Опера кармен самая популярная опера в мире образ кармен образы хозе и эскамильо доклад
Обновлено: 04.07.2024
либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимённой новелле П. Мериме.
Действие происходит в Испании, около 1820 года.
Опера начинается увертюрой , в которой в контрастном сопоставлении перед слушателями возникают основные образы оперы вплоть до короткой, полной трагической напряженности мелодии (темы роковой страсти Кармен), которая будет развиваться на протяжении всей оперы вместе с трагической судьбой героини..
1д. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера( музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен) — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Музыка эта пронизана интонациями испанского фольклора.
Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны.
Сегидилья - еще одна характеристика Кармен. Покоренный чарами цыганки, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
2д. В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Характеристика Эскамильо представлена в его куплетах.
Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Звучит Ариозо Хозе
Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
3 д. Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем (сцена гадания).
Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ФИО – Худякова Елена Александровна
Предмет – м узыка.
Класс – 7 класс.
Базовый учебник – Музыка: 7 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2009.
Цель урока: Познакомится с литературным и музыкальным образом Кармен и другими персонажами оперы.
Личностные : развить учебно-познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать любовь к оперному искусству.
Метапредметные: развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Формы работы учащихся: словесные , наглядные , практические, проблемно - поисковые, репродуктивные , индуктивные и дедуктивные .
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная техника, видео фрагменты, презентация к уроку.
Структура и ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Сочиняют мелодию: «Здравствуйте учитель, добрый день наш класс.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Знакомы ли вам персонажи фрагмента, который мы с Вами сейчас посмотрели? Кто же вам знаком?
О ком пойдет речь?
Давайте проверим, правы ли вы. (Слайд №1)
Этап выявления места и причины затруднения .
А что вы знаете о Кармен? Кто такая Кармен? А знаете ли вы, какой композитор написал эту оперу? На какой сюжет написана опера?
Этап построения проекта выхода из затруднения .
Какую же цель мы поставим с вами?
Составим план наших действий. (Слайд №2)
1. Кто написал оперу - биография композитора
2. История создания оперы.
3. Узнать на какой сюжет написана опера.
4. Содержание оперы.
5. Образ Кармен и другие персонажи оперы
6. Образ Кармен в других видах искусства
Этап реализации построенного проекта .
История создания (Слайд №4)
Видео отрывок из оперы.
Видео отрывок из оперы.
Образы Хозе и Эскамильо.
Видео отрывки из оперы.
Усвоение новых знаний
Просмотр фотографий композитора и писателя
Повтор Музыкальных терминов.
Просмотр и прослушивание увертюры.
Просмотр образа Кармен
Усвоение новых знаний
Просмотр и прослушивание хабанеры.
Усвоение новых знаний
Просмотр и прослушивание сегидильи.
Просмотр образа Эскамильо.
Просмотр и прослушивание арии Эскамильо.
Просмотр образа Хозе.
Просмотр и прослушивание арии Хозе.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Повтор пройденного материала. Ответы на вопросы.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
1.Работа по парам. Сопоставьте образы. Кому какой темперамент присущ. (Карточка)
2. Индивидуальное задание. Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Не только Бизе обращался к образу Кармен.
(Слайд №11) Произведения живописи. (Слайд №12)
Прослушивание стихотворения А. Блока.
– О ком мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось?
– Достигли мы поставленной цели?
– Какую бы оценку вы себе поставили?
Подготовить презентацию об образе Кармен в других видах искусства.
Обобщают, делают выводы.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Организационный момент
Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята, рада видеть вас!
Здравствуйте учитель, добрый день наш класс.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Учитель: Знакомы ли вам персонажи фрагмента, который мы с Вами сейчас
посмотрели? Кто же вам знаком?
3. Этап выявления места и причины затруднения .
Учитель: А что вы знаете о Кармен?
Кто такая Кармен?
А знаете ли вы, какой композитор написал эту оперу?
На какой сюжет написана опера?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения .
Учитель: Какую же цель мы поставим с вами? (Озвучивание цели). Составим план наших действий.
1. Кто написал оперу - биография композитора.
2. История создания оперы.
3. Узнать на какой сюжет написана опера.
4. Содержание оперы.
5. Образ Кармен и другие персонажи оперы.
6. Образ Кармен в других видах искусства.
5. Этап реализации построенного проекта .
Кто написал оперу - биография композитора?
История создания
Содержание и музыка оперы
Опера начинается увертюрой – симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Испания 1820 годы. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. Появляется темпераментная и смелая Кармен. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее песня хабанера звучит как вызов Хозе, и она бросает цветок к его ногам. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. Поет и танцует сегидилью - испанский народный танец-песня. Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Где происходит сюжет оперы?
Кармен – это кто?
На какой сюжет написана опера?
Кто главные герои оперы?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы. Кому какой темперамент присущ.
Образ Кармен – Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.
Образ Хозе – Скромный, нежный, ласковый, страдающий
Образ Эскамильо – Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.
Учитель: Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
1.Хабанера – Песня свободной любви, испанский танец кубинского происхождения.
2. Увертюра - Симфоническое вступление.
3. Сегидилья - Испанский народный танец-песня.
4. Либретто - Литературная основа оперы.
5. Опера - Жанр музыкально-драматического искусства.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Но не только Бизе обратился к образу Кармен, есть произведения литературы, живописи и даже мультипликации.
Произведения живописи - Эдуард Мане рисует знаменитую в свое время певицу Эмилию Амбр, Михаил Врубель изображает известную русскую оперную певицу рубежа 19 – 20 веков, Татьяну Любатович в этой же роли.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед появленьем Карменситы.
Божественно, детски-плоско
Короткое, в сборку, платье.
Как стороны пирамиды
От пояса мчат бока.
Какие большие кольца
На маленьких темных пальцах!
Какие большие пряжки
На крохотных башмачках!
А люди едят и спорят,
А люди играют в карты.
Не знаете, чту на карту
Поставили, игроки!
А ей - ничего не надо!
А ей - ничего не надо!
- Вот грудь моя. Вырви сердце -
И пей мою кровь, Кармен!
2.
Стоит, запрокинув горло,
И рот закусила в кровь.
А руку под грудь уперла -
Под левую - где любовь.
- Склоните колена! - Что вам,
Аббат, до моих колен?!
Так кончилась - этим словом -
Последняя ночь Кармен.
Мультипликация - в необычной технике выполнены две работы польского мультипликатора Александры Корейво — это песочная анимация, в которой рисунок создается цветной солью. Абстрактные, но очень яркие образы прекрасно ложатся на музыку.
9. Этап рефлексия.
– О ком мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось?
– Достигли мы поставленной цели?
– Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание - выполните презентацию об том, как представлен образ Кармен в разных видах искусства.
Действующие лица
Голос
Описание
Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.
А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.
На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.
Фото:
Интересные факты
Популярные арии и номера
Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.
Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия. Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.
Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.
Осенью 1875 года опера была поставлена в Вене на немецком языке. Однако то, что было показано зрителям, кардинально отличалось от того, что задумывал Бизе – это была самая настоящая опера-балет со множеством танцевальных номеров. Венский театр решил удивить публику ярким зрелищем – на сцену были выведены всадники на настоящих лошадях и целый кортеж тореадоров.
А вот в 1882 году другую постановку спектакля зрители встретили с восторгом, и, наконец-то, сочинение Бизе получило заслуженное признание. Ее инициатором стал новый директор императорских театров И.А. Всеволожский. Вырезанные отрывки опять появились на сцене, был выбран новый актерский состав, а все хореографические номера поставил Мариус Петипа .
В 1885 году текст либретто перевели на русский язык, и в таком варианте опера впервые прозвучала в Мариинском театре,
Одним из первых русских композиторов, познакомившихся с этим сочинением Бизе , стал П.И. Чайковский . Оно настолько ему полюбилось, что Пётр Ильич даже выучил весь клавир наизусть. И когда СМИ то и дело публиковали негативные отзывы и разгромные рецензии, он твердил, что однажды эта опера станет самой популярной в мире. И русский гений не ошибся. Сегодня трагическая история о жизни вольнолюбивой цыганки в интерпретации великого французского маэстро считается одной из вершин оперной музыки – гениальным, эталонным и неподражаемым творением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий увертюра, хабанера.
Развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать и делать выводы.
Воспитывать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_karmen_.pptx | 708.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальных образов, структуре отдельных номеров, формирование понятий увертюра, хабанера. Развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать и делать выводы. Воспитывать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.
В основу сюжета оперы положена одноименная новелла Проспера Мериме, в которой правдиво рассказывается история любви и гибели её главных героев, людей из народа, - солдата Хозе и цыганки Кармен.
В опере четыре действия. Открывается она увертюрой , в которой в контрастном сопоставлении возникают основные образы оперы вплоть до короткой , полной трагической напряженности мелодии (темы роковой страсти Кармен), которая будет развиваться на протяжении всей оперы вместе c трагической судьбой героини.
Кармен - олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости.
. Лучшая Кармен XX – певица Елена Образцова.
Хозе Ты для меня весь мир, весь мир, Кармен ! Ты – крик восторга, стон страданья, Жизнь моя и судьба моя!
Коррида — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах в частности, в Южной Америке .
Тореадор Эскамильо Образ тореадора бесстрашный, мужественны, независимый, решительный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 7 классе. "Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире".
Презентация предназначена для урока в 7 классе.
конспект урока по теме "Опера "Кармен" Ж.Бизе.Самая популярная опера в мире"
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире"
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире".
Исследовательский проект "Фортепиано - самый популярный инструмент в мире""
Материал исследовательского проекта.
Методическая разработка урока "Кармен-самая знаменитая опера в мире"
Методическая разработка урока "Кармен-самая знаменитая опера в мире".
Презентация открытого урока музыки по теме: "Ж.Бизе "Кармен"- самая популярная опера в мире."
В основу сюжета оперы положена одноименная новелла Поспера Мериме, в которой правдиво рассказывается история любви и гибели главных героев: солдата Хозе и цыганки Кармен.
Читайте также: