Менеджмент устойчивого развития доклад

Обновлено: 05.07.2024

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Что такое устойчивое развитие………………………………………………………………5
2. Предыстория развития концепции устойчивого развития…………………………………7
3. Традиционная экономическая наука и концепция устойчивого развития………………. 9
4. Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития…………………..11
Заключение……………………………………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

концепция устойчивого развития.doc

1. Что такое устойчивое развитие………………………………………………………… ……5

2. Предыстория развития концепции устойчивого развития…………………………………7

3. Традиционная экономическая наука и концепция устойчивого развития………………. 9

4. Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития…………………..11

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы. С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: "Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека".

Введя понятие устойчивого развития и приняв "Повестку на XXI век", призванную обеспечить переход на устойчивое развитие во всемирном масштабе, ученые и политики планируют избежать острых кризисных явлений на пути дальнейшего цивилизационного развития. В то же время кризис – это нормальное явление для любой развивающейся системы. Все развивающиеся системы в ходе своего развития сталкиваются с кризисными ситуациями. Они выходят из кризисов обновленными или погибают. Можно выделить четыре рода причин возникновения кризисов:

- истощение внутренних ресурсов развития;

- дисгармония между активными подсистемами, вызванная их несбалансированным развитием;

- достижение внешних границ развития (причины этого рода существенны не для всех систем, а лишь для тех, развитие которых содержит элемент экспансии, хотя бы в каком-то аспекте является экстенсивным, так что в соответствующем направлении система расширяется);

- внешнее воздействие на систему, активное, целенаправленное или случайное.

Очевидно, что для того, чтобы оценить в каком состоянии мы находимся и куда мы движемся необходимы определенные критерии. Данная цель сформулирована в главе 40 "Повестки на XXI век": "В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития". Данная проблема очень сложна, звучащие предложения разноплановы и противоречивы. Во многих серьезных исследованиях вопросы, связанные с критериями устойчивого развития, вообще игнорируется.

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

1. Что такое устойчивое развитие.

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.

2. Предыстория возникновения концепции устойчивого развития

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития. накопленном за это время. Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов - сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем. Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде. Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиям. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе - размножение раковых клеток [10]. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

В то же время концепция "нулевого роста" столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя российская экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия "устойчивость". Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов приводит к саморазрушению (и таким образом является "неустойчивым"), то понимаемое прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.

Идеи, сходные с обсуждавшимися в работах Римского клуба, высказывались и советскими учеными. Так, Н.Ф. Реймерс предложил "стратегию термодинамического взаимодействия" - ограниченного преобразования природы с одновременным изменением общественных институтов.

3. Традиционная экономическая наука и концепция устойчивого развития

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская. не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного" рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Далеко позади для России остались времена плановой экономики. Мы вошли в 21 век страной, которая в условиях рынка должна занять место, достойное великой державы. Что же должно обеспечить России устойчивое развитие экономики? Это зависит от многих факторов, важнейшим среди которых является уровень современных управленческих кадров.

И представления о методах управления, как правило, носят субъективный характер в каждой отдельно взятой фирме. К сожалению, не все управленцы являются специально подготовленными менеджерами, поэтому многие из них не знакомы с научными работами в области управления и вынуждены основываться только на собственном опыте и сложившихся традициях в организации.

Итак, я бы выделила следующие составляющие успешного управления:

*Улицкий Л.С. Логика управления. Очерк по теории управления административными коллективами. Киев,1924.

**Каннегисер И.С. Практическое руководство по административно – хозяйственной организации производственных предприятий,1923-1924.

Итак, для рационального использования вышеперечисленных методов стимулирования, менеджеру необходимо изучить потребности работников своего предприятия и выявить наиболее значимые из них.

Менеджер должен уделять внимание созданию положительного психологического климата в коллективе, что способствует более эффективной работе.

*Тейлор Ф.У. Научная организация труда. С предисл. П.М. Керженцева. Изд. 2-е,-М. Транс. Печать, 1925

** Андрианов В. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании)// Проблемы теории и практики управления,№3, 2001.

Кроме того, руководителю необходимо установить равновесие между формальными и неформальными отношениями в коллективе, наиболее рационально разделить

выполняемые функции, определить круг прав и обязанностей каждого члена организации, ввести необходимые нормы и в нужной степени регламентировать действия персонала.

6. Для того чтобы быть уважаемым в коллективе, руководитель должен обладать высокими моральными качествами: честность, неподкупность, трудолюбие, справедливость по отношению к подчинённым. К сожалению, уровень заработной платы в нашей стране не способствует борьбе с коррупцией. Однако необходимо помнить, что во многих странах мира неподкупность и объективность специалистов ценится очень высоко. Так, в Германии говорят, что по честности аудитор стоит на втором месте после священника. А в Китае сочетание высоких моральных качеств с профессионализмом является основой и традицией кадровой политики. Притом китайцы всегда ставят на

*Стрельбицкий С. Д. Администратор. Харьков, 1923

7. В условиях кардинальных перемен, в том числе в технике и технологии, на первое место в области управления выдвигаются вопросы повышения уровня компетентности управленческого персонала. Недаром во время реформ в бывшей ГДР особое внимание было уделено отбору и переподготовке новых руководителей на всех предприятиях. Реформы в Китае также были направлены на повышение квалификации управленцев. Тотальная аттестация руководителей позволила освободить кадровый состав от некомпетентных сотрудников. Второе, что было сделано в Китае, - обеспечение всеобщего непрерывного повышения квалификации персонала управления.

В Великобритании также в последнее время уделяется большое внимание переподготовке менеджеров. Существует тип курсов, который включает в себя Т-группы или обучение чувствительности. В течении нескольких дней участники собираются в группу и исследуют отношения между членами этой группы. Основная идея курса – улучшить восприятие других людей и прийти к пониманию себя, тем самым пропагандируя более тонкий, чувствительный подход к руководству. Многие, однако, находят подобный опыт неприятным, поскольку он может привести к открытию фактов, о которых люди предпочли бы умолчать.

Частично из-за сомнений в эффективности лекционного подхода к развитию менеджеров в последние годы стало популярным ролевое обучение. Здесь руководители сталкиваются с реальными проблемами, которые возникли в какой-либо организации. Теоретически, концентрируясь на решении этих задач, можно улучшить свои способности по решению проблем.

Другой подход, популярный в настоящее время - наставничество. Здесь начинающий руководитель прикрепляется к опытному и добившемуся руководителю - наставнику, который служит для ученика образцом. Преимущество наставничества в том, что оно облегчает развитие личных качеств и управленческих навыков, которым нельзя научиться на лекциях. Для того, чтобы наставничество было успешным, необходимо установить хорошие отношения. Люди, которые отвечают за развитие менеджеров, должны полностью отдавать отчёт в том, какие качества необходимы для управления и какими качествами должен обладать руководитель.**

Проведённые в 1997-1998 гг. экспертами ФРГ исследования позволили даать следующие обобщённые оценки требований к компетентности современного руководителя по 5-бальной шкале безотносительно к конкретной должности:

1 Стратегическая компетентность

способность решать проблему-4.0

*Слоцо У. Экономический рост Китая и главные принципы управленческой политики.//Проблемы теории и практики управления, №1,2000.

** Пасс К.,Лоус Б., Пендлтон Э., Чедвиг Л. Большой толковый словарь бизнеса. Русско-английский,англо-русский – М.:Вече, АСТ,1998.-688 с.

2 Социальная компетентность

способность работать в международной команде-4.4

способность мотивировать и убеждать-4.3

способность к учёбе и нововведениям-4.3

способность к разрешению конфликтов-4.0

3 Функциональная компетентность

умение принимать решения-4.4

умения, связанные с работой-4.3

гибкость в работе-4.1

выносливость в работе-3.9

4 Управленческая компетентность

авторитет руководителя- 3.8

5 Профессиональная компетентность

опыт линейной и штабной работы-4.0

работа в большинстве функциональных областей-4.0

зарубежный опыт работы-3.4

минимум 2 иностранных языка-3.7

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, каждый менеджер должен постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень, изучать достижения техники и новые методы управления и организации труда.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

ГОСТ Р 54598.1-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Management of sustainable development. Part 1. Guide

Дата введения 2016-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту BS 8900-1:2013* "Управление устойчивым развитием организаций. Часть 1. Руководство" ("Managing sustainable development of organizations - Part 1: Guide", IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного национального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.

Введение

0.1 Общие положения

Ожидания заинтересованных сторон организаций как государственного, так и частного сектора продолжают расширяться и углубляться. Концепция устойчивого развития обеспечивает возможность удовлетворения значительного числа этих ожиданий. Для целей настоящего стандарта под устойчивым развитием понимают долговременный сбалансированный подход к социальному прогрессу, экономической деятельности и ответственности за сохранение окружающей среды (см. 2.3).

Успешный подход к менеджменту устойчивого развития помогает организации принимать качественные решения, обеспечивающие непрерывный и длительный успех. Долговременный успех любой организации все в большей степени зависит от учета экономических, экологических и социальных аспектов во все виды деятельности. Для оценки и изучения возможностей, сложностей и препятствий работы в глобальной экономической системе необходим последовательный и всесторонний подход.

Настоящий стандарт представляет собой руководство по разработке подхода к устойчивому развитию для организаций, развивающихся и адаптирующихся к новым и уже существующим условиям и требованиям.

0.2 Результаты внедрения принципов устойчивого развития

Ожидаемым результатом применения настоящего стандарта можно считать непрерывное улучшение деятельности на пути устойчивого развития (см. рисунок в разделе 5).

Улучшение может быть достигнуто следующими способами:

- укрепление взаимосвязей (демонстрация заинтересованным сторонам, что организация осуществляет свою деятельность экономически, экологически и социально обоснованным образом, что несет им выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе);

- укрепление внутренней сплоченности (повышение уровня понимания работниками функций организации и использование этой информации для улучшения деятельности организации и процессов принятия решений);

- укрепление доверия: (прозрачность и подотчетность деятельности);

- стимулирование обучения и инноваций (изучение возможностей, появляющихся за счет привлечения заинтересованных сторон);

- понимание и менеджмент риска и возможностей (систематическая идентификация и ранжирование наиболее важных вопросов в отношении риска и возможности)

Таким образом, обеспечивается поступательное движение организации по пути устойчивого развития (пример приведен в разделе 5).

1 Область применения

В настоящем стандарте установлено руководство по менеджменту устойчивого развития и методология, помогающая организациям повысить производительность и эффективность деятельности. Стандарт устанавливает согласованный подход к менеджменту социальных, экономических и экологических аспектов в деятельности организации.

Настоящий стандарт предназначен для использования организациями любого размера, сектора и типа. Кроме того, он может быть полезен и заинтересованным сторонам организации.

Примечание - Использование настоящего стандарта зависит от продвижения организации по пути устойчивого развития (см. рисунок в разделе 5).

В стандарте не описаны критерии деятельности и специфические элементы социального, экономического или экологического влияния.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 принцип (principle): Фундаментальная основа принятия решения или поведения.

[BS ISO 26000:2010, 2.14]

2.2 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или группа лиц, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации.

[BS ISO 26000:2010, 2.20]

Примечание - В настоящем стандарте под термином "деятельность" подразумеваются все виды деятельности, продукции и услуг.

2.3 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, удовлетворяющее потребностям настоящего времени, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Примечание - Устойчивое развитие относится к объединению целей обеспечения высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и поддержанием способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми и взаимоподдерживающими. Устойчивое развитие следует рассматривать как способ выражения широких ожиданий общества в целом.

[BS ISO 26000:2010, 2.23]

3 Принципы устойчивого развития

3.1 Общие положения

Менеджмент устойчивого развития организации должен быть основан на принципах, отвечающих ее ценностям. Принцип - это фундаментальная основа, которой должны соответствовать принимаемые решения и деятельность организации. Принципы формируют социальные, экономические и экологические аспекты менеджмента устойчивого развития. Организация должна следовать, как минимум, следующим принципам: вовлеченности, соблюдению этических норм, ответственности руководства и прозрачности, приведенным в 3.2-3.5. Организация должна решить, применимы ли к ней другие принципы в дополнение к этим четырем.

Организация может выбрать и определить дополнительные принципы, соответствующие ее ценностям, общепринятым этическим нормам и менеджменту устойчивого развития.

В таблице 1 приведены некоторые вопросы, помогающие определить, в какой степени эти принципы реализованы в организации.

3.2 Вовлеченность

Термин "вовлеченность" в настоящем стандарте (с учетом концепции взаимодействия с заинтересованными сторонами как основного условия деятельности всякой по-настоящему устойчивой организации) означает выраженное намерение или политику привлечения ключевых заинтересованных сторон к разработке стратегии организации, планированию и менеджменту. В частности, вовлеченность означает взаимодействие с людьми, которые при других обстоятельствах могли бы быть исключены или изолированы.

Из менеджмента не следует исключать ключевые заинтересованные стороны не только на основе предвзятого к ним отношения (например, вследствие их половой или расовой принадлежности), но и по причине того, что субъект или объект организация воспринимает как трудный или препятствующий ее деятельности.

Примеры - Персонал, члены правления, представители власти и потребители.

Дополнительная информация по взаимодействию с заинтересованными сторонами приведена в 4.2.

Принцип вовлеченности применительно к социальным, экономическим или экологическим аспектам устойчивого развития организации в первую очередь относится к людям, в частности к ключевым заинтересованным сторонам. На практике это означает:

а) определение ключевых заинтересованных сторон организации или предприятия;

б) взаимодействие и ведение диалога с этими заинтересованными сторонами или, если это уместно, с их представителями.

Некоторые типичные вопросы, по которым можно судить о применении этого принципа в организации (с учетом трех главных аспектов устойчивости развития):

1) социальные: кадровая политика и практика; разработка систем оценки; установление целей для коллективов и/или отдельных лиц внутри организации; взаимодействие с сообществом;

2) экономические: установление экономических целей и ключевых показателей деятельности; разработка систем финансовой отчетности; социально-ориентированное инвестирование;

3) экологические: определение экологической политики; разработка экологических процедур; установление экологических целей и ключевых показателей деятельности; экологическая отчетность; политика и процедуры закупок.

3.3 Соблюдение этических норм

Соблюдение этических норм - это строгое следование общепризнанным этическим нормам и приверженность соблюдению законов. Эти принципы должны лежать в основе всей деятельности организации. Поэтому принципы необходимо довести до сведения персонала, заинтересованных сторон, общественности, чтобы не было сомнений относительно того, на чем основаны настоящие и будущие действия организации и как это может отразиться на ее коллективе, экономике и окружении.

3.4 Ответственность руководства

Ответственность руководства означает ответственность, которая может быть распределена или возложена на одно лицо, сообщество или организацию. Организация отвечает за управление всеми аспектами своей деятельности на всех этапах жизненного цикла с момента образования до окончательного закрытия. Эти аспекты могут включать детали, упаковку, маркетинговую документацию и т.п. и должны учитывать вопросы, относящиеся к обществу, экономике и окружающей среде.

Например, при разработке продукции управление включает в себя применение (где это возможно) экологически чистых/устойчивых материалов, которые безопасны для окружающей среды, а плановая утилизация предпочтительна путем вторичного использования. Например, закупки из устойчивых источников могут воздействовать на экономику сообщества.

3.5 Прозрачность

Прозрачность означает открытость в отношении решений и действий, влияющих на общество, экономику и окружающую среду и намерение сообщать о них ясно, точно, своевременно, честно и полно. Таким образом, следует отдать предпочтение прозрачности, когда информация доступна по первому требованию, если только нет причин для ее сокрытия. Например, где это уместно, организация должна быть готова предоставить информацию по менеджменту устойчивого развития. Эта информация может касаться потребления энергии и воды, взаимоотношений с поставщиками, распределения фондов, поддержки общественных инициатив и т.д.

Таблица 1 - Вопросы для определения выполнения принципов устойчивого развития

- Каким способом идентифицированы заинтересованные стороны, интересы которых зависят от решений и действий организаций?

- Каким способом заинтересованные стороны выражают свои мнения и интересы и проводится ли непрерывный мониторинг этой информации?

- Как организация помогает заинтересованным сторонам в понимании принимаемых решений и значимости своей деятельности?

- Существуют ли установленные способы выявления лица или группы лиц, интересы которых могут быть ущемлены или не учтены?

- Существуют ли интересы организации вне интересов, непосредственно связанных с заинтересованными сторонами, которые следует исследовать?

- Как организация развивает структурное разнообразие?

Соблюдение этических норм

- Каковы способы соблюдения этических норм при взаимодействии с другими организациями?

- Как организация борется со взяточничеством, злоупотреблениями, притеснениями и/или коррупцией в своем коллективе?

- Как организация подтверждает, что ее решения и действия являются обоснованными и соответствуют юридическим обязательствам и нормам права?

- Каким образом деятельность организации влияет на качество жизни людей?

- Приводят ли принимаемые организацией решения к необратимым экологическим (включая биологическую вариативность) и социальным изменениям или потерям? При положительном ответе: проведен ли анализ возможных альтернативных решений?

- Проводится ли анализ и мониторинг используемых ресурсов и последствий деятельности организации?

- Как навыки менеджмента устойчивого развития нарабатываются, распространяются, применяются и оцениваются?

- Что позволяет организации быть уверенной, что необходимая информация, предоставляемая заинтересованным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?

- Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении дополнительной информации и как на них реагируют?

- Как организация осуществляет взаимодействие с заинтересованными сторонами, разговаривающими на других языках?

- Как осуществляют управление, регистрацию и обмен информацией о важных интересах организации, сфере ее влияния или бенефициарах?

- Как эффективно могут быть использованы новые технологии повышения прозрачности?

- Что позволяет организации быть уверенной в том, что необходимая информация, предоставляемая заинтересованным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?

- Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении дополнительной информации и как на них реагируют?

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

Правильные решения должны приниматься быстро, пока не пришли неправильные. (Г. Малкин)

Валерий Швец

Уже более 30 лет, начиная со знаменитого доклада Римского клуба "Пределы роста" (1972 г.)(1972 г.), ученые и общественные деятели из разных стран мира призывают осознать глобальную опасность для человечества ничем не ограниченного роста производства и потребления. Во многом под влиянием этих прогнозов было создано несколько неправительственных международных организаций и общественных движений (например, "Гринпис"), которые стали пропагандировать идеи охраны окружающей среды и устойчивого развития (sustainable development) корпораций.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла весьма представительная всемирная конференция по управлению окружающей средой и развитию, по результатам которой была принята декларация, содержащая 27 принципов. Первым принципом был следующий: "Человек является центральным звеном при рассмотрении вопросов устойчивого развития (выделено мною - В.Ш.), которое ориентировано на охрану здоровья и обеспечение полноценной жизни человека в гармонии с природой". С этого момента концепция устойчивого развития становится некоторой доминантой менеджмента компаний мирового уровня. Устойчивое развитие - это новая философия развития общества, основанная на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений и в практической деятельности, направленных на обеспечение жизнедеятельности будущих поколений людей. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию прошел в Иоганнесбурге в августе 2002 г.

Дальнейшее развитие идей устойчивого развития привело в конце 90-х годов к идее создания в отдельных компаниях и бизнес-сообществах необходимых условий для совместной деятельности по охране природы и труда людей. В 1997 г. Дж. Элкингтон (John Elkington) 2 сформулировал тройную цель устойчивого развития для бизнеса: Люди, Планета, Прибыль (People, Planet, Profit - три Р), причем именно в такой последовательности приоритетов.

В 1999 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе генеральный секретарь ООН Коффи Анан обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальным соглашением (Global Compact) и содержало десять универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В настоящее время большинство международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили о своей приверженности Глобальному соглашению.

Таким образом, целевой блок современной компании, построенный на основе концепции устойчивого развития , призван обеспечить соблюдение баланса интересов бизнеса, людей, общества и, самое главное, будущих поколений . По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной стороной компании наряду с потребителями, персоналом, партнерами и т.д. Естественно, необходимы соответствующие средства для решения этих задач на основе совершенствования внутрифирменных систем менеджмента .

Можно утверждать, что именно философия устойчивого развития была положена в основу методологии известной сегодня в мире модели TQM - модели Европейской премии в области качества, или модели делового совершенства EFQM. Довольно долго последняя воспринималась как наиболее развитая структура TQM, по сравнению, например, с моделью стандартов ИСО серии 9000. Однако это соотношение не очень устраивало специалистов мирового сообщества, работавших в области стандартизации систем менеджмента качества (CМК), особенно в ИСО/ТК 176, в рамках которого разрабатывались эти стандарты. Мир был готов к выработке новых рекомендаций по менеджменту качества на базе концепции устойчивого развития и международной стандартизации . На этот раз все началось в Японии.

В 2000 г. после утверждения новой версии стандартов ИСО серии 9000 в Киото (Япония) Японский институт стандартов (JSA) провел большое исследование востребованности стандартов в области менеджмента качества и целесообразности дальнейшего их улучшения и развития [1]. Результаты исследования, продемонстрировав положительную реакцию успешных компаний Японии, США и Европы, подтолкнули JSA к подготовке и изданию проектов двух новых стандартов по СМК: TR Q 0005 "Система менеджмента качества. Рекомендации по устойчивому росту" (Quality management system - Guidelines for sustainable growth) и TRQ 0006 "Система менеджмента качества. Рекомендации по самооценке" (Quality management system - Guidelines for self-assessment). Эти документы разрабатывались под научным руководством известного японского специалиста в области TQM профессора Токийского университета д-ра Йосинори Изука (Yoshinori Iizuka) - президента Японского общества по управлению качеством (JSQC), лидера национального комитета Японии (разработавшего в 1997 г. Манифест TQM), а также руководителя рабочей группы в ИСО/ТК 176, которая готовит концепцию новой версии стандарта ИСО 9004.

Разработчики обосновали жизненную необходимость документов реальному бизнесу следующим:

бизнес-сообщества в Японии, США и Европе относились скептически к стандарту ИСО 9004:2000 как к практическому инструменту cовершенствования СМК компании, способного оказывать реальную помощь бизнесу в достижении устойчивого развития ;
бизнес нуждался в концепции, повышающей уровень его конкурентоспособности и утверждающей инновации как необходимое условие совершенствования СМК;
нужно было дать методическую и технологическую основу устойчивого развития компаний через обучение и инновации .

Японские документы по менеджменту качества в начале 2005 г. были утверждены и введены в действие как официальные национальные стандарты Японии (JIS). В 2002 г. они были рассмотрены и одобрены на специальном семинаре ИСО/ТК 176 в Акапулько. В 2005 г. ИСО/ТК 176, объединив их в один документ, выпустил для широкого обсуждения всех заинтересованных членов ТК в качестве возможной основы для стандарта ИСО 9004 версии 2008 г. в виде документа TC 176/SC2 № 690 JIS/TR Q0005:2005. Это еще одно свидетельство высокой международной оценки инициативы японских специалистов и государственных регламентирующих организаций Страны восходящего солнца.

Активный цикл инноваций в области менеджмента качества на основе концепции устойчивого развития начала Франция. В июне 2003 г. правительство Франции одобрило Национальную стратегию устойчивого развития и на ее основе французская организация по стандартизации (AFNOR) опубликовала Руководство SD 21000 "Устойчивое развитие. Социальная ответственность корпораций. Руководство по учету вклада "устойчивого развития" (Sustainable development - Corporate Social Responsibility - Guide for the taking into account of the stakes of ) [2].

Несколько нормативных разработок по вопросам устойчивого развития появилось за последние годы в других странах: например, в Великобритании - рекомендации SIGMA (Guideline. Putting Sustainable Development into practice - a guide for Organization), в Италии - Q-RES, в Германии - VMS. В адрес ИСО/ТК 176 некоторые национальные члены комитета направили свои предложения по совершенствованию стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 г. Помимо указанных японских стандартов большой интерес у членов комитета вызывает предложение французской делегации от AFNOR (документ № 689R "Система менеджмента. Рекомендации по организационному менеджменту") и др. В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о разработке в рамках ИСО/ТК 176 стандарта ИСО 9004 версии 2008 г., который объединил бы перечисленные выше национальные стандарты и рекомендации в единый международный стандарт внутрифирменного менеджмента качества.

На основе анализа всех нормативно-методических документов можно выделить основные компоненты, составляющие предмет новизны:

определение и операциональное применение во внутрифирменном менеджменте корпоративной политики и стратегии с учетом концепции устойчивого развития ;
при формировании стратегии и стратегических целей необходимо понимание и идентификация потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон (например, не только нынешних собственников компании, но и будущих поколений людей );
самообучение и инновации как главные технологические инструменты стратегического развития;
первенство корпоративной стратегии над процессным подходом на уровне производственной структуры.

Еще раз подчеркнем связь этих компонентов с концепцией устойчивого развития (или роста, или успеха, или конкурентоспособности) компаний, несмотря на кажущееся текстуальное различие всех этих документов. Другой заметной их особенностью является, на наш взгляд, возрастание роли стратегического менеджмента в сравнении с текущей деятельностью на основе процессного подхода . В рассматриваемых документах процессный подход реализуется в основном на самом нижнем уровне СМК, т.е. на уровне производственных и технологических процессов создания, изготовления и поставки продукции.

1. Устойчивое развитие (или рост) компании базируется на определенной стратегии (Strategy), а также постоянном обучении и инновациях (Learning &Innovation).
2. Стратегия имеет как минимум три иерархических уровня - общекорпоративная стратегия, бизнес-стратегия и стратегия по отдельным видам продукции (услуг). Она основывается на профиле организационных возможностей (Organizational capability profile) компании.
3. Профиль организационных возможностей - это аналитический документ, отвечающий на вопрос, что представляет собой компания с точки зрения рыночного позиционирования, внутренних ключевых компетентностей, конкурентных преимуществ, возможностей персонала и т.д. Профиль включает анализ выпускаемой продукции, уровня технологий и другие возможности организации.
4. Трехуровневая модель СМК: постоянное улучшение продукции (услуг), постоянное улучшение СМК и инновации СМК (схема 1).
5. Понимание восприятия компании всеми заинтересованными сторонами. Баланс интересов сторон рассматривается как естественный базис общекорпоративной стратегии.
6. 12 принципов СМК.

Концепция документа предполагает выработку стратегии на трех уровнях (корпоративный, отдельный бизнес, отдельный вид продукции), каждый уровень имеет свою особенность. СМК нужна лишь как важнейший инструмент реализации всех стратегий. Эту мысль разработчики проиллюстрировали схемой 2.

Различие между инновацией и улучшением в СМК (см. схему 1) заключается в следующем: инновация представляет собой реструктуризацию, за- мену отдельных элементов структуры или всей структуры на новую, в то время как улучшение, как правило, проводится в рамках действующей структуры. Улучшение зачастую связано с процессным подходом и не требует значительных, в том числе денежных ресурсов, в то время как инновации нуждаются в значительных средствах и реализуются на основе проектного подхода.

В ходе разработки новых документов японские эксперты, конечно, не могли пройти мимо знаменитых принципов менеджмента качества, лежащих в основе существующей версии стандартов ИСО серии 9000. В результате, отражая понимание тенденций современного менеджмента были сформулированы 12 принципов менеджмента качества (таблица). Впервые на русском языке они были воспроизведены в [3], поэтому данный перевод является авторским и его не следует воспринимать как официальный.

Весьма полезную классификацию и взаимодействие этих принципов дал проф. Й. Изука в своем докладе на 49-м ежегодном Конгрессе EOQ (25-27 апреля 2005 г., Анталия, Турция) [4]. Эта классификация позволяет глубже понять взаимосвязи рассматриваемых принципов СМК (схема 3).

Таким образом, можно утверждать, что новые версии стандартов СМК ведут компанию от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон, от информационных технологий - к управлению знаниями, от постоянного улучшения процессов - к инновациям, прежде всего, в сфере менеджмента.

В заключение обзора современных подходов в области устойчивого развития и менеджмента качества хочется отметить еще один перспективный, на наш взгляд, подход на основе Европейской концепции устойчивого развития корпораций, который в течение ряда лет разрабатывается под руководством проф. Т. Харджоно (T. Hardjono) из Эразмского университета (Роттердам, Нидерланды) [5].

В настоящее время, насколько нам известно, Т. Харджоно вместе с коллегами разрабатывает практические рекомендации для компаний, которые хотели бы применить его подход для совершенствования своей системы менеджмента. Как нам представляется, теоретическим источником Четырехфазной модели компетентностей Т. Харджоно является известная работа К. Камерона и Р. Куинна, в которой авторы разработали модель типизации и диагностики организационной культуры компаний. Данная типизация строится на основе двух дихотомических 3 признаков организационных культур, а именно: внутренняя или внешняя ориентация; ориентация на контроль или гибкость [6]. Эти признаки формируют соответствующие квадранты типовых организационных культур компаний (клан, адхократия, рынок и бюрократия), которые могут помочь в их практической диагностике и плановых трансформациях (схема 4).

Модель Т. Харджоно существенно развивает данный подход, обогащая его новым содержанием и возможностью более адекватной интерпретации различных корпоративных стратегий, а также пониманием природы их трансформаций (схема 5). В этой модели четыре типа стратегических ориентаций К. Камерона и Р. Куинна (фокус внутрь, фокус внешний, контроль и изменения) формируют четыре типа соответствующих результатов деятельности (результативность, эффективность, гибкость и творчество) и организационных культур (сегментация, бюрократия, анархия и любительство). Следуя по часовой стрелке этой четырехфазной модели, стратегия и структура компании подвергаются соответствующим изменениям, которые могут быть "правильным образом" интерпретированы.

Основная идея типизации организационных культур К. Камерона и Р. Куинна, а также модели устойчивого развития Т. Харджоно заключается в том, что любая корпоративная культура (а по мнению этих исследователей, это базис любой организации) и стратегия, любая система менеджмента и оргструктура - исторически преходящие формы бытия компаний. Все они могут подвергаться определенным изменениям (трансформациям) и, следовательно, возможна постановка вопроса об их текущей адекватности и траектории дальнейшего развития. Другими словами, такие известные типы организаций, как бюрократическая, творческая, проектная, процессная, адаптивная или строго сегментированная, по существу, являются временной формой существования компании, носят ситуационный характер и могут трансформироваться.

Сегодня каждая компания стоит перед непростым выбором пути дальнейшего развития и совершенствования внутрифирменной системы менеджмента. Различные консультанты и консалтинговые фирмы предлагают огромный спектр апробированных инструментов менеджмента: модель делового совершенства EFQM, ERP, стандарты ИСО серии 9000 и процессный подход, сбалансированная система показателей (BSC), бережливое производство плюс "Шесть сигм", управление знаниями, проектами, стратегический маркетинг и т.д. Все это, безусловно, весь- ма полезные подходы, которые могут быть практически применены в любой компании. Однако нужно выбрать лишь то и тогда, что и когда именно тебе крайне необходимо для дальнейшего развития и успеха. В одной из своих работ мы писали о том, что этот выбор должен быть стратегическим, что нельзя внедрять все системы и инструменты менеджмента одновременно, поскольку многие из них требуют значительных ресурсов, да к тому же противоречивы [3]. Мы убеждены, что инновации в области менеджмента требуют четкой предварительной идентификации типа (профиля) организации, проведения анализа ее уникальных свойств и особенностей деятельности, словом, некоторой интеллектуальной и творческой работы всего коллектива (в случае необходимости, и услуг консультантов).

Для большинства российских предприятий современный менеджмент во всех его формах и проявлениях является некоторым вызовом. Можно констатировать возросшую сложность, профессиональный подход и одновременно некоторую неопределенность (абстрактность) предлагаемых моделей. Руководители компаний уже не могут полагаться только на свой здравый смысл, сложившийся стереотип принимаемых решений и используемые управленческие технологии. Ошибаться здесь тоже не следует - "штраф" в современном бизнесе слишком суров. Все перечисленные выше подходы, направленные на устойчивое развитие компаний, представляются нам наиболее современными, перспективными и полезными для ознакомления и применения в практике российских предприятий.

Читайте также: