Обувь доклад для детей

Обновлено: 18.05.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

1. История возникновения и развития обуви.

2.Влияние обуви на здоровье человека.

Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног. Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро приспособились к суровой действительности и догадались сшить себе одежду и обувь из шкур. Историки пришли к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Они проанализировали особенности скелета живших в то время людей, обращая внимание на мизинец стопы и заметили, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться и форма стопы. Все дело в обуви, решили учёные.

Первая обувь, скорее всего, была кожаной. Кроме того, для изготовления обуви использовались и растительные материалы — древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево. Первая обувь, скорее всего, была кожаной. Кроме того, для изготовления обуви использовались и растительные материалы — древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево.

По мнению исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой.

В Армении при раскопках пещеры Арени в сентябре 2008 года была найдена самая древняя обувь, возраст которой более 5500 лет. Это мягкие туфли с заостренными концами — чарохи. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии.

Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны. Самым распространённым видом обуви были сандалии из пальмовых листьев или папируса, похожие по форме на стремя. Родовитые египтяне украшали обувь изысканными рисунками и драгоценными камнями. В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.

В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К этой идее человечество шло много веков. В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К этой идее человечество шло много веков.

Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.

История японской обуви увлекательна, как и все восточное. С самого начала гэта - обувь-скамеечка и дзори - сандалии без каблука были гармоничным дополнением ко всему, что окружает японца в его повседневной жизни. И прежде всего - к кимоно.

Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. В 14 веке длина туфель отражала знатность их владельца: Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. В 14 веке длина туфель отражала знатность их владельца:

рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам — на два, князьям — на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.

15 век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире. Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, жёлтого и других цветов.

Носки их, по тогдашней моде, украшали разрезами, через которые была видна подкладка из ткани или кожи другого цвета. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки.

В конце 17 — начале 18 веков произошло ещё одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ.

С середины 19 века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки.

Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно. Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

Обувь нужна человеку для защиты ног от воздействия окружающей среды. Но сегодня ее значение в гардеробе увеличилось в несколько раз. Обувь выбирают едва ли не тщательнее, чем верхнюю одежду. Но, к сожалению, этот выбор редко опирается на ее влияние на здоровье человека.

Всем известно, что обувь на слишком высоком каблуке, а тем более на шпильке, оказывает негативное влияние на женское здоровье. Кроме того, отрицательное воздействие на здоровье оказывает и резкая смена разных видов обуви. Врачи не рекомендуют резкий переход с туфель на обувь с плоской подошвой, ведь при этом организм подвергается серьезному стрессу.

  • Нельзя забывать, что подошва у балеток и сандалий очень тонкая, поэтому почти не защищает ноги от ударов. Можно привести немало примеров, когда женщины получают растяжение сухожилия на пятке и мышц голени при ношении подобной обуви.
  • Босоножки на каблуке также представляют большую опасность. Они не могут поддерживать стопу при ходьбе и не пружинят ногу. Обувь без каблука не имеет рессорных свойств, лишена супинации, а значит, способствует плоскостопию.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что не существует абсолютно безвредной обуви. Для того чтобы сделать вред здоровью более маленьким, необходимо чередовать разные виды обуви, делать специальный массаж и гимнастику для ног, а также почаще гулять босиком по траве и земле.
  • Около 98% детей рождаются со здоровыми ногами. В зрелом возрасте примерно 40% из них страдают различными болезнями ног, причем 12% заболеваний неизлечимы. Количество ортопедических операций растет с каждым годом.
  • В прошлом проблемы с детскими ногами возникали по причине недоедания и перегрузок. Сегодня единственной причиной является неправильно подобранная или некачественная обувь.

В процессе ношения неправильно подобранной обуви происходит деформация ноги. К сожалению, на нашем рынке сегодня есть очень много обуви, которая не соответствует элементарным требованием гигиены, противоречит медицинским и ортопедическим нормам.

Производство безопасной обуви строится на многолетнем опыте сотрудничества врачей и производителей обуви, а также на современных научных разработках.

  • С медицинской точки зрения в повседневной обуви оптимальная высота каблука должна быть в пределах 2-4 см. При ношении более высокого каблука нагрузка на ноги распределяется не физиологично, стопа перестает пружинить, и каждый шаг отдает по позвоночнику. Через какое-то время ношение обуви на высоком каблуке грозит заболеваниями вен, суставов и позвоночника.

Ортопеды вывели свою формулу для вычисления самой физиологичной высоты каблука: длина стопы в сантиметрах, деленная на семь. Каблуки именно такой высоты помогают ступням при ходьбе и оберегают их от усталости.

Исследование по правильности выбора обуви в нашем классе Исследование по правильности выбора обуви в нашем классе Анализ проведенный нашей исследовательской группой позволяет сделать следующие выводы: длина стопы в среднем у учеников нашего класса 21,6 см соответственно высота каблука рекомендуемая врачами ортопедами равна 3,1 см; в среднем ученики класса носят обувь с высотой каблука ниже предлагаемой врачами-ортопедами на 0,5 см; мальчики в основном носят обувь со стабильной высотой каблука от 2 см до 3 см; девочки отличаются большим разбросом с выбором высоты каблука от 0,5 см до 5 см. Вывод: необходимо более тщательно подходить к выбору обуви, чтобы избежать неприятных последствий для здоровья в будущем. Правила выбора обуви. Не стоит покупать новую обувь утром: к вечеру ноги, как правило, слегка отекают, и приобретенные с утра туфли могут показаться тесными.

Убедитесь, что обувь идеально подходит по размеру — плотно облегает ногу, но не сдавливает ее. Тесная обувь может вызвать нарушение кровообращения, врастание ногтей или искривление пальцев.

«При примерке всегда надевайте оба ботинка, — рекомендуют специалисты. — Обязательно пройдитесь по примерочной зоне. Во время ходьбы вы должны слегка чувствовать пальцами носок обуви, но не упираться в него.

Выбирайте обувь на достаточно мягкой, гибкой подошве. Согните туфли в руках. У качественной обуви подошва легко гнется, а верх ботинка не деформируется слишком сильно.

НОСИТЕ КРАСИВУЮ, А САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛЬНУЮ ОБУВЬ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

ВложениеРазмер
konspekt_obuv.docx 17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи : познакомить детей с историей возникновения обуви, расширить знания о видах обуви. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с взрослым. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

- Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз, который находится в этой коробке. Хотите узнать, что там находится?

– Для вас у меня загадка:

Не отстанут друг от дружки

То на улицу, то в дом

– Как вы догадались?

– В коробке туфли. Такую обувь носят, потому что она удобная, красивая. Какую обувь носите вы в детском саду?

– Для чего нужна обувь? А всегда ли обувь была такая, как мои или ваши туфли?

– Ребята, я хочу открыть вам секрет: оказывается мы носим на своих ногах тысячелетнюю историю! Если бы наши туфли, сапожки, башмачки могли разговаривать, то они рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во времени. Хотите узнать, как выглядела обувь в древние времена?

– Приглашаю вас посмотреть презентацию о том, как выглядела обувь в древние времена.

– Древние люди жили в пещерах и ходили босиком.

– Как вы думаете, удобно ли было ходить босиком?

– С временем люди поняли, что босиком ходить очень неудобно и не безопасно. Тогда люди решили, что пора придумать защиту от холода и травм.

– И древние люди стали использовать для этого древесную кору, камыш, пальмовые листья, папирус и даже дерево.

– Посмотрите на слайд, как вы думаете, из чего сделана эта обувь? ( дерево, папирус)

– Прошло время, люди научились делать иголки из костей животных и рыб.

– А раз люди научились делать иголки, то, что они стали делать?

– Верно, они стали шить обувь из шкур животных.

– Первая обувь напоминала портянки. В качестве материала древние люди использовали медвежьи шкуры. Внутри такая портянка утеплялась сухой травой или шерстью.

– Да, такая обувь грела. Но если шел дождь, то промокала и сползала с ноги. Тем самым затрудняла бег и ходьбу.

– Ходим ли мы сейчас в этой обуви? Почему?

– Правильно, древняя обувь не отличалась удобством, комфортом и красотой.

– А сейчас давайте еще раз посмотрим на туфли из коробки. Видно ли по ним, кто их владелец?

– В старину обувь могла рассказать намного больше о свое хозяине, например, она могла рассказать: к какому роду относится человек, из какой он страны, богатый или бедный. Где можно увидеть старинную обувь, в которой ходили наши прабабушки и прадедушки? (книги, фильмы, музей)

– Предлагаю вам посетить небольшой музей старинной обуви. Но прежде, чем мы отправимся, скажите, какое время года наступило? Какую обувь мы одеваем осенью, когда идем гулять на улицу?

Нарядили ножки в новые сапожки

Вы шагайте ножки прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

– Вот мы и в музее. Перед вами представлена старинная обувь. О какой обуви вы бы хотели узнать?

Лапти – самая распространенная обувь русского народа в старину. Рассмотрите их внимательно, из чего сделаны лапти? Лапти плели из коры липы, реже – из коры березы или дуба. Подошву подшивали веревкой. Ноги в таких лаптях долго не мерзли и не промокали. Но носились недолго, всего 5-10 дней. Хорошо ли было ногам в них? Почему?

Унты – это такие сапоги. Первыми придумали шить унты люди, которые живут на Севере. Изготовляли они из шкур оленей, а снаружи украшали кусочками песцовых и заячьих шкурок. Как вы думаете, в таких сапогах тепло? Унты считаются одним из самых теплых видов обуви.

Валенки . Из чего делают валенки? Их делают из овечьей шерсти способом валяния. Изготовление валенок – дело трудное и долгое, поэтому в старину они стоили дорого. Небогатая семья имела только одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди. Носите ли вы сейчас валенки? Почему?

– Мы живем на Урале, климат у нас холодный, зима долгая и снежная, поэтому валенки нам нужны, чтобы не мерзли ноги.

– А сейчас пришло время познакомиться с современной обувью. Отправляемся на выставку современной обуви.

– Посмотрите на слайды, какую обувь вы видите? Из чего она сделана? Для чего эта обувь. Вам нравится эта обувь? Почему?

– Где делают современную обувь? Где продают?

– По сравнению с древней и старинной обувью, какое разнообразие обуви сегодня. Она удобная, красивая, прочная и комфортная.

Иду на бал (туфли)

Иду на физкультуру (кроссовки, чешки)

Иду в лес ( сапоги) и т.д.

– Вам понравилось наше путешествие?

– Ребята, а что вам больше понравилось?

– А что было самым трудным?

– Что бы вы еще хотели узнать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос.

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию.



Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов.


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь».

Закрепить знания детей о летней, зимней, демисезонной обуви, одежде, головных уборах. Упражнять в согласовании числительных с существительными. Развивать память, мышление, внимание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Электронный образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей

МБДОУ Детский сад №149 г.о. Самара

Воспитатель: Григорян Л.М.

Целевая аудитория: дошкольники

Цель: расширение и обогащение знаний детей о возникновении обуви.

Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут для познавательного и речевого развития ребёнка.

Как ни крути, а обувь нужна всем: она защищает наши ножки от повреждений и холода, и является неотъемлемой частью одежды. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. История обуви очень интересна, полна загадок и неожиданностей.

Образовательный маршрут рассчитан на неделю. При работе на компьютере нужно учитывать продолжительность работы на нём: для ребенка 6-7лет не более 15 минут.

Первые люди обходились без обуви , но постепенно приспосабливаясь к окружающей среде человек, проявлял все больше изобретательности. Однажды наступил момент, когда необходимо стало защитить ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых камней.

- Скорее всего началось все с куска дерева, кожи или листа какого-нибудь растения, подобранного по размеру ноги. Изображение первой обуви не сохранилось до наших дней, но известно, что она напоминала портянки из медвежьих шкуру. Для изготовления обуви использовали и другие материалы: древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево.

Шаг 2.Разновидности обуви

Посмотрите с ребёнком обучающие мультфильмы

Вы называете предметы одежды, а ребёнок подбирает обувь, которую можно обуть с этой одеждой.

- что можно одеть с платьем (туфли)

- что можно одеть со спортивным костюмом (кроссовки)

- что можно одеть с шубой (валенки, сапоги):

- что можно одеть с брюками (ботинки)

- что можно одеть с сарафаном (босоножки)

Рассматривание и называние деталей обуви.

Сравните зимние сапоги и зимние ботинки.
В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

Сравниваем туфли и кроссовки.
Сравниваем ботинки и сандалики
У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.
У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.
У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.
У ботинка есть голенище ,а у сандалика нет голенища.
Ботинки кожаные и сандалики кожаные.
Ботинки закрытые, а сандалики открытые.
Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

Шаг3. Обувь бывает разная. Её можно различать по тому, кто её носит.

- Обувь, которую носят мужчины, как называют? (мужская обувь)

- Обувь, которую носят женщины, как называют? (женская обувь)

- А вы какую обувь носите? (детскую обувь)

Молодцы, значит обувь можно разделить на мужскую, женскую и детскую.

Шаг 4 . По времени года обувь подразделяют на четыре группы по сезонам - зимняя, осенне-весенняя и летняя обувь.

Отгадайте с ребёнком загадки.

1. Если дождик не тужим

Бойко бегаем по лужам.

Станет солнышко сиять

Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги).

2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой

Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).

3. Ни ботинки, ни сапожки

Очень сильно греют ножки

В них мы бегаем зимой

Утром в сад, потом домой. (Валенки).

4. Что же летом на ногах?

Летом жарко в сапогах,

Чтобы рады были ножки

Я надену …… (Босоножки).

5. Быстро в них ныряет ножка

Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Посмотрите с ребёнком презентацию про сезонную обувь.

Задайте ребёнку вопросы.

- Какую обувь мы носим зимой (сапоги, валенки, ботинки…)

- Обувь, которую мы носим зимой, какая она? (зимняя обувь)

- Какую обувь мы носим летом (босоножки, сандалии, сланцы…)

- Обувь, которую мы носим летом, как называется? (летняя обувь)

- Какую обувь мы носим осенью, весной (сапоги, ботинки, туфли, резиновые сапоги…)

- Обувь, которую мы носим весной, как называют? (весенняя обувь)

- Обувь, которую мы носим осенью, как называют? (осенняя обувь)

- Обувь, которую мы носим осенью или весной похожа и её ещё называют демисезонной обувью.

Какую бы обувь вы не носили , из какого бы материала она ни была изготовлена, за ней нужно правильно ухаживать, и тогда она долго вам прослужит.

Посмотрите весёлый мультфильм про выбор обуви.

Маленький рассказ .

-А теперь посмотрите и послушайте, что иногда случается с обувью .

Была ночь. Три пары грязных туфель лежали брошенные в темном коридоре.

- Ох, - проговорила одна из туфель,- если бы вы знали, до чего неряшлива наша хозяйка!

Смотрите, какие мы пыльные, грязные, а ей и в голову не приходит нас почистить!

- Ну уж нет! - ответила туфля из другой пары. -Вот у нас хозяйка такая неряха, каких еще свет не видывал! Мало того, что она нас никогда не чистит, подумайте только, наши каблуки совсем скосились, а она и не собирается отдавать нас в починку!

- А наша -то? - мрачно в один голос сказали туфли третьей пары. - Вот уж сколько времени она носит нас без шнурков. Мы разнашиваемся, теряем форму, а ей никакого дела.

Тут в коридоре зажегся свет.

- Дочка! - крикнула мама, посмотрев на три пары грязных туфель. - Как тебе не совестно!

В каком виде у тебя обувь ?

Вот так история! Оказывается, хозяйка у трех пар грязных туфель была

- Чтобы ваша обувь была всегда в хорошем состоянии, запомните следующие правила:

• Хранить обувь лучше в сухом месте , куда не проникают солнечные лучи и пыль

(в шкафу, на антресолях) .

• Обувь чистят с вечера , а утром полируют.

• Новую обувь желательно смазать хорошим кремом, затем отполировать.

• Обувь портится , если сушить ее возле батареи. Почему?

Плотно набитая в туфли газетная бумага вбирает в себя влагу.

• Для быстрой сушки имеются специальные электросушилки

• Чтобы обувь не разносилась раньше времени, одевайте ее с помощью ложки.

• Замшевую обувь можно чистить школьной резинкой, резиновой щеткой.

От сырости на ней появляются белые пятна, их моют теплой водой с мылом.

. Для ухода за обувью существует много различных средств: крема разного цвета, эмульсия- спрей для замшевой обуви , водоотталкивающая эмульсия, щетки, губки и т. д. (показать их детям) .

Практическая работа. Пусть ребёнок самостоятельно подготовит обувь к хранению.

Проследите за выполнением работы.

Подготовка обуви к хранению

• Удостоверься, что обувь чистая .

• Набей носы обуви газетной бумагой .

• Нанеси крем на поверхность обуви

• Бархоткой наведи блеск.

• Заверни каждую туфлю в бумагу и положи в коробку для обуви или пакет .

Шаг 5. Спортивная обувь

Ещё есть специальная обувь для занятий спортом

- Какую обувь обувают теннисисты, бегуны (кроссовки)

- Какую обувь обувают фигуристы, конькобежцы (коньки)

- Какую обувь обувают роллеры (роликовые коньки)

- У футболистом тоже специальная обувь, кто знает как она называется (бутсы)

- Обувь для занятий спортом как называется? (спортивная обувь)

- Дома мы с вами носим какую обувь? (тапочки, шлёпки)

- Обувь, которую носят дома, как называется? (домашняя обувь)

- Какую обувь вы обуете, чтобы пойти на улицу (туфли, ботинки, босоножки)

- Обувь, которую носят на улице, как называется? (уличная обувь)

Посмотрите весёлый мультфильм про кроссовки.

Пройдите по ссылке и пусть ребёнок попробует нарисовать спортивную обувь.

Шаг 6.Волшебная обувь в сказках.

Вспомните вместе с ребёнком какая волшебная обувь встречалась им в сказках. Пройдите по ссылке и посмотрите с ребёнком обучающий видеоролик о волшебной обуви.

После просмотра обсудите с ребёнком, как помогала волшебная обувь в разных сказках.

Предложите ребёнку отгадать загадки, предложенные в видеоролике.

ШАГ 7. Творческая работа- весёлые тапочки

Уважаемый родитель, помоги ребёнку смастерить весёлые тапочки.

Предложите ребёнку составить описательный рассказ про свою обувь.

Чтобы помочь ребёнку можно задать следующие вопросы:

Какого цвета обувь?

Из какого материала она сделана?

Для какой погоды эта обувь?

Как ухаживать за обувью?

Дети составляют описательные рассказы про свою обувь, для усложнения можно отгадывать обувь по описанию, ребёнок описывает свою обувь, не называя, что это, а вы должны отгадать, что это за обувь.

Например: Сапоги - это обувь. Мои сапожки красного цвета, с синими полосками. Они сделаны из резины, они резиновые. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят весной и осенью, в дождливую погоду. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Задачи

  • Развивать память, внимание, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.
  • Развивать умение разгадывать кроссворды.
  • Воспитывать интерес к предметам окружающего мира, учить оценивать удобство и функциональность вещей (обуви).
  • Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего людям пользу.

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития.

Обсудить: люди каких профессий участвовали в изготовлении обуви, и как изменились эти профессии сегодня.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.

Развивать умение разгадывать кроссворды.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предметам окружающего мира, учить оценивать удобство и функциональность вещей (обуви).

Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего людям пользу.

Предварительная работа

Материалы и оборудование

Звучит космическая музыка из презентации, воспитатель обходит детей, касаясь плеча каждого и произносит слова:

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

Демонстрируется первый слайд, на котором по ходу рассказа воспитателя открываются изображения первобытных людей и варианты обуви первобытного человека.

Воспитатель. Давным-давно, ребята, жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить. А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Человек прикреплял их к подошвам ног бечевкой, а концы заматывал вокруг лодыжек. Была ли такая обувь удобной для ношения и долговечной, как вы думаете? (Ответы детей). Вы правы: стопу она защищала плохо и была неудобной. Поэтому приходилось проявить еще большую изобретательность.

Демонстрируется второй слайд, с изображением вариантов первых сандалий.

Воспитатель. Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги. Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.

Следующий слайд (4): изображения воинов, пастуха, богатых и бедных граждан.

Воспитатель. Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других, а также представители высших сословий (знатные и богатые люди). Чем богаче был человек, тем удобнее и привлекательнее была его обувь.

Новый слайд (5): ботинки.

Шли времена, и люди придумали что-то вроде ботинок. Эти ботинки, предназначенные для богатых людей и вельмож, имели очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос (мысок) башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь длинными носами. Как вы думаете, они очень переживали по этому поводу? (Ответы детей). Я тоже думаю, что нет: посмотрите, какие длинные носы, в таких ботинках только спотыкаться.

Слайд 6: туфли с каблуком.

Шли времена и обувь совершенствовалась. Появились ремешки и подошва. Обувь стали изготавливать из более тонкой кожи, различных тканей, с украшениями в виде бантов и пряжек. Появились ботинки, сапоги и туфли.

А Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не женщины-модницы, а простые землепашцы, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

Только позже каблуки стали показателем социального положения.

Пример: обувь для мужчин – мужская

обувь для детей – детская

обувь для ношения дома – домашняя

обувь для ношения весной и осенью – демисезонная

По окончании дети занимают свои места у экрана.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вот видите, как много видов обуви существует на сегодняшний день. А я хочу вам напомнить еще про один вид – национальная обувь (народная). У каждого народа она своя. Вот мы с вами живём в какой стране? (Ответы детей). Правильно, в России, раньше говорили на Руси. И у нас, россиян (а раньше говорили русичей) тоже есть национальная, исконно русская обувь. Кто знает, что это за обувь, как она называется? (Ответы детей). Сегодня эта обувь у нас в гостях. Воспитатель открывает коробку, внесенную в начале занятия. Это лапти и валенки!

Дети передают друг другу валенки и лапти, рассматривают, ощупывают, делятся друг с другом впечатлениями, возвращают воспитателю.

Демонстрация слайда 8: изображения лаптей и валенок.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из чего плелись лапти? (Ответы детей) Лапти плелись из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), изготавливались из бересты. Иногда для прочности в древесные волокна вплетались кожаные ремни. Лапти обувались на портяные и шерстяные подвертки (онучи, или опорки) и подвязывались крест-накрест до колена. Лапти обувь дешевая (нарви лыка в лесу, да плети) и быстро изнашиваемая. Летом лапти носили 4-7 дней (работали в поле, лапти быстро изнашивались), а зимой 3-4 недели (больше времени проводили в избе, да на дворе).

Дети делятся на две команды, встают друг против друга. Одной команде даются валенки, другй – лапти. Первые игроки одевают пару обуви, под соответствующую музыку выходят в середину, выполняют простые танцевальные движения (пятка, носок, перетоп и др.). Музыка чередуется. Пока играет песня одной команды, игрок другой – переодевает обувь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! В такой обуви, да под такую задорную музыку ноги сами в пляс идут, согласны?

Воспитатель. Ну что ж, кажется, мы с вами вспомнили все виды обуви, которые существуют. Но если вы вспомните самое начало нашего путешествия, то мы говорили о том, что обувь не растет на дереве, а её изготавливают люди. И вот для вас следующее задание – отгадав кроссворд, вы сможете узнать название древнейшей обувной профессии.

Вопросы к кроссворду (все ответы – по горизонтали):

Как называется обувь, которую носят футболисты? (бутсы)

Какую обувь носят аквалангисты? (ласты)

Какую обувь носят фигуристы? (коньки)

Какую обувь надевают на босые ноги? (босоножки)

Какую обувь одевают роллеры? (ролики)

Как называется обувь, в которой танцуют балерины? (пуанты)

Какую обувь носит Дед Мороз? (валенки)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы быстро справились с кроссвордом. Что же за слово было в нем спрятано? (Сапожник). Правильно! Появились первые сапожники (башмачники), которые занимались ремонтом обуви. Они зашивали дырки на подошве кожаными ремешками, а позже стали ставить кожаные заплаты по контуру следа обуви. Так, кстати, появился прообраз подошвы.

Демонстрация слайда 12.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинку. На ней изображен мастер-сапожник, он передает свое мастерство внуку. Так и было. Профессия была почитаема и мастерство передавалась от отца – к сыну, к внуку. А теперь посмотрите какие инструменты появились вокруг картинки (запускается по щелчку). Назовите те предметы, которые здесь лишние и сапожнику не нужны. (Ответы детей: расческа, шприц, кисточка, балалайка, пила). Проверка правильности ответа осуществляется щелчком мышки, лишние картинки выделяются, а потом исчезают. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

Слайд 14: демонстрирует современное производство обуви.

Воспитатель. Прошло много лет и стали появляться большие фабрики по производству обуви. На них работает много людей, каждый из которых выполняет свою работу: одни придумывают модель обуви, другие изготавливают верхнюю часть, одни приклеивают подошву, другие упаковывают готовую обувь в коробки и т.д. На фабриках людям помогают специальная техника, которая выполняет высокоточную, сложную работу. Но к сапожникам (обувным мастерам) люди обращаются до сих пор, чтобы отремонтировать обувь.

Слайд 15: памятники сапожнику.

Воспитатель. В знак уважения и почитания профессии сапожника во многих городах установлены памятники сапожных дел мастерам. (Дети рассматривают картинки на слайде, находят сходства). А кроме этого, по всему миру существуют памятники и самой обуви (Слайд 16. Дети рассматривают слайд и дают название обуви, изображенной на картинках).
Ну что ж, ребята, наше путешествие во времени подошло к концу. Настройтесь на полет, закрывайте глаза. Мы отправляемся в обратный путь.

Звучит космическая музыка, дети закрывают глаза, воспитатель обходит детей, дотрагивается до каждого ребенка, произносит слова:

Вокруг вас я обойду,

В детский сад я вас верну.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Подведение итогов

Что вы узнали в сегодняшнем путешествии?

Из чего и зачем первобытный человек материл себе обувь?

Кто ремонтирует обувь?

Какую исконно русскую обувь вы знаете?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит детей за активность на занятии, за слаженную коллективную работу во время выполнения заданий.

Воспитатель. Ребята, если вам понравилось сегодняшнее путешествие, возьмите на память о нем карточки с изображением лаптей, а если нет – с изображением стоптанных башмачков.

Читайте также: