Доклад по картам проппа

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность нашей работы:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Мы отметили, что к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности пускают процесс развития речи своего ребёнка на самотёк. Из – за этого у ребенка затрудняется развитие целого ряда функций: это и воображение, страдает диалогическая функция речи(ребенок не умеет строить фразы, говорит односложно), мышление, не развивается память.

В своей работе мы использовали несколько технологий развития и обогащения речи через моделирование, но наиболее продуктивной для нас оказалась работа по картам Проппа.

Цель работы: Развитие связной речи у дошкольников с ТНР через моделирование с использованием карт Проппа.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Развивать наглядно – образное и формировать словесно – логическое мышление детей, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Воспитывать в детях гуманность, человечность – умение сопереживать герою.

Методика работы с картами Проппа.

По мнению Владимира Яковлевича это 31 постоянная функция, без которой не обходится ни одно сказочное повествование. Карты Проппа-это сказочный конструктор, который состоит из карточек, на которых схематически изображены события и эпизоды сказки.Затем их было оставлено 28 – вы можете видеть их на слайде.

Позднее другими авторами(например Джанни Родари) эти функции были сокращены до 20.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь.

В коррекционной работе логопеда карты Проппа помогают в автоматизации и дифференциации звуков.

План работы с картами Проппа: на подготовительном этапе воспитали и учителя – логопеды проводят активное знакомство детей со сказкой как с жанром литературного произведения. Мы активно начитывали детям сказки, разбирали характеристики героев, действия, которые с ними происходили. А так же мы знакомили детей с общей структурой сказки. Структурировав свою работу мы выделили несколько этапов в работе по картам Проппа:

1 этап: знакомство детей со сказкой , как жанром литературного произведения. Мы объясняли детям общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: читали сказки и сопровождали чтение выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказывали сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе мы пробовали сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого выбирали 5-8 карт, придумывали главных героев, выбирали кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Так же, опираясь на ведущую деятельность дошкольников, мы ввели в рабочий процесс игры – задания, такие как:

— Чудеса в решете. В процессе этой игры дошкольники выявляли происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняли волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявляли злых и коварных героев (добрых), описывали их облик, характер, образ жизни, привычки, жилища. Затем анализировали, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (например для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делали попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывали новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок.

Брали мы не все 20 карт, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям предлагались задания:

На материале сказочных текстов проводились упражнения на формирование образности речи и для обогащения словаря детей. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

Дальнейшим этапом стала работа над сочинением сказки, которую мы построили следующим образом:

С детьми оговаривались следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Мы предлагали такие игровые приемы:

Благодаря использованию карт Проппа в работе учителя – логопеда мы научили детей:

  • определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки;
  • выстраивать схему содержания,опираясь на карты Проппа;
  • пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.

Кружок "Сочини сказку" / Л. Е. Тумина. - М. : Изд-во УЦ "Перспектива", 1995. - 373 с. : ил.; 20 см + Прил. (1 л. ил.).; ISBN 5-7744-0001-8 : Б. ц. Загл. обл.

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста.

Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.

Как же работать с картами Проппа?

Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете распечатать их из приложения к данной статье. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

Для примера рассмотрим сказку "Красная Шапочка":

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил :

1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ.

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс.


Карты Проппа как средство развития речи детей

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать .


Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа


Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П.


Доклад "Карты Проппа"

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карты Проппа как средство обучения детей

дошкольного возраста

творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1). Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

Последовательность знакомства с картами

Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).

Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.

Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Смотрите приложение №2.

Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Карты Проппа

hello_html_28d393d4.jpg

Примеры сказок, придуманных детьми подготовительной речевой группу с использованием картПроппа.

Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

14. Трудные испытания

15. Ликвидация беды

Жили-были Лиса и Кош. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинкабыла полна. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь. Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердиласьна Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

2. Нарушение запрета

12. Возвращение домой

17. Изобличение ложного героя

8. Но тут появился мальчик Кабачок.

12. Руки-плети у него было длинные, сильные. Он посадил Огурчика себе на ладошку-листочек, и мигом перенес на огуречную грядку.

diplom_157481__1_.jpg

Задачи мастер-класса:

1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии связной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста;

2. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

3. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.

4. Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

6. Стимулировать потребность использования в работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу сказки, стихотворения.

Концептуальные основы системы работы по использованию технологических приемов и методов развития связной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста.

Эффективность организации образовательной деятельности по развитию речевого творчества определяет умение детей дошкольного возраста:

- самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов и стихотворений;

- моделировать сказки, загадки, истории;

- в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

- внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений; замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.

Речевое творчество - высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно - литературный вкус.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого речи у детей дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи:

обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

систематизировать и донести информацию;

обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

наглядно мотивировать поступки героев;

сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

разнообразить образовательную деятельность с детьми;

заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

обогатить устную речь дошкольников;

облегчить процесс запоминания сюжета.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Сторителлинг – это игра, которая состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений.

В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Одним из методов, применяемых в технике сторителлинга, является использование карт Проппа. Что это такое?

Владимир Яковлевич Пропп (17 (29) апреля 1895, Санкт-Петербург —22 августа 1970, Ленинград) — русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста. Основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Отличие карт Проппа от мнемотаблиц , знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа , дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление.

Одна карта - это и есть определенное событие сказки. В.Я.Пропп выделил 31 постоянную функцию , без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28.

Описание элементов-функций сказок

1. Жили-были. Жили-были. Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных с, "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве".

3. Запрет . Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце, не открывай оконца.

4. Нарушение запрета . Сказочные персонажи нарушают запрет. Убежала Маша к подружкам. Выглянул петушок в окошко, в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют.

5. Герой покидает дом . Варианты: Сам отправляется на поиски ( пропавшего братца ) . Родители посылают (за молодильными яблоками) , отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен .

6. Появление друга- помощника . Доброму делу всегда кто-то помогает - серый волк, кот в сапогах .

7. С пособ достижения цели . Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавиц у, полет на ковре- самолете, использование меча- кладенца.

8. В раг начинает действовать . Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только этого и ждала… змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко.

9. Победа . Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.

10. Погоня ( преследование) . За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Лихо Окаянное.

11. Спасение от преследования. П рячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния.

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж — волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь . Б аба-яга дает девушке зада выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание.

14. Получение волшебного средства (самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки - оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем.

15. Отлучка дарителя. Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру.

16. Герой вступает в битву с врагом . Сверхестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет . И ногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты.

17. Враг оказывается поверженным. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился.

18. Метят героя. М етку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага.

19. Герою дают сложное задание. Д остать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что.

20. Герой выполняет задание.

21. Герою дается новый облик . Ч астый прием - погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше.

22. Герой возвращается домой. О бычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе.

23. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность . И ногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления.

24. Ложный герой , выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки.

25. Разоблачение ложного героя . Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня.

26. Героя узнают . Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.

27. Счастливый конец . Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир.

28. Мораль сей сказки . Нравственный итог сказки.

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Объясняем общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

5 этап . Сочинение собственной сказки.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

1. Карта -Жили - были.

Жила - была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

2. Карта - Герой покидает дом.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

3. Карта - Запрет.

Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай ,- наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

4. Карта - Нарушение запрета.

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

5. Карта - Враг начинает действовать.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

6. Карта - Появляется Ложный Герой.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

7. Карта - Разоблачение Ложного Героя.

8. Карта - Появление друга - помощника..

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник

9. Карта -Враг оказывается поверженным.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

10. Карта - Счастливый конец.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

11. Карта - Мораль.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Таким образом, я надеюсь, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании, сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А о владение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.

Заключительное слово педагога-мастера.

Данные формы организации совместной образовательной деятельности хороши для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании стихотворных произведений, сказочных героев, их действий и описания мест происходящего.

Использование символичных картинок, которые, как конструктор, структурируют сказочную историю, позволяют ребенку проводить ассоциации с реальными ситуациями своей жизни, познакомить с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя.

Также представленные методики позволяют расширить представления дошкольников о литературных источниках информации, научиться ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений, оценивать социальные привычки литературных героев.

И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека - произведения художественной литературы и устного народного творчества.

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

5. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990г.

7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001г.

8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996. - 464с.




29 мая, 2016 admin


Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20:

  1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

Методика

Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
  4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
  5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

Подготовительные игры-задания, которые можно включить в образовательную деятельность:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы:

Игровые приемы по работе со сказкой можно посмотреть и в этой статье.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также: