Образование взгляд в будущее доклад

Обновлено: 05.07.2024

Технологии развиваются всё стремительнее, а опыт пандемии научил нас, что даже от прогнозов на пару месяцев вперед лучше воздержаться. Но вместе с тем возникают такие яркие новые тренды, что удержаться от прогнозирования невозможно. Изучаем сценарии развития образования: как изменится представление об идеальном возрасте для обучения, что будет с монополией государства на образование и какими станут в будущем учителя?

Мы так привыкли рассуждать о технологиях и искусственном интеллекте, что мало говорим о повседневных вещах: что мы будем есть, как будем спать и как будем учить наших детей в середине XXI века?

Американская писательница-фантаст Чарли Джейн Андерс призывает нас мечтать о будущем на полную катушку и представлять себе всё в мельчайших деталях: не просто наши дома на Марсе, но и то, как они будут построены, устройство проводки и канализации, сколько этажей и какие комнаты. Не просто воображать, что роботы станут нашими лучшими друзьями, но и подумать о том, как именно они будут выглядеть, общаться, что носить и какие нам придется написать законы, чтобы регулировать их существование и поведение.

Давайте последуем совету Андерс и представим максимально подробно различные сценарии развития образования — от наиболее вероятных до самых сумасшедших.


Сценарий № 1. Мы будем учиться всю жизнь

Сейчас уже мало кого удивишь концепцией непрерывного обучения (lifelong learning) : мы то и дело проходим различные курсы в интернете, осваиваем новые навыки прямо на работе, а иногда даже полностью меняем профессию, будучи уже взрослыми.

Время, которое мы отводим учебе, увеличивается. Это связано не только с тем, что наука усложняется и развивается (а значит, нужно больше времени, чтобы ее освоить), но и с тем, что общество может позволить молодым людям дольше не работать, тратя юные годы на обучение.

Революция дошколят

Возраст, в котором дети начинают получать обязательное образование (то есть поступают в школу), по всему миру варьируется: например, в России дети идут в школу в семь лет, а в Великобритании и Австралии — в пять. В среднем по миру эта цифра колеблется от пяти до восьми лет. Часто правительства разных стран даже не называют точную цифру, а дают рекомендации, в каком возрасте ребенка стоит отдать в школу: в России по закону это возможно не раньше шести с половиной лет, но не позже восьми.

Интернет забит статьями и вопросами от родителей: когда же лучше отдавать ребенка учиться? Универсального ответа нет. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка: можно встретить как исследования, агитирующие за ранний поход в школу, так и те, которые категорически против этого.

Предлагая изменения в системе образования, мало кто критикует ясли и детские сады — больше сосредотачиваются на критике школы. А ведь и в системе дошкольных институтов есть что обсудить.

Возможно, в обществе будущего станет более очевидна важность младенческого и дошкольного периодов в формировании личности в целом и познавательных способностей в частности. Это приведет к перестройке социальной системы, и на этот раз не для того, чтобы как можно раньше вернуть взрослых на работу — а чтобы, наоборот, дать родителям (и другим значимым взрослым) возможность удовлетворять потребности ребенка в общении и близости. Например, компании могли бы разрешать молодым родителям работать из дома или давать им больше свободы в организации своего рабочего дня.

И, конечно, нам стоит пересмотреть организацию и задачи детских садов: необходимо повышать престиж профессии воспитателя, сокращать количество детей в группах, чтобы педагог мог каждому уделять внимание, и т. д.

Есть ли жизнь после университета?

Еще один период, на который раньше обращали мало внимания в связи с образованием, — это вся оставшаяся жизнь после выпуска из университета. Но в современном обществе уже не получится научиться чему-то в юности, а затем просто пользоваться этими навыками всю оставшуюся жизнь. Мир постоянно меняется: новые технологии трансформируют структуру рынка рабочих мест, появляются одни профессии и устаревают другие.

Теперь мы учимся всю жизнь — но государственная система образования пока к этому не приспособилась. Да и в обществе по-прежнему силен стереотип, что детство и юность — время для обучения, а взрослая жизнь — только для работы.

Возможно, в будущем этот стереотип разрушится и мы все (а не только отдельные энтузиасты) станем учиться всю жизнь. Кстати, такой подход тоже соответствует последним исследованиям в нейробиологии.

Настя Травкина:

Если мы посмотрим на образование с разных точек зрения, то увидим, что учиться можно и нужно в любом возрасте — буквально любом. Образование в старшем возрасте улучшает ментальное здоровье, снижает риск нарушения когнитивных функций, дает заряд новых эмоций и способствует общению.

Вероятно, в будущем исчезнет понятие возраста, созданного для учебы: мы будем учиться всю жизнь — и система образования подстроится под эту потребность.


Сценарий № 2. Больше никаких школ и университетов!

До 2020 года онлайн-образование только дополняло офлайновое. Различные курсы, обучающие приложения и сайты использовались либо как дополнительные инструменты в классе, либо для получения еще одного, независимого от школы и университета, образования.

Пандемия многое изменила, и система образования вынужденно переключилась на онлайн: школьники и студенты по всему миру остались дома, включили свои компьютеры и стали учиться дистанционно.

До 2020 года рынок онлайн-образования и так стремительно рос (глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 млрд долларов в 2019-м), а теперь эксперты полагают, что его ждет настоящий бум.

Может, нас ждет будущее, в котором все мы учимся онлайн, а учеба офлайн станет или пережитком прошлого, или, наоборот, роскошью, доступной только для богатых? Возможно. Но не стоит думать, что онлайн-образование сделает образованность более доступной. Существует проблема так называемого информационного неравенства: сегодня не у каждой семьи есть доступ в интернет и личные компьютеры. Эта проблема — часть глобального образовательного неравенства (и экономического неравенства вообще), и пандемия ее только обострила.

Некачественное обучение в детстве ведет к невозможности получить более качественное образование в дальнейшем и, как следствие, — к тому, что стране недостает хороших специалистов. Получается замкнутый круг, из которого сложно вырваться.

Образовательное неравенство проявляется на всех уровнях: это касается и семьи, и целых сообществ, и стран. Поэтому бум онлайн-образования не сможет принципиально изменить наше общество, если проблема неравенства не будет решена.

Больше практического обучения

А что если поступить совсем радикально и отказаться от привычных школ и университетов? На протяжении истории большую часть времени люди учились сразу на практике, скажем, дети обучались выращивать растения и собирать урожай, находясь рядом с родителями. Никому не требовалось перед этим специально изучать биологию или химию.

Философы образования замечают, что чем сложнее становятся знания и науки, тем больше дистанция между феноменом и его изучением: мы учимся, слушая учителя и доверяя его авторитету, читаем книги, решаем уравнения и записываем тексты. В философии эта проблема стоит особенно остро: философов часто критикуют за так называемую кабинетную философию, когда мыслитель, не выходя из своего кабинета, размышляет о глобальных вещах, с которыми никогда сам не сталкивался.

Похожее постоянно происходит в образовании: мы учим многие вещи по книгам вместо того, чтобы изучать их на практике, а наши учителя часто никогда и не сталкивались в реальности с тем, чему они учат. Почему бы не изменить и это?

Конец монополии государства на образование


Сценарий № 3. Выбираем учителя будущего

Еще один из вероятных сценариев нашего образовательного будущего касается мечтаний о том, как изменится роль учителя и преподавателя. Ведь несмотря на то, что и предметы, и время, и место, и методы их изучения важны, в процессе образования учитель играет не менее серьезную роль. Мы — социальные существа и учимся через подражание и доверие.

Лет двадцать назад уже обсуждались школы будущего, в которых роботы заменят учителей: казалось, что такие учителя смогут предоставить больше информации, окажутся объективнее и не будут уставать. А сейчас никто даже не упоминает учителей среди профессий, которые уничтожат роботы, наоборот: именно социальные и помогающие работы защищены от роботизации.

Кажется, робототехника сосредоточилась на самодвижущихся машинах, военных дронах и секс-роботах и совсем не обращает внимания на образование. Одна из причин в том, что мы понимаем: роль учителя заключается не в сухой передаче информации, а в построении особенных отношений с учащимися. А искусственный интеллект пока что слаб по части человеческих отношений (но, возможно, это изменится).

Кризис фигуры учителя

К сожалению, в современном обществе эти отношения часто перепутаны: родители критикуют и оценивают, а харизматичный учитель… хорошо, если найдется хотя бы один на всю школу или университет. Такие учителя запоминаются и потом на всю жизнь остаются с нами.

Возможно, из-за нехватки харизматичных учителей и недоверия к системе образования всё больше родителей берут на себя роль наставников: не всегда сами учат каким-то предметам, но нанимают репетиторов и отправляют детей на различные внешкольные курсы.

Маргарита Литовская:

Учитель: от фактов к методу

Большая часть людей в нашем обществе получила школьное и университетское образование, а узнать что-то новое как никогда просто: есть интернет, всевозможные курсы, доступ к книгам. К тому же знания накапливаются с каждым годом всё быстрее, и один человек уже просто физически не может всё запомнить и знать.

Поэтому теперь мы всё больше осознаем нашу потребность в наставниках — тех, кто не столько передаст нам конкретную информацию (которая и так скоро изменится), сколько научит обращаться с этой информацией, действовать в постоянно меняющемся мире и мыслить самостоятельно.

Недостаток этого острее всего чувствуют современные взрослые — отсюда бум на блогеров, менторов и коучей. Мы хотим учиться — это одна из базовых биологических потребностей. В будущем, когда непрерывное обучение станет нормой, кажется логичным организовывать гибкую систему менторства на всех уровнях работы: один и тот же человек может выступать одновременно и ментором для одного, и учеником для другого.

Современная система образования пока плохо успевает за этими трендами и всё еще сосредоточена на знаниях учителя о предмете: нам важно, чтобы учитель математики отлично решал тригонометрические уравнения, а учительница музыки знала все произведения Чайковского.

Но мир изменился: любую информацию можно найти за пару секунд в интернете, поэтому на первый план выходят практические навыки, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

В связи с этим одними из главных учительских компетенций станут умение выстраивать отношения с учениками и эмоциональный интеллект. Учителя будущего — это скорее перформеры, коучи и популяризаторы знаний, которые благодаря играм, дискуссиям и эмоциональному вовлечению вызывают интерес к новым знаниями, а не сухо пересказывают то, что уже и так известно.

Маргарита Литовская:

Сможет ли ИИ преподавать?

Если искусственный интеллект научится эмпатии, а мы сможем избавиться от эффекта зловещей долины (робот, который выглядит и действует как человек, у нас вызывает страх и неприязнь, а не симпатию), возможно, нас ждут и такие учителя. А пока можно помечтать об искусственном интеллекте, который будет подстраиваться под наши образовательные нужды.

Сейчас люди в основном негативно относятся к персонализированной рекламе: мы знаем, что подобранная специально под нас лента соцсетей настроена на то, чтобы как можно дольше удержать нас на сайте, а не на то, чтобы научить нас чему-то новому.

Но что если мы будем оптимистами и представим будущее, в котором персонализация и умение удерживать наше внимание используются для того, чтобы мы эффективнее учились? И тогда нас ждут персонализированные учебники и задания.

Кроме того, искусственный интеллект мог бы определять пробелы в наших знаниях и персонализировать содержание курса и книг, как это уже сейчас делают некоторые приложения для изучения языков. И, конечно, искусственный интеллект мог бы помочь учителям справляться с административными задачами и тем самым дать им больше времени для творческого взаимодействия с учениками.

Сергей Жданов:

Итак, какое же будущее у нас получилось?

  • Не останется никакого специального возраста для учебы: люди будут учиться всю жизнь — и, главное, получать от учебы, подстроенной под их интересы и нужды, удовольствие.
  • В обучении людей будущего станет больше практики и связей с реальной работой. Образовательные институты выйдут за границы конкретных институций: наши потомки будут учиться и онлайн, и офлайн, а различные компании начнут выпускать своих учеников в мир с уважаемыми дипломами.
  • Нас ждут персонализированный образовательный контент и полностью индивидуальный подход, а также (наконец-то!) эмоционально здоровые отношения с учителями.

А о каком будущем образования мечтаете вы? Поделитесь в комментариях, какой сценарий кажется вам наиболее вероятным.

— А откуда можно получить знания помимо лент? Из межзвездного пространства?
— Из книг. Непосредственно изучая приборы. Думая.

А. Азимов. Профессия (1957)


В 2020-м весь мир как будто временно оказался в тестовом режиме одного из антиутопических сценариев будущего. Всё, что нельзя было отложить или приостановить, пришлось менять: рабочий график, досуг, школьные занятия. Дети стали похожи на Марджи, героиню рассказа Айзека Азимова: грустили и думали о том, как же было весело в школах раньше.


Кажется, что образование уже никогда не будет прежним. К новому учебному году преподаватели готовят смешанные онлайн- и офлайн-программы обучения, а часть учебных заведений переходят на полностью удаленный режим.

Ошибки резкого перехода на дистанционное обучение еще свежи в памяти учителей, учащихся и их родителей. Более 85% преподавателей вузов считают удаленный формат хуже очного, а 78% учителей школ отмечают, что с переходом на дистанционное обучение у них стало больше работы.

Даже до вынужденной дистанционки многие были скептически настроены к онлайн-образованию: 55% взрослых уже имели неудачный опыт прохождения курсов в интернете.

Убедившись, что невозможно заменить живое общение преподавателя и учеников друг с другом, мы можем присмотреться к тому, что можно получить только в онлайне, и представить, каким могло бы быть образование в будущем.

Образование будет интерактивным

Геймификация уже внедрена во многие сферы: ритейл, human resources и образование. Ею активно пользуются для бизнес-обучения и оценки эффективности. В настоящее время геймификационные механики активно начинают внедрять и для реализации образовательных стратегий, в том числе в крупнейших вузах мира, на базе игр формируются образовательные проекты. Например, недавно Microsoft объявил о выпуске новых киберспортивных миров и уроков Minecraft: Education Edition.

В образовании уже давно в каком-то смысле есть элементы игры: хорошие и плохие оценки за выполнение задания как баллы в прохождении квеста. А по окончании очередного учебного года у каждого происходит Level Up — переход на следующий уровень сложности.

В онлайн-проектах геймификация представлена гораздо сложнее. Оригинально выстроенные программы, соединенные, например, с детективной историей, делают процесс обучения увлекательным — детям хочется возвращаться к занятиям регулярно и узнавать новое. За выполнение задач, достижение поставленных целей, как в компьютерной игре, они могут получать очки, баллы, дополнительные поощрения и открывать для себя новые уровни.

Теоретические знания, которые ученики получают на уроке, они сразу же могут применить при прохождении игровых испытаний. Это помогает детям взглянуть на знания и обучение в целом совершенно под другим углом.

Основной плюс геймифицированного онлайн-обучения — это мотивация к учебе. Ученик может увидеть и самостоятельно оценить свой прогресс и достижение поставленных целей. Это помогает воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность и умение принимать решения. Например, исследование Калифорнийского университета в Ирвине показало, что ученики, участвовавшие в образовательной киберспортивной программе, показывают гораздо более впечатляющие результаты.

Обучению помогут гаджеты


Учителя отмечают, что дети гораздо быстрее и эффективнее осваивают электронные сервисы, чем взрослые. Сегодняшние школьники знакомы с гаджетами с рождения, умеют набирать текст раньше, чем учатся писать, а также моментально интуитивно приспосабливаются к любому электронному девайсу. Использование привычных и даже любимых устройств позволяет ученикам еще больше вовлекаться в процесс обучения: искать разные определения новых терминов, смотреть подробности о любопытном факте, искать точный перевод иностранного слова, — а учителям больше узнавать об учениках.

Сегодня всё больше учеников и учителей пользуются системами видеоконференц-связи, электронными образовательными платформами, книгами, учебниками, пособиями, а также другими приложениями, которые помогают в учебе.

Большинство интерактивных уроков и курсов легко можно пройти на смартфоне, планшете. Гаджеты постепенно становятся не врагом учителя, отвлекающим ребенка от занятий, а помощником. С помощью них и интерактивных онлайн-заданий учителя делают уроки более разнообразным, визуализируют информацию.

Образование будет дистанционным отчасти

В марте школы в разных концах Земли перешли на дистанционное обучение. И стало ясно: в теории всё звучало понятно и легко, на практике большинство оказалось к этому не готово.
Первым и безусловным лидером по скоростному переходу на онлайн-образование стал Китай.

Всего за несколько недель специалистам удалось разработать и запустить самую крупную интернет-платформу для дистанционного обучения. Одновременно ей могут бесплатно пользоваться 50 млн учащихся из разных регионов страны.

Сегодняшний опыт показывает, что онлайн-формат обучения становится неотъемлемой частью классической школы, при этом полностью дистанционное образование невозможно: живой контакт по-прежнему необходим. Скорее всего, в будущем будет меняться соотношение офлайна и онлайна: какие-то вещи будет эффективнее поручить компьютеру — например, проверку домашних заданий. Согласно отчету ЮНЕСКО, примерно 60 тыс. школ в Китае уже внедрили машинное обучение для оценки эссе: оценка алгоритма на 92% совпадает с оценкой учителя.

Образование будет индивидуальным


Большие данные уже сегодня позволяют решать важнейшие задачи. Например, алгоритмы машинного обучения, основываясь на полученных данных об успехах и неудачах ученика, научились выстраивать индивидуальные траектории изучения школьных предметов и не только.

Искусственный интеллект может проанализировать, сколько времени ребенок проводит за учебой, как долго выполняет домашнее задание, где чаще всего делает ошибки, и замерить реальные знания. Исходя из этого ученику могут быть подобраны персональные упражнения, направленные на развитие его навыков и улучшение показателей. Онлайн-обучение помогает найти индивидуальный подход к образованию, к особенностям и способностям каждого ребенка.

На образовательной онлайн-платформе Учи.ру, которой пользуются более 8 млн российских школьников, опыт ученика максимально индивидуализирован с точки зрения времени, нужного для на изучения материала, необходимого количества повторений и последовательности задач, уровня сложности. Это дает доказанный прирост образовательных результатов.

Многие EdTech-проекты направлены на то, чтобы помочь не только ученикам, но и учителям: перераспределить время с рутинных задач на творческие и индивидуальный подход. В распоряжении педагога автоматическая проверка заданий, а также постоянное наблюдение и анализ прогресса. Например, британский проект Century построен так, чтобы информировать учителя об успехах каждого ученика и давать рекомендации по построению дальнейшей работы.

Специалисты говорят, что в самом ближайшем будущем data-driven-индивидуализация готова шагнуть еще дальше. Системы научатся подбирать и рекомендовать курсы, задания и даже различные методики не только на основе того, как ученик справляется с программой. Возможно, рекомендации по обучению будут составляться исходя из интересов ребенка, его любимых видов спорта, компьютерных игр, прошедших или предстоящих поездок и путешествий, а также социальных навыков. Британский проект ClassCharts, например, уже предлагает оптимальный план рассадки учеников в классе, руководствуясь анализом полученных данных. Искусственный интеллект анализирует способности и успеваемость учеников, то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, а также ищет оптимальные схемы работы в парах и группах.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) прогнозирует, что к 2030 году исчезнет 56 профессий.

Причем под угрозой не только водители и кассиры, но и юристы, бухгалтеры, а также банковские сотрудники.

Получается, чему бы дети не учились в школе и институте, к моменту окончания обучения многие их знания устареют. Однако у экспертов есть решение, что с этим делать. В условиях подобной быстро меняющейся реальности детям нужно не только передавать знания, но и с самого раннего возраста формировать у них навыки, которые относятся к soft skills.

Пространство для творчества и экспериментов

Чтобы формировать у детей навыки XXI века, в школе должны быть созданы условия для творчества и коммуникации. Вместо оценок, которые наказывают за ошибки, нужна безопасная среда, где дети не боятся экспериментировать и ошибаться. Ученики должны самостоятельно искать различные решения задач, помогая друзьям и доказывая свою точку зрения учителю.

В такой среде дети научатся эффективно действовать в нестандартных ситуациях: например, смогут быстро разобраться в новом программном обеспечении, смогут предложить эффективное решение для проблемы, у которой еще нет готового решения.

Новая роль преподавателя

Какие бы хорошие учебные материалы ни применялись — именно преподаватель оказывает решающее влияние на учебный процесс. И если в образовательной системе, ориентирующейся на накопление знаний, у преподавателя две основных роли: транслировать информацию и контролировать успеваемость, то в школе будущего этого будет недостаточно.

Чтобы способствовать формированию soft skills, учитель должен уметь мотивировать детей, должен разжигать и поддерживать любопытство. Его задача — создать атмосферу, в которой ученики будут самостоятельно добывать факты, находить решения и коммуницировать друг с другом.

Новая система контроля качества обучения

Сейчас в школе оценивается в первую очередь успеваемость учеников. И это логично, если мы говорим о системе, в которой цель образовательного процесса — передача знаний. Но этот подход не помогает проконтролировать развитие и формирование навыков, а значит — нужна новая система метрик.

Сейчас эксперты склоняются к тому, что необходимо учитывать вовлеченность учеников в образовательный процесс и скорость прогресса. Причем новая система метрик должна оценивать не только учеников, но и сам учебный процесс: если весь класс не справился с заданием, это не проблема учеников, это проблема способа донесения информации. Такой подход позволит повысить профессионализм преподавателей и улучшить качество учебных материалов.

Персонализированный подход

У всех детей разная скорость обучения и разные способности, но это не должно становиться препятствием для образовательного процесса. Ситуации, когда весь класс ориентируется на самого слабого ученика, должны смениться индивидуальными программами обучения. И на самом деле, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Ученикам достаточно иметь запас заданий разного уровня сложности, чтобы все дети могли спокойно учиться и усваивать информацию в своем темпе, выполняя при этом необходимый академический минимум.

Новый образовательный контент

Новая образовательная система нуждается в новых учебных материалах. И речь идет не о том, чтобы оцифровывать учебники для использования на планшетах. Учебник в привычном смысле слова — некоторый объем информации и определенная точка зрения, которую транслирует автор.

В будущем образовательный контент должен быть скорее похож на знакомые нам задачники и хрестоматии. Новые учебные материалы должны определять проблемные темы и предоставлять материалы для размышления, а также задачи для отработки навыков.

Коммуникационная среда между учеником и учителем

Коммуникация — ключевой элемент образовательной системы. И если сейчас общение между детьми происходит вне уроков, а между учеником и учителем — только во время занятий, то в будущем этот процесс должен быть более гибким.

Конечно, речь не идет о том, чтобы преподаватель был на связи 24 часа в сутки, но у детей должна быть возможность задавать вопросы по домашним заданиям и спрашивать советы не родителям, а человеку несущему знания.

Сейчас многие преподаватели используют для этого социальные сети и мессенджеры, но у такого способа есть свои недостатки. Например, дискуссионный вопрос об образе преподавателя в социальных сетях, или невозможность для некоторых детей пользоваться интернетом из-за запрета родителей.

Поддержка от родителей

Родители — важные участники образовательного процесса, и поэтому они должны разделять цели и методы образования. Минимум давления и контроля, больше поддержки и мотивации.

Для этого родители должны быть лучше знакомы с методологией, они должны видеть результаты работы детей, их прогресс и их потенциал для будущего. Новая оценочная система (желательно, автоматизированная) позволит родителям видеть успехи ребенка, не полагаясь на третье, часто субъективное мнение, которым по сути является система школьных отметок на текущий момент.

Единая и прозрачная платформа

Школа должна быть понятной и прозрачной для всех участников: для директоров, методистов, родителей, преподавателей и, конечно, учеников. Родители должны понимать, как дети продвигаются по учебной программе. Директора смогут оценивать качество отдельных уроков и всего образовательного процесса, методисты — создавать и тестировать новые учебные материалы. А преподаватели, в свою очередь, должны видеть учебный процесс не только через призму своих субъективных оценок, но и через метрики, речь о которых шла выше.

Прозрачность — важный элемент образования. Она напрямую влияет на гибкость и способность системы адаптироваться к переменам и вызовам будущего.

Обучение преподавателей

Необходима атмосфера, в которой преподаватель будет постоянно обучающимся профессионалом, готовым к экспериментам в учебном процессе, готовым выстраивать обучение с фокусом на детских потребностях и интересах.

Настоящий преподаватель всегда учится: если он не любит учиться, то вряд ли сможет научить этому детей.

Теория + практика

Одно из слабых мест современных школ и вузов: отсутствие тесной связки между теоретическими знаниями и практикой. Если мы хотим перейти к образовательной системе, в центре которой soft skills — эту связку предстоит создать.

Сейчас образовательные учреждения — достаточно закрытые организации, их нужно открыть и дать возможность экспертам из различных организаций (специалистам, ученым, предпринимателям) принимать участие в учебном процессе. Это могут быть мастер-классы, практикумы, стажировки — форматов много. Подобное сотрудничество будет выгодно для всех участников.

Возможность выбора

Одна из фундаментальных проблем школы и вуза — жесткая ориентация на результат, а именно: сдачу экзаменов, получение профессии. Проблема в том, что в образовательной среде такой подход плохо влияет на мотивацию, отношение к образовательному процессу и, в итоге, на сами результаты обучения.

И в-третьих, пора признать, что образование — не только про изучение предметов, но и про изучение себя. Проще говоря, в образовательном процессе не должно быть ошибок, зато должно быть пространство для экспериментов. Если студент после первого курса понял, что выбрал не те предметы — не ошибка, за которую он должен расплачиваться неинтересной работой на всю оставшуюся жизнь. Это полезный эксперимент, и полученные знания помогут ему принять решение о том, куда двигаться дальше.

Вместо выводов

Получается, школа будущего — не что-то футуричское, непостижимое и напичканное технологиями. Точнее, технологии — лишь инструмент, который помогает в достижении цели, но никак не главная особенность школы будущего. А цель должна быть следующей: подготовка детей к счастливой жизни и успешной карьере в быстро меняющемся мире.

По нашему мнению, настоящая образовательная революция произойдет не тогда, когда в каждом классе будут планшеты со всеми загруженными туда учебниками. А тогда, когда мы все примем эту цель, как аксиому, и начнем менять образовательную систему, ориентируясь на нее.

Вроде бы, ничего сложного, поэтому хочется верить, что перемены не за горами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шелбогашева Елена Викторовна

учитель английского языка МБОУ г.Иркутска СОШ № 30

Образование 2020: взгляд в будущее

На сегодняшний день проблемы образования становятся приоритетными, поскольку образование определяет будущее наших поколений, а значит страны в целом. Новые идеи в образовании были всегда, а теперь инновационный процесс развития школы нужен нам как никогда. Какая будет эта школа? Какими должны быть знания нашего ученика для его успешного будущего? Как нам следует учить и воспитывать? Каким должно стать образование будущего?

Сегодня мы учимся воспитывать ученика умелого и мобильного. Да, это правильно! Ведь раньше тот объем знаний, который человек получал в школе, ему служил очень долго. В наш информационный век, где объем информации огромен и меняется быстро, потребность человека, нашего ученика, в другом, а именно, как сориентироваться в этом потоке информации, выйти на верные ориентиры, не сбиться с верного пути.

Но воспитывая такого прагматика, не забываем ли мы, что подменяем ценности? Ценности духовные, культурные - на материальные. Образование будущего, должно выйти на новейшую ступень, в которой мы гармонично, умело сможем объединить эти две необходимые составляющие развития личности ребёнка: ценности духовные, культурные и конкурентоспособность. Мы должны ориентироваться на то, чтоб наш выпускник был и образованной и ответственной личностью. Чтоб он был способен обеспечить своё жизнетворчество, не забывая при этом о других людях и их потребностях. Формирование же духовности должно проходить не на уроках, в теории, а в проектах, которые совместно с детьми осуществляют и педагоги, и родители на деле и практике.

Образование будущего это более широкая доступность к глобальным информационным ресурсам, которые могут позволить оперативно искать нужную информацию, что позволит детям быть более активными в своей поисковой деятельности не только вне школы, но и на уроках. Это позволит внедрять интересные образовательные ресурсы на уроках в больших масштабах. В образовании будущего мы активно используем всевозможные мастерские, работаем в проектных группах, что помогает нам формировать универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру.

Мы работаем по направлениям, которые ребёнок для себя определяет. Ведь ещё греческий философ Платон говорил, что направление, в котором человек начинает свое образование, определяет его будущее.

В образовании будущего школа неразрывна с родителями детей, иначе как воспитать ученика достойным, опираясь на одно крыло, крыло школы? А семья - это и духовные и культурные ценности. И когда наш ученик находится на корабле в море знаний, он не сможет плыть, если вдруг педагоги или родители будут этот корабль тянуть свою сторону, давая крен. Мы равномерно должны вести ребёнка, поддерживая с двух сторон.

Бесспорно, важной составляющей будущего образования является возможность реальных примеров в подкрепление материала теоретического, будь то посещение музеев, виртуальные выставки, встречи с литераторами, историками. Это должны быть не единичные мероприятия, а целая система. Практика, которая, несомненно, даёт больше запоминания и больше мотивирует и привлекает.

Образование 2020- это мощная система, способная подготовить конкурентоспособного, высококультурного с твёрдыми моральными устоями и принципами выпускника.

Читайте также: