Общение в образовательном процессе доклад

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются ее придерживаться в дальнейшем, не смотря на последствия. От стиля педагогической деятельности также зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются ее придерживаться в дальнейшем, не смотря на последствия. От стиля педагогической деятельности также зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Общение учителя и ученика - основа педагогического процесса, главное средство, с помощью которого учитель осуществляет передачу норм, ценностей, образцов культуры, носителем которой он является. Общение - это также своеобразное пространство, в котором субъекты взаимодействия проявляют свою индивидуальность, личностно обогащаются и развиваются, приобретая опыт.

Эффективное взаимодействие учителя и ученика - основное условие развития личности ребенка и профессионального становления и роста педагога. Успешный как в личностной так и в профессиональной сфере учитель сможет развить в ребенке полноценную, гармоничную личность и наоборот, педагог-неудачник будет формировать себе подобного.

Методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические труды по описанию структуры общения, в том числе педагогического можно найти в трудах ведущих психологов и педагогов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, и др. Формирование профессиональных качеств педагога исследовали А.А. Баранов, JI.A. Коростылева, Н.Н. Королева;

Объект исследования – учебный процесс.

Предмет исследования – педагогическое общение.

Целью курсовой работы является изучение специфики педагогического общения в образовательном процессе.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования;

- изучение общения как основной формы педагогической деятельности;

- выявить барьеры педагогического общения и качества педагога необходимые для его эффективного осуществления.

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Общая характеристика общения

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни. Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся - с родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Общественные и межличностные отношения человека раскрываются и реализуются именно в общении, которое напоминает пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их, а также переживаем собственное состояние. Вопросы о том, как наиболее эффективно построить взаимодействие, как достичь желаемого результата в общении, отчего зависит результат, что является причиной конфликтного взаимодействия, актуальны и значимы как в личностной сфере так и в профессиональной. Особую значимость они приобретаю в педагогическом общении, являющемся основой передачи духовных ценностей от педагога к ребенку.

Общение -1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно смысловых образованиях партнера. [23;161].

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого процесса. Данная совокупность требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - 1) перцептивную, 2) интерактивную, 3) коммуникативную [19;137].

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная – в организиции взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями, представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и, прежде всего, кооперацию и конкуренцию. Так, например, при рассмотрении возможных вариантов поведения субъекта в ситуации конфликта выделяют сотрудничество, соперничество, приспособление и избегание.

Перцептивная сторона представляет процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ключевым моментом развития личности, а также одним из важнейших механизмов познания другого человека, считают рефлексию. Рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия включает в себя осознание человеком того, как он воспринимается и оценивается людьми. Это процесс зеркального взаимоотражения друг друга. Анализ своих чувств и состояний помогает понять другого человека, его внутренний мир, мотивы, что способствует осуществлению более эффективного общения.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

В отечественной педагогике и психологии обычно выделяют следующие периоды разработки проблемы общения:

1. Исследования В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенног о в нее индивида.

1.2 Специфика педагогического общения

Педагогическое общение – система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств[ 23;163].

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач [18;83].

Педагогическое общение отражает в себе все компоненты общения в целом и имеет свои особенности.

Одной из причин искаженного восприятия информации является коммуникативный барьер - психологическое препятствие на пути передачи информации. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьеров понимания может вызвано рядом причин как психологического, так и иного порядка: фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер. Любая поступающая к ребенку со стороны педагога информация имеет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер ребенка в педагогическом общении ничто иное как форма психологической защиты от постороннего психического воздействия. Психологическая защита – это типология способов, применяемых личностью для защиты своей самооценки от посягательств со стороны других людей. Защита есть то, чем люди встречают друг друга. [3;215].

Среди специальных педагогических способностей отмечается способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик отмечает, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более двухсот компонентов. По его мнению, общение считается одной из самых сложных его сторон, так как через общение осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Автор считает, что одним из важнейших качеств педагога является умение организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Существует ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, адекватное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.[14;35]

При анализе проблем межличностного познания возникает необходимость вести речь не только о способности педагога к адекватному познанию учащихся, но и соответствующих педагогических умениях. В связи с этим А.А. Реан выделяет рефлексивно-перцептивные умения и рефлексивно-перцептивные навыки. Рефлексивно-перцептивные умения педагогов образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое психическое состояние, а также осуществить всестороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося.

Юсупов И.М. определяет педагогическое общение как «целостную систему (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащую в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. [30;41]

Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Педагогическое общение определяется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса.

Педагогическое общение как частный вид общения имеет общие черты этой формы взаимодействия и специфические для образовательного процесса.

А.А. Леонтьев, определяя педагогическое общение, со всей остротой поставил вопрос об оптимальной его организации в учебном процессе. Согласно его трактовке под оптимальной организацией учебного процесса понимается "такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению " психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя" [18;92].

Педагогическое общение как форма вербального взаимодействия субъектов образовательного процесса функционально. Это означает, что оно контактное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношение всех субъектов образовательного процесса. В нем проявляется синтез трех основных характеристик: полиобъектной направленности, полиинформативности и высокой степени репрезентативности. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества является условием оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

В педагогическом общении принято выделять два основных типа (стиля) коммуникативного воздействия: авторитарный и диалогический (С.А. Беличева, С.А. Шеин, И.М. Юсупов и др.) Прежде всего, эти типы (стили) различаются по характеру психологических установок педагога по отношению к учащимся. В случае авторитарного воздействия реализуется установка “сверху – вниз”, в случае диалогического - установка на равноправие. Установка “сверху – вниз” предполагает не только подчиненное положение учащегося, но и восприятие его педагогом как пассивного объекта воздействия. При равноправной установке ребенок принимается, как активный участник (субъект) процесса взаимодействия, имеющий право на собственное мнение. Сам по себе напрашивается вывод о том, что и позиция самих учащихся будет различной: в первом случае ребенок выступает в качестве пассивного созерцателя, слушателя, во втором - вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Это, в очередь, повлечет за собой различия и в организации пространства: при авторитарном - все субъекты образовательного процесса видят только лектора, при диалогической - и педагога, и друг друга.[5;67]


Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные отношения, сотрудничество, взаимодействие

Успешное решение сложных экономических и социальных проблем, которые стоят перед обществом на современном этапе, неразрывно связано с обучением и воспитанием молодежи, с деятельностью системы образования, в которой ведущая роль принадлежит учителю, его компетентности и профессионализму. В современном обществе актуальною становится подготовка учителя новой формации, способного к творческой реализации разнообразных образовательных программ, готового к субъект-субъектному взаимодействию с учениками.

В системе образования это подразумевает перестройку педагогических технологий от воздействия к взаимодействию, то есть переход от монолога к диалогу. В педагогическом вузе это, в свою очередь, влечет за собой развитие у студентов социально ценностных установок в сфере общения со школьниками и друг с другом, заставляя относиться к каждому партнёру как к цели, а не как средству, испытывать интерес не только к результату общения, но и к самому процессу. Эти изменения объективно необходимы, так как начинающие педагоги плохо знакомы со структурой и законами педагогического общения, не владеют или слабо владеют средствами взаимодействия (вербальными и невербальными), не способны на практике использовать знания и умения коммуникативного характера, приобретенные в вузе. Как показывает практика, недостаток коммуникативной компетентности является одной из распространенных причин оттока молодых специалистов из школ.

Именно коммуникативные умения являются наиболее значимыми в руководстве учебно-воспитательным процессом, так как решают проблемы эмоционального благополучия и преодоления отрицательных ощущений в ходе публичной деятельности, что является одной из сложных психологических проблем, которую чаще других решает молодой педагог. Значение общения в жизни и развитии человека трудно переоценить. Проблема коммуникации всегда была объектом пристального внимания многих наук, изучающих человека: философии, психологии, педагогики, лингвистики, социологии.

На ярко выраженную коммуникативную природу процесса обучения и воспитания многократно указывали такие отечественные психологи как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. Ф. Обухова, И. С. Якиманская и другие, подчеркивая важность умения педагога устанавливать психологически целесообразные взаимоотношения с детьми.

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность. Дидакты подчеркивают роль общения в обучении (М. А. Данилов, Л. В. Занков, В. А. Краевский, И. Я. Лернер); рассматривают обучение как организованный процесс общения (В. К. Дьяченко, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин); отмечают единство познания и общения в обучении (Ю. К. Бабанский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин), подчеркивая, что обучения вне общения не существует.

Итак, мы видим, что проблема педагогического общения многоаспектна. Такое многостороннее изучение привело к созданию системы коммуникативного воспитания и коммуникативной дидактики. Коммуникациям отводится решающая роль в развитии сущностных сил личности, ее самореализации, формировании системы социальных отношений, в преодолении кризиса школьного обучения. Исследователи коммуникативной дидактики подчеркивают первостепенное значение отношений между учителем и учащимися, связывая с ней антиавторитарную, демократическую модель обучения, гуманизацию школы.

За последнее десятилетие в связи с динамичными социально-экономическими и духовными процессами активизировалось и написание диссертаций по проблемам педагогической коммуникации (Волкова Н. П., В. А. Кочетова, Курлищук И. И., Т. И. Лукьяненко, Макарова О. С., Розина И. Н., И. Л. Руденко, Л. А. Савенкова, Хроменков П.А, Чеменева А. А., В. Д. Ширшов и другие).

Важными социально-психологическими формами взаимодействия в учебном процессе являются сотрудничество и общение в ходе осуществления совместной деятельности учителей и учащихся для достижения общего результата. По мере разворачивания такого взаимодействия может формироваться совокупный субъект, учебные усилия которого направлены на достижение общей цели и внутри которого устанавливаются психологические контакты между его участниками. По мнению исследователей Поливановой Н. И., Ривиной И. В. [1, с. 102], приоритетными моментами, касающимися направленности психолого-педагогических исследований и педагогических установок являются:

− акцент в обучении на определенную педагогическую технологию;

− учет содержательности взаимодействия педагога с учащимися;

− направленность на эмоциональное общение с ними;

− учет психологической комфортности атмосферы урока;

Для нашей работы наибольшее значение приобретают исследования, направленные на создание педагогом в школьной практике комфортной, дружественной атмосферы общения с учащимися, что способствует более эффективной учебной работе детей на уроке, их позитивному отношению к учению. Успешность реализации учебного взаимодействия, педагогического влияния учителя на детей будет определяться не только его умением воплощать свои педагогические намерения по организации учебного процесса и создания ситуаций субъектной активности детей, но и в значительной мере его способностью анализировать психологическое состояние учащихся и объединять их усилия. В этом случае особое значение приобретает стиль отношения педагога с учащимися, особенности его воздействия на детей.

Исследователи связывают учебную успешность детей с их психологической комфортностью и понимают ее как недопущение педагогом унижения учащихся и предоставление им свободы самопроявления на уроке. Для комфортности также существенны адекватное содержательное и эмоциональное взаимодействие учителя и детей. В таких условиях у детей в большей степени развивается их самостоятельность, инициативность, познавательная активность, желание проявить себя как личность, направленность на взаимопонимание с учителем, желание сотрудничать с ним и эмоциональное принятие педагога.

Кроме того, следует отметить определяющее значение аксиологических основ в образовательной среде, в условиях учебного диалога между педагогом и обучающимся, поскольку в учебной коммуникации субъект-субъектные отношения педагога и учащихся возможны лишь в том случае, когда учитель — это яркая, уникальная личность, к которой ученики тянутся и стремятся быть похожим на него, обладая, безусловно, неповторимыми индивидуальными характеристиками. В такой учебной коммуникации учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач, а познание и общение в условиях образовательной среды становятся определяющими компонентами учебного процесса.

В связи с этим огромную роль приобретает изучение учебной коммуникации педагогов с детьми на различных уроках.

Общение, коммуникация — эти термины используются сегодня в различных аспектах, откуда следует множество дефиниций. Особенностью использования их в сфере образования является то, что они означают не только процесс передачи информации, но и информационный обмен.

Нетождественность понятий общения и коммуникации все чаще ощущается многими исследователями. Суть дилеммы здесь заключается в определении того, какое же из них шире. Анализируя литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что понятийные и терминологические разногласия остаются неопределенными до настоящего времени. Более того наметились три различных подхода к решению этой проблемы.

В психолого-педагогической литературе общение определяют как взаимодействие между людьми, порождаемое потребностями совместной деятельности и характеризующее стремление человека быть включенным в социум, предполагающее обмен информацией между его участниками, а также их взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Понятие коммуникация рассматривают как двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и осуществляется взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Педагогическая коммуникация или педагогическое общение — это организация учебно-воспитательной деятельности на основе восприятия, усвоения, использования и передачи информации из разных источников [4, с. 82]. Чтобы управлять взаимоотношениями, способствующими продуктивной учебно-воспитательной работе, нужно знать особенности общения вообще, а педагогического в первую очередь.

Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания, так как основные элементы обучения (цели, задачи обучения, содержание, формы, методы и средства) реализуются посредством и в процессе взаимодействия обучаемого и обучающего. В этом процессе либо происходит, либо не происходит коммуникативное взаимодействие, обеспечивающее восприятие и усвоение обучающимися предметного материала.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения показал, что проблема учебной коммуникации является мало исследованной. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходим субъект-субъектный характер отношений, подразумевающий специально организованную учебную коммуникацию, в которой учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач. В этой связи под учебной коммуникацией мы понимаем процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов — обучающего и обучающегося в учебной аудитории. Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная коммуникация, учебный процесс, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, педагогическая коммуникация, педагогическое общение, передача информации, психолого-педагогическая литература, учебное взаимодействие, учебный диалог.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А.А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентированность, направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса. И.А.Зимняя добавляет еще две характеристики общения: репрезентативность и полиинформативность. Репрезентативностью обозначается субъектная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте, полиинформативностью - многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.).

Репрезентативность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально личностные особенности общающихся, например, учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), их культурный уровень, возраст, пол, а также интересы, потребности, вкусы, наклонности и т.д. Особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения - текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Таким образом, речевое (вербальное) общение описывается по меньшей мере семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: 1) на само учебное взаимодействие; 2) на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития); 3) на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, то есть фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием - оно имеет принципиально новое качество (Л.А. Хараева).

Педагогическое общение выполняет, прежде всего, обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой. Не менее существенна и отмеченная К. Роджерсом функция фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя, прежде всего, фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьников к активному диалогу и сотрудничеству . Культура общения педагога- необходимое качество современного преподавателя, направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого ребёнка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнёров по учебной деятельности.

Оценить 1534 0

Культура общения учителя является частью его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, культуру поведения и культуру организации различной деятельности и взаимодействия учащихся, а также познание личности, сопереживание ей и самоутверждение ее в ходе культурного диалога. Общение в педагогической деятельности выступает как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника.

Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция Я субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы. В условиях личностно ориентированного образования возникает потребность в управлении общением в ходе учебной деятельности.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенка в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Управление учебной деятельностью предполагает многообразие взаимодействия, помогающего актуализировать личностный опыт каждого ученика. На каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого. Управление общением заключается в том, что выбор оптимальных сочетаний форм взаимодействия обеспечивает ученикам со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала.

Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем, чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого учитель должен строить общение с учениками как равноправный диалог, где учитель и его ученики должны достигнуть одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития.

При организации учебной деятельности учитель понимает и принимает ребенка таким, каков он есть, а не осуждает и критикует его, при этом он интерпретирует поступки детей, что создает для них новые возможности отношения к себе, миру, другим людям. Установление контакта и доверительного отношения с детьми является главным в сотрудничестве с детьми.

В процессе совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса учителя на полюс учащегося. В условиях организации учебной деятельности, учитель должен построить учебный процесс таким образом, чтобы осуществлялось внимание к личности ребенка через совместную учебную деятельность, где он выступает в роли наставника и партнера по совместной работе. В личностно ориентированном образовании учитель из непререкаемого авторитета становится внимательным и заинтересованным собеседником и участником процесса познания. Управление общением предполагает следующие умения учителя:

организовывать процесс обсуждения и его содержание;

осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения;

выстраивать пространственные взаимодействия;

побуждать к высказыванию, слушать не перебивая;

фиксировать успехи учащихся в совместной деятельности;

помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе;

сохранять непредвзятость и отстраненность в диалоге учащихся;

стимулировать творческий поиск;

удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения.

Таким образом, в современной школе меняется отношение учителя к ребенку, которое связано с гуманным подходом, сотворчеством педагога и учащихся в совместной учебной деятельности. Педагог должен относиться к школьнику как к самостоятельному субъекту, способному учиться не по принуждению, а по собственному желанию. Общение является одной из важнейших предпосылок развития и становления личности. Культура общения учителя в этом случае заключается в умении выстраивать учебный диалог не только между собой и детьми, но и внутри детского коллектива.

Чтобы школьник начал действовать в качестве субъекта учебной деятельности, ему нужен активный оппонент, имеющий свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованный в поиске выхода их нее. При наличии такого оппонента он вынужден будет подвергнуть свое мнение критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителем других точек зрения. Главное в таком общении – столкновение мнений, которое приводит к взаимному анализу независимых оценок, что определяет силу и слабость каждой из них, помогает преодолеть участнику диалога ограниченность, тем самым создаются условия для осуществления целенаправленного поиска способа решения учебной задачи. Ученик в современной школе может проявить себя как личность, как субъект обучения только в том случае, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.

Управление учебным процессом будет более эффективным, если: содержание обучения будет соответствовать требованию:

оно может быть выявлено и усвоено в деятельности, распределенной между учителем и учеником;

учебный процесс будет организован в форме коллективного диалога между учащимися, когда каждый из них имеет право на свою точку зрения и каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи;

в учебном диалоге учащегося будет участвовать учитель. При этом учитель является участником совместного поиска, а не руководителем. Он может высказывать свои мнения, предлагать решения, открытые для критического анализа и оценки в той же мере, как и действия учащихся. Учитель должен слиться с учащимися в поиске способа решения учебной задачи, быть партнером совместного диалога.

Учитель и ученик, как отмечает В.В. Репкин, вносят свой вклад в учебный диалог своими действиями, учитель создает предпосылки для развертывания совместной учебно-поисковой деятельности.

Культура общения учителя – необходимое качество современного педагога, направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого ребенка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнеров по учебной деятельности.

Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы – вопросы образования. – М., 1990. –102 с.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 121 с.

Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подходы и модель).– Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. – 260 с.

Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – Томск: Пеленг, 1992. – 96 с.

Читайте также: