Доклад по теме цветок роза в легендах

Обновлено: 30.06.2024

В давние времена жили на земле два племени. Люди этих племён были высокими, красивыми, отличались лишь по цвету глаз и волос. В одном племени люди были с голубыми глазами и светлыми волосами, а люди другого племени имели карие глаза и тёмные волосы. С незапамятных времён враждовали эти племена между собой. Так каждое племя пыталось доказать своё превосходство и божественное происхождение.

Но вот однажды, в этих племенах в один день родились младенцы: голубоглазый мальчик – его назвали Рон и черноглазая девочка - её назвали Зара. Когда им исполнилось 18 лет, неведомая сила привела их одновременно к красивому водопаду, который разделял земли этих двух племён. Юноша даже не подозревал, что он не один у водопада и бросился он под прозрачные струи. И вдруг, в брызгах воды, он увидел прекрасную девушку. А она увидела юношу, похожего на ангела. Глаза их встретились, и они полюбили друг - друга всей душой.

И тогда назвали люди эти цветы розами – в честь влюблённых Рона и Зары.

И перестали племена враждовать. И каждый влюблённый юноша стал дарить своей любимой девушке розы – самые прекрасные на свете цветы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр.


Постановка танца (авторская) "Что ж, ты, Роза"(для детей подготовительной группы) Автор Андреева Ольга Владимировна.

Разработка движений русского народного танца "Что ж, ты, Роза".На идноименную песню в исполнении Надежды Бабкиной. В танце принимают участие 6 мальчиков и 1 девочка. Этот танец на всех конкурсах и фес.

Авторская экологическая сказка для детей 5-7 лет "Как малыш Гибискус превратился в прекрасную Некапризную Розу"

Авторская экологическая сказка написанная в соавторстве с детьми 5-7 лет имеющими нарушения речи, активно работающими над проблемой развития речи. Сказка -итоговый продукт комплекса мероприятий (изуче.


Цель занятия: Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности при подборе цветов салфеток, добавлять свои детали к уже имеющ.


Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В.


Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом ".


Роза – царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд.

В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари – свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати.

По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин – Лакшми – родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза – символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной.

В Древней Персии поэты не уставали воспевать ее. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса – тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.

Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат.

Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.

Роза у греков – спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов она служила символом любви и красоты, а у людей – выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.

У римлян был обычай во время дружеских пиршеств бросать в вино лепестки со своих розовых венков. Вино с лепестками роз выпивали в знак расположения к тому, с чьего венка они осыпались.

Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Роза служила эмблемой храбрости.

В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов. Еще больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков.

На всех пиршествах римлян не только каждый гость должен был непременно быть в венке из роз, но розами украшались и прислуживавшие рабы, и все подававшиеся кушанья, и все сосуды и чаши с вином; розами был усыпан весь стол, а иногда даже и пол. Из роз готовили всевозможные напитки и яства – делали пудинги, желе, розовый сахар и многочисленные сладости, до сих пор употребляющиеся на Востоке. Подносившиеся гостям венки были не сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые обвертывались вокруг обруча.

Некоторые патриции велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку.

У римлян того времени спрос на розы был так велик, что обширнейшие сады в окрестностях Рима были не в состоянии его удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В сады были превращены самые плодородные земли в ущерб хлебным полям.

Со временем дивная красота и аромат снискали розе расположение и в других странах Западной Европы. Прошло несколько столетий, и святые отцы, забыв ее значение в дни упадка Рима, объявили розу райским цветком и даже посвятили ее Пресвятой Богородице. Германские живописцы изображали Богоматерь с младенцем, окруженную тремя венками из роз. Венок из белых роз означает ее радость, из красных – ее страдания, а из желтых – ее славу. Некоторые из этих картин сохранились и до сих пор.

В католических легендах роза выступает защитницей добрых дел. Одна из них повествует про святителя Николая. Студеной зимней порой он нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить им бедных, и когда его остановил строгий настоятель монастыря, хлеб превратился в розы в знак того, что это доброе дело было приятно Господу.

Большой любовью пользовалась роза и во Франции. Здесь ее так высоко чтили, что даже разводить ее позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения – корзину с розами. Из них потом готовили драгоценную розовую воду, которая по обычаю того времени добавлялась почти во все праздничные кушанья.

Почти неизвестная в Англии до XIV в., роза появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между йоркским и ланкастерским домами. Роза так пленила своей красотой претендентов на престол, что и тот, и другой поместили ее в свой герб: первый избрал себе белую, а второй – алую. Поэтому ожесточенная междоусобная борьба Генриха VI Ланкастера с Эдуардом Йоркским за английский престол, длившаяся, как известно, более 30 лет, носит название Войны алой и белой розы. В память об этих распрях английские садоводы вывели особый сорт розы, получившей название ланкастер-йоркской: на одном и том же кусте эта роза давала и белые, и алые цветы.

Царица цветов скоро и в Англии стала всеобщей любимицей. Служа сначала лишь отличительным знаком актеров, она вскоре стала принадлежностью костюма всех щеголей в Англии. Щеголи носили ее за ухом, причем чем крупнее был цветок, тем считалось шикарнее. Носили ее не только летом, но и зимой, а так как в зимнее время в те времена живая роза была еще большой редкостью, то людям с ограниченными средствами приходилось заменять живую розу искусственной. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться и сама королева Елизавета. Одно время такое изображение ее чеканили на серебряных монетах.

Интересную роль сыграла роза в жизни королевы Виктории. Рассказывают, что на придворном балу в честь принца Альберта Кобургского, приехавшего в Англию свататься к королеве Виктории, королева в знак своего к нему расположения отшпилила от корсажа розу и передала ему. Принц пришел в восторг, но не нашел на своем фраке петли, куда бы он мог прикрепить драгоценный подарок. Не задумываясь ни минуты, он перочинным ножом сделал на фраке, как раз против сердца, крестообразный надрез. Эта находчивость и цена, которую он придал ее небольшому знаку внимания, окончательно пленили Викторию, и она согласилась стать женой принца.

В Германию поклонение розе пришло вместе с христианством. Любопытно возникшее в то время сказание о происхождении загнутых шипов розы. Сатана, изгнанный Господом с неба, задумав вновь подняться туда, решил воспользоваться шиповником – его прямые стволы с шипами могли бы служить ему лестницей. Но Господь угадал мысли врага и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. С тех пор шипы роз не прямые, а загнутые книзу и цепляются за всех, кто до них дотронется.

А вот предание о тысячелетнем и поныне существующем в Гильдесгейме розовом кусте. Он растет на кладбище св. Анны, близ собора, и разрастается, опираясь на внешнюю стену хоров небольшой готической капеллы.

Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый, охотясь в Саксонии, потерял свой нательный крест, содержавший в себе частицу святых мощей. После долгих поисков слуга нашел этот крест среди снега на покрытом цветами розовом кусте. Но когда захотел снять его, то куст не пускал. Никакие усилия не помогли, и он должен был вернуться домой без креста. Слуга рассказал об этом чуде, и тогда за крестом отправился сам Людовик. Приехав на место, он увидел на снегу громадное пятно в виде плана собора, в верхней части которого находился розовый куст.

Сняв крест, он приказал построить на этом месте собор и сохранить при нем чудесный куст. Место получило название Hilde Schnee, т.е. глубокий (большой) снег; отсюда впоследствии образовалось и слово Гильдесгейм. Туда было переведено и епископство.

Мало-помалу куст этот превратился в громадное, имеющее несколько метров в высоту, дерево, которое существует и поныне и покрывается ежегодно тысячами великолепных роз.

Со средних веков роза начинает играть и роль таинственного знака разных тайных обществ. Изображение ее встречалось в гербах знатнейших рыцарских родов, дворянских фамилий и в гербах городов. Между прочим, розу имел в своей печати и Мартин Лютер.

Сама будущая российская императрица, сидя под золотым, украшенным драгоценными камнями балдахином, напоминала белую розу. На торжества отовсюду были свезены тысячи белых роз. Их гирляндами обвивали древки знамен, венками из них были убраны головы всех приглашенных дам и самой царицы, ими же были усыпаны все ступени и украшен трон царицы. В память об этом празднике каждая из присутствовавших дам получала от будущей императрицы серебряную розу, на листьях которой были вырезаны год и число.

В Россию роза впервые попала лишь в XVI в., и в то время была, конечно, достоянием лишь царского двора и некоторых сановников. В наших садах она появилась лишь при Петре I, а популярна стала при императрице Екатерине II.

Известный петровский вельможа, первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был страстным любителем роз. В своем подмосковном имении, селе Клевине Серпуховского уезда, он развел великолепный розовый сад и для ухода за ним даже выписал из Англии садовника. В помощь ему были даны несколько крепостных. Один из них вскоре так преуспел в уходе за розами, что превзошел самого англичанина. Граф был в восторге и отпустил его со всей семьей на волю, приказав ему именоваться Розановым. От этого-то садовника будто бы и пошла эта распространенная теперь фамилия.

Красу наших старинных помещичьих садов и парков составляли в основном махровые розы, центифольная и моховая. Современные розы – чайная, бурбонская, ремонтантная, со всеми их бесчисленными гибридами, появились гораздо позднее.

Чайная роза, называемая так за свой дивный чайный запах, была привезена в Европу лишь в начале XIX в.: розовая – в 1860 г. из Ост-Индии, а желтая – в 1824 г. из Китая. От этих двух сортов и пошли гибриды чайных роз, красующиеся в современных цветниках. Бурбонская роза была привезена с острова Бурбон в 1819 г., где кустики ее были случайно найдены директором тамошнего Ботанического сада. А ремонтантная была получена от чайной и бенгальской розы, привезенной в Европу в 1789 г. из Кантона.

Среди этих гибридов такие красавицы, как Ульрих Бруннер, Поль Нейрон, Виктор Вердье, американская красотка, фрау Друшки и др. Все эти розы получали свои названия от городов, местностей или лиц, которым были посвящены. Многие из них имеют также свою интересную историю.

Ремонтантная роза Поль Нейрон сочного розового цвета, переходящего в малиновый, – память о молодом, подававшем блестящие надежды лионском студенте-медике, страстном любителе роз. Его сосед, садовод Левэ, посвятил ему эту чудную розу, узнав, что студент отправился на защиту отечества в войне с Германией. А после его геройской гибели Левэ посвятил ему еще одну, не менее прелестную бланжевую розу, названную Souvenir de Paul Neyron – память о Поле Нейроне.

Чайная роза Маршал Ниель, непревзойденная по красоте и обилию цветов, посвящена герою Крымской кампании, в память о торжественном открытии им Ботанического сада в Монтобане.

Интересна судьба одного из сортов ремонтантных роз под названием Rose Chevette (роза Шеве). Шеве, садовод в Баньоле, в окрестностях Парижа, живший в царствование Людовика XVI, был преданнейшим роялистом. Он славился своим искусством разведения роз, одну из которых назвал своим именем – Rose Chevette. Его обширные сады, изобиловавшие самыми красивыми розами того времени, постоянно привлекали к себе внимание высокопоставленной публики. Здесь бывало высшее французское общество, даже сам король с королевой Марией Антуанеттой.

Вдруг разразилась революция. Король погиб на эшафоте, а Марию Антуанетту заключили в темницу в Тампле. Мысль о том, что обожаемая им королева томится в темнице, что ей грозит, быть может, смертная казнь, не покидает Шеве ни на минуту. Ему сообщают о тайном заговоре с целью освобождения королевы. Но он должен найти возможность известить ее об этом.

Что же делает Шеве? Он нарезает великолепный букет своих дивных роз, кладет в него записку, извещавшую о часе и способе побега, и, отправившись в темницу, бросает его королеве через ограду в каземат. Но стража не дремлет. Брошенный букет замечен. Записка захвачена. Шеве арестовывают, предают суду и приговаривают к смертной казни. Уже возведенный на эшафот, Шеве в последнем слове обращается к судьям с просьбой, чтобы кто-нибудь из них после его смерти взял на свое попечение его 17 детей. Судьи решают подарить жизнь отцу такого многочисленного семейства, но при условии (а условие это вытекало из царившей в то время страшной дороговизны продуктов), чтобы он уничтожил в своем саду все розы и засадил его картофелем. Пришлось, конечно, согласиться. Так погибла та самая красивая роза, которая составляла его славу.

Розы и их легенды

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях: она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе. Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила: Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.

Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.

В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила? аршина.

В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.

Существует множество легенд о том, как белая роза стала красной. По одной легенде, ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Роза играла важную роль и в быту: венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. Вообще, розе приписывали множество чудодейственных свойств - уберегать останки от разложения, возвращать красоту и многие другие. В почете были и вязальщики венков из роз.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит: я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Значение розы во времена падения Рима изменилось: она стала цветком забавы во время пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Патриции и императоры набивали благоуханными лепестками матрацы и подушки, усыпали полы своих дворцов толстым слоем лепестков. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались, изображая смену времен года, и вместо града и дождя гостей осыпали миллиарды свежих лепестков. Желая как можно больше упиться запахом роз, императоры приказывали даже усыпать лепестками поверхность моря во время водных прогулок.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.

Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.

В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы, находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы, Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы.

Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.

С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде, белые розы выросли на кусте, куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.

В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.

Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

В книге "О свойствах трав" древнефранцузского врача Одо из Мена розе посвящены стихи : "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств".

Нарисуй зверя

Нарисуй зверя Этой игре нас научила наш логопед Наталия Николаевна Прус, когда обучала детей находить место звука в слове. Теперь мы часто используем.

Мастер-класс. Розы из салфеток

Мастер-класс. Розы из салфеток Салфетки по качеству бывают разные. Нужно брать такие, у которых плотность салфетки почти одинаковая, поверхность на вид однородная и гладкая,.

Роза. История и легенды о розах

Розы – безусловно, очень красивые цветы. Откуда произошли розы? У роз существует очень интересная история и легенды их происхождения.

Во многих культурах роза считается царицей среди цветов и является объектом восхищения и поклонения, символом страстной любви.

Первые сведения об этом цветке встречаются в древнеиндусских сказаниях. В Индии настолько почитали розу, что цари одаривали большими богатствами тех, кто приносил им этот цветок.

Не меньше легенд о розе появилось и в Древнем Иране. Согласно одной из них к Аллаху пришли все цветы и попросили, чтобы вместо царственного, но ленивого Лотоса им был назначен новый правитель. И тогда Аллах сотворил великолепную белую розу с острыми шипами.

По другой легенде, роза появилась от капель пота Магомета, когда тот восходил ночью на небо. Магометане верят в очистительную силу этого цветка, и если они увидят розу, валяющуюся на земле, то ни за что не наступят на нее, а перенесут на чистое место. Очистительную силу приписывают они и розовой воде. По преданию, после захвата турками Константинополя султан Магомет II приказал омыть храм Святой Софии от купола до основания розовой водой, а затем сделал из него мечеть.

Даже великий философ Конфуций воспевал розу и поклонялся ей как божественному цветку. В i ператорских садах Китая растет огромное количес во розовых кустов, а в императорской библиотеке хранятся 500 томов, полностью посвященных только розе.

❧ В саду иранского дворца Негаристан растет уникальная роза эглантерия, высота которой достигает 6 м, а обхват ствола - 70 см.

Ученые до сих пор спорят, была ли известна роза древним евреям. Тем не менее в Талмуде сказано, что из крови невинно убитого Авеля выросла красная роза. Кроме того, важным элементом наряда любой еврейской невесты является красная роза. В VII в. до н. э. во времена правления царя Птолемея в Египте в городке Арсиное росло очень много роз, из которых готовили драгоценную розовую воду. Когда царица Клеопатра принимала у себя римского полководца Марка Антония, пол дворцового зала был устлан слоем лепестков роз, толщина которого составляла несколько десятков сантиметров.

Древняя Греция была центром интеллектуальной жизни античного мира, и там тоже почитали розу, считая ее даром богов. Древнегреческий поэт Анакреон повествует о рождении розы из белоснежной пены, окутывавшей прекрасное тело Афродиты, когда та вышла из морской пучины. Боги были настолько поражены красотой цветка, что обрызгали его нектаром, от чего роза и приобрела свой великолепный аромат.

Множество легенд повествует о том, как белая роза превратилась в красную. Одна из них — персидская легенда о соловье и розе. Соловей влюбился в розу и, пленившись ее совершенной красотой, прижал ее к груди. Однако острые, словно лезвия, шипы проткнули сердце несчастного влюбленного, а лепестки цветка впитали его кровь.

Древнегреческая легенда рассказывает, что богиня любви Афродита бежала к своему тяжело раненному возлюбленному Дионису сквозь кусты роз. Острые шипы впивались в ее тело до крови, которая и окрасила лепестки роз в красный цвет.

Роза занимала особое место в быту многих народов. Греки усыпали этими цветами путь победителей, влюбленные дарили их друг другу, невесты украшали свои наряды отдельными розами и целыми венками из них. Кроме того, древние греки считали розу символом бесконечности, поэтому у них существовал обычай украшать ее цветами урны с прахом умерших. По их мнению, чудодейственные свойства розы помогали вернуть красоту, отдалить старость и уберечь останки от разложения. Вязальщики венков из роз пользовались в Древней Греции большим уважением.

После падения Римской империи роза приобрела совершенно другое значение и стала символом веселья и пьяных оргий, олицетворением низменных чувств. Римские аристократы набивали подушки и матрасы лепестками роз, устилали ими полы своих домов. Римский император Нерон приказал сделать стены и потолок в обеденном зале вращающимися и изобразить на них смену времен года. Миллионы розовых лепестков осыпали гостей, символизируя дождь или снег. Римские императоры настолько восхищались ароматом роз, что даже во время водных прогулок усыпали для них поверхность моря лепестками.

В предместьях Рима на месте хлебных посевов разрастались плантации роз, а на его улицах было столько этих цветов, что от их аромата у непривыкших людей случались обмороки.

По причине того, что в Риме роза стала символом развращенности, первые христиане испытывали отвращение к этому цветку. Однако его изумительная красота и нежный аромат со временем вернули их расположение. Белые розы стали символом святой Марии Магдалены, а красная роза потеряла свой цвет, когда Мария пролила слезы раскаяния. В католицизме белая роза считается небесной защитницей хороших людей.

В средневековой Франции роза пользовалась большим почетом и любовью настолько, что даже выращивать этот цветок позволялось далеко не любому. Существовал обычай, согласно которому каждый родитель, пусть самый бедный, обязан был подарить своей дочери венок из роз. В те времена во время крещения даже в святую воду добавляли розовую.

В старину актеры в Англии носили на башмаках бутоны роз, бывшие атрибутами их костюмов. Позднее роза стала отличительной особенностью облика английских щеголей — ее было принято носить за ухом. Причем предпочтение отдавали большим бутонам — вот тогда наряд считался шикарным. Роза была настолько популярна среди аристократов, что даже сама королева Елизавета носила ее за к своим ухом, а король Эдуард VII так любил этот цветок, что во время похорон монарха его жена Александра положила на тело мужа белую розу.

В Германии розу знали и почитали еще во времена язычества. В одной из легенд рассказывается, что с приходом весны бог огня Локки начинает смеяться, и от этого смеха случаются последние заморозки, тает снег, а из-под него появляются розы. При этом среди германских племен роза считалась олицетворением меча и смертельной раны, поэтому в поэтической аллегории розовые сады стали символом поля брани и кладбища.

После прихода в Германию христианства языческое поклонение этому цветку трансформировалось. Так, в одной средневековой легенде рассказывается, что Дева Мария повесила сушить пеленки своего Сына на куст и на нем зацвели розы. Люди верили, что, прикоснувшись к розе, оборотень опять может стать человеком, а ведьма уличит себя в колдовстве.

❧ В ботаническом саду города Клуж, Румыния, был выведен сорт розы с изумрудным окрасом лепестков, напоминающим прозрачные крылья стрекозы.

Франкмасоны носили на себе розу в Иванов день. Символом ордена розенкрейцеров был Александровский крест внутри венка роз с шипами. Бразильский император Дон-Педро основал орден роз, символом которого стал пятиугольник из звезд с венком роз внутри.

В России украшать сады кустами роз стали только при Петре I, а наибольшего расцвета это новшество достигло при Екатерине II. До наших дней дошла история о семье крепостных, которые настолько хорошо умели ухаживать за розами, что их хозяин граф дал им вольную и фамилию Розановы. Глава данного семейства выращивал розы намного лучше, чем приглашенный специально для этого англичанин.

Читайте также: