Органы военного управления доклад

Обновлено: 05.07.2024

Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. К органам государственного руководства относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов, осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования, Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

- осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра;

- подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

- наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;

- обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная звезда. – 1997, 27 декабря.

4. Основы (Концепция) государственной политики по военному строительству на период до 2005 года // Красная звезда. – 1998, 4 августа.

5. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996.

7. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке. Выпуски №№ 1-3. – М., 1997 - 1998.

Подполковник Марущенко В.В., кандидат философских наук

ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее сущность и значение.

2. Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы.

3. Задачи Вооруженных Сил по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Вопросы национальной безопасности страны, особенно ее военные аспекты, всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Они постоянно находятся в центре внимания государственного и военного руководства, всего общества, так как от уровня и надежности безопасности страны зависит ее стабильное и устойчивое развитие.

Практика государственного строительства последних лет показала – стране крайне необходим программный документ общенациональною характера, определяющий политику государства в обеспечении безопасности России. Таким документом стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ 17 декабря 1997 года.

Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Количество знаков с пробелами: 245231
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Понятие и внутренняя структура военной организации государства как совокупности силовых структур государства, обеспечивающих его оборону, внешнюю и внутреннюю безопасность. Требования к ее формированию, правовая основа функционирования и значение.

Рубрика Военное дело и гражданская оборона
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.10.2014
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Военная организация Российской Федерации

военный безопасность силовой

Военная организация Российской Федерации (ВО РФ) представляет собой совокупность силовых структур государства, обеспечивающих оборону, внешнюю и внутреннюю безопасность страны. В состав ВО входят различные вооружённые формирования и организации, предусмотренные федеральным законодательством. Деятельность всех элементов и структур ВО РФ осуществляется на основе Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими законами РФ в области обороны и безопасности, а также нормативными правовыми актами Президента, Федерального собрания и Правительства РФ. Руководство строительством, подготовкой и применением ВО РФ осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ. Правительство РФ организует оснащение ВС вооружением, военной техникой, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории РФ в интересах обороны. В ВО РФ (на янв. 2002) входят: Вооружённые силы РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Железнодорожные и другие войска, а также военно-административные, военно-правовые органы и учреждения государства. Каждая силовая структура имеет свои ведомственные органы руководства и управления, однако в период военного времени или чрезвычайного положения функционирование ВО становится строго централизованным и единым. Ядром и основным элементом ВО являются Вооружённые силы.

ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды ВС, рода войск, тыл и в войска, не входящие в виды ВС. Видами ВС являются Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ). Родами войск являются: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН); Космические войска (КВ); Воздушно-десантные войска (ВДВ); а также в СВ - мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерия СВ, авиация СВ; в ВВС - бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, военно-транспортная авиация, а также рода противовоздушной обороны - зенитно-ракетные и радиотехнические; в ВМФ - надводные и подводные силы, морская авиация, а также береговые войска с морской пехотой, береговыми ракетно-артиллерийскими войсками и войсками береговой обороны. В ВС РФ имеются специальные войска различного подчинения, Войска специального назначения и Тыл ВС. Специальные войска предназначены для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности ВС. К ним относятся инженерные войска, войска связи, войска радиационной, химической и биологической защиты, радиотехнические части и топогеодезические подразделения. Некоторые виды ВС и рода войск имеют свойственные только им специальные войска, например инженерно-аэродромные части в ВВС. Войска специального назначения предназначены для ведения диверсионно-разведывательных, подрывных и специальных операций в тылу противника. Тыл ВС предназначен для тылового и технического обеспечения войск (сил). Он включает материальное, транспортное, инженерное, аэродромное, медицинское, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение. Виды ВС, рода войск, специальные войска и Войска специального назначения выполняют возложенные на них задачи с применением присущих только им средств вооружённой борьбы в тесном взаимодействии между собой.

Основой боевой мощи ВС РФ являются Стратегические ядерные силы, которые подразделяются на наступательные и оборонительные. К наступательным стратегическим силам относятся части, соединения и объединения межконтинентальных баллистических ракет с ядерным оружием, подводных лодок, оснащённых ядерными баллистическими ракетами, а также стратегической авиации. В стратегические оборонительные силы входят системы предупреждения о ракетно-ядерном нападении, а также силы и средства противокосмической и противоракетной обороны.

Руководство ВС осуществляет Верховный Главнокомандующий - Президент РФ. Управление ВС РФ и другими войсками осуществляют соответствующие руководители федеральных органов исполнительной власти. Министерство обороны РФ как федеральный орган исполнительной власти координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны. Министерство обороны является центральным органом военного управления и состоит из главных и центральных управлений, самостоятельных управлений, служб, отделов, направлений и инспекций центрального подчинения. В Министерстве обороны образуется коллегия. Возглавляет коллегию министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Генеральный штаб ВС РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления ВС, осуществляющим координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов РФ. Основными задачами Генерального штаба являются: стратегическое планирование применения ВС, других войск и воинских формирований и органов; проведение оперативной и мобилизационной подготовки; поддержание боевой и мобилизационной готовности и др. Возглавляется начальником Генерального штаба, являющимся по должности 1-м заместителем министра обороны РФ.

Комплектование ВС РФ военнослужащими осуществляется в добровольном порядке (по контракту), а также на основе воинской обязанности граждан (по призыву). При этом применяется экстерриториальный принцип комплектования. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Срок военной службы для военнослужащих по призыву - 24 мес., для окончивших высшие учебные заведения - 12 мес. Срок прохожденияслужбы по контракту определяется договором (контрактом). В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Штатная численность ВС в 2002 составляет около 1 млн чел. Офицерские кадры для ВС РФ готовятся в 7 военных академиях, 10 военных университетах, 37 военных институтах, а также на военных факультетах гражданских вузов и в военных училищах. Для обеспечения деятельности ВС РФ существует гражданский персонал Вооружённых сил, штатная численность которого устанавливается Правительством РФ, а перечень должностей - Министерством обороны РФ. Для мобилизационного развёртывания ВС создаётся запас военнообученных людских ресурсов.

Оперативно-стратегическим территориальным объединением ВС РФ являются военные округа, которые предназначены для выполнения в установленных для них границах оперативных, военно-административных, мобилизационных задач, задач территориальной обороны, а также тылового обеспечения войск (сил). Территория страны разделена на шесть военных округов: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Размещение ВС РФ может осуществляться при определённых обстоятельствах и за пределами границ государства для выполнения миротворческий функций, в т.ч. и в составе ВС ООН. Подобные акции осуществляются на основе международных договоров и с санкции Федерального собрания РФ.

В мирное время ВС содержатся в сокращённом составе. Их развёртывание в необходимых пределах может осуществляться с возникновением военной угрозы государству или с началом военных действий. При этом изменяется не только количество, но и структура ВС.

ВС РФ оснащены современным вооружением и военной техникой, которые подразделяются по принадлежности к определённому виду ВС или роду войск, по виду носителей или способу доставки к цели средства поражения (авиационное, корабельное, бронетанковое, артиллерийское, ракетное и др.).

Военное искусство и военное строительство ВС РФ направлено на решение задач предотвращения войны и поддержания их боевой мощи на уровне, достаточном для обороны страны и отпора агрессору. Геостратегические реалии кон. 20 - нач. 21 в. потребовали уточнения стратегии, оперативного искусства и тактики, характера и содержания военного строительства. Основными формами применения ВС и других войск являются стратегические операции, операции и боевые действия, совместные специальные операции (во внутренних вооружённых конфликтах), контртеррористические и миротворческие операции. В стратегии основное внимание уделяется стратегической обороне и контрнаступлению, в оперативном искусстве - разработке активных форм и способов ведения оборонительных операций, в тактике - совершенствованию способов удержания тактической зоны обороны, нанесения противнику урона, обеспечивающего переход в решительное контрнаступление и его разгром.

Общей тенденцией в военном строительстве является сокращение вооружений, численности войск, расходов на оборону, постепенный переход к высокопрофессиональным армии и флоту, имеющим оружие высоких технологий. Значительно усиливается правовая регламентация функционирования ВС и контроль над их деятельностью со стороны общества.

Министры обороны ВС РФ: Б.Н. Ельцин (март-май 1992), П.С. Грачёв (1992-96), И.Н. Родионов (1996-97), И.Д. Сергеев (1997-2000), С.Б. Иванов (с 2001); начальники Генерального штаба ВС РФ: В.П. Дубынин (1992), М.П. Колесников (1992-96), В.Н. Самсонов (1996-97), А.В. Квашнин (с 1997).

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики в сфере защиты государственной границы, территории моря, континентального шельфаи исключительной экономической зоны. Образована 30.12.1993 как государственный орган руководства пограничными войсками (ФПС - Главкомат пограничных войск РФ), с 30.12.1994 - ФПС РФ. Возглавляет единую централизованную систему, включающую: органы пограничного контроля; орган внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению безопасности системы ФПС России, органы пограничной стражи и другие органы; пограничные войска; военные образовательные учреждения, а также предприятия и другие организации. Органы и войска ФПС охраняют государственную границу на суше, море, реках, озёрах и иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу. Во главе ФПС находится директор, который является также главнокомандующим пограничными войсками: А.И. Николаев (1993-97), К.В. Тоцкий (с 1998). C 2003 в составе ФСБ.

Служба внешней разведки (СВР) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разведывательную деятельность в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Образована 18.12.1991 на основе Первого Главного управления Комитета государственной безопасности СССР. Включает: добывающий аппарат; аналитические и оперативно-технические подразделения; систему подготовки кадров, научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие и вспомогательные службы. Директора: Е.М. Примаков (1991 - 96), В.И. Трубников (1996-2000), С.Н. Лебедев (с 2000).

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Образовано 10.12.1994 на базе Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). В систему МЧС входят: органы управления, войска Гражданской обороны; поисково-спасательная служба; Государственная противопожарная служба (до 1.1.2002 входила в Министерство внутренних дел РФ), центры управления в кризисных ситуациях, специального назначения, наблюдения и лабораторного контроля, экстреннойрадиационной медицины, стратегических исследований и др., а также аэромобильный спасательный отряд, агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях и др. учреждения и организации. Министр С.К. Шойгу (с 1994).

Железнодорожные войска - специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. Состоят из соединений и различных специализированных частей. С 1995 - находятся в ведении Федеральной службы железнодорожных войск. Руководство железнодорожными войсками осуществляет командование через Штаб железнодорожных войск.

Гост

ГОСТ

Органы военного управления

Органы военного управления – это органы государственного управления, деятельность которых сосредоточена на регулировании и организации функционирования вооруженных сил государства.

Военное управление выступает в качестве комплекса мер, который принимается государством для формирования вооруженных сил, их поддержания в должном состоянии, обеспечивающем обороноспособность страны, а также управления вооруженными силами.

Структура функций военного управления включает:

  • во-первых, осуществление военного строительства и обеспечение развития различных элементов вооруженных сил страны;
  • во-вторых, обеспечение боевой готовности вооруженных сил;
  • в-третьих, обеспечение поддержки и развития государственных возможностей мобилизации;
  • в-четвертых, полноценное обеспечение вооруженных сил для организации их функционирования и выполнения задач;
  • в-пятых, финансирование вооруженных сил и контроль целевого использования выделенных средств;
  • в-шестых, руководство войсками при выполнении задач в военное и мирное время.

Военное управление различных стран практически всегда характеризуется одинаковой структурой. В качестве верховного главнокомандующего, как правило, выступает глава государства, являющийся высшим должностным лицом, ответственным за осуществление военного управления.

Российской Конституцией закрепляется перечень военных формирований и учреждений, включаемых в состав вооруженных сил, и органов управления вооруженными силами. Осуществление управления вооруженными силами возлагается на Правительство, действующее через специализированный централизованный орган, в качестве которого традиционно выступает Министерство обороны страны.

Правовую базу функционирования Министерства обороны страны составляют положения Конституции России, федеральных конституционных законов, собственно федеральных законов, актов российского Президента, международных договоров Российской Федерации.

Осуществление военного управления Министерством обороны выполняется либо непосредственно, либо через систему органов управления военных округов, другие органы военного управления, военные комиссариаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль Министерства обороны России в военном управлении

В качестве централизованного органа, ответственного за осуществление военного управления, выступает Министерство обороны, во главе которого находится соответствующий министр.

Министерство обороны России выступает в качестве:

  • во-первых, федерального органа исполнительной власти, на который возложено исполнение функции выработки и реализации политики государства, формирования нормативно-правовой базы в сфере обороны;
  • во-вторых, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, призванного управлять и распоряжаться имуществом вооруженных сил России и подведомственных организаций.

Деятельностью Минобороны России руководит Президент России.

Структура Минобороны включает в себя:

  • органы центрального военного управления;
  • прочие подразделения.

Минобороны России выступает в качестве органа управления вооруженными силами страны.

Состав задач Минобороны Российской Федерации

Деятельность Минобороны Российской Федерации направлена на решение следующего комплекса задач:

  • осуществление выработки и проведения в жизнь государственной политики в сфере обороны;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в сфере обороны;
  • осуществление нормативно-правового регулирования функционирования вооруженных сил и подведомственных органов власти исполнительного назначения;
  • осуществление координации функционирования органов власти исполнительного назначения федерального и регионального уровня, занятых вопросами обороны, координации функционирования войск и их строительства;
  • осуществление координации и контрольной деятельности в отношении функционирования органов исполнительного назначения федерального уровня, подведомственных Минобороны России;
  • осуществление координации действий вооруженных сил в отношении обеспечения вопросов безопасности движения на дорогах;
  • управление организацией применения войск в соответствии с законодательством России и международным правом;
  • осуществление поддержания вооруженных сил в состоянии готовности;
  • осуществление мер, направленных на строительство вооруженных сил;
  • осуществление мер по обеспечению социальной защиты граждан, несущих военную службу, уволенных с неё, и членов семей военнослужащих;
  • осуществление выработки и реализации политики государства в сфере военного сотрудничества на международной арене.

Полномочия Министерства обороны России в военном управлении

В соответствии с требованиями законодательства в состав полномочий Министерства обороны России входят следующие:

Вооружённые Силы – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В исключительных случаях Вооруженные Силы могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Вооружённые Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил, в тыл Вооружённых Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооружёнными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооружёнными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооружённых сил, мобилизационный план Вооружённых сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) является органом управления Вооружёнными силами России. Руководство деятельностью МО РФ осуществляет Президент РФ. В структуру МО РФ входят службы МО РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, – председателю правительства России.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является органом военного управления МО РФ, осуществляющим планирование применения ВС РФ, организацию управления войсками (силами), мобилизационной подготовки и мобилизации ВС РФ, планирование строительства ВС РФ.

Основные задачи Вооружённых сил и других войск в мирное время:

а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;

б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

д) поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

ж) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых сил Российской Федерации;

з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;

л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

о) борьба с терроризмом;

п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Основные задачи Вооружённых Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развёртывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Основными задачами Вооружённых Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников.

В целях оптимизации структуры управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны установлено военно-административное деление территории России на военные округа.

Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооружённых Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.

Указом Президента Российской Федерации № 1144 от 20 сентября 2010 года установлено нынешнее военно-административное деление Российской Федерации. В России создано четыре военных округа (вместо шести) и четыре объединённых стратегических командований (ОСК) для управления применением войск (сил) округа.

Структура территориальной организации Вооружённых Сил России включает:

В состав Вооружённых Сил входят: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот, являющиеся видами Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска, являющиеся родами войск Вооруженных Сил; войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил; части, учреждения, предприятия материально-технического обеспечения Вооруженных Сил; организации и воинские части строительства и расквартирования войск.

Виды Вооружённых Сил выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск Вооружённых Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид Вооружённых Сил состоит из родов, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов Вооружённых Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Рода войск Вооружённых Сил выполняют задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и видами Вооруженных Сил, применяя присущие им средства вооруженной борьбы, формы и способы ведения военных действий. Родам войск Вооруженных Сил состоят из объединений (кроме ВДВ), соединений и частей, предназначенных для решения определенных оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности родов войск Вооруженных Сил в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.

Войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил, предназначены для обеспечения боевой деятельности Вооружённых Сил и решения присущих им задач. К ним относятся соединения и части центрального подчинения: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, ядерного, технического, топогеодезического обеспечения.

Сухопутные войска – это вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Они предназначены для прикрытия сухопутной части государственной границы, отражения агрессии на стратегических направлениях, удержания занимаемых районов, рубежей, позиций и объектов, разгрома вторгшихся группировок войск во взаимодействии с видами, родами войск Вооружённых Сил и другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Сухопутные войска включают: мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск Сухопутных войск, десантно-штурмовые соединения и воинские части; специальные войска (разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты; воинские части обеспечения и охраны органов военного управления.

Организационно Сухопутные войска состоят из органов военного управления, общевойсковых объединений, соединений и воинских частей.

К соединениям относятся дивизии, бригады, военные базы. Бригады являются основными соединениями Сухопутных войск.

К воинским частям относятся полки, отдельные батальоны (дивизионы), базы хранения и ремонта военной техники и другие организационно-самостоятельные административно-хозяйственные структуры Сухопутных войск.

Воздушно-космические силы (ВКС) предназначены для вскрытия начала нападения противника с воздуха и космоса, отражения агрессии в воздушно-космической сфере, ведения разведки воздушно-космической обстановки, запуска космических аппаратов и управления ими в орбитальном полёте, поражения наземных, морских и воздушных целей с применением обычных и ядерных средств поражения.

ВКС включают:

  • Военно-воздушные силы;
  • Космические войска;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны.

В состав созданных Воздушно-космических сил, помимо названных родов войск (сил), входят специальные войска (разведки; связи, радиотехнического обеспечения и АСУ; РЭБ; инженерные; РХБ защиты; топогеодезические; поиска и спасения; метеорологические; воздухоплавательные), части, учреждения и организации материально-технического и медицинского обеспечения; части обеспечения и охраны органов военного управления.

Основу Военно-воздушных сил как рода сил ВКС составляют авиационные соединения, части и подразделения различных составных частей и родов авиации.

Авиация ВКС по своему предназначению подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются родами авиации ВКС.

Войска ПВО-ПРО включают зенитные ракетные, радиотехнические войска и войска ракетно-космической обороны.

Космические войска – род войск ВКС, предназначенный для обеспечения органов государства и военного управления достоверной информацией предупреждения о ракетно-ядерном нападении на Российскую Федерацию, контроля космического пространства, поддержания в установленном составе наземных средств запуска и управления космических аппаратов (КА), осуществления запусков КА и управления ими в орбитальном полёте.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Военно-Морской Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения.

Военно-Морской Флот включает в себя три рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и два рода войск: войска ПВО, береговые войска (морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска).

Ракетные войска стратегического назначения – род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент её стратегических ядерных сил, предназначенный для сдерживания агрессии против Российской Федерации и её союзников, а в ходе войны – для поражения объектов военного и экономического потенциала противника нанесением ракетно-ядерных ударов.

В РВСН функционально выделяют: органы военного управления; боевые войска (войска стационарного базирования и мобильного базирования); специальные войска; воинские части и организации обеспечения и охраны; другие формирования и организации.

Органы военного управления РВСН включают командование РВСН, управления ракетных армий, управления ракетных дивизий и предназначены для руководства войсками.

Боевые войска РВСН представлены войсками стационарного и мобильного базирования.

Воздушно-десантные войска - род войск Вооружённых Сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу, а также по обороне отдельных направлений, районов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, противника и выполнения других задач.

В составе Воздушно-десантных войск:

Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:

106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;

7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;

76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;

31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада

Воинская часть специального назначения:

45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения

Воинские части обеспечения:

Заключение

В целях обеспечения надёжной обороны страны и защиты её жизненно важных интересов Военной доктриной РФ определён комплекс задач, которые государство должно решать в мирное и военное время. Для решения этих задач с учётом внутренних и внешних военных угроз, характера и масштаба войн и вооружённых конфликтов, в которые может быть вовлечена РФ, в стране осуществляется военное строительство, создаётся и совершенствуется военная организация, основой и ядром которой являются Вооружённые силы Российской Федерации.

Читайте также: