Образование и бизнес доклад

Обновлено: 30.06.2024

В связи с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями, становлением рыночной экономики появляется потребность в бизнес - образовании, которое готовит руководителей, играющих ключевую роль в хозяйственных процессах, причем спрос на него постоянно меняется. Бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли

Работа состоит из 1 файл

Бизнес-образование.docx

В данном реферате использовались такие статьи, как:

May В., СеферянА. «Бизнес – образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции

В связи с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями, становлением рыночной экономики появляется потребность в бизнес - образовании, которое готовит руководителей, играющих ключевую роль в хозяйственных процессах, причем спрос на него постоянно меняется. Бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли [3].

В настоящее время существуют разные формы обучения по программе МБА:

Full - time MBA - классическая форма бизнес - образования, сочетающая лекционные курсы и практические задания. Важным элементом этой программы являются бизнес – игры.

Part-time MBA - вечерняя форма обучения.

Executive MBA - программы для руководителей, уже имеющих опыт управления. Средний возраст студентов на EMBA выше, чем на других программах, 35-37 лет, а опыт их практической деятельности составляет 6-10 лет. Более чем в половине случаев обучение на EMBA оплачивают компании.

Так же существуют несколько типов учебных заведений в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес - образования. К ним относятся:

Бизнес - школы при классических университетах. Они тесно связаны с университетским образованием и дают широкое образование, близкое к академическому. Развиваемые ими программы (прежде всего MBA) являются по сути своей магистерскими или исследовательскими. В настоящее время подавляющее большинство школ бизнеса США работают в рамках этой организационной формы. Естественно, что по мере распространения бизнес образования по миру именно эта форма была принята за основу во многих других странах. Однако с 1970-х годов стали проявляться и недостатки такой формы организации. В постиндустриальном мире многие из университетских школ оказались недостаточно мобильными, они не могут быстро адаптироваться к изменениям потребностей клиентов. В силу естественной консервативности образовательной системы, эти школы бизнеса часто скованы необходимостью выполнять установленные процедуры и согласовывать свои шаги с руководством университета. Проявляется заметный разрыв между потребностью в изменениях и реальной реакцией на нее со стороны школ.

Самостоятельные (как правило частные) бизнес - школы, возникшие в основном в Европе в середине 20 столетия и по своей организации близкие к университетским школам. Они являются более динамичными. Типичными примерами таких школ являются London Business School.

Бизнес - школы, создаваемые корпорациями (группами корпораций), но не являющиеся их структурными подразделениями. Это гораздо более динамичные заведения, поскольку критериями их успеха являются как правило не чисто академические результаты (количество публикаций в реферируемых журналов), а способность привлекать студентов и тем самым генерировать прибыль. Они менее склонны развивать классические программы МВА, но прежде всего предоставляют разнообразные образовательные продукты, ориентированные на решение актуальных сегодня проблем или на решение задач отдельных корпораций. Такого рода бизнес - школы сближаются с консалтинговым бизнесом – но они идут к консалтингу от образования.

Учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами. Они ориентируются не на подготовку собственного персонала, предпочитая нанимать сотрудников с дипломом классических бизнес - школ или направлять в них на обучение своих сотрудников. Здесь учебные подразделения должны работать с клиентами, обучать их персонал воспринимать предлагаемые консультантом идеи.

Разного рода тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям – как частным, так и государственным. Как правило, они специализируются на небольших по продолжительности программах, связанных с новыми формами менеджмента, освоением новых программных продуктов, используемых в управлении организацией. Клиентами тут могут быть самые разные организации, включая налоговые службы и крупные частные корпорации.

В последнее время появляется все больше частных компаний, которые, испытывая кадровый голод, начинают инвестировать в образовательные программы. Они делают это самостоятельно или совместно с учебными заведениями. Пока в этой области не накоплен большой опыт и такого рода школы трудно охарактеризовать подробнее.

Особенности спроса на услуги бизнес - образования.

Прослеживается спрос на более короткие по продолжительности и сконцентрированные во времени программы. Эта тенденция четко обозначилась в Европе, где ускорение интеграционных процессов постоянно требовало привлечение на рынок все новых управленческих кадров.

Наряду с продолжительностью программ, большую значимость стал приобретать и выбор формы обучения. Все менее оправданным становится полный отрыв обучающегося от бизнеса с целью получения дополнительного образования [2].

На сегодняшний день в России существует явный спрос на бизнес - образование. Его стремятся получить более молодые, прагматичные и амбициозные, слушатели, имеющие базовое экономическое образование и меньший стаж работы не только в бизнесе, но и в данной фирме и занимаемой ныне должности, а также не проходящих предварительно стажировок. Увеличивается процент женщин [4]. Но в предоставление данных услуг имеются такие проблемы, как:

Неравномерное распределение рынка бизнес - образования, большая часть сконцентрирована в Москве.

Отбор слушателей на программы МВА. Если при поступлении в западное учебное заведение серьезные намерения абитуриента должны быть подкреплены рекомендациями, эссе, а также несколькими экзаменами, то в Росии с конкурсным отбором дела обстоят совсем иначе. Лишь несколько ведущих отечественных школ бизнеса могут похвастаться процедурой отбора аналогичной устоявшимся международным стандартам;

В России МВА все еще остается на уровне курсов повышения квалификации для менеджеров среднего звена. Конечно, есть исключения, но они еще слабо влияют на общий тренд;

На программы MBA часто принимаются люди, не имеющие достаточного управленческого опыта;

Качество российского МВА сильно разнится по школам;

Российскому MBA пока не хватает практической составляющей. Если западное бизнес-образование фактически натаскивает управленца на решение стандартных управленческих задач, то российское лишь систематизирует существующий практический опыт и дает знание теории. Речь идет и о небольшой доле преподавателей-практиков и о недостаточной продолжительности курсов для того, чтобы приобрести стандартные практические навыки [2].

Происходит неизбежное копирование западыx моделей бизнес -образования, это привело к возникновению существенного разрыва в содержании образования, которое дают российские бизнес - школы, и потребностями рынка труда в нашей стране. В подавляющем большинстве школ преподаются концепции и модели менеджмента, которые плохо работают в условиях России. В то же время в учебных программах крайне слабо отражается специфика российского менеджмента. Эти недостатки обусловлены двумя основными обстоятельствами. Во-первых, у нас почти не ведутся исследования, результаты которых могли бы послужить основой для разработки собственных моделей и приемов менеджмента, учитывающих особенности российской культуры и национального менталитета. Во-вторых, слабы контакты преподавателей бизнес - дисциплин с реальным бизнесом, что ограничивает информационную базу учебных курсов.

Практика показывает, что в России наблюдается острый дефицит квалифицированных преподавательских кадров по общему и функциональному менеджменту.

Среди поступающих на российские программы МДА почти нет владельцев компаний. Это происходит потому, что образование МДА рассчитано скорее на менеджеров, чем на предпринимателей и владельцев бизнеса: большинство студентов и выпускников ориентировано на корпоративную карьеру.

Институционалйзация бизнес - образования в России не может считаться завершенной без государственного признания диплома MBA. Это профессиональный диплом, признаваемый во всем мире как подтверждение высшей квалификации в области менеджмента. Европейский фонд развития менеджмента выработал европейский стандарт программ МВА и проводит на его основе аккредитацию европейских школ бизнеса. Включение России в международное образовательное пространство настоятельно требует "легализации" программ МВА у нас в стране. Введение государственного диплома МВА способствовало бы существенному повышению качества бизнес - образования и, при правильной организации процесса аккредитации этих программ, позволило бы решить целый спектр проблем российских вузов: от укрепления их финансовой базы до уже упоминавшейся проблемы подготовки преподавательских кадров.

Так же существует проблема подготовки достойных учебных образований. Почти по всем бизнес - дисциплинам переведены добротные западные учебники, но очень мало качественной отечественной литературы, которая бы аккумулировала знания и опыт, накопленные за рубежом, однако основывала бы их на российских реалиях [1].

Российские бизнес-школы создавались в основном или самим отечественными экспертами, изучавшими опыт бизнес-образования на Западе, или же сюда приходили западные школы среднего уровня, создававшие партнерские программы с российскими школами.

Все это менее важно для бизнес-школ, сосредоточенных на подготовке бизнес-аналитиков и консультантов. Их будущая практическая деятельность не является бизнесом в собственном смысле этого слова, и потому их подготовка требует прежде всего приобретения совокупности знаний, необходимых для аналитической деятельности. Поэтому здесь могут доминировать принципы классического университетского образования. Иное дело подготовка предпринимателей. Им помимо знаний нужны практические навыки, в основном ориентированные на принятие решений в условиях высокой неопределенности.

Перспективы развития бизнес-образования в России связано с еще одним важным специфическим обстоятельством. В отличие от других крупных растущих рынков (Китай, Индия, Сингапур), сюда не пошли ведущие западные бизнес школы. Никто из них не предпринял попыток создания здесь своих филиалов, предполагая, по-видимому, обучать российских студентов исключительно в своих кампусах. В результате в России не возникли филиалы западных бизнес-школ, тем более ведущих брендов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

В современных условиях российской экономики на промышленных предприятиях существует проблема повышения качества человеческих ресурсов, что обусловлено, в частности, значительным оттоком наиболее квалифицированных работников в другие сферы экономики, физическим старением работающего промышленного персонала, нежеланием молодежи трудоустраиваться на производственные предприятия. Все это приводит к острой нехватке промышленно-производственного персонала, снижению его трудового и интеллектуального потенциала и, вследствие этого, к повышению рисков хозяйственной деятельности. 1

Современный российский работодатель давно ждет от системы образования специалистов, умеющих применять свои знания на практике, обладающих рядом личностных качеств и навыков, способствующих высокой адаптации к быстро меняющимся условиям среды, т.е. тех компетенций, которые обеспечивают успешность организации и бизнеса.

Современные представления работодателей о нужных им выпускниках учитывают 2 :

- общий уровень развития и базовые знания молодого специалиста;

- способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;

- умение применять на практике полученные знания, навыки командной работы, умение и желание постоянно учиться;

- нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.

Как отмечалось в послании Президента РФ 3 , сегодня должен быть изменен подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане – все заинтересованные в качественном образовании.

Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года определяют комплекс задач для органов власти всех уровней, в том числе по созданию национальной системы компетенций и квалификаций. Задан импульс формированию эффективных механизмов государственно-частного партнерства, которые призваны изменить ситуацию в сфере спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынках труда. 4

Социальное партнерство для профессионального образования должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение – давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития. Сегодня одной их главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей.

Социальное партнёрство в сфере профессионального образования, обладая мощным потенциалом, влияя на качество профессионального образования, обеспечивает конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения, способствует повышению его социального статуса, социальной защищенности, обеспечивая профессиональное и личностное развитие будущих рабочих, удовлетворяет потребности социальных партнеров в компетенциях личности, потребности колледжа в развитии.

Социальное партнерство позволяет включить в организацию педагогического процесса главных потребителей образовательных услуг, имеющих свои интересы, свои представления о задачах и роли профессионального образования, его качестве.

Основные направления деятельности учреждений среднего профессионального образования в рамках социального партнерства:

изменение отношения к социальному партнерству, базирующегося не только на заключении соглашений с предприятиями о прохождении студентами практики, но и необходимости создания комплекса мероприятий и структур, повышающих востребованность образовательного учреждения;

привлечение инвестиций работодателей в систему профессионального образования;

совершенствование учебно-материальной базы образовательного процесса; создание новых современных специализированных кабинетов, позволяющих приблизить учебный процесс к реальным производственным условиям;

использование материально-технической базы работодателей не только в производственных практиках, но и в учебном процессе;

привлечение работодателей к оценке качества подготовки специалистов;

целевая подготовка специалистов (по заказу работодателей).

Главный социальный партнер колледжа – это Управление садово- паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Одно из передовых предприятий города дает уникальную возможность будущим специалистам получать профессиональные навыки в условиях реального современного производства, овладевать в полной мере новейшими приемами и методами технологии организации производства. Кроме того, учитывая особенности адаптации людей в обществе, дает право овладеть профессиональными навыками и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудничество с данной организацией позволяет колледжу создать необходимые для современного специалиста условия в целях организации производственного обучения и практики на более высоком качественном уровне. Для Управления садово-паркового хозяйства социальное партнерство - возможность создать кадровый резерв из числа обучающихся в колледже.

Прохождение производственной практики на предприятиях наших социальных партнеров, где главную оценку профессиональному мастерству дает руководитель производства, отличный стимул для обучающихся проявлять максимум оперативности, дисциплинированности и ответственности.

Алёшина Юлия Владимировна

Клементьева Светлана Вячеславовна

1 В. А. Дресвянников, О. В. Лосева Направления развития кадрового потенциала на промышленных предприятиях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономика. №1/17. 2011 г. с.91-98.

2 Авраамова, Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования Текст. / Е.М. Авраамова. М.: МАКС Пресс, 2006. - 86 с

Образование и бизнес: практики взаимодействия

Кадровый дефицит – одна из острейших проблем современного бизнеса. Такие результаты показали исследования, проведенные Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2016 – 2020 годах. И даже при сокращении количества рабочих мест дефицит рабочей силы по-прежнему остается. Источник проблем – разрыв между ожиданиями работодателей и тем уровнем компетенций, с которыми выходят на рынок труда выпускники колледжей и вузов. Профессиональное образование сегодня не может развиваться как закрытая система, без учета потребностей работодателей. Диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основании четких взаимных обязательств. Бизнес формулирует для образования своевременный заказ на кадры с определенными квалификациями и требования к содержанию их обучения, система образования отвечает на запрос качественными образовательными программами и соответствующими ожиданиям работодателей результатами подготовки выпускников.

.Не случайно Стратегией развития национальной системы квалификаций до 2030 года предусмотрено системное вовлечение работодателей в управление качеством реализации программ профессионального образования и обучения. Должны быть сформированы условия, обеспечивающие взаимопонимание и, главное, – взаимодействие работодателей и образовательных организаций. Самый эффективный механизм такого взаимодействия – совместная работа по созданию и продвижению лучших практик подготовки кадров. Запуск подобных проектов, их организационно-методическое сопровождение – миссия Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, функции которого выполняет Национальное агентство развития квалификаций (далее – Базовый центр).

За четыре года работы сформирован портфель проектов, который пополняется в ответ на запрос, поступающий от работодателей и образовательных организаций. Познакомимся подробнее с результатами и перспективами работы Базового центра.

Подтвержденная квалификация укрепляет позицию человека на рынке труда. Даже в случае негативного результата можно получить важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, а также рекомендации по перспективам профессионального развития, освоению новых умений и знаний. Процедура независимой оценки квалификации создает возможности для обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории. Свидетельство о квалификации позволяет понять, что конкретно умеет делать тот или иной человек. Для выпускников вузов и колледжей это особенно важно. В настоящее время, завершив обучение, они получают документ об образовании и квалификации, но запись в дипломе не совсем понятна работодателям, поскольку часто не совпадает с названиями квалификаций, существующими на рынке труда.

Независимая оценка важна и для самих молодых людей, и для их потенциальных работодателей. Выход на рынок труда с признаваемыми профессиональным сообществом свидетельствами о квалификации повышает шансы выпускников на трудоустройство и сокращает период профессиональной адаптации. В свою очередь, предприятия получают возможность отбора хорошо подготовленных молодых специалистов, экономят на затратах, связанных с доучиванием персонала. Наиболее удобный вариант применения независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров – совмещение процедуры аттестации студентов и профессионального экзамена. Это дает возможность оценить и образовательные результаты, и профессиональную квалификацию.

С 2018 года Национальное агентство развития квалификаций (далее — Национальное агентство) совместно с советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК), центрами оценки квалификации (далее – ЦОК), работодателями, колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

С 2021 года осуществляется переход от проектного режима к массовому внедрению профессионального экзамена для студентов. Масштабирование проекта предусматривает расширение перечня квалификаций, вовлечение новых колледжей, трансляцию опыта совмещенной процедуры и на высшее образование. Для этого созданы все необходимые информационные, методические и организационные условия.

Национальное агентство развития квалификаций совместно с СПК, ЦОК, работодателями и колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

В стремительно обновляющемся мире образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий – ключевым навыком современного человека. Невозможно сегодня научиться один раз и на всю жизнь.

В стенах вузах и колледжей молодые люди мало слышат о том, как в современном мире строятся карьеры, как устроен рынок труда и какие требования он предъявляет, не всегда четко представляют, какие задачи будут решать на своем рабочем месте. Между тем, есть инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций. Путеводителем для всех, кто хочет понять, как этот мир устроен, как в нем ориентироваться, чтобы всегда быть востребованным и успешным профессионалом, легко справляться с вызовами неопределенности и изменчивости, является национальная система квалификаций (НСК). Она отвечает на вопросы, что такое квалификация, какие знания, умения, опыт нужны, чтобы ее получить и подтвердить, как оценить свою квалификацию и сравнить ее с требованиями, предъявляемыми работодателями в профессиональных стандартах.

Для того чтобы помочь молодежи получить реальный опыт проектирования своего профессионального пути в самом его начале, Базовым центром разработан интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу. Он просто, современно и ярко рассказывает молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учит пользоваться инструментами и цифровыми сервисами НСК, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию.

Чтобы помочь молодежи спроектировать свой профессиональный путь, Базовый центр разработал интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу.

Институт наставничества давно и хорошо известен. Он был неотъемлемым атрибутом советского производства. Рядом с молодыми работниками всегда были опытные мастера, которые делились своими знаниями и опытом. К сожалению, в постсоветский период слаженная система на большинстве предприятий оказалась разрушенной. Но в последние годы мы наблюдаем новую волну интереса к ней.

Сегодня от специалиста требуются не только профессиональные компетенции, но и умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Компетенции, которые позволяют это делать, называют общими, надпрофессиональными, ключевыми. Несмотря на повышенный интерес к этим компетенциям и понимание их значимости для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны, сохраняется разноголосица в представлениях о них. Эксперты предлагают множество пересекающихся друг с другом, но не совпадающих перечней и описаний общих компетенций, в которых они оказываются неотличимыми от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека. Размыта грань между компетенциями и умениями, при построении перечней, как правило, не рассматривается вопрос различий в требованиях к общим компетенциям в зависимости от уровня квалификации, характера профессиональной деятельности. Это приводит к отсутствию преемственности в развитии общих компетенций на разных уровнях общего и профессионального образования, в процессах обучения и развития персонала и в целом при решении задач кадрового обеспечения организации, отрасли, региональной и национальной экономики.

Перечень и описания имеют универсальный характер. На их основе может и должно проводиться описание характеристик общих компетенций применительно к видам профессиональной деятельности и профессиональным квалификациям, а затем и оценка их сформированности. Именно эта задача станет приоритетной для работы над проектом в 2021 году.

Использование высоких технологий влияет на современный рынок труда, формирует новые требования к кадрам, а значит, необходима отработка современных технологий кадрового менеджмента, особенно для наукоемких предприятий.

В зоне внимания проекта – вопросы взаимодействия предприятия с организациями, осуществляющими подготовку кадров, в том числе целевого обучения и сетевой реализации образовательных программ, практикоориентированной подготовки под рабочее место, а также мотивации профессионального и карьерного роста работников, обучения в корпоративных учебных центрах.

Важным фактором развития современного высокотехнологичного и наукоемкого производства является появление новых квалификаций и обновление существующих профессий, в том числе изменение требований к компетенциям работников, как профессиональным, так и общим. Поэтому одним из направлений реализации проекта является апробация синхронизированной разработки профессиональных стандартов, квалификаций и образовательных программ.

Цифровая трансформация постепенно становится для образования осознанной необходимостью. Тем не менее, отчетливое понимание того, что это за процесс, сформировалось не у всех. Есть те, кто думает, что цифровая трансформация – это просто внедрение новых технологий в существующей организации: достаточно разработать сайты, подключить соцсети, разработать онлайн-курсы, чтобы считаться цифровым колледжем или вузом. На самом деле, это не только и не столько инвестиции в новые технологии, но и глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития. Цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером, очных лекций – вебинарами или выполнением и представлением домашнего задания в электронном виде. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Они становятся важным инструментом мышления, который способен кардинально перестроить образовательный процесс.

Сегодня принято оценивать уровень цифровой трансформации образования, используя четырехуровневую модель:

  • подмена: компьютерные технологии используются для выполнения тех же самых действий, что и ранее, нет изменений в преподавании и обучении (текст можно набрать на пишущей машинке или с помощью компьютера);
  • накопление: компьютерные технологии предлагают новый, более эффективный инструмент для выполнения учебных задач, фокус обучения смещается с учителя на ученика;
  • модификация: создаются условия для индивидуализации решения учебных задач;
  • преобразование: появляются решения для новых педагогических задач, которые даже не ставились ранее.

На каком уровне находятся современные российские колледжи? Для ответа на этот вопрос в 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи:

  • выявления лучших практик цифровизации среднего профессионального образования;
  • поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей, в том числе со стороны органов управления образованием;

В 2021 году будет разработана и апробирована методика рейтингования.

Колледжи и техникумы смогут увидеть направления и ориентиры для развития, познакомиться с лучшими практиками внедрения и использования цифровых инструментов. Мы не создаем рейтинг ради рейтинга, мы рассматриваем его как своего рода триггер, который запустит процессы изменений.

В 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи выявления лучших практик цифровизации СПО и поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей

Проекты Базового центра позволяют работодателям формировать заказ системе образования, минимизировать затраты на оценку кандидатов и доучивание персонала, развивать наставничество на производстве и в целом управлять кадрами более эффективно. Система образования получает сигнал от рынка труда, ответы на вопросы кого и как необходимо готовить, возможность сформировать систему устойчивого взаимодействия с работодателями. Молодежь учиться осознанно строить профессиональную карьеру, подтверждать свою первую квалификацию и тем самым повышать конкурентоспособность на рынке труда.

Все проекты Базового центра Национального агентства открыты для новых участников. Мы заинтересованы в формировании сообщества экспертов, готовых вместе с нами формировать и транслировать новые, эффективные способы организации взаимодействия работодателей и образовательных организаций, инструменты повышения качества подготовки кадров.

Комитет образования и науки разработал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования", призванный создать законодательные механизмы для совершенствования профессиональной подготовки кадров в соответствие с запросами реальной экономики.

Во вступительном слове Н.И. Булаев предложил участникам слушаний высказывать конкретные предложения, замечания, суждения, которые будут внесены в список рекомендаций комитета. Он отметил, что в Государственной Думе не раз обсуждались законопроекты по этой теме, но пока конкретных законодательных решений не было вынесено. Тем временем, проблема усугубляется: тенденции в экономике и образовании не отражают друг друга из-за трудности прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг. В этой связи партнёрство между бизнесом и образованием должно привести к соответствию выпускаемых специалистов потребностям экономики. Таким образом, это взаимодействие нацелено не только на обеспечение финансирования образования, но и на решение более широкой стратегической задачи.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член Совета Федерации Станков Николай Иванович. Он рассказал, что обсуждаемая тема была затронута на заседании бюро РСПП полтора года назад, и её актуальность сегодняшний день возрастает: бизнес не удовлетворён качеством образования и перечнем специальностей, по которым происходит подготовка кадров. Так, проблематично найти узких специалистов в металлургии и машиностроении. Бизнес готов работать над решением этой проблемы: в РСПП была создана рабочая группа (её возглавляет президент группы компаний "Информационные бизнес-системы" Анатолий Караченский); к РСПП присоединяются и другие ассоциации предпринимателей. Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса одобрил эту идею и сказал что власть заинтересована в том, чтобы работать над этой проблемой.

Также была затронута одна из базовых концепций предлагаемого законопроекта. Сейчас структуры отраслевого бизнеса, поддерживая образование, делают затраты из прибыли, и это является барьером, который не даёт развернуть поддержку в более серьёзном масштабе. Но вопросы кадрового обеспечения и подготовки персонала – это затраты, связанные с обеспечением выпуска продукции, объективно необходимые, а соответственно, они должны быть отнесены на себестоимость.

Заместитель министра образования и науки РФ Андрей Геннадьевич Свинаренко рассказал о работе правительства. Работа которая проводится министерством – регулярные встречи с бизнесом и образованием. Одна и ключ проблем – поиск адекватных форм взаимодействия. Главным для преодоления разрыва между выпускаемыми специалистами и запросами экономики является привлечение работодателей к образовательной работе. Разработаны законопроекты, призванные создать соответствующие механизмы. Например, о предоставлении права представителям объединений работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечня направлений подготовки специалистов, разработке государственных образовательных стандартов, контролировании качества образования и др. Для работы в этой области созданы советы и рабочие группы.

Одна из проблем состоит в том, что бизнес часто не видит возможностей к самостоятельным действиям и ждёт предложений и указаний от министерства или от сообщества образования.

Ректор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Виталий Иванович Видяпин считает, что у государства нет достаточного количества средств для финансирования высшего образования, и без поддержки бизнеса разрешение существующих проблем невозможно. Его поддержал проректор СПбГУ В.Н. Троян, особо подчеркнувший важность разработки нормативно-правовой основы для кредитования ВУЗов и студентов. Представители образования говорили о важности налоговых льгот для предприятий, финансирующих высшее образование. В частности, эта позиция прозвучала в выступлении Николая Николаевича Гриценко, президента Академии труда и социальных отношений, который выступал с предложениями от лица Союза ректоров России.

На слушаниях значительное внимание было уделено вопросу финансирования инновационных технологии. Особое внимание к этой проблеме уделили представители региональных вузов. Ректор Саратовского Государственного Университета Л.Ю. Коссович рассказал о прошлогоднем семинаре в Зальцбурге, посвящённому проблеме создания инновационных цепочек. В СССР фундаментальная наука разрабатывалась в университетах и инновации претворялись в жизнь в отраслевых институтах и конструкторских бюро. Для того, чтобы разработки фундаментальной науки применялись не только за рубежом, но и в нашей стране важно воссоздать инновационную цепочку, что уже происходит благодаря созданию в вузах технопарков и бизнес-инкубаторов.

Проректор по инновационной деятельности Иркутского государственного технического университета Александр Иванович Федотов рассказал о правовых проблемах при создании инфраструктур для высокотехнологических разработок. Он отметил, что использование технопарков и бизнес-инкубаторов – серьёзный стимул и мощный рычаг в подготовке специалистов мир уровня. Вузы, которые пошли по этому пути, включая ИрГТУ, обрели ряд проблем, связанных с недостатком существующего законодательства, так как не разработана нормативно-правовая база по организацию малых предприятий, учредителем которых является вуз. А. Федотов выступил с конкретными предложениями по этому вопросу.

Парламентские слушания завершились одобрением проекта рекомендаций Комитета ГД по образованию и науке высшим органам власти. Председатель комитета Н.И. Булаев пообещал включить высказанные в ходе слушаний предложения в окончательную версию рекомендаций.

Важно, что этот вопрос был поднят на уровне высшей законодательной власти страны, так как государственная инициатива в определении стратегии развития образования и науки является решающей. Взаимодействие бизнеса и образования невозможно без выработки конкретных механизмов, функционирование которых должно быть обеспечено нормативно-правовой базой.

Читайте также: