Образование политических партий и начало российского парламентаризма доклад

Обновлено: 08.07.2024

31. Образование политических партий в России. Исторический опыт российского парламентаризма

Образование партий — это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы.

формирование определенных идейно-политических настроений, побуждающих единомышленников объединяться в кружки.

выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных публичных изданий.

происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллектива на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — пропаганды и агитации за свою программу и тактику.

Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.

В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:

-революционно-демократические социал-демократического и левонароднического направлений

-буржуазные с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных

В. И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали подготовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Деятельность Союза был нацелена на соединение теории социализма с массовым рабочим движением. Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основных направления: революционное и реформаторское.

В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП российская социал-демократическая партия. В программе предусматривалось 2 этапа революции:

программа-максимум — осуществление социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Однако по программным и организационным разногласиям произошел раскол на партию большевиков сторонники Ленина и меньшевиков сторонники Мартова. Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру пролетариата установление политической власти рабочих для построения социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества. Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с другими партиями.Партия социалистов-революционеров эсеры сложилась в 1902 г. Главной задачей эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским.

30. Общественно-политические силы на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг

Революция 1905-1907 гг. — первая русская буржуазно-демократическая революция. Ее причины:1Рабочее движение. Выдвигались не только экономические требования улучшения условий труда и быта, но и политические ликвидация самодержавия, введение демократических свобод.2Крестьянское движение — за 1900-04 г. произошло около 600 выступлений. Сначала это были требования раздела помещичьей земли, снижения налогов. Затем присоединились политические требования — против аграрной политики.3Студенческое движение — студенты заявили о своей солидарности с рабочими. Студенческие демонстрации за демократические свободы, за отмену правил об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках. В студ.среде формировались будущие революционеры.4Ускорило начало революции ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса и поражение в русско-японской войне. Задачи революции:

-созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия;

-введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

-уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

-сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов;

-достижение равноправия народов России

Движущие силы революции:

-рабочие и крестьяне;

-солдаты и матросы;

-средняя и мелкая буржуазия;

-интеллигенция и служащие.

Поэтому по целям и составу участников революция была общенародной и имела буржуазно-демократический характер. В январе 1905г в России началась революция. Началом её принято считать так называемое Кровавое воскресенье 9 января 1905, когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек. Петиция к царю содержала просьбу рабочих об улучшении материального положения и политические требования — созыв Учредительного собрания и введение демократических свобод. Этапы революции:

1) январь-сентябрь 1905г. Характеризуется: массовыми забастовками по всей стране в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом Долой самодержавие, созданием в Иваново-Вознесенском нового органа власти рабочих — Совета уполномоченных депутатов; восстанием матросов на броненосце Князь Потемкин-Таврический; массовым движением крестьян; созданием Крестьянского союза, выступившего с политическим требованиями. Правительство пошло на уступку и обещало созвать Государственную думу.

2)Октябрь — декабрь 1905. Проведена всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка, результат — издание Манифеста 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка, в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы печати, слова, собраний и союзов и созвать законодательную Государственную думу на основании нового избирательного закона. Этот манифест внёс раскол и в революционное движение. В ноябре возникла партия декабристов. Произошло восстание военнослужащих в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта.

3)январь 1906г. — июнь 1907г. Характеризуется ослаблением борьбы, началом выборов в I Государственную думу 1906 — первого в истории России нового времени законосовещательного органа при императоре, активной деятельностью различных политических партий и движений. Через 72 дня после открытия Думы царь распустил ее, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. В феврале 1907г открывается II Госдума. Но она оказалась ещё более левой, чем первая. Новая дума не смогла противостоять правительству и была разогнана 3 июня 1907 г. Государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917г, получил название Третьеиюньской монархии. Результат революции: верховная часть вынуждена была пойти на изменение социально-политической системы России. Достигнуто некоторое ограничение самодержавия, изменилось социально-политическое положение граждан, введены демократические свободы. Отменена цензура. Разрешена организация профессиональных союзов и легальных политических партий. Улучшилось материальное положение рабочих: повысилась зарплата, уменьшился рабочий день до 9-10 час. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа, разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев. Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России.

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

ВложениеРазмер
filippov_ilya_gapou_rb_brtat_onohoyskiy_filial.docx 33.78 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

Основой для становления парламентаризма в России была Октябрьская революция 1905 года. Парламентаризм – каноническая форма представительной демократии, которая держится на таких принципах как выборность, право сменяемости, представление и защита прав народного меньшинства, двойная ответственность парламентариев, гласность, народное представительство.

Парламентаризм в контексте системы власти предусматривает наличие парламента, который является представительным органом и выполняет законодательные и контролирующие функции. Здесь основой является принцип разделения власти государства на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.

Исследователи полагают, что в качестве первичных предпосылок для зарождения парламентаризма в России, стали события происходящие еще во времена существования Киевской Руси, Московского государства.

Революция 9 января 1905 года в значительной мере ускорила движение страны к конституционному строю. Отправной точкой в становлении парламентаризма в России стал Манифест, подписанный 17 октября 1905 года Николаем II. Его по праву можно считать прародителем современной Конституции, где впервые представлялись политические, гражданские свободы человека, а также положение о создании и созыве Государственной Думы, которая была призвана выполнять представительные и законодательные функции.

Парламент утверждает ключевые фигуры страны – генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации, международных договорах.

Определявшей чертой парламентаризма, его юридическим выражением является право контроля Парламентом деятельности правительства.

На протяжении многих веков с момента своего зарождения Россия, начиная с Киевской Руси, двигалась в направлении действующего представительного и законодательного института власти.

Решения наиболее важных вопросов хозяйственной и политической жизни принимались на общем сходе или собрании. Вече – орган государственного управления и самоуправления, упоминающийся в Белгородских летописях еще в 997 году. Вече обладало своими собственными атрибутами: вечевой колокол, вечевая трибуна. Решения принимались по принципу большинства голосов присутствующих. Наряду с судебными и спорными вопросами частного характера обсуждались дела, касающиеся всего общества в целом. Таким образом, можно полагать, что вече явилось прообразом существующего ныне парламента.

Следующей попыткой учредить представительный орган регулярного характера по праву можно считать образование и созыв Земского собора в 1550 году.

Во времена правления Ивана Грозного, Бориса Годунова, во времена Смутного времени продолжается образование представительных органов сословного характера – Земские соборы, Боярские Думы. С образованием Русского централизованного государства Боярская Дума приобрела вид постоянного совещательного органа, находящегося при верховной власти.

К концу XVII века роль представительных органов сводится на нет. Главенствующую роль получает самодержавие. Но в период правления Петра I широкое распространение получают идеи по ограничению самодержавия при помощи народных органов парламентского типа.

Затем уже, в 1870 году происходит образование городских сословных учреждений представительного типа – органов городского самоуправления.

23 апреля 1906 года был принят свод Основных законов Российской империи, согласно которому царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Государственный Совет был организован императором в качестве противовеса Государственной Думе.

В период с 1912 по 1917 годы началось формирование оппозиции царизму. Несмотря на изданный Свод законов и регламент, в котором прописаны полномочия Государственной Думы и Государственного Совета, власть царя злоупотребляла своими полномочиями.

В последствии развитие парламентаризма в России было прервано приходом к власти большевиков.

С декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь усиленного, полноценного развития парламентаризма.

Следующим этапом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Здесь был регламентирован принцип разделения власти в соответствии с демократическими принципами.

Двухпалатный парламент Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты - Совет Федерации и нижней палаты - Государственной Думы. Судебная власть принадлежала конституционному суду.

Таким образом, парламентаризм – особая система организации государственной власти, где главную роль играет парламент. В современном обществе парламентаризм становится вместилищем представительной демократии, способствует ее функционированию и правильной организации.

Конец XIX – начало XX века стали важнейшим этапом образования в России политических партий. Особенностью этого процесса было ускоренное формирование революционных организаций. Наиболее важными из них следует считать марксистскую Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) и Партию социалистов-революционеров (ПСР).

РСДРП формально образовалась в марте 1898 г. на первом съезде в Минске. Однако организовать настоящую партию, с программой и единым руководящим центром тогда не удалось. Эту задачу решил второй съезд РСДРП. Главная цель партии, сформулированная в ее программе, было проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата с целью построения социалистического общества. Однако, уже в ходе работы съезда, произошел раскол внутри партии на две фракции – большевиков и меньшевиков. Социал-демократия сыграла важную роль в революционных событиях 1905-1907 годов в России. Лидерами партии были Ю.О.Мартов, Г.В.Плеханов и В.И.Ульянов (Ленин)

1905-1907 гг. период наивысшего общественного влияния крайне правых, которые насчитывали в своих рядах около 400 тысяч человек.

11 декабря 1905 г., в разгар московского вооруженного восстания, был издан закон о выборах в Государственную думу. Закон сохранял куриальную систему. Выборы не были всеобщими. Признав за Государственной думой законодательные права, самодержавие стремилось их ограничить Правилами от 8 марта 1906 г. из ведения думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Император сохранял полноту власти над силовыми министерствами, и внешнеполитическим ведомством. Он мог в перерыве между сессиями издавать законы, которые затем должны были утверждаться в думе.

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 – кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 – беспартийных, 97 – трудовиков, 18 социал-демократов. Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральным вопросом, который стал предметом обсуждения, был аграрный вопрос. Именно этот вопрос и вызвал кризис в работе думы, и она была распущена.

Вторая Государственная дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума еще более левой, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал- демократов, 37 – эсеров, 16 - народных социалистов, 104 – трудовиков, 98 – кадетов, 54 – правые и октябристы, 76 – националистов и т.д.

Начало российского парламентаризма. Характеристика Манифеста от 17 октября 1905 года, написанного С.Ю. Витте. Возникновение активного и пассивного избирательного права. Создание рабочей курии. Первая государственная Дума и ее деятельность в России.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 03.12.2015
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Манифест стоит расценивать как акт конституционного типа, предполагавший установление следующих начал конституционного строя: 1) гражданские свободы; 2) общее избирательное право; 3) законодательную и контролирующую власть Государственной думы. Стоит также сказать, что произошло лишь формальное провозглашение Манифестом этих начал и он представлял собою акт, обещавший начала юридической, но вовсе не фактической конституции.

Стоит уделить особое внимание пункту 3 Манифеста, в соответствии с которым издание законов должно было составлять компетенцию Думы, а также было предусмотрено ее участие в надзоре за законностью действий администрации. Указанный пункт, несмотря на декларативность Манифеста, все таки говорил о возможном юридическом ограничении единоличной власти царя в законодательной деятельности. Это свидетельствовало о том, что Манифест являлся актом, намечавшим возможность определенных изменений Российского государства в направлении от абсолютной к конституционной монархии.

Совет министров организовал работу по изменению законодательства о Думе, порученную ему Манифестом. Было создано особое совещание под председательством С.Ю.Витте, которое и подготовило указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905г. и проект правил о выборах в Думу от рабочих в предприятиях горной и горнозаводской, фабрично-заводской промышленности.

Совещания проходили в Декабре в Царском селе и, в отличие от Петергофских, касались не всей проблемы Государственной думы, а лишь изменения избирательного закона. В декабре 1905г. происходил момент высшего подъема революции. Под влиянием этого и был подписан 11 декабря новый избирательный закон, опубликованный в тот же день.

По новому закону активное и пассивное избирательное право основывалось на куриальной системе. Система базировалась на двух принципах: сословном представительстве и имущественном цензе. Главным новшеством явилась четвертая рабочая курия, а также значительное расширение круга избирателей по городской курии.

В результате издания Положения получилось, что голос одного помещика был равен трем голосам городского выборщика, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих избирателей. Крестьяне имели очень заметное представительство. Отчасти это объяснялось тем, что крестьянство составляло огромную массу населения в России, а также надеждой власти на консервативный настрой этой группы..

Теперь, после издания нового закона о выборах в Государственную думу, избирательное право хотя и не стало всеобщим, но предоставляло право голоса всем группам населения. Стоит упомянуть, что только крестьяне имели в Думе своих непосредственных представителей. Все другие группы населения: горожане, землевладельцы, рабочие - сливались в губернском избирательном собрании в одну коллегию, которая и избирала народных представителей.

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 - кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 - беспартийных, 97 - трудовиков, 18 социал-демократов.

Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральным вопросом, который стал предметом обсуждения, был аграрный вопрос. Именно этот вопрос и вызвал кризис в работе думы, и она была распущена. Вторая Государственная дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума еще более левой, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал- демократов, 37 - эсеров, 16 - народных социалистов, 104 - трудовиков, 98 - кадетов, 54 - правые и октябристы, 76 - националистов и т.д. Центральным вопросом второй Государственной думы был все тот же аграрный вопрос.

Конец XIX - начало XX века стали важнейшим этапом образования в России политических партий. Особенностью этого процесса было ускоренное формирование революционных организаций. Наиболее важными из них следует считать марксистскую Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) и Партию социалистов-революционеров (ПСР). РСДРП формально образовалась в марте 1898 г. на первом съезде в Минске. Однако организовать настоящую партию, с программой и единым руководящим центром тогда не удалось. Эту задачу решил второй съезд РСДРП. Главная цель партии, сформулированная в ее 57 программе, было проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата с целью построения социалистического общества.

российский парламентаризм манифест избирательный

Список литературы

1.Васильева Н.И. К истории Манифеста 17 октября 1905г.//Правоведение.1974.№1.

2. Васильева Н.И., Гальперин Г.Б, Королев А.И.Первая Российская Революция и Самодержавие. Л.,1975.

5.Ильин А.В., Хохлов Е.Б.Первый закон о выборах в Государственную Думу Российской Империи : опыт историко-правового анализа.//Правоведение.2006.№ 1.

6. История государства и права России: Академический курс. В 2т. - Т.1. V - начало XX в. М.: Издательство Норма, 2003. 752с.

Читайте также: