Организация офисного пространства типы офисов доклад

Обновлено: 02.05.2024

Каждая эпоха предъявляет свои требования к организации труда. Мы помним, каким был типичный офис 90-х, 2000-х, 2010-х… Пришло время поговорить о настоящем и заглянуть в будущее, чтобы знать, к чему готовиться и как позаботиться о своём любимом офисе.

Умный, гибкий, адаптивный, сервисный, безбарьерный - это все о нем, о современном офисе. Но какие офисы на самом деле выбирают успешные компании? Что важнее на рабочем месте - хорошая акустика или зал для медитаций? И почему не всем компаниям нужны гамаки и комнаты для сна? Как выбрать и обустроить эффективное рабочее пространство для современного бизнеса?

Долгосрочные архитектурные и технологические тренды, а также новые бизнес-модели операторов офисной недвижимости обусловлены массовыми изменениями в бизнес-процессах, корпоративных культурах и культуре труда. Если за нашумевшей инновацией не стоит серьёзная деловая необходимость, она будет на слуху 1 - 2 года, после чего займёт своё место в узких нишах и перестанет быть заметна.

Современные концепции управления, в т.ч. agile и lean, требуют комплексного внедрения на уровне моделей управления и внутренних коммуникаций. Изменения в инфраструктуре офисов и другие новшества должны быть следствием изменений в умах.

Поэтому необходимо прежде всего понимать логику трансформации бизнесов и команд. В этой статье отдельно от Н-трендов (недвижимость) мы рассматриваем Б-тренды (бизнес).

Всё больше компаний внедряют управление бизнес-процессами. Оптимизация бизнес-процессов отражается в т.ч. на потребности в пространстве. Выводя людей за штат, сокращая объёмы хранимой продукции, формируя проектные команды под конкретные бизнес-задачи, отвязывая рабочие места от конкретных работников, бизнес получает возможность отказаться от части площадей и эффективнее использовать существующие.

Большая часть работы, не поддающейся автоматизации и требующей участия людей - это проекты: разработка продуктов, маркетинг и PR, клиентские проекты. Одни и те же люди входят в разные проектные команды. Это приводит к росту потребности в мобильных рабочих местах и помещениях среднего размера, пригодных для проектных команд.

Ускорение коммуникаций, логистики и аналитических процессов приводит к частой смене стратегических целей. Чтобы отреагировать на возможности и угрозы, требуется оперативно собрать команду, наладить краткосрочную линию производства. В выигрышном положении оказываются бизнесы, которые могут быстро расширить или сократить площадь (в т.ч. за счёт гибких офисов), а также переформатировать занимаемое пространство.

Число людей, работающих из произвольной локации (как фрилансеров так и штатных сотрудников), продолжает расти. Вопрос их доли в коллективе упирается в способность компании грамотно выстроить управление виртуальной командой.

Если удаётся объединить разные отделы под одной крышей, это помогает сэкономить на аренде и порождает запрос на смешанные планировки (тренд Н2). Но не всегда это возможно, и тесное сотрудничество между офисами всё более распространяется. Это создаёт необходимость видеоконференц-залов, оборудованных инструментами проектной работы и создающих эффект присутствия за счёт широкоформатных камер, однонаправленных микрофонов и крупных экранов.

Всё больше специалистов выходят за рамки крупных компаний, в которых выросли, и становятся резидентами коворкингов и других сервисных пространств. Эта тенденция особенно усилилась вследствие кризиса 2014 года. Сами сервисные пространства, как мощный фактор доступности предпринимательской деятельности, стимулируют спрос со стороны новых предпринимателей.

"В настоящее время сервисные пространства пользуются высоким спросом со стороны крупных корпоративных клиентов, так как этот формат офисной недвижимости предусматривает возможность краткосрочной аренды с возможностью быстрого выхода из договора. Крупному бизнесу физически трудно быстро внедрять временные изменение. Много ресурсов и времени будет затрачено на поиск подходящего варианта и отделку офиса. Поэтому нет ничего лучше быстро разместить проектную группу для проверки или реализации бизнес-идеи или продуктовой гипотезы".

В мире растёт доля работающих среди людей пенсионного возраста. На сегодняшний день она составляет 13%. Это сказывается на росте требований к эргономичности рабочих мест и возможности работать из удобного места в удобное время.

В контексте описанных выше бизнес-трендов легко осознать следующие тренды на рынке офисной недвижимости.

Высокая стоимость аренды и эксплуатации офисов подталкивает бизнес оптимизировать эти издержки. Растёт доля открытых рабочих зон, особенно в офисах свыше 3 000 м кв.: там open-space занимает более 55% площади. Компании обучаются сокращать неэффективные площади, такие как коридоры, и повышают гибкость использования пространства. В среднем по Москве неэффективные помещения составляют 10% от площади офиса.

Планировка влияет не только на количество простаивающих метров, но и на производительность труда.

Неудачное зонирование может существенно снизить продуктивность. Дискомфорт доставляет все, что ограничивает мобильность: неудобное расположение турникетов или неисправно работающие лифты. А вот наличие верхнего светового атриума, рекреационные зоны и озеленение пространства положительно влияют на общее психологическое настроение в коллективе.

По данным исследования Gensler, работники устали от open space. Только миллениалы и поколение Z готовы к открытости. 77% работников хотят работать в смешанной планировке. Большинство людей, особенно женщин, не устраивает уровень приватности, который они имеют на работе сейчас [2]. Доминирующая позиция open-space обусловлена их экономической эффективностью и гибкостью. Этот тип организации офисного пространства обеспечивает стоимость содержания рабочих станций в среднем в 2,5 раза ниже, чем уровень затрат на кабинетную систему [1].

Наше собственное исследование показало, что основной тип организации офисного пространства – смешанная планировка с офисным open space и кабинетами (95%). Только 5% исследуемых офисов не включают в себя классические кабинеты для руководства.

Оpen space — самое экономичное решение для размещения персонала, но самое низкоэффективное и некомфортное для работы. Компании, которые воспринимают офис и персонал как область для инвестиций, а не статью затрат, на офисы открытого типа даже не смотрят

Совладелец офисных пространств “Дела”

Концепция офиса “как дома” всё чаще выигрывает у концепции “как на фабрике”. Дело не в вольготной атмосфере, а в гибкости. В офисах “как на фабрике” каждый сам персонализировал своё рабочее место. Стол - “берлогу” трудно быстро трансформировать или переместить в проектный офис. Поэтому функция уюта переносится на зоны неформального общения. Они могут напоминать и “берлогу”, но важно, что люди оказываются там вместе и продолжают продуктивную коммуникацию.

Must have офисного дизайна сегодня это не только наличие кофе-поинтов, но и интеграция в рабочее пространство lounge-зон, открытых террас на крыше бизнес-центра, спортивных зон и акустических кабин для переговоров.

Компаниям всё труднее быть привлекательными для продвинутых кадров, если их офис отделан неэкологичными материалами и лишён помещения для физических упражнений.

Но гораздо важнее элементарная экология рабочего пространства. Она влияет на продуктивность, благополучие и настроение сотрудников на порядок существеннее, чем фитнес и эргономические приспособления. Низкое качество воздуха усыпляет работников и приводит к потерям около часа в день. Обилие натурального освещения, комфортная температура, чистый воздух и низкий уровень шума сокращают в среднем 4 дня больничных в год на сотрудника

Две группы факторов влияют на продуктивность работы сотрудников в современных компаниях:

Классические: правильная работа систем здания (вентиляция, отопление и так далее), достаточность пространства для работы, правильно спланированное освещение на рабочих местах и развитая инфраструктура объекта.

Бизнес-факторы: способность гибкого изменения офисного пространства для формирования рабочих команд под проект в соответствии с процессами, принятыми внутри компании.

Отдельный класс технологий относится к реконфигурации офиса. Сюда относятся передвижные стены, диваны с акустическими спинками и прочее

Набирающая популярность концепция полностью меняет подход к рабочему пространству. Конфигурация офиса обусловлена задачами, а не оргструктурой. Кабинет отдела становится бессмысленной сущностью, поскольку сотрудники почти всегда там, где сейчас решается задача в рамках проекта.

На смену кабинетам и open space приходят гибкие офисы. В них полностью или частично отсутствуют фиксированные рабочие места, а открытые пространства сочетаются с мультифункциональными зонами. Новые технологии гибкого офиса позволяют оперативно менять конфигурацию и обновлять помещение, подстраиваясь под текущие задачи. Большинство помещений такого офиса - временные, они , формируются стильными передвижными акустическими стенами.

Согласно исследованию Гарвардского университета, возможность персонализации рабочего пространства для сотрудников важнее неограниченного отпуска. Главным образом они хотят персонализировать экологические параметры рабочего места (см. тренд Н5)

Итак, мы выделили 7 трендов трансформации рынка коммерческой недвижимости (Н) и 8 трендов трансформации бизнес-среды (Б). Попробуем представить их вместе и проследить взаимосвязь между ними.

В таблице ниже мы отметили, какие из Б-трендов, по нашему мнению, напрямую влияют на каждый Н-тренд. Как можно видеть, наибольшим числом Б-трендов подкреплён тренд Н6 - гибкий офис. На втором месте - Н5 технологичность.

Сегодняшнее рабочее место – это гораздо больше, чем среда, в которой можно работать. Это инструмент, который может стимулировать организационные изменения, повысить производительность и вовлеченность сотрудников. Для каждой бизнес-задачи подходит своя индивидуальная организация офисного пространства.

При создании офиса с нуля ключевым выбором станет – предпочесть современную планировку открытого типа (open spaсe) или классический кабинетный офис. При создании дизайн-проекта офиса профессионалы учитывают множество факторов:

  • предназначение офиса (для активного взаимодействия с коллегами/клиентами или для уединенной работы);
  • организационную структуру управления;
  • имиджевую составляющую офисного дизайна;
  • пожелания руководства и корпоративную культуру компании;
  • зонирование пространства для оптимального расположения всех функциональных участков офиса.

Каждый тип офиса может стать прекрасной площадкой для эффективного труда. Весь вопрос в ваших потребностях, предпочтениях и задачах. Рассмотрим разные типы офисов и их конструктивные особенности.

Офис открытого типа (open spaсe)

Принципы организации открытого офиса – это работа в едином офисном пространстве, прозрачные рабочие процессы, активные коммуникации между сотрудниками и быстрый результат.

Для зонирования используются экраны и перегородки. Они выполняют функцию шумоизоляции и создают психологический комфорт при работе в едином информационном поле.

бенч-системы ERGOLINE на едином каркасе

Функциональные бенч-системы серии ERGOLINE с цветными перегородками создают стильный дизайн офиса и позитивный настрой!

Главные отличительные черты офиса оpen space – это открытость и демократичность. Столы на едином каркасе и мобильные перегородки подчеркивают легкий стиль взаимодействия в команде.

офисные перегородки Angle

Система независимых экранов Angle визуально разделяет пространство на зоны и создает акустический комфорт.

Офисы open spaсe условно подразделяются на американские и европейские. Концепция демократического европейского стиля заключается в сочетании open spaсe с офисами кабинетного типа.

Американский стиль офиса предлагает более жесткий тип планировки. Это экономия свободного пространства, лаконичный дизайн мебели и отсутствие декора, чтобы ничто не отвлекало от работы. Этот тип планировки используются в:

  • call-центрах;
  • банках;
  • офисах продаж;
  • компьютерных клубах.

мебель для персонала Smart

В серии Smart нескольких рабочих мест размещаются на едином каркасе.

Кабинетная планировка

Офисы закрытого типа поделены на изолированные помещения – личные кабинеты, офисы и отделы. Как правило, в больших зданиях бизнес-центров, расположенных в премиальных районах города, находится много небольших офисов кабинетного типа.

кабинет руководителя Smartex

Кабинет для руководителя Smartex подчеркивает высокий статус своего владельца и прогрессивный стиль компании.

Комбинированный тип офиса

офисные перегородки SISTEMA

Офисные перегородки SISTEMA создают индивидуальную рабочую зону для каждого сотрудника, что помогает сосредоточиться, не отвлекаясь на посторонние звуки и шумы.

Коворкинги

 мебель для персонала Лофт

Коворкинг-пространства ориентированы в основном на стартапы и фрилансеров. Многие компании берут в штат талантливых специалистов из разных точек мира, а коворкинги создают условия для эффективной удаленной работы.

На смену “тяжелому” индустриальному стилю лофт приходят альтернативные варианты на облегченном металлическом каркасе. Более изящная мебель отлично впишется в интерьеры как в стиле лофт, так и в скандинавском стиле – в зависимости от разновидности каркаса.

Мебель для персонала Cubo

Легкие столы серии Cubo создают возможность быстрой перепланировки – трансформируйте пространство в два счета!

Домашний офис

И последний тип офиса хоум офис, который нельзя отнести напрямую к разновидностям офисного пространства. При этом многие прогрессивные компании уже перевели сотрудников на удаленную работу. Об организации хоум-офиса и вариантах удачной планировки читайте в статье “Как оформить рабочее место дома”.

В этой работе рассматривается особенности проектирования офисных пространств. Особое внимание стоит обратить на тип офиса, зонирование, эргономику и структуру офиса. Современные тенденции в дизайне можно проанализировать на основе мировых аналогов.

Содержание работы

Введение. 3
1. Общие понятия об офисных пространствах
1.1. Офисные пространства, их классификация и виды. 4
2.Тенденции развития офисного пространства
2.1. Тенденции в дизайне. 8
2.2. Типы офисных планировок. 11
3. Аналоги
3.1. Зарубежные проекты. 17
3.2. Отечественные проекты. 22
Заключение. 25
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

реферат про офисы.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ и ДИЗАЙНА

" Тенденции проектирования офисного пространства"

Выполнила: ст.гр 3-БК-2 Мымрина Д.А.

1. Общие понятия об офисных пространствах

1.1. Офисные пространства, их классификация и виды. . 4

2.Тенденции развития офисного пространства

2.1. Тенденции в дизайне. . . . 8

2.2. Типы офисных планировок. . . . 11

3.1. Зарубежные проекты. . . . 17

3.2. Отечественные проекты. . . . 22

Список литературы. . . . 26

В этой работе рассматривается особенности проектирования офисных пространств. Особое внимание стоит обратить на тип офиса, зонирование, эргономику и структуру офиса. Современные тенденции в дизайне можно проанализировать на основе мировых аналогов.

1. Общие понятия об офисных пространствах

1.1. Офисные пространства, их классификация и виды

Офис (англ. office) — помещение, здание, комплекс зданий, в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и т. п.

XIX век был эпохой зарождения множества новых типов сооружений. Одним из них было конторское, офисное здание. На исходе столетия в условиях Северной Америки, в отличие от Европы, возник небоскреб, который более чем полвека оставался - а для некоторых остается и сейчас - наиболее совершенным типом офисного здания. Несмотря на то, что небоскреб весьма эффективен с точки зрения использования пространства, он оказался в целом довольно "бесчеловечным" с точки зрения среды. На смену небоскребу пришел бизнесцентр, сочетающий в себе эффективность многоэтажного делового здания с преимуществами торгового комплекса, ориентированного на потребителя. Другой тенденцией стало перемещение компаний в пригороды, что привело к появлению "бизнес-парков" - комплексов умело спроектированных малоэтажных зданий, окруженных привлекательным ландшафтом и связанных скоростными магистралями с городом и аэропортом.

- Планировка и отделка

- Системы кондиционирования и вентиляции

1. Офисы класса А

Один из видов помещений, предназначенных для работы служащих, ведения коммерческой деятельности, приема клиентов. Такие офисы располагаются в центральной части города, в престижных зданиях новой постройки, бизнес-центрах, что делает офисы класса А самыми дорогими с точки зрения величины арендной платы. Обычно арендуются для размещения высшего руководящего состава, часто выполняют представительские функции.

Арендаторы офисов класса А — крупные компании, филиалы зарубежных фирм.

Для офисов класса А характерны: руководство международной управляющей компании, индивидуальная отделка помещений или авторский дизайн, новейшее оборудование, наличие зала для общения с VIP-клиентами, ресепшена, высота этажа не менее 3, 6 м, оптико-волоконные телекоммуникации.

Выделяют офиса класса A+, A, A- или А1, А2 и А3.

2. Офисы класса В

Офисы класса В — один из типов помещений, предназначенных для работы служащих, осуществления коммерческой деятельности. Несколько уступают по уровню офисам класса А, относятся к офисам эконом-класса, характеризуются более низкой арендной ставкой. Предназначены для размещения основного персонала компании. Офисы класса B относят к категории рабочих, а не представительских помещений. Обычно их выбирают солидные банки, представительства зарубежных компаний, СМИ.

Офисы класса В располагаются в реконструированных особняках, зданиях современной постройки, модернизированных административных, промышленных зданиях 60 — 80 годов прошлого века. Некоторые офисы класса B находятся в бывших бизнес-центрах категории А, прошедших период 5-летней эксплуатации.

Для зданий класса B характерны те же параметры, что и для объектов класса А, однако спектр услуг может быть более узким. Так, для офисов класса B характерно наличие наземной парковки, часто отсутствует автоматизированная система управления зданием. К зданиям с офисами класса B предъявляются менее строгие требования к качеству отделки помещений, уровню инженерных, вентиляционных систем.

В категории B различают офисы класса B+, B1, а также B2.

3.Офисы класса С

Вид помещений, которые арендуются у предприятий, административных зданий или НИИ для офисной деятельности, но изначально не предназначенных для нее. В такого типа помещениях часто отсутствует современная система кондиционирования, а также ряд других составляющих инфраструктуры. Многие из них являются морально устаревшими и требуют ремонта, однако они имеют основные коммуникации, так как здания, перепрофилированные под офисные, в течение длительного периода уже находятся в эксплуатации.

Арендаторами офисов являются небольшие компании и организации. Здания располагаются в спальных или не слишком престижных районах. Часто это здания с устаревшим фасадом и интерьером, поэтому арендаторы производят косметический или полный ремонт. Характерен неудобный подъезд, отсутствует централизованная парковка.

К ограниченному набору услуг офисов класса С относятся: центральное отопление, связь, в том числе интернет, туалет на этаже или в коридоре, обычная система вентиляции, охрана, наличие столовой и в редких случаях небольшого кафе.

2.Тенденции развития офисного пространства

2.1. Тенденции в дизайне

Стремительное развитие рынков офисных площадей формирует совершенно новые тенденции развития офисного дизайна. Представители деловой элиты все чаще обращают внимание на наличие современного имиджа своих офисов. Большинство компаний намереваются подчеркнуть таким образом свою современность, а также то, что в их деятельности применяются передовые методы и способы работы.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий дает сотрудникам возможность выбора места и времени выполнения работы. С помощью новейших разработок офисной техники, современные рабочие места сегодня являются намного более утонченными, чем их предшественники. Ультрасовременная мебель визуально дополняет применение передовых технологий, сохранив при этом максимальную эргономичность. Рабочие места, которые легко трансформируются, стали неотъемлемыми атрибутами офисов будущего. Концептуальной задачей интерьера современных офисов является создание практичной и эргономичной обстановки для персонала, которая вместе с тем будет вызывать ассоциации интерьера с соответствующим корпоративным стилем бизнеса.

Профессионально исполненный интерьер офиса должен правильно позиционировать позитивный имидж компании. Чем четче он выражается, тем эффектней будет подчеркнут имидж компании. Однако интерьер должен оставаться стильным и респектабельным. Подавляющее большинство дизайнерских решений по обустройству офисов стремиться к превращению пространства офиса в идеальную среду для качественного выполнения работы в условиях современного высокотехнологичного мира. При проектировании и создании практичного и стильного интерьера необходима тщательная профессиональная работа. Во внимание принимаются многочисленные форм-факторы – сценарии движения сотрудников, схемы обслуживания клиентов, коммуникационные решения для отделов.

Особое внимание уделяют эргономике офиса и его разделению на зоны. Практика показывает, что наиболее оптимальным решением при зонировании рабочих пространств является применение стационарных либо мобильных конструкций. Современная организация офиса также учитывает новые условия в работе сотрудников. Во время проектирования важно учесть мощность инженерного оборудования интеграционных систем управления офисом. Проект интерьера современного офиса моделирует офисные пространства, включая все измерения. Оптимальное решение при выборе интерьера офиса является залогом успешной работы.

Современный дизайн офисов – это совершенно отдельное направление в интерьерном дизайне, так как необходимо привести в идеальное соотношение функциональность, актуальные тенденции и корпоративный стиль компании. Стилистика дизайна офиса зависит и от рода деятельности компании: к примеру, в крупных финансовых учреждениях дизайн должен олицетворять собой респектабельность и состоятельность, торговые фирмы перенасыщают интерьер фирменной атрибутикой для продвижения своих брендов, а для рекламных агентств и творческих мастерских оформление офиса становится еще одной демонстрацией их демократичности и креативного подхода.

Основные тенденции, определяющие пространство офиса, зависят от типа построения офисного пространства. Эстетические соображения - не могут быть определяющими. Здесь функция превосходит над эстетикой. Офис предназначен для определенных процессов, и если их невозможно полноценно осуществить, такой проект не может считаться удачным - каким бы прекрасным он ни казался. Прежде всего, это такие традиционные помещения, как собственно рабочие пространства, входная группа, комнаты переговоров и служебные помещения.

Пространственное решение рабочих зон зависит от корпоративной культуры компании, от ее организационной структуры и возможностей конкретного здания. Факторы, влияющие на принятие той или иной схемы, рассмотрены в статье, посвященной тенденциям формирования офисного пространства. При планировке мы советуем не придерживаться какой-либо раз и навсегда выбранной схемы, а творчески подходить к решению вопросов, поставленных конкретной ситуацией. В результате такого подхода рождаются пространства, напоминающие своим разнообразием городскую ткань, где есть улицы и кварталы, площади и парки.

Офисный интерьер – это элемент корпоративной политики, а также способ передачи идей компании окружению. Дизайн рабочего пространства считается частью маркетинга, так как он способен многое рассказать о фирме. Организация офисного пространства создает престижный образ и производит впечатление на клиентов.

Виды организации рабочего места

Сегодня оформление офиса доступно даже небольшим компаниям. Удачный интерьер важен не только для клиентов, но и для сотрудников, так как коллектив будет проводить в этом помещении рабочий день. Неправильная организация рабочей зоны снижает трудоспособность и стимул к работе.

При составлении проекта дизайна должна быть учтена архитектура здания, назначение кабинетов и тип деятельности фирмы. Далее рассмотрим распространенные подходы к организации офисного пространства: японский, американский и европейский.

Японский подход

Японский метод оформления рабочего места заключается во внимании к строгой офисной иерархии и функциональности. Дизайнеры стремятся использовать площадь, включая открытые пространства. Для каждого свободного сантиметра уже предусмотрено назначение.

При выделении площади для каждого сотрудника учитывается его должность и выполняемые задачи. В большинстве случаев соблюдается следующая система расставления рабочих столов:

  • начальник отдела – лицом к коллективу и спиной к стене или окну;
  • остальные сотрудники – лицом к руководителю.

Подобное решение организации пространства не предусматривает наличия перегородок. Это позволяет руководителю контролировать работу подчиненных.

Американский подход

Впервые американский метод организации рабочего места появился в середине XX века в США. Для деления открытого пространства можно использовать перегородки различных типов: стандартные, трансформирующиеся и мобильные. Также для этих целей подходит корпусная мебель, т. е. шкафы и стеллажи.

К особенностям американского подхода к созданию интерьера относится:

  • минимальное использование мебели;
  • применение символики и логотипов предприятия;
  • отсутствие украшений.

Европейский подход

Европейский способ организации интерьера офиса схож с американским, т. е. предусматривает открытое пространство. Но также между этими способами есть некоторые различия. Для европейского подхода характерно использование определенного количества отдельных комнат и кабинетов: помещения для переговоров, досуга, перекусов и т. д.

Интерьер пространства выполняется в функциональном стиле (минимализм, футуризм, хай-тек). В качестве декора может быть использована гравировка на дверях или стойке ресепшн. А мебель отличается многофункциональностью и эргономичностью.

Подходы, которые доступны для Аэро Сити

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Задавайте вопросы в комментариях – мы с удовольствием ответим Вам!

Читайте также: