Доклад егэ и качество образования

Обновлено: 04.07.2024

ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие учебные заведения (вузы) и средние специальные учебные заведения (ссузы).

Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами и ссузами — в качестве результатов вступительных испытаний.

К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники 11-х классов всех аккредитованных общеобразовательных учреждений, освоивших программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования.

Выпускники с ослабленным здоровьем, имеющие право на щадящий режим при проведении государственной (итоговой) аттестации, допускаются к сдаче ЕГЭ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для сдачи экзаменов в такой форме.

Участие выпускников в ЕГЭ является добровольным.

Сроки, форма и продолжительность проведения ЕГЭ определяются Министерством образования Российской Федерации.

Экзаменационные работы ЕГЭ оцениваются баллами (в стобалльной шкале) и отметками (в пятибалльной шкале).

Порядок и шкалу перевода баллов в отметки, на основе которых выставляются отметки в аттестат, ежегодно устанавливает Министерство образования Российской Федерации по итогам сдачи ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету.

Выпускникам — участникам ЕГЭ в аттестат ставится отметка, которую определяют с учетом годовой отметки. При этом в аттестат выставляется:

более высокая отметка при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;

среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок — при разнице между итоговой отметкой и отметкой по ЕГЭ более чем один балл; округление производится в пользу ученика (в сторону более высокого балла).

Всем выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдаются: аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ.

2. Задачи ЕГЭ

Более подробное объяснение того, в чем правительство видит смысл замены привычных экзаменов, есть в справке, подготовленной для коллегии Министерства образования в 2001 году. В ней читаем: «Введение ЕГЭ позволит решить следующие проблемы:

1.Обеспечить реальную эквивалентность государственных документов о полученном среднем (полном) общем образовании.

2.Восстановить преемственность между высшим и общим образованием на этапе перехода с одной ступени на другую. Реально превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурс знаний.

3.Зачислять в вуз на основе конкурса документов. Эта мера в сочетании с введением предусмотренных планом действий правительства социальных и экономических мер повысит доступность качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров местностей.

4.Обеспечить государственный контроль качества общего образования путем создания независимой, более объективной системы оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений.

3. Процедура и правила проведения ЕГЭ

По замыслу, процедура экзамена должна быть защищена от возможности посторонней помощи или подтасовки результатов. Для этого придуманы следующие меры.

Сам экзамен должен проводиться в чужом для выпускников здании. К его проведению привлекаются предварительно назначенные преподаватели, не являющиеся специалистами по сдаваемому предмету и учителями данных школьников. Они выполняют функции организаторов. Для контроля за правильным соблюдением инструкций Министерством образования создаются специальные экспертные комиссии, формирующиеся из других регионов страны.

Все, разумеется, должны соблюдать правила сдачи экзамена, в противном случае его результаты могут быть аннулированы.

Но это теоретически. Практика же показала, что процедурные требования легко обходятся.

Официальные инспектора Министерства образования, контролирующие ЕГЭ, неспособны обеспечить проведение экзамена по инструкции. Во-первых, их очень мало: в 2003 году было 600 человек на 47 регионов России, или 10—15 инспекторов на область. На одного инспектора приходится один пункт проведения экзамена, а это десятки аудиторий, коридоров и укромных местечек. Находиться в них одновременно на протяжении всего экзамена одному человеку просто немыслимо. Во-вторых, инспекторов легко нейтрализуют различными способами: где административными действиями, где взятками. В-третьих, по большому счету никто из задействованных в проведении ЕГЭ не заинтересован в объективности оценки. Школьникам и их родителям нужна не объективная, а максимальная оценка. Школа также кровно заинтересована в завышении оценок: из-за плохих показателей могут снизить разрядность, не продлить контракт с директором школы, урезать финансирование.

Те, кто сдаст ЕГЭ на высший балл, будут учиться на полном государственном обеспечении. Но если балл ниже, то недостающую сумму должны заплатить родители.

В целях обеспечения надлежащего порядка передачи и хранения экзаменационных материалов, направляемых в субъекты Российской Федерации для проведения ЕГЭ, сообщаем следующее.

Орган управления образованием субъекта Российской Федерации получает от Центра тестирования Минобразования России экзаменационные материалы, обеспечивает их ответственное хранение и организует выдачу уполномоченным лицам для доставки в пункты проведения ЕГЭ (далее – ППЭ).

Во время проведения экзамена ответственность за хранение экзаменационных материалов лежит на руководителе ППЭ.

После окончания экзамена руководитель ППЭ передает:

1) заполненные бланки ЕГЭ по акту (форма 14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственного экзамена в 2004 году от 11.04.2004) уполномоченным представителям государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации для отправки их на хранение и обработку в ППОИ или РЦОИ;

2) контрольные измерительные материалы, бланки черновиков, а также испорченные и неиспользованные в ходе проведения ЕГЭ экзаменационные материалы по акту (форма 14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственного экзамена в 2004 году от 11.04.2004) на хранение в орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

В исключительных случаях допускается передача вышеуказанных экзаменационных материалов в ППОИ и РЦОИ вместе с заполненными бланками ЕГЭ.

После завершения процедуры обработки бланков ЕГЭ экзаменационные материалы передаются по акту (форма 14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственного экзамена в 2004 году от 11.04.2004) уполномоченными представителями ППОИ и РЦОИ на хранение в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. В исключительных случаях экзаменационные материалы передаются в муниципальные органы управления образованием.

Копии вышеуказанных актов направляются в Центр тестирования Минобразования России. В срок до 15.08.2004 орган управления образованием субъекта Российской Федерации готовит и направляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки сводную справку об использовании экзаменационных материалов ЕГЭ в 2004 году по прилагаемой форме.

Экзаменационные материалы хранятся до 01.04.2005 как документы строгой отчетности, затем подлежат уничтожению по соответствующему акту.

Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (далее — Центр) создается с целью обеспечения информационной поддержки проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в субъекте Федерации. Центр может создаваться в структуре существующей государственной организации, может функционировать также в рамках созданной организации в качестве самостоятельного юридического лица в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Центр действует на основании нормативных, организационных, технических и методических документов Министерства образования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Центр возглавляет руководитель Центра. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Центра осуществляется администрацией субъекта Федерации или руководителем учреждения, на базе которого создан Центр. Руководитель Центра организует работу Центра, представляет его интересы и несет ответственность за его деятельность в установленном порядке.

Функции РЦОИ

Функциями Центра являются:

— обеспечение информационного сопровождения проведения ЕГЭ;

— создание и ведение региональных баз данных образовательных учреждений;

— cоздание и ведение баз данных участников ЕГЭ;

— организация обработки данных с бланков ЕГЭ;

— создание и ведение баз данных результатов ЕГЭ по субъекту Федерации;

— информационное обеспечение работы региональных государственных экзаменационных комиссий, органов управления образованием, образовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ;

— обеспечение информационного взаимодействия региональных ГЭК с федеральными организациями, ответственными за проведение эксперимента по введению ЕГЭ;

— организационно-технологическое сопровождение проведения ЕГЭ;

— управление деятельностью и обучение персонала первичных пунктов обработки информации субъекта Федерации.

Во время, не связанное с подготовкой и проведением ЕГЭ, Центр проводит работы по решению задач, связанных с оценкой качества образования в соответствии с региональными программами.

Управление и организация работы РЦОИ

Кроме руководителя в штат Центра входят заместители руководителя по информационно-программному и методическому обеспечению работы и работники, исполняющие обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации. Должностные инструкции работников Центра разрабатываются на основе нормативных и методических документов Министерства образования Российской Федерации с учетом местных особенностей проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена. На период проведения ЕГЭ и мероприятий по подготовке проведения ЕГЭ к выполнению работ привлекаются дополнительные работники на основании срочного трудового договора в соответствии с примерным перечнем, представленным в следующей таблице:

Должности по общероссийскому классификатору профессий, должностей и тарифных разрядов Технологическое наименование работника Функции, выполняемые работником
инженер — программист оператор сканирования Сканирование бланков
техник информационно- вычислительного центра, техник помощник оператора сканирования Обеспечение работы оператора сканирования
инженер — программист верификатор Контроль качества заполнения и распознавания бланков
инженер — программист старший верификатор Организация работы верификаторов
инженер — программист диспетчер Информационное обеспечение работы предметных комиссий

Для обработки бланков во время проведения ЕГЭ в Центре рекомендуется работать в две или в три смены. Количество дополнительных работников определяется руководителем Центра на основе инструктивных материалов Министерства образования Российской Федерации с учетом схемы участия, объемов обрабатываемой информации и местных особенностей субъекта Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ.

Технические средства РЦОИ

Перечень оборудования Центра приведен в приложении 2. Количество и общая площадь помещений Центра должны обеспечить размещение оборудования и работу сотрудников Центра в соответствии с санитарными нормами и требованиями по установке и эксплуатации средств вычислительной техники. Помещения Центра должны быть компактно расположены и изолированы от остальных помещений организации, иметь единый общий вход. Все помещения должны быть защищены от несанкционированного доступа, оборудованы системой сигнализации.

Примерный состав помещений Центра:

1. Помещения для руководства и штатного персонала Центра (общая площадь не менее 20 кв.м.).

2. Помещение для четырех серверов (не менее 15 кв.м, должно быть оснащено системой кондиционирования и принудительной вентиляции).

3. Помещение для высокопроизводительного сканера и трех ПЭВМ сканирования (не менее 30 кв.м., должно быть оснащено системой принудительной вентиляции).

4. Помещения для ПЭВМ верификации (общая площадь не менее 12 кв.м. + 6 кв.м./компьютер должно быть оснащено системой принудительной вентиляции).

5. Помещение для хранения документов.

6. Подсобные помещения.

7. Помещения для работы предметных комиссий (не менее 3кв.м./чел.).

8. Помещение для работы представителей ГЭК (прием материалов) (30 кв.м.).

Помещения п.п. 7-8 необходимы только в период проведения ЕГЭ.

Все помещения должны быть обеспечены электропитанием и соответствующими условиями по освещенности, отоплению, вентиляции и пожарной безопасности. Должен быть обеспечен ввод электрической сети, реальное заземление, три раздельные фазы (бытовые приборы, компьютерная система и система вентиляции). Пиковая мощность нагрузки не менее 30-35 кВт (из расчета 30 ЭВМ, 4 сервера, сетевое оборудование, системы вентиляции, бытовые приборы, аварийный запас мощности). Управление питанием должно быть выведено на единый щит с раздельным управлением и защитой от перегрузок по каждой фазе и каждому помещению. Должно быть предусмотрено резервное автономное электропитание (на случай аварийного отключения).

В помещениях п.п. 1-4 должна быть подготовлена структурированная кабельная система, которая выполняется коробами и размыкаемыми плинтами, единым кабелем без сращиваний и спаек, с разделением слабо и сильноточных цепей. Каждое рабочее место должно иметь не менее одного разъема RJ-45 5 категории (соединено с патч-панелью), не менее двух евророзеток с заземлением компьютерной электросети и не менее одной розетки бытового назначения. Необходимы 4 входные линии связи телефонии и Интернет (минимум 128 Кб, постоянный IP — адрес).

4. Б ланки ЕгЭ

Бланки ЕГЭ являются документами строгой отчетности, имеют степень защиты и штрих-коды.

Бланк регистрации размером 195  210 мм печатается на белой бумаге плотностью  80 г/м2. Фон бланка – оранжевый цвет (пантон № 165).

Бланк состоит из трех основных частей.

В верхней части бланка регистрации имеются вертикальный и горизонтальный штрих-коды, образец написания символов при заполнении бланка, поля для указания следующей информации: код региона; код образовательного учреждения, в котором обучался выпускник; номер и буква класса; код пункта проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ); номер аудитории в пункте проведения ЕГЭ; дата проведения ЕГЭ; код предмета; название предмета; номер варианта; служебная отметка; поле для подписи участника ЕГЭ.

В средней части бланка регистрации указываются сведения об участнике ЕГЭ: фамилия, имя, отчество; серия и номер документа; пол; поля для служебного использования, факт выхода из аудитории во время экзамена.

В нижней части бланка регистрации расположены поля, заполняемые по желанию участника ЕГЭ в случае имеющихся у него замечаний по процедуре проведения ЕГЭ.

Структура и состав предметной комиссии

Предметная комиссия создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ в данном субъекте Федерации. В исключительных случаях допускается создание территориальных отделений предметной комиссии.

В состав предметной комиссии входят председатель комиссии, заместитель(и) председателя и эксперты.

В комиссию в качестве экспертов включаются, как правило, учителя общеобразовательных учреждений, методисты, преподаватели учреждений профессионального образования по профилю комиссии, прошедшие специализированный курс обучения технологии проверки экзаменационных работ в рамках ЕГЭ. В состав каждой комиссии рекомендуется включать представителей общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования на паритетных началах.

Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии

Предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (далее – выпускников) и вступительных испытаний в ссузы и вузы.

Предметная комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Для ведения делопроизводства к предметной комиссии может быть прикомандирован технический секретарь.

Протоколы предметной комиссии хранятся органами управления образованием субъекта Федерации как документы строгой отчетности в течение одного года.

Предметная комиссия в рамках эксперимента по введению ЕГЭ:

· составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.

Предметная комиссия вправе:

· запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ и, в случае необходимости, в Центре тестирования;

· готовить информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах, по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему общеобразовательному предмету и передавать ее руководству ГЭК для направления в орган управления образованием субъекта Федерации.

Об установлении шкалы перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ

Установить следующую шкалу перевода баллов в отметки для результатов по иностранным языкам (английский язык, немецкий язык, французский язык) в 2004 году:

0 — 33 баллов – отметка " 2"; 34 — 61 баллов – отметка “3”;

Установить следующую шкалу перевода баллов в отметки для результатов по литературе в 2004 году:

Установить следующую шкалу перевода баллов в отметки для результатов по обществознанию в 2003 году:

Установить следующую шкалу перевода баллов в отметки для результатов по русскому языку в 2004 году:

Установить, что результаты ЕГЭ по алгебре и началам анализа для выставления отметок в аттестат определяются на основании следующей шкалы перевода первичных баллов за выполнение заданий по данному курсу в пятибалльную систему:

Рекомендовать следующую шкалу перевода баллов в отметки по математике в 2004 году для использования приемными комиссиями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение проблемы качества образования – необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования в целом. Не случайно эта тема в течение ряда последних лет активно исследуется и разрабатывается ведущими научными и педагогическими коллективами Российской Федерации.

Неоднократно отмечалось, что единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования в течение нескольких последних лет является введение единого государственного экзамена. У многих наших коллег в стране отношение к ЕГЭ неоднозначное. Но поскольку решение вышестоящими органами уже принято и мы не в силах это изменить, хотелось бы сказать о проблемах и путях решения повышения качества сдачи ЕГЭ по обществознанию и истории.

ЕГЭ по обществознанию на мой взгляд, занимает особое место в практике школы. Во – первых, это самый многочисленный по количеству учащихся экзамен по выбору (т.к. очень многие вузы включили ЕГЭ по обществознанию в конкурсный отбор), во – вторых, большинство школьников свято уверены, что это легкий экзамен, в – третьих, необходимо учитывать содержание самого предмета, неоднозначность и многочисленность подходов и интерпретаций обществоведческого знания, что затрудняет, на мой взгляд его формализацию.

Решение проблемы качества образования – необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования в целом. Не случайно эта тема в течение ряда последних лет активно исследуется и разрабатывается ведущими научными и педагогическими коллективами Российской Федерации.

Неоднократно отмечалось, что единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования в течение нескольких последних лет является введение единого государственного экзамена. У многих наших коллег в стране отношение к ЕГЭ неоднозначное. Но поскольку решение вышестоящими органами уже принято и мы не в силах это изменить, хотелось бы сказать о проблемах и путях решения повышения качества сдачи ЕГЭ по обществознанию и истории.

ЕГЭ по обществознанию на мой взгляд, занимает особое место в практике школы. Во – первых, это самый многочисленный по количеству учащихся экзамен по выбору (т.к. очень многие вузы включили ЕГЭ по обществознанию в конкурсный отбор), во – вторых, большинство школьников свято уверены, что это легкий экзамен, в – третьих, необходимо учитывать содержание самого предмета, неоднозначность и многочисленность подходов и интерпретаций обществоведческого знания, что затрудняет, на мой взгляд его формализацию.

Исходя из практики сдачи ЕГЭ по обществознанию можно выделить ряд весомых проблем, как в подготовке, так и процессе сдачи экзамена. Попробую остановиться лишь на некоторых из них и найди возможные пути их решения. Вот, на мой взгляд, некоторые проблемы, расположенные не по степени важности, а в произвольном порядке:

2. Необходимость большой дополнительной подготовки учителя и учащихся, так как в 6-9 классах отводится 1 час в неделю (нужен результат, но ведь мы занимается еще и другой работой в школе).

3. Нет единых учебников (по истории и обществознанию), сложность, большой объём материала, который зачастую не соответствует возрасту учащихся. Мы неоднократно сталкиваемся с такой проблемой, что современные дети не любят читать, поэтому за сложным текстом учебника им трудно увидеть главное.

4. Разные учебные планы в школах (не во всех школах в учебном плане есть, например, отдельный предмет экономика и право, а это наносит серьезный удар по подготовке).

5. Нельзя не отметить тот, факт, что многие учащиеся безответственно относятся к подготовке уроков и сдачи экзаменов, нерегулярно посещают консультации и выполняют задания.

6. И конечно очень больная тема для нас – это часто встречающиеся некорректные и двусмысленные задания и ответы в КИМах ЕГЭ!

Безусловно, список проблем гораздо шире. Но учебный год идет, а значит нужно вместе находить способы устранения трудностей по подготовке выпускников.

В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

При переходе к непрерывному об­разованию актуализируется задача фор­мирования навыков самостоятельной познавательной и практической дея­тельности обучаемых.

Именно эти требования определяют принципы построения системы итогово­го контроля в форме ЕГЭ

Главным фактором подготовки к ЕГЭ является приобретение знаний и отработка их применения на уроках. Для этого используются различные методы работы на уроках, которые направлены на то, чтобы вызвать интерес к предмету у всех учащихся, не только планирующих сдавать ЕГЭ. Такие уроки как уроки-игры, уроки-исследования, уроки-лаборатории (анализ источников, анализ сведений, содержащихся в исторических картах) и другие повышают мотивацию учащихся к изучению предметов. В ходе таких уроков изучение истории и обществознания далеко выходит за рамки натаскивания, нацеленного на сдачу ЕГЭ.

Не менее важным является приобретение и отработка учащимися навыков выполнения заданий ЕГЭ. Задания из части А в тестовой форме, задания из части В на сопоставление, определении лишнего звена, выделяя обобщающее понятие, задания из части С, предполагающие анализ обществоведческого или исторического источника, включаются учителями истории в уроки уже с 5 класса. Известно также, что программа школы I ступени требует от учителей начальных классов проверять знания учеников в том числе в тестовой форме по различным предметам – литературному чтению, окружающему миру, иностранному языку, кубановедению. На уроках старших классов задания ЕГЭ должны быть включены в каждый урок на различных его этапах – проверка домашнего задания, изучение новой темы (например, анализ текста, вставить термины в текст, выявление лишнего в ряду), закрепление.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию может происходить различными способами. При этом разделять учащихся на группы для подготовки к выполнению заданий базового уровня и высокого и повышенного уровней нецелесообразно. Слабоподготовленные учащиеся зачастую набирают больше баллов на выполнении заданий части В и С, чем части А. Поэтому правильным считаю проводить консультации для всех учащихся, а слабоподготовленным предложить посещать дополнительные платные занятия в рамках ДПОУ (Дополнительных платных образовательных услуг, в случае если школа имеет на неё лицензию) для восполнения пробелов в знаниях по отдельным темам.

Необходимо также научить учащихся преодолевать трудности ЕГЭ, опираясь на лингвистические знания. Работая с понятиями, нужно рассматривать этимологию термина, показывать возможные способы толкования. Зная, что обозначают иностранные слова (gnosis - познание, cultura - возделывание, ratio - разум, sensus – чувства и др.), различные приставки (а-, ин-, де-, интер-) учащиеся, не владеющие теоретическим материалом по данной теме, смогут найти правильный ответ, подключив свои лингвистические знания. Не только часть А, но и части В и С содержат задания, для выполнения которых неплохо было бы владеть некоторыми лингвистическими знаниями и уметь применять их на практике.

Например, задание В2:

государство, политические партии, политический процесс, общественное движение, политические лидеры, граждане.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Пример применения лингвистических знания при выполнении задания С8. Составляя план, ученик должен представлять себе тот идеальный текст, который структурируется и демонстрируется с помощью плана. Лингвистические знания, чутье и умение строить собственный текст (формулировки пунктов и подпунктов плана) в этом типе заданий присутствуют в полном объеме.

Для того, чтобы учащиеся успешно выполняли некоторые виды заданий их этому можно обучать при помощи памяток.

Памятка по составлению развернутого плана (задание С8):

1.Помните, что план должен полностью охватывать содержание темы (проблемы).

2.Продумайте, какой круг вопросов (проблем) включает предлагаемая тема.

3.Разделите эти вопросы на смысловые части и озаглавьте их (это будут пункты плана).

4. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (выделите подпункты плана).

Выполнение данного задания связано не только со знанием содержания темы, но и умением формулировать пункты плана, отбирать для сформулированного тезиса аспекты темы. Возможный путь решения данной проблемы – совершенствование умений учащихся составлять развернутый план. Задание на составление плана текста присутствует в ГИА за курс основной по обществознанию. На основе этих текстов учащимся предлагается составить план различного типа: простой, сложный, тезисный, цитатный. Возможно такое задание-тренажер: учащимся предлагается собрать из рассыпанных листочков с названиями пунктов и подпунктов плана план сложного типа

Памятка по написанию обществоведческого эссе:

1.Убедитесь,что правильно понимаете выбранное вами высказывание и ориентируетесь в проблеме, поднятой автором.

2.Определите свою позицию по отношению к проблеме, продумайте аргументы, которые смогут подтвердить вашу позицию.

3.Приступайте к написанию эссе, строго придерживаясь следующей структуры:

III. Заключительная часть: содержит краткие выводы по проблеме.

4.Помните об основных критериях оценивания эссе:

1)понимание учеником поднятой проблемы;

2)четкость аргументов и правильность доказательств;

4)корректное использование терминов по теме.

Памятка для проведения сравнения:

1.Выделить в однородных явлениях сопоставимые существенные признаки;

2.расположить признаки в определенной последовательности, желательно, по степени важности;

3.последовательно сравнить объекты по каждому из признаков;

4. сделать вывод о сходстве и различии объектов;

5.Объяснить отмеченные различия.

Несмотря на то, что из заданий части С изъято задание на сравнение, навыки сравнения по-прежнему необходимы учащимся для понимания сути проблем, классификации сходных позиций.

Памятка для характеристики исторических личностей:

1.Портрет личности: становление, черты характера, мотивы и цели деятельности; используемые средства достижения целей.

2.Деятельность: этапы, социально значимые интересы и тенденции, которые представлял этот человек; основные результаты его деятельности для определенной сферы (политика, наука, экономика и др.) его страны и мира в целом.

3.Оценки: наиболее распространенные суждения о человеке и его деятельности (профессиональные, политические, этические), определение личного отношения.

Для подготовки к ЕГЭ по обществознанию и истории многие выпускники используют ресурсы Интернет. При этом для экономии времени необходимо довести до учащихся информацию об официальных сайтах и порталах по подготовке к ЕГЭ:

Таким образом, подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию требует от учителя и выпускника максимальной концентрации усилий, регулярной кропотливой работы и умения использовать современные технологии. Повышение качества обученности по истории, а следовательно и повышение качества сдачи единого госэкзамена является вполне реальной задачей на ближайшие годы.

Список использованной литературы

1.Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // ПИОШ. №5. 2011. С.16-24.

2.Добротина И.Н. Учимся составлять план // ПИОШ. № 2. 2011. С.36-41.

3.Иванова Л.Ф. Как преодолеть трудности ЕГЭ, опираясь на лингвистические знания // ПИОШ. № 7. 2011 С.23 – 31

4.Тороп В.В. Поможет ли Интернет подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию// ПИОШ. № 5. 2011. С.25-27

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема выступления на тематической секции руководителей ОУ августовской конференции 2015 года:

«Использование результатов ЕГЭ и ГИА (9 класс)

директор МКОУ СОШ №4

с. Красногвардейское, 2015 год

Использование результатов ЕГЭ и ГИА (9 класс)

в управлении качеством образования в целях обеспечения единства образовательного пространства

Одна из задач управления качеством школьного образования - создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений.

Таким образом, каждая школа в той или иной форме занимается вопросами обеспечения качества, хотя масштабы и принципы их деятельности могут существенно отличаться.

Так что же такое управление качеством образования?

Управление качеством образования - это целенаправленное, организующее, контролирующее и регулирующее взаимодействие субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов.

Своеобразным средством получения достоверной информации является государственная итоговая аттестация выпускников, то есть Единый государственный экзамен и основной государственный экзамен, которые рассматривается как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы

Результаты государственной итоговой аттестации и их интерпретация предоставляют возможность:

- получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ и ОГЭ; оценить степень овладения выпускниками средней и основной школы содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки; определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольно-измерительных материалов; выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей тестовых заданий :

- получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;

- определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками;

- выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние;

- объяснять полученные результаты;

- сравнивать результаты ЕГЭ и ОГЭ по годам и др.

Совокупность результатов единого государственного экзамена являются индикаторами качества образования:

- число сдававших экзамен по предмету по выбору – показатель востребованности предмета среди выпускников ОУ;

- средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;

- решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;

- решаемость заданий части С – показатель качества углубленной подготовки и др.

В сборе и анализе этой информации участвует весь коллектив.

Учитывая вышеназванные положения, рассмотрим некоторые результаты ЕГЭ и ОГЭ за несколько лет. Для более полного и эффективного анализа данного вопроса можно выделить основополагающие аспекты, характеризующие результаты ЕГЭ:

1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников :

Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками МКОУ СОШ №4, можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – история России и биология, физика, химия.

2. Выявление гендерных различий выпускников.

На основе проведённой диагностики мы выяснили, что юноши выбирают экзамены по физике , обществознанию, истории России, реже – по биологии, что связано с поступлением в военные училища; девушки сдают ЕГЭ в основном по биологии, обществознанию, истории России. Ориентируясь на полученные данные, в МКОУ СОШ №4 был расширен перечень элективных курсов по указанным предметам.

3. Выявление уровеня усвоенности тем по отдельным предметам (на основе статистических данных контрольно-измерительных материалов, ЕГЭ позволяет изучить уровень усвоения тем по предметам):

Самыми сложными заданиями первой части по русскому языку для выпускников школы оказались задания по синтаксису, самым легким заданиями – по лексике и фразеологии. Затруднения также вызывают задания по морфологии и в анализе выразительных средств языка, успешно выпускники справляются с заданием на определение средства связи предложений в тексте. Следовательно, изучению данных тем учителями в МКОУ СОШ №4 уделялось особое внимание.

В процессе проведения данной работы мы пришли к выводу, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.

В частности, в МКОУ СОШ №4 стабильно на протяжении нескольких лет наблюдается значительное расхождение среднего балла по математике между средним по школе и по Красногвардейскому району. То есть средний балл по школе значительно ниже районного, что говорит о недостаточно серьезной работе учителей математики. По данному факту регулярно принимаются управленческие решения, результаты данной работы уже можно видеть при сдаче выпускниками 9 классов ОГЭ по математике, где средний балл по школе незначительно отличается от среднего по району.

Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.

4. Определение рейтинга по учащимся, учителям.

Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планируются мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:

- составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;

- формирование банка данных используемых УМК;

- использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Значительное место в преподавании отводится:

- организации различных форм творческих заданий,

- введению тестовых технологий,

- развитию навыков самостоятельной работы учащихся,

- включению заданий, проверяющих понимание проектной деятельности и др.

5. Мониторинг совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ:

Отслеживая объективность оценивания учебных достижений в течение эксперимента по введению единого государственного экзамена, можно сказать, что постепенно увеличивается процент совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы совпадение было близким к ста процентам, необходимо усилить внутришкольный контроль за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся.

6. ЕГЭ и квалификационная категория учителя.

7 . Влияние специфики программ на качество образования:

1.С целью целостного представления о роли ЕГЭ и ОГЭ в управлении качеством образования, необходимо проанализировать влияние специфики программ на качество образования.

2.Качество основного механизма успешной подготовки выпускников, на наш взгляд, состоит в переходе от образования знаниевого к деятельностному, личностно ориентированному, выстраивая индивидуальную траекторию для каждого ученика.

На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ возможна следующая модель оценки качества образования:

организация образовательной среды – использование современных педагогических технологий – создание системы оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника – оценка качества образования через характеристики процесса и соответствие результата модели выпускника.

Единый государственный экзамен, работающий в штатном режиме, и государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов, находящаяся в режиме апробации, являются элементами, создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Тема использования результатов сдачи ЕГЭ и ГИА-9 актуальна давно, поскольку массовое участие выпускников общеобразовательных учреждений в этих процедурах придает им особое значение: результаты являются одним из основных источников информации об уровне образования выпускников.

Оценочные процедуры ЕГЭ и ГИА-9 позволяют получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях. Применение статистических данных ЕГЭ и ГИА-9 даёт основания для принятия управленческих решений, судить о тенденциях и изменениях, происходящих в образовании, создавать основу для управления качеством образования на разных уровнях.

На сегодня в нашей стране нет общепринятой методики анализа, которая бы позволила использовать данные о результатах ЕГЭ и ГИА-9 в оценке деятельности школы и образовательной системы. В основном результаты используют для объективного сравнения результатов обучения в разных территориях, в разных учебных заведениях, построения мониторинга результатов одного учебного заведения или территории в динамике, наблюдения за индикаторами образовательной системы, корректировки образовательного процесса, оказания соответствующей ресурсной, методической и другой поддержки учителям и образовательным учреждениям и т.д.

Сдача ЕГЭ по географии и литературе в городах России

В 2019 году исполняется десять лет с момента, как единый государственный экзамен в России стал общенациональным. Несмотря на то, что ЕГЭ привел систему образования к более объективной оценке выпускников, повысил доступность высшего образования, облегчив поступление из регионов, и избавил этап перехода из школы в вуз от коррупции, автор ищет негативные стороны ЕГЭ.

По факту ЕГЭ привел к кризису: качество образования ухудшилось, вузы наводняют студенты, не знающие элементарных вещей, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад, считают эксперты.

Качество образования ухудшилось

Многие работники сферы образования и большинство населения убеждены в негативном влиянии ЕГЭ на качество образования. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в июле 2018 года, 77% считают, что учащихся натаскивают только на прохождении тестов, в результате чего ухудшается качество знаний (в 2014 году так считали 64%).

Кроме того, ЕГЭ не учитывает индивидуальные особенности школьников (77%), а проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной и поверхностной. При этом 57% убеждены, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах.

Что касается математики, с 2012 по 2016 год доля школьников, которые, сдав ЕГЭ по математике, ничего не вынесли из школьного курса математики, увеличилась с 14% до 30-50%, писал в 2016 году в своем исследовании доктор физико-математических наук Юрий Неретин. Более поздних исследований не проводилось. В 2019 году, по прогнозу Неретина, доля таких школьников должна увеличиться. Свой вывод он основывал на проводимой в 2016 году оценке знаний семиклассников, которые в 2019 году стали выпускниками.

ЕГЭ не сочетается со школьной программой

Равенство абитуриентов под сомнением

Однако Владимир Хасин убежден, что процент иногородних студентов в московских вузах в последние годы сокращается. Многие вузы ввели дополнительные вступительные испытания, и теперь даже высокий балл не гарантирует поступление в МГУ или МГИМО, утверждает он.

Подготовка к ЕГЭ увеличила расходы населения

Те, кто хочет получить высокий балл на ЕГЭ и поступить в хороший вуз, вынуждены готовиться за деньги — на специальных курсах или у репетиторов, поскольку базовое образование не справляется с подготовкой к экзамену. Так, по данным Общественной палаты РФ, считают 92% опрошенных. К платным услугам прибегают 61,7% учащихся, тратя на это до 6 тысяч рублей в месяц.

В 2016 году образовательные курсы, репетиторы и преподаватели заработали 130,3 миллиарда рублей, подсчитали авторы исследования, проведенного при участии ВШЭ, и предположили, что этот рынок будет ежегодно расти на 2-3%. К 2021 году, про прогнозу исследователей, рынок может вырасти до 149,2 миллиарда рублей.

Между тем, согласно выводам исследования BusinesStat, в 2018 году рынок дополнительного образования составил 103,8 миллиарда рублей, причем на средства населения пришлось лишь 22% этой суммы, а остальные средства предоставлялись организациями и из бюджета.

Последствия для экономики

Те, кто плохо учился в школе, как правило, не наверстывают упущенное в ходе дальнейшего образования, и в итоге оказываются неуспешными на рынке труда и не могут работать с достаточной производительностью, считают авторы доклада Центра стратегических разработок и ВШЭ.

Читайте также: