Оформление багажа при авиаперевозке доклад

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

Багаж как личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном транспорте. Особенности оформления багажа к перевозке. Рассмотрение особых случаев приема и передачи багажа на борт воздушного судна. Анализ засланного, задержанного и бездокументного багажа.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.10.2013
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оформление багажа к перевозке

1.Оформление багажа к перевозке

Багажом приятно называть личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном транспорте.

Багаж от пассажира может быть принят:

а) в городском аэровокзале, если в таковом производиться регистрация пассажиров и оформление их багажа;

б) в аэропорте отправления.

При приеме багажа к воздушной перевозке проверяют его содержимое и упаковку, а также взвешивают. От правильного проведения этих операция во многом зависит безопасность полетов.

Имеется два основных вида багажа пассажира:

а) записью в билете пассажира сведений о наличии багажа, которые вписываются в часть билета, называемую багажной квитанцией;

- до пункта назначения, указанного в билете пассажира;

- до пункта остановки, в котором пассажир временно добровольно прерывает полет;

- до пункта, до которого произведена оплата сверхнормативного багажа.

Вещи, необходимые пассажиру в полете (дамская сумочка, портфель, папка для бумаг, пальто, плед, детское питание на полет, ноутбук), не взвешиваются, и оплата за их перевозку не взимается.

В регистрации участвуют:

· дежурный по регистрации;

При подготовке к регистрации приемосдатчик багажа подбирает багажные бирки по пунктам посадки, номерам и цвету; заполняет верхнюю часть багажной ведомости по 3 экземпляра на каждый пункт посадки. В процессе регистрации приема/сдачи багажа приемосдатчик:

· первым встречает пассажира, проверяет его авиабилет и паспорт, ставит вещи на весы;

· проверяет упаковку багажа, при необходимости отправляет пассажира в упаковочный центр для приведения упаковки в требуемое состояние;

· при подозрении в содержимом багажа может провести его осмотр;

· при наличии сверхнормативного багажа направляет пассажира в кассу для оплаты;

· предлагает пассажиру объявить ценность багажа;

· записывает в багажную квитанцию билета количество мест и массу багажа, ставит личный штамп;

· навешивает заполненные бирки на багаж;

· передает дежурному регистратору паспорт, билет, отрывные талоны багажных бирок;

· заполняет багажные ведомости с указанием количества мест и массы багажа данного пункта посадки, первого и последнего номеров багажных бирок, ставит подпись и личный штамп;

· сопровождает багаж к воздушному судну, передает его бортпроводнику №3, оставив себе 1 экземпляр багажной ведомости с подписью бортпроводника.

В процессе регистрации дежурный регистратор заполняет ведомость регистрации с указанием в ней пассажиров по категориям (ВЗ, РБ, РМ), количество мест и массу багажа, вес ручной клади, номера багажных бирок.

Прибытие багажа в пункт назначения и выдача его владельцу.

Приемосдатчик багажа на месте с бортпроводником №3 контролирует разгрузку багажа, после чего приемосдатчик багажа сопровождает багаж в зону сдачи, на выходе из которой пассажир, получив свой багаж, предъявляет отрывной талон багажной бирки и покидает зону раздачи вместе с полученным багажом.

Если на багаже бирка отсутствует, а пассажир опознал свой багаж, то он выдается пассажиру в последнюю очередь под расписку и после того, как он детально опишет содержимое своего багажа.

2.Особые случаи приема и передачи багажа на борт воздушного судна

Имеется 4 основных случая передачи багажа при выполнении рейса:

1. Замена воздушного судна без смены бортпроводников.

· в этом случае бортпроводник обязан:

· присутствовать при выгрузке багажа до конца выгрузки;

· проверить количество выгруженных мест багажа;

· сопроводить багаж к новому воздушному судну;

· контролировать загрузку и указать в багажной ведомости номер нового воздушного судна.

2. Замена воздушного судна со сменой бортпроводников.

· сменяемый бортпроводник сдает багаж новому бортпроводнику под роспись в багажной ведомости;

· приемосдатчик багажа составляет новую багажную ведомость в 3 экземплярах с указанием номера воздушного судна;

3. Замена бортпроводников без замены воздушного судна.

Прием/передача багажа производятся или в багажниках или у воздушного судна, с выгрузкой багажа по требованию принимающего бортпроводника.

4. Объединение двух или нескольких рейсов.

Багаж перегружается с одного воздушного судна на новое, на которое пересажены пассажиры, с оформлением новой багажной ведомости.

3.Неисправности при перевозке багажа, их исправление

Неисправностью при перевозке багажа называются любые нарушения установленных правил перевозки багажа, которые повлекли за собой или могли повлечь вредные последствия.

Основными неисправностями при перевозке багажа, которые должны учитываться в специальном журнале, являются:

Недостача багажа по количеству мест.

Фиксируется в багажной ведомости и в журнале неисправностей, при этом приемосдатчик багажа:

· докладывает начальнику смены (диспетчеру) о недостаче багажа;

· проверяет, нет ли ошибки при подсчете в ведомости регистрации;

· проверяет путь следования багажа от аэровокзала к воздушному судну;

· участвует в оперативном розыске багажа.

При недостаче багажа по количеству мест при выгрузке его с воздушного судна бортпроводник и загрузчик багажа:

· осматривают все помещения воздушного судна;

· осматривают багаж, следующий в другие аэропорты (в промежуточном аэропорту);

· проверяют пломбы на люках между пассажирским и багажным отделениями;

· фиксируют недостачу багажа в багажной ведомости и в журнале неисправностей.

При недостаче багажа по количеству мест при выдаче его пассажирам приемосдатчик после тщательного осмотра воздушного судна, проверки пути следования и осмотра багажного отделения, докладывает об этом начальнику смены, затем:

· у пассажира проверяются перевозочные документы (билет, багажные бирки);

· от пассажира принимают заявление в установленной форме о неприбытии багажа;

· пассажиру выдают справку о неприбытии багажа;

· организуют розыск багажа.

При обнаружении недостачи багажа по массе во время его выдачи:

· проверяют записи о массе багажа в багажной квитанции билета, багаж взвешивается;

· по требованию пассажира составляется коммерческий акт, один экземпляр которого передают пассажиру. В акте указывают состояние упаковки, недостачу по массе в килограммах;

· недостачу по массе фиксируют в журнале учета неисправностей;

· в необходимых случаях к расследованию привлекают органы внутренних дел.

4.Утрата багажа

Это неисправность при перевозке багажа, при которой перевозчик по истечении установленного срока не в состоянии выдать принятый к перевозке багаж, независимо от причин.

Если багаж не обнаружен в течении 21 дня, считая со дня, в который он должен быть доставлен в аэропорт назначения, его следует считать утраченным.

Расследование по каждому случаю утраты багажа включает в себя:

· проверку выполнения правил перевозки багажа;

· получения письменных объяснений от работников, связанных с перевозкой багажа;

· привлечение экипажа воздушного судна и работников милиции к расследованию.

5.Повреждение багажа

Повреждением багажа называется приведение его во время перевозки в негодное состояние, из-за чего он не может быть использован по прямому назначению.

Если повреждение багажа обнаружено при его выдаче, а в багажной ведомости оно не зафиксировано, то относится за счет лиц, выгружающих багаж с воздушного судна и транспортировавших его в аэровокзал.

6.Засланный багаж

Засланным багажом называется багаж, отправленный не по назначению.

В аэропорту назначения он рассматривается как не прибывшие, а в аэропорту, куда он прибыл, необходимо:

· взвесить, вскрыть багаж, изъять скоропортящиеся продукты, ценные вещи, документы;

· сообщить об этом багаже в аэропорт отправления и назначения (номер рейса, дата прибытия, номера багажных бирок, масса каждого места багажа);

· организовать досылку багажа к месту назначения и сообщить о досылке аэропортам отправления и назначения.

В аэропорту отправления при получении им телеграммы о засылке багажа проводятся те же операции, как в случае неприбытия багажа.

После получения в аэропорту досланного багажа необходимо:

· взвесить и вскрыть багаж с проверкой с проверкой содержимого по вложенному коммерческому акту;

· выдать (доставить) багаж пассажиру.

7.Задержанный багаж

В аэропорту отправления при обнаружении задержанного багажа:

· расследуют и устанавливают причины задержки;

· вскрывают багаж с составлением коммерческого акта;

· отправляют багаж по досылочной в аэропорт назначения, известив его об этом телеграммой.

В аэропорту назначения, где пассажир заявил о неприбытии багажа, производиться розыск, а по прибытии:

· проверяют его по коммерческому акту;

· отправляют в аэропорт отправления подтверждение о прибытии багажа;

· организуют хранение и выдачу багажа владельцу с выплатой компенсации за задержку.

8.Невостребованный багаж

Данные о таком багаже записывают в журнал камеры хранения и через 24 часа, если багаж будет все еще невостребован, надо организовать розыск владельца, для чего:

· сделать запрос в аэропорт отправления багажа для установления местонахождения владельца;

· уведомить владельца багажа и переслать ему багаж наложенным платежом, взыскав плату за хранение багажа;

· багаж, не полученный владельцем в течении 30 суток, подлежит реализации или уничтожении.

9.Бездокументный багаж

багаж воздушный перевозка задержанный

Багаж досматривается и оформляется коммерческим актом, если ни один из пассажиров не предъявил на него права.

При вскрытии и взвешивании багажа из него изымаются документы и деньги под ответственное хранение, после чего багаж пломбируется.

При досмотре багажа надо обратит особое внимание на наличие в нем документов, позволяющих установить личность владельца багажа.

Если владелец багажа установлен, то надо уведомить об этом аэропорт, куда он прибыл (если известен из документов его постоянный или временный адрес).

Бездокументный багаж, владелец которого был установлен, хранится в аэропорту 30 суток со дня посылки извещения владельцу, после чего реализуется.

Хранение бездокументного багаж производится бесплатно.

Список литературы

Подобные документы

В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.

реферат [19,5 K], добавлен 04.04.2008

Современные технологии регистрации пассажиров и багажа на внутренних и международных линиях. Особенности обслуживание VIP пассажиров. Обслуживание и новые технологии на борту воздушного судна. Организация и оформление приема, перевозки и выдачи багажа.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 09.04.2014

дипломная работа [1,3 M], добавлен 12.11.2014

контрольная работа [23,5 K], добавлен 11.02.2010

Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.

Согласно ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Прежде чем приобрести и оплатить билет, пассажиру будет интересно узнать следующую информацию:

  • наименование компании-перевозчика;
  • условия поездки;
  • правила перевозчика;
  • тип воздушного судна;
  • стоимость билета и правила его возврата;
  • правила бронирования билетов;
  • правила провоза багажа;
  • правила страхования на транспорте;
  • правила и порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров;
  • условия обслуживания на борту воздушного судна и т.д.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом. Билет необходимо сохранять в течение всей перевозки.

Процедура регистрации пассажира и оформления багажа

При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством другой страны.

При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту судна.

При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке под ответственность перевозчика за сохранность до момента выдачи пассажиру.

Какие обязанности есть у перевозчика в случае задержки или отмены рейса?

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса, вследствие не благоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров следующие услуги:

Обратите внимание! Указанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Что такое вынужденный отказ пассажира от перевозки?

Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

  • отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  • выполнения рейса не по расписанию;
  • несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
  • непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки и в других случаях.

Если потребитель имеет основания считать, что его отказ от перевозки является вынужденными, то перевозчик должен сделать об этом отметку в перевозочном документе, либо выдать пассажиру иной документ, подтверждающий указанные обстоятельства.

Если нарушен срок перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку. Если услуга оказана частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки, возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка была вследствие непреодолимой силы.

В каких случаях пассажир не имеет права требовать от перевозчика материального возмещения?

Это, так называемые, чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (форс-мажор).

Перевозчик вправе без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки в случаях:

  • стихийных бедствий (пожаров, заносов, наводнений и т.д.) или неблагоприятных погодных условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;
  • требования государственных органов безопасности (военные действия и т.д.);
  • наличие иных причин, влияющих на безопасность пассажиров.

При наличии таких обстоятельств пассажир не вправе предъявлять каких-либо требований перевозчику.

Обязанность доказывания чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств возложена на перевозчика.

Чем отличатся, багаж от ручной клади?

Багаж – упакованные вещи, которые в процессе перевозки выбывают из владения пассажира, иногда могут перевозиться на ином транспортном средстве.

Ручная кладь – вещи, перевозимые в салоне воздушного судна (дамская сумочка или портфель; папка для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхняя одежда; печатные издания для чтения в салоне; детское питание ребенка во время полета; телефон сотовой связи; фотоаппарат; видеокамера; портативный компьютер; костюм в портпледе; детская люлька при перевозке ребенка; костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью).

Какую ответственность несет перевозчик в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа?

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа установлен Воздушным кодексом РФ в следующих размерах:

  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. В этом случае за перевозку багажа взимается дополнительная плата;
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа, груза;
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более одиннадцати тысяч рублей.

Что должен знать пассажир в случае утраты квитанции на багаж или утраты самого багажа?

В случае утраты квитанции или отрывного талона номерной багажной бирки на сданный багаж, перевозчик выдает багаж при условии предъявления доказательств на этот багаж.

  • в аэропорт отправления о наличии багажа;
  • в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
  • о досылке багажа в случае его обнаружения.

Пассажир должен написать заявление о неполучении багажа и вручить его перевозчику. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно.

Если в течение 21 дня после подачи заявления багаж не найден, пассажир вправе требовать возмещения вреда.

Если багаж найден, перевозчик обеспечивает его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

В случае виновных действий перевозчика, у потребителя появляется право требования компенсации морального вреда (физические и нравственные страдания).

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Международная воздушная перевозка

Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

- соответственно на территории двух государств;

- на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Обратите внимание! При выполнении международных перевозок применяется международное законодательство и законодательство той стороны, куда осуществляется перевозка пассажира, багажа. Ответственность по международным перевозкам отличается от ответственности перевозчика на территории Российской Федерации.

от 28 июня 2007 года N 82

(с изменениями на 15 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 3, 17.01.2011);

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, 3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 52, ст.5587, N 24, ст.2601, N 15, ст.1612),

в Министерстве юстиции

27 сентября 2007 года,

регистрационный N 10186

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 июня 2007 года N 82

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

(с изменениями на 15 сентября 2020 года)

I. Общие положения

* Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, 1934, отд. П, N 20, ст.176 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

** Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 7, ст.113 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

2. Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).

4. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей**** (пункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

5. Пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля (пункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

6. Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2016 года приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года N 25. - См. предыдущую редакцию)

Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

7. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

7.1. Период посадки пассажира на борт воздушного судна начинается с момента входа пассажира на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью посадки на борт воздушного судна и оканчивается моментом прохода пассажира на борт воздушного судна.

Период высадки пассажира с борта воздушного судна начинается с момента входа на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью высадки из воздушного судна и оканчивается моментом покидания пассажиром трапа/телескопического трапа/иного средства, используемого для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна.

(Пункт дополнительно включен с 24 января 2021 года приказом Минтранса России от 15 сентября 2020 года N 374)

II. Бронирование перевозки пассажира, багажа, груза

8. Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

9. При бронировании, как правило, используются автоматизированные системы бронирования.

10. Бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю.

11. Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.

Бронирование провозной емкости для груза предполагает перевозку груза в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

12. Бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком.

13. Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

14. Пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и при наличии - об особых условиях перевозки пассажира, багажа.

В случае отказа пассажира от предоставления информации, необходимой для бронирования, бронирование не производится.

Пассажир при бронировании указывает номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2019 года приказом Минтранса России от 14 января 2019 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

15. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363. - См. предыдущую редакцию)

15.1. При бронировании уполномоченный агент вправе предоставлять пассажиру дополнительные услуги по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту перевозки, и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363)

16. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира.

17. Бронирование по билету, оформленному с открытой датой отправления, производится при наличии свободных пассажирских мест и свободной провозной емкости на рейсе перевозчика в пределах действия договора воздушной перевозки пассажира.

18. Если пассажир, имеющий билет с открытой датой отправления, обращается с просьбой о бронировании перевозки, а перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то перевозчик или уполномоченный агент должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место и провозная емкость того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу.

19. Бронирование провозной емкости для груза производится перевозчиком или уполномоченным агентом.

20. Грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя, наименовании груза, предполагаемой дате отправки, весе-брутто (далее - вес) и объеме груза, габаритах каждого грузового места, количестве грузовых мест, условиях обращения с грузом, свойствах груза, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении и обработке.

21. До бронирования провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент производит проверку груза на предмет отнесения груза или его части к категориям опасных грузов. Проверка груза определяет возможность и условия перевозки опасного груза.

22. При бронировании провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет грузоотправителю информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, тарифах и условиях их применения, правилах данного перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки груза, наличии свободной провозной емкости, тоннажа на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363. - См. предыдущую редакцию)

22.1. При бронировании провозной емкости для груза уполномоченный агент вправе предоставлять грузоотправителю дополнительные услуги по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363)

23. При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.

24. Перевозчик и уполномоченный агент не имеет права передавать информацию, полученную от пассажира или грузоотправителя, третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

25. Для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку:

1) пассажира с ребенком до 2 лет;

2) ребенка, не сопровождаемого совершеннолетним пассажиром или пассажиром, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию);


Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, наркотические, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества и т.п.), не допускается к полету.

Запрещено провозить в ручной клади:

  • жидкости и гели (в емкостях вместимостью более 100 мл);
  • оружие любого типа и предметы, его имитирующие;
  • колющее-режущие предметы;
  • орудия ударно-дробящего действия;
  • рабочие инструменты;
  • магнитные материалы;
  • устройства шокового действия;
  • радиоактивные вещества;
  • ядовитые и токсичные вещества;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • легковоспламеняющиеся вещества;
  • воспламеняющиеся твердые вещества;
  • коррозионные, разъедающие вещества;
  • взрывчатые вещества и предметы, ими начиненные;
  • предметы, имеющие на упаковке знак опасного груза.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна
в ручной клади пассажира

Утверждено Документом №8973 руководства ИКАО

  • пневматические пистолеты, винтовки и пистолеты для стрельбы пульками;
  • все виды огнестрельного оружия (пистолеты, револьверы, винтовки, дробовики);
  • средства для безболезненного умерщвления животных;
  • пистолеты для стрельбы шариками;
  • рогатки;
  • детали огнестрельного оружия (за исключением телескопических прицельных устройств и прицелов);
  • арбалеты;
  • гарпуны и ружья для подводной охоты;
  • промышленные пистолеты для крепежа;
  • зажигалки в виде огнестрельного оружия, копии и имитаторы огнестрельного оружия;
  • сигнальные ракетницы;
  • точные копии и имитаторы огнестрельного оружия;
  • стартовые пистолеты;
  • оглушающие или шоковые устройства, например: погоняло для крупного рогатого скота, баллистическое оружие энергопоражающего действия (электрошоковые пистолеты);
  • игрушечные пистолеты всех видов.
  • топоры и тесаки;
  • стрелы и стреловидные поражающие элементы;
  • кошки (альпинистские, монтажные);
  • гарпуны и стрелы для подводной охоты;
  • ледорубы и кирки для колки льда;
  • коньки;
  • ножи, включая церемониальные, длина лезвия которых превышает 6 см., из металла или любого другого материала, достаточно прочного для того, что быть использованными в качестве потенциального оружия;
  • ножи с фиксатором лезвия или автоматически открывающиеся ножи с лезвиями любой длины;
  • мясницкие ножи;
  • мачете;
  • опасные бритвы и бритвенные лезвия (за исключением безопасных или одноразовых бритв с лезвиями, смонтированными в корпусе);
  • сабли, мечи и шпаги;
  • скальпели;
  • ножницы с лезвиями, длина которых превышает 6 см;
  • лыжные палки для ходьбы/пешего туризма;
  • звездочки для метания;
  • рабочие инструменты, которые могут быть использованы в качестве колющего и режущего оружия, например: дрели и сверла, ножи для резки картона, универсальные ножи, все виды пил, отвертки, монтировки, молотки, плоскогубцы, гаечные/рычажные ключи, паяльные лампы.
  • бейсбольные и софтбольные биты;
  • бильярдные кии;
  • различные виды полицейских дубинок (твердые или гибки), например: короткие, ночные или длинные;
  • крикетные биты;
  • удилища;
  • клюшки для игры в гольф, лакросс и т.д.;
  • хоккейные клюшки;
  • байдарочные весла и весла для каноэ;
  • средства рукопашного боя, например: кастеты, дубинки, тяжелые дубинки, цепы, нунчаки и т.п;
  • клюшки для игры в лакросс;
  • скейтборды.
  • аэрозольная краска;
  • алкогольные напитки с содержанием алкоголя более 70%;
  • боеприпасы;
  • капсюли-детонаторы;
  • детонаторы и запалы;
  • взрывчатые вещества и взрывные устройства;
  • фейерверки, сигнальные ракеты и другие пиротехнические устройства (включая хлопушки и игрушечные пистолеты);
  • воспламеняющиеся жидкое топливо, например: бензин/газолин, дизельное топливо, жидкость
  • для заправки зажигалок, алкоголь, этанол;
  • гранаты всех типов;
  • газ и газовые баллоны, например: бутан, пропан, ацетилен, кислород - в больших количествах;
  • мины и другие взрывные устройства военного назначения;
  • небезопасные спички (сесквисульфидные и.т.п.);
  • копии или имитации взрывных материалов или устройств;
  • дымовые шашки или патроны;
  • скипидар и разбавители красок.
  • кислоты и щелочи, например, протекающие аккумуляторные батареи;
  • коррозионные вещества или отбеливающие средства, например: ртуть, хлор;
  • аэрозоли, выводящие из строя или вызывающие потерю трудоспособности, например: перечный газ, слезоточивый газ;
  • инфекционные или биологически опасные материалы, например: зараженная кровь, бактерии и вирусы;
  • материалы, способные к самовоспламенению и самовозгоранию;
  • яды;
  • радиоактивные материалы, например: изотопы, используемые в медицинских и коммерческих целях;
  • огнетушители.

В соответствии с рекомендациями международной организации гражданской авиации ИСАО (электронный бюллетень от 31 марта 2017 года НР ЕВ 2017/23 АН 11/2.12).

Портативные электронные устройства (PED) должны быть полностью выключены (не находиться в режиме ожидания или режиме пониженного энергопотребления) и помещено в защитную упаковку во избежание неумышленной активации или повреждения.

Читайте также: