Оркестр русских народных инструментов доклад 3 класс

Обновлено: 08.07.2024

Современный оркестр русских народных инструментов – это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал русский народ.

Инструменты русского народного оркестра делятся на 4 группы:

Струнные музыкальные инструменты Балалайка – это символ русского народа. Первые упоминания о ней относятся к 1688 году. Балалайка – струнный щипковый музыкальный инструмент. У неё треугольный корпус, три струны и чуть отогнутый назад гриф. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцанье – удары пальцем по всем струнам одновременно. Звук у неё звонкий, яркий.

Струнные музыкальные инструменты Группа балалаек насчитывает 5 разновидностей: примы, секунды, альты, басы и балалайки-контрабасы. В оркестре группа балалаек занимает одно из первых мест.

Струнные музыкальные инструменты Домра – струнный щипковый инструмент с трёмя или четырьмя струнами, с полусферическим корпусом и грифом. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Звук у домры звонкий, певучий.

Струнные музыкальные инструменты Существует несколько разновидностей русской домры: пикколо, малая, альт, тенор, бас. Домра – ведущий инструмент в русском народном оркестре.

Струнные музыкальные инструменты Гусли. Этот инструмент появился на свет давным-давно. Гусли - струнный музыкальный инструмент в виде продолговатого плоского ящика с натянутыми струнами. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных – стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путём защипывания струн пальцами обеих рук.

Струнные музыкальные инструменты Различают крыловидные, шлемовидные гусли. Но в оркестре в основном используются клавишные и щипковые. Но иногда, если надо, то применяют и крыловидные, или, как их ещё называют, звончатые гусли.

Язычковые музыкальные инструменты Баян – русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовыми или готово-выборным аккомпанементом на левой. Баян - тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов и дал ему имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна.

Духовые музыкальные инструменты Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Духовые музыкальные инструменты Окарина – древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати.

Духовые музыкальные инструменты Свистулька – народный музыкальный инструмент. Может изготавливаться из глины, дерева, пластмассы. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы, в виде оленей, птиц, коней, собачек.

Ударные музыкальные инструменты Трещотка – ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из пластин, разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на шнур. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины.

Ударные музыкальные инструменты Ложки – оригинальный русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности. Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси.

Ударные музыкальные инструменты Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Лучше звучали ложки, сделанные из клёна. Ложечники-виртуозы играют тремя или пятью ложками. Две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию , что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.

Ударные музыкальные инструменты Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Ударные музыкальные инструменты Рубель . Этот ударный инструмент был ранее предметом быта – служил гладильной доской. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторной полостью. Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создавать богатую палитру звуков.

Ударные музыкальные инструменты Колокольчик – металлическая перевернутая чашечка, открытая снизу. Язычок-ударник, находящийся внутри металлической чашечки, при раскачивании ударяется о ее стенки, издавая резкие, звенящие звуки. Бубенчик – металлический полый шар, между стенок которого свободно перекатываются маленькие металлические шарики (один или несколько). Из колокольчика звук извлекается в подвешенном, вертикальном положении, а из бубенца звук можно извлечь его простым встряхиванием. Сегодня бубенцы и колокольчики звенят в коллективах Русских народных музыкальных инструментов в виде: связки из нескольких бубенчиков (колокольчиков); подвескам к бубну, ложкам, гуслям и другим Русским народным музыкальным инструментам.

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом. К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры.

Что такое оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.

Оркестр народных инструментов

К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.

  • Семейство домр включает в себя такие разновидности, как пикколо, малые, альтовые и басовые.
  • Балалайки тоже делятся на подвиды, такие как примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.
  • Из большого разнообразия гуслей в народном оркестре в основном используются стационарные варианты: клавишные и щипковые, но иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто называют звончатые гусли.

Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.

Свирель

Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.

Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.

Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов

История

История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.

Василий Андреев появился на свет в 1861 году в небольшом городке Бежецке, расположенном Тверской губернии. Отец семейства - Василий Андреевич Андреев, причисляемый к купечеству первой гильдии, обладал весьма приличным состоянием. Мать мальчика – Софья Михайловна, принадлежавшая к старинному дворянскому, но обедневшему роду, была хорошо образована, что вызывало большую гордость у мужа, который стремился к более достойному, нежели купеческий, благородному образу жизни. В доме Андреевых постоянно звучала музыка, поэтому мальчик рос в благоприятной творческой обстановке.

Василий Васильевич Андреев

Обладая незаурядными музыкальными способностями, он с раннего возраста стал самостоятельно осваивать разные инструменты, причём те, которые он находил в комнате слуг. Людская была излюбленным местом, куда маленький Васенька прятался от своих гувернанток. Там всегда было очень весело и интересно: девушки пели песни, а в маленьком шкафу прятали, привлекавшую его внимание, удивительную гармонь. Вскоре мать, заметив музыкальные увлечения сына и одобрительно к этому относившаяся, стала дарить ему разные инструменты. Сначала была гармошка, затем гитара и настоящая итальянская мандолина. Все инструменты Василий осваивал быстро и с большим увлечением. После смерти главы семейства мать и сын, которому исполнилось семь лет, переехали в имение Марьино – родовое поместье Софьи Михайловны, находившееся в ста километрах от Бежецка. Вот здесь в деревенской обстановке, интерес к народной музыке у мальчика возрос ещё больше. Он тайком убегал в деревню и там, у крестьян учился играть на разных музыкальных инструментах: рожках, свирели, жалейке и балалайке , которую освоил так, что в исполнении превзошёл своих учителей – деревенских пастухов.

Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.

Балалайка


Жалейка

Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.


После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.

Балалайка
Домра

Гусли
Рожки

Интересные факты

Фёдор Шаляпин

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Оркестр русских народных инструментов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Оркестр народных инструментов.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель : знакомство с оркестром русских народных инструментов.

- Обобщить знания о русских народных инструментах;

- Формировать универсальные учебные действия:

Познавательные:

- Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы - выполнения заданий, обосновать выбор способа;

- Извлекать информацию, представленную в разных формах;

Регулятивные:

- Оценить собственную успешность в выполнении заданий;

- Осуществлять само – и взаимопроверку работ, свое вокальное исполнение;

Коммутативные:

- Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою тоску зрения;

- Участвовать в работе группы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, детские шумовые инструменты, карточки с кроссвордом.

1.Создание ситуации успеха.

Дети входят в класс.

У. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Проверка выполнения домашнего задания.

У. ребята, дома вы должны были нарисовать русские народные инструменты. Давайте посмотрим, что получилось у вас.

2. Актуализация опорных знаний.

У. Ребята, сейчас каждый из вас получит карточку с музыкальным инструментом. Под музыку вы должны построиться в две команды. 1 команда- это инструменты симфонического оркестра, 2 – известные вам русские народные инструменты.

Звучит музыка. Ребята делятся на команды.

3. Постановка учебной задачи.

У. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

«Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Д. внимательно слушают загадку.

У. Представим, что наша команда – это оркестр. Давайте вспомним, что такое оркестр?

Д. Оркестр – это когда играет много инструментов.

У. Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах (слайд).

Мы с вами разделились на две команды и в каждой команде свой набор музыкальных инструментов. Как вы думаете, по какому признаку мы разделили?

У. Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

– Посмотрите внимательно на инструменты и подумайте, на сколько групп можно разделить все инструменты?

Ответы детей (3 группы.)

- Правильно. В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные (слайд).

У. Какие инструменты называются струнными?

Дети отвечают на вопрос.

У. Правильно, инструменты, где звук издает струна.

- Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?

Дети отвечают: балалайка, гусли и дт.(слайд)

- Посмотрите внимательно на слайд. Кто изображен на картинке.

Ответы ребят (гусляр Садко).

- На каком инструменте играет Садко?

- Правильно, гусли. А к какой группе он принадлежит и почему?

- Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще 6 веке. Гусли – это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 26. Давайте послушаем и посмотрим, как звучит этот инструмент (видеозапись).

Ученики смотрят и слушают звучание инструмента.

- А сейчас я вам загадаю еще одну загадку и те, у кого на карточке изображен этот инструмент, выходят вперед:

«Деревянная, круглая, звонкая.

Всего четыре струны,

- Правильно, это домра (слайд).

- Домра это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.

- Чем похожи инструменты балалайка и домра?

Ответы детей (струнная группа, щипковые).

- А в чем их различие?

Ответы (форма, прием игры, количество струн).

- Правильно. Молодцы. Вы сегодня очень хорошо работаете.

- Следующая группа народного оркестра – духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются?

- Правильно. Звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

- Какие духовые народные инструменты вы знаете?

Ответы ребят (свирель, дудочка и др.).

- Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе. И опять у меня для вас загадка:

«Звучал, тот инструмент.

- Поднимите, пожалуйста, карточки те ребята, у которых изображены эти инструменты.

Жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Давайте послушаем и посмотрим, как звучит жалейка (видео).

- Как вы думаете, почему название получил этот инструмент?

У. А как вы думаете, о каком инструменте следующая загадка:

«Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

- Я вам расскажу об этом инструменте, а вы найдите его по описанию в своих карточках. Свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубочек разной величины с боковыми отверстиями.

- Покажите этот инструмент на своих карточках.

- Давайте посмотрим и послушаем звучание этого инструмента и проверим, правильно ли вы угадали?

Просмотр и сравнение инструментов.

У. Посмотрите, пожалуйста, на отставшие инструменты? что их объединяет?

Ответы учеников (они принадлежат к ударной группе).

- Почему они так называется?

- Вы правы. Звук у этих инструментов идет от удара. В группу ударных инструментов входят ложки, трещотки, бубен (слайд).

Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклой стороной, и получается четкий, звонкий звук (слайд).

Давайте попробуем поиграть на ложках. Есть желающие?

Дети играют на ложках под руководством учителя.

- Трещотки – инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур.

Играющий на трещотках держит шнур за концы, и по-разному встряхивая его, извлекает звонкие звуки в различных темпах (слайд).

Давайте попробуем поиграть на трещотках. Есть желающие?

- Бубен – его встряхивают или ударяют ладошкой (слайд).

Учитель исполняет русскую народную мелодию, желающие аккомпанируют на бубне.

4. Применение теоретических знаний на практике.


музыкальные инструменты, звук которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие.

Свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки.

У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель,

пищаль, и т.д. Изготавливают свирель из различных материалов. При этом по звучанию они будут немного отличаться. Он известен

с незапамятных времен. Классическую свирель чаще изготавливают

Духовые инструменты Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века. Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит.

Духовые инструменты

Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.

Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит.

Духовые инструменты

Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.

Струнные инструменты Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических.

Струнные инструменты

Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических.

Струнные инструменты Национальным инструментом русского народа считается балалайка. Балалайка – это струнный инструмент. Традиционно в нём 3 струны, хотя раньше встречались и двухструнные варианты. Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью. Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука

Струнные инструменты

Национальным инструментом русского народа считается балалайка.

Балалайка – это струнный инструмент. Традиционно в нём 3 струны, хотя раньше встречались и двухструнные варианты. Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью. Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука

Струнные инструменты





1 2 3 4 5 6 7 8 9 10










-75%

Читайте также: