Охрана здоровья военнослужащих доклад

Обновлено: 16.05.2024

Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, граждане, уволенные с военной службы (службы), и члены их семей имеют право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (сотрудников), граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.

Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии и внутренних войск, на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников) и членов их семей, осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.

Военнослужащие и сотрудники, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских организациях.

При отсутствии по месту военной службы (службы) или месту жительства военнослужащих (сотрудников) военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данные изменения предусматривают порядок медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) и членов их семей в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере внутренних дел, на эти цели; определяют, что расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией (в том числе лицам, находящимся на лечении, обследовании или освидетельствовании), оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью, организацией войск национальной гвардии Российской Федерации.

Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом проводятся в целях повышения устойчивости их организма к различным резким изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач.

Охрана здоровья военнослужащих достигается: проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом; осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебнопрофилактических мероприятий.

Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих являются: проведение мероприятий по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих; строгое соблюдение санитарных правил и норм, выполнение требований общевоинских уставов по размещению военнослужащих, организации их питания, водоснабжению и другим видам материального обеспечения и бытового обслуживания; организация выполнения распорядка дня и регламента служебного времени; своевременное и полное доведение до каждого военнослужащего материальных средств согласно установленным нормам довольствия; проведение мероприятий по сохранению и восстановлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в районе расположения воинской части (подразделения).

Основными способами закаливания являются: ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе; обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа; полоскание горла холодной водой, а также мытьё ног холодной водой перед отбоем; проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение некоторых работ в облегчённой одежде; проведение в летний период занятий физической подготовкой и спортивно-массовых мероприятий в облегчённой одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоёмах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.

Физическая подготовка военнослужащих осуществляется во время утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности, а также в ходе самостоятельных тренировок военнослужащих.

Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, воздерживаться от курения и употребления алкоголя, не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

  • утреннее умывание с чисткой зубов;
  • мытьё рук перед приёмом пищи;
  • умывание, чистка зубов и мытьё ног перед сном;
  • своевременное бритьё лица, стрижка волос и ногтей;
  • принятие гигиенического душа;
  • помывка в бане не реже одного раза в неделю со сменой нательного и постельного белья, портянок (носков);
  • содержание в чистоте обмундирования и постели, своевременная смена подворотничков.

Причёска военнослужащего, усы, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения.

  • поддержание чистоты в спальных помещениях, туалетах и других комнатах общего пользования;
  • регулярное проветривание помещений;
  • поддержание чистоты в общественных местах, а также на территории полка.

Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки, которые могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.

Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путём проведения: ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в ходе боевой подготовки, несения службы в суточном наряде и в быту; медицинских осмотров военнослужащих; углублённых и контрольных медицинских обследований военнослужащих.

Медицинское обследование военнослужащего

Медицинское обследование военнослужащего-призывника в воинской части

Выводы

  1. Занятия физической подготовкой и спортом проводятся в воинских частях ежедневно.
  2. Закаливание военнослужащих проводится систематически и непрерывно путём комплексного использования водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с занятиями физической подготовкой и спортом.
  3. В воинских частях осуществляется постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих.

Вопросы

  1. Кто в воинской части устанавливает и доводит до военнослужащих необходимые требования безопасности, а также обеспечивает их выполнение?
  2. Какие правила личной гигиены обязан выполнять военнослужащий?
  3. Какие правила общественной гигиены должны соблюдаться в воинской части всеми военнослужащими? Почему они так важны для личного состава воинских частей?
  4. Какие мероприятия проводятся в воинской части для сохранения и укрепления здоровья военнослужащих?

Дополнительные материалы к § 51

Как знаменитый Суворов заботился о сохранении
здоровья своих подчинённых

В XVIII в. при несовершенстве лечебных средств того времени решающее значение имела профилактика заболеваний. На эту сторону и обращал внимание Суворов. Он предписал ряд правил. Они и теперь не лишены интереса.

(По материалам книги: Ростунов И. И. Генералиссимус А. В. Суворов. - М.: Воениздат, 1989.)

Рядовые легкоконного и пехотного полков, генерал-аншеф

Рядовые легкоконного и пехотного полков, генерал-аншеф в парадном мундире. 1786-1796 гг.

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2-6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 7 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Перечень исследований, которые проводятся при прохождении медицинских осмотров, диспансеризации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, прохождением ими медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти или федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

ГАРАНТ:

См. Инструкцию об особенностях организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях Главного управления специальных программ Президента РФ, утвержденную приказом Главного управления специальных программ Президента РФ от 17 января 2019 г. N 6

О правах военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

Об оказании медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности в учреждениях здравоохранения см. приказ Минздравмедпрома РФ от 14 августа 1995 г. N 238

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2.1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 февраля 2022 г. - Федеральный закон от 28 января 2022 г. N 4-ФЗ

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

В этой связи в Устав внутренней службы целесообразно ввести следующие основополагающие понятия и положения.

Охрана здоровья военнослужащих - это система мер по предупреждению заболеваний, травм, несчастных случаев, восстановлению здоровья в случае болезни или травмы (ранения).

Охрана здоровья военнослужащих является обязанностью командиров и начальников всех рангов, руководителей предприятий, учреждений, общественных организаций и самих военнослужащих.

Охрана здоровья военнослужащих осуществляется выполнением командирами, начальниками, всеми должностными лицами и военнослужащими положений настоящего Устава по мерам безопасности в ходе учебно-боевой деятельности и мероприятий, включающих размещение, питание, водоснабжение, обмундирование, банно-прачечное обслуживание личного состава, гигиеническое воспитание, очистку и надлежащее содержание территорий, акваторий, а также мер по защите природной среды от загрязнения.

Охрана здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий.

Перечисленные меры охраны здоровья должны осуществляться на основе знаний организаторами и исполнителями истинных показателей состояния здоровья воина и коллектива. Для этого можно использовать такие критерии, как: заболеваемость, госпитализация, трудопотери, изменение категории годности, увольняемость военнослужащих из Вооруженных Сил и др. Их анализ, а также проведение в более широких масштабах наблюдений за состоянием здоровья воинов должны быть предметом внимания не только военных медиков, но и командиров всех степеней. Причину многих болезней надо видеть не как недоработку медицинской службы, а как отсутствие в войсках (силах) программ борьбы с наркоманией, пьянством, алкоголизмом и курением. Следует систематически осуществлять проверку личного состава исследовательскими организациями по контролю инфраструктуры охраны здоровья.

Новый подход нужен и к учету заболеваемости военнослужащих. В период гласности, когда открыто публикуются данные о численности и составе Вооруженных Сил, количестве и качестве вооружений, размерах финансирования армии и флота, вряд ли целесообразно скрывать и учет заболевших военнослужащих. Математические способы выражения показателей заболеваемости, госпитализации, трудопотерь и т. д.- в промилле и процентах - не раскрывают численности воинских контингентов. Необходимо шире изучать и опыт профилактики заболеваний личного состава в иностранных армиях. При этом незаменимы встречи коллег. Словом, медицинская служба Вооруженных Сил СССР должна совершенствовать учет и анализ показателей заболеваемости и других критериев оценки состояния здоровья военнослужащих. Но заболеваемость не может снижаться только медицинскими мерами, нужно улучшать и социально-экономические условия военнослужащих. Так, за последние 7 лет за счет повышения качества воды и улучшения водоснабжения удалось в целом по Вооруженным Силам снизить заболеваемость вирусным гепатитом в 5 раз и острыми кишечными инфекциями в 2 раза. Основную роль в этом сыграли квартирно-эксплуатационная (морская инженерная) служба и военные строители. По линии же медицинской службы в 1983 году в результате проведенных в Дальневосточном военном округе исследований были пересмотрены факторы риска вирусного гепатита и острых кишечных инфекций: риск неудовлетворительного водоснабжения был оценен в 70 проц., тогда как прежде мушиный фактор считался главным.

В настоящее время серьезное беспокойство вызывает высокая заболеваемость курсантов в учебных частях и подразделениях. Так, в учебных отрядах Тихоокеанского флота она превышает в 2-5 раз общефлотские показатели по острым респираторным инфекциям, ангинам, острым пневмониям, болезням кожи и подкожной клетчатки. Согласно исследованиям Военно-медицинской академии главным фактором риска высокой заболеваемости является неудовлетворительное казарменное размещение. Объем воздуха на одного человека в спальных помещениях в 2-3 раза ниже, чем определено в Уставе внутренней службы. Кровати расположены в 2-3, а в некоторых подразделениях даже в 4 яруса. Такие условия способствуют передаче болезней воздушно-капельным путем.

Нередко причину неснижающегося уровня заболеваемости усматривают в недостаточно эффективной деятельности медиков-профилактиков, сосредоточенных преимущественно в санитарно-эпидемиологических отрядах (СЭО). Деятельность СЭО характеризуется показателями заболеваемости в обслуживаемой зоне. Но это, на наш взгляд, не совсем объективная оценка, так как медицинская служба не может обеспечить более качественное поддержание здоровья военнослужащих, выполняя санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия без участия в них должностных лиц и самих воинов. Санитарный надзор как" контрольная функция военных медиков вносит определенный вклад в дело охраны здоровья личного состава, но и в этой области накопилось немало проблем. По данным специалистов СЭО, эффективность осуществляемого надзора ими же самими оценивается на 53,4 проц., а деятельность войсковых (корабельных) врачей в этой сфере еще ниже- 25,4 проц. Это обусловливается в основном неудовлетворительным материально-техническим обеспечением деятельности лиц саннадзора, их правовой незащищенностью и недостаточной поддержкой командованием. По нашему мнению, требования санитарного надзора будут предъявляться смело и настойчиво, если они станут независимы в служебном отношении от тех лиц, на объектах которых допускаются санитарные нарушения. Нужны иные, реальные механизмы взаимодействия между исполнителями и инспектирующими.

Нельзя не затронуть вопрос и о штрафах, налагаемых на нарушителей санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1973 года № 4448 такое право предоставлено медицинской службе Министерства обороны СССР. Однако штраф не может быть наложен на военнослужащего, а только на рабочих и служащих СА и ВМФ. По другому Указу Президиума Верховного Совета СССР 1984 года № 10661-штраф в размере до 100 рублей взыскивается даже с рядового и курсанта, но только за материальный ущерб, причиненный государству. В Министерстве здравоохранения СССР право наложения штрафа предоставлено всем главным врачам СЭО независимо от категории учреждения, а в округе и на флоте только главному эпидемиологу.

Читайте также: