Доклад декларация прав культуры

Обновлено: 06.07.2024

1 сентября 1995 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов Дмитрий Сергеевич Лихачев представил общественности проект Декларации прав культуры. По мысли ученого, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. Логичным представлялось обсудить эту идею с интеллигенцией Санкт-Петербурга и выйти в международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени Санкт-Петербурга (как известно, это единственный российский город, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия).

В проекте Декларации впервые сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.

В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе. Документ обращен к международному сообществу. А так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Интересно, что в Декларации Д. С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации – как процесса, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами мирового сообщества. Глобализацию неверно понимать как экспансию крупных корпораций, переток кадров и сырьевых ресурсов. Человечеством должна быть выстроена концепция глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.

Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение научной и творческой интеллигенции страны. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО Декларации о культурном разнообразии (2003 г.) и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). На повестке дня – работа над ее целостным принятием мировым сообществом.

Дмитрий Лихачев - академик, выдающийся исследователь древнерусской литературы, общественный деятель, радевший за нашу страну и культуру. В общественном сознании ученый живет в виде штампов: "совесть нации", "нравственный идеал", "последний российский интеллигент".

Неожиданный ракурс видения личности Лихачева открывает весьма лаконичный и на первый взгляд простой документ - Указ президента РФ В.В. Путина о праздновании 100-летия академика Лихачева. Стране предлагается отметить выдающийся вклад Дмитрия Сергеевича "в развитие гуманитарных наук, культуры и образования".

Оборачиваясь в прошлое с позиций современного знания, можно сказать, что рядом с Лихачевым-филологом в конце минувшего столетия встала фигура Лихачева-культуролога, не менее значительная и не менее масштабная. Академик Лихачев - выдающийся, великий культуролог XX века.

"Декларация прав культуры" - своего рода вершина жизненного пути великого петербуржца. По сути это научное и нравственное завещание Дмитрия Сергеевича.

В 1993 году Д.С. Лихачев был избран почетным доктором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. С этого момента началось его активное сотрудничество с нашим коллективом, продолжавшееся до ухода Дмитрия Сергеевича из жизни. Летом 1995 года академик познакомил меня со своей идеей Декларации.

По мысли Лихачева, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. В связи с этим логичным представлялось выйти в международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени города, являющегося уникальным феноменом мировой культуры. (Как известно, Санкт-Петербург - единственный город России, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.)

Вскоре Дмитрий Сергеевич подготовил, выражаясь его словами, "проект проекта". Первыми с ним познакомились педагоги и студенты СПбГУП. Но Декларация обращена к международному сообществу, а субъектом международного права выступает государство. Поэтому наш университет предложил создать городскую комиссию по доработке Декларации, с тем чтобы правительство Санкт-Петербурга передало одобренный им вариант проекта на рассмотрение президенту России и далее - в ЮНЕСКО. Анатолий Собчак нас поддержал. В состав комиссии, возглавляемой мэром города, вошли крупные общественные деятели, ученые, просветители, хранители культуры, деятели литературы и искусства: О.В. Басилашвили, Я.А. Гордин,

Д.А. Гранин, В.В. Знаменов, М.С. Каган, АА Мыльников, М.Б. Пиотровский, В.Е. Триодин и др. Сам же текст шлифовался и оттачивался группой ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В результате общими усилиями под научным руководством Д.С. Лихачева был подготовлен итоговый документ, представляемый на суд читателя.

Научное и нравственное значение Декларации трудно переоценить. По существу в документе сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. Культура - условие продолжения осмысленной жизни, дальнейшего развития человечества. Вне культуры бытие народов и государств лишается смысла. Право на культуру по существу поставлено в один ряд с правом на жизнь.

В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе. И это понятно: ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает экспансию антигуманных ценностей массовой культуры.

Документ не только обогащает теоретическую мысль. Он имеет и практическое значение. На уровне государств его принятие должно привести к изменению национального законодательства каждой страны, способствовать полноценному развитию национальных культур. На уровне мирового сообщества - это шаг на пути интеграции мирового культурного процесса. С общечеловеческих позиций - это обогащение коллективного разума. Наконец, на индивидуальном уровне - это, если вспомнить Священное Писание, формирование человека по образу и подобию Божиему.

. В 1996 году Анатолий Собчак покинул свой пост, и мы лишились административной поддержки. Новому правительству города требовалось время, чтобы войти в курс дела. Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение общественности, но на этом ее продвижение застопорилось. Наше обращение в администрацию президента РФ Б. Н. Ельцина встретило полное равнодушие начальства к данному начинанию, а чиновники из МИДа прямо указали нам на неуместность Декларации. Оказалось, что в тот момент по поручению ЮНЕСКО некий документ на аналогичную тему разрабатывал один из швейцарских институтов. Документ этот был неизмеримо более мелким по масштабу, но российские чиновники не хотели "переходить дорогу" швейцарским ученым и дипломатам. В результате продвижение отечественной Декларации задержалось на десять лет.

Повышенное внимание государства и общества к научному наследию Дмитрия Сергеевича в юбилейный лихачевский год дает нам новый шанс популяризировать этот проект. Каждый, кто внимательно прочтет Декларацию, убедится, что в этом документе выдающийся ученый формулирует, быть может, главное свое открытие: смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре. Вот ответ Дмитрия Лихачева на вопрос, волнующий каждого мыслящего человека во все времена, в любые эпохи! Интересно, что в Декларации Д.С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации - как процесса, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами человечества. И здесь тоже есть о чем поразмышлять читателю.

Мне думается, долг нашего поколения - приложить все усилия к тому, чтобы замечательные идеи Дмитрия Сергеевича Лихачева воплотились в принятой ЮНЕСКО "Декларации прав культуры" - "Петербургской декларации".

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ - ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, заслуженный деятель науки России, заслуженный артист России, автор около 400 научных работ по гуманитарным проблемам, почетный доктор Линнскогоуниверситета (Флорида, США), почетный доктор Американского университета в Дублине (Ирландия).


Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты – памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д.

Живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями и т.д. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности, в которую входят как произведения и явления первого разряда, так и второстепенного свойства, кроме обычаев и навыков, явно вредных для окружающих.

Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

1. ПРАВА КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА

Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого, проживающего на любой территории.

Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества произведений культуры.

II. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА СОХРАННОСТЬ

Культура всех стран любого уровня, если только она является подлинной культурой, а не псевдокультурой (что в случае необходимости устанавливается экспертами ЮНЕСКО), имеет право на сохранность, строго инспектируемую как местными организациями, так и единым для всех стран высшим учреждением при ЮНЕСКО. Этот орган со своим независимым штатом инспекторов, своими юридическими полномочиями по единым для всех стран статьям, сможет привлекать к судебной ответственности виновников нарушений сохранности (уничтожения или искажения) произведений культуры или нанесения различного рода ущерба для учреждений культуры и ее положения в обществе.

К реставрации особо значительных памятников (список которых должен быть серьезно расширен по сравнению с существующими) необходимо допускать лишь реставраторов, имеющих международные дипломы высшей категории, выданные соответствующей организацией при ЮНЕСКО.

Ансамбли памятников культуры, созданные как единое целое (алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки и коллекции, представляющие собой эстетическое или историческое целое и имеющие общечеловеческое значение), не должны разъединяться при продажах и различных перемещениях.

Исторические города (список которых необходимо значительно расширить и утвердить ЮНЕСКО) должны иметь право на сохранение не только своего центра, но также окраин и окрестностей, которые зачастую представляют собой историческую ценность (для России это: Петербург с его окраинами, дворцовыми городами и селениями; Новгород с окружающими его монастырями и церквами; Москва с подмосковными усадьбами и т. п.).

Охраняемый исторический облик наиболее ценных городов определяется планировкой, высотой (не выше, скажем, Зимнего дворца в Петербурге) зданий, их средними габаритами, окраской фасадов, допустимостью того или иного стиля в городе и т. п.

Понятие ценного ландшафта определяется не только историческими событиями, произошедшими на этих местах (в России – битвы: Полтавская, Куликовская, Бородинская, Сталинградская, Курская, Севастопольская оборона), но и памятью художнической (Плес на Волге, связанный с именем Левитана, гора св. Виктории, памятная работами Сезанна и т. п.).

III. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА ДОСТУПНОСТЬ

Доступ к ознакомлению и изучению произведений культуры должен быть открыт для каждого человека (кроме, разумеется, потенциальных злоумышленников, вопрос о которых должен быть рассмотрен соответствующими комиссиями).

Все произведения культуры должны быть доступны для бесплатного обозрения в назначаемые владельцами дни не реже двух раз в год. Особый статус для обозрения предоставляется учащимся, пенсионерам, ученым.

Особо ценным собраниям необходимы полные каталоги. Финансовая поддержка в их составлении и печатании осуществляется государством или благотворителями (с соответствующим сокращением налогов для последних).

Под полными каталогами разумеются научные описания произведений, находящихся как в экспозиции, так и в запасниках. Сведения о малых собраниях или отдельных произведениях, хранящихся в частных руках, могут печататься в прессе (научной или популярной).

Произведения культуры (археологические, живописные, прикладного искусства и т. д.) должны иметь стабильное местопребывание и только по особым причинам, исключительно культурного характера, могут менять его; причины должны быть рассмотрены в ЮНЕСКО.

Вместе с тем необходимо усилить права жертвователей произведений культуры. Их воля относительно местонахождения пожертвованных предметов, имеющих общечеловеческую ценность, должна полностью выполняться прижизненно и посмертно, о чем в случае прижизненного пожертвования необходима полная договоренность между прежним и новым хранителями.

В случае невозможности выполнения условий жертвователя (или в некоторых случаях продавца) разрешение на перемену условия хранения общечеловеческих ценностей должно выдаваться ЮНЕСКО.

Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?

Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр - это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство - это не совокупность памятников культуры, как и история - не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.

Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю - и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных и обладающих государственной властью? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.

Наша обязанность - поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов - их национального лица, их языка и фольклора.

Культура - она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система. Сколько десятилетий нашу культуру, нашу науку старались отгородить от всего мира "железным занавесом". Ничего не вышло. Она пережила странные, уродующие ее, деформирующие процессы, но выстояла. От народа скрывали истинные шедевры литературы и искусства - Булгакова, Платонова, Набокова, Пильняка, Ахматову, Кандинского, Шагала, Малевича. Но не скрыть их в мире современных коммуникаций. Произведения этих авторов становились достоянием зарубежья и оттуда, признанные и прославленные, возвращались на Родину. Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру, стали катализатором общественной и духовной жизни. Так литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шел беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.

Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.

Читайте также: