто учился в области:

  • сельхознаук;
  • права;
  • услуг;
  • технических наук и технологий;
  • социальных наук и бизнеса.

Средняя зарплата выпускников вузов в 2018 году составляла чуть больше 100 тысяч тенге, что ниже среднемесячной зарплаты по стране.

Больше всего зарабатывали выпускники технических специальностей – 149 963 тенге. Меньше всего – выпускники сельскохозяйственных специальностей – 77 045 тенге.

Национальный проект "Серпін" тоже пока не оправдывает надежд. По его условиям молодёжь из регионов с избытком трудовых ресурсов обучается и направляется туда, где есть дефицит специалистов. Но только четверть выпускников программы закрепляется в регионе обучения. В 2018 году из 1635 обучавшихся только 256 человек остались там, где учились. Такая статистика говорит о низкой эффективности "Серпін". Авторы исследования рекомендуют изучить причины, почему участники программы возвращаются домой и каковы перспективы у тех, кто остался.

Статистика трудоустройства по программе

Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

"Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", – подчеркнули авторы доклада.

Больше всего суициду подвержена вузовская молодёжь

вм

Детский и подростковый суицид остаётся малоизученным. Причины тоже часто остаются неизвестными. Частой бывает формулировка "одиночество с чувством отверженности". Также по распространённости суициды происходили из-за тяжёлого материального положения, заболеваний, конфликтов с родственниками.

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

"Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями", – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Низкая культура чтения среди учеников начальных классов

Казахстан входит в относительно небольшую группу стран с низким уровнем чтения среди учеников начальных классов. Только в 20 странах имеется такой же результат.

"Казахстанские дети получают недостаточный опыт чтения литературных текстов. Иными словами литература, как предмет, играющий наиболее важную роль в интеллектуальном и нравственно-духовном развитии учащихся, имеет проблемы в реализации своих функций", – сделали вывод авторы исследования.

Авторы исследования считают, что казахстанской системе образования необходим сбалансированный подход к приобщению детей к чтению.

"Имеющийся перекос в сторону информационного чтения чреват потерей воспитывающе-формирующих функций литературы. При этом очевидно, что абсолютизировать значение только литературного чтения в современных условиях было бы неверным. Необходимо понимать, что развитие индустрии развлечений и распространение интернета "сдвигают" традиционную культуру чтения", – резюмировали докладчики.

У нового поколения литература всё больше играет роль не источника мудрости и духовного наслаждения, а средства информации. При этом первоначальное знакомство с художественным произведением происходит через его отрывки в печати, кино, музыке и ТВ.

Книги, обучение

Как будет развиваться страна, в значительной мере зависит от уровня образованности ее граждан. Поэтому важнейшая задача общества — обучение и воспитание подрастающего поколения. Насколько система образования в Казахстане отвечает требованиям времени, как ее реформируют сегодня?

Развитие школьного образования в Казахстане

  • Задача общества — создать условия для качественного образования, формирования, развития и профессионального становления личности.
  • В системе должны быть созданы возможности для творческого, духовного, физического развития индивидуальности.
  • Воспитание личности с активной жизненной позицией, гражданина и патриота.

Эти принципы системы образования дополнены задачей использования новых технологий обучения, прежде всего информационно-коммуникационных. Среди основных государственных задач — повышение социального статуса педагогов.

Уровни системы образования в Казахстане

  • дошкольное образование (ст. 15);
  • начальное (4 года обучения), основное среднее (5 лет), полное среднее образование, которое включает также техническое и профессиональное образование (2 года), что указано в ст. 16;
  • высшего, послевузовского, дополнительного и экспериментального образования (ст. 18–25).

Школьный класс

Обучение в средней школе: Pixabay

В чем особенности системы образования в средней школе Казахстана в 2022 году?

В последние годы происходит постепенное реформирование системы среднего образования, которое комплексно развивается в таких направлениях:

1. Меняется содержание образовательных программ. Вносят изменения в систему обучения в начальной школе, затем они коснутся средней. Главное — меняется подход к получению знаний. На смену простому усвоению и воспроизведению информации должно прийти развитие критического мышления, анализ и креативность.

2. Введены и развиваются новые правила текущего контроля, оценивания знаний учащихся и аттестации. Правилами установлено, что в 1 классах достижения не оцениваются, а в других выставляются оценки по 10-балльной системе.

3. Увеличивают количество предметов, которые в старших классах преподаются на казахском языке. Некоторые предметы стали изучать на английском языке.

Министерство образования снижает учебную нагрузку на школьников. Ранее ее нормы определялись методическими рекомендациям, утвержденными МОН РК. Но на практике нагрузки выше, поэтому вопрос вызвал острое обсуждение среди родителей учащихся и учителей.

В условиях пандемии коронавируса Министерство образования и науки ввело изменения в организацию учебного процесса в школах. Определены интернет-платформы, на которых преподаватели ведут занятия в дистанционном формате. Предусмотрен постепенный переход к комбинированному и штатному режимам. В третьей четверти в 2022 году занятия в школах проводят в разных форматах в зависимости от эпидситуации в регионе, размера школы и класса.

Некоторое время в Казахстане наблюдается дефицит кадров преподавателей. Государство решает эту проблему, повышая престижность труда путем увеличения материального обеспечения. С 2020 года оплата труда учителей повышается ежегодно на 25%. Последнее повышение объявлено с января 2022 года.

Сейчас система среднего образования готовится к переходу на 12-летнее обучение. Поэтапное его введение предполагается начать в 2023 году. Оно коснется тех, кто в этом году пойдет в 1 класс.

Преподаватель и студенты в аудитории

Развитие высшего образования: Pxhere

Развитие высшего образования в Казахстане

Система высшего образования в стране находится на стадии реформ. В 2010 году Казахстан присоединился к Болонской декларации, которая направлена на создание единого европейского образовательного пространства. Для выпускников казахстанских вузов это означает получение конкурентоспособных дипломов.

  • Бакалавриат: за 4 года обучения базово осваивается профессия. Те, кто его завершил, получают степень бакалавра или специалиста.
  • Магистратура, где проводится узконаправленное обучение, которое обеспечивает подготовку научных, педагогических, управленческих кадров.
  • Докторантура: после 3-летнего обучения выпускник получает степень доктора наук.

Образовательную деятельность вузов координирует и контролирует Министерство образования и науки РК. Но ряд вузов по своей специфике и в сфере финансирования подчиняется профильным министерствам.

В рамках интеграции с международным образовательным пространством в Казахстане действуют филиалы зарубежных университетов или совместные университеты:

  • Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева.
  • Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави.
  • Казахстанско-Британский технический университет.
  • Казахстанско-немецкий университет.

В чем особенности высшего образования в Казахстане в 2022 году? Чтобы повысить качество и уровень подготовки современных специалистов, в высшей школе продолжаются такие реформы:

  • Проходит профилизация вузов, которую регулирует государство. В последние годы были отозваны лицензии на подготовку по специальностям, которые не пользуются спросом. Таким путем формируются конкурентные профильные направления.
  • Государство устанавливает приоритеты на подготовку кадров через систему образовательных грантов. Особое внимание уделяют подготовке востребованных технических специалистов, педагогов.
  • В вузах отменена заочная форма обучения как такая, которая не обеспечивает необходимое качество образования.
  • В стране внедряют новую форму обучения — дистанционную. Особенно распространенной она стала в условиях карантинных ограничений.
  • В Министерстве уделяют больше внимания самостоятельной исследовательской работе студентов. МОН РК разработало систему, с помощью которой проверяют все научные изыскания студентов. Особенно пресекаются заимствования дипломных и магистерских работ, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.

В условиях пандемии вузы самостоятельно выбирают традиционный или смешанный формат обучения. Смешанный предполагает, что лекции проводятся онлайн, а практические занятия, семинары — офлайн.

Экран планшета

Дистанционное обучение: Pixabay

Успешным выпускникам и студентам Казахстана предоставляют возможность получить качественное образование в зарубежных вузах:

Система образования в Казахстане охватывает подрастающее поколение от детсадовского уровня до послевузовской подготовки. Насколько успешным будет продвижение по лестнице образования, зависит от каждого молодого человека. Забота государства — предоставить всем равные возможности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: