Организация досуга населения доклад

Обновлено: 04.07.2024

Цель исследования – изучить особенности организации и проведения массовых праздников, в условиях культурно-досуговых учреждений.
Задачи исследования:
1.Изучение научной литературы по данной теме.
2.Изучить сущность массовых праздников, как формы организации досуга населения.
3.Рассмотреть технологии организации массовых праздников.

Содержание

ГЛАВА I. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 История возникновения, виды и типы массовых праздников…8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяСУПЕР.doc

ГЛАВА I. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 История возникновения, виды и типы массовых праздников…8

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

2.2 Анализ проводимых массовых праздников……………………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….25

Актуальность темы очевидна - развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.

Нельзя не отметить такого явления как повышение за последние годы интереса общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, ландшафтным спектаклям, разным формам зрелищного искусства. Зрелища дают возможность наиболее доступному познанию, отвечающему потребностям, стилю жизни современного человека.

В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Существуют разнообразные формы проведения досуга населением. А именно: молодежная дискотека, культурно-досуговые программы, кружки в культурно-досуговых учреждениях, кружки художественной самодеятельности, кружки художественного творчества, любительские объединения, камерные формы организации досуга (салон, гостиная), праздники и обряды, формы работы КДУ с детьми и подростками.

Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры на пути решения данной задачи, является организация досуга населения. Досуг непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, т.к в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы.

Совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга населения сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии творческого работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития учреждения культуры, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Объект исследования – массовые праздники как форма организации досуга населения.

Предмет исследования – деятельность управления культуры по организации и проведению массовых праздников.

Цель исследования – изучить особенности организации и проведения массовых праздников, в условиях культурно-досуговых учреждений.

1.Изучение научной литературы по данной теме.

2.Изучить сущность массовых праздников, как формы организации досуга населения.

3.Рассмотреть технологии организации массовых праздников.

4.Проанализировать деятельность управления культуры г.Рыбница и культурно- досуговых учреждений по организации и проведению массовых праздников.

5.Определить пути совершенствования деятельности управления культуры и культурно-досуговых учреждений по организации и проведению массовых праздников.

Практическая значимость: изученные материалы по организации и проведению массовых праздников могут быть использованы специалистами культурно-досуговых учреждений, в качестве методических рекомендаций по организации и проведению массовых праздников; обоснованные автором выводы и положения могут найти применение в научных исследованиях проблем организации массовых праздников.

Степень разработанности темы:

Проблемой культурно массового праздника, так или иначе, занимались Ауэрбах Э., Бодрияр Ж., Бродель Ф., Гидденс Э., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., и др. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле. Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что мы рассматриваем реформирование социально-культурной деятельности в Приднестровье в связи с изменением социально-культурных потребностей в обществе. Учитывая это, научная новизна данного исследования заключается в том, что тема достаточно слабо разработана .

В учебных пособиях, данная тема абсолютно не рассмотрена, имеются лишь упоминания о специфике массовых праздников, об отличии их от прочих форм проведения досуга. В публикациях специализированных журналов в большей степени внимание уделяется рассмотрению практических советов по проведению праздников под открытым небом, уличных ярмарок и выставок.

Ресурсы же Интернета дают возможность ознакомиться с конкретными примерами проведения подобных региональных праздников без рассмотрения механизма подготовки к нему и особенностей проведения.

Таким образом, существующие на данный момент источники не дают комплексной картины по технологии проведения массовых праздников и их социокультурному значению.

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВИДЫ И ТИПЫ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ.

В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории.

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие площади и улицы огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра в "майского в короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и других городах Советской России, а также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся День образования ПМР, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.).

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками.

Праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.

Воинские: День Победы, День защитников Отечества.

Семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие.

Типы массовых праздников:

Из всех принципов классификации массовых праздников на виды самым логичным является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его характеристик.

Основными характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб проведения.

Если брать в основу классификации масштабность, то тут можно выделить как минимум три группы праздников.

Первая группа – это общие праздники, которые являются значимыми событиями в жизни государства и каждого человека. К общим праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной страной - они безграничны, их празднует все человечество.

В проведении такого вида праздника задействованы различные социальные группы: рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают участие этнографические и территориальные группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все, что объединяет этих людей – единая цель и порыв.

Вторая группа праздников по принципу масштабности – локальные. Они отличаются от общих тем, что в их основе положено событие, которое значимо для определенной группы людей. Не смотря на то, что эти праздники охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные (День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей, День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего, количеством людей, относящихся к нему.

Третья группа - это личностные праздники. Они характеризуются тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей. Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и т. д.

Личностный праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов.

Отметим, что порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных людей. Порой это приводит к тому, что к празднованию какого-либо локального события приобщаются люди, которые фактически не имеют никакого отношения к празднику.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

· по содержанию (познавательные, развлекательные);

· по времени (кратковременные, периодические, систематические);

· по характеру (пассивные, активные);

· по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Инновационные формы организации досуга рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм.

Достижение продуктивной организации досуговой деятельности, современной молодёжи обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции:

• адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных предпочтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;

• познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербально-деятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;

• информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;

• рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;

• культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не только для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуго-вых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования.

К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы.

Существуют единичные образцы инновационных форм организации досуга современной молодёжи, обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности.

Фитнес . Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.

Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например авторской песни у костра.

Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этногра-фический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.

Интернет-соревнования . Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.

Электронные книги, журналы . Локальный/ дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону большей самостоятельности поискового характера во всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.

Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, картинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.

Виртуальные экскурсии . Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.

Фейерверочное представление . Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.

Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ.

1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2011

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2013.

3. Бурмистрова А. С. Организация досуга молодёжи / А. С. Бурмистрова //Профессиональное образование. [Текст] Столица. – 2011. – № 6.

4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга: пособие / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006

6. Мосалев Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008. - 424 с.

7. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.

8. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце ХХ века 2014 // Рубеж, № 25, С. 142-161.

9. Седова, Н.Н. Досуговая активность молодёжи / Н.Н. Седова // Социологические исследования. 2009. № 12.

10. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124—128.

Гост

ГОСТ

Понятие досуга городского населения

Досуг городского населения – это организация свободного времени населения города, остающегося у граждан после исполнения ими своих обязанностей.

Досуговую деятельность городского населения можно организовать как в пределах дома, так и в пределах специальных учреждений, которые призваны создавать необходимые условия для проведения свободного времени.

К числу учреждений, организующих досуг городского населения, относятся, музеи, выставочные комплексы, библиотеки, кинотеатры, гипермаркеты, спортивные сооружения, филармонии и прочее.

В структуре досуга городского населения можно выделить следующие элементы:

  • самообразование за счет приобщения к культуре, включающее в себя такие занятия как посещения учреждений культуры или чтение;
  • общественная активность;
  • любительское творчество научно-технического характера;
  • самодеятельность художественно-эстетического содержания;
  • отдых пассивного характера;
  • общение по интересам и так далее.

К основным характеристикам досуга городского населения можно отнести следующие:

  • наличие ярко выраженных физиологических, психологических и социальных аспектов;
  • добровольный выбор занятий и уровня активности;
  • формирование и развитие личности;
  • отсутствие регламентации, характер, предполагающий свободу творческой деятельности;
  • стимулирование творческой инициативы;
  • обеспечение удовлетворения, веселого настроения и персонального удовольствия;
  • организация самовоспитания личности;
  • обеспечение самоутверждения, саморазвития и самовыражения личности посредством свободно отобранных действий.

Классификация форм организации досуга городского населения

Формы организации досуга городского населения достаточно многообразны по своему содержанию, типу, форме проведения. Данная сфера человеческой жизнедеятельности характеризуется постоянной динамикой, видоизменением и приумножением новых форм досуга.

Классификация форм досуга городского населения осуществляется по следующим критериям:

  • во-первых, в зависимости от субъекта деятельности. По этому критерию различают три формы досуговой деятельности – массовую, групповую и индивидуальную;
  • во-вторых, в зависимости от места осуществления досуговой деятельности. По этому критерию досуговая деятельность делится на домашнюю и внедомашнюю формы;
  • в-третьих, в зависимости от характера организации досуговой деятельности. По этому критерию досуговая деятельность делится на институциональную, то есть общественно-организованную, и неорганизованную;
  • в-четвертых, в зависимости от наличия творческого элемента. По этому критерию досуговая деятельность городских граждан делится на активную, которая включает в себя любые любительские творческие занятия, основанные на активных формах, и межгрупповое межличностное общение, включая занятия спортом; и пассивную, представляющую собой посещение культурных мероприятий различного содержания и потребление такой продукции средств массовой информации как телевидение, радио, интернет и прочее.

Готовые работы на аналогичную тему

Дополнительно классификация форм досуговой деятельности городских граждан может осуществляться по таким критериям как:

  • во-первых, устойчивость воспитательного воздействия, предполагающая выделение стабильных и эпизодических форм досуга городского населения;
  • во-вторых, широта участия в досуговой деятельности, предполагающая выделение индивидуальных, групповых, массовых форм досуга городского населения;
  • в-третьих, специфика субъекта, ответственного за организацию досуга. В зависимости от этого критерия выделяют такие формы деятельности как парки культуры, клубы, библиотеки, спортивно-оздоровительные и прочие учреждения;
  • в-четвертых, полнота реализуемых функций, определяющая такие формы досуговой деятельности как монофункциональные, диафункциональные и комплексные.

Виды досуга городского населения

Можно выделить такие виды досуга городского населения, как:

  • активная рекреация. Этот вид досуговой деятельности городского населения включает в себя прогулки, непрофессиональные занятия спортом, интеллектуальные спортивные игры, выгуливание домашних животных и прочее;
  • развлечения, посещения праздничных и спортивных мероприятий, клубов, ресторанов и прочее;
  • потребление культурных ценностей индивидуального характера. К таким видом досуга городского населения относят чтение, прослушивания музыки, радиопередач, просмотр телевизионных программ, пользование интернетом и прочее;
  • потребление публичное-зрелищных духовных ценностей. К данному виду досуга городского населения относят посещение кинотеатров, театров, филармоний, музеев, выставок, зоопарков, ботанических садов и прочего;
  • спортивно-оздоровительный и познавательный туризм;
  • любительское творчество.

К наиболее продуктивно-развивающимся в последние годы видам досуга городского населения относятся туризм, участие в оздоровительных занятиях в аквапарках, саунах, бассейнах, фитнес-клубах, участие в игровой деятельности, посещение гипермаркетов, ресторанов, развлекательных центров, обучающих центров, потребление экранной продукции (компьютер, кино, телевидение).

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры и досуга населения в Российской Федерации. Анализ организации культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Изучение формирований самодеятельного народного творчества.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.01.2018
Размер файла 638,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

- функция правового обеспечения организаций (учреждений) культуры;

Таким образом, в муниципальных образованиях на уровне исполнительной власти управление сферой культуры и досуга населения могут осуществлять районные управления, отделы или комитеты культуры. Их основной задачей является установление порядка управления ресурсами культуры и создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения. Органы местного самоуправления в сфере культуры и досуга населения осуществляют комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих повысить культурный уровень муниципального образования.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

2.1 Муниципальное управление сферой культуры и досуга населения на территории муниципального образования город-курорт Анапа

Уровень развития культуры, наличие масштабной и эффективно работающей инфраструктуры социально-культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение традиций и исторического наследия, способствующих развитию современных форм культуры, сохранению творческого, инновационного потенциала малого города выступают в качестве основных критериев оценки привлекательности и конкурентоспособности города-курорта Анапа.

Город-курорт Анапа ежегодно встречает более 20 фестивалей и огромное количество конкурсов российского и международного уровня, таких как

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей МО г-к Анапа услугами организаций культуры;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в МО г-к Анапа;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности МО г-к Анапа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории МО г-к Анапа;

- создание условий для массового отдыха жителей МО г-к Анапа и организация обустройства мест массового отдыха населения [20].

Решение вопросов местного значения в сфере культуры и досуга населения, отнесенных к компетенции МО г-к Анапа, возлагается на структурное подразделение Администрации МО г-к Анапа - управление культуры.

Согласно Положению об управлении культуры, утвержденному решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.05.2010 года №37, управление культуры Администрации МО г-к Анапа является отраслевым органом администрации муниципального образования город-курорт Анапа, осуществляющим управление в области культуры, искусства, охраны историко-культурного наследия.

Управление культуры Администрации МО г-к Анапа в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, нормативными правовыми актами Администрации МО г-к Анапа, Уставом муниципального образования город- курорт Анапа, а также Положением об управлении культуры Администрации МО г-к Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.05.2010 года №37.

Задачами управления культуры Администрации МО г-к Анапа являются:

- создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей МО г-к Анапа;

- обеспечение культурного обслуживания населения МО г-к Анапа с учетом культурных интересов и потребностей различных социально- возрастных групп;

- создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического и художественного воспитания населения МО г-к Анапа;

- обеспечение доступности культуры для жителей МО г-к Анапа;

- сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия;

- обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений. Управление культуры в своей деятельности подчиняется главе МО г-к

Анапа и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Для решения поставленных задач управление культуры выполняет следующие функции:

- осуществляет координацию, контроль и регулирование деятельности муниципальных учреждений культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры;

- осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования город-курорт Анапа для муниципальных учреждений культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры. Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств МО г-к Анапа и направляет их в финансовый орган, исполняющий бюджет МО г-к Анапа;

- формирует муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг муниципальными учреждениями культуры и муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными управлению культуры;

- разрабатывает и утверждает стандарты качества муниципальных услуг, оказываемых населению МО г-к Анапа муниципальными учреждениями культуры и муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными управлению культуры;

- осуществляет контроль за выполнением и мониторинг выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению культуры;

- утверждает нормативы бюджетных затрат на оказание единицы муниципальных услуг муниципальными бюджетными учреждениями культуры и дополнительного образования детей, подведомственными управлению культуры и расчетно-нормативных бюджетных затрат на содержание их имущества;

- организует предоставление дополнительного образования на территории МО г-к Анапа;

- организует библиотечно-информационное обслуживание населения МО г-к Анапа;

- создает условия для организации досуга и обеспечения жителей МО г-к Анапа услугами организаций культуры;

- обеспечивает организацию культурно-досуговых мероприятий и кинообслуживания населения МО г-к Анапа;

- создает условия для развития местного традиционного народного художественного творчества в МО г-к Анапа;

- предоставляет информацию об объектах культурного наследия местного значения, находящихся на территории МО г-к Анапа и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- организует квалификационную аттестацию работников муниципальных учреждений культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры, методическое обеспечение культурной деятельности [13].

Структура и штатное расписание управления культуры Администрации МО г-к Анапа утверждаются правовым актом Администрации МО г-к

Анапа.Схематично структура управления культуры Администрации МО г-к Анапа представлена на рис. 4.

Рис. 4. Организационная структура управления культуры администрации МО г- к Анапа

Управление культуры Администрации МО г-к Анапа возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой МО г-к Анапа. Начальник, его заместитель, специалисты управления культуры являются муниципальными служащими.

Начальником управления культуры Администрации МО г-к Анапа является Мельникова Марина Борисовна, а его заместителем - Иоаниди Светлана Валерьевна.

В ведомственном подчинении управления культуры Администрации МО г-к Анапа находятся следующие учреждения культуры:

- учреждения дополнительного образования (МБОУ ДОД ДШИ № 1 Детская школа искусств, МБОУ ДОД ДШИ № 2 Детская школа искусств, МБОУ ДОД ДШИ № 3 Детская школа искусств, МБОУ ДОД ДШИ № 4

Детская школа искусств, МБОУ ДОД ДМШ № 1 Детская музыкальная школа, МБОУ ДОД ДМШ № 2 Детская музыкальная школа, МБОУ ДОД ДХШ Детская художественная школа).

Сеть учреждений культуры муниципального образования город-курорт Анапа представлена разнообразием форм и специфики их деятельности. Деятельность учреждений культуры имеет важное многофункциональное значение для вовлечения жителей в культурную жизнь муниципального образования, обеспечения полноценного досуга и развития творческих способностей населения.

Муниципальное задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Данный документ формируется для предоставления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами предоставления муниципальных услуг, содержащими стандарты предоставления муниципальных услуг.

Муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом того или иного муниципального учреждения культуры, на основе перечня муниципальных услуг, оказываемых муниципальными культурно-досуговыми учреждениями МО г-к Анапа.

Показатели муниципального задания используются при составлении проекта местного бюджета, а также для определения объема субсидий на выполнение муниципального задания муниципальным бюджетным учреждениям.

- организация и проведение культурно-досуговых мероприятий;

- услуги по организации деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества.

Таблица 1 Показатели, характеризующие качество организации и проведения культурно-досуговых мероприятий

В словаре С. И. Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. И. И. Поддьяков определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых.

Досуговая деятельность - осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственные интересы.

Можно вывести следующие характеристики досуга :

-досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

-досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению и самоутверждению, а также саморазвитию личности, через свободно выбранные действия;

-досуг стимулирует творческую инициативу;

-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

-досуг способствует формированию ценностных ориентаций ;

-досуг обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;

-досуг способствует самовоспитанию личности.

На сегодняшний день многие дети дошкольного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети, в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребёнка с детства относиться к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребёнка. Каждый ребёнок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир.

Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта досуговую деятельность.

М. Б. Зацепина выделяет три типа отношений к организации досуга :

1)Первое-педагогическая безнадзорность, т. е полное безразличие.

2)Второе-излишняя зоорганизованность, когда ребёнок не имеет права выбора, а взрослые настаивают.

3) Третье-поиск путей, форм и средств, методов, которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В современных исследованиях (А. В. Антонова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. Н. Галигузова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

1) Отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы. В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Он включает в себя: общение, спортивно - оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе. К пассивно-репродуктивному отдыху относятся: прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, чтение, занятия в кружках.

2) Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность, таким образом, происходит гашение агрессивности у детей.

К развлечениям относятся:

- Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

- Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

-Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

-Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

-Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

- Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

3) Праздники - сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем. Они могут быть посвящены:

* окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

* миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

* традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

* наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

* событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Творческая деятельность ребенка, как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую среду.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом досуговая деятельность способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка во время досуговой деятельности, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. А сами дети, участники досуговых мероприятий, учатся взаимодействию друг с другом, именно досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Досуг детей - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному увлечению детей. Основными формами организации досуговой деятельности дошкольников являются активный и пассивный отдых, развлечение, игра, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка. Игра, как ведущий вид деятельности, занимает ключевое место в досуге дошкольника. Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта досуговую деятельность.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средне-старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средне - старшей группе. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.

Читайте также: