Основные этапы развития науки в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лященко Наталья Алексеевна

Магистратура в XIX — начале XX века как институт подготовки научных и научнопедаго гических кадров в России

Магистратура в XIX начале XX века как институт подготовки научных и научно-педагогических кадров в России

2017. 04. 009. Иванов А. Е. Ученое достоинство Российской империи. XVIII - начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. - М. : новый хронограф, 2016. - 656 с

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ В РОССИИ

Наука в целом и каждая научная дисциплина имеют свою индивидуальную историю возникновения и развития, являясь следствием прогресса человечества и его потребностей.

Еще в средней школе каждый из нас сталкивается с именами великих ученых: Пифагор, Евклид, Коперник, Ньютон, Менделеев, Эйнштейн, стоявших у истоков науки. Чем больше мы учимся, тем больше становится имен и каждое из них вписано большими буквами в историю науки и образования. За каждым именем стоит конкретный человек, ставший известным всему миру в силу своих способностей, устремленности к познанию нового и просто обстоятельств его научной и человеческой жизни.

Сегодняшнее положение науки в России вряд ли можно приравнять к обстоятельствам, способствующим развитию научных знаний, стремлению заниматься наукой и, самое главное, чувствовать себя уважаемым гражданином своей страны.

Ученая степень доктора наук впервые была присуждена в Болонском университете в 1130 году, позднее - в Парижском университете в 1231г. В России защита диссертаций была введена лишь в 1755г. в Московском императорском университете, сразу после его организации. В 1791 г. этому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины. Большой вклад в развитие русской науки сделал Михаил Ломоносов. Университеты возникли в Казани, Харькове, Санкт-Петербурге, Вильно. Несмотря на значительное отставание допетровской России от Европы в создании университетов, значительного отставания в области научно-технических

разработок не было. В 1803 г. Указом императора в России были введены три ученые степени: кандидата, магистра и доктора наук. В 1884г. университетским уставом ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация не отвечает требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук, а диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите исключительно в печатном виде. Защита докторских и магистерских диссертаций имела одинаковую процедуру - проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие все члены совета факультета, а также все желающие.

Магистры наук в России получали право на чин К класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые. Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, которые послужили основой целых научных направлений.

После революции 1917г. Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Понадобилось более 17 лет, чтобы они были восстановлены. Степени магистра наук не стало. Появились кандидат наук и доктор наук. Ученые степени по результатам защиты диссертаций до 1938 г. присуждались квалификационными комиссиями, организованными при наркоматах, АН ССР, республиканских и отраслевых академиях. В 1937 г. право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты научного труда.

Степень магистра была восстановлена в 1993г., но в структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Она не является ученой и отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы, свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. После защиты магистерской диссертации и получения диплома дальнейшее становление магистра как ученого предполагает его обучение в аспирантуре и подготовку кандидатской диссертации.

Предусмотренные сегодня 4 уровня профессионального образования, в том числе высшего - магистратура и аспирантура ( ранее являлась послевузовским образованием), как ступени подготовки кадров высшей квалификации, на наш взгляд, вступают в противоречие, которое заключается во взаимоисключении двух понятий относительно одного процесса . Подготовка в аспирантуре и магистратуре обусловлена пересечением целевой направленности, а следовательно, ее содержательной и процессуальной составляющих, сущностной схожестью итогового продукта - диссертацией. Поэтому поиск механизмов реализации взаимозависимости аспирантуры и магистратуры необходимо рассматривать как актуальную и требующую эффективных решений проблему, а организационная модель российской науки до 1917 года ( Академия наук, университеты,

специальные учебные институты, научные общества, немногочисленные лаборатории ведомств и предприятий, межведомственные ученые комитеты и комиссии) должна быть всесторонне изучена при решении этой проблемы.

1. Организационная структура российской науки. М. ЦИСН. 2000.

Путь российской науки

"Учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук, постановляю: Установить День российской науки и отмечать его 8 февраля".

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

7 июня 1999 года

Указ президента России Бориса Ельцина установил в нашей стране, пожалуй, один из самых значимых праздников — День российской науки. Ежегодно 8 февраля мы чествуем ученых, которые стояли у истоков развития отечественной науки, надеемся на тех, кто двигает науку сегодня и будет развивать дальше. В этот день проходят научные конференции и семинары, встречи с учеными, выставки. И конечно, 8 февраля вручаются премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.

Наука — это уникальная сфера человеческой деятельности. Прежде всего она нацелена на выработку и систематизацию объективных знаний о реальности, об окружающем нас мире. Ученые собирают факты, а затем постоянно их уточняют, обновляют и подвергают критическому анализу. После чего происходит синтез новых знаний, которые в дальнейшем позволяют строить причинно-следственные связи для прогнозирования и новых идей. Гипотезы, подтвержденные фактами или опытами, становятся впоследствии законами природы и общества.

Мы привыкли отсчитывать историю российской науки от Петра I, который в 1724 году основал Российскую академию наук и саму профессию ученого. Но на самом деле наука в том или ином виде существовала и до великого реформатора. Изначально знания были сосредоточены в монастырях и распространялись среди духовенства. В период позднего Средневековья и раннего Нового времени главным кадровым резервом для естественных наук в Европе и в России были медики. Еще до учреждения Академии наук, в 1620 году (то есть почти сразу после окончания Смутного времени), был учрежден Государев аптекарский приказ. Профессиональные отечественные медики появились в нашей стране минимум за век до того, как появились профессиональные ученые.

Но все же петровское время считается точкой отсчета неслучайно. Ведь обычному народу научные знания были практически недоступны. После появления Академии наук, настоящего пантеона российской науки, ситуация с уровнем грамотности постепенно налаживалась.

План здания Академии

План здания Академии

Петр Первый осознавал необходимость создания отечественной научной школы, в рамках которой было бы возможным проведение научных изысканий и открытий. Однако по задумке императора, российская наука не должна была ограничиваться лишь подражанием Западу, а российские ученые — штудированием иностранных книг. Согласно уставу Академии, каждый академик должен был составить собственное учебное руководство для наставления юношества, а также по часу в день заниматься преподаванием своего предмета. Важно и то, что у каждого академика было несколько воспитанников, которые со временем занимали его место. Петр I настаивал на том, чтобы эти воспитанники отбирались из числа молодых подданных Российской империи.

Разнообразные коллекции, собранные императором во время заграничных путешествий, послужили основой для Кунсткамеры, первого отечественного музея. Он с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. "Уникальность Кунсткамеры в том, что это первый публичный музей России и одновременно колыбель российской науки. Кунсткамера позволяет увидеть историю, рост того, что мы называем современной наукой и современным музейным движением", — отметил нынешний директор музея Андрей Головнев в недавнем интервью.

План здания Кунсткамеры и библиотеки

План здания Кунсткамеры и библиотеки

За почти трехсотлетнюю историю Академия не раз переживала потрясения, в том числе, политические изменения — она существовала в Российской империи, Советском Союзе и современной России. Но никогда члены Академии наук не забывали о своей миссии, связанной с поиском научных истин и служением отечеству.

Сегодня нет научной области, в которой отечественные ученые не смогли добиться заметных результатов. Русские исследователи оставили огромное наследие в химии, физике, медицине, астрономии, космологии и других науках. Труд гениальных российских ученых можно сравнить с подвигом — многие из них ценой собственной жизни и здоровья осуществляли эксперименты и добивались положительных результатов.

Советские и российские ученые не раз получали престижную Нобелевскую премию. Так, в 1904 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил отечественный физиолог Иван Павлов — профессор, академик, основатель науки о высшей нервной деятельности. Наградой были отмечены исследования в области физиологии пищеварения. Благодаря трудам Павлова ученые всего мира смогли продвинуться в изучении физиологии и получили исчерпывающее представление о влиянии отделов пищеварительной системы друг на друга.

За труды по исследованию иммунитета и процесса борьбы с болезнями в 1908 году премию получил Илья Мечников — биолог, эмбриолог и патолог, создатель теории иммунитета и основатель научной геронтологии.

Почтовая марка СССР, 1951 год: выдающиеся русские учёные

Почтовая марка СССР, 1951 год: выдающиеся русские учёные

В 1958 году советские ученые Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм получили Нобелевскую премию по физике за открытие излучения заряженных частиц, движущихся со сверхсветовой скоростью. В 1962 году лауреатом стал Лев Ландау за создание теории конденсированных сред и жидкого гелия. В 1964 году премии были удостоены физики Николай Басов и Александр Прохоров за работы по созданию квантовых генераторов (мазеров и лазеров). Исследования положили начало новой отрасли физики — квантовой электронике. В 1978 году лауреатом стал Петр Капица за открытия в физике низких температур. В 2000 году лауреатом Нобелевской премии стал Жорес Алферов. Награда была получена за разработки в полупроводниковой технике. В 2010 году лауреатом стал физик Константин Новоселов, проводивший новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена. Всего с 1904 года обладателями премий стали 26 российских и советских ученых, включая тех, кто получил образование в нашей стране, принял другое гражданство, а также литераторов, пишущих на русском языке.

Поздравляем научное сообщество с Днем российской науки!

"Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть".


День науки ежегодно отмечается в Российской Федерации 8 февраля. Именно в этот день в 1724 г. Петр Первый издал указ об основании Академии наук, и теперь эта дата стала праздником всех российских ученых.

Наша страна имеет славные традиции развития научного потенциала, что делает Россию одним из мировых лидеров во многих областях знаний. Российская наука – держит уровень и сегодня, а это очень важно, так как от достижений ученых зависит экономика, обороноспособность, медицина и промышленность нашей страны, а значит благосостояние и жизнь большинства российских граждан. Уже почти тысячу лет у нас в стране развивают науку, стараясь не только не отставать от ведущих стран, но и выйти в абсолютные мировые лидеры.

При царях

Центрами науки и просвещения на Руси сначала были монастыри. Именно там монахами были написаны работы по математике, истории, лингвистике еще в нач. XII в. Потом монголо-татарское нашествие на некоторое время отбросило нашу страну назад по сравнению с некоторыми европейскими странами, где активно развивались исследования. Только в XVII веке в России появляются первые научные центры, самым известным их них по праву считается Славяно-греко-латинская академия, выпустившая из своих стен много известных выпускников.

Император Петр I поставил цель ликвидировать отставание нашей страны от передовых государств и создал в Санкт-Петербурге Академию наук, куда пригласил работать учёных со всего мира. Особую славу принес себе в России и во всем мире Михаил Ломоносов, который не только создал Московских государственный университет, но и сам активно изучал химию, географию, физику, историю, экономику, лингвистику и многие другие дисциплины, где добился огромных успехов. Позже университеты открылись во многих крупных городах Российской империи.

Перед революцией в Российской империи действовало более трёхсот научных сообществ. Самые известные из них: Русское Географическое сообщество, Экономическое общество и Техническое сообщество. Перед революцией российская наука вышла на передовые позиции на планете. Хотя в Российской империи и сохранялось некоторое отставание от других западных стран, например, отсутствием необходимых приборов, инструментов, оборудования, которое научные сотрудники вынуждены были привозить. Из-за Гражданской войны, эмиграции многих светил науки, в стране остановилась на некоторое время плодотворная научная деятельность.

Советская наука

После революции наука была поставлена на службу государству, а именно его оборонительной мощи. Некоторые гуманитарные науки сначала были подвергнуты опале, а ученых-философов, например, и вовсе выслали из страны на пароходе. Большевики поставили себе задачу – как можно быстрее восстановить страну и построить мощную промышленность. Коммунистическим властям удалось создать эффективную систему организации научной деятельности, из-за которой государство быстро стало индустриальным, а также передовым в научной сфере. Созданы были многочисленные НИИ, действовала Академия наук СССР и ее филиалы во многих советских городах. При ВУЗах работали кафедры и институты, которые не только выращивали новые научные кадры, но и успешно занимались исследованиями.

По сути, именно научный и промышленный рывок 30-х помог победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановиться после неё. Страна уже в 1957 г. вывела первый искусственный спутник на околоземную орбиту, а в 1961 — Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, что воспринималось обществом как абсолютный триумф Страны Советов и ее строя. Успехи советских ученых были замечены мировым научным сообществом, многие из них были награждены Нобелевской и другими премиями. Работы И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и других советских ученых внесли огромный вклад в мировую науку, плоды которого мы используем и по сей день.

Современность

Российские исследователи продолжают славные традиции прошлого в науке. В РФ действует порядка четырех тысяч различных научных организаций и обществ, большинство государственных, которые занимаются научными исследованиями. Самых значительных успехов российские ученые добились в физике, биологии и химии, в то же время по гуманитарным и общественным наукам есть некоторое отставание, которое надеются сократить в самое ближайшее время. Вообще, в современной России особенное внимание уделяют знаниям в сфере безопасности, освоения космоса, военных вооружений, ядерной энергетики, телекоммуникационных систем и прочим.

Из проблем российской науки можно выделить малое число специалистов, которые обладают необходимой квалификацией в передовых научных дисциплинах, низкий отклик на научные достижения в бизнес среде, что помогло бы быстро внедрить изобретения в массовое производство. Многие ученые не раз заявляли, что хотели бы, чтобы доходы от продажи природных ресурсов в Российской Федерации использовались и для модернизации научно-исследовательского комплекса. В любом случае прогноз развития российской науки оптимистический, так что наши ученые еще покажут свой потенциал и наверняка выйдут в мировые лидеры.


День науки ежегодно отмечается в Российской Федерации 8 февраля. Именно в этот день в 1724 г. Петр Первый издал указ об основании Академии наук, и теперь эта дата стала праздником всех российских ученых.

Наша страна имеет славные традиции развития научного потенциала, что делает Россию одним из мировых лидеров во многих областях знаний. Российская наука – держит уровень и сегодня, а это очень важно, так как от достижений ученых зависит экономика, обороноспособность, медицина и промышленность нашей страны, а значит благосостояние и жизнь большинства российских граждан. Уже почти тысячу лет у нас в стране развивают науку, стараясь не только не отставать от ведущих стран, но и выйти в абсолютные мировые лидеры.

При царях

Центрами науки и просвещения на Руси сначала были монастыри. Именно там монахами были написаны работы по математике, истории, лингвистике еще в нач. XII в. Потом монголо-татарское нашествие на некоторое время отбросило нашу страну назад по сравнению с некоторыми европейскими странами, где активно развивались исследования. Только в XVII веке в России появляются первые научные центры, самым известным их них по праву считается Славяно-греко-латинская академия, выпустившая из своих стен много известных выпускников.

Император Петр I поставил цель ликвидировать отставание нашей страны от передовых государств и создал в Санкт-Петербурге Академию наук, куда пригласил работать учёных со всего мира. Особую славу принес себе в России и во всем мире Михаил Ломоносов, который не только создал Московских государственный университет, но и сам активно изучал химию, географию, физику, историю, экономику, лингвистику и многие другие дисциплины, где добился огромных успехов. Позже университеты открылись во многих крупных городах Российской империи.

Перед революцией в Российской империи действовало более трёхсот научных сообществ. Самые известные из них: Русское Географическое сообщество, Экономическое общество и Техническое сообщество. Перед революцией российская наука вышла на передовые позиции на планете. Хотя в Российской империи и сохранялось некоторое отставание от других западных стран, например, отсутствием необходимых приборов, инструментов, оборудования, которое научные сотрудники вынуждены были привозить. Из-за Гражданской войны, эмиграции многих светил науки, в стране остановилась на некоторое время плодотворная научная деятельность.

Советская наука

После революции наука была поставлена на службу государству, а именно его оборонительной мощи. Некоторые гуманитарные науки сначала были подвергнуты опале, а ученых-философов, например, и вовсе выслали из страны на пароходе. Большевики поставили себе задачу – как можно быстрее восстановить страну и построить мощную промышленность. Коммунистическим властям удалось создать эффективную систему организации научной деятельности, из-за которой государство быстро стало индустриальным, а также передовым в научной сфере. Созданы были многочисленные НИИ, действовала Академия наук СССР и ее филиалы во многих советских городах. При ВУЗах работали кафедры и институты, которые не только выращивали новые научные кадры, но и успешно занимались исследованиями.

По сути, именно научный и промышленный рывок 30-х помог победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановиться после неё. Страна уже в 1957 г. вывела первый искусственный спутник на околоземную орбиту, а в 1961 — Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, что воспринималось обществом как абсолютный триумф Страны Советов и ее строя. Успехи советских ученых были замечены мировым научным сообществом, многие из них были награждены Нобелевской и другими премиями. Работы И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и других советских ученых внесли огромный вклад в мировую науку, плоды которого мы используем и по сей день.

Современность

Российские исследователи продолжают славные традиции прошлого в науке. В РФ действует порядка четырех тысяч различных научных организаций и обществ, большинство государственных, которые занимаются научными исследованиями. Самых значительных успехов российские ученые добились в физике, биологии и химии, в то же время по гуманитарным и общественным наукам есть некоторое отставание, которое надеются сократить в самое ближайшее время. Вообще, в современной России особенное внимание уделяют знаниям в сфере безопасности, освоения космоса, военных вооружений, ядерной энергетики, телекоммуникационных систем и прочим.

Из проблем российской науки можно выделить малое число специалистов, которые обладают необходимой квалификацией в передовых научных дисциплинах, низкий отклик на научные достижения в бизнес среде, что помогло бы быстро внедрить изобретения в массовое производство. Многие ученые не раз заявляли, что хотели бы, чтобы доходы от продажи природных ресурсов в Российской Федерации использовались и для модернизации научно-исследовательского комплекса. В любом случае прогноз развития российской науки оптимистический, так что наши ученые еще покажут свой потенциал и наверняка выйдут в мировые лидеры.

Читайте также: