Общественная деятельность человека доклад

Обновлено: 08.07.2024

Вначале я дам определение, что такая общественная деятельность, как я это понимаю. Это деятельность, выполненная для общества, а не для себя любимого. Выполненная не за деньги, как это бывает часто в капиталистическом обществе, а просто так, по велению души, или по чьей-то просьбе. Так что, если какой-нибудь руководитель делает что-то для коллектива, а не для себя, это не является общественной деятельностью, это его работа, прописанная в должностных обязанностях. За это он деньги получает.

Но я отнюдь не от рождения стал заниматься общественной деятельностью. Многие карьеристы с ранних лет стараются выделиться, особенно в комсомольских организациях. Несмотря на то, что в школе учился на 4 и 5, заявление о приеме в ряды ВЛКСМ написал лишь в выпускном, 11-м классе средней школы, когда мне пояснили, что поступление в институт некомсомольца практические исключено. Во многом я тянул со вступлением в комсомол по причине того, что боялся общественных поручений. У меня уже было одно – я вел спортивные секции в вечернее время, так как считался лучшим спортсменом в школе. К тому же уже играл в школьном духовом оркестре еще с докомсомольского возраста.

В институте я тоже не отличался большой активностью в общественной жизни. Да, участвовал в играх КВН за наш курс, защищал честь нашего курса и в спортивных соревнованиях, причем по нескольким видам спорта, но ни в каких общественных организациях не состоял. Так и окончил институт, не очень выделяясь из общей массы выпускников 1971 года выпуска.

Но служба на подводной лодке, куда я попал по распределению после института, резко переменила мою жизнь. И не только в том, что я стал морским офицером, а не гражданским врачом, но и по другим обстоятельствам. Нужно сказать, что два офицера на субмарине имеют особых статус – они не несут вахты. Это комиссар, или тогда это заместитель командира по политчасти (замполит), и начальник медицинской службы (доктор или док.) А раз так, то мы с замполитом имеем несколько больше свободного времени. И мой замполит, капитан-лейтенант Кудлаев, еще в самом начале службы пояснил, что мы с ним должны относиться к матросам и старшинам, призванным служить, не как строгие командиры, соблюдающие устав, а быть в чем-то отцами-командирами, т.е. вникать в проблемы службы личного состава подводной лодки. Я так и стал поступать, не только вел прием заболевших моряков, но и беседовал с ними на разные, и отнюдь не медицинские темы. Мой авторитет среди комсомольцев нашей лодки рос, и через год меня избрали секретарем комсомольской организации. А замполит дал второе общественное поручение – я стал вести политзанятия среди личного состава. Надо было готовиться и к комсомольским собраниям раз в месяц, к проведению политзанятий раз в неделю. И выполнять обязанности врача подводной лодки. Так что нагрузка была весьма большая, тем более что я не имел до этого никакого опыта в проведении подобной работы.

После увольнения в запас я стал сотрудником городской больницы № 11 в Хабаровске. Начинающий врач-рентгенолог, мне требовалось учиться и учиться своей профессии. Но я был кандидатом в члены КПСС, куда меня приняли в последние месяцы военной службы. Чтобы принять меня в члены, коммунисты больницы должны были меня проверить. Каким образом? Давали разовые партийные поручения и смотрели, как я с ними справлюсь. Я был председателем избирательной комиссии, которая создавалась в больнице при проведении выборов. Замечаний к нашей работе не было сделано. Были и менее значимые поручения, с которыми я справлялся. Приняв меня в члены КПСС, коммунисты дали мне более серьезное поручение – председателя народного контроля больницы. Народные контролеры совали свой нос во многие стороны работы больницы. Начиная с работы пищеблока больницы, следили за сохранностью твердого и мягкого инвентаря в подразделениях больницы, и другие вопросы входили в сферу деятельности НК. Не всегда это приводило к хорошим результатам. Приведу один пример.

По договору между больницей и свинокомплексом больница сдавала пищевые отходы на комплекс. Сдавала ни шатко, ни валко, план сдачи не выполняла. Народные контролеры установили, что часть пищевых отходов с кухни и из отделений забирает одна их поварих, которая на частном подворье постоянно выращивает несколько свиней на продажу. Мы перекрыли этот канал утечки отходов не по назначению, и сразу выполнили план сдачи пищевых отходов на свинокомплекс. Но наша радость была недолгой. Комплекс отказался брать у нас отходы, потому что в них стали попадаться иглы от шприцов, битое стекло и т.д. Кто это мог сделать, было ясно, но поймать за руку было невозможно. И мы бросили эту работу, больница сдавала пищевые отходы на комплекс в небольшом объеме, но зато без вредных и опасных для свиней предметов.

А еще через два года почти 80 коммунистов первичной организации больницы избрали меня, самого молодого члена партии в организации, своим партийным вожаком – секретарем партийной организации. В тот год, вскоре после моего избрания парторгом, была принята новая Конституция СССР, значительно расширившая права и обязанности первичных партийных организаций. Предстояло вносить в свою работу серьезные поправки. Слава Богу, мне было на кого опереться в партийной работе, в первую очередь на членов партийного бюро больницы. Моим заместителем избрали бывшего многолетнего главного врача больницы Бацунову Екатерину Даниловну, которую я считаю своим учителей не только в партийной работе, но и в организации здравоохранения. Немало мне подсказывал и мой отец, член КПСС с 1949 года, избиравшийся членом райкома партии во время работы директором школы.

По уставу партии партийные собрания должны проводиться раз в месяц, а заседания партийного бюро два раза в месяц, причем в нерабочее время. Хорошо, что медицинские работники обычно работают до 4-х часов, вот на это время мы и назначали собрания и заседания партбюро. Но провести собрание не так просто. Мало выбрать вопрос, актуальный для больницы, ведь теперь по новой Конституции мы могли анализировать и лечебную работу больницы. Требовалось провести проверку того или иного подразделения с помощью опытных коммунистов, чтобы разобраться в истинном положении дел. Затем требовалось написать справку, доклад и постановление партийного собрания, где предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение деятельности подразделения, да еще подготовить нескольких выступающих. Огромная работа, я вам скажу. То же самое делалось и на заседание партбюро, только вопросы ставились более мелкие. И работа партийной организации оживилась, причем настолько, что через год мне, секретарю партийной организации, рядовому врачу-рентгенологу, предложили занять должность главного врача городской больницы № 10, такой же большой, как наша 11-я больница. Но мне удалось отказаться, несмотря на давление партийных органов и горисполкома. Я не чувствовал себя готовым стать первым руководителем крупной больницы.

Чтобы наглядно показать, что же включала в себя работа партийной организации, скажу, что это и организация проведения политических занятий, политинформаций, организация наставничества и контроль за работой профсоюзной, комсомольской организаций. Были и другие вопросы, я приведу два примера.

Однажды, это случилось через полгода после того, как меня избрали парторгом, в нашей больнице через 2 дня после операции по поводу аппендицита умирает молодая девушка. Это был большой удар для руководителя хирургической клиники профессора Александровича Григория Леонтьевича, ведущего хирурга края. Чтобы снять все вопросы, он пригласил провести патологоанатомическое вскрытие профессора Зеленского Арона Иудовича. Тот при вскрытие обнаружил, что у девочки врожденное недоразвитие внутренних органов, и просвет легочной артерии меньше, чем обычно. Вот его и закупорил тромб, всегда образующийся после операции. Если бы не образовывались тромбы, все существа с кровоснабжением умирали бы от кровотечений. Кстати, через много лет после операции на сердце у меня тоже образовался тромб, который закупорил менее крупный сосуд, я и отделался правосторонней инфаркт-пневмонией нижней доли. А девушка умерла в течение буквально 5 минут. И спасти её было невозможно. Никакой вины врачей в этой смерти не было.

Через год выговоры со всех сняли, даже без написания ими соответствующих заявлений. Мол, поторопились. Возможно, этому поспособствовало и решение первичных партийных организаций мединститута и 11-й больницы. Состоялось совместное заседание парткома ХГМИ и бюро нашей больницы. Мы очень внимательно рассмотрели все обстоятельства и не вынесли никаких партийных взысканий, и записали в решение ходатайствовать перед вышестоящими партийными комитетами о снятии взысканий. Но райкомы партии Центрального и Индустриального районов не поддержали наше решение, и не передали его в горком КПСС.

Второй случай, о котором хочу поведать, произошел года через два-три. К 11-й больнице присоединили на правах отдельных отделений 14-ую гинекологическую больницу, расположенную через дорогу от 11-й больницы. Вполне разумное решение. В числе новых структурных подразделений было обсервационное родильное отделение. В нем принимали роды у всех рожениц с острыми и хроническими заболеваниями, а также не обследованных. В то время была масса женщин, которые не наблюдались в женских консультациях, а сразу поступали рожать. Как правило, это были женщин, ведущие асоциальный образ жизни. Поэтому в нашем роддоме был более высокий уровень младенческой смертности, чем в других роддомах города. Нашу больницу стали критиковать за такую статистику. Это стало известным членам партийной организации. Было принято решение заслушать вопрос на расширенном заседании партийного бюро с приглашением главных акушер-гинекологов города и края, работников кафедры акушерства и гинекологии мединститута. Поработала наша комиссия очень продуктивно, и заседание бюро прошло очень конструктивно, было принято решение, где дана объективная оценка состоянию дел в этом обсервационном родильном отделении. На уровне была признана работа заведующей отделением Корниенко Валентины Петровны. Решение партийного собрания направили в городской и краевой отделы здравоохранения. Нападки на больницу прекратились. Вполне возможно, что это повлияло на назначение этого грамотного врача главным специалистом края через несколько лет.

В нашем Индустриальном районе меня, как ответственного члена партии, стали использовать по полной программе. Я избирался членом ревизионной комиссии райкома партии, на двух партийных районных конференциях был членом регистрационной комиссии, еще на одной – членом счетной комиссии. Не такая уж это и большая работа, но для регистрации делегатов мы должны были приходить за час до открытия конференции, а счетная комиссия работала, когда другие делегаты конференции отдыхали. Да и высидеть целый выходной день, выслушивая доклады и выступления, тоже тяжело.

Так что приходилось мне вместе с главным врачом отвечать за все. И за производственные показатели, за социалистическое соревнование, за работу профсоюзной и комсомольской организаций, подписку на газеты и журналы, за проведение субботников, за поведение членов трудового коллектива в быту, в общественных местах. Далеко не все слесаря и санитарки отличались примерным поведением, и за это несли ответственность мы с главным врачом.

Я пробыл парторгом больницы почти десять лет. Кроме этого, последние 3 года работы в больнице у меня было еще одна общественная нагрузка. Я был главным внештатным рентгенологом города Хабаровска. Это требовало от меня посещать городские лечебно-профилактические учреждения, знакомиться на местах с работой персонала рентгенкабинетов, давать советы, проводить консультации и приемы пациентов. Это было далеко не каждый день, но все равно требовало и времени, и усилий. Да и нервов, которые не восстанавливаются.

Период, когда я работал главным рентгенологом края, считаю самым светлым в моей трудовой биографии. Я занимался своим любимым делом – принимал больных, проводил консультации во время многочисленных командировок в города и районы края, делился своим немалым опытом, вел занятия с курсантами на кафедре рентгенологии медицинского института, внедрял новые методики в работу врачей-рентгенологов. И при этом неплохо зарабатывал, внедрив бригадный подряд в работу своего рентгено-радиологического отделения. Тогда же я был избран членом Правления уже республиканского научного общества рентгенологов и радиологов, и ездил на заседания Пленума в города Смоленск и Йошкар-Олу.

Став заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, я уже не имел никаких общественных поручений, ибо времени на их выполнение у меня не было. Не хватало его и на выполнение своих должностных обязанностей, особенно на первых порах. Думаю, не была общественным поручением моя работа в качестве члена Научного совета Хабаровского медицинского института, где я неоднократно выступал в прениях. Да и быть членом приемной комиссии этого института я должен был по своей должности. Будучи на курсах повышения квалификации в Москве, я был привлечен к работе рабочей группы Министерства здравоохранения СССР для подготовки вопроса на заседание коллегии Министерства. Мы готовили справку и решение коллегии по вопросы оказания медицинской помощи малочисленным народностям Севера. И это не может считаться общественным поручением. Как и председательствовать на различных совещаниях, заседаний, научных симпозиумах, проводимых в крае. Хотя я бы мог и отказаться, это не прописано в должностных обязанностях, но я не мог отказать своим коллегам, для которых участие краевого чиновника в их мероприятии повышало его уровень в глазах медицинской общественности.

Так что я думаю, что моя общественная деятельность приносила какую-то пользу людям, с которыми жизнь меня сталкивала и во время учебы в школе, и в институте, во время флотской службы, и потом, когда я работал врачом, а затем чиновником. И даже став пенсионером, а потом инвалидом, это тяга к выполнению каких-то дел, что я могу выполнить в силу своих возможностей, получая за это не деньги, а человеческое признание, сохранилась.


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Общественные организации - неотъемлемый атрибут гражданского общества. Они осуществляют горизонтальные связи, структурируют общество, делают социальную жизнь богаче, упорядоченнее, разумнее, гуманнее.

Как правило, те, кто в прошлом состоял в руководстве таких организаций, имели некоторые преимущества: карьерный рост, бесплатные путевки, получение квартиры, поездки за границу и пр. А вот общественные организации, которые создавались по реальной инициативе граждан Советского Союза, носили, как правило, протестный, диссидентский характер, а участие в них было чревато неприятностями, преследованиями со стороны комитета госбезопасности вплоть до ареста и обретения статуса политзаключенного.

Таким образом, в наследство нам достался весьма противоречивый стереотип: с одной стороны, участвовать в общественных организациях стыдно, с другой - опасно. И все же за годы независимости Украины наблюдается стойкая тенденция к повышению социальной активности граждан.

Однако примеров реальной общественной деятельности намного больше:

• борьба за защиту окружающей среды;
• контроль за деятельностью властных структур;
• антикоррупционная и правозащитная деятельность;
• помощь детям-сиротам, инвалидам, нуждающимся;
• культурное просветительство;
• работа с детьми и подростками;
• социальная защита отдельных категорий граждан;
• забота о бездомных животных.

Это также могут быть территориальные объединения - квартальные комитеты, ОСББ, созданные с целью решать проблемы жителей. В свои организации объединяются женщины, чернобыльцы, предприниматели, воины-афганцы, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, футбольные болельщики, представители секс-меньшинств (ЛГБТ-сообщества).

Общественная деятельность может осуществляться и в клубах - спортивных, туристических, творческих и пр. Особенно в случае, если параллельно с каким-то увлечением активисты приобщают к здоровым и полезным занятиям детей и подростков, устраивают благотворительные акции, помогают обездоленным.

В последнее время стали популярными так называемые инициативные группы, то есть добровольные сообщества граждан, объединившихся для защиты своих прав и интересов или просто с какой-либо конкретной целью. Такое объединение не является юридическим лицом, а его деятельность не регулируется законодательством. Инициативные группы часто создаются ситуативно для решения какой-либо одной проблемы и распадаются, когда та себя изжила (то ли была решена, то ли, наоборот, некие процессы сделали ее необратимой).

Вместе с тем инициативная группа часто становится прообразом будущей организации. К примеру, несколько жильцов могут объединиться, чтобы помочь бездомным животным, обитающим возле их дома, а затем зарегистрировать организацию и посвятить часть своей жизни системной помощи четвероногим страдальцам. Исключительно благородной и полезной для общества является волонтерская (добровольческая) деятельность. В этом случае человек может делать добрые дела, ни с кем не объединяясь.

Отличительной чертой тех, кто занимается настоящей общественной работой является наличие более мощных мотивационных стимулов, чем просто ожидание оплаты своего труда или иных материальных выгод. И даже в случае, если организация со временем научится добывать деньги, все равно именно идея, некий высший смысл останется основным стимулом деятельности ее членов.

Не подлежит никакому сомнению польза общественных организаций для демократического развития страны, утверждения свобод и прав человека, построения гражданского общества. Но все ли мы готовы делать правильные и хорошие дела, если не видим конкретной пользы для себя, своей семьи, своей малой родины? Как это ни парадоксально, именно те, кто меньше всего думает о корысти, получают весомую пользу от безвозмездной деятельности.

Вот, что может подарить человеку общественная деятельность:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• чувство собственного достоинства, самоуважение, самоутверждение, преодоление своих комплексов, обретение уверенности в себе;

• уважение в семье, среди коллег, в обществе;

• возможность найти применение своим талантам и умениям, оставшимся невостребованными по месту работы, из-за отсутствия таковой, после окончания трудовой деятельности и пр.;

• дело на всю жизнь, просто полезное хобби, здоровый досуг;

• обширные возможности для саморазвития, обретения новых знаний, навыков и умений;

• умение общаться, выражать свои мысли, аргументировать позицию;

• опыт в сфере делового общения, публичных выступлений, поиска спонсоров;

• практику цивилизованного и конструктивного общения с чиновниками;

• организаторские навыки, умение объединять людей, работать в команде и с партнерами;

• умение создавать и реализовывать проекты;

• ощущение своей востребованности, нужности;

• приятное чувство, что ты делаешь полезные, добрые дела;

• ощущение обретенного смысла жизни;

• возможность показать хороший пример своим детям;

• обретение верных друзей, радость общения с достойными неравнодушными людьми, близкими по духу;

• новые, порой очень полезные связи с самыми разными людьми - представителями местной власти, бизнесменами, другими общественниками;

• ощущение причастности к большим и важным делам - к развитию местного сообщества в родном городе или селе, построению гражданского общества в своей стране, борьбе за высшую справедливость, экологическому спасению нашей планеты.

Особо следует подчеркнуть пользу общественной активности для молодых людей. Помимо успешной социальной адаптации, все вышеперечисленное становится дополнительными бонусами при трудоустройстве. Работа на благо общества раскрывает прекрасные возможности для приобретения репутации ответственного, делового, обязательного, грамотного человека, в котором будет заинтересован любой работодатель.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Выше колена, пониже пупка, дырка такая, что влезет рука.

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!


Деятельность человека
(структуры, формы, мотивы, результат)

Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.

Определение деятельности человека
и отличия от поведения животных

Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.


Развитие общества — результат деятельности людей. Дeятeльнoсть человека:

  • носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);
  • связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
  • носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Структура деятельности человека

Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.

Деятeльнoсть имеет определённую структуру.

Формы деятельности человека

Мотивы и цель деятельности человека

Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

мотивы

Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую дeятeльность, всегда ставит (полагает) цель.

Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Разновидности деятельности человека

Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.


Различают следующие виды действий:

  • целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;
  • ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;
  • аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;
  • традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.

Структура протекания деятельности

Структура протекания деятельности

Результат деятельности

Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.

результат

результат деятельности

Читайте также: