Оон доклад о беженцах

Обновлено: 06.07.2024

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 11)
    • Статья 1. Определение понятия "Беженец"
    • Статья 2. Общие обязательства
    • Статья 3. Недопустимость дискриминации
    • Статья 4. Религиозные убеждения
    • Статья 5. Права, предоставленные независимо от настоящей Конвенции
    • Статья 6. Выражение "при тех же обстоятельствах"
    • Статья 7. Изъятия из принципа взаимности
    • Статья 8. Изъятия из исключительных мер
    • Статья 9. Временные мероприятия
    • Статья 10. Непрерывность проживания
    • Статья 11. Беженцы-моряки
    • Статья 12. Личный статус
    • Статья 13. Движимое и недвижимое имущество
    • Статья 14. Авторские и промышленные права
    • Статья 15. Право ассоциаций
    • Статья 16. Право обращения в суд
    • Статья 17. Работа по найму
    • Статья 18. Работа в собственном предприятии
    • Статья 19. Свободные профессии
    • Статья 20. Система пайков
    • Статья 21. Жилищный вопрос
    • Статья 22. Народное образование
    • Статья 23. Правительственная помощь
    • Статья 24. Трудовое законодательство и социальное обеспечение
    • Статья 25. Административное содействие
    • Статья 26. Свобода передвижения
    • Статья 27. Удостоверение личности
    • Статья 28. Проездные документы
    • Статья 29. Налоги
    • Статья 30. Вывоз имущества
    • Статья 31. Беженцы, незаконно находящиеся в стране, дающей им приют
    • Статья 32. Высылка
    • Статья 33. Запрещение высылки беженцев или их принудительного возвращения (в страны, из которых они прибыли)
    • Статья 34. Натурализация
    • Статья 35. Сотрудничество между национальными властями и Организацией Объединенных Наций
    • Статья 36. Сведения о национальных и законодательных актах
    • Статья 37. Ранее заключенные Конвенции
    • Статья 38. Разрешение споров
    • Статья 39. Подписание, ратификация и присоединение
    • Статья 40. Постановление о территориальном применении Конвенции
    • Статья 41. Постановления о федеративных государствах
    • Статья 42. Оговорки
    • Статья 43. Вступление в силу
    • Статья 44. Денонсация
    • Статья 45. Пересмотр
    • Статья 46. Уведомления, рассылаемые Генеральным Секретарем Организации Объединенных Наций

    Конвенция
    о статусе беженцев
    (Женева, 28 июля 1951 г.)

    ГАРАНТ:

    См. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г.

    См. статус настоящей Конвенции

    Высокие Договаривающиеся Стороны,

    принимая во внимание, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было в этом отношении дискриминации,

    принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свой глубокий интерес к судьбе беженцев и прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить беженцам возможно более широкое пользование указанными основными правами и свободами,

    принимая во внимание, что желательно пересмотреть и объединить заключенные ранее международные соглашения о статусе беженцев и расширить область применения этих договоров и предоставляемую таковыми защиту путем заключения нового соглашения,

    принимая во внимание, что предоставление права убежища может возложить на некоторые страны непомерное бремя и что удовлетворительное разрешение проблемы, международный масштаб и характер которой признаны Организацией Объединенных Наций, не может поэтому быть достигнуто без международного сотрудничества,

    выражая пожелание, чтобы все государства, признавая социальный и гуманитарный характер проблемы беженцев, приняли все меры к предотвращению трений между государствами в связи с этой проблемой,

    отмечая, что Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по защите беженцев, и признавая, что эффективность координации мер, принимаемых для разрешения этой проблемы, зависит от сотрудничества государств с Верховным комиссаром,

    заключили нижеследующее соглашение:

    Комментарий к Конвенции о статусе беженцев
    (Женева, 28 июля 1951 г.)

    1. Проездные документы, о которых говорится в статье 28 настоящей Конвенции, должны соответствовать прилагаемому образцу.

    2. Эти документы должны выдаваться по крайней мере на двух языках, причем одним из них должен быть английский или французский.

    С учетом устанавливаемых странами правил выдачи документов, дети могут вноситься в проездные документы родителя или при исключительных обстоятельствах в документы другого взрослого беженца.

    Пошлины, взимаемые за выдачу документов, не должны превышать самых низких пошлин на национальные паспорта.

    Не считая особых или исключительных случаев, документ должен быть действительным в как можно большем числе стран.

    Документ должен быть действительным в течение одного или двух лет по усмотрения выдающих документ властей.

    ГАРАНТ:

    См. также Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (16 октября 1980 г.)

    1. Возобновление или продление срока действия документа входят в компетенцию выдавшего документ органа власти, пока владелец не поселится на законных основаниях на другой территории и будет законно проживать на территории вышеупомянутого органа власти. При тех же условиях выдача нового документа входит в компетенцию органа власти, выдавшего прежний документ.

    2. Дипломатические или консульские власти, имеющие специальные полномочия для этих целей, должны иметь право продления на период, не превышающий шесть месяцев, срока действия проездных документов, выданных их правительствами.

    3. Договаривающиеся государства будут благожелательно рассматривать вопрос о возобновлении или продлении срока действия проездных документов или выдаче новых документов беженцам, более не проживающим на законных основаниях на их территории и не имеющим возможности получить проездные документы из страны своего законного местожительства.

    Договаривающиеся государства признают действительность документов, выданных в соответствии с положениями статьи 28 настоящей Конвенции.

    Компетентные власти страны, в которую беженец желает переехать, оформляют визу о документе, владельцем которого он является, если такая виза необходима и если они готовы его принять.

    1. Договаривающиеся государства обязаны выдавать транзитные визы беженцам, получившим визы территории пункта назначения.

    2. В выдаче таких виз может быть отказано по причинам, которые оправдывают отказ в выдаче любому иностранцу.

    ГАРАНТ:

    См. также Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (20 апреля 1959 г.)

    Пошлина за выдачу выездных, въездных или транзитных виз не должна превышать минимальные пошлины за визы для заграничных паспортов.

    ГАРАНТ:

    См. также Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (16 октября 1980 г.)

    Когда беженец законно поселился на территории другого государства ответственность за выдачу нового документа по условиям и положениями статьи 28 переходят к компетентным властям этой территории, к которым беженец имеет право обращаться.

    Власти, выдающие новый документ, должны изъять старый документ и вернуть его выдавшей стране, если в документе записано, что он подлежит возвращению; в противном случае они должны изъять этот документ и уничтожить его.

    1. Каждое Договаривающееся государство обязано вновь принять на своей территории в любое время в течение срока действия документа владельца проездного документа, выданного им в соответствии со статьей 28 настоящей Конвенции.

    2. С учетом положения предыдущего подпункта Договаривающееся государство может потребовать от держателя документа выполнения тех формальностей, которые могут быть предписаны в отношении выезда с его территории или возвращения в нее.

    3. Договаривающиеся государства сохраняют за собой право в исключительном случаях или в случаях, когда пребывание беженца разрешается на определенный период, при выдаче документа ограничивать период, в течение которого беженец может возвратиться, не менее тремя месяцами.

    За единственным исключением условий пункта 13 положения настоящего комментария никоим образом не затрагивают законы и правила, регулирующие условия принятия, проезда, прозвания, поселения и выезда с территорий Договаривающихся государств.

    Ни выдача документа, ни въезд по этому документу не определяют и не затрагивают положения владельца документа, особенно в отношении его национальности.

    Выдача документа никоим образом не дает его владельцу защиты дипломатических или консульских властей страны и не предоставляет этим властям права защиты.

    Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)

    Принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.

    Конвенция вступила в силу 22 апреля 1954 г.

    Постановлением ВС Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. N 3876-1 РФ присоединилась к настоящей Конвенции с заявлением

    Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 1993 г.

    Текст Конвенции опубликован в журнале "Гражданин и право", 2002 г., N 6, в Бюллетене международных договоров от 1 ноября 1993 г. N 9, в сборнике "Действующее международное право", т. 1

    См. статус настоящей Конвенции

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    20 июня отмечается в мире как День беженцев. В преддверии этой даты ООН выпустила доклад, в соответствии с которым в мире насчитывается более 65 млн вынужденных переселенцев. Представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ, советник по вопросам информации Галина Негрустуева считает, что Европа, несмотря на все заявления политиков, делает недостаточно для разрешения миграционного кризиса, а основное бремя всё ещё несут страны Ближнего Востока.

    Несмотря на то что многие страны Европы заявляют, что они не готовы принимать больше беженцев и что в этом вопросе политика ЕС достигла кризиса, представитель УВК ООН по делам беженцев в РФ рассказала RT, что в этом вопросе европейцы прикладывают недостаточно усилий.

    Кроме того, она указала на то, что страны ЕС стараются переложить ответственность друг на друга, что вызывает озабоченность в ООН.

    Доклад ООН

    В опубликованном ежегодном докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев говорится, что в конце 2015 года в мире насчитывалось 65,3 млн вынужденных переселенцев, с 2014 года их число выросло почти на 6 млн человек.

    Примерно треть всех вынужденных переселенцев в мире (21,3 млн) — это беженцы, то есть люди, покинувшие свои страны. За год их число выросло на 1,8 млн человек. Больше — на 2,6 млн — стало за год и внутренне перемещённых лиц.

    Больше всего людей бегут от войны в Сирии: эту страну покинули 4,9 млн человек. В первой тройке также Афганистан (2,7 млн) и Сомали (1,12 млн).

    В государствах с низкими доходами на душу населения нашли приют 90% вынужденных переселенцев. Пять стран из первой десятки находятся в Африке, южнее Сахары, а в первую тройку входят Турция (2,5 млн), Пакистан (1,6 млн) и Ливан (1,1 млн). В течение года Турция приняла 946 тысяч человек, в основном сирийцев. На втором месте — Россия (149,6 тысячи, граждане Украины), на третьем — Танзания (123,4 тысячи, выходцы из Бурунди).

    Миграционный кризис в Европе

    В последние годы наблюдаются самые масштабные за 70 лет перемещения населения через международные границы во всём мире. По данным ООН, на сегодняшний день в мире около 20 млн беженцев и почти 40 млн внутренне перемещённых лиц на территории своих стран. Всего 11 стран являются государствами происхождения для 75% беженцев в мире, и более 50% всех беженцев принимают семь стран. Половину всех беженцев составляют дети в возрасте до 18 лет.

    Европа переживает самый крупный со времён Второй мировой войны миграционный кризис, вызванный в первую очередь рядом вооружённых конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки. По данным европейского пограничного агентства Frontex, в 2015 году в Евросоюз прибыли 1,8 млн мигрантов. Большая часть из них пробирается через Турцию в Грецию и затем направляется в другие страны ЕС. По данным Управления ООН по делам беженцев, с 2014 года более 10 тыс. мигрантов погибли при попытке попасть в европейские страны через Средиземное море.

    Самой уязвимой группой в потоке беженцев являются дети. Международная организация ЮНИСЕФ опубликовала доклад, согласно которому с начала 2016 года из Северной Африки в Италию прибыли более 7 тыс. детей без сопровождения взрослых. На пути в Европу они постоянно подвергаются опасности: становятся жертвами побоев, изнасилований, пыток и попадают в рабство к торговцам людьми, не говоря уже о том, что рискуют утонуть, так и не завершив путешествие. По словам официального представителя ЮНИСЕФ Сары Кроу, рассказы детей, подвергшихся унижениям и эксплуатации, повергают в шок.

    Всемирный день беженцев

    Ежегодно 20 июня в мире отмечается День беженцев.

    До введения единой даты во всём мире различные страны и регионы отмечали это день самостоятельно. Например, День африканских беженцев, который также отмечается 20 июня.

    4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, в которой говорилось, что в 2001 году будет отмечаться пятидесятая годовщина Конвенции о статусе беженцев 1951 года и что Организация африканского единства (ОАЕ) согласилась с тем, чтобы международный День беженцев отмечался одновременно с Днём африканских беженцев — 20 июня. Ассамблея постановила, что начиная с 2001 года 20 июня будет отмечаться как Всемирный день беженцев.

    Напомним, беженцы определяются как лица, бежавшие из своих стран по причине обоснованной боязни преследований из-за расовой, религиозной принадлежности, гражданства, политических взглядов или принадлежности к конкретной социальной группе, которые не могут или не хотят возвращаться.

    В Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) это Агентство ООН уполномочен помогать и защищать беженцы, насильственно перемещенные общины, и люди без гражданства, и помочь в их добровольная репатриация, местная интеграция или переселение в третью страну. Штаб-квартира находится в Женева, Швейцария, более 17 300 сотрудников работают в 135 странах. [1]

    УВКБ ООН было создано в 1950 году для решения проблемы беженцев, возникшей в результате Вторая Мировая Война. В Конвенция 1951 года о беженцах установил сферу и правовые рамки работы агентства, которое первоначально было сосредоточено на европейцах, изгнанных войной. Начиная с конца 1950-х, перемещение, вызванное другими конфликтами, из Венгерское восстание к деколонизация Африки и Азии расширили масштабы деятельности УВКБ ООН. Соразмерно Протокол 1967 года к Конвенции о статусе беженцевУВКБ ООН, которое расширило географические и временные рамки помощи беженцам, действовало по всему миру, при этом основная часть своей деятельности приходилась на развивающиеся страны. [2] К своему 65-летнему юбилею в 2015 году агентство оказало помощь более 50 миллионам беженцев по всему миру.

    По состоянию на июнь 2020 года под мандатом УВКБ ООН находилось более 20 миллионов беженцев. [3] Следовательно, его годовой бюджет вырос с 300 000 долларов США в 1951 году до 8,6 млрд долларов США в 2019 году, что сделало его одним из крупнейших агентств ООН по расходам. [3] [4] Подавляющая часть бюджета УВКБ ООН поступает за счет добровольных взносов, в основном от государств-членов; крупнейшими донорами являются США, Европейский Союз и Германия. [5] Работа агентства включает обеспечение защиты, жилья, здравоохранения и чрезвычайной помощи, помощь в переселении и репатриации, а также отстаивание национальной и многосторонней политики от имени беженцев. [6]

    В знак признания своей работы УВКБ ООН выиграло две Нобелевские премии мира, в 1954 и 1981 гг. [7] и Награды принца Астурийского за международное сотрудничество в 1991 году. Член Группа развития ООН, консорциум организаций, занимающихся устойчивое развитие. [8]

    Содержание

    История


    После упадка Лига Наций и создание Организации Объединенных Наций международное сообщество остро осознавало кризис беженцев после окончания Вторая Мировая Война. В 1947 г. Международная Организация Беженцев (IRO) была основана ООН. [9] IRO было первым международным агентством, которое всесторонне занимается всеми аспектами жизни беженцев. До этого был Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации, который был основан в 1944 году для решения проблем миллионов людей, перемещенных по всей Европе в результате Второй мировой войны. [9]

    В конце 1940-х годов IRO потеряла популярность, но ООН согласилась с тем, что требуется орган для надзора за глобальными проблемами беженцев. Несмотря на многочисленные жаркие дебаты в Генеральной Ассамблее, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев было создано в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи резолюцией 319 (IV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от декабря 1949 года. Однако организация была предназначена только для действовать в течение 3 лет, с января 1951 года, из-за разногласий многих стран-членов ООН по поводу последствий создания постоянного органа. [9]

    Первоначально мандат УВКБ был изложен в его статуте, прилагаемом к резолюции 428 (V) Генеральная Ассамблея ООН 1950 года. Этот мандат был впоследствии расширен многочисленными резолюциями Генеральной Ассамблеи и ее Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). [9] По данным УВКБ ООН,

    [его] мандат заключается в обеспечении, на неполитической и гуманитарной основе, международной защиты беженцев и поиске для них постоянных решений. [9]

    Вскоре после подписания Конвенция 1951 года о статусе беженцевстало ясно, что беженцы не ограничиваются только Европой. В 1956 году УВКБ ООН участвовало в координации реакции на восстание в Венгрия. Всего год спустя УВКБ ООН было поручено работать с китайскими беженцами в Гонконге, а также реагировать на алжирских беженцев, которые сбежали в Марокко и Тунис вслед за Алжирвойна за независимость. Эти ответы положили начало более широкому глобальному мандату в области защиты беженцев и гуманитарная помощь. [9]

    Деколонизация в 1960-х годах вызвала массовые потоки беженцев в Африке, создав огромную проблему, которая изменила УВКБ ООН; в отличие от кризисов с беженцами в Европе, в Африке не было долгосрочных решений, и многие беженцы, бежавшие из одной страны, обнаружили нестабильность только в своей новой стране убежища. К концу десятилетия две трети бюджета УВКБ ООН были сосредоточены на операциях в Африке, и всего за одно десятилетие фокус организации сместился с почти исключительной ориентации на Европу. [9]

    В 1970-х годах операции УВКБ с беженцами продолжали распространяться по всему миру, что сопровождалось массовым исходом жителей Восточного Пакистана в Индия незадолго до рождения Бангладеш. К бедам в Азии добавились война во Вьетнаме, миллионы людей бежали из Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. [9]

    Функция


    Пакеты УВКБ ООН, содержащие палатки, брезент и москитные сетки, лежат в поле в Дадааб, Кения, 11 декабря 2006 г., после катастрофического наводнения

    УВКБ ООН было создано 14 декабря 1950 г. [11] и удалось раньше Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации. Агентство уполномочено руководить и координировать международные действия по защите беженцев (кроме Палестинские беженцы, которым помогают БАПОР) и решать проблемы беженцев во всем мире. Его основная цель - защитить права и благополучие беженцев. Он стремится к тому, чтобы каждый мог воспользоваться правом на искать убежище и найти безопасное убежище в другом государстве с возможностью вернуться домой добровольно, интегрировать локально или в переселение в третью страну.

    УВКБ ООН ведет базу данных о беженцах ProGres, которая была создана во время Косовская война в 1990-е гг. Сегодня в базе данных содержатся данные о более чем 11 миллионах беженцев или около 11% всех перемещенных лиц в мире. База данных содержит биометрические данные, в том числе отпечатки пальцев и сканирование радужной оболочки глаза и используется для определения распределения помощи получателям. Результаты использования биометрической верификации оказались успешными. При введении в кенийские лагеря беженцев Какума и Дадааб в 2013 году Всемирная продовольственная программа ООН удалось ликвидировать трату и мошенничество на $ 1,4 млн. [12]

    Для выполнения своего мандата УВКБ ООН участвует в деятельности как в интересующих странах, так и в странах с донорами. Это включает в себя проведение круглых столов экспертов для обсуждения вопросов, волнующих международное сообщество беженцев.

    Мандат палестинского беженца

    Осведомленность общества и будущее беженцев


    Недавно было введено несколько новых программ для поддержки и повышения осведомленности о проблемах, с которыми сталкиваются беженцы во всем мире. Эти две новые программы являются результатом тестов, установленных Цели развития тысячелетия Организации Объединенных Наций.

    УВКБ ООН работает в разных регионах мира, чтобы повысить осведомленность о кризисе беженцев и потребностях этих беженцев.

    С 2009 года УВКБ ООН признало большое присутствие миграции и беженцев в Карибский бассейн, где о кризисе беженцев практически не сообщалось. [13] Проблема связана с беженцами, которые вместо того, чтобы подавать заявление в ООН, неправильно ищут убежище в Соединенных Штатах, в конечном итоге не могут добраться до места назначения и остаются в Карибском бассейне. [14] Однако в законах о мигрантах в большинстве этих стран отсутствует какая-либо защита лица, ищущие убежища, в том числе возможность быть признанным таковым. [13] В ответ УВКБ ООН организовало переговоры с этими странами в Коста-Рика в 2009, [14] стремясь решить проблему отсутствия защиты беженцев и их судебного преследования как нелегальных мигрантов. [13] Лицо, ищущее убежища, подает заявление через ООН о размещении, а лицо, ищущее убежища, подает заявление в пределах страны, в которой он запрашивает убежище. Вот почему некоторые страны называют беженцев незаконными, если они не подавали заявки через ООН на размещение и въехали в страну незаконно.

    УВКБ ООН сыграло важную роль в помощи сирийским беженцам в Ливане. Когда правительство Ливана не смогло противостоять наплыву беженцев, вмешалось УВКБ ООН и облегчило перемещение беженцев, в основном предлагая продукты питания и медицинское обслуживание. Они также помогли зарегистрировать беженцев, чтобы они не считались незаконными в глазах ливанского правительства (Джанмир).

    Произведения о кризисе беженцев и художниках как активистах для беженцев

    Сотрудничество в рамках ООН

    Поскольку УВКБ ООН является программой, регулируемой Генеральная Ассамблея ООН, а Экономический и Социальный Совет ООН, он сотрудничает со многими другими программами и агентствами Организации Объединенных Наций в целях эффективной защиты прав беженцев.

    19 сентября 2016 г. Генеральная Ассамблея ООН принимала у себя Саммит ООН по делам беженцев и мигрантов, саммит высокого уровня, посвященный проблеме массовых перемещений беженцев и мигрантов, с целью объединения стран для выработки более гуманного и скоординированного подхода. [17] Лидеры Верховный комиссар ООН по правам человека, Структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, Управление ООН по наркотикам и преступности, и Всемирный банк были представлены. На саммите были рассмотрены основные причины и стремление к миграции, а также необходимость глобального сотрудничества. По итогам этого саммита Организация Объединенных Наций представила проект набора принципов, которые призывают международное сообщество развивать импульс, заданный принятием Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах (2016 г.). [18] [19] В частности, 20 проектов принципов сосредоточены на правах человека; недискриминация; спасение и помощь; доступ к правосудию; пограничное управление; возвращается; насилие; задержание; семейное единство; дети-мигранты; женщины-мигранты; право на здоровье; адекватный уровень жизни; достойный труд; право на образование; право на информацию; мониторинг и подотчетность; правозащитники мигрантов; данные; и международное сотрудничество. [20]

    28 сентября 2016 года УВКБ ООН стало партнером ООН. Продовольственная и сельскохозяйственная организация в Тегеране по стратегии решения проблем афганских беженцев. ФАО подчеркнула вклад, который будет внесен ФАО в достижение целей SSAR в отношении деятельности, связанной с обеспечением средств к существованию, включая инициативы в области животноводства и рыболовства, а также проекты питания в иранских школах.

    ФАО и УВКБ привержены делу расширения доступа беженцев к возможностям получения средств к существованию и уменьшения зависимости от гуманитарной помощи. В последнее время была запущена совместная стратегия обеспечения средств к существованию для Южного Судана, направленная на решение этой проблемы с помощью четко определенного плана действий. Стратегия нацелена как на беженцев (70 процентов), так и на местные сообщества (30 процентов) в принимающих беженцев районах по всей стране. [21]

    Награды

    С 1954 г. Премия Нансена для беженцев УВКБ ООН ежегодно присуждается лицу или организации в знак признания выдающихся заслуг перед беженцами, перемещенными лицами или лицами без гражданства.

    Само УВКБ ООН было награждено Нобелевская премия мира в 1954 и 1981 годах. УВКБ было награждено Приз Индиры Ганди в 2015 году.

    Статья 14 Всеобщей декларации прав человека

    Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев, надзор за исполнением Конвенции ООН 1951 года, касающейся статуса беженцев, посредством поддержки деятельности правительств по созданию приемлемых механизмов защиты, и обеспечение эффективного решения проблем беженцев, а именно, местной интеграции и добровольного возвращения на родину. Переселение также является долговременным решением, применяемым в исключительных случаях, которые соответствуют строгим критериям защиты, в том числе установленным страной переселения. Мандат УВКБ ООН также предусматривает содействие деятельности по сокращению и предотвращению безгражданства в мире и продвижение международных стандартов, содержащихся в Конвенции ООН 1951 года, касающейся статуса беженцев, и Конвенции ООН 1961 года о сокращении безгражданства.

    За прошедшие 60 лет Агентство помогло миллионам людей начать жизнь заново. В настоящее время свыше 7685 сотрудников в 126 странах мира продолжают оказывать помощь около 42 миллионам лишившихся дома лиц, работая совместно с правительством и представителями гражданского общества.

    УВКБ ООН дважды удостаивалось Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах, а также присуждало свою престижную награду - Медаль Нансена - выдающимся деятелям в знак признания их приверженности делу защиты и помощи людям, лишившимся крова, и лицам без гражданства.

    Антониу Гутерриш, 10-й по счету Верховный комиссар Агентства ООН по делам беженцев, официально приступил к своим обязанностям 15 июня 2005 года. Бывший премьер-министр Португалии Гутерриш был избран на этот пост Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 5 лет. В апреле 2010 года Генеральная Ассамблея ООН переизбрала Антониу Гутерриша еще на пять лет.

    ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Лица, ищущие убежище: Лица, желающие быть принятыми какой-либо страной в качестве беженцев, или лица, ожидающие определения его/ее статуса властями страны убежища.

    Лица без гражданства: Лица, которых никакое государство не рассматривает в качестве своих граждан (безгражданство dejure). Безгражданство defactoкасается лиц, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой в силу обоснованных причин.

    Возвращающиеся лица: Бывшие беженцы, которые добровольно возвращаются в страну своего происхождения, индивидуально или в организованном порядке.

    УВКБ ООН осуществляет деятельность в Российской Федерации через Представительство в Москве, которое было открыто в 1992 году, аосновная деятельность сосредоточена в регионах, где проживаетнаибольшее число лиц, находящихся в ведении Агентства. Особоевниманиеуделяется беженцам и лицам, ищущим убежище, проживающим в городах, в частности, в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге.Сотрудничество с сетью правительственных и неправительственных организаций позволяет расширить поддержку и партнерские связи в тех субъектах Российской Федерации, где УВКБ ООН не имеет представительства.

    Основной целью Агентства является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

    • Мы содействуемразвитию системы предоставления убежища, отвечающей международным стандартам и обеспечивающей полный и беспрепятственный доступ к процедуре определения статуса беженца и эффективную защиту лицам, ищущим убежищеи беженцам.
    • Мы определяем и реализуем приемлемые долговременные решения для беженцев, в частности местную интеграцию, добровольное возвращения на родину и, по согласованию и при поддержке третьих стран – переселение.
    • Мы содействуем присоединению к конвенциям ООН о безгражданстве и получению гражданства лицами, не имеющими гражданства.
    • Мы занимаемся широким информированием и просвещением общественности и укрепляем потенциал организаций для привлечения финансовых средств на местном уровне.

    Работая в тесном сотрудничестве с ФМС и судейским корпусом, УВКБ ООН укрепляет местный потенциал посредством организации обучающих мероприятий, оказывает содействие в подготовке профильных законопроектов, предоставляет органам власти и юридическим партнерам документы о приоритетных направлениях деятельности и позиции УВКБ ООН, а также страновую информацию, и распространяет лучшие практики в сфере определения статуса беженца с тем, чтобы повысить эффективность национальных процедур и обеспечить их высокое качество.

    Правовая помощь УВКБ ООН лицам, обратившимся за международной защитой, включает повышение качества государственных и негосударственных консультационных услуг лицам, ищущим убежище, и лицам без гражданства, проведение собеседований и рассмотрение индивидуальных дел, направляемых в УВКБ ООН по веским основаниям. УВКБ ООН предоставляет консультативную помощь и поддержку лицам, ищущим убежище, включая поддержку в период рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища в ФМС России, в судебных разбирательствах и в процессе обжалования.

    УВКБ ООН способствует возвращению беженцев в страны происхождения в условиях безопасности и с достоинством. УВКБ ООН также выступает за создание приемлемых условий для возвращения в Российскую Федерацию и предоставляет возвращающимся лицам поддержку и консультативную помощь. УВКБ ООН распространяет информацию о правах возвращающихся лиц, проводит мониторинг их возвращения и участвует в деятельности по их успешной реинтеграции. Некоторые беженцы, не нашедшие эффективной правовой защиты в России и не имеющие возможности возвратиться на родину, в исключительных случаях могут быть переселены в третью страну с помощью УВКБ ООН.

    УВКБ ООН выступает за создание благоприятных условий для интеграции посредством продвижения партнерских связей НПО с федеральными/региональными органами власти и расширения участия НПО в работе центров приема.

    В соответствии с политикой УВКБ ООН в отношении беженцев в городских условиях, а также в рамках стратегии поиска всеобъемлющих решений для этой категории лиц, УВКБ ООН оказывает содействие беженцам в реализации их прав на получение государственных услуг, включая медицинское страхование, доступ к образования и трудовые права. При необходимости, УВКБ ООН проводит консультации по социальным и психологическим вопросам, предоставляет доступ к базовой медицинской помощи, помогает разместить слабозащищенные категории беженцев в государственные и негосударственные приюты, действуя напрямую или через партнеров.

    УВКБ ООН поддерживает всесторонние усилия по выявлению масштабов безгражданства в Российской Федерации для получения более точного представления о количественных показателях и рисках утраты безгражданства, а также ведет юридическую/законодательную консультативную работу для поддержки присоединения Российской Федерации к конвенциям ООН о безгражданстве. УВКБ ООН напрямую и совместно с партнерами предоставляет юридическую помощь лицам без гражданства и лицам, рискующим утратить гражданств, доводя их ходатайства до сведения заинтересованных властей, в том числе в Российской Федерации.

    ПАРТНЕРЫ УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Партнерами УВКБ ООН в Российской Федерации являются:

    · Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, а именно Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные управления, МЧС, Аппараты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах; органы власти Москвы и С.-Петербурга, Федеральное государственное учреждение "Государственное юридическое бюро по Чеченской Республике", судебные органы, различные министерства и местные административные органы;

    · другие агентства системы ООН и международные организации, в частности, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Международная организация труда (МОТ), Фонд ООН по народонаселению, Управление ООН по безопасности, Волонтеры ООН, Международная организация по миграции, Совет Европы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный комитет Красного Креста, Датский и Норвежский советы по беженцам;

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации (УВКБ ООН)

    Читайте также: