Организация педагогического процесса в группах раннего возраста доклад

Обновлено: 30.06.2024

Главные приоритеты, содержание и организация образовательного процесса на специальных занятиях. Интеллектуальное развитие детей в учебной, игровой и трудовой деятельности. Возрастные особенности детей младшей группы. Развитие предметной деятельности.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.03.2013
Размер файла 15,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в младшей группе

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 1, г.Апатиты, Мурманская область

Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Образовательный процесс построен на системе воспитания маленьких детей, который ориентирован на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяет запросы и родителей, и взрослых.

Главными приоритетами образовательного процесса являются укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами педагогического процесса являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

Содержание процесса представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня занятий; порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года и т. д. образовательный игровой младший

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

Образовательный процесс составлен с учетом интеллектуального развития детей в учебной, игровой и трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком, предусматривает речевую активность детей в игре и овладение предметными действиями.

Речь в раннем возрасте становится средством общения со взрослыми и сверстниками, поэтому в процессе обучения ставятся задачи формирования правильного произношения, развитие элементов связной речи.

В работе с детьми целенаправленно и систематически обогащается сенсорный опыт детей, как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.

Данный процесс позволяет обеспечить гармоническое, всесторонне развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.

Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах.

Организация воспитательной работы включает воспитание и обучение на специальных занятиях. Занятия проводятся подгруппами. Предусматривается 10 занятий в неделю, длительностью 10-15 мин. По 2 занятия ежедневно (утром и вечером). В группе проводятся 2 занятия по развитию речи, занятия по ознакомлению с окружающим миром, которые включают занятия по картине и книге, рассказывание с показом и без него, дидактическая игра.

Физкультурные занятия являются основной формой систематического обучения детей физкультурным упражнениям и проводятся 2 раза в неделю. Программой предусмотрено занятия по рисованию, лепке.

Совместная деятельность воспитателя с детьми включает проведение утренней гимнастики, наблюдения во время прогулки и в повседневной жизни, обучение детей трудовым действиям, культурно-гигиеническим навыкам, чтение художественной литературы в различных режимных моментах, используются пальчиковые упражнения и применение дидактических игр.

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней -- действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Режим работы группы: с 7.00 до 19.00 мин.

Списочный состав группы - 18 детей

Состав группы: постоянный

Форма занятий: групповые, по подгруппам.

Количество занятий в неделю: 10.

Количество учебных часов в неделю: 1 час 40 мин.

Количество учебных часов в год: 61 час.

Цель организации воспитательно-образовательного процесса: обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, а также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

образовательный процесс игровой младший

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,Интор, 1996. - 542 с.

4. Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1994г..

5. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Издательский центр "Академия",2003.

6. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.

7. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности.- М.: МОДЭК, 2000.

Подобные документы

Особенности общения дошкольников. Развитие личности у детей дошкольного возраста. Организация современного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Роль педагога в воспитании положительного отношения у детей младшей группы к сверстникам.

курсовая работа [55,0 K], добавлен 20.04.2015

Изучение работы дошкольного учреждения по планированию деятельности педагогического коллектива. Анализ организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности. Изучение развития детей данной группы.

отчет по практике [232,3 K], добавлен 01.06.2012

Разработка и внедрение современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения. Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

творческая работа [657,3 K], добавлен 30.10.2013

Разновозрастная группа в контексте научно-педагогических идей. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей. Реализация разновозрастного подхода при организации образовательного процесса в дошкольных учебных учреждениях.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 02.02.2014

Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

Автор: Изотова Ирина Анатольевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Организованная образовательная деятельность.

Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.

- сюжетно – отобразительные игры;

- конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание у казанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

1-1.jpg

· фрагментарность, мозаичность сведений, разрыв (или сложности возникновения) смысловых связей между предметами — явлениями — событиями — собственными чувствами, отношениями и смыслами;

· отсутствие времени на реакцию, осмысление, присвоение, проживание опыта;

· отсутствие возможности выбора действия в соответствии со своими мотивами и приоритетами.

Особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО — это отсутствие жесткости, назидательности, оторванности от реальных интересов, реальных возможностей и жизненных обстоятельств малышей.

При определении целей и задач важно помнить о целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, об особенностях раннего возраста, о разнообразии социальных ситуаций развития и индивидуальных особенностях детей.

При формировании содержания образовательной деятельности важен комплексно-тематический подход — все варианты сведений, действий должны быть взаимосвязаны.

При выборе способов действий — ориентация на педагогически целесообразные действия взрослых, организующих свою деятельность, а не деятельность детей.

При оценке эффективности образовательной деятельности прежде всего следует вести наблюдение за активностью детей в самостоятельно выбранной деятельности.

Для организации образовательного процесса в рамках многодневных тем важно использовать те условия (цветы, листья, животные, действия взрослых и пр.), которые типичны для восприятия детей и доступны для места расположения детского сада.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Что мы можем извлечь из этих положений ФГОС ДО? Главное — мы должны поддержать энтузиазм, инициативу, активность детей в познании окружающего мира; способствовать возникновению и развитию доверия к окружающему миру, веры в свои возможности. Задача взрослых — создать благоприятные психолого-педагогические условия, разнообразную доступную предметно-пространственную среду, атмосферу защищенности и эмоционального комфорта, ненавязчивую конструктивную демонстрацию взрослыми социально значимых моделей поведения и поддержку в детях стремления к конструктивной самостоятельности.

Эти задачи должны решаться взрослыми при организации образовательного процесса, который в отношении детей раннего (и дошкольного!) возраста вбирает в себя все время пребывания ребенка в детском саду.

Интерес только части детей к тому или иному действию взрослого не означает необходимости повторения этого действия с расчетом на то, что в нем будут участвовать остальные, еще не охваченные дети. Воспитатели исходят из того, что интерес к деятельности, активизация речи, расширение представлений о предметах и явлениях мира, формирование умений и прочие важные направления развития осуществляются на любом содержании, в любых видах деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для правильной организации педагогической работы с детьми раннего возраста в ДОУ необходимо знать возрастные особенности малышей, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

В результате отслеживания нервно-психического развития детей раннего возраста при поступлении в ДОУ можно определить первоначальные отклонения в развитии ребенка и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Симферопольского района Республики Крым

ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/910901001

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Дубина Виктория Александровна

А. С. Макаренко

Для правильной организации педагогической работы с детьми раннего возраста в ДОУ необходимо знать возрастные особенности малышей, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми (1,6 -3 лет).

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность.

Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, которая заключается в стимулировании активности каждого ребенка, формировании определенных знаний, умений и навыков, желании действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.

- сюжетно – отобразительные игры;

- конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

А теперь более подробно остановимся на каждом виде деятельности.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Основой образовательного процесса является планирование.

Планирование образовательной деятельности ОБЕСПЕЧИВАЕТ эффективность работы воспитателя с дошкольниками в условиях конкретной группы в нашем случае- группы раннего возраста.

Нормативно-правовой основой для составления плана воспитательно-образовательной деятельности педагога является:

Федеральные и региональные нормативно- правовые документы;

Основная образовательная программа дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения (с изменениями и дополнениями);

Рабочая программа образовательной деятельности группы раннего возраста;

Положение о планировании образовательной деятельности ДОУ (устанавливает вид планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ);

Что же входит в это положение?

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса.

1. Составляется каждым педагогом на свою возрастную группу.

2. Календарное планирование составляется ежедневно на первую и вторую половину дня.

3. Календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня. Планирование составляется для каждой возрастной группы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

4.Организация НОД (утвержденная заведующим) в соответствии с учебным планом.

5. На начало каждого месяца определяется:

- Список детей группы (1р. в квартал)

- Комплекс утренней гимнастики (2 комплекса на месяц с усложнением),

Комплекс гимнастики после сна (2 комплекса)

- Формирование культурно-гигиенических навыков (личная гигиена, навыки самообслуживания, навыки культурной еды, навыки культурного поведения)

- Система закаливающих мероприятий

- Самостоятельная художественная деятельность детей (СХД): изо-деятельность, театральная деятельность

- Мероприятия по охране жизни и здоровья детей.

- Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические и их этапы (знакомство, закрепление, самостоятельная игра)

- Совместная деятельность воспитателя с родителями с указанием темы, формы и цели мероприятия (в соответствии с рабочей программой).

- Список методической литературы, используемой при планировании воспитательно-образовательной деятельности.

6. Календарное планирование должно отражать:

Интеграцию образовательных областей;

Организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую (НОД), индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимные моменты;

1 половина дня: утренний прием детей; работа с родителями; свободная деятельность детей; непосредственно образовательная деятельность; прогулка; индивидуальная работа с детьми; возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон;

2 половина дня: подъем, гимнастика после сна; культурно - досуговая

деятельность; свободная деятельность детей; индивидуальная работа с детьми, работа со специалистами, кружковая работа, прогулка.

Организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

Читайте также: