Адаптация 5 классов по русскому языку доклад

Обновлено: 05.07.2024

Цель консилиума: разработка и планирование единой стратегии индивидуального сопровождения пятиклассника в процессе воспитания и обучения, адекватное распределение обязанностей и ответственности за её выполнение между участниками консилиума.

Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог.

Психологическая адаптация пятиклассников – это способность учеников изобретать новые способы поведения, в зависимости от сложившейся ситуации, то есть быть гибкими. В данном случае гибкость должна пониматься как личностное качество. Её наличие зависит от разных факторов, но в первую очередь от жизненного опыта. Адаптация пятиклассников – сложный процесс, который в силу определённых причин может пройти неудачно. И тогда происходит противоположный эффект, именуемый дезадаптацией.

Адаптировались обучающиеся полностью, с учетом всех физиологических особенностей.

Учительницей начальных классов была дана характеристика про всех учеников, про их поведение, про уровень знаний и умений. Все дети усваивали программу, отстающих в 4-м классе не было. Рабочие тетради и дневники всегда были в хорошем, прилежном состоянии. Дети с увлечением занимались, участвовали во внеклассных мероприятиях.

  1. Характеристика 5-го класса классным руководителем


Количественный состав

В 5 классе в 2015-2016 уч. году обучается 22 учащихся, из них 16. Учащиеся 5 класса представляют собой кадетский взвод, в котором имеются замкомвзвода и командиры двух отделений.

Социальный статус семей.

В классе обучается 6 детей из многодетных семей, 5 детей воспитывается в неполных семьях: нет отца или родители в разводе, 2 человека воспитываются бабушками.

Проживают дети в основном в благополустроенных квартирах и частично благоустроенных домах, в неблагоустроенных домах. Доход некоторых семей, по указанию самих родителей, низкий. В целом же, уровень благополучия указывается как средний.

Отец: высшее – 4, Образование родителей незаконченное высшее -1;

средне-специальное – 4, среднее – 7.

Мать: высшее – 8, средне-специальное – 8, среднее – 6).

*Тематика родительских собраний:

По работоспособности и активности на уроках класс делится на группы. Достаточно высокий уровень познавательного интереса имеют несколько учеников. Эти дети работают на протяжении не только всего урока, но и всего учебного дня. Также можно выделить группу детей, которые осознанно воспринимают учебный материал, справляются с заданиями, но не проявляют активности.

Есть дети, которые входят в группу риска. Они неусидчивы, невнимательны на уроке, часто отсутствует сознательная дисциплина. Иногда наблюдаются упрямство, эгоизм. Свои чувства мальчики могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются.

Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий, проявляют огромный интерес к общественным делам. Инициативность, активность – вот основные черты классного коллектива. Однако коллектив требует постоянного контроля со стороны классного руководителя, тесной связи между учителями-предметниками, классного руководителя и родителями.

Многие дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного (ДЮСШ, бассейн), так и эстетического направления (ДДТ, ДХШ).

Описывались способности по данному предмету учащихся.

  1. Психофизиологические особенности пятиклассников


Анкета воспитанности учащихся (Н.П. Капустина)

Цель: выявление уровня воспитанности

Низкий уровень – 0

Уровень ниже среднего – 1 ученика = 6%

Средний уровень – 4 учеников = 22%

Выше среднего уровень – 6 учеников = 33%

Высокий уровень – 7 = 39%

Анкета выявление школьной мотивации Уфимцевой

Познавательный мотив – 9 обучающихся — 45%

Социальный мотив – 11 обучающихся — 55%

Методика Социометрия (Дж. Морено)

Цель: измерение уровня сплочённости – разобщённости в группе.

Звезда – 14,3%

Предпочитаемый – 14,3%

Принятые – 42,9%

Пренебрегаемые – 19%

Отвергаемые – 9,5%

Методика Г.И. Рассолимо

Цель: определение уровня памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Высокий – 27%

Выше среднего 2 учеников = 9%

Средний – 10 человек = 45%

Ниже среднего – 3 человек = 14%

Не ответил – 1 – 5%

Цель: выявление уровня умственного развития

Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной пси­хологической службе для оценки эффективности школьно­го обучения, разных систем и методов преподавания, отбо­ра учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспева­емости и пр.

Очень высокий уровень – 5%

Выше нормы – 14%

Норма – 53%

Близка к норме – 23%

Низкий уровень – 5%

Тест Филлипса

Цель: выявление уровня тревожности

Высокая – 27%

Повышенная – 45%

Оптимальная – 14%

Низкая – 14%

Методика Д. Лонга

Цель: выявление уровня самооценки

Заниженная самооценка – 2 человек = 9%

Адекватная самооценка – 11 человек = 50%

Завышенная самооценка –9 человека = 41%

Методика А.М.Прихожан

Цель: выявление ведущей мотивации испытуемого

Прагматический— 9%

Эстетический – 14%

Коммуникативный – 9%

Самоутверждение и лидерство – 14%

Самосовершенствование – 54%

Арсекина В.М. — 13

Кудрявцева Т.П. — 2

Другие родственники – 1

Русский язык – 1

Физическая культура – 3

Английский язык – 2

Адаптация – 63%

Неполная адаптация – 32%

Дезадаптация – 5%

Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность УУД, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.

Сроки: декабрь 2015 года.

Проверяющий: Перова В.Е. – заместитель директора по УВР.

Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:

  1. Посещение уроков русского языка, литературы, математики, истории, иностранного языка.
  2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку и по математике.
  3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
  4. Проверка дневников.
  5. Хронометраж домашнего задания.

Уроки посещались зам. директора по УВР Перовой В.Е., директором Кузнецовой О.В., педагогом-психологом Егоровой Д.В.

Анализ административной контрольной работы но русскому языку Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку на конец 2 четверти 2015-2016 учебного года.

2.Техника чтения

  • Цели проверки:
  1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.
  2. Провести диагностику техники чтения учащимися на конец 2 четверти учебного года.

В ходе проверки установлено:

Типичные ошибки: замена слогов, неправильная постановка ударения, искажение слов.

Анализ административной контрольной работы но математике

Типичные ошибки:

Решение уравнений — 40%

Упрощение выражений – 36%

Решение задачи – 40%

Вычислительные ошибки – 14%

  1. Преподаваниеиностранного языка. В 5 классе преподавание английского языка ведет учитель высшей квалификационной категории Никишина Н.Ю. На уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи учащихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки учащихся использует дифференцированные домашние задания. Надежда Юрьевна хорошо знает возрастные особенности учащихся 5 класса, целенаправленно ведёт работу по их успешной адаптации к условиям обучения в среднем звене школы, применяет разнообразные формы и методы работы, осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход на всех этапах урока. Особое внимание обращает на рациональные приёмы повторения изученного материала, что сделает работу более эффективной. Все учащиеся имеют учебные принадлежности, рабочие тетради.
  1. Преподавание истории. Преподавание ведется по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая для учащихся 5 классов. Учитель Новоселова Т.П. в образовательном учреждении работает второй год, поэтому преподавательский опыт ее небольшой. На уроках проводит работу над словом, приводит интересные исторические факты, учащиеся учатся выделять главное, анализировать. Процесс адаптации учитель проводит через разнообразие форм и методов опроса на уроке. На её уроках учащиеся активны, любо­знательны, учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  1. Преподавание физической культуры (учитель Ефремов А.А.) Учащиеся очень любят уроки физической культуры и с удовольствием на них работают. Правила техники безопасности соблюдаются, инструктаж проводится своевременно. Во время контроля детям были предложены интересные упражнения на этапе разминки. Урок достиг своей цели, были отработаны легкоатлетические упражнения. Дети с удовольствием занимаются бегом и сдают нормы данного вида спорта. Учитель прекрасно владеет методикой, грамотно организует работу с детьми, опираясь на физическое состояние ребенка. Учитель инициирует учащихся класса к посещению спортивных секций во внеурочное время, шестеро учащихся из класса занимаются баскетболом.
  1. Преподавание ИЗО. Преподавание ведется по учебнику Б.М. Неменского для 1-9 классов. Учитель Яруткина М.А. – учитель без категории, имеет небольшой опыт работы, однако проявляет педагогические способности, на каждом уроке требует аккуратное ведение альбомов, наличие учебных принадлежностей по предмету, на уроках применяет различные формы и методы работы, проводит презентации по темам. Дети выполняют теоретические и практические работы, активны, любознательны, хорошо работают с поисковым материалом. Уроки включают изучение графики, живописи. Учащиеся с удовольствием рисуют, наблюдают, сопоставляют. На уроках развивается воображение, фантазия, воспитывается любовь к природе, к прекрасному, к родному краю.
  1. Преподавание музыки (учитель Вагина Л.Ю.). Учебный предмет ведется по учебнику музыки для 5 класса (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская). Уроки проходит учитель высшей квалификационной категории, прекрасно владеющий методикой. Все ее уроки проводятся эмоционально, интересно. Учитель хорошо владеет классом, тон доброжелательный. На уроке используются разные формы работы. Учитель через музыку и музыкальные произведения пытается привить любовь к прекрасному, окружающему. На уроке уделяется внимание изучению гимна России (все ее ученики знают гимн наизусть и прекрасно его исполняют).
  1. Преподавание географии (учитель Перова В.Е.). Уроки Перовой В.Е., учителя высшей квалификационной категории, соответствуют требованиям ФГОС. Они проходят интересно, насыщены разнообразными формами и видами работы, в быстром темпе. Все учащиеся работают активно. На посещённом уроке использовались наглядные пособия по предмету, была продемонстрирована презентация. Учащиеся умеют работать в парах, умеют давать самооценку, а также оценить ответы других. Большое внимание учитель уделяет умению детей работать с географической картой. Все дети успешно справляются с программой. Неуспевающих нет.

Проверка рабочих тетрадей

В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие и контрольные тетради учащиеся 5 класса по математике, русскому языку.

Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий.

Тетради по русскому языку.

Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Перовой В.Е. Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого речевого режима школы. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5 класса. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель пишет образцы правильного написания букв и соединений. Однако следует отметить малый объём классной работы, у отдельных учеников — низкий уровень каллиграфии.

Тетради по математике. Тетради по математике проверялись заместителем директора по УВР Перовой В.Е. Тетради по математике в 5 классе проверяются регулярно, они в хорошем состоянии. Объем классных и домашних работ выдержан. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, работа над ошибками. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию.

  1. Проверка дневников. Проверку дневников проводил зам. директора по УВР Перова В.Е. На момент проверки в классе присутствовало 20 обучающихся. Дневники были у всех. В отличном состоянии 6 дневников. Допускается небрежность, исправления, грязь в дневниках, а также не в системе записывают домашнее задание по предметам. У двух учащихся отсутствуют подписи родителей. Накопляемость оценок в дневниках хорошая. Текущие оценки классный руководитель выставляет регулярно, исправляет ошибки. Рекомендуется обратить внимание на запрет использования штриха. Следует обратить внимание на почерк.
  1. Хронометраж домашнегозадания.

Было обработано 14 анкет. 57% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 1 часа до 2 часов, что говорит об отсутствии перегрузки; 30% тратят от 2 до 3 часов; 13% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 3 до 4 часов, что свидетельствует о неправильной организации домашней работы и перегрузке учащихся. Большая часть учащихся выполняют домашнее задание регулярно. Трудными учебными предметами считают географию.

Выводы.

Рекомендации.

В целях обеспечения личностного подхода к учащимся педагогам необ­ходимо:

дифференцировать объем и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика;

отбирать формы, методы, приемы, средства, темп обучения в соответствии с учебными возможностями школьников.

В целях повышения качества преподавания необходимо стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учащимся, чему способствуют:

  • новизна учебного материала;
  • быстрая сменяемость заданий, видов деятельности;
  • проблемные вопросы, задания, ситуации;
  • творческие, конструктивные задания;
  • рациональная организацию труда, самоорганизация учителя и учащихся;
  • современная наглядность;
  • организация самостоятельной работы учащихся, ориентированной на их способности;
  • новые виды контроля ЗУК учащихся.
  1. Итоги консилиума и рекомендации.

Решение психолого — педагогического консилиума:

  1. Интеллектуальное развитие 5-го класса соответствует норме.
  2. Уровень адаптации учащихся на сегодняшний день является удовлетворительной.

По итогам психодиагностики было выявлено, что адаптировались 95% обучающихся, и только 5% — неполная адаптация. Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ДИРЕКТОРЕ

Совещание при директоре

01.11.2021 год

учитель ФК Резанова Н.В.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

А учителям-предметникам не следует забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Смысл адаптационного периода в школе и состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Пока не пройдет период адаптации, который как раз и возникает в связи с кардинальной сменой деятельности учащихся. Ситуация новизны является для любого обучающегося в определенной степени тревожной.

5 учащихся волновались из-за встречи с новыми учителями;

4 боялись трудностей при изучении новых предметов;

3 девочка была уверена, что все получится, как надо;

соответственно 12 учащихся ответили коротко, что не волновались.

3 человек ответили, что большое количество учителей;

2 учащихся, как это ни странно, новый кабинет;

3 ученику было непривычно ходить в 1 смену;

и, наконец, 12 человек чувствовали себя вполне комфортно.

новые учителя – 8 учащихся;

новые предметы – 4 ученика;

если получу плохую оценку – 2 ученика;

2 боялись контрольных работ;

и лишь 4 учащихся не страшила неизвестность.

В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-12 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

А также тем, что переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

И радостное событие - переход из начальной школы в среднюю школу – сразу же влечет за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения.

Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности подростков, создавать ситуации успеха. Как видно из ранее озвученных результатов опроса пятиклассников наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.

В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. И как результат - многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. А новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. Вот поэтому и происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.

Ребята стараются осознанно воспринимать учебный материал и справляться с заданиями, которые дает учитель. Они любознательны, любят интересные формы работы, с удовольствием наблюдают, исследуют, учатся делать выводы.

По мнению самих учащихся легко им даются предметы:

технологии- 14 чел.

физкультура- 13 чел.

литература- 5 чел.

История Казахстана - 7 чел.

рус.яз., музыка - по 6 чел.

А вот проблемными и трудными уроками являются:

история, география, биология – по 10 чел.

сложные темы и задания- 10 чел.

непонятные д.з., много задают- 5 чел.

Есть и самокритичные ученики, которые признаются, что плохо знают таблицу умножения, плохо читают, отсюда и возникают у них проблемы по предметам. Таких 6 чел.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам (у всех имеются учебные принадлежности, рабочие тетради), требования учителей-предметников выполняются.

Проверка дневников учащихся показала, что из 20 только 4 ведутся небрежно и грязно. Остальное количество выглядит опрятно, все одинаково подписаны и обернуты. Конечно же иногда допускаются исправления, конечно же иногда не в системе записываются домашние задания по предметам, иногда отсутствуют подписи родителей. Но в целом, накопляемость оценок в дневниках хорошая.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

1. Продолжить наблюдение за процессом адаптации класса, своевременно оказывать им необходимую педагогическую и психологическую помощь.

2. Изучить результаты психологической диагностики обучающихся для построения эффективной работы с детьми, продолжать проводить работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества учащихся и их состояние здоровья.

3. Отслеживать результаты психолого-педагогического развития обучающихся на различных этапах обучения, создавать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации и помогать школьникам, испытывающим трудности в общении. В тесном контакте работать с родителями, оказывая им методическую помощь.

Анкета учащегося 5-го класса

1. Вспомни, как ты первый раз пришел в сентябре в 5 класс. Ты волновался? Почему?

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптациюфизиологическую, психологическую и социальную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с учителями, одноклассниками и подчиняться школьным правилам..

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для учителей.

Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную школу.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:

учащихся, учителях, родителях, администрации школы, специалистах психолого- педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с учителями, какие требования обязательны для выполнения– к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета

Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения учителей и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Давайте обсудим в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен учителем без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, учителя порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением учителей среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и основной школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на учителя, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж учителя, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителей.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в школе.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Результаты наблюдений за учебным процессом в 5-м классе.

Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение. Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом. Все это свидетельствует о проблемах в мотивационном компонентах деятельности.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

наш класс, столовая, спортзал

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя учительница часто говорит, что я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.

Учебная мотивация выражена у 16%. Очевидно, что данный уровень мотивации снижен и необходима целенаправленная работа педагогов и родителей для ее укрепления.

Среди выбираемых предметов следует отметить математику. Это трудоемкий и сложный предмет основного курса, поэтому необходимо отметить, что интерес может быть обусловлен мастерством педагога. Наиболее любимые уроки – физкультура, изобразительное искусство, технология, музыка, история.

Более 33% детей необходима помощь в выполнении домашних заданий. Это говорит о переживании большинством учеников субъективной трудности учебного материала. Это указывает скорее не на объективную трудность материала, а на необходимость семейной и педагогической помощи в организации самостоятельной учебной деятельности учеников.

58% учеников отмечают, что учеба часто становится предметом разговоров в семье, и говорят о положительной оценке родителям учебной деятельности.

Анализ анкеты учащегося 5-го класса.

В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком;

готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главн ая общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четки ми инструкциями.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила повед ения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. На йдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12. Введите правило среди учащихся помогать больным, передавать им до машнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.


На уроках обучающиеся стараются быть активными. Домашние задания выполнены. Систематических невыполнений не обнаружено.

На переменах обучающиеся ведут себя шумно: балуются, бегают по коридору. Неоднократно делались замечания. Ведётся работа по разъяснению Устава школы и правил поведения на переменах.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Адаптация 5-классников в среднем звене

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка

постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

Возросший объём работы как на уроке, так и дома;

Новые требования к оформлению работ;

Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию ( литературу) и работать с ней.

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей

Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка

Еженедельные консультации школьного психолога

Сотрудничество с учителями – предметниками.

На своих уроках обращала внимание на следующее:

По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний

Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)

Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 48%.

Таким образом, я считаю, что 5 класс хорошо прошёл адаптационный период.


-75%

Читайте также: