Организация государственной статистической отчетности доклад

Обновлено: 11.05.2024

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.

Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

В работе рассматриваются основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации, дается понятие о статистической наблюдении, этапы его проведения, организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, определяется точность наблюдений.

Задачи статистики.

Одной изважнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественныйуровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформиро­вание российской статистики.

Крайне актуальными для второго этапа являются разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно ха­рактеризующих экономику переходного периода, рыночные от­ношения, дальнейшее совершенствование организации статис­тического наблюдения, в том числе регистрового метода, клас­сификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.

В соответствии с требованиями развития рыночной эконо­мики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России, предусматривающей решение ряда задач по программной и тех­нической совместимости различных автоматизированных сис­тем на федеральном и региональном уровнях. Предстоит со­здать информационно-телекоммуникационную статистику (ИТСС) на базе информационно-вычислительной сети, в ос­нове которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС), позволяющих перейти к новым информационным возможностям компьютеризации статистики.

Успешному решению стоящих перед статистикой задач по информационному обеспечению общества и органов управления будет способствовать принятие Закона о статистической деятель­ности, который послужит правовой основой работы органов государственной статистики.

Организация государственной статистики в России.

В основу организации статистической работы в России положены сле­дующие принципы:

1) централизованное руководство статистикой;

2)единые организационное строение и методология;

3)неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государствен­ного комитета Российской Федерации по статистике (Госком­стат России), который является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

В соответствии с государственным устройством и админист­ративно-территориальными образованиями Российской федера­ции создана единая система государственной статистики, кото­рая проводит работу по единым плану и методологии. Методо­логия статистических показателей, формы, методы сбора и обра­ботки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрыв­ную связь с органами государственного управления.

Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.

Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по Статистике. Ру­ководящим организационным и методологическим центром яв­ляется Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой на­учной методологии. При Председателе Госкомстата России дей­ствует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.

Требования, предъявляемые к собираемым данным, формы, виды и способы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

· Проведение массового сбора данных;

· Подготовка данных к автоматизированной обработке;

· Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Отчетность различается по периодичности: срочная - содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности. Срочная отчетность часто передается по телеграфу (или электронной почте) и называется телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей — меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, а также систему статистических показателей для оценки экономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса потребовало специального решения вопроса об отчетности малых предприятий. Они отчитываются пс минимальному количеству форм статотчетности и показателей. Утверждена унифицированная интегрированная форма статистической отчетности квартальной периодичности для малых предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма, содержащая показатели производственной деятельности этих предприятий.

Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в райинспектуры, либо прямо в областные (краевые) управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются: составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом РФ. Данные обобщаются по отраслям, организационноправовым формам, формам собственности, территориям и т.д.Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат РФ, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т. д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

В РФ, как и во множестве других стран, государственный контроль деятельности субъектов экономики (фирм и организаций) осуществляется посредством сбора специальных данных, называемых статистической отчётностью.

Все формы статистических отчётов утверждаются Росстатом по согласованию с Министерством финансов. Достоверность подаваемых данных подтверждается подписями должностных лиц, ответственных за их составление.

Заполненные бланки предоставляются в бумажном, либо электронном формате (через специализированных операторов связи). Последний вариант с недавнего времени вышел на приоритетные позиции. Он позволяет экономить время и быстро передавать сведения, что является неоспоримым преимуществом.

После анализа/обработки статистической информации органы государственной статистики предоставляют соответствующие данные руководящим инстанциям.

Типы статистических отчётов

Отчётность

По срокам предоставления статистическая отчётность бывает:

  • выборочной;
  • текущей;
  • периодической.

Выборочный анализ проводится ежегодно, при этом из всей совокупности объектов выбираются наиболее значимые периоды, которые могут наглядно показать развитие того или иного явления в экономике.

Текущая отчётность — недельный, месячный и квартальный сбор данных.

К периодическому типу отчётности можно отнести обычный годовой отчёт.

Формы статистической отчётности

Существуют следующие формы статистической отчётности:

Общая отчётность собирает данные, характерные для определённой отрасли экономики и для всего производственного сектора в целом.

Специализированная отчётность отслеживает изменение показателей, но уже внутри отдельных отраслей экономики.

Необходимость статистической отчётности

Данный вид отчётности отслеживает количественную и качественную структуру того или иного явления, эффективность работы организаций за определённый промежуток времени и другие важные факторы.

Её основной задачей является сравнение показателей по объёму выпускаемой предприятиями продукции (или предоставляемых услуг) и движению денежных потоков, отслеживание изменений в составе кадрового персонала, а также роста или снижения оплаты труда по категориям работников.

Правдивость и важность

Безусловно, предприятия должны показывать в статистических отчётах только достоверные данные. Искажение любых сведений карается штрафом согласно закону об административных нарушениях.

Все данные, предоставляемые в органы статистики, тщательно проверяются и анализируются. Только после этого они могут быть опубликованы и переданы в официальные ведомства. Информация, содержащаяся в статистических отчётах, имеет огромное значение для организации управления страной.

Местные и федеральные структуры власти на основе проверенных данных по субъектам федерации принимают решения о развитии определённых секторов экономики и необходимых для этого инвестициях. Полученная информация действительно позволяет понять, что именно следует сделать для улучшения благосостояния населения, повышения уровня здравоохранения и прочее.

Вот почему рядовые сотрудники на предприятиях должны понимать, насколько важно использовать проверенную информацию для составления отчётов.

Спасибо за внимание!

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: