Организация работы местных органов социальной защиты населения доклад

Обновлено: 05.07.2024

С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения в Российской Федерации представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, созданное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 на базе двух министерств: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития.

Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социального развития. Минздравсоцразвития России также вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр наделен рядом полномочий и в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, он принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности фондов и назначает проверки их деятельности.

Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразвития России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В ведении Минздравсоцразвития России находится ряд федеральных служб и агентств: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах. Возглавляют службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган социальной защиты населения и именуется он по-разному – министерство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомочия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.

Региональные органы социальной защиты населения являются отраслевыми органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными администрации субъектов, обеспечивающими реализацию политики РФ и ее субъекта в области социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом субъекта РФ, его законами, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства.

Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление. Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты региона, которая включает в себя различные государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.

Руководство Департаментом осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией субъекта РФ. Заместители руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности администрацией субъекта РФ по представлению руководителя Департамента,




Сотрудники Департамента являются государственными служащими, и на них распространяются законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими.

Контроль за деятельностью Департамента осуществляет администрация региона. Ревизию деятельности Департамента осуществляют уполномоченные администрацией региона органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.

Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании постановления администрации региона. Департамент социальной защиты населения имеет в своем подчинении нижестоящие органы – районные, городские. Структура органов социальной защиты населения субъектов РФ (территориальных органов социальной защиты населения) может состоять из отделов, подотделов, секторов и прочего.

Общее руководство и координацию деятельности учреждений, предоставляющих населению различные формы социального обслуживания, на районном (городском) уровне осуществляют соответствующие органы социальной защиты населения. Местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и осуществлению практической деятельности.

С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения в Российской Федерации представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, созданное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 на базе двух министерств: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития.

Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социального развития. Минздравсоцразвития России также вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр наделен рядом полномочий и в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, он принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности фондов и назначает проверки их деятельности.

Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразвития России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В ведении Минздравсоцразвития России находится ряд федеральных служб и агентств: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах. Возглавляют службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган социальной защиты населения и именуется он по-разному – министерство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомочия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.

Региональные органы социальной защиты населения являются отраслевыми органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными администрации субъектов, обеспечивающими реализацию политики РФ и ее субъекта в области социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом субъекта РФ, его законами, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства.

Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление. Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты региона, которая включает в себя различные государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.

Руководство Департаментом осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией субъекта РФ. Заместители руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности администрацией субъекта РФ по представлению руководителя Департамента,

Сотрудники Департамента являются государственными служащими, и на них распространяются законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими.

Контроль за деятельностью Департамента осуществляет администрация региона. Ревизию деятельности Департамента осуществляют уполномоченные администрацией региона органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.

Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании постановления администрации региона. Департамент социальной защиты населения имеет в своем подчинении нижестоящие органы – районные, городские. Структура органов социальной защиты населения субъектов РФ (территориальных органов социальной защиты населения) может состоять из отделов, подотделов, секторов и прочего.

Общее руководство и координацию деятельности учреждений, предоставляющих населению различные формы социального обслуживания, на районном (городском) уровне осуществляют соответствующие органы социальной защиты населения. Местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и осуществлению практической деятельности.

Цель – изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной защитой населения.
Задачи: изучить структуру, функции, принципы организации региональных и территориальных систем управления социальной защитой населения, описать действие законов, указов, подзаконных актов, регулирующих работу системы социальной защиты в регионах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная защита населения
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………………………4
1.2. Направления и функции социальной защиты населения…………………………………6
1.3. Государственные органы социальной защиты населения………………………………..9
Глава 2. Структура и правовое регулирование территориальных органов социальной защиты
2.1 Структура организации Департамента социальной защиты Краснодарского края……16
2.2 Функции регионального органа социальной защиты населения………………………..19
2.3 Нормативно-правовая база работы регионального органа социальной защиты населения………………………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………………. 28
Список литературы……………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

организациякурсач.docx

Глава 1. Социальная защита населения
1.1. Сущность социальной защиты населения…………………………………………………4
1.2. Направления и функции социальной защиты населения…………………………………6
1.3. Государственные органы социальной защиты населения………………………………..9

Глава 2. Структура и правовое регулирование территориальных органов социальной защиты

2.1 Структура организации Департамента социальной защиты Краснодарского края……16

2.2 Функции регионального органа социальной защиты населения………………………..19

2.3 Нормативно-правовая база работы регионального органа социальной защиты населения……… ……………………………………………………………………………… ..27

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции РФ от 12.12.93г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом РФ (ст. 39).

В условиях современного российского общества существование системы социальной защиты населения стало необходимостью, так как в результате рыночных реформ 90-х годов XX века произошло массовое ухудшение материальных условий жизни населения России. Современное состояние общества, связанное с его полярным расслоением на классы бедных, неимущих, имеющих доходы ниже прожиточного минимума и класс олигархов, доходы которых превышают минимальный размер оплаты труда в сотни тысяч раз, отсутствие среднего класса в России выражает острую необходимость осуществления социальной поддержки и защиты населения.

Наличие федеральной социальной политики указывает на необходимость развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации социальной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения непосредственно в регионах и адресной социальной работой с клиентами социальной защиты населения.

Объект – социальная защита населения.

Предмет – организация работы органов соц. защиты.

Цель – изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной защитой населения.

Задачи: изучить структуру, функции, принципы организации региональных и территориальных систем управления социальной защитой населения, описать действие законов, указов, подзаконных актов, регулирующих работу системы социальной защиты в регионах.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Социальная защита населения

1.1. Сущность социальной защиты населения.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.


Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
– социальное обеспечение;

– социальную поддержку (помощь).

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Итак, одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально -значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.


1.2. Направления и функции социальной защиты населения


В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках.

В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения:

1.Социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.

А) Эффективной занятости человека; предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности, выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством.

Б) Охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
В) Оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

Г) Реализации молодежью своего потенциала: в научном, культурном и спортивном планах.
Д) Равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни -
(в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту).
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи).

4. Социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков.

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.


Кто осуществляет функции организации социальной защиты населения?

В нашей стране, организация социальной защиты населения осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Органы социальной защиты населения функционируют на четырех уровнях:

  • федеральный или республиканский;
  • региональный или местный;
  • уровень рабочей силы;
  • уровень благотворительных НПО.

К основным целям деятельности органов местного самоуправления относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Социальная поддержка и обслуживание населения являются основой благополучия для отдельных категорий нуждающегося населения, инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций.

Деятельность по социальной защите населения на уровне регионов осуществляется органами государственной власти, а также имеющимися на территориях муниципальных образований, учреждениями и организациями социальной сферы вместе с органами местного самоуправления, которые конкретизируют содержание и методы работы социальных служб.

Цели и задачи организации социальной защиты населения органами муниципального управления выражаются в определенных функциях, которые хоть и являются относительно самостоятельными, но все же тесно взаимосвязанными между собой. К таким функциям можно отнести:

  • экономические функции;
  • бытовые функции;
  • психолого-педагогическую функцию;
  • социальную и медицинскую функцию;
  • правовую функцию;
  • функции организации труда и отдыха и др.

На уровне муниципальных образований, основной задачей органов местного самоуправления в области организации социальной защиты населения, является предоставление комплекса социальных услуг, которые способны обеспечить соответствующие требованиям и установленным критериям условия жизни человека и непрерывному воспроизводственному процессу на территории.

На муниципальном уровне местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику того или иного муниципального образования, устанавливаются на основании разработанных и представленных региональных норм.

Управленеи социальной защитой населения на муниципальном уровне

Управление социальной защитой населения на муниципальном уровне можно представить в виде следующей цепочки информационных процессов:

  • учет граждан, составляющих категорию незащищенных слоев населения;
  • анализ незащищенных слоев населения по категориям и видам помощи;
  • прогнозирование динамики и структуры показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
  • оптимизационные расчеты;
  • планирование ресурсов.

Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне, представляет собой часть социальной политики, которая представляется как система определенных целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, а также на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне формируется на основе социальной политики государства через систему взаимодействия с органами государственной власти, а в частности с органами власти региональной власти. Муниципальная система организации социальной защиты населения реализуется, как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере, а в частности в сфере социальной защиты населения.

Особенностью организации социальной защиты населения на муниципальном уровне, является то, что ее реализация происходит всегда за счет мощной государственной финансовой поддержки. В связи с чем, логическим будет отразить то, что государственные рычаги и механизмы, в настоящее время, способствуют наиболее эффективному функционированию социальной защиты населения.

Именно на муниципальном уровне, органами местного самоуправления осуществляется деятельность, призванная конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики в области организации социальной защиты населения. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне осуществляется в прямой и косвенной формах, т.е. в виде гарантий и льгот, социальной помощь, и социальным обслуживанием.

Основные виды услуг социальной защиты, которые предоставляются органами местного самоуправления на территории муниципальных образований:

  • оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи;
  • организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат;
  • предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на частичную оплату жилого помещения и коммунальных услуг
  • предоставление отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по проезду отдельными видами транспорта
  • возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и выплата социального пособия на погребение;
  • назначение и выплата государственного единовременного пособия и ежемесячной компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений;
  • возмещение расходов на погребение реабилитированного лица и другие.

Показатели эффективности организации социальной защиты населения

В практике оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, имеется ряд качественных и количественных показателей, которые способны провести оценку деятельности органов местного управления в области социальной защиты населения. К таким показателям, относятся показатели, характеризующие уровень социальной инфраструктуры, а также уровень обеспеченности малоимущих слоев населения необходимой помощью.

Стоит отметить, что нормативные акты, ни на федеральном, ни на региональном уровне, не содержат установленный перечень определенных показателей, с помощью которых в полной мере было бы возможно оценить уровень эффективности организации управления социальной защитой населения на определенной территории. Однако, считаем целесообразным создать такой перечень обобщающих показателей с учетом особенностей отдельных территорий.

В таблице 1 представлен перечень показателей, прямо или косвенно, характеризующих эффективность организации управления социальной защитой населения на территории муниципального образования.

Табл.1.1Обобщающие показатели оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципального образования

Вид показателяНаименование показателя
12
Показатели, характеризующие эффективность развития экономики— численность населения; — среднегодовая численность занятых в экономике; — численность безработных; — доходы и расходы местного бюджета
Показатели, характеризующие уровень жизни населения— среднедушевые денежные доходы в месяц; — реальные располагаемые денежные доходы; — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; — средний размер назначенных месячных пенсий; — прожиточный минимум; — численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения.
Показатели, характеризующие уровень здравоохранения— число медицинских организаций; — мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену; — число больничных коек; — численность врачей; — численность среднего медицинского персонала; — заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения.
Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения— численность пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с размером начисленной заработной платы.
Показатели, характеризующие уровень жилищного обеспечения— общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; — капитально отремонтировано многоквартирных домов; — число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия; — число семей, состоящих на учете для получения жилья; — количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; — сумма субсидий населению; — среднемесячный размер начисленных субсидий на семью; — численность граждан, пользующихся социальной поддержкой; — размер предусмотренных средств на социальную поддержку; — размер социальной поддержки на одного пользователя.

Важно отметить тот факт, что в настоящее время сам механизм муниципального управления социальной защиты населения в нашей стране несовершенен, к сожалению, он не дает гарантий социальной защиты всем слоям населения страны. Эффективность организации социальной защиты населения на уровне органов муниципальной власти, определяется рядом факторов, выявив которые и оценив их влияние можно значительно улучшить социальное положение населения на территории.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: демографическое состояние на территории муниципального образования; размеры территории; социально – экономические и этноконфессиальные характеристики населений; качество работы местных органов самоуправления; наличие и качество организации работы общественных объединений и некоммерческих организаций и другие.

К внешним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: общее социально-экономическое состояние в стране; достаточность финансирования системы социального обеспечения; эффективность, рациональность и целесообразность принимаемых нормативно-правовых актов; систему организации местного самоуправления; распределение полномочий между уровнями власти и другие.

Таким образом, особенности организации управления социальной защитой населения на муниципальном уровне заключаются в том, что местные органы власти исполняют принятые на федеральном и региональном уровне законопроекты, программы и иные регламентирующие нормативными документами способы и методы организации социальной защиты населения. Существующая система социальной защиты населения в нашей стране и в частности организация социальной защиты населения на уровне муниципальных образований развивается слабо. Существует ряд проблем, таких как: уровень занятости населения, недостаточный уровень оплаты труда, рост бедности, низкое качество предоставления социальной помощи нуждающимся и другие. Органом местного самоуправления необходимо принимать меры для повышения эффективности работы системы социальной защиты в муниципальных образованиях, качества услуг и уровня благосостояния граждан территории, а также повышать социально-экономический уровень развития территории.

Гост

ГОСТ

Понятие и значение социальной защиты населения

Социальная защита населения характеризуется как направление управленческой деятельности государства, осуществляемой в целях наиболее полного обеспечения конституционно закрепленных прав личности при гарантировании минимальных стандартов их реализации.

В число приоритетных аспектов названного направления государственной политики входит обеспечение права личности на минимальный размер оплаты трудовой деятельности, предоставление государством средств поддержки лицам, не имеющим дохода, а именно социальное обеспечение по старости, болезни, в случае гибели кормильца, на период воспитание детей и др.

Социальная защита традиционно объединяет следующие сферы социальных интересов государства: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка.

Реализация социальной политики предполагает использование следующих форм:

  • закрепление на законодательном и подзаконном уровнях социальных гарантий, их обеспечение на основе соответствующих стандартов и др.;
  • оказание социальных услуг населению;
  • реализация целевых социальных программ;
  • осуществление социального страхования населения и др.

Учреждения социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях власти

На федеральном уровне организации публичной власти и управления вопросы социальной защиты переданы в ведение Минтруд России. Министерство реализует следующие полномочия в рассматриваемой области государственного управления:

  • готовит предложения и реализует социальное направление государственной политике для преодоления комплексных проблемных аспектов социального развития страны;
  • содействует совершенствованию социального страхования;
  • обеспечивает развитию системы оплаты труда, а также обеспечению эффективного социального партнерства;
  • организует пенсионное обеспечения населения по старости, инвалидности и т.д., а также организует социальное обслуживание, совершенствует условия труда и порядок их охраны;
  • обеспечивает эффективную занятость населения, а также социальные гарантии и защиту.

Готовые работы на аналогичную тему

На уровне регионов действуют региональные органы социальной защиты, которые именуются по-разному, например, департаменты, управления, отделы и пр. Названные региональные органы подчиняются одновременно высшему исполнительному органу субъекта федерации и Минтруд России.

Региональные органы публичной власти в области социальной защиты, организации, которые находятся в их ведении, а также территориальные подразделения региональных органов составляют единую систему, которая реализует социальную защиту населения на уровне региона, а именно:

  • обеспечивает поддержку семьи на региональном уровне;
  • обеспечивает поддержку иных социально незащищенных слоев населения – граждан пожилого возраста, граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.;
  • развивает и совершенствует систему социальных служб на региональном уровне;
  • осуществляют публичное управление от имени государства на региональном уровне в сфере пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Региональный орган публичной власти в сфере социальной защиты организационно представляет собой самостоятельный субъект правоотношений – юридическое лицо с самостоятельным балансом, наименованием и пр.

К числу основных функций регионального органа публичной власти в сфере социальной защиты относятся:

  • совместное с территориальными подразделениями осуществление государственного пенсионного обеспечения;
  • формирование и развитие системы социального обслуживания государства на региональном уровне;
  • учреждение социальной поддержки социально уязвимых слоев населения и др.;
  • содействие организации финансирования программ и мероприятий социальной защиты населения;
  • реализация контрольных мероприятий в области профессиональной подготовки кадрового обеспечения социальных служб и др.

На местном уровне учреждения социальной защиты представлены специальными органами муниципального управления, представляющими собой подразделения высших исполнительных органов муниципалитета – местных администраций. Такие органы также находятся в двойном подчинении – они одновременно подчиняются высшим исполнительным органам муниципалитетов и региональным органам социальной защиты. Такие подразделения учреждаются и упраздняются на основе решения органов местного самоуправления.

Подразделения имеют внутреннюю структуру, сформированную на основе реализуемых им функций. Так, в составе соответствующего департамента, управления и т.д., могут создаваться пенсионное подразделение (отдел), подразделение по трудовым и социальным вопросам, подразделение социальной помощи семье, подразделение социального обслуживания населения и др.

К числу основных задач, решаемых органом публичной власти местного уровня в области социальной защиты, относятся:

  • организация и содействие в прогнозировании и планировании социально-экономического развития муниципалитета;
  • организация на основе соответствующих прогнозов социально-экономического развития муниципалитета подготовки муниципальных программ поддержки социально уязвимых слоев населения;
  • выработка планов, мероприятий по исполнению федерального и регионального законодательства в области социальной защиты населения;
  • организация исполнения политики государства в области пенсионных отношений;
  • охрана прав граждан, гарантированных законодательством социального обеспечения.
  • эффективное согласование вопросов обеспечения надлежащих условий и охраны труда;
  • непосредственное осуществление государственной политики в области социально-трудовых отношений;
  • совершенствование регулирования трудовых правоотношений на основе договоров, повышение эффективности социального партнерства и др.

Местный орган управления в сфере социальной защиты свои полномочия реализует совместно с органами публичной власти федерального и регионального уровней, государственными внебюджетными фондами, гражданами, общественными объединениями и другими организациями.

Читайте также: